VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность понятия художественно-эстетическое воспитание

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006192
Тема: Сущность понятия художественно-эстетическое воспитание
Содержание
Содержание





Введение												3

1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников		5

2. Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»		        14

3. Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания								        24

Заключение 										        39

Список использованной литературы 						        41



ВВЕДЕНИЕ



На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей. 

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, в связи с чем, в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Существуют явные противоречия между возрастающим статусом эстетического воспитания в деле активизации человеческого фактора повышения духовной культуры и крайне слабым использованием его возможностей в социально-культурном развитии общества. 

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у младших школьников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка становится Декоративно-прикладное искусство, которому принадлежит одно из ведущих мест в развитии художественно-эстетического сознания – важнейшего инструмента становления и развития личности.

Значительный вклад в теоретико-методологическую разработку проблемы внесли С. Борисова, В. Мусиенко, Л. Оршанский, В. Титаренко,           Д. Тхоржевский. 

Объект – процесс художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. 

Предмет - декоративно-прикладное искусство как средство художественно - эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – раскрыть содержание процесса художественно-эстетического воспитания младших школьников через декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую  характеристику младших школьников 

- раскрыть понятие, цели и задачи художественно- эстетического воспитания младших школьников; 

- определить возможности  декоративно – прикладного искусства (далее ДПИ);как средства художественно- эстетического воспитания младших школьников.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Структура работы: состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.




1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников



Говоря о младшем школьном возрасте, необходимо отметить, что именно для него характерна общая предрасположенность к формированию личностной направленности и различных её форм. В качестве факторов формирования личностной направленности ребенка выступают как особенности воспитания в семье, особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками в учебном процессе, так и общая специфика развития на данном возрастном этапе.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Академик А.Г. Асламов назвал начальную школу «зоной ближнего развития «российского общества», в котором современный национальный воспитательный идеал воплотится в делах, и тогда начальная школа, перефразируя Л.С. Выгодского, поведет за собой развитие общества [1].

Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

У отечественных ученных нет единого подхода к установлению хронологических границ этого возраста. По Л.С. Выгодскому к младшим школьникам относятся дети в возрасте 6-7 до 11 лет, А.А. Люблинская определяет возрастные границы от 7 до 10-11 лет, Л.И. Божович от 7-8 до 10-11 лет, а Д.Б. Эльконин сдвигает границы к 6-9 годам, в зарубежных исследованиях, это нижняя граница данного возраста. Зарубежными учеными используется различный терминологический аппарат: «второй период детства» (Г. Гримм), «ранее детство» (Д. Бромлей). В нашей стране название возраста «младший школьник» считается единственно возможным. В настоящее время младшим школьным возрастам называют период между 6,5 и 10,5 годами. Эти границы связаны с официально принятыми сроками обучения в Российской Федерации. Исследователи отмечают подвижность возрастных границ, их зависимость от соцкультурных обстоятельств и индивидуальных особенностей детей [27].

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдарова, А.К Дусавицкий, А.К. Маркова,                    Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.).

И.А. Зимняя, считает младший школьный возраст началом общественного бытия ребенка как субъекта деятельности [18].

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [14, с. 27]. 

	В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [8].

В младшем – школьном возрасте происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д. Б. Эльконин [55]. 

	С физическим развитием, в возрасте 6 - 10 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами [8].

	Психическое и физическое являются двумя взаимосвязанными сторонами детского развития. Прав А.Н. Леонтьев, который вслед за А.Н. Бернштейном, писал, что «психика формируется в движении». Эта аксиома актуальна и значима сейчас как никогда ранее, поскольку в настоящее время в педагогической и родительской среде сформировался устойчивый запрос на усиленное внимание к когнитивному развитию ребенка, зачастую в ущерб его физическому развитию и здоровью.

	В биологическом отношении у младших школьников, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

	В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Т.е. происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [12, с.70].

	Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Т.И. Шамова рассматривала познавательную активность как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении школьника к содержанию и процессу деятельности, в его стремлении к эффективному овладению новыми способами деятельности, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели, в направленности и устойчивости, познавательных интересов [4]. 

Фундаментальные труды по данной проблеме принадлежат Г.И. Щукиной. Она рассматривала активизацию познавательной деятельности школьников как процесс, направленный на усиленную познавательную совместную деятельность педагога и школьников, на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения [4].

