VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность, понятие и функции малого бизнеса в экономике государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000899
Тема: Сущность, понятие и функции малого бизнеса в экономике государства
Содержание

Введение	3
1. Сущность, понятие и функции малого бизнеса в экономике государства	6
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и Республике Татарстан	12
3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса на примере Сингапура	25
Заключение	30
Список литературы	33
Приложения	35

ВВЕДЕНИЕ

     Мaлый бизнес – сaмый незaщищенный вид предпринимaтельства, при этом он играет одну из глaвных ролей в формировaнии стaбильной рыночной экономики стрaны и нуждaется в поддержке госудaрства. Стaтистика зaкрытия субъектов мaлого предпринимaтельства свидетельствует о том, что в России, к сожaлению, пока не создaны все необходимые условия для его существования и развития. 
     Программы поддержки только начинают разрабатываться, но они недостаточно продуманы и не в состоянии хотя бы частично удовлетворить существующие потребности. 2013 год не стал исключением в поддержании активного населения страны. На сегодняшний момент господдержка малого бизнеса выражена в реализации нескольких программ помощи. Среди них: денежные субсидии; помощь в обучении; предоставление стажировок; лизинг-программа на льготных условиях; предоставление офисного помещения за символическую плату; возможность получения льготного или бесплатного бухгалтерского и юридического сопровождения; бесплатное (или на льготном основании) участие в ярмарках; возможность получить грант. В 2013 году субсидии для МБ также возможно получить через Центр занятости населения. Условия те же: необходимо зарегистрироваться в качестве безработного, выразить свое желание открыть собственное дело, разработать бизнес-план, защитить его и получить сумму на развитие в размере до 300 тыс.руб. 
     К финансовой помощи стоит отнести не только субсидии для малого бизнеса, но и возможность получения основных средств по льготным лизинговым программам. Максимальный размер помощи составляет 5 млн. руб., но при этом не может превышать 30% от стоимости. Чтобы была получена справка для субсидии, необходимо заполнить заявление лично или воспользоваться электронной формой. Собрать полный пакет документов, который включает в себя выписку из ОГРЮЛ, бизнес-план проекта, копию договора лизинга и т.д. 
     Получение этого вида помощи для субъекта малого и среднего бизнеса является значимым подспорьем для выхода предприятия в большое плавание. Кроме субсидии для малого бизнеса, необходимы знания в различных сферах деятельности, без которых любое начинание можно смело ставить под сомнение. На базе специальных центров создана система для обучения желающих заниматься собственным делом и действующих молодых предпринимателей. Лекции и обучающие семинары проходят практически каждый день. Интересно то, что прийти туда может любой желающий. Для посещения занятий необходимо написать заявление, дающее право организаторам обрабатывать вашу личную информацию, подтвердить право на малого и среднего бизнеса или представить справку с места работы. Многие предприниматели, начинающие и со стажем, не пользуются возможностью получения субсидии для малого и среднего бизнеса только потому, что просто не знают о такой возможности. 
     Актуальность работы объясняется тем, что в современных условиях жесткой конкуренции, повышение конкурентноспособности и эффективности налогообложения малого и бизнеса – одна из главнейших стратегических целей любого предприятия.
     Объектом исследования работы является малый бизнес. Предметом: развитие малого бизнеса.
     Цель работы: проанализировать особенности развития малого бизнеса.
     В ходе исследований были поставлены и решены следующие задачи:
     * проанализировать теоретические аспекты темы;
     * проанализировать особенности развития МБ в РФ и РТ;
     * проанализировать особенности развития МБ в Сингапуре;
     * разработать направления совершенствования налогообложения малого и среднего бизнеса.
     В ходе написания был проанализирован широкий спектр литературы, включая периодические издания и интернет источники. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Сущность, понятие и функции малого бизнеса в экономике государства

