- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность и значение управления спортом в системе местного
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005874 |
Тема: | Сущность и значение управления спортом в системе местного |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Физическая культура и спорт — это важные и нужные компоненты физического здоровья нашего общества. Одним из приоритетных направлений в области физической культуры и спорта города является формирование здорового образа жизни краснодарцев, создание условий для повсеместного развития физической культуры и занятий массовым спортом, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление наших спортсменов на крупнейших российских и международных соревнованиях. Физическая культура является составной частью культуры общества, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, его жизнедеятельности, его здоровья и образа жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, сфера физической культуры и спорта является наиболее актуальной и универсальной составляющей, направленной на сохранение и укрепление здоровья нации и каждого гражданина в отдельности, развитие его физических способностей, улучшение социального благополучия. Роль физической культуры и спорта стала заметным социально-политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культуры, а также спортивные успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, свидетельством экономического и оборонного могущества государства. Забота о всестороннем и эффективном развитии физической культуры и спорта, оздоровление нации и сохранение ее генетического потенциала, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное физическое воспитание здорового, физически крепкого поколения - важнейшая задача государственной социально-экономической политики, решение которой требует комплексного программно-целевого подхода. Целью выпускной квалифицированной работы является выявление наиболее приоритетных направлений по совершенствованию управления развитием физической культурой и спортом в МО г.Краснодар. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1) изучены теоретические основы управления спортом на местном уровне; 2) проанализированы факторы, влияющие на эффективность управления развитием физической культуры и спортом; 3) рассмотрены передовой отечественный и зарубежный опыт организации управления развитием физической культуры и спортом; 4) произведён анализ управления спортом в муниципальном образовании г.Краснодар; 5) оценена эффективность деятельности органов местного самоуправления по вопросам управления спортом в муниципальном образовании г.Краснодар; 6) разработаны пути совершенствования организации управления развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании г.Краснодар. Объектом исследования бакалаврской работы является муниципальное образование г.Краснодар. Предмет исследования – управленческие отношения в организации развития физической культуры и спорта. Теоретической и методологической основой послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам государственного управления развитием физической культуры и спорта. Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, затрагивающие вопросы организации управления развитием физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях, ресурсы Интернет. В работе использовались методы анализа и синтеза источников литературы, комплексной оценки, SWOT-анализ, аналитические процедуры и другие. Научная новизна исследования состоит в обосновании совершенствования основных направлений организации управления развитием физической культуры и спорта в муниципальном образовании г.Краснодар. Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы имеют научную направленность и могут быть использованы в качестве теоретического материала. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка использованных источников. В первой главе раскрываются теоретические основы управления спортом на местном уровне, рассматривается значение управления спортом в системе местного самоуправления и её сущность, выявлены основные факторы влияющие на эффективность управления развитием физической культурой и спорта, рассмотрен передовой отечественный и зарубежный опыт в данном направлении. Во второй главе анализируется управление спортом в муниципальном образовании г.Краснодар, дается социально-экономическая характеристика г.Краснодара и оценка эффективности муниципального управления спортом в муниципальном образовании г.Краснодар. В выводах и предложениях обобщены результаты исследования, отражающие сущность работы, сделаны выводы о необходимости и важности совершенствования организации управления развитием физической культуры и спорта в МО г.Краснодар. Теоретические основы управления спортом на местном уровне. 1.1 Сущность и значение управления спортом в системе местного самоуправления. Одним из главных направлений в области физической культуры и спорта является формирование здорового образа жизни жителей города, создание условий для повсеместного развития физической культуры и занятий спортом, гармоничного воспитания здорового и физически крепкого поколения, а также достойное выступление наших спортсменов на крупнейших российских и международных соревнованиях. [27] Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства. В связи с этим не вызывает сомнения правомочность использования понятия «управление» применительно к физической культуре и спорту как к отрасли, трактовку которого дает автор единственного отечественного учебника «Управление физической культурой и спортом» — Л.И. Лубышева «Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей россиян в физическом совершенствовании». Физическая культура — это массовое явление, вовлекающее большинство членов общества в сферу своего влияния, хотя и с разной степенью активности. [26] Человечество осознанно пришло к занятиям спортом - специфической социально организованной формой и областью сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды, одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в специфических (спортивных) соревнованиях. [35] Спорт входит в физическую культуру, но только частью, связанной непосредственно с двигательными действиями. [29] Таким образом, физическая культура и спорт это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человечества в целом, так и каждого отдельного индивида, оказывающей оздоровительное, политическое, воспитательное и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества. В рамках управления социальной сферой и управления физической культурой и спортом все большее значение придается менеджменту как одному из специфических видов управления в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации. Обратим внимание, что в России с некоторых пор стало использоваться понятие менеджмент, будучи заимствованным из английского языка, в начале формирования в нашей стране рыночных отношений. Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рыночной экономики - формами собственности, конкуренцией, системой свободного ценообразования, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, производителя физкультурно-спортивных услуг, так и для потребителей этих услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др. [33] Физкультурно-спортивные услуги в условиях рыночной экономики становятся объектом купли-продажи. В связи с этим производители физкультурно-спортивных услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей. [20] Рынок услуг физической культуры и спорта многообразен и специфичен. Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Их несколько, главными из которых являются: 1) преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения; 2) децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта; 3) возросшее многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций; 4) правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России; 5) все возрастающее экономическое значение физической культуры и спорта, развивающихся в основном на основе коммерческого хозрасчета; 6) возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта. [16] Рыночная экономика способствует: 1) развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта; 2) росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций; 3) увеличению многообразия их организационно-правовых форм; 4) расширению предлагаемого спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг. В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности. [13] Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обуславливает соответствующие особенности менеджмента в этой отрасли сферы услуг. Цель управления в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель управления нередко обозначается такими терминами, как «политика», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной организации (отрасли). [14] Определение цели является начальным этапом процесса управления в физической культуре и спорте, поскольку он по своему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихийное воздействие. Функции управления в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. Различают две функции управления, это основные и конкретные. Основными функциями управления называются такими потому что: во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного комплекса (отрасли материального и нематериального производства); во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации (международной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена); в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание основных функций менеджмента неизменны, независимо от того, какая конкретная функция менеджмента реализуется; в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели управления в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов. [22] Основные функции управления тесно взаимосвязаны между собой, составляя единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия. Конкретные функции управления физической культурой и спортом (как отраслью) могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект. Общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике на основе определенных принципов. Принципы управления в физической культуре и спорте представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия. К основным принципам управления в физической культуре и спорте можно отнести следующие: 1) принцип сочетания отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т. п.; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Юность России» и т.п.), так по территориальному принципу; 2) принцип сочетания материального и морального стимулирования основывается на утверждении, что «всякая крайность, есть признак ограниченности». Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в отрасли «физическая культура и спорт» является присвоение сотрудникам различных физкультурно-спортивных организаций званий, государственных наград, моральное и материальное стимулирование труда конкретных работников и другие. На основе охарактеризованных выше принципов общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов. Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между органами управления и организациями, организациями и работниками, на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов управления обычно выделяют следующие группы: 1) методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия. 2) методы организационно-стабилизирующего воздействия используются при взаимоотношении работников внутри спортивной организации. 3) методы распорядительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.д. 4) административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях: одна сторона взаимоотношений наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, прямо подчиненной ей стороне взаимоотношений, которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет; одна сторона взаимоотношений устанавливает нормы, которые подлежат обязательному исполнению другой стороной взаимоотношений. Это обычные методы для взаимоотношений организаций, находящихся в административном подчинении, на региональном, республиканском и муниципальном уровнях. [28] Методы правового регулирования представляют собой применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения. Различают два основных способа правового регулирования: авторитарный и автономный. Авторитарный способ используется при регулировании административных и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделена правом устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности. Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их. Методы правового регулирования отношений в сфере трудового, финансового и других отраслей права носят комплексный характер и включают в тех или иных соотношениях элементы авторитарного и автономного способов. [11] Таким образом, управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании. 1.2 Факторы влияющие на эффективность управления развитием физической культурой и спорта. Один из основных этапов управления развитием физической культуры и спорта предполагает наблюдение за внешней обстановкой с целью выявления и использования её благоприятных возможностей для достижения определённых целей и избежания при этом угрозы препятствий. Этого добиваются изучением внешней среды и составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят использовать благоприятные возможности для развития отрасли. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды. Первым шагом по анализу внешней среды является сбор информации о факторах, характиризующие общие условия развития отрасли. Данные факторы могут быть разделены на группы: нормативно-правовые и политические, экономические и социальные. Они представляют части комплексного анализа среды. Рассмотрим последовательно каждую из них. [12] Успешное решение проблем функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта возможно только на нормативно-правовой основе. Как показал анализ нормативно-правовой базы, российское законодательство в области физической культуры и спорта нацелено на обеспечение и защиту прав граждан на занятия физической культурой и спортом, создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта Российской Федерации, определения прав и обязанностей физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование их отношений. Также законодательно гражданам предоставляется обеспечиваемый государством необходимый единый стандарт физического воспитания, объёма и состава услуг в сфере физической культуры и спорта, время и информация для обучения жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, а также гарантируются равные для всех граждан правовые возможности физической культуры и спорта и укреплению здоровья человека. Однако в законодательстве существует много пробелов. Так, специалисты в области физической культуры и спорта отмечают, что базовое законодательство в сфере физической культуры и спорта недостаточно раскрывает содержание самой деятельности по спортивной подготовке, права и обязанности соответствующих организаций, правовой статус лиц, проходящих спортивную подготовку. Вопрос об обязательствах государства по материально-техническому и финансовому обеспечению процесса физкультурно-спортивой деятельности также не нашёл приемлемого решения. Нормативно-правовые факторы проявляются в законодательном обеспечении стимулирования участия субъектов хозяйствования в финансировании системы физической культуры и спорта, что, в свою очередь, выражается через отсутствие закреплённых нормативными актами стимулов участия субъектов хозяйствования в финансировании. Данный фактор минимизируется за счёт разработки и утверждения соответствующей нормативной базы. [19] Рассмотрим политические факторы. Взаимодействие руководителей местной администрации с администрацией субъекта РФ и федеральными органами управления проявляется в отсутствии их взаимодействия по уровням бюджетной системы. Данное обстоятельство можно устранить через налаживание контактов региона и федеральными органами управления, а также через эффективное управление объектами физкультурно-спортивной направленности. Экономические факторы, определяющиеся экономическими условиями жизнедеятельности общества и экономическими возможностями удовлетворения его потребностей, разнообразны по составу. Целесообразнее рассматривать их по группам: общие и специфические факторы. К общим экономическим факторам относятся факторы, воздействующие на все сферы общественной жизни, характеризующие темпы экономического роста и общее состояние экономики, такие как: уровень безработицы, инфляция, среднедушевые доходы населения и другие. К специфическим экономическим условиям можно отнести динамику ассигнований на развитие физической культуры и спорта со стороны государства, уровень зарплаты работников физической культуры и спорта, предоставление налоговых льгот физкультурно-спортивным организациям и т.п. [30] Состояние экономики региона характеризуется экономическим уровнем региона и его населения, финансовой стабильностью жизнеобеспечивающих предприятий, качеством жизни населения, уровнью безработицы. Способ минимизации указанного фактора - повышение экономического и финансового потенциала региона и обеспечение жизненно важным ресурсам тех групп населения, которые не в состоянии участвовать в процессе общественного воспроизводства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. Состояние и возможности развития системы физической культуры и спорта находятся в высокой степени изношенности основных производственных фондов физкультурно-спортивных учреждений региона - спортивных сооружений. Способ минимизации данного фактора заключается в разработке и принятии органами власти программ в области развития отрасли и росте объёмов финансирования организаций за счёт увеличения доходов в бюджете, предоставления платных физкультурно-спортивных услуг. [8] Уровень платежеспособного спроса населения проявляется в низкой величине платежеспособного спроса населения на платные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, покупку спортивной одежды и инвентаря. Способ минимизации данного фактора - установление ценообразования на платные услуги и законодательное разграничение перечня бесплатных услуг и услуг, предоставляемых на платной основе. [7] Степень социального обеспечения тренерско-преподовательского состава проявляется в низкой степени их социального обеспечения, оттоке квалифицированных кадров в другие отрасли, возникновении теневых денежных отношений. Способ минимизации данного фактора - увелечение заработной платы специалистам в области физической культуры и спорта, премии и законодательное закрепление дополнительных социальных гарантий. [17] Участие в деятельности организаций физкультурно-спортивной направленности крупных коммерческих и некоммерческих предприятий раскрывается в низкой степени участия в финансировании, отсутствии стимулов у организаций и предприятий региона к такому участию. Направление минимизации данного фактора заключается в создании органами власти стимулов у организаций и предприятий к участию в финансировании деятельности физкультурных учреждений, поиске внешних инвесторов, разработке инвестиционных программ для дополнительного финансирования организаций. Ещё одним фактором является низкий уровень внутрирегиональных и муниципальных экономических связей. Способ минимизации данного фактора заключается в налаживании органами власти внутрирегиональных и муниципальных экономических связей путём осуществления совместимых программ в области социальной поддержки населения. [25] Следует учитывать, что различные социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодёжь, пенсионеры, жители города и села и т.д.) обладают разными возможностями для реализации своих потребностей в сфере физкультуры и спорта. Как показывает отечественный и зарубежный опыт развития отрасли, рост культурного уровня населения и материального достатка, а также наличие свободного времени являются важными условиями повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом. Также, немаловажным является отношение населения к занятиям физической культурой и спортом, определяемое престижностью занятий здорового образа жизни в обществе, популярностью занятий физической культурой и спортом у различных групп населения. [39] Система социальной защиты населения раскрывается через отсутствие или низкую степень выполняемости социальных программ, реализуемых не территории региона. Данный фактор минимизируется через усиление контроля со стороны местной администрации за ходом выполнения программ и своевременного их финансирования. Коэффициенты смертности, рождаемости в регионе проявляются в естественной убыли населения. Данный фактор минимизируется через разработку местных программ по стимулированию рождаемости, профилактических мероприятий в целях снижения коэффициента смертности, а также через разработку социальных программ адресной помощи определенным категориям населения. Программы поддержки и развития физкультурно-спортивных организаций проявляются через их частичное исполнение. Способ минимизации фактора — разработка соответствующих программ и сбалансированность бюджета с учётом финансирования приятных программ. Наличие контроля над целевым использованием финансовых ресурсов, поступивших из бюджетных и внебюджетных источников, проявляется через отсутствие контроля со стороны органов управления над использованием финансовых ресурсов и их нецелевое использование организациями. Способ минимизации данного фактора заключается в осуществлении органами власти эффективного контроля над финансовыми потоками. [31] Названные факторы рассматриваются в качестве исходных предпосылок и условий развития физической культуры и спорта. Экономическая, политическая и социальная стабильность в обществе выступает в качестве важнейшего условия эффективного государственного управления социальной сферой, в том числе физической культурой и спортом. 1.3 Передовой отечественный и зарубежный опыт организации управления развитием физической культуры и спорта Уровень развития физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях в большей степени зависит от эффективности управления физической культурой и спортом во всех ее субъектах. Управления развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и имеет несколько трудностей. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью (начиная от первичных, низовых, структур до государственных и общественных организаций региона), что сопровождается значительными организационными сложностями. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счет разработки нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в еще большей степени - в субъектах Российской Федерации. В-третьих, осуществляется все более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов. Успешное развитие физической культуры и спорта в субъектах России во многом зависит от их финансирования, которое в настоящее время осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников. Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России - использование целевых программ. Рассмотрим, каким образом организованно управление развитием физической культуры и спорта на конкретном примере, в Амурской области. В области зарегистрировано более 50 видов спорта с охватом занимающихся 90 тысяч человек, что составляет 10,2 % от населения области (средний процент по Дальневосточному федеральному округу - 11,5 %, в экономически развитых странах этот показатель составляет 40-60%). Не развивается система муниципальных спортивных школ и клубов (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП - 32 единицы), причем в шести районных муниципальных образованиях их нет. Охват детей возраста 6-15 лет обучением в спортивных школах области - 9,5% (социальная норма - 20 %). Процент занимающихся в спортивных секциях непосредственно в учебных заведениях остается низким: школы - 30,6%, НПО - 36,6%, Сузы - 33,4%, вузы - 24,6%. Это связано с недостатком спортивной базы и ограничением в зарплате учителей физической культуры за внеклассную работу (12 - 15% ставки). Обеспеченность области физкультурными кадрами - 71 % (от социальных норм), площадями спортивных залов - 42 %. До 70% физкультурных кадров имеет возраст старше 45-55 лет. Практически 65% сельских поселений не имеет инструкторов-организаторов по спорту, а оплата работающих инструкторов, как правило, договорная временная и крайне низкая. В городах области аналогичная ситуация. Спортивная база (спортзалы) - 82 % относятся к ведомственной закрытой сети (школы, НПО, Сузы, вузы), имеют ограничения доступности, а вместе с повышением стоимости аренды, физкультурных и спортивных услуг стали практически недоступны для горожан. Система управления физической культурой и спортом не является оптимальной как на областном, так и на муниципальном уровнях. В результате нарушаются пропорции в расходовании муниципальных средств в ущерб массовому спорту, развитию материально-технической, спортивной базы, обустройству спортивными сооружениями дворов, микрорайонов, содержанию методистов по спорту, поддержке объединений спортивной направленности. Функциональные задачи и бюджетные средства государственных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом предполагают формирование системы государственного заказа на деятельность по развитию физической культуры и видов спорта. Таблица 1. Количество человек, занимающихся массовыми видами спорта в Амурской области на начало 2017 года: Волейбол 13884 чел. Баскетбол 12840 чел. Футбол 8492 чел. Лёгкая атлетика 6770 чел. Настольный теннис 4430 чел. Плавание 2380 чел. Спортивные единоборства (бокс, борьба, самбо, рукопашный бой и т.д.) Более 6000 чел. Ежегодно 23-27 спортсменам присваивается звание «Мастер спорта России», 7-10 человек занимают 1-3 места на первенствах и чемпионатах России, Азии, Европы и Мира. Высшие достижения амурских спортсменов связаны, как правило, с неолимпийскими видами спорта (гиревой спорт, каратэ киокушинкай, самбо, пауэрлифтинг, бодибилдинг) и выступлениями ветеранов спорта. Амурские любительские команды по баскетболу, волейболу, футболу и хоккею участвуют в первенстве России среди команд высшей,1-2-3 лиг, а сборные команды области - в зимних и летних Спартакиадах учащихся и молодежи России. [37] Рассмотрим зарубежный опыт развития массового спорта. Он свидетельствует о том, что территориальный принцип разделения управленческих функций позволяет четко разграничить компетенцию и ответственность государственных и территориальных органов управления. Так, если на государственном уровне выполняются основные функции управления, то региональные и местные органы управления спортом ориентированы в большей степени на развитие массового спорта и спорта для всех, которые за рубежом являются неразделимыми понятиями. Приведем несколько примеров: В Германии реализуется система территориального управления массовым спортом, где управление им в соответствии с Конституцией (ст. 30) и федеративной структурой Германии является задачей земель. Следует подчеркнуть, что в Германии нет единой структуры управления спортом на земельном уровне. Она и механизм регулирования спортом значительно отличаются в разных землях. В ряде земель (Баден-Вюртенберг, Мекленбург — Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн—Вестфалия, Саксония, Саксония — Анхальт) за развитие спорта отвечают министерства по делам культуры, в других (Бавария, Бранденбург, Гессен, Шлезвиг-Гольштейн) — министерства по делам образования, науки и искусства, по вопросам образования и спорта, по делам женщин, труда и социального порядка и т.д., в Тюрингии — Министерство по социальным вопросам и здравоохранению, в Рейнланд-Пфальце — Министерство внутренних дел и Гамбург — сенаторы по внутренним делам и т.д. Общее управление физической культуры и спорта, а также вопросы массового спорта осуществляются правительствами земель совместно с федеральным правительством, национальными спортивными организациями, городами, общинами и коммунами. В зависимости от региональной специфики, спроса населения на услуги массового спорта организация массового спорта в землях различна, но вне зависимости от этого существуют единые приоритеты: спорт в школах и подготовка преподавателей физического воспитания; студенческий спорт; спорт для пожилых и инвалидов; строительство, модернизация и содержание спортивных сооружений; содействие спорту высших достижений; помощь спортивным клубам и командам. [38] По словам П. Гласса , представителя Министерства внутренних дел Германии, «земли отвечают за спорт на местном уровне... а также за поддержание спортивных учреждений и инфраструктуры.» Кроме того, на наш взгляд, одна из основных задач земель — обеспечение равных условий для занятий спортом в разных населенных пунктах. Большую роль в формировании финансовых ресурсов массового спорта играет сложившаяся система налогообложения. Основной принцип в отношении спортивных клубов гласит, что приобретение статуса общественно полезной организации позволяет претендовать на определенные налоговые льготы. При этом более 5,5 млн. немцам, добровольно работающим в области спорта, ежегодно снижаются суммы выплачиваемых налогов в размере DM 2400 на каждого. В Министерстве по делам молодежи и спорта Франции работают два управления по спорту, в том числе 6 бюро — финансовое, международное, спорта высших достижений, политики развития видов спорта, управления учреждениями централизованной подготовки спортсменов, науки, спортивного инвентаря и оборудования. Свои полномочия Министерство спорта реализует через 25 своих отделений и 100 муниципальных департаментов спорта. Руководство спортом на местах осуществляется в 22 регионах, 90 департаментах и 36 тысячах коммун . При большинстве из них имеются Дома спорта или муниципальные спортивно-оздоровительные центры. Деятельность этих ассоциаций координируют муниципальные отделы спорта. Известный французский ученый-экономист В. Андрефф подчеркивает, что роль местных органов власти и их действия в области развития спорта сводятся к трем направлениям: 1) строительство и модернизация спортивных сооружений с учетом потребностей населения; 2) организация различных видов физической активности и спорта для всех групп населения; 3) финансирование. Таким образом, массовое спортивное движение как Германии, так и Франции пост....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: