VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и содержание понятия, критерии показателя развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008219
Тема: Сущность и содержание понятия, критерии показателя развития
Содержание
Содержание

Введение.                                                                                                  

Глава 1. Теоретическое обоснование формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности. 

Сущность и содержание понятия, критерии показателя развития «основы социальной компетентности старших дошкольников». 

Сущность и структура понятия «игровая деятельность старших дошкольников».                                                                                                       

 Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности.

Глава 2. Экспериментальная апробация педагогических условий формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности. 

Качественная характеристика исходного состояния уровня сформированности основ социальной компетентности старших дошкольников.

Поэтапное формирование  основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности. 

Контрольно-оценочная деятельность по формированию основ социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Список использованной литературы.                                                         











Введение



Последовательное и конструктивное реформирование сложившейся российской системы образования глубоко затрагивает организационные, методические, предметно-содержательные и другие стороны образования. В современной парадигме образования на первое место выходит формирование ключевых компетенций подрастающего поколения. 

Проблема развития социальной компетентности детей – важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы. 

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития нашего общества на основе более эффективного использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает переход на компетентностное образование. Рекомендации Совета Европы, ориентированные на обновление образования, его приближению к заказу социума, непосредственно касались разработки компетентностного подхода в оценке качества готовности к жизни и конструктивной практической деятельности выпускников учебных заведений. В Российской Федерации переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. 

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время ведется активная разработка компетентностного подхода в образовании, обосновывается выбор ключевых компетенций, исследуются пути реализации указанного подхода на практике. Указывается, что базовыми для формирования личности, востребованной современным обществом, являются социальные компетенции. Именно они способствуют как успешной самореализации и самообучению выпускника образовательного учреждения всю дальнейшую жизнь, так и наиболее полной реализации его потенциала на благо общества. Но комплекс проблем, связанный с разработкой компетентностного образования, в том числе формирования социальной компетентности, решается в основном для высшего и общего образования. В дошкольном образовании лишь одна базовая программа развития детей дошкольного возраста использует компетентностный подход как основной. В научных работах (А.Г. Гогобиридзе, Т.В. Ермоловой, Ю.А. Лебедева, Л.В.Трубайчук, Р.М. Чумичевой и др.) вопросы формирования социальной компетентности дошкольника разрабатываются, но недостаточно активно, что и обусловливает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне. 

На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что развитие основ социальной компетентности детей требует новых подходов и форм работы, соответствующих требованиям гуманизации образования. Педагоги дошкольных образовательных учреждений с трудом переходят на гуманистические принципы построения отношений с детьми и организации образовательного процесса, которые являются основными факторами формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста. Занятия по социальному развитию продолжают носить характер наставлений, теоретических обсуждений, и, несмотря на то, что дети получают определенные знания о нормах социального поведения, перевод их на уровень практических умений не происходит из-за отсутствия условий для постоянной практики, отработки моделей поведения. Недостаточно понимается значение специально подготовленной предметно-пространственной среды в формировании основ социальных навыков у детей, которая при правильной ее организации предоставляет возможность развития самостоятельности, ответственности, умения самостоятельно работать, развивать коммуникативные навыки и другие социальные умения. Не используется в практике ДОУ потенциал разновозрастных групп, предоставляющих возможность прожить разные роли, научиться сопереживать, помогать, принимать людей такими, как они есть. Требуется внедрение социально активных форм работы с детьми, таких, например, как проектная деятельность, решение проблем, проигрывание социальных ситуаций, но педагоги ДОУ либо вообще не владеют этими методами, либо используют их на основе старого опыта. 

Проблема социального развития и воспитания дошкольника отражена в исследованиях О.Л.Князевой, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко, Л.В.Моисеевой, С.Л.Новоселовой, Р.Б.Стеркиной и др. Данные работы содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач социального воспитания детей на этапах дошкольного и начального образования, но система взаимодействия между этими ступенями по вопросам формирования социальной компетентности выстроена недостаточно.

Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э.Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У.Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В.В. Цветков и др.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать в опытно-экспериментальной работе совокупность педагогических условий, нацеленных на успешное формирование основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности.

Объект исследования: формирование основ социальной компетентности старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности.

Гипотеза исследования: формирование основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности возможно при следующих педагогических условиях: 

- оно организовано систематически и системно в соответствии с компонентами социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста (вставить компоненты); 

- организован и проведен цикл (совокупность игр, которые отвечают задачам формирования СК. См. игры параграфа 1.3)  различных игр в целях … данном направлении; 

- этот процесс включен в систему общения детей,  учитывает их возрастные и социально-психологические особенности (…).

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

Раскрыть содержание и структуру социальной компетентности старших дошкольников,  определить критерии, показатели, уровни (параграф 1.1).

Выявить ресурс формирования социальной компетентности у старших дошкольников в игровой деятельности (параграф 1.2).

Экспериментально проверить эффективность педагогических условий (гипотеза) формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности. 

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- теоретико-методические положения о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, Р.Г. Гурова, И.Б. Котова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, О.Б. Конева, И.Р. Колтунова, Т.Ю. Купач, В.Г. Моролов, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, И.В. Равич-Щербо, Л.В. Трубайчук, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов и др.);

- теоретико-методические положения о компетентностном подходе в образовании (А.Л. Андреев, Л.Н. Боголюбов, Э.Ф. Зеер, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.Н. Демин, А.Г. Каспржак, А.Г. Кириллов, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, A.M. Новиков, Дж. Равен, Г.К. Селевко, Н.А. Соколова, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.);

- теоретико-методические положения о сущности и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Калинин, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У. Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, Л.В. Трубайук, P.M. Чумичева, В.В. Цветков, М.Г. Ярошевский и др.);

- концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили,М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Д. Днепров, И.Д. Зверев, И.А. Зеньковский, В.А. Караковский, С.А. Козлова, Г.Б. Корнетов, В.М. Коротов, И.А. Колесникова, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, П.И. Пидкасистый, М.С. Скаткин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

- теоретико-методические основы педагогической технологии М. Монтессори (М. Монтессори, М.Г. Сорокова, Д.Г. Сороков, К.Е. Сумнительный, Н.Г. Тарасенко, Ю.И. Фаусек, Е.А. Хилтунен и др.);

- современные подходы к формированию образовательной развивающей среды (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, М.В. Кларин, Т.С. Комарова, Л.И. Новикова, Е.В. Новоселова, В.В. Сериков, А.В. Петровский, И.Д. Фрумин, Н.Е. Щурков, Е.А. Ямбург, В.Я. Ясвин, и др.);

- антропологический подход (Б.Г. Ананьев, B.C. Барулин, .М. Бим-Бад, П.С. Гуревич, В.И. Максакова, Г.Б. Корнетов, Л.Э. Понкратова, Л.К. Рахлевская, Л.Л. Редько, В.А. Сластенин, Л.А. Степашина, Н.В. Филинова, Е.Н. Шиянов и др.);

- деятельностный подход (А.Г. Асмолов Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Никитина, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков Д.Б. Эльконин и др.);

- теория и методика педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, A.M. Новиков, В.А. Сластенин и др.);

- работы по моделированию как методу педагогического исследования (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина и др.);

- исследования в области профессионально-педагогического образования, (О.А. Абдулина, Ю.П. Азаров, СИ. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Р.С. Буре, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Е.Ю. Никитина, Л.В. Позняк, В.А. Сластенин, Г.А. Сухобская, А.П. Тряпицина и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме  формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности;

- наблюдение и анализ игровой деятельности старших дошкольников; 

- педагогический эксперимент;

- систематизация и обобщение исследуемых фактов.

Опытно-экспериментальной базой исследования является структурное подразделение «Детский сад №7 комбинированного вида МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района.

Организация и этапы исследования. Исследование включало три этапа.

I этап (2015г.-2016г.) – поисково-теоретический. Изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены его задачи. В то же время был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы.

II этап (2016г.-2017г.) – экспериментальный. Включает в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, в процессе которого исследовались процесс формирования основ социальной компетентности детей в игровой деятельности и комплекс организационно-педагогических условий.