     Развитие малого предпринимательства (далее – МП) – одно из условий 
     Малые предприятия, несмотря на свои размеры, выполняют следующие важные функции:
     1. Социальная функция. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
     2. Политическая функция. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.
     3. Экономическая функция. В работе малых предприятий сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.
     Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества.
     Количественно сектор малого предпринимательства значительно вырос. По состоянию на 1 января 2013 г. в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс.ед. предприятий. Малый бизнес в России начинает играть все большую роль. Так по данным Минэкономразвития РФ в 2013 году наблюдается рост доли малого бизнеса в структуре ВВП России до 22 %, тогда как в 2008 году эта доля составляла только 17%.
     На  элементарной организационной структуре малых предприятий А. Мишин выделяет как определяющих признаков их узкую специализацию, дополнив линию зарубежных изысканий [1, с.65].  Б. Дуденков определяет доминанту, а также взаимосвязи  с заказчиками и территориальной близости к потребителям на рынках [2, с.36].
     Боллее уточненный  подход высказал А. Шулус. Он предлагает учитывая  структурную внешнюю и внутреннюю среду функционирования малой кампании выделить некоторые группы ее критериев. Которые определяются [3, с.65]: видом  процесса производства; особенностью системы управления; состоянием некоторых внутренних причин; спецификой  внешних действий.
     Особый  интерес  к рассмотренной  проблематике  приобретает подход Н. Егоровой и Е. Майном,  российских ученых,  предлагающих внедрить в понятие агрегированный показатель, интеграцию  более частных величин [4, с.87].
     В виде такого комплексного мерила  используется экономический капитал малого предприятия, включающий  в себя не только количество персонала, стоимость активов, размер капитала, годовой оборот, но и техническую степень производства, особенности организации и управления, характеры финансирования, вид  связей с партнерами и пр.
     В последние годы в западных государствах получила распространение теория роста компании, которая позволяет  качественно установить величину фирмы на основе выделения свойственных ей периодов развития.
     Есть мнение, что организации находятся в развитии от небольшой компании, сориентированной на выпуск  одного товара, до большой фирмы, соединенной с производством значительного количества продуктов, ноу-хау, технологий, услуг и пр. Для характеристики того или иного периода формирования предприятия ученые предлагают применять «коэффициент специализации», который эквивалентен отношению годового дохода предприятия к ее общим затратам на производство и сбыт основного вида своей продукции.
     Рассматривая  вышеизложенные особенности и критерии, предлагаемые учеными для уточнения был проведен SWOT-анализ (таблица 1).
     
     Таблица 1
     SWOT – анализ определения «малый бизнес»
Критерии определения малого бизнеса
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Угрозы
Рекомендации
Численность занятых
Простота определе- ния
Широкий спектр предприятий
Неограниченный рост числа предприятий
Искусственная миниатюризация экономики
Хороший критерий для «рывка» в развитии малого бизнеса
Доля физических лиц в уставном капитале
Привлече-ние частного капитала
Ограничения на создание дочерних предприятий корпорациями
Расширение числа малых предприятий за счет физических лиц
Малый капитал физических лиц
По мере роста накоплений населения
Оборот
Ограниче-ние на масштабы деятельнос-ти
Ограничение на бизнес в высокодоходных отраслях
Вывод малого бизнеса из специфических видов деятельности
Искусственное дробление бизнеса
Не обеспечивает плавный переход к крупному бизнесу
Перечень допустимых видов деятельности
Выделяет приоритет-ные направления для малого бизнеса
Ограничивает новые сферы деятельности малого бизнеса
Целевое развитие малого бизнеса
Незаинте- ресованность в заданных видах деятельности
Краткосрочное адресное стимулирование отдельных видов деятельности
Перечень недопустимых видов деятельности
Исчерпыва-ющие границы деятельнос-ти малых предприятий
Ограничение роста малых предприятий в запрещенных секторах
Развитие малых предприятий в незапрещенных секторах
Нелегальное внедрение малых предприятий в новые запрещенные сферы
Использовать при наличии явных ограничений на вид деятельности
Участие собственника в работе малых предприятий
Возмож-ность сде-лать собст-венника работником
Ограничение на тиражирование франчайзинга
Легализация самостоятельной деятельности
Превращение малых предприятий в семейные
Для малых предприятий – пользователей сельхозугодий
     
     В соответствии с ним, предлагается малое предпринимательство рассматривать как специфический род деятельности, осуществляемый как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями, требующий вливания своих средств, который ведет  к введению новейшего вида продукта и открытию дополнительных рынков сбыта, применению новых источников или видов сырья, связанный с принятием на себя назначенной ответственности и хозяйственных рисков.
     При этом, автор предлагает расширить критерии отнесения к категории субъектов малого предпринимательства с существующих нормативно-регистрационных (25 % не может быть выше доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) Республики Казахстан, субъектов РК,  иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства; средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек включительно [5, с.54]), которые не разрешают обусловить предприятие как малое, а напротив – служат для того, чтобы лишить хозяйствующих субъект этого статуса по формальным признакам.
     Предлагается основываться на трех группах критериев: количественных (статистических), качественные, комбинированные.
     Ключевыми аспектами отличающими малое предприятие от большого, являются:
     1) Конкретное управление компанией ее владельцем (или соучредителями) самостоятельно, так как в малом предпринимательстве владелец кампании как правило  не только вносит личные средства, не только держит под контролем направления их применения, но и самостоятельно (зачастую – единолично) производит управление всеми ключевыми действиями – он несет все риски и разоряется в случае неудачи, при этом в случае удачи он один пользуется плодами успеха – отсюда необыкновенно интенсивная мотивация к удачному, активному хозяйствованию;
     отраслевой признак – согласно которому необходимо в качестве обоснования признания предприятия малым использовать не единые для всех критерии, а:
     во-первых, исследовать количественные признаки в конкретном регионе (субъекте Республики Казахстан или отдельно взятом населенном пункте);
     во-вторых, в качестве пограничного признака по всем параметрам (численность персонала, объем валовой продукции или оборота капитала (продаж) и объем производственных фондов, значения фондоотдачи, материалоотдачи, производительности труда);
     в-третьих, приоритетное развитие должны получать компании, которые при определении своего статуса не только отвечают (или близки к средним статистическим количественным значениям критериев), но и обладают такими характеристиками как:
     способность к внедрению инноваций,
     постоянное развитие,
     быстрая адаптация при изменяющихся рыночных условиях,
     предприятие вновь созданное или созданное в период не ранее пяти лет,
     деятельность в инновационной сфере и (или) отраслях, экономически и социально значимых в настоящее время для национальной экономики.
     2) Необходимо обеспечить комбинаторность признаков, в соответствии с которыми рассматривается статус конкретного предприятия в рамках конкретной территории, что позволит: во-первых, регулировать темпы роста и развития субъектов малого предпринимательства в соответствии с стратегическими параметрами конкретного субъекта или муниципалитета РФ; во-вторых, максимально эффективно использовать различные формы государственной поддержки исходя из более полной картины признаков субъектов малого предпринимательства, которые будут получены при их рассмотрении по более содержательному списку критериев, основанных не только на количественных, но и качественных и иных признаках.


2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и Республике Татарстан
     
     Роль  малого  бизнеса  и  перспективы  его  развития  в  российской  экономике  в  настоящее  время  находится  под  пристальным  вниманием.  Предприятия  малого  бизнеса  играют  важнейшую  роль  в  экономике  России.  В  процессе  их  совершенствования  большое  влияние  оказывается  на  экономический  рост  в  регионах,  на  ускорение  научно-технического  прогресса,  на  создание  дополнительных  рабочих  мест,  на  насыщение  рынка  товарами  необходимого  качества,  следовательно,  улучшается  ситуация  на  рынке  труда.
     В  связи  с  этим  весьма  важно  провести  оценку  современного  состояния  и  тенденций  развития  малого  бизнеса,  на  основе  чего  сделать  соответствующие  выводы.
     В  таблице  2  представлен  анализ  динамики  основных  экономических  показателей  деятельности  малых  предприятий  в  Российской  Федерации.
     
     Таблица  2 
     Динамика  основных  экономических  показателей  деятельности  малых  предприятий  в  России
Наименование  показателя
2010  г.
2011  г.
2012  г.

Малые  предприятия
Малые  предприятия
Малые  предприятия
Количество  предприятий,  тыс.  ед.
1644,3
1836,4
2003,0
Среднесписочная  численность  работников  (без  внешних  совместителей),  тыс.  чел.
9790,2
10421,9
10755,7
Выручка  от  реализации  товаров  (работ,  услуг),  млрд.  р.
18933,8
22610,2
23463,7
Инвестиции  в  основной  капитал,  млрд.  р.
376,2
431,6
521,5
      
     Как  свидетельствуют  данные  табл.  1,  за  период  2009—2012  гг.  количество  предприятий  малого  бизнеса  возросло,  с  1602,5  тыс.  ед.  в  2009  г.  до  2003,0  тыс.  ед.  в  2012  г.,  что  составляет  25  %.  При  этом  только  за  один  2012  г.  произошло  увеличение  предприятий  на  166,6  тыс.  ед.,  что  составляет  10  %.  Прирост  за  анализируемый  период  в  среднем  составил  8  %.  Стоит  отметить,  что  современное  состояние  малых  предприятий  оставляет  желать  лучшего.  Позитивная  динамика  в  росте  количества  малых  предприятий  с  2009  г.  может  быть  объяснена  тем,  что  с  1  января  2008  году  вступил  в  силу  Федеральный  закон  от  24  июля  2007  года  №  209-ФЗ  «О  развитии  малого  и  среднего  предпринимательства  в  Российской  Федерации»,  установивший  новые  критерии  отнесения  хозяйствующих  субъектов  к  категории  «субъекты  малого  и  среднего  предпринимательства».
     В  процессе  изучения  основных  экономических  показателей  деятельности  субъектов  малого  бизнеса,  мы  сделали  вывод  о  том,  что  координального  изменения  в  сторону  развития  сделано  не  было.  На  1  января  2010  г.  в  России  было  зарегистрировано  1602,5  тыс.  малых  предприятий,  в  среднем  это  составляет  11,3  предприятий  на  1000  человек.  Сравнивая  данный  показатель  в  государствах  Европейского  Союза,  то  там  значение  колеблется  от  35  до  68.
     За  период  2009—2012  гг.  стабильно  увеличивается  численность  занятых.  Количество  основного  персонала  в  анализируемом  периоде  увеличилось  с  9247,5  тыс.  чел.  в  2009  г.  до  10755,7  тыс.  чел.  в  2012  г.,  что  составляет  1508,2  тыс.  чел.  или  16,3  %.  Средний  темп  прироста  при  этом  составил  5  %.
     Анализируя  выручку  малых  предприятий  можно  сказать,  что  она  возросла  на  39,1  %  с  16873,1  млрд.  руб.,  в  2009  г.  до  23463,7  млрд.  руб.  в  2012  г.,  что  свидетельствует  о  положительной  динамике.  Это  говорит  о  том,  что  темпы  прироста  оборотов  у  субъектов  малого  бизнеса  адекватны  по  сравнению  с  экономикой  в  целом,  когда  «взрывное»  развитие  не  происходит. 
     Устойчивый  рост  инвестиций  в  основной  капитал  за  период  2009—2012  гг.  является  положительным  моментом.  В  анализируемом  периоде  этот  показатель  увеличился  с  346,1  млрд.  руб.  в  2009  г.  до  521,5  млрд.  руб.  в  2012  г.,  что  составляет  51  %.  Выявленная  в  данном  случае  тенденция  может  свидетельствовать  о  двух  моментах.  С  одной  стороны  происходит  повышение  инвестиционной  активности  малых  предприятий  в  целом,  а  с  другой  —  возможно  развитие  данного  сектора  в  не  капиталоемких  отраслях.
     На  сегодняшний  день  показателем,  который  характеризует  уровень  развития  малого  предпринимательства,  является  удельный  вес  продукции  субъектов  малого  бизнеса  в  ВВП.  В  Российской  Федерации  за  счет  субъектов  малого  бизнеса  создается  17  %  ВВП,  когда  в  большинстве  стран  Запада  это  значение  превышает  50  %,  а  в  некоторых  даже  доходит  до  70  %.  Данная  тенденция  говорит  о  том,  что  государственная  система  поддержки  сектора  малого  предпринимательства  до  настоящего  времени  показала  недостаточную  эффективность.
     В  таблице  3  представлена  динамика  показателей  численности  и  структуры  малых  предприятий  по  видам  экономической  деятельности  в  Российской  Федерации  за  2010—2012  гг.,  без  которой  невозможен  анализ  тенденций  развития  предприятий  малого  бизнеса  в  стране.
     
     Таблица  3 
     Динамика  показателей  численности  и  структуры  малых  предприятий  по  видам  экономической  деятельности  в  России,  тыс.руб.
Наименование  показателя
Малые  предприятия

2010
2011
2012
 
 
Всего:  тыс.чел.
1644269
1836432
2003038
в  том  числе  по  видам  экономической  деятельности:
 
 
 
сельское  хозяйство,  охота  и  лесное  хозяйство
61956
59903
62494
рыболовство,  рыбоводство
3545
3612
3837
добыча  полезных  ископаемых
5710
6218
7052
обрабатывающие  производства
156613
171268
191617
 
 
 
 
производство  и  распределение  электроэнергии,  газа  и  воды
10539
11427
12689
строительство
182110
202579
231310
оптовая  и  розничная  торговля;  ремонт  автотранспортных  средств,  мотоциклов,  бытовых  изделий  и  предметов  личного  пользования
631130
727341
786971
из  них:
 
 
 
оптовая  торговля,  включая  торговлю  через  агентов,  кроме  торговли  автотранспортными  средствами  и  мотоциклами
383663
462267
501386
розничная  торговля,  кроме  торговли  автотранспортными  средствами  и  мотоциклами;  ремонт  бытовых  изделий  и  предметов  личного  пользования
189878
201535
214860
гостиницы  и  рестораны
47742
53070
56067
транспорт  и  связь
100761
114870
129676
из  них  связь
10995
11598
12482
 
 
 
 
операции  с  недвижимым  имуществом,  аренда  и  предоставление  услуг
350268
381438
408941
из  них  научные  исследования  
и  разработки
11565
13087
15169
образование
5007
5701
6205
здравоохранение  и  предоставление  социальных  услуг
22642
24906
27147
предоставление  прочих  коммунальных,  социальных  и  персональных  услуг
41712
46662
49417
      
     Исходя,  из  таблицы  2  мы  видим,  что  структура  предприятий  малого  бизнеса  по  отраслям  за  период  2010—2012  гг.  не  изменилась.  Наиболее  предпочтительными  отраслями  для  малых  предприятий  остаются  торговля  и  сфера  услуг.  Данный  момент  можно  объяснить  тем,  что  мала  потребность  в  трудовых,  финансовых  и  других  ресурсах,  а  также  велика  быстрая  отдача  вложенных  средств,  что  является  положительным  фактором  для  субъектов  малого  бизнеса.
     За  анализируемый  период  в  таких  отраслях  как  торговля  и  бытовой  ремонт  сосредоточено  40  %  всех  малых  предприятий  от  их  общего  количества.  Об  этом  говорит  увеличение  доли  этих  предприятий  с  38,3  %  в  2010  г.  до  39,2  %  в  2012  г.  Также  увеличилось  количество  таких  фирм  с  631130  ед.  в  2010  г.  до  786971  ед.  в  2012  г.,  что  составляет  24,7  %.
     Второе  место  в  отраслевой  структуре  малых  фирм  занимает  деятельность  по  операциям  с  недвижимостью,  а  также  строительство  и  обрабатывающие  производства.
     Рассматривая  сектор  по  операциям  с  недвижимым  имуществом,  можно  наблюдать  увеличение,  как  в  абсолютном  выражении,  так  и  в  относительном.  Численность  предприятий  малого  бизнеса  возросла  с  350268  ед.  в  2010  г.  до  408941  ед.  в  2012  г.,  что  составляет  17  %.  В  общем  количестве  доля  таких  фирм  составляла  20,4  %  в  2010  г.  и  21,3  %  в  2012  г.
     Если  же  говорить  о  сельском  хозяйстве,  то  в  данном  случае  отмечается  такой  момент,  что  малые  предприятия  не  находят  своего  распространения  в  данной  отрасли.  Наиболее  предпочтительными  являются  крестьянские  (фермерские)  хозяйства,  личные  подсобные  хозяйства. 
     В  таблице  приложения представлена  динамика  показателей  численности  и  структуры  занятых  на  малых  предприятиях  по  видам  экономической  деятельности  в  России  за  2010—2012  гг.
     Исходя  из  данных  таблицы,  мы  видим  положительную  динамику  роста  показателя  общей  численности  работающих  на  предприятиях  малого  бизнеса.  Данный  показатель  увеличился  с  11149,0  тыс.  чел.  в  2010  г.  до  11683,9  тыс.  чел.  в  2012  г.,  что  составляет  4,7  %.
     Наибольший  удельный  вес  занятых  сосредоточен  в  торговле  и  бытовом  ремонте,  хотя  он  ниже  соответствующего  показателя  в  общем  количестве  малых  предприятий.  Численность  занятых  увеличилась  с  2990,6  тыс.  чел.  в  2010  г.  до  3368,1  тыс.  чел.  в  2012  г.,  что  составляет  12,6  %.
     В  отрасли  материального  производства,  такой  как  обрабатывающее  производство,  численность  занятых  возросла  с  1603,4  тыс.  чел.  в  2010  г.  до  1638,4  тыс.  чел.,  что  составляет  2,1  %.
     В  строительной  отрасли  данный  показатель  увеличился  с  1396,7  тыс.  чел.  в  2010  г.  до  1613,4  тыс.  чел.  в  2012  г.,  что  составляет  15,5  %.
     В  деятельности  по  операциям  с  недвижимым  имуществом  наблюдается  также  значительное  количество  занятых.  Хотя  заметим,  что  данный  показатель  уменьшился  с  2612,5  тыс.  чел.  в  2010  г.  до  2526,9  тыс.  чел.  в  2012  г.,  что  составляет  3,4  %. 
     Положительные  моменты  наблюдаются  в  транспортной  отрасли  и  связи.  Об  этом  говорит  увеличение  показателя  с  602,6  тыс.  чел.  в  2010  г.  до  673,5  тыс.  чел.  в  2012  г.,  что  составляет  11,8  %,  обеспечив  при  этом  5  %  новых  рабочих  мест.
     Исходя  из  анализа  делаем  вывод  о  том,  что  полностью  потенциал  субъектов  малого  бизнеса  не  раскрыт.  Данный  момент  объясняется  тем,  что  существуют  множество  факторов,  которые  сдерживают  данный  процесс.  К  ним  можно  отнести  следующие:
     1.  Недоработка  в  налоговой  сфере.
     Все  изменения,  которые  происходят  в  налоговой  сфере,  чаще  не  решают  назревшие  проблемы,  а  ставят  еще  больше  вопросов  для  малого  бизнеса.  Тяжелым  бременем  для  малых  фирм  стало  разделение  бухгалтерского  и  налогового  учета.  Также  с  введением  главы  25  НК  РФ  отменены  льготы  по  налогу  на  прибыль  для  новых  малых  предприятий  в  производящих  отраслях.  Далее  необходимо  отметить,  что  90—99  %  хозяйствующих  субъектов  относятся  к  малым  и  средним,  в  связи  с  этим  налоговая  система  основывается  на  интересах  малого  бизнеса  и  дополнительные  льготы  уже  не  предоставляются.
     2.  Проблемы  во  взаимодействии  субъектов  малого  бизнеса  с  государственными  структурами.
     Ни  региональные,  ни  местные  органы  власти  в  целом  по  России  не  стали  защитой  и  опорой  для  малого  бизнеса.  И  административное  давление  на  предпринимателей  становится  в  том  случае,  когда  органы  государственной  власти  находятся  ближе  к  ним.
     3.  Нехватка  финансовых  средств  для  развития  малого  бизнеса.
     У  предприятий  малого  бизнеса  чаще  всего  происходит  нехватка  финансовых  ресурсов  и  собственных  средств  зачастую  не  хватает,  чтобы  пополнить  материальные  запасы.  Привлекать  заемные  средства  не  всегда  возможно,  так  как  у  бизнесменов  нет  ликвидного  залогового  имущества  и  положительной  кредитной  истории  может  не  быть.
     4.  Отсутствие  недвижимого  имущества.
     Не  всегда  у  малых  предприятий  есть  возможность  обладать  торговыми,  офисными,  складскими  помещениями.  Во  многих  регионах  страны  такие  площади  находятся  в  дефиците  и  стоимость  их  очень  велика,  также  аренда  либо  их  приобретение  связаны  с  преодолением  большого  количества  административных  барьеров.
     5.  Затруднения  в  социально-трудовых  отношениях  на  предприятиях  малого  бизнеса.
     Социальный  аспект  в  малых  фирмах  полностью  не  развит.  Это  касается  прежде  всего  ежегодного  отпуска  работников,  оплата  им  больничных  листов  и  продолжительность  рабочего  времени. 
     6.  Отсутствие  либо  ограниченность  информационной  структуры  и  поддержки  малого  бизнеса.
     К  важному  фактору,  который  сдерживает  развитие  малого  бизнеса,  можно  отнести  отсутствие  информационной  структуры,  также  незнание  бизнесменами  правовых  основ  ведения  предпринимательской  деятельности.
     Таким  образом,  изучив  данные  проблемы,  предлагаем  ввести  следующие  меры  воздействия  по  их  решению:
     1.  Учитывать  специфику  каждой  отрасли  при  внесении  изменений  в  НК  РФ,  а  также  необходимо  вводить  специальные  дополнительные  льготы  предприятиям  малого  бизнеса.
     2.  Изменить  структуру  государственного  вмешательства  в  экономику  страны  для  усовершенствования  системы  государственного  контроля. 
     3.  Сделать  более  открытым  доступ  к  банковским  кредитам  любым  малым  предприятиям,  а  конкретно  —  уменьшить  или  совсем  отменить  залоговую  сумму  любым  малым  предприятия.
     4.  Предоставлять  на  льготной  основе  производственные,  торговые,  складские,  офисные  площади  предприятиям  малого  бизнеса  и  уменьшить  сумму  арендной  платы  либо  разрешить  почастичную  оплату  аренды  с  переходом  на  следующий  месяц.
     5.  Защитить  полностью  работников  малых  предприятий  в  социальном  плане,  то  есть  наделить  полным  социальным  пакетом  —  оплачивать  полностью  больничный,  обеспечить  обязательными  плановыми  отпусками  и  премиальными,  стимулировать  дополнительную  рабочую  деятельность.
     6.  Предоставить  работникам  предприятий  малого  бизнеса  специальных  знаний  в  области  гражданского,  налогового,  административного  права  и  других  смежных  отраслях.  Реже  обращаться  к  услугам  консалтинговых  центров  и  принимать  в  штат  соответствующих  специалистов  по  ведению  бухгалтерского  и  налогового  учета.
     Мы  считаем,  что  предложенные  нами  пути  решения  проблем  развития  малого  бизнеса  в  России  помогут  в  дальнейшем  раскрыть  их  потенциал,  при  этом  оказывая  большое  влияние  на  экономический  рост  в  регионах,  насыщая  рынок  товарами  необходимого  качества  и  улучшая  ситуацию  на  рынке  труда.
     В 2012 году в Республике Татарстан свою деятельность осуществляли 47,9 тыс. экономически активных малых предприятий (на 1,4 тыс. больше, чем в 2011 году, и на 5,6 тыс. больше, чем в 2010 году) и 521 среднее предприятие (на 38 меньше, чем в 2011 году, и на 238 меньше, чем в 2010 году), а также 111 тыс. индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию или перерегистрацию в налоговых органах республики (на 5,8 тыс. меньше, чем в 2011 году, и на 17,3 тыс. меньше, чем в 2010 году).
     Средняя численность работников списочного состава по субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 2,4 тыс. человек и составила 392,7 тыс. человек, что на 3,6 процента больше, чем в 2010 году.
     Оборот малых и средних предприятий с 2010 по 2012 год также имел устойчивую тенденцию к росту: в 2012 году значение указанного показателя составило 789,8 млрд. рублей, что на 4 процента больше уровня 2011 года и на 11 процентов больше уровня 2010 года (оборот малых предприятий - 622,9 млрд. рублей (+23,5 процента к уровню 2011 года), оборот средних предприятий - 166,9 млрд. рублей (-34,5 процента к уровню 2011 года).
     Важно отметить, что рост этот не только количественный, но и качественный. Производительность малых и средних предприятий в 2012 году составила 2 млн. рублей на 1 занятого, что на 0,2 млн. рублей больше, чем в 2010 году.
     Доля МСП в валовом региональном продукте (далее - ВРП) Республики Татарстан в 2012 году оценивается на уровне 25,2 процента.
      
     Таблица 4
     Основные тенденции развития сферы предпринимательства в Республике Татарстан
      
Показатель
2010 год (факт)
2011 год (факт)
2012 год (факт)
2013 год (оценка)
Число экономически активных субъектов предпринимательства, в том числе:
 
 
 
 
малые предприятия, тыс. единиц
42,3
46,5
47,9
50,0
средние предприятия, единиц
759,0
559,0
521,0
510,0
индивидуальные предприниматели, прошедшие регистрацию или перерегистрацию в налоговых органах республики, тыс. единиц
128,3
116,8
111,0
100,0
Доля МСП в ВРП, процентов
24,5
25,3
25,2
27,0
Численность работников списочного состава по субъектам МСП, тыс. человек
379,1
390,3
392,7
395,0
Доля занятых в секторе МСП в общей численности занятых республики, процентов
27,8
28,6
28,8
30,0
Оборот малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, млрд. рублей
851,7
1031,7
1062,2
1110,0
      
     Анализ основных показателей свидетельствует о положительной динамике развития сферы МСП в Республике Татарстан, чему, безусловно, способствовала реализация мероприятий поддержки субъектов МСП в рамках Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151 "Об утверждении Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы" (далее - программа).
     С 2011 по 2012 год в рамках реализации программы на развитие предпринимательства в Республике Татарстан направлено около 3,5 млрд. рублей, в том числе 1,4 млрд. рублей - за счет средств бюджета Республики Татарстан и более 2 млрд. рублей - за счет субсидии из федерального бюджета.
     Около 45,7 процента средств, или 1,6 млрд. рублей, направлены на оказание прямой финансовой поддержки субъектам МСП для реализации бизнес-проектов. Успешно реализованы такие мероприятия, как:
     развитие лизинга оборудования: субсидирование затрат субъектов МСП ("Лизинг-грант") (субсидии получили 963 субъекта МСП, в результате реализации поддержанных бизнес-проектов создано 6700 новых рабочих мест);
     внедрение инноваций субъектами МСП и их технологической модернизации (субсидии получили 116 субъектов МСП, в результате реализации поддержанных бизнес-проектов создано 455 новых рабочих мест);
     предоставление целевых субсидий МСП для реализации бизнес-проектов на территории Республики Татарстан ("Социальное предпринимательство") (субсидии получили 237 субъектов МСП, в результате реализации поддержанных бизнес-проектов создано 567 новых рабочих мест).
     Около 48,6 процента из общего объема финансирования, или 1,7 млрд. рублей, направлены на инфраструктурную поддержку МСП в Республике Татарстан.
     Продолжается развитие технопарков, индустриальных парков и бизнес-инкубаторов, созданных за счет средств федерального и республиканского бюджетов: создаются новые рабочие места, привлекаются новые резиденты, осуществляется тесная кооперация компаний-резидентов с крупными предприятиями Республики Татарстан.
     Успешным примером взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями является создание в 2004 году на освобожденных площадях дочернего предприятия ОАО "КАМАЗ" Камского индустриального парка "Мастер" (далее - ОАО "КИП "Мастер") для размещения малых и средних предприятий-производителей.
     Суммарно в собственности и управлении ОАО "КИП "Мастер" находится 529,5 тыс. кв. метров производственно-складских помещений и 114,3 тыс. кв. метров офисных помещений.
     Общее количество компаний - резидентов ОАО "КИП "Мастер" - 238 единиц, на которых трудоустроено около 4460 человек.
     В рамках пилотного проекта в 2013 году была выделена субсидия на поддержку промышленного парка на базе ОАО "КИП "Мастер" в размере 200 млн. рублей из бюджетов обоих уровней. Данные средства были направлены на развитие инфраструктуры объекта.
     В рамках реализации государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" в Республике Татарстан создан первый технопарк в сфере высоких технологий ("ИТ-парк", ул. Петербургская, 52) за счет средств бюджетов Российской Федерации и Республики Татарстан. Ст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%