VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль малого бизнеса в экономике России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007384
Тема: Роль малого бизнеса в экономике России
Содержание
4



ОГЛАВЛЕНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	4

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА	6

	1.1 Роль малого бизнеса в экономике России	6

	1.2 Специальные налоговые режимы, применяемые малым бизнесом	10

	1.3. Налоговые льготы, предоставляемые малому бизнесу в РФ	16

	ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ	19

	2.1 Анализ поступлений по специальным налоговым режимам, применяемым малым бизнесом	19

	2.2. Анализ числа зарегистрированных и прекративших свою деятельность ИП и фермерских хозяйств	25

	2.3. Проблемы и направления совершенствования налогообложения малого бизнеса	29

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	35

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	38

	ПРИЛОЖЕНИЕ	42










ВВЕДЕНИЕ



Малый бизнес играет в экономике многих странах мира существенную роль, т.к. успешно выполняет три важнейшие функции в социально- экономическом развитии страны: обеспечивает занятость населения, обеспечивает значительные поступления в бюджеты регионов, оперативно осваивает новые технологии и новые ниши на рынке. В России развитие малого бизнеса дает обеспечения решения и экономических, и социальных задач, а также благоприятствует образованию конкурентной среды, насыщению рынка продукцией и услугами, обеспечению занятости, повышению налоговых поступлений в бюджеты всех звеньев. 

Малый бизнес представляет собой важнейший механизм обеспечения самозанятости и занятости населения. Но требуется понимать то, что социальное значение малого бизнеса имеет связь, прежде всего, не с количеством их сотрудников, а с уровнем их квалификации и профессиональной грамотности. Во время изменений отраслевой структуры малый бизнес помогает, посредством создания новых фирм, в становлении новой структуры с механизмом хозяйствования, который адекватен экономике рыночного типа. На этой стадии малым бизнесом решается не задача сохранения уровня занятости, а задача увеличения эффективности собственной работы за счет привлечения социально активных, предприимчивых людей, которые могут реализовать собственные способности и обеспечить для семьи достойный уровень жизни. Повышение социальной роли малого бизнеса должно быть обеспечено также за счет его распространения в области технологий наукоемкого типа и активного применения в малом бизнесе последних достижений техники и науки. Приумножение и сохранение научно-технического потенциала страны, повышение активности инновационного характера малых фирм сферы производства является одной из важных задач малого бизнеса. 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью ускорения развития малого предпринимательства, важная роль в стимулировании которого принадлежит налогообложению. В последние годы в Российской Федерации стали активнее использоваться различные формы поддержки развития малого предпринимательства: начал действовать федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», запущен механизм саморегулирования, ужесточена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, расширяются региональные целевые программы, появляются бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, фонды гарантий и др. 

Цель исследования заключается в совершенствовании налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации. 

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: 

- уточнить экономическое и социальное значение специальных налоговых режимов для развития малого предпринимательства в современных экономических условиях;

 - оценить результативность применения специальных налоговых режимов для развития малого предпринимательства в России; 

- обосновать основные направления трансформации специальных налоговых режимов, отвечающие современным задачам развития национальной экономики и повышения роли субъектов малого предпринимательства в этом развитии.

 Объектом исследования выступает механизм совершенствования налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации. 

Предметом исследования выступают социально-экономические характеристики малого предпринимательства Российской Федерации и его региональные особенности. 

Методы исследования: изучение научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме. 




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Роль малого бизнеса в экономике России



Бизнес (предпринимательство) является экономической деятельностью, направленной на систематическое извлечение прибыли от производства и/либо реализации товаров, оказания услуг. Для данных целей применяют имущество, нематериальные активы, труд, и самого бизнесмена, так и вовлечённые со стороны. Отсутствуют гарантии, что потраченные средства будут окуплены, что произведённое распродастся с прибылью. С этим связаны риски потери всего либо части имущества. В самом общем виде малый бизнес (малые предприятия) является бизнесом, который опирается на деятельность предпринимательского характера малых фирм, небольших фирм, которые формально не входят в объединения. 

Деятельность малых предприятий в РФ регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в РФ», вступившим в силу с 1 января 2008 г. [3]. 

К субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) относятся:

хозяйственные общества и партнерства;

производственные и потребительские кооперативы;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

индивидуальные предприниматели.

Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства (СМП) в 2017 году может быть отнесено любое ООО, отвечающее всем критериям, перечисленным в таблице (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Таблица 1.1

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства



№

Критерий

Предельное значение





Микропредприятие

Малое предприятие

1

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов

25%

25%

2

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций

49%

49%

3

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

15 человек

100 человек

4

Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год

120 млн руб.

800 млн руб.

Источник: Составлено автором



По данным исследований Общероссийской общественной организации малого предпринимательства «Опора России» малый бизнес понимается в шести аспектах и представлена в таблице 1.2. 

Таблица 1.2 

Походы к пониманию сущности малого бизнеса

Подход

Содержание

Фискальное понимание

Малый бизнес трудно локализуется в виду небольшого объема и значительного количества. Трудность контроля финансового потока.

Банковское понимание

Малый бизнес, как правило, не обладает активами, под которые можно дать кредит. Активы малого бизнеса часто имеют нематериальную природу.

Понимание с точки зрения экономических теорий

Экономический и неэкономический тип действия

Понимание с точки зрения государства

Крупные компании – угроза власти, т.к. в силу размера способны оказывать на нее влияние. Угроза социальных катастроф при возникновении экономических проблем у крупных компаний. Малый бизнес – самодеятельное население, не требующее усилий со стороны власти. Малый бизнес обеспечивает (социальную) связность общества. Малый бизнес создаёт качество жизни

Деятельностное понимание

Бизнесмен совмещает в себе специалиста, менеджера и предпринимателя. Бизнес сложно выделяется, функционализируется и передается другим людям. Бизнес всегда полностью прозрачен для самого предпринимателя, что сильно сокращает его издержки.

Этническое понимание

Малый бизнес, создает принципиально другое качество людей, или использует людей другого качества. Малый бизнес – это образ жизни, умение организовать себя и других.

Источник: Составлено автором

Из таблицы 1.2 видно, что понимание малого бизнеса в разных подходах различно. Сейчас в российской экономике в одно время действуют малые, средние и крупные организации, а также осуществляется деятельность, которая базируется на семейном и личном труде [14, c. 168]. Размеры фирм имеют зависимость от особенностей отраслей, их технологической специфики, от действия эффекта масштаба. Существуют отрасли, которые имеют связь с высокой капиталоемкостью и существенными объемами выпуска, и отрасли, для которых большие размеры фирм не требуются, а, напротив, именно малые их размеры являются более предпочтительными [28, C. 14]. 

Для сегодняшней экономики характерной является сложная комбинация разных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к структурам монопольного типа, и небольших, которые складываются под воздействием множества факторов. С одной точки зрения, устойчивая тенденция научно-технического прогресса – это концентрация производства. Именно большие компании имеют большие материальные, финансовые, трудовые ресурсы, квалифицированные кадры. Они могут осуществлять масштабные научно-технические разработки, определяющие важнейшие сдвиги в технологиях [18, c. 187]. 

С иной точки зрения, в последние годы выявился небывалый рост малого бизнеса, в особенности в областях, где пока не требуются значительные капиталы, большие объемов оборудования и кооперации многих сотрудников. Малых фирм особенно большое количество в наукоемких видах производственной деятельности, а также в отраслях, которые имеют связь с производством товаров потребительского типа. Возможность эффективной работы малых форм производства определена некоторыми их преимуществами в сравнении с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к клиентским запросам; производство малыми партиями, что является невыгодным для крупных фирм; исключение лишних управленческих звеньев и т.д. 

Малому производству помогает индивидуализация и дифференциация спроса в области личного и производственного потребления. В свою очередь развитием среднего и мелкого производства создаются благоприятные условия для экономического оздоровления: происходит развитие конкурентной среды; создаются дополнительные рабочие места; более активно происходит структурная перестройка; происходит расширение потребительского сектора. Развитие малых фирм приводит к тому, что рынок насыщается услугами и товарами, повышается экспортный потенциал, лучше используются местные сырьевые ресурсы [14, C. 201]. 

Сейчас в РФ можно наблюдать существенные диспропорции между малым, средним и крупным бизнесом, невзирая на то, что основой их взаимодействия являются не одни лишь взаимные интересы, но и единые цели. Такое нерациональное, с точки зрения мировой практики, соотношение между малыми, средними и крупными предприятиями, которое характерно для всех отраслей экономики РФ, обладает своими историческими корнями. В советской плановой экономике приоритет принадлежал крупным сельскохозяйственным и промышленным предприятиям, которым директивным образом устанавливались ассортимент производимой продукции и объемы производства.



1.2 Специальные налоговые режимы, применяемые малым бизнесом



Налоги как основной элемент перераспределения реально созданного в национальной экономике дохода являются рычагом формирования стабильной экономической системы. От эффективного управления реальными доходами государственного бюджета, полученными в виде налогов и сборов, зависит ВВП страны и качество жизни граждан России. В Российской Федерации законодательством установлены такие виды налогов и сборов, как федеральные, региональные и местные. 

В налоговой системе РФ особое место занимают специальные налоговые ре жимы. Основными признаками специальных налоговых режимов являются: 

1) ограниченный круг налогоплательщиков (малые предприятия, сельскохозяйственные производители, новые предприятия, предприятия с иностранными инвестициями), что позволяет избежать неоправданного снижения налогового бремени для более крупного бизнеса. Для этого в НК РФ определяются входные критерии применения того или иного специального налогового режима; 

2) снятие с обязанностей налогоплательщика, связанных с уплатой некоторых федеральных, региональных и местных налогов, также особый порядок определения элементов налогообложения по основным налогам в целях снижения налогового бремени. 

3), необходимо отметить, что СНР призваны обеспечить эффективность стимулирующей функции налогообложения малого бизнеса. СНР отличаются от налоговых льгот долговременностью (действуют весь период применения), универсальностью, территориальной привязкой. 

В настоящее время в РФ выделяют следующие виды СНР: 

 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее  ЕСХН);  

Упрощенная система налогообложения (далее  УСН);  

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее  ЕНВД);  

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;  

Патентная система налогообложения (далее  ПСН). 

ЕСХН  система налогообложения, налогоплательщиками которой являются производителей сельскохозяйственной продукции, которой могут пользоваться предприниматели и компании, отвечающие показателям гл. 26.1 НК РФ. 

ЕСХН ориентирован на сферу деятельности аграрных компаний, на которую оказывает влияние много факторов (природные, климатические, сезонные и др.). К продукции сельского хозяйства относится животноводство, производство растительных культур, разведение рыб и др. При ее использовании организации не должны уплачивать налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и налог на имущество. ИП, в свою очередь, освобождены от уплаты налога на имущество, НДС и НДФЛ. Другие сборы и платежи оплачиваются в обычном порядке. К налогоплательщикам относятся предприниматели и компании производители сельскохозяйственных товаров, которые в установленном порядке перешли на оплату ЕСХН. 

С января 2016 года налогоплательщики, использующие ЕСХН и УСН, могут не учитывать в своих доходах налог на добавленную стоимость. Такие изменения в определении расходов и доходов при вычислении налоговой базы внесены для исключения двойного налогообложения. Уплаченные суммы НДС не будут включаться в затраты при вычислении сельскохозяйственного налога и сумм, уплачиваемых при использовании УСН. Однако необходимо отметить, что объемы ЕСХН ежегодно сокращаются. 

Данный специальный налоговый режим не особо пользуется популярностью у субъектов малого бизнеса. Он так и не стал массовым, а сельхозпроизводители все чаще выбирают иные специальные налоговые режимы. Таким образом, в исследовании рассматриваются СНР для субъектов малого бизнеса, а именно УСН, ЕНВД и ПСН. 

Специальный налоговый режим характеризуется рядом параметров: цель создания и вид режима, объекты, субъекты, условия применения, продолжительность применения, число и виды уплачиваемых налогов, наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму, и механизм его расчета. 

В российском налоговом законодательстве для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (далее  ИП) предусмотрен выбор системы налогообложения. Любой специальный режим предполагает за мену нескольких основных налогов одним – единым. Поэтому применение выбранного одного или нескольких специальных налоговых режимов дает определенные преимущества – это упрощенная отчетность, упрощенный учет, пониженная налоговая нагрузка. Хотя каждый из специальных ре жимов имеет свои особенности порядка применения, в том числе и установленные ограничения.

 Основной целью введения специальных режимов налогообложения на территории РФ являлись:

 – усиление фискального значения; 

–достижение более глубокого регулирующего эффекта налогообложения в сельском хозяйстве, в микро и малом предпринимательстве и инвестиционной деятельности, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном регулировании; 

– обеспечение стабильного прироста поступлений собственных налоговых доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальные бюджеты. 

Необходимо уточнить, что СНР поступают как в региональный, так и в местный бюджеты РФ. В последние годы законодатели активно занимаются реформированием системы налогообложения в части специальных налоговых режимов. Подтверждением вышесказанного служит введение в действие ФЗ от 25.06.2012 № 94ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», который не только устанавливает патентную систему налогообложения, но и вводит уведомительный характер перехода, а также ряд других положений, еще больше повышающих привлекательность специальных режимов налогообложения. От того, насколько эффективными будут налоги и, в частности, налоговые режимы зависит экономическая ситуация, сложившаяся в стране на данном этапе времени.

Специальные налоговые режимы призваны выполнять, такие основные функции налогов как социальная и стимулирующая. Социальная функция налогов проявляется, прежде всего, в предоставлении малыми предприятиями рабочих мест. Количество рабочих мест, которые предоставляют субъекты малого бизнеса составляют более 25% от численности занятого населения. Специальные налоговые режимы являются наиболее привлекательными для хозяйствующих субъектов, так как призваны облегчить функционирование субъектов малого предпринимательства. Специальные налоговые режимы заменяют множество основных налогов и упрощают сам порядок и учет налогообложения. 

Налоговая льгота является эффективно действующим механизмом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий, что, в свою очередь, ведет к увеличению налоговой базы и поступлений налога на прибыль в бюджет в будущем.

 На наш взгляд, следует также учитывать и отрицательные последствия применения специальных налоговых режимов, к которым автор от носит следующие: 

Во-первых, благодаря специальным налоговым режимам создаются новые схемы уклонения от уплаты налогов;  

Во-вторых, наблюдается снижение поступлений в государственные внебюджетные фонды РФ (Фонд социального страхования, пенсионный фонд России);  

В-третьих, происходит подмена реальных видов деятельности на те виды коммерческой деятельности, которые закрепляют нормы специальных налоговых режимов;  

В-четвертых, усложняется осуществление налогового контроля за деятельностью малого бизнеса;  

В-пятых, происходит «мнимое» деление крупных организаций на более мелкие с целью использования специальных налоговых режимов. 

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил на встрече с представителями крупного бизнеса, что правительство расширит возможности применения специальных налоговых режимов. Премьер отметил: «В силу большей гибкости именно малые и средние предприятия могут оперативно запускать новые проекты, обеспечивать занятость людей в период кризисных увольнений». «В ближайших планах правительства расширить возможности применения упрощенных налоговых режимов и распространить патентную систему на самозанятых граждан»,  также отметил Дмитрий Медведев.

 СНР призваны освобождать от обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов. Налоговые реформы, произошедшие в последнее время в РФ, в том числе в части налоговых режимов, столкнулись с вызовами мирового экономического кризиса последних лет. Так, на протяжении долгого периода времени, начиная с 2000х годов, Россия активно выстраивала как внутреннюю, так и внешнюю экономическую политику. Россия активно поддерживала "отечественных производителей", используя такие налоговые механизмы как специальные налоговые режимы: ЕСХН, ЕНВД, УСН. 

Проанализировав подходы российских исследователей к обзору целей введения "Патентной системы налогообложения", отметим, что ПСН создана для привлечения трудоспособного населения к предпринимательской деятельности. Также на ПСН возложены надежды  по легализации малого бизнеса, что, в свою очередь будет помогать пополнять региональные и местные бюджеты. В связи с экономическими санкциями, принятыми против РФ в 2014-2015 гг., налоговой политике нашей страны необходимо трансформироваться под действующую ситуацию на мировом рынке. 

Одним из ключевых факторов, действующих в настоящее время на уровень дохода бюджетной системы РФ, является цена на нефть на мировом рынке. Так как в последнее время, цена за баррель нефти держится порядка 4050 долл., РФ необходимо корректировать свою внутреннюю налоговую политику. А именно правительство РФ возлагает большие надежды на развитие малого бизнеса и, как следствие, поступление большего объема налогов в бюджет страны. Но, это невозможно без весомых корректировок в действующие СНР. 

Необходимо выработать такие налоговые механизмы, при которых, с одной стороны, малые предприятия будут эффективно функционировать в новых экономических условиях, с другой стороны, пополняемость бюджета РФ только возрастет за счет поступлений от вышеуказанных пред приятий. Увеличение ставок налогов не выведет страну из экономического кризиса, наоборот, вынудит малые предприятия уйти "в тень".

 А вот со здание наиболее благоприятных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса приведет к увеличению числа малых предприятий, а вместе с тем и совокупной налоговой базы, которая даст бюджету налоговый доход. 

В настоящее время, налоговая политика страны предполагает сокращение такого налогового режима, как ЕНВД. Неоднократно вносились законопроекты, предусматривающие исключение из перечня специальных налоговых режимов ЕНВД. Общественная оценка предложений по отмене ЕНВД неоднозначна. 

Таким образом, после 2018 года для субъектов малого бизнеса останется два налоговых режима: УСН и ПСН, которые являются предметом особого рассмотрения в настоящем исследовании. 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее популярными специальными налоговыми ре жимами для СМП являются УСН, ЕНВД и ПСН, которые необходимо ре формировать для дальнейшего развития сферы предпринимательства.

1.3. Налоговые льготы, предоставляемые малому бизнесу в РФ 



Под льготными условиями понимается некоторое послабление в уплате налогов, оформлении документации и упрощенного ведения учета. Такие меры снижают поступления в бюджет государства, но способствуют появлению и развитию успешных бизнес-проектов.

Для государства наиболее приоритетными являются следующие сферы деятельности:

Предоставление услуг населению;

Торговля и производство товаров массового потребления, продуктов питания;

Экологический туризм;

Благоустройство и переработка бытового мусора;

Предоставление маркетинговых или рекламных услуг;

IT–технологии и инновации;

Коммунальная сфера;

Сельское хозяйство и переработка продукции.

Экономисты считают, что льготы для малого бизнеса помогут снять социальный дисбаланс и напряжение в обществе, создадут перспективные рабочие места и поднимут отдельные отрасли экономики.

Наиболее актуальный вопрос для предприятий этого сектора – различные налоговые льготы для бизнеса. Они помогают экономить капитал, направлять его на важные статьи расходов.

Существует специально разработанные системы налогообложения, на которые могут рассчитывать предприниматели:

Упрощенная (УСН) – помогает экономить за счет уплаты одного налога и ведения небольшого количества документации. Подходит, если обороты за год не превышают 150 млн. руб.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – практически заменяет собой НДС и налог на прибыль. ЕНВД оплачивается только с расчетного счета. Для него не определен лимит годового дохода, но численность работников ограничена количеством 100 человек.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – льгота, направленная на поддержку фермерских предприятий. Он поддерживает производителей, работающих на земле и занимающихся продажей собственного сырья.

Патентная система (ПСН) – простой вариант, который подходит индивидуальным предпринимателям, имеющим в штате не более 15 сотрудников. При годовом доходе до 60 млн. руб. можно перейти на ПСН, которая отличается невысокими платежами в бюджет, минимальным количеством документации и отчетности.

Законодательно предусмотрено право властей в регионах временно устанавливать более низкие ставки по местным налогам и сборам. Это поможет стимулировать малый бизнес на территориях, где высокий уровень безработицы и есть острая необходимость создания рабочих мест.

Предприниматели могут направлять сэкономленные средства на расширение производства или переоборудование мощностей.

Также правительством были введены налоговые каникулы.

Понимая всю необходимость быстрого развития инноваций и компьютерных технологий, государство выделило IT–бизнес в качестве приоритетной сферы. Для них льготные условия работы продлеваются один раз в 5 лет, а налоговые ставки заметно снижены.

Например, при уплате в бюджет взносов на заработную плату персонала, расчет ведется по ставке 14% вместо стандартных 30%.

Рассчитывать на налоговые или административные льготы от государства могут IT–компании, отвечающие следующим критериям:

Общее количество занятого персонала должно быть не менее 30 человек;

Более 90% от годовой прибыли составляет сумма от реализации собственных услуг или технологий;

Предприятие должно оформить аккредитацию в Минкомсвязи.

Чтобы не потерять льготы, IT–компания должна строго вести документацию, учет и не выходить за рамки малого бизнеса.

Кроме льготных условий работы и налогообложения, малый бизнес имеет право на различные виды финансовых субсидий, инвестиции или займы из специальных государственных фондов. Получают развитие специализированные программы по созданию бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, помогающие неопытному бизнесу крепче стать на ноги.

 
	

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ



2.1 Анализ поступлений по специальным налоговым режимам, применяемым малым бизнесом

	Специальные налоговые режимы являются по своей сути стимулирующим механизмом развития малого предпринимательства в стране в рамках фискальной политики государства. Льготные режимы налогообложения направлены на облегчение налогового бремени и отчетности для малых предприятий в отдельных сферах хозяйственной деятельности, что позволяет точечно влиять на экономику. Для того чтобы выявить последствия применения данных механизмов необходимо дать оценку социально- экономических эффектов такого применения, т.е. определить, что в результате получает государство и общество. 

	Анализ статистической информации Федеральной налоговой службы РФ за 2011-2016 годы позволяет нам говорить о положительной динамике объемов поступления налоговых платежей от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (рисунок 2.1.). 

	

	

	Рисунок 2.1. -  Динамика объемов поступлений платежей в бюджет РФ по специальным налоговым режимам, млн. руб. 

	Источник: Составлено автором по данным Госкомстата России

	

	Кроме того, увеличение объемов отчислений по специальным режимам идет стабильно нарастающими темпами (таблица 2.1.). 

	Таблица 2.1.

	Анализ динамики поступлений платежей по специальным налоговым режимам в бюджет РФ

	Объем поступ., млн. руб.

	Темп роста, %

	Объем поступ., млн. руб.

	Темп роста, %

	Объем поступ, млн. руб.

	Темп роста, %

	Объем поступ., млн. руб

	Темп роста, %

	Объем поступ. , млн.ру б.

	Темп роста, %

	2011 г.

	2012 г.

	108,3

	2013 г.

	112,4

	2014 г.

	116,68

	2015 г.

	117,4%

	2016 г.

	107,8

	272405

	295013

	

	331758

	

	387112

	

	454469

	

	490080

	

	Источник: Составлено автором по данным Госкомстата России

	В 2013 году темпы роста превысили 110%, по итогам 2014 года мы можем констатировать рост на 17%, в 2015 году прирост составил 17,4%. Однако, мы можем констатировать, что темп роста платежей снизились в 2016 году и составил 7,8%, тогда как в предыдущем периоде практически в два раза больше. Если говорить о роли объема поступлений платежей от специальных налоговых режимов в консолидированный бюджет РФ (рисунок 2.2, 2.3), то можно говорить о том, что его процентная доля с 2012 по 2016 годы была не столь значительна. 

	

	Рисунок 2.3 – Объем поступлений платежей от специальных налоговых режимов в общем объеме доходов консолидированного бюджета РФ, млрд.руб. 

	Тем не менее, мы можем говорить о том, что наблюдается положительная тенденция и доля поступлений от субъектов, применяющих специальные налоговые режимы, в общей доле налоговых поступлений увеличивается. 

	

	Рисунок 2.3. – Состав налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ (01.01.2017) 

	Источник: Составлено автором по данным Госкомстата России

	

	Таким образом, доля поступлений от специальных налоговых режимов сопоставима с долей местных налогов в консолидированном бюджете (рисунок 2.3). 

	Нами были проанализированы объемы налоговых поступлений в динамике в разрезе режимов (таблица 2.2.).

	 Таблица 2.2.

	Анализ динамики налоговых поступлений от специальных режимов

	Режим

	Поступило платежей

	Темп роста,% 2012- 2013

	Темп роста, % 2013- 2014

	Темп роста,% 2014-2015

	Темп роста,% 2015-2016

	

	2012

	2013

	2014

	2015

	2016

	

	

	

	

	УСН

	188810

	212287

	221154

	247692

	287067

	112,43

	104,2

	112,1

	115,9

	ЕНВД

	78574

	74471

	78021

	86135

	74327

	94,78

	104,77

	110,4

	0,863

	ЕСХН

	3 835

	4 041

	4267

	4540

	11438

	105,37

	105,59

	106,4

	251,2

	Патентная

	0

	1 947

	3153

	6296

	7589

	-

	161,34

	199,7

	120,5

	Источник: Составлено автором по данным Госкомстата России

	Таким образом, в 2013 году наибольший темп роста объемов налоговых поступлений наблюдается по упрощенной системе налогообложения, и он составляет 112%. Темп роста объемов платежей по единому налогу на вмененный доход снизился на 5%, а по единому сельскохозяйственному налогу вырос на 5%. 

	По итогам последних данных государственной статистики в 2014 году наибольший темп роста наблюдается уже у патентной системы и составляет 161%. Столь высокий процент связан с тем, что патентная система была введена лишь в 2013 году, и субъектам предпринимательства понадобилось определенное время для перехода на нее. В 2015 году мы наблюдаем очень высокие темпы роста по данному режиму 196,7%, так как все больше предпринимателей со временем информируются о нём. 

	Темпы роста по упрощенной системе налогообложения в 2014 году снизились и составили уже 4%, хотя мы видим рост на 11,8% в 2015 году. В 2016 году мы видим, что объемы поступлений по единому сельскохозяйственному налогу увеличились в 2,5 раза. При этом темп роста по упрощенной системе остался на прежнем уровне, а вот по единому налогу на вменённый доход объем поступлений ниже на 15%, чем в предыдущем периоде. Что касается патентной системы, то темп роста также снизился. 

	Тем не менее, наибольший удельный вес в общем объеме поступлений от специальных налоговых режимов имеет именно упрощенная система налогообложения – 57%. На втором месте стоит налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции и единый налог на вмененный доход. Единый сельскохозяйственный налог и патенты занимают около 1%. 

	Сравнивая структуру поступлений по специальным налоговым режимам по итогам 2014 и 2015 года можно говорить о том, что значительно увеличился удельный вес поступлений от системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Остальные доли в свою очередь снизились. Интересно увеличение доли патентной системы налогообложения, которая достигла 1,3%, тогда как абсолютное значение объемов начислений в ее рамках увеличилось в два раза. Таким образом, значительных структурных сдвигов мы констатировать не можем, помимо изменений рейтинга единого сельскохозяйственного налога и патентной системы. 

	Рассмотрим изменение удельного веса поступлений по специальным налоговым режимам по их видам в общем объеме за 2016 год (таблица 2.4). Так мы видим увеличение доли УСН на 6%, снижение удельного веса поступлений по ЕНВД на 3%, рост поступлений ЕСХН в 1,5 раза. Поступления по патентной системе практически не изменили свою долю, а удельный вес поступлений по системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции немного уменьшился. Отдельно стоит отметить единый сельскохозяйственный налог. В общей структуре он занимает сравнительно маленькую долю наравне с патентами. Однако, что касается патентов, то это сравнительно новая система и для ее распространения необходимо время, что обусловлено необходимостью информирования предпринимателей, адаптации, периодом перехода и т.д. ЕСХН, в свою очередь действует достаточно долгий период времени и низкие проценты в данном случае говорят о непопулярности его среди субъектов хозяйственной деятельности. 

	Таблица 2.4. 

	Поступления от специальных налоговых режимов по состоянию на 01.01.2017

	Налоговый режим

	Начислено, млрд. руб.

	Удельный вес, %

	УСН

	287067

	60,7

	ЕНВД

	74327

	15,7

	ЕСХН

	11438

	2,4

	Патентная система налогообложения

	7589

	1,6

	Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

	92218

	19,5

	Итого

	472639

	100

	

	Источник: Составлено автором по данным Госкомстата России

	

	Так, мы можем констатировать, что налогоплательщики не считают этот режим выгодным и выбирают иные специальные режимы налогообложения, такие как упрощенная система. Единый сельскохозяйственный налог по своей сути адаптирован для сельхозпроизводителей лишь тем, что средства изымаются из оборота дважды в год, что удобно при сезонном характере работы. Что касается иных моментов, то другие режимы имеют больше преимуществ. Таким образом, подводя итоги, мы можем говорить, что поступления от специальных налоговых режимов не занимают большой доли в общем объеме доходов бюджета государства, хотя со временем она увеличивается. 

	Увеличение поступлений от специальных режимов идет нарастающими темпами. В структуре поступлений от специальных режимов наибольшую долю занимает упрощенная система налогообложения. Однако, темпы роста объема платежей по ней несколько снизились. Наибольший прирост за последний рассматриваемый период продемонстрировала патентная система налогообложения. Следовательно, с введением патентов началась реструктуризация объемов налоговых поступлений от субъектов 44 предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, и мы можем прогнозировать дальнейшие изменения

	

2.2. Анализ числа зарегистрированных и прекративших свою деятельность ИП и фермерских хозяйств



	

	Отразим динамику развития малого .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44