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В педагогике утвердилась идея Выготского Л. С. о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии школьников [7, с. 127]. Вот почему усилия педагогов должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности школьников, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия [45].

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Они - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, вкус, запах окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения.

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. 

В отечественной психологии проблемами восприятия занимались такие крупные ученые, как А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.П. Зинченко, ДН. Узнадзе и др. 

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Например, мы воспринимаем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости ее поверхности. 

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в, то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».

Надо с ранних лет внушать детям, какое огромное значение имеют ощущения для труда и познания мира, каким важным источником человеческого счастья они являются.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Сложные виды представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия.

Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал педагогам К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени - развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше) [6].

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления [13].

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. В отличие от дошкольников, младшие школьники целенаправленно, произвольно запоминают материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на производную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. А так же развиваются все виды памяти: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с. 

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз» [13]. 

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. 

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями. 

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно). 

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти. 

Воображение в младшем школьном возрасте опирается на конкретный предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

С.Л. Рубинштейн давал следующее определение понятию воображение: «Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое» [15, с. 90]. По мнению В.А. Крутецкого, воображение — это «создание образов таких предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше» [2]. 

Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж.Ж. Руссо: гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [21].

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности [54].

На основе теоретического анализа педагогической и психологической литературы, развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте характерными особенностями ребенка является: доверчивая обращенность к внешнему миру, мифологичность миросозерцания, свободное развитие чувств и воображения, наивный субъективизм и эгоцентризм, бессознательное, а позже регулируемое чувством или замыслом подражания, построение моральных идеалов, исследовательский характер познания, конформизм в эстетических и нравственных оценках. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для создания предпосылок формирования определенной направленности личности. 



Таким образом, основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна [42].

В младшем школьном возрасте отмечается доминирование сенсорно-перцептивных процессов с преобладанием деятельности зрительной системы, поэтому этот возраст считается сензитивным для развития в области визуальных искусств.



2. Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»



В настоящее время наблюдаются качественные изменения образовательного пространства России. В ФГОС НОО приоритетным направлением является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [53].

Художественная культура содержит огромный потенциал в плане развития и воспитания личности, т. к. несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Проблема художественно-эстетического воспитания младших школьников значительно осложняется отсутствием четкого определения понятия «художественно-эстетическое воспитание». Это обусловлено, в том числе смешиванием понятий «художественное», «эстетическое», и «воспитание» в целом. 

«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». (Л.Н. Толстой)

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает в себя 3 существенных признака [43]:

1) целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;

2) соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества;

3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.

Процесс воспитания – это процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идеи целостности формирования личности. В комплексном воспитательном процессе можно выделить такие направления, как: «художественное» и «эстетическое» воспитание.

Художественное воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [25].

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [57, с. 35]. 

Эстетическое воспитание определяет развитие творческого потенциала через формирование художественно-образного эвристического мышления и творческой направленности как мотивации [31].

«Эстетическое воспитание - это процесс приобщения человека к сокровищнице этнической и мировой культуры, прежде всего посредством искусства, и деятельности человека, главной целью которого является развитие целостной, креативной, с развитой индивидуальностью, действующей по законам красоты личности». Таким образом, эстетическое воспитание младших школьников широком смысле тесно соприкасается со всеми свойствами личности и служит ее всестороннему обогащению [47].

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание младших школьников подразумевает под собой следующие составляющие: 

- чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее; 

- знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире; 

- умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности.

А.А. Реан, Н.В. Бордовская, И.П. Подлассый и др. ученные сходятся во мнении о том, что целью эстетического воспитания является развитие или формирование эстетического отношения к окружающей действительности.

В структуре эстетического воспитания Б.Т. Лихачев выделяет ряд зависимых понятий: эстетическое сознание, творческая деятельность, эстетические переживания, эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетическое суждение [25].

«Эстетическое сознание» - осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев и формируется в процессе непосредственного общения человека с социальной действительностью, природой, искусством, а так же в активной творческой деятельности.

«Творческая деятельность» - это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью (Психологический словарь). 

«Эстетическое переживание» могут включать состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания.

«Эстетическое чувство» - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

«Эстетическая потребность» проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.

«Эстетический идеал» - социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.

«Эстетическое суждение» доказательная, аргументированная, обоснованная идейно-эмоциональная оценка эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.

Большинство педагогов и психологов (Л.С. Выгодский, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, А.Ж. Овчинникова и др.), занимающихся развитием эстетического восприятия младших школьников, отмечают, что не существует каких-либо серьезных препятствий, мешающих детям адекватно воспринимать произведения искусства. Они способны воспринимать образный язык различных видов искусства, основную идею, настроение музыкального и литературного произведения, живописного полотна и т.п. Синтез искусств способствует видению всех предметов и явлений мира с эстетической стороны, при этом формирует художественный вкус, эстетические, мировоззренческие ценности [48].

Таким образом, все функции синтеза искусств (познавательная, мотивационная, гедонистическая, социализирующая, развивающая, формирующая, толерантности, коммуникативная, креативная, эстетическая, синкретивность) определены в отношении к воспринимающей личности младшего школьника и утверждают влияние синтеза искусств на его эстетическое сознание, подсознание, эмоции, вкусы, на формирование его творческих начал [48].

Синтез искусств позволяет также отображать действительность художественно-образными средствами и тем самым способствует возбуждению интереса к познанию и развитию эстетических потребностей, выполняя мотивационную функцию. Этому содействует, по мнению исследователей (З.Н. Новлянской, З.С. Смелковой, Г.Н. Кудиной, С.М. Дубоделовой, Е.В. Шишмаковой), взаимодействие в обучении собственного творчества и художественного восприятия видов искусств как неразрывных сторон эстетического развития младшего школьника [48]. Согласно А.А. Мелик-Пашаеву, формы и виды искусств меняются, но в них неизменно пребывает и воплощается искусство: художественное преобразование мира, утверждение творческой сущности человека и человеческого способа существования в мире [3, с. 3].

Результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность младших школьников. В педагогическом смысле под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие. [5].

Одним из критериев эстетической воспитанности младших школьников является его устойчивость проявления художественно-эстетических способностей, которая является показателем формирования эстетической активности, творческой, созидательной личности младшего школьника, умеющей выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств [47].

Эстетическая художественная деятельность, это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Он заключается, например, в формирование эстетического мотива деятельности (на ряду с другими мотивами), в постановке цели создания не просто практически значимого продукта, но и эстетически выразительного, эмоционально привлекательного; в выборе эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, в получении эстетически ценного результата.

Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн и т.п. и т.д.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

В.С. Собакин и В.А. Левин отмечают, что недостаточно поместить обучающегося в эстетическую среду, необходимо помочь понять смысловую сторону искусства, включить обучающегося в культурный диалог. Таким образом, авторами подчеркивается, что процесс художественного воспитания должен быть не стихийным, а целенаправленным.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни.

Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни [52].

Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания педагоги стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. 

Мы придерживаемся позиции, которая была обоснована Р. Захарченко и Д. Тхоржевским относительно целесообразности использования термина «декоративно-прикладное искусство», который отображает сущность этого искусства, как одного из видов художественной деятельности, произведения которого объединяют утилитарные и художественные, декоративные качества [10]. 

В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено - особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала [26]. 

Исследователи в области творчества (A.M. Матюшкин, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, А.И. Савенков и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Изучение и анализ состояния школ по рассматриваемой проблеме показывает, что эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни детей и подростков. Естественно, что самая приоритетная позиция в общей системе эстетического воспитания по праву принадлежит художественно-эстетическому образованию, т. е. циклу учебных дисциплин соответствующего профиля. 

Исходя из специфики традиционной художественной культуры и в частности, народного декоративно-прикладного искусства, а также опираясь на результаты анализа недостатков, имеющихся в системе художественно-педагогического образования, были определены этапы, формы, методы и средства эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. 

Каждой группе задач художественно-эстетического воспитания младших школьников соответствуют свои методы.

К группе задач, направленных на приобщение детей к искусству соответствуют методы – показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. 

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

Большое значение имеет показ красоты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д. Для ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экологические экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т.д.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств, был артистичным.

К группе задач, связанной с формированием навыков художественной деятельности соответствуют практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. 

Формы организации художественно-эстетического воспитания младших школьников в системе художественно-педагогического образования могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, конкурсных мероприятиях, развлечений, экскурсии и т. д. 

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. 

Постоянное личное у.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44