VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и сущность малого и крупного бизнеса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002941
Тема: Понятие и сущность малого и крупного бизнеса
Содержание
Введение
Экономика любой страны зависит не только от крупного, но так же и от малого бизнеса, который вносит весомый вклад в развитие любого государства. Успешное развитие экономики заключается в тесном взаимодействии малого и крупного бизнеса, которое может проявляться в разнообразных формах.
Крупный бизнес – это сегодня одна из основ экономики. Крупный бизнес обладает большим запасом ресурсов, которые могут быть использованы  в случае наступления неблагоприятных рыночных условий. Больше фирмы могут влиять на рынок изменениями цен, за счет своей высокой доли. Это, в свою очередь, приводит к попыткам монополизации, так как ослабляет конкуренцию. 
В основе малого бизнеса лежит предоставление услуг населению (бытовых, образовательных и т.д.) и бизнес услуг (консалтинг, маркетинг и др.) Малый бизнес доступен для большого круга людей , поскольку он не требует больших финансовых вложений,а так же не требует больших материальных и трудовых ресурсов.
Взаимодействие малого и крупного бизнеса предполагает значительное расширение имущественной базы представителя малого бизнеса путем организационно-правовых мероприятий и значительных финансовых вложений со стороны крупного бизнеса.
Развитие перспективных инновационных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса в современных условиях заключается в создании новых форм и моделей совместной деятельности, максимально полно учитывающих особенности территориальной локализации взаимодействия разных по величине субъектов экономической деятельности и совместной деятельности предприятий малого и крупного бизнеса в сфере Интернет-технологий.

Цель работы – анализ взаимоотношений малого и крупного бизнеса
1. Проанализировать современное состояние и тенденции развития малого бизнеса; 
2. Проанализировать современное состояние и тенденции развития крупного бизнеса;
3. Рассмотреть формы взаимодействия крупного и малого бизнеса;
4. Изучить основные задачи для решения проблем эффективности взаимодействия крупного и малого предпринимательства.





Глава 1.  Характеристика малого и крупного бизнеса в России
1.1 Понятие и сущность малого и крупного бизнеса
Для того чтобы дать определение  понятию малого и  крупного бизнеса сначала  необходимо рассмотреть понятие  бизнеса.
      Бизнес - это экономическая деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и взятых в заем средств под свою ответственность и поручителя, с целью организовать свое предприятие для получения прибыли, направленное на цели увеличения капитала и прибыли, используемую как в личных целях, так и на расширение предприятия. В системе определений типов субъектов бизнеса, различающихся между собой по количественным признакам, наряду с малыми предприятиями (мелким бизнесом) выделяются крупный и средний бизнес.
Малое предпринимательство это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующим сущность этого понятия .
Малый бизнес является эффективным инструментом  в развитии рыночного хозяйства и формой экономических активов населения.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее  общими критериями малого бизнеса является:
-численность персонала
-величина активов
-объем оборота ( дохода, прибыли)
-размер уставного капитала
Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) Юридические лица- в установленном капитале которого доля государственной собственности Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 % ( при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна привышать 25% ( если учредителями являются несколько юридицеских лиц, их доли суммируются) 
2) предприятия со следующей среднесписочной численностью работников( включая совместителей и работающих по договорам подряда):

 – в промышленности и на транспорте – до 100 чел.;
 – в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-       технической сфере – до 60 чел.;
– в строительстве и оптовой торговле – до 50 чел.;
– в бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 чел.;
– в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 чел.
Таким образам, малое предпринимательство – это весьма пестрая, неоднородная экономическая среда. По рассмотренным выше критериям к малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:
-От 1 до 20( ремесленные)
-От 20 до 100 (малые)
-От 100 до 500 ( средние предприятия)
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих развитых стран, но в России развитие малого предпринимательства существенно отстает. Это связано с тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий, хотя малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, очень в ней нуждается.

Крупный бизнес способен функционировать не только в экономической системе в качестве одного из ее элементов, но и способен влиять на экономическое пространство вокруг себя. Другими словами, такой бизнес может влиять на экономическую ситуацию в области своей деятельности.
Обладая значительными ресурсами, крупный бизнес становится важным политическим и социальным фактором в регионах и городах базирования своих предприятий. Он способствует развитию экономики в стране, обеспечивает россиян рабочими местами и способствует улучшению уровня жизни населения.
Крупный бизнес, как и любой другой, предполагает следующие основные функции:
   - Учет и ведение финансов
   - Кадровая
    -Материально-техническое обеспечение
    -Производственная и кадровая функции
   - Маркетинг
Но наряду с основными функциями крупный бизнес предполагает и побочные в виде научно-исследовательских работ, поддержки предпринимательству и связи с общественностью.
В современной России крупный бизнес существует в трех основных формах:
самостоятельное предприятие, компания и интегрированная бизнес-группа. 
Рассмотрим каждую из форм.
1)Самостоятельное предприятие. Это некоторый неделимый хозяйственный субъект. Во-первых, единая производственная структура (производящая либо товары, либо услуги и относящиеся либо к реальному, либо к финансовому сектору) и, во-вторых, единый экономический агент. При этом с гражданско-правовой точки зрения предприятие может выступать в форме либо одного, либо нескольких юридических лиц. Но разделение на несколько юридических лиц, как правило, является номинальным и ситуативным, и здесь можно говорить о "юридической маске".
2)Компания представляет собой объединение нескольких комплексов, которые сами по себе не являются юридическими лицами, а объединяются такие комплексы вокруг общей сферы деятельности. Тем не менее, компания имеет единый общий управленческий центр, при этом все предприятия контролируются одним собственником или их группой. Несмотря на это, каждое предприятие является самостоятельной единицей, которая при необходимости может вести свою деятельность отдельно от компании.
3)Интегрированная бизнес-группа (ИБГ). Это некая совокупность предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и секторах экономики (часто и в реальном, и в финансовом) и являющихся самостоятельными юридическими лицами, но в ряде важных случаев выступающих как единое целое. Эта целостность и вытекающие из нее синергетические эффекты обеспечиваются наличием общей группы собственников (контролирующих, или, по крайней мере, наиболее влиятельных) и высших менеджеров. Технологического или иного естественного единства в ИБГ нет.
Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Можно выделить три основных фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций:
Первая - стремление к получению экономии на уровне производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объёма выпуска данной продукции за счёт сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию много заводских и отраслевых монополий.
Вторая причина - стремление к экономии на уровне сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с оновным производством фирмы. Благодаря экономии на уровне сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.
Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объёма рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.
Главная особенность крупного бизнеса заключается в том, что для увеличения доходов масштаб деятельности такого вида бизнеса должен постоянно расширяться. Но при таком увеличении масштаба возникают как положительные, так и отрицательные эффекты. Если говорить об экономии и увеличении прибыли – это происходит за счет того, что с увеличением размеров предприятия появляются новые возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении. При этом возможно развитие побочных производств, которые основываются на использовании отходов основного производства.
Но чем больше структура – тем труднее ею управлять, взаимодействие между разными подразделениями замедляется, в результате организация или фирма становится менее гибкой в экономическом отношении. Руководство не может осуществлять полноценный контроль за исполнением принятых решений, а в некоторых отдельно взятых подразделений нередко могут возникать свои интересы, которые не только не совпадают, но и могут противоречить политике всего предприятия в целом.
1.2. Тенденции развития малого и крупного предпринимательства в России
Развитие малого бизнеса – одна из главных задач, которая ставится перед правительствами многих стран мира. Малый бизнес – это один из основных секторов рыночного хозяйства, который является составной частью экономики страны и формирует существенную часть государственного бюджета.
Развитие малого бизнеса – это комплекс мер, направленных на поддержку начинающих предпринимателей, а именно упрощение процедуры оформления деятельности, предоставление налоговых льгот, субсидий, грантов, консультаций и бесплатных курсов. Основная задача – обеспечить нормальное становление и функционирование малого бизнеса, создать высокую конкуренцию в различных сферах деятельности, сформировать «фундамент» для нормальной работы экономики и пополнить казну за счет налогов малого бизнеса.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса, И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем, количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Малый бизнес в РФ начал развиваться с 1988 г., а особенно интенсивно — начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже имелось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовая скорость их прироста составила 8,5 %. Малые предприятия в РФ уже формируют 10–11 % ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей — более 11 млн чел., что составляет 16,9 % общего количества занятых в экономике.
Период с 1985 по 1987 гг. можно обозначить как первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для него характерна деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при научных и общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап пришелся на 1989–1990 гг. Для него характерно принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. В результате расширились сферы деловой активности предприимчивых людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
К пятому этапу развития малого предпринимательства в России, можно отнести 1993–1994 гг. — период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. 
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
Крупный бизнес в России начал свою историю с середины 90-х годов, когда целые государственные отрасли переходили в частные руки. Благодаря приватизации большинство сырьевых предприятий благополучно стали частными. Этот период развития характеризовался тесным взаимопроникновением финансовой верхушки и политической власти. Люди, приближенные к власти, не стесняясь, приобретали себе подходящие компании по вполне приемлемым ценам
В настоящее время можно говорить о примерно 24-летней истории российского крупного бизнеса. Ее следует отсчитывать от указов президента и постановлений правительства РФ, в соответствии с которыми были сформированы «Газпром», РАО «ЕЭС России» и три первые вертикально-интегрированные нефтяные компании — «ЛУКойл», ЮКОС, «Сургутнефтегаз». Эти нормативно-правовые акты появились осенью 1992-го — весной 1993 годов.
В 1998 году был очень мощный и испугавший всех кризис, который неожиданно пошел всем на пользу. Выход из кризиса оказался неожиданно быстрым и бесконфликтным, после чего начался настоящий экономический рост, темпы которого, кажущиеся нам недостаточными, по мировым стандартам очень приличны. Началась некая стабилизация (социальная, структурная, политическая), в результате чего изменились потребности и интенции хозяев крупного бизнеса.
Начиная с 2000 г., ситуация стабилизировалась, многие компании даже вышли на внешний рынок, покупая производственные активы за рубежом. Но государство с каждым годом старалось усилить контроль за бизнесом, увеличивая налоги, и, когда ему было нужно, ставя под сомнение легитимность результатов приватизации.
Наступил очередной период в развитии крупного бизнеса, который можно назвать государственным капитализмом. Государство приобрело контрольные пакеты акций больших компаний, тем самым увеличивая свое влияние на целые отрасли. Многие предприятия поменяли собственника, из частных став государственными (например, Роснефть).

в 2003 г., может быть выражена короткой фразой - Russians go global. Возникла отчетливая тенденция выхода крупных российских компаний за пределы Российской Федерации. Эти компании все чаще стали покупать промышленные активы за рубежом, которые являются продолжением или завершением их производственно-технологических цепочек. Если ранее это было характерно в основном для нефтяной промышленности, то в 2003 г. лидерами стали металлурги. «Северсталь» приобрела пятую по масштабам производства металлургическую компанию в США. «Новолипецкий металлургический комбинат» стал владельцем завода в Дании. Что касается российских нефтяных компаний, то из них лишь «Лукойл» был в 2003 г. успешным в своей зарубежной экспансии. Он приобрел перерабатывающие и сбытовые мощности в Сербии.
В 2003 г. ведущие субъекты российского бизнеса стали усиленно интересоваться и совсем новой для себя сферой деятельности - управлением жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Так, «Базовый элемент», «Интеррос» и «Ренова» организовали у себя специальные структуры, которые по договорам с муниципальными властями берут в управление городские системы ЖКХ. Последние две ИБГ и металлургическая компания «Евразхолдинг» стали также соучредителями компании «Российские коммунальные системы», которая была создана для ведения аналогичного бизнеса в федеральном масштабе. К концу года она уже работала в десяти областных центрах и трех городах в Свердловской области
И последняя тенденция, которую необходимо отметить, это успешное встраивание в рынок ряда субъектов оборонного научно-промышленного комплекса (ОНПК). В нем появляются реально действующие и даже успешные частные интегрированные структуры. Самый яркий пример - корпорация «Иркут», которая в 2003 г. объявила о покупке ОКБ им. Яковлева. Корпорация «Иркут» - это «Иркутское авиационное производственное объединение» (ИАПО) с индийским заказом на много лет вперед, «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева» - единственный в стране разработчик гидроавиации, и фирма «Русская авионика». Теперь к этому добавлено полноценное конструкторское бюро.
Глава 2. Особенности взаимоотношения малого и крупного бизнеса в Росии
2.1.Крупный и малый бизнес: специфика приемуществ и недостатков

Малый бизнес имеет ряд преимуществ перед средним и крупным бизнесом.
Не большие денежные вложения 
Что бы личный малый бизнес начал прибыльно функционировать, необходимо сравнительно не большие вложения, которые вы можете накопить сами или же взять в долг у друзей или родственников. Помимо прочего, государство заинтересовано в возникновении новых успешных малых предприятий и именно поэтому старается поддержать все стремления горожан, и выделяет денежные средства на открытие новых фирм. Так же малый бизнес в России поддерживается банками, где для предпринимателей выдаются кредиты на пониженной ставке.
Он более гибок и мобилен, в отличии от крупных компаний. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменения рыночных предпочтений. Они быстрее подстраиваются под изменившуюся рыночную ситуацию. Малые предприятия могут (и должны) предоставлять более качественный уровень сервиса, чем крупные компании. В развитых капиталистических странах государство всячески заботится и поощряет малый бизнес, поскольку он составляет фундаментом экономики. Малый бизнес сокращает безработицу, пополняет бюджет налоговыми отчислениями, вносит вклад в общественное развитие. Из-за небольших размеров малым бизнесом проще управлять, чем большим. Учет товарно-материальных ценностей, движение финансовых потоков, отчетность перед государством — за этим не так сложно следить и контролировать владельцу малого бизнеса в сравнении с хозяевами крупных корпораций. Малые предприятия также лучше знают уровень спроса на местном уровне. Они способны быстрее внедрять новые системы управления, поскольку малый бизнес требует меньше капиталовложений, а также его затраты при внедрении новых технологий и изобретений существенно ниже. Ввиду этого, именно малый бизнес чаще, чем крупный и средний, занимается инновационными технологиями, освоением принципиально новых видов товаров и услуг, а также теми направлениями, где присутствует повышенный коммерческий риск.
Однако малые предприятия имеют и свои недостатки:
Сдержанность денежных потоков
 Недостатки малого бизнеса заключаются в том, что фирма или предприятие имеет маленькие возможности для своего развития, поскольку ограничен денежными рамками. Именно поэтому владельцам очень часто приходиться проявлять смекалку, вкладывая деньги в расширение своего бизнеса. Но такое положение дел, только стимулирует мыслительный процесс, помогая находить новые полезные решения.
 Угроза со стороны крупных фирм
Обратная сторона медали малого бизнеса заключается в том, что крупные, солидные клиенты вероятно предпочтут иметь дело с крупным поставщиком товаров или услуг, чем с малым. Ведь крупные корпорации имеют более раскрученную торговую марку, узнаваемость бренда и, в конце концов, более солидный уставной капитал, что внушает больше доверия и уважения.
Кроме того, малому бизнесу сложнее конкурировать с большими компаниями ввиду ограниченности финансовых ресурсов. В странах с высоким уровнем коррупции появляется фактор недобросовестной конкуренции, когда руководство крупных компаний использует связи в правительстве для лоббирования своих интересов, что может создать угрозу для выживания малых фирм.
 Малому бизнесу под час сложнее получить от государства лицензии, патенты и разрешения на определенные виды деятельности, чем крупным фирмам.
Высокие кризисные риски. Во время экономического спада или тем более кризиса, малым предприятиям значительно сложнее выжить чем большим. Крупные компании могу добиться от государства различных послаблений, например, снижение налогов, или отсрочка в выплате кредита. Малому бизнесу же это сделать значительно сложнее. Причем получить кредит небольшому предприятию тоже тяжелее, чем большому промышленному гиганту.

Крупные предприятия имеют существенные как преимущест­ва, так и недостатки перед средними и мелкими предприяти­ями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:
• являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука —про­изводство», т. е. проведения крупномасштабных научно-исследо­вательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конст­рукторских работ, создания новой техники и ее распространения;
• легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
• создают лучшие предпосылки для применения более со­вершенной организации производства;
• с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению из­держек производства;
• больше возможностей для углубления разделения и ко­оперирования труда;
• достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учи­тывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.
К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:
• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, ма­териалов и комплектующих изделий к предприятию и отправ­ку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
• необходимость больших инвестиций на сооружение круп­ных предприятий и продолжительный срок их строительства;
• усложнение процесса управления с возрастанием масш­табов предприятия;
• повышение нагрузки на природную среду со всеми выте­кающими отсюда последствиями;
• нарушение принципа равномерного размещения промы­шленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
• возможность монополизации производства и др. Концентрация на любом предприятии должна контролиро­ваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т. е. на предприятии должны стремиться к выпус­ку оптимального объема продукции.
2.2. Взаимодействие малого и крупного бизнеса в различных сферах деятельности
Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия.
Механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса обеспечивает реализацию особой системы экономических отношений, которая представляет собой трехкомпонентную структуру - государство, крупный бизнес, малые предприятия, в рамках которой осуществляется взаимовыгодное партнерство.
Структура механизма взаимодействия малого и крупного бизнеса может быть представлена следующим образом: субъектом данного механизма являются малый и крупный бизнес во всех организационно-правовых формах, государственные организации, обеспечивающие реализацию механизма их взаимодействия, а также население, которое обеспечивает наличие социальной ориентированности во взаимодействии малого и крупного бизнеса. Объектом данного механизма являются процессы развития предпринимательства в целом, а методами и инструментами выступают меры по разработке, внедрению, контролю и поддержке механизма взаимодействия малого и крупного бизнеса.
Необходимо отметить, что во взаимоотношениях малого и крупного бизнеса присутствует структурно-функциональная зависимость, которая обусловлена, прежде всего, процессами разукрупнения крупных предприятий, которыми сопровождалась российская экономика в конце ХХ века. Образовавшиеся в результате разукрупнения малые и средние предприятия остались связанными партнерскими отношения с крупными родительскими компаниями.
Учитывая объективное снижение объёма производства на большинстве промышленных предприятий, появляется возможность формирования точек развития малого бизнеса на высвобожденных площадях практически на каждом крупном заводе. Привязав эти точки к свободным площадям заводов, возможно:
-снижение затрат малых предпринимателей на аренду помещений, т.к. в сложившихся условиях предприятия будут заинтересованы и в ставках, компенсирующих их затраты на содержание площади;
- снятие необходимости платить за подключение вновь создаваемых предприятий, т.к. не происходит смены собственника всей площадки, а предприятие - владелец, обеспечивает обслуживание и предоставление услуг;

- охранение инфраструктуры площадки, выведенной из основного производства, цехов крупных заводов, т.к. они будут обслуживаться за счёт арендаторов;
- снижения затрат малого бизнеса на комплектацию и сырьё, т.к. сырьём, в ряде случаев, может служить предприятие - владелец площадки;
- стимулирования и поддержки крупных предприятий за счёт средств, направляемых на обеспечение общественных работ, опережающее обучение и т.п.;
-оказать влияние на снижение арендных ставок для других субъектов малого предпринимательства. Создание таких мини-технопарков на базе существующих промышленных объектов дает больший эффект в более короткие сроки.
Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности.

Крупные вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, причем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В то же время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, «обкатке» новых бизнес-схем, маркетинге, сбыте продукции работают малые и средние фирмы-сателлиты.

На мой взгляд, именно производственное предпринимательство должно быть положено в основу экономической целесообразности взаимодействия малого и крупного бизнеса. В этой связи основой системы взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства является именно производство товаров и услуг. К существенным признакам данной системы относятся: отраслевой, региональный, сырьевой, кадровый, инновационный.
Однако не нужно забывать о среде, в которой функционирует малый и крупный бизнес. Э.М. Коротков выделяет понятие «среда» в качестве одного из основных свойств системы. По моему мнению, любая система создает внутреннюю среду, отличную от созданной другой системой, иначе говоря, внутренняя среда – это среда, где осуществляются связи между элементами и управляющей системой, а также возникают реакции на взаимодействие с внешней средой.
На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:
1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или разработки некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов, то есть различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с головной организацией, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически существенно зависящих от коренной структуры, и т. д.) [1].
Малый бизнес объективно играет подчиненную роль в системе отношений с крупным бизнесом, в то время как крупное предпринимательство, при определенных экономических условиях, способно продуцировать необходимое множество субъектов малого предпринимательства, в той или иной степени зависящего от крупно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44