- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность исполнительного производства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001196 |
Тема: | Сущность исполнительного производства |
Содержание
Содержание Введение Глава 1. Сущность исполнительного производства 1.1 Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства Глава 2. Субъекты исполнительного производства 2.1 Служба судебных приставов 2.2 Суд в исполнительном производстве 2.3 Участники исполнительного производства Заключение Список использованных источников Введение Одной из важных задач судебно-правовой реформы в Российской Федерации является реформирование исполнительного производства и создание эффективного механизма обеспечения установленного порядка деятельности судов в области исполнения решений (определений), постановлений в различных стадиях процесса. Для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте. Новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве" призван значительно повысить статус российской системы защиты прав и основных свобод человека и гражданина, общества, а также создать дополнительный механизм эффективной деятельности Службы судебных приставов в исполнении решений судебных органов, укреплении авторитета российского правосудия. Актуальным является также обеспечение эффективного взаимодействия между органами и организациями, осуществляющими принудительное взыскание денежных средств. Таким образом, цель данной работы – дать характеристику субъектов исполнительного производства и основ их взаимодействия. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: определить сущность исполнительного производства, остановившись на таких вопросах как нормативно-правовое регулирование, особенности исполнительного производства; охарактеризовать субъекты исполнительного производства. Глава 1. Сущность исполнительного производства 1.2 Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства Исполнительное производство является принудительной формой реализации судебных и иных актов. Принудительное осуществление требований взыскателя и обязанностей должника — неотъемлемая часть юрисдикционной деятельности по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. С 1 февраля 2008 г. действует новый Закон об исполнительном производстве, который изменил и детализировал многие его институты по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Деятельность органов по принудительному исполнению судебных и иных актов регулируется Законом о судебных приставах. На основании Закона о судебных приставах создана самостоятельная служба, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов РФ и по исполнению судебных актов и актов других органов. Наряду с указанными Федеральными законами исполнение судебных и иных актов регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и др. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ содержат разъяснения по вопросам применения норм исполнительного производства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора. В соответствии с новым законодательством установлены цели и задачи исполнительного производства. Его задачи — правильно и своевременно исполнять судебные акты, акты других органов и должностных лиц и иные исполнительные документы в случаях, предусмотренных законом. Данные задачи определяются целью исполнительного производства — защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Впервые в исполнительном законодательстве закреплены принципы исполнительного производства, которые определяют общие начала и смысл исполнительного законодательства и направлены на реализацию поставленных целей и задач. В соответствии со ст. 4 Закона об исполнительном производстве оно осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования гражданина-должника и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения[1] . 1.2 Особенности исполнительного производства по субъектному составу Если понимать исполнительное производство как систему правовых норм, регулирующих юридическую деятельность по принудительному осуществлению исполнительных документов - а именно такое определение основано на положениях действующего законодательства - приходится констатировать, что исполнительное производство суть принудительное исполнение. Несмотря на то, что действия иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, исполняющих требования судебных актов и актов других органов (налоговых органов, банков, иных кредитных организаций), предусмотрены законодательством об исполнительном производстве, органом принудительного исполнения является только судебный пристав-исполнитель. Следовательно, только его деятельность будет деятельностью по принудительному исполнению. До тех пор, пока взыскатель не инициирует исполнительное производство, действия иных лиц по осуществлению исполнительного документа не будут являться исполнительными. Только с момента возбуждения исполнительного производства такие действия (если они производятся на основании постановлений судебного пристава-исполнителя), будут являться и исполнительными, и принудительными (если понимать осуществление принудительных действий только как прерогативу службы судебных приставов). Содержание правоотношений в исполнительном производстве представляет собой взаимосвязанные и корреспондирующие права и обязанности субъектов правоотношений: с одной стороны – судебного пристава-исполнителя, выполняющего свои функции административно-правовыми методами, с другой – права и обязанности других участников исполнительного производства. Содержание правоотношений по реализации составляют права и обязанности органов, исполняющих требования судебных актов с одной стороны, и иных участников реализации, с другой. К субъектам исполнительного производства относятся судебный пристав-исполнитель – основной и обязательный субъект, являющийся представителем исполнительной власти и обладающий властными полномочиями, а также стороны, суд, прокурор и иные субъекты. Иное дело субъектный состав реализации, главной отличительной особенностью которой выступает как раз отсутствие в ней судебного пристава-исполнителя, без которого невозможно исполнительное производство. При осуществлении реализации нет и должника, как он понимается в исполнительном производстве. Поскольку по смыслу п.2 ст.29 Закона «Об исполнительном производстве» взыскатель – это гражданин либо организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный лист, отсутствие исполнительного листа означает невозможность возбуждения исполнительного производства. Вне рамок исполнительного производства не может быть ни взыскателя, ни должника. Органы, исполняющие требования судебных актов, должниками считаться не могут, поскольку объем прав, предоставленных законом должнику в исполнительном производстве, не совпадает с тем объемом прав, который у них наличествует. По существу, в реализации действуют только взыскатель и органы, исполняющие требования судебных актов. Причем, и фигура взыскателя здесь неоднозначна. Лицо, выигравшее процесс, не может считаться взыскателем в том смысле, который придает этому участнику процесса законодательство об исполнительном производстве. Обычно взыскателем признается субъект, в пользу которого выдан исполнительный документ. Судебное решение таковым не является[2] . Глава 2. Субъекты исполнительного производства 2.1 Служба судебных приставов Принудительное исполнение происходит в установленном законом порядке. В результате исполнительного производства складываются правоотношения по поводу принудительного исполнения требований взыскателя к должнику. Субъектами исполнительных правоотношений являются органы принудительного исполнения судебных и иных актов, суд, участники исполнительного производства. Органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц является Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов и иных исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов этой Федеральной службы — подразделений судебных приставов. Судебные приставы являются должностными лицами, состоящими на государственной службе. В зависимости от своих обязанностей они подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» судебные приставы относятся к государственным гражданским служащим. Координация и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов осуществляется Министерством юстиции РФ, поскольку данная служба находится в его ведении. Также Министерство юстиции РФ принимает нормативные правовые акты, относящихся к сфере деятельности этой службы. В соответствии с законодательством судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебным приставом не может быть лицо, имеющее судимость. Непосредственное принудительное исполнение судебных и иных актов осуществляют приставы-исполнители. В соответствии с Законом о судебных приставах приставы-исполнители обязаны: • принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; • предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; • рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. Судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу (или должен взять самоотвод), если он является родственником сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересован в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом[3] . Судебный пристав-исполнитель имеет достаточно широкие полномочия, позволяющие ему предпринимать действия с целью исполнения судебного и иного акта. В соответствии с Законом об исполнительном производстве (ст. 64) он имеет право совершать следующие действия на всей территории Российской Федерации и на территории иностранных государств, куда направляется поручение в соответствии с международным договором РФ: • вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ; • запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки; • проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; • давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; • входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам; • с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника без разрешения старшего судебного пристава) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; • в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; • производить оценку имущества в порядке и пределах установленных Законом об исполнительном производстве; • привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности; • производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; • запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; • рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; • взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом; • обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве; • устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ; • проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе; • совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. В соответствии со ст. 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель имеет право: • получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; • давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; • входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; • арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; • использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; • в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; • объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; • вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; • совершать иные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве[4] . По требованию судебных приставов-исполнителей все без исключения органы, организации, должностные лица и граждане обязаны безвозмездно предоставлять информацию, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами исполнителями своих функций по принудительному исполнению судебных и иных актов. Данное требование закона не всегда находит реализацию на практике. В этой связи Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2003 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» указал: предписание п. 2 ст. 14 Закона о судебных приставах о том, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, в нормативном единстве с абз. 2 п. 2 ст. 12 того же Закона, закрепляющим право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, имеет объективные и не противоречащие Конституции РФ основания и распространяется на все органы, организации, должностных лиц и граждан, в том числе на банки, иные кредитные организации и их служащих. 2.2 Суд в исполнительном производстве В настоящее время, несмотря на отделение службы судебных приставов от судебной системы, суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются субъектами исполнительного производства. В научной литературе отмечается, что поскольку судебное решение имеет специальный правовой статус, а также специфика процедуры его вынесения заключается, прежде всего, в системе гарантий, решение должно исполняться при активном непосредственном участии суда; также отмечается, что исполнительное производство должно оставаться составной частью гражданского судопроизводства, осуществляться под контролем суда. Другие авторы считают, что роль судов сводится либо к предварительному, либо к последующему контролю за деятельностью судебного пристава-исполнителя. Реальная защита и восстановление нарушенных прав, неразрывно связанные с исполнением не только судебных, но и иных актов, — неотъемлемая часть правосудия, которая определяется задачами гражданского процессуального права. Поэтому законодатель отводит определенную роль судам в исполнительном производстве. В этой связи суды (арбитражные суды) выполняют различные функции при исполнении судебных и иных актов[5] . Во-первых, суд (арбитражный суд) решает наиболее существенные вопросы исполнительного производства: выдает исполнительный лист, дубликат исполнительного листа (ст. 428-430 ГПК РФ; ст. 319, 323 АПК РФ); прерывает и восстанавливает срок предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 432 ГПК РФ, ст. 322 АПК РФ); разъясняет судебный акт, подлежащий исполнению (ст. 433 ГПК РФ, ст. 179 АПК РФ); решает вопросы отложения исполнительных действий, отсрочки или рассрочки исполнения, проводит индексацию присужденных денежных сумм, а также в случаях, указанных в законе, приостанавливает, возобновляет и прекращает исполнительнее производство (ст. 434, 436-439 ГПК РФ, ст. 183, 324, 327, 328 АПК РФ). Кроме того, только суд или арбитражный суд могут решать вопрос о повороте исполнения решения[6] . Во-вторых, суд (арбитражный суд) осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей. Закон устанавливает гарантии соблюдения прав взыскателя и должника, иных лиц в исполнительном производстве. Как уже отмечалось, любые действия или бездействие, постановления пристава-исполнителя могут быть обжалованы в суд. Это гарантировано, в первую очередь, ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Часть 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве разграничивает подведомственность между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По общему правилу заявление подается в суд общей юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда исполняются: • исполнительные документы, выданные арбитражным судом; • требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях — в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; • постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью[7] . Обжалование действий судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции происходит по правилам производства, вытекающего из публичных правоотношений, регулируемых гл. 23, 25 ГПК РФ, в арбитражных судах — по правилам производства по делам, возникающим из административным и иных публичных правоотношений, регулируемых гл. 22, 24 АПК РФ. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Рассмотрение данных категорий дел происходит по правилам искового производства. 2.3 Участники исполнительного производства Основными участниками исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскатель — это гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должник — это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К данным объединениям применяются правила, определяющие участие организаций в исполнительном производстве. В случаях, предусмотренных законом, взыскателем и должником признаются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Действия, совершаемые должником, могут быть такими, как передача денежных средств или иного имущества, исполнение определенных обязанностей или запретов, предусмотренных исполнительными документами. В исполнительном производстве возможно соучастие. Каждый из соучастников выступает от собственного имени, совершает исполнительные действия самостоятельно и независимо от других соучастников. В то же время они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников. Самостоятельное участие граждан в исполнительном производстве возможно по достижении ими 18-летнего возраста. Также несовершеннолетние, имеющие полную дееспособность, самостоятельно участвуют в исполнительном производстве. Это случаи эмансипации несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет (ст. 27 ГК РФ), а также вступление в брак до достижения возраста 18 лет в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 21 ГК РФ). В исполнительном производстве могут участвовать и несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, если они являются стороной исполнительного производства, осуществляют свои права и исполняют обязанности в присутствии или с письменного согласия своих законных представителей либо представителя органа опеки и попечительства. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет, являющиеся сторонами исполнительного производства, осуществляют свои права и исполняют обязанности самостоятельно. В этом случае судебный пристав-исполнитель вправе привлечь их законных представителей или представителя органа опеки и попечительства. На практике это чаще всего дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком (доходом), где несовершеннолетние могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. Данная норма согласуется со ст. 37 ГПК РФ о том, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Таким образом, в тех случаях, когда несовершеннолетний вправе самостоятельно защищать свои права в суде, он вправе самостоятельно участвовать и в исполнительном производстве[8] . Права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет осуществляют в исполнительном производстве его законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их полномочия. Также права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве защищают их законные представители. Однако необходимо помнить об ограничениях, предусмотренных законодательством, с целью защиты прав недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Стороны в исполнительном производстве пользуются равными правами и несут равные обязанности. Они имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства его стороны вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке. Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, и обязаны добросовестно пользоваться предоставленными им правами. В исполнительном производстве допускается правопреемство. Оно возможно при выбытии одной из сторон исполнительного производства; смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и др. В этом случае судебный пристав-исполнитель заменяет соответствующую сторону правопреемником, о чем выносит постановление. Основанием этого постановления служит судебный акт, акт другого органа или должностного лица о замене правопредшественника правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил. Данные правила решаются законодателем идентично гражданскому и арбитражному процессуальному законодательству. Стороны вправе участвовать в исполнительном производстве лично или через своих представителей. Представителями могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия. Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются служебными удостоверениями, учредительными и иными документами. Интересы организации в исполнительном производстве могут представлять и иные представители. В этом случае должна быть оформлена доверенность. Законные представители граждан подтверждают свой статус соответствующими документами. Это может быть свидетельство о рождении ребенка, свидетельство об усыновлении, а также документ, удостоверяющий опеку или попечительство. Полномочия представителя, являющегося соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, которое подается судебному приставу-исполнителю. Полномочия иных представителей, в том числе адвокатов, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законодательством. Кроме сторон и их представителей в исполнительном производстве могут принимать участие переводчик, понятые, специалисты (ст. 58-61 Закона об исполнительном производстве). Участие переводчика необходимо в тех случаях, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, не владеет языком, на котором ведется исполнительное производство. Закон предъявляет следующие требования к переводчику. Переводчиком может быть любое дееспособное лицо, достигшее возраста 18 лет и владеющее языками, знание которых необходимо для перевода. Сторонам предоставляется срок для приглашения переводчика. В настоящее время пристав-исполнитель обязан привлечь переводчика для участия в исполнительном производстве, если стороны его не приглашают. В ранее действовавшем законодательстве данная норма имела диспозитивный характер, что противоречило общим принципам права и нарушало процессуальные гарантии зашиты прав лиц, участвующих в исполнительном производстве. Представляется, что указанные изменения будут способствовать укреплению законности при исполнении исполнительных документов. Переводчик обладает определенными правами и обязанностями. Так, он имеет право на оплату услуг по переводу. Данная оплата относится к расходам по совершению исполнительных действий и взыскивается с должника. К обязанностям относится необходимость правильного перевода. В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность, установленную федеральным законом, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем (ст. 58 Закона об исполнительном производстве). Однако уголовное законодательство не предусматривает ответственности переводчика за заведомо неправильный перевод в исполнительном производстве[9] . В исполнительном производстве могут принимать участие понятые. Закон определяет случаи обязательного участия понятых в исполнительном производстве. Понятой — не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, привлекаемое приставом-исполнителем с целью удостоверить факт совершения исполнительных действий. Присутствие понятых обязательно при вскрытии нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, а также при осмотре, аресте, изъятии и передаче имущества должника. В других случаях понятые вызываются по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Закон предъявляет следующие требования к понятым: а) дееспособность; б) достижение возраста 18 лет; в) отсутствие заинтересованности в совершении исполнительных действий; г) отсутствие родства или свойства с лицами, участвующими в исполнительном производстве, а также подчиненности или подконтрольности. В исполнительном производстве не может быть менее 2 понятых. Законодательство налагает на понятых обязанности и предоставляет определенные права. Понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Понятые имеют право: а) знать, для совершения каких исполнительных действий он приглашается; б) знать, на основании какого исполнительного документа исполнительные действия совершаются; в) делать замечания по поводу совершенных исполнительных действий; г) получить компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых, а также возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени. Эти расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий и взыскиваются с должника. В исполнительном производстве может принимать участие специалист — лицо, обладающее необходимым специальными знаниями, которое дает разъяснения по вопросам, возникающим в ходе исполнительных действий. Специалист (при необходимости — несколько специалистов) назначается постановлением по инициативе пристава-исполнителя или по ходатайству сторон. Например, специалист может быть привлечен с целью оценки имущества должника. К обязанностям специалиста относится следующее: а) явиться по вызову судебного пристава; б) отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы; в) давать в устной или письменной форме консультации и пояснения; г) при необходимости оказывать техническую помощь. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, за дачу заведомо ложного отчета, заключения специалист несет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. Тем не менее, Уголовный кодекс РФ (так же как и в отношении переводчика) не предусматривает уголовную ответственность специалиста в исполнительном производстве[10] . Заключение С 1 февраля 2008 г. действует новый Закон об исполнительном производстве, который изменил и детализировал многие его институты по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Деятельность органов по принудительному исполнению судебных и иных актов регулируется Законом о судебных приставах. На основании Закона о судебных приставах создана самостоятельная служба, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов РФ и по исполнению судебных актов и актов других органов. Принудительное исполнение происходит в установленном законом порядке. В результате исполнительного производства складываются правоотношения по поводу принудительного исполнения требований взыскателя к должнику. Субъекты стадии исполнительного производства в гражданском процессе подразделяются на четыре большие группы. Прежде всего, это органы принудительного исполнения в лице судебных приставов-исполнителей и в целом всей службы судебных приставов в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены полномочиями по разрешению вопросов в стадии исполнительного производства; затем суд; лица, участвующие в исполнительном производстве; лица, содействующие совершению исполнительных действий. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов и иных исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов этой Федеральной службы — подразделений судебных приставов. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: