VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теория социального государства.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001392
Тема: Теория социального государства.
Содержание
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 «БЕЛГОРОДСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (ФИЛИАЛ) 

Кафедра теории и истории государства и права


КУРСОВАЯ   РАБОТА
по дисциплине  теория государства  и права
на тему:  «Теория социального  государства »
     
     
                                                                                        Выполнила  студентка:____________ 
                                                       Колесникова Ольга Николаевна
 (фамилия, имя, отчество, подпись)
 заочная 
 (форма обучения: очная, заочная)
 Юридический
     (факультет)
 ЮР- 22 с
 № зач. кн.214135 
   (группа)
Научный руководитель:
Захарова Л.Н.
(фамилия, имя, отчество) 
к.и.н.,доцент____________                                                                                                                       (ученое звание, должность,  подпись)







СТАВРОПОЛЬ   2016  г.
	СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3               
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА               7
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА      11 
ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО 	              
ГОСУДАРСТВА                                                                                                  19                                                                                                                                 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
 И ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                          	28 


















ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность темы исследования обусловлена  тем,  что  в настоящее время,  когда резко  обострились  противоречия  общественной  практики, в  условиях  кризиса, как  никогда  остро  стоят  проблемы  оказания  социальной  помощи  различным  категориям  граждан во  многих  государствах. В  некоторых  станах граждане имеют  мощную  социальную  поддержку  со  стороны  государства,  например  в  Германии,  стране  одной  из  первых,  провозгласивших принцип социального государства. Оказание  социальной  помощи  обездоленным, нищим  убогим, людям  которые  не  в  состоянии  сами  заработать  себе  на  жизнь, длительный  период  времени оставались в сфере религии и морали. Во  многих  религиозных  трактатах содержались  предписания об  оказании  помощи наиболее бедным  соплеменникам, но законодательного закрепления в ранних памятниках  права, было достаточно редким.  Частная  благотворительность, имеющая тысячелетнюю историю, находилась под влиянием морали и религии и фактически не подвергалась регламентации со стороны государства.
	Изначально помощь  оказывалась нищим, убогим, больным в виде милостыни, но, как и всякое явление, милостыня, с одной стороны, действительно служила серьезным подспорьем для выживания неимущих, а с другой - порождала иждивенчество, паразитизм, в определенном смысле развращала людей.
 	Что касается России, в   условиях  экономического и политического кризиса есть объективные проблемы, по  выполнению  социальных обязательств  со  стороны государства  по  отношению к различным категориям  граждан, но  есть и субъективные  факторы, главным образом порожденные чрезмерной бюрократизацией и непрозрачностью сферы социального обеспечения. Наиболее отчетливо это проявляется в реорганизации государственной пенсионной системы,  которая  подвергается постоянному реформированию, а  вот  насколько  эффективными  окажутся  эти  реформы  через 10-15  лет,  сложно  предугадать. Население России, как известно, стареет, пенсионеров становится все больше, а средств в Пенсионном фонде России (ПФР) - все меньше. 
     Несмотря  на   то,  что  Конституция  РФ  предусматривает  защиту социальных  прав  граждан, в  начале  XXI в. в России имеет  место грубое нарушение социальных прав, как со стороны государственных органов и органов местного самоуправления,  так и в области судебной защиты данных прав. 
     Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации отмечал, что по прежнему  происходит  массовое  нарушение социально-экономических прав граждан, что  является источником социальной напряженности. 
Конституция Р Ф 1993 года (статьи 1 и 7) определяет Россию как демократическое социальное правовое государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития каждого из них.  Одним из существенных признаков Конституции, является  социальная направленность, конституционное признание фундаментальных социальных прав человека и гражданина, а также политики, направленной на рост благосостояния граждан  и их защиту.
          Важное  значение,  имеет изучение основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, которые выступают  в качестве составного элемента института конституционно-правового статуса человека и гражданина, определение их места в системе основных прав и свобод человека и гражданина. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются в России, при реализации основных прав и свобод, в том числе социальных, является проблема их объема и степень свободы в содержании каждого из прав.
           К сожалению, конституционная норма, в основном отражает опосредованный характер деятельности государства в социальной сфере. Не сформулированы понятия  прямой ответственности государства, по  отношению к личности, а также индивида к государству. 
Между тем, задача обеспечения соблюдения социальных прав граждан основана на международных правовых нормах, их экономических и правовых гарантиях, возможности судебной защиты нарушенных прав  и свобод.
	Степень разработанности темы. Тема социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов, философов и экономистов.  Сущность  социального  государства   изучается и анализируется в многочисленных публикациях, в которых большое внимание уделяется проблемам  социальной деятельности государства.
     Объект исследования – теория  социального государства.
     Предмет исследования - социальный тип государства.
     Целью курсовой работы является изучение особенностей социального государства.
     Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- уяснить  особенности эволюции идей социального государства;
- изучить  признаки социального государства;
-рассмотреть особенности формирования социального государства в Российской Федерации.
	Методологическую базу исследования  составили общие и специальные научные методы, выступающие в качестве элементов познания, решения научных задач и достижения цели проводимого исследования, в частности, формально - юридический, а также такие частно - научные методы, историко - правовой, сравнительно - правовой, логический, системно - структурный, аксиологический, аналитический.
	Теоретическая база исследования - Конституция Российской Федерации, монографии по теории государства и права, статьи периодической печати по исследуемой проблеме. 
        Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток теоретико-
правового анализа теории социального государства.
Структура  курсовой  работы обусловлена целями и задачами исследования и  состоит из введения, трёх глав, заключения и списка  использованных нормативно-правовых актов и литературы.
    Объем курсовой работы составляет 30  страниц машинописного  текста.
    	
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Глава 1. Эволюция идеи социального государства

    Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства.  При этом они понимали, что в конечном счете, такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью. 
    Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства1. Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли  «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.
     В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства2.
     Значительное  влияние на процесс развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе, оказало Советское государство, которое в  Конституциях декларировало социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.
Этапы развития:
первый этап (с 70-х гг. Х1Х в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический;
второй этап (с 30-х гг. до конца 40-х гг. ХХ в.) - правовое социальное государство;
третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство социальных услуг;
четвёртый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг. ХХ в.) - государство всеобщего благоденствия;
пятый этап (с начала 80-х гг. до середине 90-х гг. ХХ в.) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;
шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство3.
	Социальных обязанностей государства перед личностью в сфере социальной поддержки не существовало, но появились обязанности государственных и общественных структур по оказанию социальных услуг населению.4
     Таким образом, если общественная помощь нуждающимся существовала всегда (хотя и не требовала в определенных исторических условиях обязательного участия государства), то государственная помощь (социальная защита) появилась в эпоху буржуазного развития и приобрела юридическую форму первоначально в Европе, а затем в России. При этом уменьшение удельного веса элементов благотворительности в социальной поддержке было вызвано изменением основ взаимодействия личности, общества и государства, которые и привели к появлению идеи социального государства («государства благоденствия») и новых, социальных прав человека. 
    Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в середине XIX в. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах, как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного, выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов
    Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и высших законодательных актах многих стран. Вместе с тем, несмотря на прогрессивные идеи в обществе, вплоть до конца XIX в. государство, даже осуществляя социальные функции, не ставило своей целью защиту тех, кто попадал в тяжелую ситуацию. Тем более, не ставилась задача содействия в достижении всеми достойной жизни в обществе того времени. Отдельные меры социальной помощи государства своим адресатом имели благополучную часть общества, поскольку именно ее ограждали от опасностей. 
    Данный вывод позволяет солидаризироваться с позицией А.И. Мазилова, полагающего, что первый этап в развитии социальной защищенности личности в истории общественной мысли ознаменован «защитой личности сквозь призму защиты общества, выживания его как единого целого»5. Постепенное развитие принципов демократии привело к появлению понимания государства в качестве посреднического института, который от имени и посредством взносов всего населения поддерживает жизнеспособность наиболее уязвимой его части.
	В заключение отметим, что в настоящее время идея о социальном государстве оттачивается до совершенства, все еще стоит вопрос о степени социальной роли государства. Государство  призвано служить  силой, как  устанавливающей, так  и поддерживающей правопорядок, так  и силой  утверждающей начала  справедливости во  взаимоотношениях между различными группами  и  слоями   населения. Обеспечивая достижение  социального мира и согласия в  обществе, стимулируя развитие  общественного  производства, благо каждого  и всех государство  предстаёт явлением цивилизации. Каждое государство решает этот вопрос для себя в индивидуальном порядке, конечно, учитывая при этом исторический опыт, свои внутренние условия.
			Глава 2. Понятие и признаки социального государства

	Вплоть до XIX столетия идея социального государства не была сформулирована как научная концепция или самостоятельная правовая теория. Положения о достойном материальном существовании и пагубности неравенства являлись отдельными аспектами философских и политэкономических исследований, направленных на поиск наилучшего государственного устройства.6
     Социальное государство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – система госу-дарственного регулирования общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.
     В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке – продукта. Уполномоченным на такое распределение и является социальное государство, выполняющее в обществе функции системы обеспечения социальной справедливости. Социальное  государство предоставляет  социальные  услуги обществу  в  целом и оказывает  государственную  поддержку малоимущим, инвалидам,  престарелым. Основной  целью  социального  государства  является обеспечение  стабильности, отсутствие  социальной  напряженности. Основные признаки социального государства: 
     1) Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
     2) Социально ориентированная структура экономики;
     3) Формирование гражданского общества; 
      4) Разработка государством разнообразных социальных программ; 
     5) Развитое социальное законодательство; 
      6) Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности; 
      7) Социальная ответственность перед гражданами. 
      В качестве   других признаков социального государства могут быть выделены следующие признаки:
     1. Социальное государство должно быть правовым государством, где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство.
     2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным.
      3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ.
     4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики7.
     В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются:
     - уровень бедности;
     - относительный эффект социальных программ на уровень бедности;
     - доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами;
     - детская смертность;	
     - уровень безработицы8.
     Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (т.е. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.
     Начало широкой реализации идей социального государства как правило связывают с провозглашением в США (1964 г.) кампании по борьбе с бедностью как части программы построения «Великого общества» (Great Society). 
     16 марта 1964 г. Л. Джонсон направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: про-фессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volu№teers i№ Service to America, VISTA).
     В  соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 г. была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 1960-х гг. были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешёвых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии9.		
	Положения о социальных правах граждан и о социальных обязанностях государства в конце XIX - начале XX в. развивали немецкие и австрийские исследователи, американский государствовед и Президент США Вудро Вильсон (он, правда, писал лишь об обязанности государства создать всем равные условия (шансы) и поддерживать определенный уровень жизни), французский конституционалист Леон Дюги, выдвигавший концепцию «государства-добра»10. В российской литературе идеи социальных прав и достойного существования человека в наиболее отчетливой форме выражал государствовед П.И. Новгородцев (1909 г.). Идеи, о которых говорилось выше, были лишь отдельными элементами, набросками к концепции социального государства.
	Словосочетание «социальное государство» впервые появилось в Конституции (Основном Законе) ФРГ 1949 г. Позже оно вошло в Конституции Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г., ряда других стран11. Есть этот термин в ст. 7 Конституции РФ 1993 г. Но во многих новейших европейских конституциях (например, Польши 1997 г., Финляндии 1999 г., Швейцарии 1999 г.) его нет. Содержание этого термина, как правило, не раскрывается. Обычно лишь констатируется, что данное государство - социальное (правда, в дальнейших статьях обычно назван более или менее полный объем социально-экономических прав, присущих современным условиям, говорится о некоторых мерах адресной социальной защиты определенных групп населения).
	Положение о социальном государстве занимает в Конституции РФ особое место, поскольку характеризует внутреннюю, содержательную, ценностную сторону деятельности государства, тогда как большинство конституционных норм ориентировано на регулирование внешних, структурно-функциональных аспектов государственности. При этом содержание термина «социальное государство» в российской Конституции раскрывается через его цели: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).
	В современной российской и зарубежной литературе по вопросу о сущности социального государства существуют неодинаковые взгляды. Некоторые авторы считают, что социальное государство аналогично «государству благоденствия» (welfare state), иногда говорят, что последний термин - это английский вариант первого. Другие усматривают сходство социального государства с «трудовым государством» - workfare state (этот труднопереводимый на русский язык неологизм не является точным термином, он появился, скорее, как игра слов, для противопоставления термину welfare state, чтобы показать, каким на деле должно быть современное государство - основанном на труде, благоприятствующим трудовому человеку), третьи говорят, что «проблематика социального государства в новом контексте постмодернизма перемещается в плоскость легитимного государства», четвертые, констатируя, что «золотое тридцатилетие» государства благоденствия давно закончилось, предлагают вместо него «селективное государство благосостояния», говорят о передающем, перемещающем социальные блага, «взмешивающем государстве» (transfer state, churning state), называя его идеальным типом государства и т.д12.
	В настоящее время общая идея такого подхода к социальному государству в науке европейских стран заключается в утверждении, что социальное государство сопряжено с введением демократии в сферу экономических и социальных отношений (презюмируется, что в области политики демократия существует уже давно). «Возрастающая роль государства как источника услуг и социальных благ для городского населения видится естественной реакцией на изменение социальных потребностей и запросов граждан», - отмечает британский исследователь Ф.Дж. Каслс. Изменения, внесенные в 2008 г. в Конституцию Франции Конституционным законом от 23 июля 2008 г. №2008-724 о модернизации институтов пятой республики, и последовавшие за этим другие законы (например, Закон от 20 августа 2008 г. №2008-789 о социальной демократии и реформе рабочего времени) тоже свидетельствуют об этой тенденции.
	Определения социального государства в учебных пособиях тоже неодинаковы. М.А. Волгин, Н.И. Гриценко, Ф.И. Шарков в учебнике «Социальное государство» предлагают, по-видимому, наиболее пространное определение, в которое включены формулировки: «социальное государство - это демократическое правовое государство», «самостоятельный тип правового государства», оно устанавливает оптимальные взаимоотношения личности, коллектива и государства, это «наиболее целесообразный способ соединения власти и свободы», оно обеспечивает «минимум социальных рисков» и т.д.13
	Государство  призвано служить  силой, как  устанавливающей  , так  и поддерживающей правопорядок, так  и силой  утверждающей начала  справедливости во  взаимоотношениях между различными группами  и  слоями   населения. Обеспечивая достижение  социального мира и согласия в  обществе, стимулируя развитие  общественного  производства, благо каждого  и всех государство  предстаёт явлением цивилизации14. На наш взгляд, социальное государство - это, прежде всего, активное, интервенционистское, регуляционное государство, вмешивающееся в сферу социально-экономических отношений и отношений в области культуры, духовной жизни, в конечном счете в общих (общественных) целях, хотя и не всегда на деле равно соблюдающее (и по своему положению не могущее одинаково соблюдать) интересы всех слоев общества и индивидов. Любое государство, прежде всего, выражает интересы социальных слоев и индивидов, доминирующих в обществе экономически, политически и духовно, которые вследствие этого по общему правилу оказывают наиболее сильное давление на юридически и до определенной степени фактически независимую государственную власть, хотя в известных ситуациях решающим может оказаться давление других слоев, под воздействием которых государственная власть может осуществлять иные социально-экономические меры. Последние могут противоречить некоторым интересам доминирующих слоев общества, но в конечном счете они необходимы и им, ибо снимают социальную напряженность, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Цель активной роли социального государства состоит в обеспечении различными методами условий и процессов повышения качества жизни общества и человека, в обеспечении такого уровня жизни, который считается достойным в международном сообществе, но учитывает конкретные условия данной страны, обычаи и традиции ее народа, реальные возможности общества и данной государственной власти. Современное социальное государство по своей природе выступает как социально-политический арбитр в обществе. Это качество в какой-то мере было присуще и государствам прежних эпох. Даже рабовладельческое и феодальное государство выполняло какие-то ограничительные функции по отношению к всевластию хозяина, осуществляло некоторые арбитражные функции в сфере общественных отношений определенных социальных групп.
      В современных условиях эта роль государства неизмеримо возросла, приобрела новый качественный характер. Современное социальное законодательство развитых стран детально регулирует отношения труда и капитала, роль социально - экономических организаций работников и работодателей, способы мирного давления на государственную власть с целью добиться удовлетворения тех или иных социально-экономических требований различных групп населения. Однако нужно иметь в виду, что социальное государство не является абсолютно беспристрастным арбитром. Как и всякое государство,  оно прежде всего,  выражает и защищает интересы экономически, политически и идеологически доминирующих слоев общества. 	Современные подходы требуют, чтобы государство (социальное государство) обеспечивало основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.), но человек тоже должен заботиться о себе и своей семье. Ценность социального государства как  политически организованного на  началах демократии общества  состоит  в  том, что  при  помощи  всего  комплекса институтов могут  быть сняты отрицательные  стороны власти, упрочено  народовластие, укреплена  экономическая  свобода, осуществлена  защита личности, создаются  условия для  нормального  развития общества. 
     
     
                 Глава 3. Становление России как социального государства
	
    Россия сталкивалась со множеством трудностей на пути развития социального государства.  В  период  становления  Советского  государства в первых советских Конституциях провозглашались принципы равенства  всех  народов, равные  права  женщин  и мужчин,  право  на  труд, 8-ми  часовой  рабочий  день. Позднее  перечень  прав  расширился. По  Конституции 1936  г. гражданам СССР предоставлялась  возможность получить бесплатное   образование, медицинское  обслуживание,  право  на  отдых. Было  введено  всеобщее обязательное восьмилетнее образование,  стало доступным  среднее общее политехническое образование и профессионально техническое образование,  а также высшее  образование. Было  установлено  всеобщее избирательное  право.  Это были  несомненные  достижения. Однако реализовать  на  практике  многие  положения  было  проблематично. Например  колхозники, вплоть  до середины  40-х годов  20  века  не  могли  уехать  их  колхоза  на  учёбу  без решения общего собрания колхозников. Колхозники не  имели  паспортов, а  жить  в городе  без  паспорта  было  проблематично.   Вплоть  до  конца 70-х годов  колхозникам  не  назначали  пенсию, за  годы, проработанные  в  колхозе. Именно поэтому  многие не  могли  уехать  в  город и  реализовать право  на получение образования. Другим  препятствием  была  малограмотность. Многие  юноши  и девушки  плохо  знали  грамоту и едва  умели  читать  и писать.  
     В 1978 г.  после принятия  Конституции, значительно  расширилось  закрепление  социальных  и  культурных  прав граждан  Российского  государства. Однако  значительная  часть  населения по прежнему не могла  пользоваться этими  правами,  в  силу  значительной  удалённости  от  основных  культурных  центров и в  силу  слабой  мобильности. Модернизация в СССР шла сверху, поэтому государство осуществляло развитие страны, часто закрывая глаза на интересы граждан на пути к развитию общества. Порой, государственные меры сопровождались страданиями людей и жертвами, мнение граждан порой просто не учитывалось, и власть не боялась жертвовать благополучием части населения ради общего развития15.
         Существенные,  коренные  изменения, связанные  с  построением   социального государства, произошли уже  после  перестройки  с  принятием  Конституции 1993 г. Во время перестройки обострился и углубился кризис советского общества, противоречия в обществе и во власти привели к разложению целостности советского общества, подготовивший переход к новому периоду в 1991 году. С этого периода термин «социальное государство» стал изучаться отечественными учеными и стал очень популярен среди политиков. 
     Россия взяла курс на демократизацию общества и создание правового государства. В тот период принципы социального государства были отражены в программах многих партий. И в итоге, положение о социальном государстве было закреплено в 7 статье новой Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней Российская федерация провозглашается «социальным государством», политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
      На конституционном уровне зафиксирована приверженность идее и ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны.
     Принятие новой Конституции страны 12 декабря 1993 года можно считать развития «социального государства» в России. После закрепления ценностей социального государства в Основном Законе страны началось постепенное формирование компонентов его содержания в единстве с обеспечением постепенной социальной ориентации хозяйственного прогресса, развитием политической демократии, становлением элементов правовой государственности, гражданского общества и другими преобразованиями16.
     Согласно 7 статье - главная задача Российской федерации, как социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
     Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. 
     Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. На данный момент в России проводится активная социальная политика. Из государственного бюджета финансируется более 50 социальных программ, еще больше социальных мер реализуются за счет регионального и местного бюджета17.
    Формирование России как социального государства объективно ведет к увеличению роли социальных прав. Они закреплены в Конституции и международных документах. В связи с этим представляется весьма актуальным изучение различных аспектов концепции социальных прав в качестве важнейшего компонента общей системы прав и свобод человека и гражданина. Тем не менее, в настоящее время в нормативных правовых актах и научной литературе нет единого подхода к определению социальных прав человека и гражданина. В подавляющем большинстве научных работ по конституционному праву основные социальные права рассматриваются в единстве экономических и культурных прав, которые, что усложняет точное разъяснение концепции и содержания самих социальных прав. Например, они указывают, что социальные и экономические права (наряду с культурными), связаны с поддержанием стандартов, укреплением социально-экономических прав личности.  Важно определить положение человека в мире работы, условия его жизни, занятости, благосостояния и социального обеспечения.  
    Социальные права (а также все права второго поколения) «предназначены для обеспечения т.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44