III этап (сентябрь-декабрь 2017г.) – обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов исследования, формулированию теоретических выводов, анализу и интерпретации данных, полученных в результате проведенной опытно-поисковой работы, формулированию общих выводов, оформлению работы.

Научная новизна исследования:

обоснована необходимость и доказана возможность формирования основ социальной компетентности детей в игровой деятельности как базы социализации и развития личности ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей подготовку к жизни в социуме через становление общекультурной, ценностно-смысловой, познавательной, коммуникативной и личностной компетенций (снести с компонентами СК);

обоснована и экспериментальным путем доказана эффективность педагогических условий формирования основ социальной компетентности детей в игровой деятельности:

оно организовано систематически и системно в соответствии с компонентами социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста (вставить компоненты); 

- организован и проведен цикл (совокупность игр, которые отвечают задачам формирования СК. См. игры параграфа 1.3)  различных игр в целях … данном направлении; 

- этот процесс включен в систему общения детей,  учитывает их возрастные и социально-психологические особенности (…);

- выявлен и экспериментальным путем апробирован диагностический инструментарий оценки сформированности основ социальной компетентности,  в основу которой положены такие критерии, как самостоятельность, произвольность поведения и самодисциплина, эмпатия, познавательная активность, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми(см: какие критерии к какому компоненту? компоненты СК; показатели и методики на отслеживание ).

Теоретическая значимость исследования заключается том, что: - теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «основы социальной компетентности старших дошкольников», понимаемое как интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию и самоизменению, а с другой - проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей; (соотнеси с компонентами); 

в теоретическом обосновании структурных и содержательных компонентов социальной компетентности, в которую входят общекультурная, ценностно-смысловая, познавательная, коммуникативная и личностная компетенции, обеспечивающие вхождение ребенка дошкольного возраста в социум;

- выявлены и теоретически обоснованы 
педагогические условия формирования основ социальной компетентности в игровой деятельности в условиях образовательной организации, обеспечивающих их социализацию.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: раскрыто содержание процесса формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности, что может реализовываться в работе ДОО;

выявлены и апробированы педагогические условия процесса формирования основ социальной компетентности старших дошкольников игровой деятельности, которые могут использоваться в работе ДОО.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, повторяемостью результатов на разных этапах опытно-экспериментальной работы и подтверждением гипотезы исследования, количественным и качественным анализом полученных данных.

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемы; выделении основных параметров (показателей, критериев, уровней) сформированности компетенций, составляющих социальную компетентность детей дошкольного возраста; организации экспериментальной работы по проверке эффективности комплекса организационно-педагогических условий; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

	Первостепенной задачей современного образования является позитивная социализация детей, воспитание самодостаточных ответственных граждан страны, способных к самореализации на благо общества. Назрела необходимость формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности в условиях ДОУ. Под социальной компетентностью мы понимаем интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию, самоизменению, а с другой - проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

2. Апробированный диагностический инструментарий позволяет в качестве критериев оценки сформированности основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности использовать такие социально значимые качества личности, как самостоятельность, произвольность поведения, эмпатию, познавательную активность, сотрудничество и взаимодействие. Основными показателями

социальной компетентности старшего дошкольника являются…. Степень выраженности критериев и показателей отнесены к  высокому, среднему и низкому уровням.

3. Эффективность процесса формирования основ социальной компетентности старших дощкольников в игровой деятельности в условиях детского сада обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: вставить!!!



Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы.































Глава 1. Теоретическое обоснование формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности.

1.1 Сущность и содержание понятия «основы социальной компетентности старших дошкольников», критерии, показатели. 

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

	Современное общество в своем развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создает определенные трудности в процессе социального вхождения ребенка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личности и субъекту какой-либо деятельности. Приобщение ребенка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума - процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента ее рождения. 

	Современное педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в процессе самореализации. Проблемами социализации личности, и в частности личности дошкольника,  на современном этапе развития науки занимаются ведущие отечественные исследователи. Поскольку личность освещается полифункционально, то и проблемами ее развития занимаются представители различных наук. 

	Так, философами освещается взаимовлияние личности и общества друг на друга, анализируется соотношение объективных условий и субъективных факторов развития личности (Л.Н. Коган, М.С. Каган, Б.И. Каверин, Э.В. Ильенков, П.П. Лямцев, A.B. Мялкин, Б.Д. Парыгин, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов, И.Т. Фролов и др.). 

	Представители педагогической науки также широко освещают проблему развития личности в социуме. Так, широко освещается и подчеркивается необходимость приобщения ребенка к обществу в свете гуманистических идей (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, Л.А. Волович, В.Я. Лыкова, A.C. Макаренко, Ж-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, СТ. Шацкий и др.). 

	Актуальность социализации ребенка в процессе его включения в систему общественных отношений подчеркивалась рядом исследователей. Были рассмотрены исследования A.B. Мудрика, О. В. Нифонтова,  Н.И.  Кузьмина и других.

	Так A.B. Мудрик уделяет внимание рассмотрению вопроса рационального соотнесения этапов социализации с возрастными периодизациями развития. Посвящают свои исследования изучению механизмов социализации и формированию социально компетентного ребенка О. В. Нифонтова,  Н.И.  Кузьмина, которые видят решение проблемы социальной компетентности  дошкольников в учебной групповой работе.

	В процессе теоретического исследования была так же рассмотрена работа Штайнера «Курс народной педагогики», в данной работе автор представляет системно-антропологическую концепцию становления готовности ребёнка к самореализации.

	Несомненный интерес представляют в данной проблеме позиция Ж.-П. Сартра и Э. Шартье. Первый считал, что человек является тем, что он сам из себя делает. Тем самым он предполагает устойчивую взаимосвязь компетентности с саморазвитием. Э. Шартье определял структуру движения человека к профессионально-компетентному действию. Началом этого пути, по его мнению, было состояние человека – детство. Итогом саморазвития – состояние «человек – хозяин судьбы». Это показывает значимость самопознания и самореализации для становления образа «компетентного человека». 

	Социальная значимость компетентной личности дошкольника в различных видах деятельности рассматривается в отечественной педагогике и соционике. В работах К. Ушинского сформулирована антропологическая концепция возможностей ребёнка «быть готовым» к социальному и профессиональному действию. Особое внимание педагог уделяет характеристике профессионально-педагогической готовности. Он впервые связывает ее не только с социальным заказом общества, но и показывает существующую неразрывную взаимосвязь готовности личности с ее природными данными. 

	В работе С.А. Учуровой «Социальная компетентность: определение сущности и поиск путей развития» рассматриваются проблемы социальной компетентности ребенка в связи с решением межличностных проблем и представлен краткий обзор основных определений социальной компетентности. Остановимся на некоторых наиболее типичных из этих определений. 

	Так  А. Голфрид и Р. Дзурилла предлагают рассматривать социальную компетентность как способность ребёнка эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. При этом А. Голфрид оценивает социальную компетентность ребёнка  как повседневную эффективность индивида со взаимодействием со своим окружением. Форд утверждает, что социальная компетентность ребёнка  может быть рассмотрена как достижение ребёнком соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии. 

	С.Уотер и Р. Сроуф считают, что социальная компетентность – это способность дошкольника использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии. 

	По мнению И.А. Кудаевой, к которому присоединяется автор  рассматриваемого обзора, социальная компетентность – это «понимание отношения «Я» – общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». И.А. Кудаева предлагает расценивать социальную компетентность  дошкольника «как адаптационное явление», причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально- психологическая подготовленность. Иными словами, социальная компетентность дошкольника определяет уровень адаптации ребёнка к эффективному выполнению заданных социальных ролей. 

	В исследованиях проблемы социальной компетентности И.А. Кудаевой делаются аргументированные выводы о том, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах – как зрелость (компетентность) духовная, гражданская, профессиональная. Но во всех этих проявлениях она всегда предстает как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов. Такая ориентация столь устойчива, что пронизывает все сферы жизнедеятельности людей. 

Исходя из всего вышеизложенного, социальную компетентность можно определить как индивидуальный комплекс качеств характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик, определяющий уровень взаимоотношений индивида и социума и позволяющий ему принять единственно верное решение в разных жизненных ситуациях.

Социальная компетентность представлена множеством социальных компетенций. 

Каждая из социальных компетенций представлена рядом психологических критериев, таких, например, как толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность, от уровня сформированности которых зависит то, насколько комфортно человек чувствует себя в обществе.

Следует отметить, что, так как социальные компетенции являются составляющими социальной компетентности, то, соответственно, вышеперечисленные критерии являются характеристиками, как отдельной компетенции, так и социальной компетентности в целом.

Основные функции социальной компетентности:

социальная ориентация;

адаптация;

интеграция общесоциального и личного опыта.

Структура социальной компетентности включает:

коммуникативную и вербальную компетентность;

социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию;

	эго-компетентность и собственно социальную компетентность.

Исходя из этого можно считать, что социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. А приведенные определения свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека.

Дополняя характеристику понятия «основы социальной компетентности», необходимо подчеркнуть, что она так же включает в себя когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие.

Уровневую составляющую изучаемой компетентности можно рассмотреть на основе трудов  В.Е Каган, Н.И. Кузьминой, Е.Е. Кутейниковой, В.В. Мамаевой и др., которые выделяют: 

Начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований. 

Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально - значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком. При этом могут быть различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности. 

Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности. 

По мнению Л.В. Коломийченко, приведенные определения исследования, свидетельствуют о том, что структуру основ социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда других ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

Социальная компетентность, описываемая, в частности, в работах М. Аргайла, определяется знанием правил и умением действовать по правилам. Однако трактовка социальной компетентности как знания правил и способности им следовать – не единственная интерпретация. Социальная компетентность проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный контакт с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой.

На основании этого можно сделать вывод, что, социальная компетентность дошкольника – это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные), ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность. Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности.

Социальная компетентность включает следующие компоненты:

Когнитивный компонент

представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;

представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;

понимание ребенком настроения партнера по  его вербальному и невербальному признаку;

понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику  и взрослому эмоционально положительное;

отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия;

отношение ребенка к сверстнику строится в соответствии с их желаниями и интересами;

отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику  и взрослому эмоционально положительное;

умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуаций;

Поведенческий компонент:

умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок – ребенок» «ребенок – взрослый»;

умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных  ситуациях.

Т. Антонова считает, что социальная компетентность дошкольника обладает интегративной природой и включает следующие компоненты:

мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять  определенное место среди значимых  для ребенка людей –взрослых и сверстников;

когнитивный, или познавательный, – наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности;

поведенческий ? эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе;

эмоциональный – как умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей.

Перечисленные компоненты социальной компетентности дошкольника еще только формируются, неустойчивы, зависят от взрослого и его умения заинтересовать ребенка информацией из окружающего мира, организовать с ним общение, помочь сориентироваться в системе ценностей, принятых в обществе, выработать определенные способы поведения и эмоционального реагирования на окружающую действительность.

	Таким образом, рассмотрев перечисленные определения можно сделать следующие выводы:

	1. Под социальной компетентностью дошкольника (ср. с положениями на защиту!!!) понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. 

	2.  Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых  необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

	











Сущность и структура понятия игровая деятельность старших дошкольников

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное  место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом  его  деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлений, ориентация между людьми, первоначальные навыки коопераций (А.В Запорожец, А.Н Леонтьев, Д.Б Эльконин и др).

Игра  – это форма деятельности в  условных ситуациях, направленная на воссоздание  и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф.Фребелю. В отечественной педагогике  мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, развивала Н.К Крупская. Отмечая значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них – серьезная форма воспитания» Игра для дошкольников – способ познания окружающего. По убеждению Н.К Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединить их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка  игрой  высказывал  Макаренко. Высоко оценивая игру детей, А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у вз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44