- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эстетическое воспитание понятие, факторы и условия, методы и средства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006148 |
Тема: | Эстетическое воспитание понятие, факторы и условия, методы и средства |
Содержание
Введение Актуальность темы исследования. Проблема эстетического воспитания подростков относится к числу актуальных. Значение эстетического воспитания в системе дополнительного образования подростков усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эстетическое воспитание в системе дополнительного образования подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства. Эстетическое воспитание подростков – это важнейшая задача современного российского образования. Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности подростков [30]. Большими возможностями в решении задач эстетического воспитания подростка обладает именно система дополнительного образования, призванная удовлетворять интересы, духовные, социокультурные и образовательные потребности. Значение эстетического воспитания в системе дополнительного образования подростков усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эстетическое воспитание в системе дополнительного образования подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства. Проведённый анализ литературных источников и исследование передового педагогического опыта выявили и недостаточное освещение вопросов, которые раскрывают теоретико-методологические основания эстетического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования. Также происходит падение всех традиционных идеологических и эстетических норм, которые долгое время формировались, изменились и эстетические вкусы нового поколения. Особо подвергаются влиянию данных факторов подростки, которые из-за специфики возраста подражают новым эстетическим эталоном. К сожалению, сегодня современная псевдо-культура формирует в сознании подростков иллюзорные эстетические приоритеты, что затрудняет реализацию многих педагогических задач. Вместе с тем противоречивой является и ситуация в самой области дополнительного образования, мало уделяющей внимания в воспитательном процессе развитию эстетической культуры подростков. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие, факторы и условия, методы и средства эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования. 2. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста. 3. Рассмотреть методы и средства эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования. 4. Провести анализ деятельности МБУ «Дом Детского Творчества» по эстетическому воспитанию подростков. 5. Провести диагностику состояния эстетического воспитания подростков. 6. Частично апробировать программу по эстетическому воспитанию подростков в организации дополнительного образования. Методы исследования: 1. Теоретические: синтез, обобщение, классификация. 2. Эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. База исследования: Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания подростков в организациях дополнительного образования 1.1. Эстетическое воспитание: понятие, факторы и условия, методы и средства Проблемы эстетического воспитания разбирались многими философами, культурологами, искусствоведами, психологами и педагогами. Появление начал эстетической деятельности и сознания, как удостоверяют археологи и историки, касается глубокой древности - к краю среднего палеолита. Этап античности VII в. до н.э. - III в.н.э. даёт дальнейшее вырабатывание эстетических идей: тут сталкиваются определённые системы воспитания эстетического, где установлены средства, цели и методы эстетического обучения. Аристотель внедряет понятие «калокагатия», что истолковывает человека как создание добросердечное и красивое и предлагает подключить в эстетическое воспитание рисование и письмо [26]. Понятие эстетическое воспитание производное от термина эстетика. Эстетика - это наука о прекрасном. А эстетическое воспитание, в свою очередь, это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного. Эстетика тесно связана с искусством, с художественным отражением реальности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное и творить его. В трудах М.Ф.Квинтилиана, Плутарха, М.Т.Цицерона многогранно разрабатываются идеи эстетического воспитания, значительный смысл сообщается вырабатыванию таких черт личности, как уметь выразительно беседовать, формированию ощущения художественного слова, ритма [10]. В эпоху Нового времени (XVII – XVIII вв.) эстетическое воспитание строилось в пущей степени на особом обучении пению, музыке, танцам, ручному труду, рисованию, изучении искусства сразу с улучшением всеобщей подготовки [10]. Большую лепту в историю эстетического воспитания привнес Я.А.Коменский. В собственных работах он сообщает о нужде применения с раннего детства пения, музыки, игры на музыкальных инструментах, «для того чтобы их слух и сердце наслаждались гармонией и созвучием» [21, с. 215]. Представители Просвещения старались установить содержание эстетического воспитания, охватывая языки, рисование, литературу, искусство мыслить, географию, историю, изящные искусства. Такие педагоги как Г.Песталоцци, И.Гербарт, Ф.Фребель предложили подсоединить в эстетическое воспитание рисование, пение, художественные образы великих людей, а также формирование детского творчества, чтение художественных произведений, созерцание картин, прослушание музыкальных произведений [14]. В системе научных познаний Дени Дидро одно из центральных мест занимали проблемы искусств и эстетики. Д.Дидро подтверждал опытный генезис эстетических понятий (отношение как ядро прекрасного, красота, изящность). Ему принадлежит фраза о том, что страна, где всех детей будут учить рисованию, схоже письму, вскоре превзойдёт иные во всех отношениях [14]. Ф.Шиллер, в первый раз воспользовавшись термином «эстетическое воспитание», предложил разуметь под этим понятием не только вырабатывание способности овладевать искусством, но и предложил с его поддержкой вырабатывание целостного человека. Задача эстетического воспитания – формировать эстетический идеал. Прекрасное, по своей сути есть жизнь в наших понятиях. Эстетический идеал – это образ совершенства. Для эстетического освоения мира необходима практика и творческая деятельность. Виды этой деятельности могут быть достаточно разные: создание красоты через труд, эстетическое поведения, эстетическо-познавательная деятельность, творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность – это две взаимосвязанных направления педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом формируется его эстетическое отношение к действительности. Методами эстетического воспитания являются: разъяснение; анализ произведений искусства, предметов и явлений; решение эстетических задач; упражнения в искусстве; положительный пример; поощрение и т.д. Формы эстетического воспитания: беседы; лекции на эстетические темы; кинолектории; вечера поэзии; встречи за круглым столом; дискотеки и танцевальные вечера. Средства эстетического воспитания в разнообразной эстетической деятельности применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, воспитанник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия, так называемого живого созерцания. Труд активно влияет на эстетическое развитие следующими путями: процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный труд сопровождается чувством удовлетворения и наслаждения. Человека радует результат его труда. Эстетически-воспитательные возможности игр очень богаты. Эстетическое воспитание в ходе творческой деятельности подвергались рассмотрению в иррационалистической философии середины XIX в., где творчество – это механическая техническая деятельность [10]. Первые эстетические трактаты возникли в России в XVIII в. И. Владимиров и С. Ушаков, заложившие основания теории эстетики и эстетического воспитания в российской эстетической мысли, обозначают в них красоту и злободневность произведений искусства, дают систематизирование искусства. В XVIII в. проблемы эстетического воспитания анализировали М.Ломоносов, Н.Новиков. В сути эстетического воспитания они предложили подсоединять дисциплины эстетического цикла: музыку, танцы, виды литературу, искусства, пение, рисование, игру на инструментах [10]. В XIX в. В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов подчеркнули воспитательный смысл литературы в эстетическом воспитании детей, уделили много интереса вопросу детской книги, верно считая, что любая книга, назначена для чтения детьми, обязана изъявлять позитивное воспитывающее действие [14]. Проблемы эстетического воспитания разбирали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский. Видя в эстетическом воспитании ключ формирования эстетических эмоций, эстетического вкуса, разыскивали нужным исследование литературы, изобразительного искусства, музыки, природы, а также занятия творчеством художественным. К.Д.Ушинский на основании досконального анализа педагогического опыта европейских стран, сделал значимые выводы о воспитательной силе народных традиций. Настаивал на приложении музыки в учебе: «сконцентрируйте внимание на это сплочение педагогики с хоровым пением. Оно как нельзя более охарактеризует тот воспитательный элемент учения, о кем у нас пока и заявлять неестественно» [50, c. 329]. На основании наблюдений подчеркнул: «после небольшой песни класс оживляется, как цветы после дождичка. …Выходит что-то крайне милое, гармоничное, касающееся чувство и воспитывающее их» [50, с. 342]. П.П.Блонский разработал идеи эстетического творчества. Он предопределял эстетическое воспитание как формирование эстетического творчества, что не обязано отгораживаться от обыденного житейского творчества, а искусство в воспитании не обязано быть оторвано от всей энергичной жизни [4]. Можно произвести вывод о том, что наблюдается взаимная связь эстетического воспитания с разными сторонами воспитания, отмечается общность образования и воспитания. Советская педагогика, обобщая опыт зарубежной и отечественной педагогической мысли, формировала систему эстетического воспитания на основе госсистемы образования и воспитания. Немаловажную лепту в выработку теории и практики привнесли А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий. Они пропагандировали систематичное формирование органов чувств и творческих способностей воспитанников в ходе творческой деятельности. Это даёт им вероятность упиваться красотой и формировать её [10]. Так, А.В.Луначарский особенное внимание в эстетическом воспитании отдавал искусству (музыке, литературе, театру), а также формированию у растущего поколения творческой инициативности. Он призвал сберегать наследство науки и искусство минувшего, а также подмечал, что человек обязан разворачивать своё художественное и научное творчество [27]. С. Т. Шацкий, действуя над системой эстетического воспитания, внёс важный вклад в формирование теории воспитания разнообразными видами искусства. Уделил значительное внимание внешнему формулированию внутренних волнений ребенка (музыке, танцу, слову) [57]. Раскручивая эти идеи, В. Н. Шацкая формирует теорию эстетического воспитания посредством музыки, музыкального образования. Под системой эстетического воспитания она уразумевала совокупность взаимносвязанных, последовательных, возглавляемых преподавателям эстетических влияний на ребёнка, как посредством искусства, так и самой жизни. Она придала великое значение музыке народной с её непереходным обаянием, и неизменно подчёркивала её воспитательное влияние на детей. В работах В. Н. Шацкой наблюдается мысль о том, что эстетическое воспитание разрешает «воспринять, ощущать и точно уразумевать красивое в окружающей действительности, в социальных взаимоотношениях, в природе и произведениях искусства. Это воспитание способности боготворить и дорожить прекрасным и уметь отличать его от ложно-прекрасного» [58, с.4]. А. С. Макаренко аргументировал и обнаружил на практике роль искусства в воспитании детского коллектива. Под эстетическим воспитанием он смыслит не только воспитания видения (картин, красота неба, одежды), но и красу действий [27]. В деятельности В. А. Сухомлинского проблемы эстетического воспитания занимали значимое место. Он полагал, что умственное формирование человека невыполнимо без тонкости ощущений, волнений, эмоционального эстетического отношения к окружающим и себе. Размышляя о целях эстетического воспитания, он писал: «Для меня важнейшей была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красе и потребности впечатлений эстетического характера. Значимую цель всей системы воспитания я видал в том, чтобы школа выучила человека проживать в мире красивого, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира созидала красоту в нём самом» [48, с.61]. Основания эстетического воспитания, заложенные в 20-е годы, приобрели своё формирование в дальнейшем. Первые научные теоретические материалы в 30-х гг. разрабатывали: А.В. Кенеман, Е.А. Флёрина, Е.А. Аркин, В.Н. Шацкая. В 60-х годах обозначился определённый перелом в сфере эстетического воспитания, над вопросами коего трудились такие педагоги, учёные, психологи как Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачёв, Б.М.Неменский, А.А.Мелик-Пашаев, В.А.Сластенин. Они установили и конкретизировали функции, принципы, содержание и формы эстетического воспитания и образования, взаимоотношение эстетического воспитания с творческой деятельностью, на основании которой вырабатывалась нынешняя система эстетического воспитания [10]. В частности, Б. М. Неменский подвергал анализу значительные проблемы, обращенные на сотворение системы эстетического воспитания: «дело не лишь в том, чтобы обучить детей зреть, ощущать и разуметь красивое в искусстве, - мыслил автор, - задача гораздо сложнее – надо основать у них умение творить красивое в своей будничной деятельности, в будничном труде, в будничных человеческих взаимоотношениях» [33, с.16]. По мнению И. Ф. Гончарова, эстетическое воспитание представляет собой систему взаимодействия, направленную на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [38]. Б. Т. Лихачёв определяет эстетическое воспитание как целенаправленное формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, безобразное, комическое, трагическое в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [24]. Таким образом, рассмотрение философской и педагогической литературы по вопросу изучения обнаруживает, что на протяжении многих столетий эстетическому воспитанию личности отводится немалое значение. В нынешней литературе термин «эстетическое отношение к миру» определяется, как способность человека оценивать явления действительности через понимание прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Это - способность отразить собственное мироощущение, духовный мир в поведении и образе жизни [10]. Философский словарь устанавливает понятие эстетического как отношение человека к миру, в коем в концентрированном виде заключена суть человека как свободного и осмысленного создания [53]. В философии эстетическое отношение изучается как феномен, обеспечивающий гармоническое единство внешнего мира и сокровенного мира личности. Видят необходимость рассматривать эстетическое отношение к миру как универсальный способ взаимодействия человека с окружающей действительностью в целях решения проблемы самореализации М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, А.Г. Столович и другие. Сегодня эстетическое воспитание подвергается анализу как существенный фактор развития личности. Устанавливается его место и роль в воспитании личности, цель коего зависит от периода и конкретных социальных экономических отношений, степени формирования эстетической, педагогической мысли. Подчёркивается великое воздействие искусства на эстетическое формирование личности. Так, например, в диссертации И. А. Фархшатовойэстетическое воспитание определяется как социокультурно обусловленный процесс целенаправленного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в котором создаются условия для их самовоспитания, развития способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, совершенствовать окружающий мир на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм морального поведения [51]. При этом под эстетической воспитанностью подростков данным автором понимается система воспитательно-значимых критериев: - когнитивный (знание сущности понятий и категорий этики, эстетики, способов нравственно-эстетического самовоспитания); - эмоционально-ценностный (эмоционально-нравственная отзывчивость: эмпатия, переживание чувства прекрасного в искусстве и природе и т.д.); - поведенческий (умение вести себя в соответствии с нравственно-эстетическими нормами, способность к рефлексии, самовоспитанию, социально направленный характер действий) [51]. Размышляя о методах и средствах эстетического воспитания, И. А. Фархшатова отмечает, что последнее обеспечивается целенаправленно и эффективно посредством структурно-функциональной модели нравственно-эстетического воспитания, содержащей как инвариант принципы мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности, культуро- и природосообразности, взаимодействия личности и коллектива [51]. М. Б. Дмитриева процесс эстетического воспитания понимает как культурное обогащение личности, где основной акцент сделан на продуктивной художественно-творческой деятельности, в основе которой – использование объективного развивающего потенциала академического искусства с привлечением лучших образцов современного искусства [15]. Данным автором в качестве основных составляющих эстетического воспитания названы эмоциональный, когнитивный и созидательно-творческий компоненты. На основе эмоционального, когнитивного и созидательно-творческого компонентов М. Б. Дмитриевой определены критерии эстетического воспитания – эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, осведомленность в области искусства, творческая активность в области искусства: 1. Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства – критерий, способствующий выявлению эмоциональных реакций и мотивации на искусство. Показателями данного критерия являются яркость эмоциональных реакций в процессе восприятия искусства; адекватность реакций эмоциональному смыслу произведения; мотивация (сила стремления) к успеху. 2. Осведомленность в области искусства – критерий, способствующий выявлению знаний подростков в области искусства. Показателями данного критерия являются знания в области различных видов искусства (музыка, литература, живопись и т. д.); знания в области произведений и деятелей искусства; мотивационная направленность на приобретение знаний. 3. Творческая активность в области искусства – критерий, способствующий выявлению творческой активности, стремления к овладению новыми знаниями, умениями и опытом деятельности в области искусства. Показателями данного критерия являются степень осознанности замысла и его оригинальность; художественность воплощения; выраженность художественно-эстетической потребности [15]. В статье Д. М. Ткачевой и Л. М. Миляевой эстетическое воспитание описывается как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и в жизни, выработка эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства, формирование способности воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве; способности жить и преобразовывать мир по законам красоты; развитие творческих навыков; отношения к жизни [49]. Ф. К. Цаллагова видит эстетическое воспитание как некое важнейшее средство формирования отношений к действительности, как целенаправленное воздействие, вырабатывание способности воспринять и лицезреть красоту в искусстве и реальной жизни, оценить ее, вырабатывание эстетических вкусов и идеалов, формирование способности к автономному творчеству и сотворению прекрасного [55]. Рассуждая о методах и средствах эстетического воспитания Ф. К. Цаллагова отмечает, что оно развивает человека всеми эстетически важными объектами и явлениями, в том числе искусством, формирует человека не столько для искусства, сколько для эстетически активной жизнедеятельности [56]. Согласно данному автору, стержневым основанием системы эстетического воспитания является именно искусство, формирующее особенную атмосферу образовательной среды, где совершается гармоничное познание эстетических явлений, совершенствуются показатели физического, интеллектуального и душевного состояния подростков, гармонизируются их межличностные отношения. Кроме того, по Ф. К. Цаллаговой, обращение к этническим культурным традициям является весьма действенным средством развития эстетического отношения ко всему окружающему миру. Этнические культурные традиции, олицетворяющие мудрость народа, разномерность его художественного восприятия, становятя действенным фактором подобного воспитания. По ее убеждению, более действенен ход эстетического воспитания, если этнические культурные традиции изучают как особый учебный материал, если суть образования смоделирует проживание этнокультурных традиций и подчинится принципу адекватности безусловным эстетическим ценностям, а также диалогу культур. Эффективности данного процесса способствует и широкое применение игровых видов деятельности, отслеживание межпредметных связей, особая подготовка педагога [55]. Что ?? касается ?? факторов ?? и ?? условий ?? эстетического ?? воспитания, ?? то, ?? например, ?? Ф. ?? К. ?? Цаллагова ?? убеждена, ?? что ?? для ?? вырабатывания ?? эстетического ?? отношения ?? к ?? окружающей ?? действительности ?? и ?? искусству ?? у ?? индивида ?? нужно ?? формирование ?? запаса ?? элементарных ?? эстетических ?? познаний ?? и ?? впечатлений, ?? без ?? чего ?? у ?? него ?? нет ?? возможности ?? для ?? возникновения ?? склонности, ?? интереса ?? к ?? эстетически ?? важным ?? объектам ?? и ?? явлениям. ?? Важно ?? обеспечивать ?? многосторонность ?? и ?? богатство ?? данных ?? познаний ?? – ?? основание ?? развития ?? обширных ?? интересов, ?? потребностей, ?? а ?? также ?? способностей, ?? обнаруживающихся ?? в ?? том, ?? что ?? их ?? хозяин ?? при ?? всех ?? способах ?? жизнедеятельности ?? ведет ?? себя ?? как ?? истинная ?? творящая ?? эстетически ?? личность. ?? Данным ?? автором ?? подчеркивается, ?? что ?? на ?? первоначальном ?? этапе ?? эстетического ?? познания ?? нужно ?? вызывать ?? в ?? подростках ?? удивление, ?? заставлять ?? останавливаться ?? и ?? наслаждаться ?? совершенностью ?? произведения, ?? что ?? предполагает ?? значительную ?? составляющую ?? любования ?? как ?? эстетического ?? отношения. ?? С ?? эстетическим ?? любованием ?? прямо ?? и ?? близко ?? взаимосвязана ??общая ??способность ??к ??очень ??глубокому ??переживанию. ??Подобное ??переживание ??эстетического ??чувства ??нераздельно ??со ??способностью ??эстетического ??суждения, ??иными ??словами, ??с ??эстетическим ??оцениванием ??явлений ??искусства ??и ??реальной ??жизни, ??когда ??воспитуемый ??сможет ??давать ??самостоятельную, ??с ??учетом ??возраста, ??критическую ??оценку ??тому ??или ??иному ??художественному ??явлению, ??высказывать ??точку ??зрения ??по ??поводу ??него. ??В ??ходе ??эстетического ??воспитания ??вырабатывается ??эстетическое ??сознание, ??что ??подразделяются ??на ??несколько ??категорий ??(восприятие ??эстетическое, ??вкус ??эстетический, ??идеал ??эстетический, ??оценки ??эстетические, ??чувство ??эстетическое, ??потребность ??эстетическая), ??отражающих ??психологическую ??суть ??его ??эстетического ??воспитания ??и ??разрешают ??судить ??о ??мере ??эстетической ??культуры ??[55]. ??Отмечается ??и ??необходимость ??с ??самым ??начал ??вырабатывания ??эстетического ??отношения ??к ??окружающей ??действительности, ??и ??далее ??на ??протяжении ??жизни ??эстетические ??идеалы ??могут ??измениться; ??особо ??подвергаются ??этому ??подростки. ??Потому ??так ??немаловажно ??педагогическое ??сопровождение ??такого ??эстетического ??становления. ?? Т. ?? К. ?? Мурманцева настаивает ?? на ?? важности ?? культурно-эстетической ??воспитательной среды ?? как ?? некоего ?? социокультурного, ?? образовательного ?? пространства, ?? включающего ?? в ?? себя ?? эстетическое ?? отношение ?? и ?? характер ?? взаимодействия ?? воспитателей ?? и ??воспитанников, ?? художественные ?? символы ?? и ?? вещи, ?? духовные ?? и ??нравственные ценности, ?? влияющие ?? на ?? становление ?? нравственно-эстетических ?? взглядов, ?? убеждений, ?? образцов ?? поведения ?? воспитуемых ?? [31]. ?? Согласно ?? О. ?? К ??Ольховой, ?? эстетическое ?? воспитание ?? призвано ?? сформировать ?? эстетическую ?? культуру ?? личности, ?? которая, ?? в ?? свою ?? очередь, ?? представляет ?? собой ??интегративное ?? качество ?? личности, ?? характеризующееся ?? совокупностью ?? знаний ?? сущности ?? эстетических ?? категорий ?? (прекрасное, ?? безобразное, ?? комическое, ?? трагическое), ?? способов ?? эстетического ?? преобразования ?? окружающей ?? действительности ?? (классной ?? комнаты, ?? костюма, ?? территории), ?? позволяющее ?? подростку ?? полноценно ?? воспринимать ??прекрасное ??в ??жизни ??и ??искусстве, ??готовностью ??и ??способностью ??к ??художественно-творческой ??деятельности. ??Значимыми ??характеристиками ??данного ??понятия ??выступают ??когнитивный, ??эмоционально-ценностный, ??деятельностно-творческий ??критерии ??[35]. Таким ?? образом, ??эстетическое ?? воспитание ?? сегодня ?? понимаемся ?? как ?? воспитание ?? целостной ?? гармонически ?? развитой ?? личности, ?? для ?? которой ?? характерны: ?? сформированность ?? эстетического ?? сознания, ?? наличие ?? системы ?? эстетических ?? потребностей ?? и ?? интересов, ?? способностей ?? к ?? творчеству, ?? правильное ?? понимание ?? прекрасного ?? в ?? действительности ?? и ?? искусств. ?? Это ?? одна ?? из ?? важнейших ?? сторон ?? многогранного ?? процесса ?? становления ?? личности, ?? эстетическое ?? осознание ?? прекрасного, ?? формирование ?? художественного ?? вкуса, ?? умение ?? творчески ?? создавать ?? продукты ?? ручного ?? творчества. ??Вслед ?? за ??М. ?? Б. ?? Дмитриевой ?? основными ?? составляющими ?? эстетического ?? воспитания ?? мы ?? также ?? видим ?? эмоциональный, ?? когнитивный ?? и ?? созидательно-творческий ?? компоненты, ?? которым ?? соответствуют ?? критерии ?? эстетического ?? воспитания ?? – ?? эмоциональная ?? отзывчивость ?? на ?? произведения ?? искусства, ?? осведомленность ?? в ?? области ?? искусства, ?? творческая ?? активность ?? в ?? области ?? искусства. 1.2 Психолого-педагогическая ?? характеристика ?? подросткового ?? возраста Особенное ?? положение ?? подросткового ?? периода ?? отображено ?? в ?? таких ?? его ?? наименованиях, ?? как ?? «переходный» ?? и ?? «критический»: ?? качественные ?? модификации ?? в ?? самосознании ?? личности ?? подростков, ?? телесный ?? сдвиг, ?? разноречивость ?? эмоционально-волевой ?? сферы ?? зачастую ?? обуславливают ?? у ?? подростков ?? беспокойность, ?? изменчивые ?? мнения ?? о ?? себе ?? и ?? окружающих, ?? тяжести ?? в ?? самоопределении. По ?? Т. ?? В. ?? Драгуновой, ?? подростковый ?? возраст ?? – ?? это ?? определенный ?? отрезок ?? жизни ?? между ?? детством ?? и ?? зрелостью ?? (взрослой ?? жизнью) ?? [16, ?? с. ?? 88]. ?? В ?? течение ?? данного ?? этапа ?? сокрушаются ?? и ?? реорганизовываются ?? все ?? старые ?? отношения ?? подростка ?? к ?? миру ?? и ?? самому ?? себе ?? (первая ?? фаза ?? подросткового ??возраста ??– ??12-15 ??лет) ??и ??вырабатываются ??процессы ??самосознания, ??приводящие ??к ??жизненной ??позиции, ??с ??которой ??школьник ??приступает ??к ??своей ??автономной ??жизни ??(вторая ??фаза ??подросткового ??возраста ??15-17 ??лет; ??ее ??часто ??называют ??периодом ??ранней ??юности). ??По ??существу, ??весь ??подростковый ??возраст ??является ??затяжным ??переходным ??периодом ??от ??детства ??к ??зрелости. Отечественный ?? психолог ?? Д. Б. Эльконин ?? выделял ?? два ?? периода ?? в ?? эпохе ?? подростничества: ?? младший ?? подростковый ?? возраст ?? (12-14 ?? лет) ?? и ?? старший ?? подростковый ?? возраст ?? (ранняя ?? юность) ?? (15-17 ?? лет). ?? Он ?? считал, ?? что ?? ведущей ?? деятельностью ?? детей ?? этого ?? возраста ?? становится ?? общение ?? со ?? сверстниками. ?? Главная ?? потребность ?? периода ?? - ?? найти ?? свое ?? место ?? в ?? обществе, ?? быть ?? «значимым» ?? - ?? реализуется ?? в ?? сообществе ?? сверстников ?? [62, ?? с. ?? 67]. ?? По ?? Л. ?? С. ?? Выготскому, ?? социальная ?? ситуация ?? развития ?? - ?? это ?? своеобразное ?? сочетание ?? того, ?? что ?? сформировалось ?? в ?? психике ?? ребенка ?? и ?? тех ?? отношений, ?? которые ?? устанавливаются ?? у ?? ребенка ?? с ?? социальной ?? средой ?? [, ?? с. ?? 56]. ??Своеобразие ?? социальной ?? ситуации ?? развития ?? подростка ?? состоит ?? в ?? том, ?? что ?? он ?? включается ?? в ?? новую ?? систему ?? отношений ?? и ?? общения ?? со ?? взрослыми ?? и ?? товарищами, ?? занимая ?? среди ?? них ?? новое ?? место, ?? выполняя ?? новые ?? функции. ??Л. ?? С. ?? Выготский ?? досконально ?? анализировал ?? вопрос ?? интересов ?? в ?? этом ?? возрасте, ?? именуя ?? их ?? «ключом ?? ко ?? всей ?? проблеме ?? психологического ?? развития ?? подростка» ?? [7, ?? с. ?? 112]. ?? В ?? период ?? подросткового ?? возраста ?? происходит ?? коренная ?? перестройка ?? ранее ?? сложившихся ?? психологических ?? структур, ?? закладываются ?? основы ?? сознательного ?? поведения, ?? формируется ?? образ ?? «собственного ?? Я». ?? Среди ?? многих ?? психологических ?? особенностей, ?? присущих ?? подростку, ?? особо ?? выделяются ?? формирующиеся ?? у ?? него ?? чувство ?? взрослости ?? и ?? «Я-концепция». ?? Чувство ?? взрослости ?? - ?? отношение ?? подростка ?? к ?? себе ?? как ?? взрослому, ?? представление, ?? ощущение ?? себя ?? в ?? какой-то ?? мере ?? взрослым ?? человеком. ?? Эта ?? субъективная ?? сторона ?? взрослости ?? считается ?? центральным ?? новообразованием ?? подросткового ?? возраста ?? [41]. Согласно ??Ф. ?? К. ?? Цаллаговой, ?? период ??подросткового ?? возраста ?? – ?? это ?? время ?? становления ?? личности ?? человека, ?? когда ?? происходит ?? становление ?? и ?? формирование ?? основ ?? нравственно-эстетической ?? воспитанности ?? человека ?? [55]. ??К ?? этому ?? времени ?? уже ?? завершается ?? в ?? основном ?? процесс ?? адаптации ?? детского ?? сознания ?? к ?? внешним ?? условиям, ?? выработаны ?? некоторые ?? черты ?? эстетического ?? вкуса ?? и ?? идеала, ?? формы ?? поведения ?? и ?? взаимоотношений ?? с ?? другими ?? людьми. И. ?? А. ?? Фархшатова ?? признает ?? подростковый ?? возраст ??сензитивнымдля ?? реализации ?? нравственно-эстетического ?? воспитания, ?? так ?? как ?? он ?? является ?? порой ??осознания подростком ?? собственной ?? индивидуальности, ?? неповторимости, ?? развития ??рефлексии, ?? формирования ?? системы ?? ценностей, ?? ориентированной ?? на ?? потребность ?? поиска ?? смысла ?? жизни ?? [51]. ?? Б. ?? Т. ?? Лихачев ?? подчеркивает, ?? что ?? к ?? познавательному ?? стимулу ?? в ?? подростковом ?? возрасте ?? добавляется ?? новый, ?? осознанный ?? мотив, ?? который ?? проявляется ?? в ?? тяге ?? к ?? духовному ?? общению ?? с ?? искусством. ?? Чувство ?? красоты ?? природы, ?? окружающих ?? людей, ?? вещей ?? создает ?? в ?? подростке ?? особые ?? эмоционально-психические ?? состояния, ?? возбуждает ?? непосредственный ?? интерес ?? к ?? жизни, ?? обостряет ?? любознательность, ?? мышление, ?? память; ?? эмоциональные ?? переживания ?? надолго ?? сохраняются ?? в ?? их ?? памяти, ?? нередко ?? превращаясь ?? в ?? мотивы ?? и ?? стимулы ?? поведения, ?? облегчающие ?? процесс ?? выработки ?? убеждений, ?? навыков ?? и ?? привычек ?? поведения. ?? Именно ?? в ?? подростковом ?? возрасте, ?? когда ?? происходит ?? осознанное ?? развитие ?? личности, ?? особенно ?? эффективно ?? осуществление ?? формирования ?? эстетического ?? отношения ?? к ?? действительности ?? [25]. Как ?? отмечает ??Ю. ?? В. ?? Светлова, ?? общие ?? особенности ?? младшего ?? подросткового ?? возраста ?? определяют ?? специфику ?? эстетического ?? воспитания ?? в ?? этой ?? возрастной ?? группе. ??Она ?? заключается ?? в ?? том, ??что ?? младшие ?? подростки: ?? - ??с ?? наибольшей ?? остротой, ??а ?? потому ?? наиболее ?? интенсивно ?? воспринимают ?? полученную ?? эстетическую ?? информацию; ??чувствуют ?? красоту ?? окружающего ?? мира ?? и ?? отношения ?? людей; ?? - ??способны ?? к ?? непосредственному ?? эмоциональному ?? переживанию ?? и ?? сопереживанию, ??склонны ?? к ?? практической ?? эстетической ?? деятельности; ?? - попадают ?? под ?? интенсивное ?? воздействие ?? средств ?? массовой ?? информации, ??а ?? в ?? структуре ?? предпочтений ?? подростков ?? приоритетную ?? играет ?? музыка, ??кино, ??игра; - ??проявляют ?? интерес ?? к ?? познавательной ?? деятельности; ?? - ??увлекаются ?? художественным ?? творчеством ?? и ?? изобразительной ?? деятельностью ??(сочинение ?? стихов, ??изготовление ?? поделок); ?? - ??проявляют ?? интерес ?? к ?? театру ?? [42]. В ?? то ?? же ?? время ??Г. ?? Г. ?? Солодова ?? и ?? Н. ?? А. ?? Климова ??отмечают, ?? что ?? этот ?? возраст ?? весьма ?? трудный ?? для ?? эстетического ?? воспитания ?? в ?? силу ?? тех ?? изменений, ?? которые ?? характерны ?? для ?? подросткового ?? возраста. ?? Эти ?? проблемы ?? еще ?? более ?? усиливаются, ?? если ?? на ?? предыдущих ?? этапах ?? эстетическое ?? развитие ?? ребенка ?? было ?? неполноценным. ?? Дефицит ?? эстетически ?? направленного ?? общения, ?? как ?? отмечают ?? данные ?? авторы, ?? порождает ?? инфантилизм ?? в ?? эстетических ?? оценках, ?? суждении, ?? поведении, ?....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: