- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность понятия сенсорного развития
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002156 |
Тема: | Сущность понятия сенсорного развития |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности Введение 3 Глава 1 Теоретический аспект сенсорного развития детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности 6 1.1. Взгляды педагогов-классиков на сенсорное развитие детей дошкольного возраста 6 1.2. Сущность понятия сенсорного развития. Усвоение сенсорных эталонов дошкольниками 13 1.3. Влияние продуктивной деятельности на сенсорное развитие детей дошкольного возраста 26 Выводы по первой главе 30 Глава 2. Экспериментальная работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности 32 2.1 Диагностика уровня сенсорного развития дошкольников 32 2.2 Формирующая работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности 38 2.3 Обсуждение результатов экспериментальной работы 42 Выводы по второй главе 46 Заключение 48 Список использованных источников 49 Приложение Введение Актуальность исследования. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. В соответствии с социальным заказом общества, сегодня необходимо формировать способную к творческому, сознательному, самостоятельному самовыражению личность. С позиций данных требований одним из наиболее актуальных направлений поиска является поиск методов, форм, педагогических условий для развития личности развития личности дошкольника, развития его сенсорной культуры. Сенсорное развитие дошкольников, формирование любых представление о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого не достаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющихся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения) явлений отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств и восприятия. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека. Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.Г. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Винченко и многие другие. Однако ввиду неполной разработанности темы исследования, и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольников. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие детей, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Одной из недостаточно изученных проблем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста выступает роль продуктивной деятельности в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Методологическая основа исследования представлена трудами таких ученых как В.Н. Аванесова [1], Б.Г. Ананьев [2], Л.А. Венгер [3], Н.А. Ветлугина [5], Н.Ф. Виноградова [6], Л.С. Выготский [7], А.В. Запорожец [9], Е.Г. Пилюгина [13] и пр. Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и практически доказать роль продуктивной деятельности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Объект исследования – процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования – продуктивная деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования – мы предполагаем, что использование продуктивной деятельности будет способствовать сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач: 1. Провести теоретический анализ проблемы исследования. 2. Определить уровень сенсорного развития дошкольников. 3. Реализовать формирующую работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности. 4. Проанализировать результаты экспериментального исследования и предложить практические рекомендации. Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; анализ педагогического опыта; тестирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ эмпирических данных. Экспериментальное исследование производилось на базе МБДОУ№63 «Жемчужинка». В экспериментальном исследовании приняли участие 30 детей 4-5 лет. В группе испытуемых 16 девочек и 14 мальчиков. Все участники исследования соматически здоровы, из полных, благополучных семей. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава – Теоретический аспект сенсорного развития детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности – носит теоретический характер, раскрывает взгляды педагогов-классиков на сенсорное развитие детей дошкольного возраста, сущность понятия сенсорного развития, усвоение сенсорных эталонов, влияние продуктивной деятельности на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Вторая глава – Экспериментальная работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности – имеет практический характер, содержит в себе диагностику уровня сенсорного развития дошкольников, формирующую работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности, обсуждение результатов экспериментальной работы. Глава 1 Теоретический аспект сенсорного развития детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности 1.1. Взгляды педагогов-классиков на сенсорное развитие детей дошкольного возраста Сенсорное воспитание – это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание имеет очень важное значение для всестороннего развития ребенка. Выдающийся чешский педагог, автор книги «Великая дидактика» Я.А. Коменский [10] рассматривал умственное воспитание как важное средство формирования личности ребенка. Необходимым условием умственного развития, на его взгляд, является развитие чувственных основ мышления: познание начинается с ощущения, ощущение передает памяти образы действительности, которая сохраняет их в течение всей жизни. Начинать обучение он рекомендовал не со словесного объяснения о вещах, а с реального наблюдения за ними. В процессе умственного воспитания важную роль играют ощущения и представления, мысли и слова, речь и действия. В рамках данного исследования интерес для нас представляют труды И. Барбашовой, которая рассматривала И. Песталоцци (который детализировал уже распространенные взгляды на физиологические и дидактические аспекты формирования перцепции у детей), Ф. Дистервега (который доказывал, что развитие человеческого разума начинается с восприятия внешнего мира, что проявляется в ощущениях, которые «связываются в наглядные представления и сводятся в понятие»). К.Д. Ушинский уделял внимание развитию пространственного зрительного и фонематического восприятия, поскольку именно эти процессы были важными для дошкольников в дальнейшем овладении основами письма и чтения [17]. В рамках исследования исторического аспекта развития сенсорного воспитания И. Барбашова обратилась и к творческому наследию выдающегося отечественного педагога начала XX века Софии Русовой, посвятив ей статью «Взгляды Софии Русовой на проблему сенсорного развития ребенка». В этой работе исследовательница подала подробный анализ педагогической системы С. Русовой, которая пыталась адаптировать и внедрить в практику отечественного дошкольного образования педагогический опыт М. Монтессори, Ф. Фребеля, Е. Сегена и др. С. Русова особое внимание обращала на формирование зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового восприятия, рекомендуя специальные виды упражнений для каждого из этих видов. Итак, исследовательница справедливо считает, что «общим принципом в деле сенсорного воспитания детей С. Русова определила такой: надо одновременно постепенно развивать все виды внешних раздражений, укреплять чувственную память личности [20]. Основатель детского сада Ф. Фребель исходил из необходимости использовать различные игры для развития органов чувств детей, ознакомление их с природой, жизнью людей, подготовке к школе. Этой цели он подчинял дидактический материал, предназначенный для формирования представлений о форме, величине, пространственных отношениях, числе, – так называемые дары, а также систему занятий и игр, направленную на развитие сенсорики [21]. Ребенок, по его мнению, обладает, помимо основных инстинктов, инстинктом познавательным, исследовательским, который является основой учебной деятельности. В дошкольном возрасте развитие стремления к познанию должно реализовываться через непосредственное созерцание предметов окружающего мира. Е. Водовозова считала, что процесс сенсорного воспитания должен происходить одновременно с развитием высших психических функций, познавательных процессов, с которыми связано развитие мышления, речи, памяти. Ребенка следует учить осознанно воспринимать окружающий мир, развивать наблюдательность. Если воспитатель не сумел сделать этого в ту пору, когда у ребенка только начинает пробуждаться наблюдательность к окружающему, которая имеет такое огромное значение для психологической жизни человека, то умственные способности ребенка постепенно притупляются, и, став школьником, он будет равнодушно смотреть на мир [Цит. по: 9]. М. Монтессори рассматривала сенсорное развитие как важную составную часть и основу формирования личности, отмечала, что без развитых органов чувств не может быть интеллекта и воспитанного человека. Чувственное восприятие является основой умственной и нравственной жизни. Метод М. Монтессори не просто указывает ребенку на качество предметов и явлений окружающего мира, а дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что гораздо важнее, чем сообщение со стороны взрослых. Система сенсорного воспитания М. Монтессори включала понятие «сенсорная культура ребенка». Материал, разработанный М. Монтессори, построен так, чтобы развивать отдельные сферы ощущений, учить слушать тишину и звуки, различать цвета, форму, вес и прочее. Ценность данной системы воспитания заключается в том, что дидактический материал в ней – не самоцель, а средство. Система сенсорного воспитания М. Монтессори была высоко оценена С. Русовой, которая сама рассматривала развитие органов чувств как первый шаг к самостоятельному сознанию ребенка [Цит. по: 9]. А.П. Усова указывала на то, что основным в формировании сенсорных способностей детей является обучение их обобщенным способам обследования предметов, перенос усвоенных способов действий в новые условия, на новые предметы. Это дает возможность детям самостоятельно ориентироваться в различных свойствах новых предметов[16]. Проблема сенсорного развития дошкольников находится в центре внимания многих ученых, как психологов (Л.А. Венгер [3; 4], А.В. Запорожец [9]), так и педагогов (В.Н. Аванесова [1], Н.Н. Поддьяков [14], А.П. Усова [16]). Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, расположению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные специалисты в области дошкольной педагогики, а также известные представители дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из базовых компетенций ребенка раннего возраста [6]. Известный русский физиолог, доктор медицинских наук М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Уже с раннего возраста дети встречаются с многообразием форм, цветов и других свойств вещей, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся дети и с живописью, музыкой, скульптурой. Однако, когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным, неполноценным, что не соответствует сенсорной культуре, сложившейся в обществе. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется поиском новых подходов в педагогической теории и практике. Базовым компонентом дошкольного образования определено, что особого внимания требует развитие ребенка как формирующейся личности, усвоение им всего многообразия достижений общества и способности использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной познавательной и творческой деятельности. Доказано, что сенсорное воспитание выступает обязательной составляющей развития ребенка, который нуждается в осознанных действиях со стороны воспитателей, что подтверждается наличием значительного количества методического и практического материала (Н.Б. Венгер [21],Л.Н. Олейник [17], Е.Г. Пилюгина [13]). Однако в практике дошкольного образования сенсорное воспитание детей раннего возраста, в том числе и средствами созданной насыщенной предметно-развивающей среды, осуществляется нецеленаправленно. Поэтому обнаружились противоречия между потребностью всестороннего сенсорного развития ребенка как предпосылки его умственного воспитания и недостаточным отражением этого направления в содержании и задачах работы воспитателей в дошкольных учебных заведениях; между эффективностью сенсорного развития ребенка средствами создания предметно-развивающей среды и отсутствием научно обоснованного методического обеспечения этого процесса [13]. Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, и являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В дошкольном учреждении ребенок учится рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает усваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями со всех областей требует постоянного внимания к внешним качествам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить сходство в рисунке с изображенным предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит качество образца с качествами имеющегося материала. Без постоянной ориентации во внешних качествах предметов невозможно получить четкое представление о явлениях живой и неживой природы, а именно об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений включает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие определения букв. Таких примеров много. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе учебного процесса (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. В своих трудах X. Гюзейн останавливается на особенностях работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях полисенсорной среды под названием «сенсорный сад». При конструировании этого образовательного феномена учтены потребности детей в развитии зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового ощущений. Для этого используются вещества и материалы различной текстуры, цветов и тому подобное. Основной формой сотрудничества педагога и его воспитанника во время пребывания в сенсорном саду есть игра, в ходе которой педагог обращает внимание ребенка именно на те внешние качества предмета, которые являются ведущими для этой зоны сада – цвет, форму, физико-механические свойства веществ, запах, вкус и тому подобное. Интересно также, что материалы работ X. Гюзейна содержат комментарии и объяснения педагогов, которые непосредственно работали с детьми в сенсорных садах. Автор приходит к выводу, что правильно организованные занятия положительно влияют как на развитие чувственной сферы, так и на общее развитие ребенка [Цит. по: 24, электронный ресурс]. По нашему мнению, важен не только ретроспективный анализ развития сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, но и исследования дидактических условий совершенствования их перцептивной сферы. В частности, этой проблематике посвящены работы американского педагога С. Генсли [24, электронный ресурс] и др. В статье «Смотри, слушай, касайся, чувствуй, пробуй: важность сенсорной игры» С. Гейнсли осветила особенности использования песочно-водного стола во время занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Уроки с применением такого стола автор называет сенсорной игрой, одной из положительных черт которой считает стимуляцию общего чувственного развития. Ученый аргументирует это тем, что применение материала побуждает ребенка к использованию чувственной сферы при познании окружающего мира. Так, например, во время выполнения упражнений с песком воспитанник приобретает общеучебные умения и навыки – идентифицировать предметы, которые его окружают, на ощупь, применяя мелкую моторику рук. Автор также отмечает, что материал, который предлагается детям, помогает усвоить понятие «теплый-холодный», «мокрый-сухой», «шершавый-гладкий», «твердый-мягкий» и сформировать важное умение – определять, различать и классифицировать предметы окружающей действительности по определенным признакам. Кроме этого, использование песочно-водного стола влияет на процесс организации различных направлений развития воспитанников. Среди этих направлений педагог называет языковое (вслух изучаются и произносятся тематические стихи, что положительно влияет на совершенствование слуховой фонетической перцепции), математическое (сравниваются предметы по размеру, форме, пропорциям, что способствует развитию пространственного зрительного восприятия) и творческое (используются разноцветные формы различных размеров, пропорций, что обеспечивает формирование цветных и пространственных зрительных ощущений). Подчеркнем, что применение песочно-водного стола обеспечивает формирование пространственного и физико-механического осязательного восприятия, ведь при работе с материалами на ощупь воспитанники получают сенсорные эталоны формы, размера, пропорций и усваивают понятия «большой-маленький», «больше, чем – меньше, чем», «круг», «квадрат», «треугольник» и др.[24, электронный ресурс]. Таким образом, проанализировав все выше изложенное, мы можем сделать вывод, что создание условий для своевременного полноценного физического, психического и духовного развития каждого ребенка, формирование его жизненных компетенций – важнейшая проблема сегодняшнего общества. Залогом такого полноценного развития является сенсорное развитие ребенка – чувственное познание и совершенствование ощущений и восприятий. Взгляды исследователей сходятся на том, что хорошо развитое сенсорное восприятие способствует развитию мышления, речи, формирует личность ребенка. Итак, сенсорное развитие – это фундамент общего умственного развития ребенка. Также оно имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. 1.2. Сущность понятия сенсорного развития. Усвоение сенсорных эталонов дошкольниками Одной из основных проблем сегодня является создание условий для своевременного полноценного физического, психического и духовного развития каждого ребенка, формирование его жизненных компетенций. В связи с этим одна из главных задач педагога заключается в том, чтобы создать условия для самостоятельного развития ребенка, проявления его личностного потенциала. Педагогические исследования современности, которые посвящены исследованию особенностей сенсорного развития дошкольников в различных видах деятельности, играют важную роль в разработке вопросов формирования и развития сенсорной культуры ребенка. Педагогическая задача сенсорного развития заключается в обогащении у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях. Педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающий мир полно, разнообразно, разносторонне. Именно с этой целью задача сенсорного развития отделяется от общепедагогических задач. Ее решение обеспечивает полноценное формирование языковой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу. Таким образом, становлению сенсорной культуры способствует сенсорное развитие, которое решает важные задачи общего развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – составная его психического развития, которая вместе с развитием физическим и социальным составляет целостную, структурно организованную систему индивидуального развития, или онтогенеза. Исходя из определения родового понятия «развитие» и учитывая толкование термина «сенсорный» (от лат. Sensus – ощущение – принадлежащий к чувственному уровню отражения реальности), под сенсорным развитием понимают процесс закономерных изменений чувственной сферы, что проявляется в количественных и качественных, структурных и функциональных преобразованиях ощущений, восприятий и представлений. Эти изменения, которые происходят под влиянием различных факторов, обеспечивают построение адекватных образов объектов и явлений действительности. Общими свойствами сенсорного развития является его непрерывность, необратимость, неравномерность, асинхронность, индивидуальные и типологические различия развертывания, а к самым влиятельным факторам относятся: * биологическая наследственность (строение анатомо-физиологических аппаратов, которые принимают действие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды, наличие закрепленных в мозге безусловно рефлекторных нервных связей); * природная и социальная среда (предметы и явления действительности, оперирование которыми способствует формированию личностного чувственного опыта, а также общественно-исторический опыт, зафиксированный в сенсорных эталонах); * организованное обучение (формирование четких представлений о внешних качествах объектов, выработка операций применения таких представлений в обследовании окружения); * перцептивная активность ребенка (взаимодействие со средой, характеризующееся потребностью в сенсорной информации, мотивацией перцептивной деятельности, актуализацией способов и средств восприятия; объясним, что термин «перцепция» происходит от лат. perceptio– узнавание – и употребляется в психологии как синоним понятия «восприятие» и означает непосредственное отражение объективной действительности с помощью органов чувств). Необходимым условием сенсорного развития считаем правильно организованное сенсорное воспитание. Период первых трех лет является временем наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются разнообразные способности: речь, совершенствование движений и тому подобное. Начинают формироваться нравственные качества, черты характера[21]. С помощью прикосновения, мышечного чувства, зрения обогащается сенсорный опыт ребенка. Он начинает различать величину, форму и цвет. В раннем возрасте восприятие, как и в периоде младенчества, остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить различные его аспекты. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни ребенок с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимание на пространственное расположение изображенных предметов. В этом возрасте ребенок одинаково хорошо узнает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, окрашенные в необычные цвета. Это свидетельствует о том, что цвета еще не стали для него важным признаком, характеризующим предмет [4]. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Усвоение новых ориентирующих действий позволяет ребенку решать задачи, предусматривающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такая задача значительно сложнее для ребенка, чем простое опознание, поскольку он понимает, что существуют предметы, которые должны иметь одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если малышу предложить много разнородных предметов или таких, которые окрашены в разные цвета, имеют сложную форму и образованные из нескольких частей. Итак, сначала дети учатся подбирать предметы по форме, далее по величине и лишь потом по цвету, то есть новые действия восприятия они усваивают прежде всего по более знакомым и более важным с точки зрения практической деятельности признакам. Понятием «сенсорное развитие» ученые обозначают психофизиологические процессы, которые происходят во время постепенного накопления информации о качестве и свойствах предметов и явлений окружающего мира, а также отношений между ними (Л.А. Венгер [3; 4], А.В. Запорожец [9]). Сенсорное воспитание – это планомерное управляемое педагогом воздействие, направленное на развитие сенсорных процессов ребенка (чувств, восприятия, представления) (В.Н. Аванесова [1], Н.Н. Поддьяков [14], А.П. Усова [16]). Оно обеспечивает полноценное сенсорное развитие ребенка, которое является результатом целенаправленного сенсорного воспитания. Сенсорное развитие ребенка базируется на чувственном восприятии внешних признаков предметов. Непосредственное отражение в сознании объективной действительности с помощью органов чувств происходит в процессе перцепции, основными структурными единицами которой являются перцептивные действия (Дж. Гибсон[8], Ж. Пиаже[12]). По своему содержанию они связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно воспринимаемой информации, а также с различного рода преобразованиями, приводящими к созданию адекватных задач деятельности (А.В. Запорожец[9]). При этом одним из центральных моментов развития восприятия является усвоение и использование детьми сенсорных эталонов – выделенных обществом систем расчлененных чувственных качеств предметов: системы музыкальных звуков, геометрических форм, цветов спектра и т.д. (Л.А. Венгер[3; 4], А.В. Запорожец[9]). Современные концепции развития восприятия у детей путем формирования перцептивных действий акцентируют внимание на овладении детьми дошкольного возраста их тремя основными типами: идентификацией, отнесением к эталону и перцептивному моделированию (Н.А. Ветлугина [5], Т.В. Лаврентьева [11]). Специально организованное восприятие предмета предполагает его обследование уже при первичном ознакомлении (В.Н. Аванесов [1], Н.Н. Поддьяков [14]). Обследование пальцами, зрением, вращением объекта вокруг оси позволяет ребенку осознать его форму, строение и пропорции, объем и цвет. Такое обследование позволяет сравнить ощущения с тем, что ребенок уже имеет в своих представлениях, и перенести полученные ощущения на изображение предмета (Б.Г. Ананьев [2]). Доказано, что использование дидактических игр и упражнений помогает завершению процесса отделения собственного сенсорного опыта ребенка от восприятия им качеств предметов, расширяет практику жизненного использования сенсорных эталонов и помогает определить то, что усвоил ребенок. Итак, интеракция игровой и изобразительной деятельности детей в процессе усвоения сенсорных эталонов составляет еще одно из педагогических условий сенсорного развития ребенка. Известно, что в природе все предметы и явления имеют достаточно сложную структуру, а их качества и свойства находятся в составных и разнообразных сочетаниях. Поэтому умения точно воспринимать отдельные цвета, оттенки и формы недостаточно для их объективного и адекватного познания. Развитие аналитического восприятия детей обеспечивается выделением элементов сложных структур и анализа связей между ними. Обогащение представлений детей об отношении между предметами и явлениями окружающей среды, их частями, признаками в их сложными разнообразными сочетаниями и погружение детей в активную сенсорно-познавательную деятельность в процессе изобразительной деятельности составляет педагогическое условие их сенсорного развития. Обучение сенсорным действиям сочетается с различными видами деятельности, что обеспечивает жизненную пригодность сенсорных знаний и умений. В то же время сенсорное воспитание предполагает специальную работу по ознакомлению детей с сенсорными эталонами, а также специальными способами сопоставление качеств предметов с усвоенными образцами, то есть способами обследования предметов. Современные исследователи уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Они предлагают специально организованные занятия с сенсорного воспитания. Сначала эта работа предполагает накопление сенсорных представлений, создание окружающей среды ребенка (речевые и неречевые звуки, разнообразные и достаточные по количеству зрительные впечатления), а также специальные занятия с сенсорного воспитания (на первом году жизни). В дальнейшем проводятся занятия, на которых используют дидактические игры и упражнения по специально изготовленным наглядными материалами (цветные палочки, дидактические столики и т.д.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется во время рисования, элементарного конструирования, в повседневной жизни. Осознавая важность и сложность задач, которые стоят перед педагогами, в своей работе они определяют следующие основные направления: * развитие мелкой моторики руки; * формирование системы сенсорных эталонов; * формирование психических процессов; * активизация словаря детей; * создание развивающей среды; * развитие умственных операций; * развитие коммуникативных способностей; * развитие координации движений; * формирование навыков саморегуляции; * работа с родителями и педагогами [13]. В работу с ознакомлением детей со свойствами предметов, прежде всего, следует включать выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без чего не могут быть сформированы полноценные представления. Сначала, когда дети еще не обладают общепринятыми эталонными представлениями, выделение свойств происходит с помощью соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами. Целенаправленное развитие сенсорных способностей проходит следующие этапы: 1. Этап формирования сенсорных эталонов и устойчивых, закрепленных в речи, представлений о цвете, геометрических фигурах и соотношении между величинами нескольких предметов. 2. Этап изучения способов обследования предметов, а также приобретение умения различать их форму, цвет и размер и выполнять каждый раз более сложные глазомерные действия. 3. Этап развития аналитического восприятия: умение ориентироваться в сочетании цветов, анализировать форму предметов, выделять отдельные измерительные величины. Как и другие педагогические науки, сенсорное воспитание имеет свои принципы организации. Тематическое планирование материала проводится в течение года и согласуется с сезонными явлениями, а также с программой ознакомления с окружающим миром. Важным фактором в планировании занятий и повседневной работы является ознакомление детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение задач. Это усложнение идет от элементарных задач на группы однородных предметов по разным сенсорным качествам в соотнесении разнородных предметов по величине, форме, цвету и дальше к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности [17]. Во время учебной формы организации сенсорное воспитание планируют в тесной взаимосвязи со всеми другими видами деятельности. Средствами реализации сенсорного воспитания в современной системе учебно-воспитательной деятельности являются занятия и мини-занятия; дидактические игры и упражнения; поисково-исследовательская деятельность; наблюдения и экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей сначала с вполне ощутимыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уже потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентирование на который возможно только в плане зрительного восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление детей сначала с очевидными отличительными признаками предметов (круглой – квадратной формой, красным – синим цветом), затем с более близкими (круглой – овальной формой, желтым – оранжевым цветом) [17]. Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Работа с сенсорного развития, так же, как и формирование умений, должна проходить систематически. Особого внимания требует вопрос о повторяемости занятий. Простая повторяемость одних и тех же задач может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Ребенок воспринимает предмет с точки зрения различных присущих ему признаков. Поэтому, опре....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: