- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания личности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012868 |
Тема: | Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания личности |
Содержание
Глава I. Духовно-нравственное развитие личности как педагогическая проблема дошкольного воспитания 1.1.Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания личности Духовно-нравственное воспитание является приоритетным в настоящее время ввиду непростого состояния российского общества. В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» [57]. Исследование вопросов духовно-нравственного воспитания личности для современной России чрезвычайно актуально в связи с осознанием обществом и государством того, что ориентация образования только на информационно - технологические составляющие вне личностно - развивающих функций пагубно сказывается на его моральном состоянии, а также в связи с пониманием необходимости целенаправленного воспитания подрастающих поколений как важнейшего механизма приобщения к духовно-нравственным ценностям – основы менталитета нации [64, с.64]. В контексте нашего исследования необходимо вначале провести анализ и рассмотреть содержание основных понятий, входящих в дефиницию «духовно-нравственное воспитание», и определить круг задач. В настоящее время рассмотрение этих понятий характеризуются неопределенностью и противоречивостью. В толковании понятия «дух» в словаре В.И. Даля приводится многосторонняя интерпретация этого термина. В словаре содержится следующее определение: дух - это «бесплотный житель недоступного нам духовного мира», «высшая искра Божества», «благодать, вдохновение, наитие, откровение», а также «сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость». Понятие «духовность» выступает одним из ключевых в истории человеческой культуры и всеобщим по своему содержанию по отношению к высшим ценностным ориентирам [23]. В толковом словаре С.И. Ожегова приводится следующее определение понятия «духовность»: «это свойство души, которое состоит в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов, над материальными» [48]. Рассмотрение понятия духовность невозможно без изучения понятия «нравственность». Поскольку в самом определении духовности лежит глубокий смысл. Говоря другими словами, духовность - это тот императив, на который накладывается нравственность, то самое начало души, без которого нравственность потеряла бы всякий смысл. Из толкового словаря С.И.Ожегова известно, что «нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [48]. В Педагогическом словаре значение понятия «духовность» рассматривается в трех аспектах: 1) Духовность как высшая степень в развитии и саморегуляции осознанной личности, когда основополагающими векторами ее жизнедеятельности являются непреходящие человеческие ценности. 2) Духовность как ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов. 3) С христианской точки зрения, духовность как сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом» [67]. Это определение подтверждает сделанный в научной литературе вывод о существовании двух принципиально различных направлений в изучении феномена духовности, духовной культуры: религиозное и светское. Исходя из анализа приведенных трактовок духовности, можно сделать вывод что «духовность» – явление многогранное. Выступая как интегральное свойство личности, духовность объединяет в себе потребности и способности личности в процессе самосовершенствования, в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости. Значительный вклад в разработку категорий «дух», «духовное», «духовность» внесли отечественные русские философы в конце XIX – начала XX вв. Особое влияние на решение вопроса духовно-нравственного воспитания оказали положения отечественных русских религиозных философов. В их числе необходимо отметить в русле русской религиозной философской мысли взгляды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В.Зеньковского, B.C. Соловьева. Согласно точке зрения ученых-философов, человек рассматривается как духовное, творческое существо, созданное по образу и подобию Божию, обладающее возможностью творить мир и себя соответственно идеалам Истины, Добра, Красоты. Ученые полагали, что духовно наполненная личность – это личность, которая осознает совершенные ценности. Ученый – философ конца XIX – начала XX вв. Н.А. Бердяев полагал, что «духовность как конституирующее личность есть высшая качественная ценность, а не составная часть человеческой природы и сверхприродный элемент, она дана «человеку как образ к подобию божьему» [6]. Н.А. Бердяев трактует духовность следующим образом: «Духовность является это качеством личности, отражение его потребности состояться, самосовершенствоваться в жизни, особая способность человекомерно осмыслять материальный мир (материал для духовной работы – материальный мир, телесность человека); это личностная характеристика человека, свидетельствующая о мере личностной зрелости, ответственности, высокой включенности в жизнь. Духовность – это в то же время и критерий личностной зрелости человека, и фактор его целеустремленного саморазвития» [6]. «Духовность» как специфическое человеческое свойство, благодаря которому возможно объяснить связь конечного существования с бесконечным, Богом и истиной, представлено в учении Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой, связав нравственность с духовностью и свободой человека совершать свой выбор, определять собственную траекторию развития, выстраивать отношения с миром, по сути, обосновал творческий характер человеческого существования. Таким образом, выстраивалась триада: Духовность – Свобода – Творчество, где каждое качество взаимоопределяет друг друга. [64]. Современными представителями российской педагогической мысли духовность определяется как доминирующее качество нравственной зрелости ребенка. Т.И. Власова духовность определяет как «совокупность экзистенциональных ценностей, концентрирующую (удерживающую) конкретный смысл человеческой жизни» [14]. С ее точки зрения, это не только качество личности, но и способ человеческого существования. Духовность в таком рассмотрении не является следствием каких-то процессов в человеческой жизни, она представляет, по сути, причину всего того, что происходит с человеком. А.Г. Андреева рассматривает духовность как «совокупность нравственных качеств и этических ценностей, синтез высших гуманистических качеств личности, реализуемый в единстве материального и духовного» [4] В.Д. Ширшов рассматривает духовность как «состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах, действиях и поступках. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т.д. Она тесно связана с национальной идеей процветания и защиты Отечества, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в сфере образования» [72]. С точки зрения В.А. Беляевой, духовность – высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей бытия, творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей и самосозидания [5]. Таким образом, в педагогических исследованиях духовность определяется как приобщенность человека к духовной культуре человечества и духовным ценностям как ориентирам самореализации, определенный способ существования индивида, ориентации на решение смысложизненных проблем, способ самореализации. Проблема психологической сущности духовности решалась и решается в трудах Б.С. Братуся, Н.А. Коваль, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, В. Франкла, В.Д. Шадрикова и др. Многообразие современных подходов к этой проблеме можно проследить в работе В.А.Пономаренко, она определяет духовность субъекта как «результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре» [56]. Согласно мнению Н.А. Коваль, «духовность может быть рассмотрена как личностное образование, проявляющееся в таких феноменах, как духовное поле и духовное пространство индивида. Духовность предстает как результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям и духовной культуре; она выступает в виде ценностного стержня личности» [37]. В современной педагогике проведены исследования, касающиеся содержания духовного воспитания в работах Ш.А. Амонашвили, А.Г.Андреевой, Т.И. Власовой, В.В. Игнатовой, Н.М. Романенко, Е. Шестуна и многих других ученых. Теоретический анализ позволяет нам отметить многозначность категории «духовное воспитание». Эта категория рассматривается как процесс становления экзистенциональных ценностей, создание условий по овладению детьми системными представлениями конкретного смысла жизни в структуре абсолютных ценностей; как воспитание духовной культуры личности; как духовно-творческое становление личности, как содействие развитию духовной жизни личности и т.п. С позиции взаимодейстия с объектами субъекта воспитания «духовное воспитание» представлено у И.С. Марьенко: «Духовное воспитание – это совокупность последовательных взаимодействий объекта и субъекта воспитания, направленных на достижение должного уровня духовного развития личности в соответствии с идеалом общества и будущего» [42]. Ш.А. Амонашвили в качестве задач, выполняемых духовным воспитанием, называет следующие: «в душе и сердце ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…» [1]. В.В. Игнатова считает, что результатом духовного воспитания является духовно - творческое становление личности, которое она связывает с «развитием ее духовно-творческого потенциала, в основе которого лежат самосознание, творческая самореализация, самоактуализация, имеющие социальную детерминацию» [32]. В этой связи В.В. Игнатова предлагает организовать специальные занятия по формированию творческого мышления в младшем подростковом возрасте, обеспечивать успешное преодоление подростками маргинальной стадии социализации, обогащать рефлексивный опыт личности в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах, приобщать личность к психологической культуре в юношеском возрасте [32]. В кратком педагогическом словаре понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль». «Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [39]. В.И. Даль толковал мораль как нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Он считал: «нравственный - противоположный телесному, плотскому; духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного..., противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному-добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [23]. Необходимо добавить, что с течением времени понимание нравственности несколько видоизменилось. В словаре С.И Ожегова приводится следующее определение: «нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [48]. Основополагающее место вопрос духовности и нравственности занимает в наследии И.А. Ильина. Исследование духовности и нравственности, по его утверждению, является центральным в русской философии. При этом И.А. Ильиным выделено три критерия духовности человека: 1) умение жить внутренним опытом, а не просто телесно-чувственно- материальным; 2) умение отличать нравящееся, дающее наслаждение от того, что на самом деле хорошо, объективно, прекрасно, истинно; 3) различая эти два ряда ценностей, уметь предпочитать совершенное, служить ему, беречь его и в случае надобности умирать за него [33]. Изучение педагогического наследия также позволяет нам сделать выводы о том, что прогрессивные педагоги, выдающиеся представители науки и культуры прошлого в лице В. Г. Белинского, К.Д. Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского выдвинули немало положений, которые связаны с проблемой духовно - нравственного воспитания. Их практическое осмысление способствует выявлению исходных методологических ориентиров в исследовании проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях. В.Г. Белинским и А.Н. Герценом разработана новая система нравственного воспитания, которая основана на принципах гуманизма, народности, гармоничности. В основу воспитательной системы предложено заложить воспитание человечности. Таким образом, педагогами прошлого разработано большое количество идей, которые связаны с духовно-нравственным становлением подрастающей личности. Аргументированные положения этих идей являются важным этапом в создании современной теории духовно-нравственного воспитания личности. Мы выявили, что в современной научной литературе нет чёткого разделения определений «духовное воспитание» и «нравственное воспитание». Диссертационные исследования, в обозначении которых есть слова «духовное» или «нравственное», как правило, не раскрывают глубины и многозначности понятий. Традиционно в педагогической литературе духовное и нравственное воспитание рассматривались параллельно. Более широкое освещение в науке советского периода получила проблема нравственного воспитания. Духовное воспитание изучалось фрагментарно, внутри отдельных направлений, во взаимосвязи с эстетическим и нравственным воспитанием. Большинство ученых (Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А.Сухомлинский, М.И. Шилова, А.И. Шемшурина) сходятся во мнении в том, что нравственное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, который направлен на формирование нравственного сознания (ознакомление с нравственными идеалами, принципами, требованиями общества; превращение этих знаний в убеждения), устойчивых положительных нравственных чувств (совести, долга, чести, ответственности, стыда и т.п.) и нравственных качеств (честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, добросовестности и т.п.), формированием культуры поведения (нравственных умений и привычек). Исходя из содержания изученных категорий «духовность» и «нравственность», мы считаем целесообразным представить определение, объединяющее их в единое смысловое понятие «духовно-нравственное», потому что по отдельности они могут существовать как категории, но истинный смысл воспитание приобретает лишь тогда, когда абсолютные ценности становятся духовным содержанием личности и определяют ее нравственную устойчивость. Попытка целостно представить это понятие предпринята в исследованиях В.А. Беляевой, Т.П. Грибоедовой, В.Н. Димитриевой, Т.И.Петраковой, З.И. Саласкиной, Р.М. Салимовой, А.Д. Солдатенковой,и др., а также в опубликованных работах, отражающих позиции современных православных педагогов С.Ю. Дивногорцевой, А.А. Корзинкиной, И.В.Метлика, Л.В. Суровой, Е. Шестуна и др. В.Н. Димитриева считает, что «в современных условиях духовно-нравственное воспитание детей и молодежи имеет особо важное значение. В соответствии с гуманистическим личностно-ориентированным и субъектно- деятельностным подходами под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс педагогического обеспечения становления культуры личности»[27]. Ценностная составляющая духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России и связана с приобщением к национальным ценностям. А.Я. Данилюк отмечает: «духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Духовно - нравственное развитие и воспитание является сложным и многоплановым процессом. Содержание духовно - нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями» [24]. А.Д. Солдатенков определяет духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все компоненты личности, в т.ч. ценности религиозной культуры» [33]. Мы считаем, что достоинством приведенного определения является включение в содержание духовно-нравственного воспитания ценностей религиозной культуры, наличие в нем указания на главную цель духовно-нравственного воспитания, однако вызывает вопрос идентификация понятий «духовный мир» и «личность». В.Д. Ширшов в своих работах раскрывает взаимосвязь с идеями религиозной педагогики: «Духовно-нравственное воспитание предполагает организованную и целенаправленную деятельность учителей, преподавателей, родителей и священнослужителей, направленную на формирование высших нравственных ценностей у учащихся, а также качеств гражданина, патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание-это интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, способного соединить знания с верой» [72]. По мнению В.Д. Ширшова, духовно-нравственное воспитание будет успешным при соблюдении следующих условий: «учет религиозного и рационального факторов становления личности, необходимости их сочетания; создание программ, учебных пособий по духовно-нравственному воспитанию для образовательных учреждений; готовность учителей, преподавателей, воспитателей, психологов и священнослужителей к ведению воспитательной работы; вовлечение учащихся в активную высоконравственную, учебно-познавательную, общественно полезную и творческую деятельность» [72]. З.И. Саласкина под духовно-нравственным воспитанием понимает «педагогический процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоконравственного сознания и убеждения, чувства нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения» [65]. Его основной целью она считает переход личности на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования. В определении З.И. Саласкиной вызывает сомнение указание на формирование чувства нравственного и умственного превосходства, которое противоречит нравственным принципам. Кроме того, необходимо отметить, что определение З.И.Саласкиной недостаточно четко отражает специфику духовного воспитания. А.В. Глумной определяет духовно-нравственное воспитание как «процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли» [19]. Т.П. Грибоедова рассматривает духовно-нравственное воспитание как «деятельность педагога, направленную на становление нравственности через устремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной Сущности на основе осмысления собственных мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере» [22]. Т.И. Петракова видит в духовно-нравственном воспитании «процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Его показателями могут быть: сформированность духовно- нравственных ценностей, уровень развития самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов» [54]. Ученый выделяет такие особенности духовно-нравственного воспитания, как длительность, непрерывность, отсроченность результатов, концентрическое построение, динамичность, творческий характер. Среди факторов, обусловливающих духовно-нравственное становление личности школьника, кроме общепринятых, Т.И. Петракова называет духовные. Ее формулировка главной задачи духовно-нравственного воспитания своеобразна, включает понятие сердца как органа души человека: «научить сердце любить, дать ему силу и направление, соответствующее главной цели бытия человека. Сердце, зажженное огнем Божественной любви, будет воздействовать на все душевные и физические силы ребенка и устремит их на истинно доброе и прекрасное» [54]. Процесс воздействия педагога на личность школьника она называет эмоционально-сердечным. Сопоставляя результаты научных исследований светских педагогов и выводы христианских педагогов, Т.И. Петракова формулирует ряд положений относительно «воспитания сердца», которые свидетельствуют о том, что позиция автора в определении сущности духовно-нравственного воспитания включает признание необходимости обязательного обращения к Богу [54]. В современных концепциях духовно-нравственного воспитания существует множество, на наш взгляд, взаимодополняющих позиций в отношении его результатов. Так, Д.А. Левчук и О.М. Потаповская видят их в духовно-нравственном становлении человека, формировании у него: «нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли» [15, с. 9–10]. С.Ю. Дивногорцева анализируя сущность духовно-нравственного воспитания, приходит к выводу, что здесь нецелесообразно употреблять понятие «формирование», которое обозначает законченный процесс, целесообразнее употреблять понятия «воспитание, развитие, становление». Проведенное нами исследование показало, что среди педагогов не существует единой позиции в понимании содержания духовно-нравственного воспитания. Большинство ученых определяет духовно-нравственное воспитание как развитие у подрастающего поколения системы ценностей, которыми личность руководствуется, несмотря на меняющиеся жизненные обстоятельства. При этом называются общечеловеческие, этнические и религиозные ценности. Вторая группа определений связана с акцентированием внимания к процессам самовоспитания, саморазвития личности, а именно «воспитание стремления к духовному совершенствованию», «воспитание активного саморазвивающегося человека, способного сделать самостоятельный нравственный выбор», «развитие у человека умения обрести гармонию с миром и с самим собой» и др. Третья группа определений отражает целевые установки духовно-нравственного воспитания на становление определенных качеств личности: гуманности, доброты, честности, порядочности, дисциплинированности, уважения к старшему поколению, патриотизма, толерантности, эмпатии и др. Таким образом, исходя из анализа теоретических источников можно сделать вывод, что проблема духовно-нравственного воспитания нашла свое отражение в работах известных отечественных ученых. В научной литературе проведены исследования по следующим направлениям: - определение самостоятельного содержания духовности прослеживается в работах Н.А. Бердяева, Б.С. Братуся, Л.П. Буевой, Т.И.Власовой, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.А. Коваля, А.Б. Невелева, И.В. Силуяновой, В.И. Слободчикова, В.С. Соловьева, В. Франкла, В.А.Черкасова, В.Д. Шадрикова, В.Д. Ширшова и др.; - определение взаимосвязанного содержания духовного и нравственного воспитания, представленного в исследованиях Ш.А.Амонашвили, О.С. Богданова, Т.И. Власовой, В.В. Игнатовой, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, С.Е. Матушкина, В.А. Сухомлинского, А.И.Шемшуриной, Н.П. Шитякова, Н.Е. Щурковой и др.; - изучение духовно-нравственного воспитания школьников как ведущего направления воспитательной работы в исследованиях В.А.Беляева, А.С. Метелягина, Т.И. Петраковой, З.И. Саласкиной, А.Д. Солдатенкова, Н.П. Шитякова и др.. Под «духовно-нравственным воспитанием» мы, вслед за И.В.Метликом понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, становлению у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, гражданственности, патриотизма), нравственных качеств(честность, справедливость, щедрость, доброта, смелость), обоснованных эмоционально ценностным отношением к нравственным нормам; нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности). 1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время одной из главных задач нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка – дошкольника должно происходить посредством его приобщения к традиционным ценностям культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Процесс духовно-нравственного воспитания ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности. В дошкольном возрасте моральные качества, определяющие духовно- нравственное воспитание, должны быть сформированы хотя бы на элементарном уровне. Если это условие не выполнено, дальнейшие возможности развития нравственных качеств, становятся очень проблематичными. Связано это с тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом по отношению к духовно-нравственному воспитанию. Е.О.Смирнова по этому поводу отмечает: «Именно в дошкольном возрасте у ребенка складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношения к другим людям» [67, с.35]. Образованию на всех уровнях взросления личности отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внутренних и внешних вызовов в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему нашей страны. Перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой трансформации и в сфере морально - нравственных ценностей, и норм поведения в обществе, способствовали актуализации вопроса духовно-нравственного воспитания, в том числе дошкольного воспитания как первой ступени общей системы образования. Поэтому от того, какие ценности станут актуальными в дошкольном образовании в настоящее время, зависит будущее и перспективы развития общества в целом. Период дошкольного детства считается учеными самым важным и самобытным в жизни человека. В это время происходит формирование основ базовой культуры личности, освоение системы нравственных эталонов и особой восприимчивости к воспитательным воздействиям. Таким образом, основополагающим средством развития связующих качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста выступает целенаправленная систематическая деятельность дошкольного образовательного учреждения по организации духовно- нравственного воспитания, которое основывается на теоретических подходах, разработанных в трудах классиков педагогики и современных ученых. В то же время недостатки развития и духовно-нравственного воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Исследования А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, Р.Б.Стеркиной подтверждают важность дошкольного детства для духовно-нравственного воспитания. К старшему дошкольному возрасту в социальной ситуации развития ребенка изменению подлежат социальные роли детей. Наблюдается значительно расширение их духовно-нравственных отношений с окружающим миром и другими людьми. Происходит активное приобщение детей к социальной жизни, устанавление со сверстниками и взрослыми людьми определенных связей и взаимоотношений, дети постигают смысл их деятельности и поступков. Также в этом возрасте ребенок интенсивно усваивает этические правила, нормы и принципы. Трансформация социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания определенной совокупности духовно- нравственных качеств его личности, которые позволят ему приспособиться к новым социальным условиям и послужат основой для дальнейшего духовно-нравственного воспитания. Впервые положения духовно-нравственного воспитания ребенка в период дошкольного детства были разработаны основателем научной дошкольной педагогики Я.А. Коменским в работе «Материнская школа». Я.А. Коменский подчеркивает, что «первостепенная забота родителей в такой школе – воспитание духа как главной части человеческого существа [39, с. 12]. Воспитательные приоритеты материнской школы определяют иерархию задач, решение которых продолжается на последующих ступенях образования, когда к наставлению в вере, благочестии и добрых нравах присоединяется обучение языкам, наукам и искусствам. В книге представлена программа воспитания благочестия и добродетелей ребенка дошкольного возраста, а также комплекс методических советов по осуществлению этой программы» [39, с. 12]. Преемниками Я.А.Коменского в развитии традиционной теории и методики духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются И.Г. Песталоцци и Ф. Фребель. В труде И.Г. Песталоцци «Лебединая песня» (1826 г.) описаны закономерности становления духовной жизни ребенка. Главное средство нравственного и духовного воспитания ребенка, согласно мнению И.Г.Песталоцци, - это сила и преданность материнской любви, которая призвана «постепенно распространить дух любви и доверия на весь круг семейной жизни», а затем возвысить дитя к «чистым чувствам истинной христианской веры и истинной христианской любви, … с самой колыбели строя на человеческой основе нравственную и религиозную жизнь ребенка». Средства духовно - нравственного воспитания можно объединить в несколько групп: 1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и др. Эта группа важна, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Художественные средства наиболее эффективно помогают развитию у детей моральных представлений и чувств. 2. Природа является значимым средством воспитания чувств и поведения: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их. 3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Она необходима при воспитании практики нравственного поведения. 4. Особое место занимает общение, которое выполняет задачи корректировки (уточнения) представлений о морали и воспитании чувств и отношений. 5. Средством духовно- нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера доброжелательная, с любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка – это средство воспитания чувств, представлений, поведения. В системе педагогических средств духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста особое место занимают сказки, специально разработанные с целью обучения и развития у детей морально- нравственной компетентности. Наиболее значимый вклад в разработку теории духовно-нравственного воспитания дошкольного возраста с позиции религиозной педагогики внесен В.В. Зеньковским, И.А. Ильиным, С.С. Куломзиной. Основой преемственности классических и современных исследований является трактовка духовно-нравственного воспитания как развития ценностно-смысловой сферы личности человека. Так В.В. Зеньковский, отмечает: «Духовная жизнь в нас ищет во всем смысла – вечного, глубокого, достойного, она не отвергает внешней жизни, ее законов, она хочет только во всем видеть смысл, хочет связать внешнюю жизнь с Вечным Бесконечным» [20, с. 24]. Основным в духовной жизни В.В. Зеньковский называл «закон свободы внутреннего выбора служения добру – раскрытие духовных сил и формирование духовных потребностей человека при условии личностного самоопределения в системе высших, надобыденных ценностей» [20,с. 29]. По мнению В.В. Зеньковского, педагогическая задача старшего поколения – «помощь младшему в том, в чем оно беспомощно», в «овладении свободой» [20, с. 27]. В русле аксиологического подхода в отечественной теории и практике духовно-нравственного воспитания дошкольников рассматривается в исследованиях Л.В. Безруковой, О.С. Бороздиной, Л.М. Гафаровой, Н.В.Космачевой, С.И. Утакаевой, Е.В. Христенко, Г.Б. Черевач, Н.А.Шепиловой, где аксиологический подход выступает как методологическая основа и механизм развития ценностного отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру. По мнению Д.И. Фельдштейна, аксиология определяется в последние годы как основа разработки ценностно- смысловой концепции современного дошкольного детства и обусловливает переосмысление теории и практики дошкольного образования в России. Значимость асиологических тенденций в развитии образования, начиная с дошкольной ступени, определяется тем, что принципы аксиологического подхода дают возможность поиска оптимального соотношения традиционных педагогических ценностей и инноваций и выступают основанием для разработки механизмов ценностного обогащения социокультурного воспитательного пространства образовательного учреждения. Аксиологический подход ориентирует на разработку и реализацию преемственных программ развития ценностно- смысловой сферы ребенка с раннего ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: