- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся в пришкольном интернате
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013204 |
Тема: | Педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся в пришкольном интернате |
Содержание
Введение Актуальность исследования. Проблемы духовно-нравственного воспитания, т. е. перевода духовных и моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности, осознанное и неуклонное их соблюдение – одна из важнейших проблем современного воспитания. Она является центральной в нашем обществе: в дошкольной организации, в семье, в школе, в специальных учебных заведениях, на улице, отношения к культурным ценностям и т. д. Общество на горьком опыте убедилось, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. В XXI веке в России понятие духовно-нравственного воспитания учащегося неоднократно меняло своё содержание и значение в связи с переменами во всех сферах жизнедеятельности общества. В настоящее время Россия встретилась с недружественными вызовами. В этом плане духовно-нравственной опасностью является изоляция нашей страны от других народов в виде запретов и санкций которая отвергает опыт, достижения в нашей культуре, являющейся основой духовно-нравственных ценностей для большинства населения страны, и культуры других национальностей; навязывание в качестве главенствующей идеологии чуждые для России социальные, религиозные и духовно-нравственные стандарты. В этом контексте можно перечислить основные причины снижения уровня духовно-нравственной воспитанности личности (молодых граждан нашей страны): - кризис межпоколенческих отношений; - массовизация культуры и ее вестернизация; - незащищенность практически во всех сферах жизнедеятельности большинства молодых граждан; - социально-демографический кризис; - рост социального неравенства и явная, глубокая поляризация социальных слоев российского населения. Значимость духовно-нравственного воспитания детей отражена в следующих документах: в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.12.2012), последняя редакция от 07.03.2018 г.; в Указе Президента Российской Федерации о стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы от 09 мая 2017 года, №203; в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где говорится о развитии у детей высокого уровня духовности, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; содействии развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; расширении сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами, в исследовательских работах многих авторов (С.Ю. Дивногорцева, Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, Т.И. Петракова, Т.В. Склярова, Д.И. Фельдштейн, Л.Л. Шевченко, Е.В. Шестун, О.Л. Янушкявичене и др.). Необходимость активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. В данном документе изложены главные тезисы школьного воспитательного процесса и отмечена необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Общие вопросы духовно-нравственного воспитания личности в философском контексте отражены в трудах Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях зарубежных (Р. Бернс) и отечественных педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания (А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, А.И. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы представлены в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, и др. В современной педагогике вопросы духовно-нравственного воспитания отражены в работах С.Ю. Дивногорцевой, С.И. Маслова, А.И. Осипова, Т.В. Скляровой, И.А. Соловцовой, Георгия Шестуна, О.Л. Янушкявечене. Духовно-нравственное воспитание осуществляется на разных уровнях образования и во всех его видах, вопросы воспитания в пришкольных интернатах уделяется внимание в работах В.А. Караковского, Н.И. Поповой, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой. Вместе с тем, анализ научно-теоретических исследований свидетельствует о недостаточной изученности проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях пришкольного интерната в сельской местности. На сегодняшний день остро наблюдаются противоречия между: - возрастанием социальной значимости духовно-нравственного воспитания и недостаточным решением данной проблемы в реальной действительности; - имеющимся массивом общих научных работ в области духовно-нравственного воспитания и недостаточным раскрытием особенностей духовно-нравственного воспитания в условиях пришкольного интерната; - готовностью педагогических работников к осуществлению духовно-нравственного воспитания в условиях пришкольного интерната и отсутствием необходимых практических рекомендаций в этой области. Противоречия между возрастанием значимости воспитания и недостаточной научной и практической разработанностью вопросов духовно-нравственного воспитания в пришкольном интернате определили выбор проблемы: каковы педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся в пришкольном интернате. Актуальность рассматриваемой проблемы дали основание для определения темы исследования «Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях пришкольного интерната». Объект исследования - воспитание учащихся в условиях пришкольного интерната. Предмет исследования - педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся пришкольного интерната. Ограничение: духовно-нравственное воспитание учащихся в пришкольном интернате рассматривается в контексте сельской национальной школы. Цель исследования – изучить, теоретически обосновать, разработать и реализовать педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся в пришкольном интернате. Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся в пришкольном интернате будет успешным при реализации следующих педагогических условий, если: - учитываются особенности национального воспитания в школе; - организовано сотрудничество между субъектами воспитания (воспитателями, учащимися и их родителями (законными представителями); - в основу духовно-нравственного воспитания положен событийный подход. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи: 1. Выявить теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности. 2. Охарактеризовать особенности процесса духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях пришкольного интерната сельской школы. 3. Разработать и апробировать педагогические условия организации духовно-нравственного воспитания учащихся в пришкольном интернате. 4. Осуществить опытно-поисковую работу по реализации педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся пришкольного интерната и подвести итоги опытно-поисковой работы. Методологической основой стали: - системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л. фон Берталанфи, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин), позволяющий обеспечить педагогические условия для духовно-нравственного воспитания учащихся; - культурологический подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, А.В. Рогова), рассматривающий в качестве главной цели образования не только человека образованного, но и человека духовно-нравственного. Теоретической базой исследования явились: - идеи теории культуры (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Ю.М. Лотман, П.А. Сорокин и др.), идеи о субъектной позиции в процессе становления личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); - идеи о роли национальной культуры как основном факторе духовно-нравственного воспитания (Н.Х. Вессель, В.И. Водовозов, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский и др.); - идеи этнопедагогики (Г.Н. Волков, А.В. Мордовская, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин и др.); - идеи технологического подхода к образованию (В.В. Гузеев, Д.В. Григорьев, М.В. Кларин, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, К.Г. Селевко и др.); - идеи духовно-нравственного воспитания (Т.И. Петракова, Т.Г. Русакова, И.А. Соловцова и др.); - концепции внеучебной деятельности, воспитательных технологий (О.С. Газман, Д.С. Григорьев, П.В. Степанов, Н.Е. Щуркова и др.); - работы в области временных детских коллективов (JI.A. Белокаменская, Г.Н.Волков, О.С. Газман, М.Б. Коваль, Э.Г. Костяшкин, М.П.Щетинин, М.Б. Щербинина и др.). - работы в области духовно-нравственного воспитания в условиях сельской школы (Ф.С. Авдеев, Л.В. Байбородова, Н.Д. Неустроев, Г.А. Федотова, Р.М. Шейразина и др.). Для решения поставленных задач была использована совокупность методов исследования: 1. Теоретические – поиск, изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по теме исследования; изучение нормативно-правовой и локальной документации образовательной организации. 2. Эмпирические – педагогическое наблюдение, беседа, устный опрос, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, математическая обработка данных результатов – обработка полученных данных в программе SPSS, версия 19.0., обобщение опыта работы. База исследования опытно-поисковой работы: пришкольный интернат при МБОУ «Урдо-Агинская средняя школа им. Г.Ж. Цыбикова. Выборку опытно-поисковой работы составили 18 воспитанников с 1 по 8 классы, их родители (законные представители) - 31 человек и 2 воспитателя. Опытно-поисковая работа проводилась с 2016 по 2018 годы и включала в себя три этапа. Первый этап – поисково-аналитический (2016 г.), связанный с изучением и анализом законодательных актов и нормативно-правовых документов, источников литературы; теоретическим обоснованием научного аппарата, анализом педагогического опыта по исследуемому вопросу; проведением констатирующего этапа опытно-поисковой работы. Второй этап – формирующий этап опытно-поисковой работы (2016-2018 гг.): осуществлялась опытно-поисковая работа; апробировались педагогические условия исследования. Третий этап - обобщающий (2018 г.): анализ, обработка, систематизация и интерпретация полученных результатов, оформление результатов исследования. Научная новизна исследования заключена в том, что в рамках представлений современной педагогики уточнено содержание таких понятий, как «духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях пришкольного интерната», выделены педагогические условия духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях пришкольного интерната, обоснованы следующие педагогические условия: учитываются особенности национального воспитания в школе; организовано сотрудничество между субъектами воспитания (воспитателями, учащимися и их родителями (законными представителями); в основу духовно-нравственного воспитания положен событийный подход. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и апробированы педагогические условия духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях пришкольного интерната, подобраны методики изучения уровня духовно-нравственного воспитания, которые могут быть использованы в практике воспитания. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены тем, что: обоснована методология и использован комплекс методов исследования; поставлены адекватные цели исследования, задачи, объект и предмет исследования; возможностью воспроизведения педагогических условий в образовательных организациях. Апробация и внедрение результатов исследования проводилось путем обсуждения их на занятиях группы. Материалы исследования были освещены на IV Забайкальских педагогических чтенияx, научно-практической конференции «Управление системой образования в Забайкальском крае: история и современность», 28 марта 2017 года в ходе участия в секции «Управление процессом социализации и воспитания»; V Забайкальских краевых педагогических чтениях, посвящённым 80-летию высшего педагогического образования в Забайкальском крае (региональная научно-практическая конференция) «Создание отечественной новой школы в XX – начале XXI вв.: сохранение традиций и стратегии обновления (к 100-летию публикации Положения и Декларации «О единой трудовой школе»), XLV научно-практической конференции молодых исследователей Забайкальского государственного университета «Молодежная научная весна-2018» (секция: Образование сегодня: теория и практика). На защиту выносятся следующие положения: 1. Духовно-нравственное воспитание учащихся - часть общепедагогического процесса, включающая ряд базовых принципов: гуманизма; единство обучения, воспитания и развития; субъектного становления личности; поликультурности. Для обоснования методологической основы развития духовно-нравственного воспитания школьников все эти принципы являются необходимыми; они взаимосвязаны и реализуются совместно на комплексной и интегративной основе. 2. Духовно-нравственное воспитание учащихся пришкольного интерната сельской школы имеет свою специфику, определяемую рядом факторов: национальным составом учащихся; значительным по времени нахождением детей в условиях интерната; особенностями современного сельского социума. Специфика воспитательного процесса обусловливает целесообразность разработки на основе принципов народности и поликультурности содержания и технологий духовно-нравственного воспитания учащихся сельской щколы-интерната. 3. Педагогическими условиями духовно-нравственного воспитания в пришкольном интернате сельской общеобразовательной школы могут быть, если: - учитываются особенности национального воспитания в школе; - организовано сотрудничество между субъектами воспитания (воспитателями, учащимися и их родителями (законными представителями); - в основу духовно-нравственного воспитания положен событийный подход. 4. Комплекс педагогических условий и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию готовит учащихся к активной деятельности, соединяющей воедино знания, жизненный опыт, формирует у них убеждения, что только гармоничные и устойчиво развивающиеся межличностные и общественные отношения, следование национальным традициям и ценностям могут обеспечить реализацию индивидуальных интересов, будут способствовать личностному духовно-нравственному росту. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания в условиях пришкольного интерната. 1.1. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания личности. Чтобы дать определить, что такое «духовно-нравственное воспитание», необходимо рассмотреть следующие понятия: «духовность», «нравственность» и «воспитание». Имеются разнообразные зрения. Одна из состоит в том, что в соединении определений «религиозность» и «мораль» проявляется желание совместить церковное и светское представление духовности (религиозность – представление церковное, мораль светское). А. Е. Лихачев считает, что «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный». В соответствии со 2-ой точкой зрения, мораль приобретает продвижение в ежедневную жизнедеятельность, а религиозность – в жизнедеятельность в её высочайшем свойстве – бытии личности. Представление «религиозность» в настоящее является более используемым равно как в философии, социологии, аксиологии, таким образом и в педагогике и психологии. Изъясняясь о духовности, как правило разграничивают значение: в тот или иной уровень личность приобщен к внутренним либо вещественным ценностям. Категория «духовность» принадлежит к ряду подобных определений, содержание коего никак не обладает конкретного объяснения. Нередко это представление подменяется подобными синонимами, равно как «атмосфера», «дух», «сознание», «уровень культуры» и т.д. Дух (spirit лат., anemos греч.) – в переводе означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (равно как обладатель жизни). Если в религиоведении под духовным бытием чаще всего предполагают равно как вывод человека за пределы собственной действительной жизни, то светская – включает целую сферу религиозно-практической жизнедеятельности личности: отбор и приобретение значения существования, собственного призвания; внутреннее совершенствование и взаимообогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, внутреннего общения между людьми; религиозно-практическую работу, нацеленную в услужение и поддержку окружающим. В общефилософской литературе сущность духовности предполагается равно как то, что выделяет человек, то, что свойственно только лишь ему», равно как «людское в народе». Духовность демонстрирует переживаемую и осознаваемую сопричастность к человеческому единству, ознакомление к родовой сущности человека. В классическом общефилософском представлении духовность заключается из 3-х начал – познавательное, высоконравственное, эстетическое, где сердцевиной духовности представляет мораль. Духовность в психологической науке трактуется как высшая подструктура человека, которая управляет его поведением, деятельностью и взаимоотношением с обществом, где ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения являются значимыми психологическими характеристиками. В философско-психологической литературе духовное начало человека соотносят с общественным и творческим характером его жизнедеятельности, с приобщением человека в мир культуры. В статье о духовности в Словаре по этике 1989 года подчёркивалось, что качеством, свойственным только человеку, определяющее мотивацию и смысл поведения личности, позицией целостности сознания является духовность. Она отличается бескорыстностью, эмоциональностью, свободой. Духовность как результативное выражение человеческого духа несводима ни к «психическому» - высокому уровню качества высокоорганизованных, наделённых разумом биологических систем, ни к «интеллектуальному» - познавательному двигателю психики. В.В. Зеньковский заявляет, что внутреннюю жизнедеятельность любому человеку следует раскрыть в себе, либо целую жизнь возможно прожить, никак не обнаруживая своего внутреннего мира собственной личности, только «ощущая страх перед самим собой, перед своей глубиной». По мнению Р.Л. Лившица, духовность - это такая жизненная позиция личности в мире, в которой создается ее внутренняя независимость и созидательное основание. Доступность личности обществу – такова суть духовности. Духовность – это конкретная смысложизненная точка зрения личности в обществе, в которой человек раскрывает себя обществу, а также другому человеку равно как единому носителю родовой человеческой сущности. В устремлении к общественно-положительным гуманистическим ценностям, где проходит формирование родовой сущности человека заключается значение духовности. Таким образом, как определенную надындивидуальную реальность, в которой обитает каждый верующий человек, определяет С.Л. Франк духовность. «Духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов», таким образом свою точку зрения излагает В.В. Знаков. А.И. Подберёзкин дает определение духовности, как доминирование высших духовных моральных интересов над материальными, вещественными, связанные с высокими гражданскими этическими, эстетическими целями. Автор многих работ по проблеме онтологической истинности и аксиологии духовности, А.Я. Канапацкий делает акцент на то, что духовность определяется стремлением стать нравственным идеалом и неспособностью успехов и достижений в данном направлении в силу того, что это стремление по своей сути может протекать в течение всей жизни личности. Конкретный вклад в исследование и формирование этой проблемы внес В.А. Черкасов, который под духовностью подразумевает необходимость и умение личности к созидательной работе в различных областях культуры (вещественной, внутренней, соционормативной): «быть для других»; необходимость в независимости, необходимость в самореализации, умение к самообразованию и саморазвитию. И.В. Силуянова рассматривает духовность как способ жизнедеятельности человека и осознанно управлять собой и своим поведением. Н.Г. Дмитриева полагает, что духовность личности связана с системой ценностей и выступает как стержень, вокруг которого формируется индивидуальная человеческая сущность. Другими словами, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, всё то, что любим или отвергаем, - т.е. наш духовный мир. Духовность личности обусловливается ею равно как «индивидуализированная всесторонность устремлений, нужд, исторически сформировавшихся конфигураций деятельности и общепризнанных мер общения этого общества (группы, этноса, сообщества), что показана в личности и посредством личности безупречно». Н.П. Шитякова считает, что духовные ценности в том случае становятся обязательной составляющей внутреннего мира личности, при условии, если в данный процесс включаются способности личности к самосовершенствованию, то что допустимо, в случае если установлена нацеленность внутреннего формирования []. Таким образом, Н.П. Шитякова отмечает, «недостаточно рассматривать духовность только как процесс саморазвития, самореализации, самоопределения личности, так как такие определения не показывают вектор духовного развития, его направленность». В трудах отечественных психологов Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Н.А. Коваля, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, В.Д. Шадрикова формируются основы духовной или нравственной психологии как особого подхода к рациональному познанию становления субъективности человеческого духа в контексте его индивидуальности. Следовательно, рассматривая перечисленные направления в изучениях определения «духовность», можно сделать вывод о трудности и многоплановости данного феномена. Несколько ученых совершают попытку определить единое и отличие в светском и церковном представлении духовности. Таким образом, Т.И. Петракова определяет следующие положения, связывающие воззрению урока и веры: «Обращение личности к духовным ценностям равно как к основным ориентирам его внутреннего существования; принятие у него смысла существования равно как стандартного внутреннего состояния; акцентирование необходимости переживания равно как признака проявления внутреннего мира; принятие необходимых моральных ценностей личностью высоких нравственных ценностей равно как побудителей своего внутреннего развития и саморазвития». В понимании духовности она называет наличие духовного идеала в религии (Бог) и отсутствие такового в светских науках (или наличие лишь на уровне собирательного образа). А.В. Усова, H.A. Усова и др. объединяют отличия в трактовке понятия «духовность» с конкретным миропониманием: мифологическим, религиозным либо общефилософским. При этом они справедливо отмечают, что современную концепцию и практику не могут удовлетворить утверждения о духовном, интерпретация которых никак не зависит от сущности проблемы, а от приверженности того или иного ученого к этому либо другому способу изучения, к этой либо другой мировоззренческой, идейной общественно-политической ориентации. В результате образовывается ситуация, в которой каждый образованный человек допускает наличие духовности личности, но в чем заключается её суть, как она выражается, как её совершенствовать, развивать, и правомерна ли постановка проблемы в этом ракурсе, на данные проблемы современная наука о человеке пока не предоставляет четких решений. Термин «нравственность» берет начало от слова нравы. Нравы – это те эталоны и нормы, которых придерживается социум в собственном действии, в собственных ежедневных действиях. Существуют различные трактовки определения нравственности. О нравственном человеке еще в Древней Греции в работах Аристотеля говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Наиболее полное определение дается в словаре С.И. Ожегова, где нравственность отождествляется с внутренними, духовными качествами, этическими нормами, правилами поведения, которые определяют поведение человека. Л.А. Григорович сформулировал таким образом: «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». В большей части научных работ о нравственности отождествляют ее с моралью, нравственность рассматривается как русский вариант латинского термина «мораль». «Мораль» (латинское «mores» – нравы) в словаре по философии рассматривается как нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (аргументы действий, итоги работы), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, окружением). В Большом энциклопедическом словаре указывается: «мораль - это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически приходящие нормы, принципы, идеалы». Но современные учёные разделяют понятия «мораль» и «нравственность». По мнению В.В. Знакова, для многих исследователей, является очевидным, что следует отличать нравственность как конфигурацию социального сознание (концепцию общепризнанных мер, условий к к правилам поведения в межличностных взаимоотношениях, предъявляемых личности окружением) и мораль как характеристику эмоциональной структуры личности (отклоняющей либо принимающей данные условия, осознающей их значимость и ощущающей внутреннюю необходимость в выполнении нравственных общепризнанных мер, следовании им) [24,35]. Н.П. Шитякова делает внимание на том, что мораль имеет отношение к сфере должного и идеального, служит рядом требований к поведению человека. Нравственность же связана со сферой реального и отражает суть поступков в реальном опыте жизни семьи, народа, государства». Под моралью Ф.Т. Хаматнуров, А.И. Шемшурина и др. понимают своеобразное социальное явление, характеризуемое совокупностью объективных критерий существования сообщества; модель социального сознания, комплекс общепринятых мер и правил, которых общество придерживается в собственных действиях. Мораль трактуется как более ограниченное представление, как сфера индивидуально-личной моральности, область нравственной независимости личности. Т.И. Петракова указывает, что между терминами «духовность» и «нравственность» есть не только смысловая, но и онтологическая взаимосвязь: «Общепринятые нормы и принципы нравственности берут свое идейное подтверждение и выражение в идеалах добра и зла, которые являются категориями духовности. Если духовность отождествляет высшие, «вертикальные» стремления личности, то нравственность - это область «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом… Традиционная формула «дух творит себе формы» - и есть представление рационального соответсвия между духовным состоянием человека и его деятельностью. «Духовность приносит смысл в нормы морали, а нравственность считается одной из ступеней восхождения человека к духовности»: утверждает Н.П. Шитякова. Итак, проанализировав научную литературу по данной проблеме, мы сформулировали следующие выводы. Духовность – высшее духовное состояние, характеризующее гуманные чувства и эмоции, побуждающие человека к моральным поступкам. Нравственность – способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор, подчинять ему собственные действия и поведение, осознавая ответственность перед людьми. Таким образом, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, по мнению Т.И. Петраковой, представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) целенаправленного создания педагогических условий для становления духовно-нравственной сферы личности, так как прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремится педагог: на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Деятельность в любом своем проявлении становиться продуктивной и развивающей, если она реализуется обдуманно, осознанно, с предвидением конечного итога. Не является исключением и воспитание. Издавна термин «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно. Философы и ученые на протяжении многих сотен лет (до XIX в.) высказывали мнение, что воспитание должно быть направлено на формирование привычек, навыков по добыванию, производству продуктов питания, изготовлению одежды, жилища, орудий производства, уходу за детьми. К.Д. Ушинский акцентировал интерес в высоконравственные основные принципы обучения, устанавливая их как «внутреннее кормление» ученика и подъем на новый уровень взаимоотношений с обществом и лично собою. Л.Н. Толстой, немало внесший вклад в формирование отечественной педагогики, в определенный период своей деятельности, характеризовал воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем». В советский период определяло целью коммунистического воспитания всестороннее гармоничное развитие личности в процессе трансляции старшими поколениями общественно-исторического опыта младшим поколениям путем подготовки их к жизни и труду с целью последующего формирования общества. «Воспитание - это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность педагогов и учащихся, их взаимоотношения в ходе этой деятельности, содействующая развитию и формированию личности и коллективов», такое определение дает в своей работе Н.И. Болдырев «Методика воспитательной работы в школе». Известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в труде «Разговор с молодым директором школы» представляет собственную позицию таким образом: воспитание - это многосторонний процесс непрерывного духовного обогащения и обновления. Воспитание - это искусство совершенствования человеческой души, заявлял великий философ Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы». Воспитание в 90-е гг. ХХ в. понималось как педагогическое управление процессом развития личности. В педагогическом энциклопедическом словаре воспитание обуславливается как сравнительно осознанное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В ходе формирования общества и педагогической мысли определились два уровня понимания воспитания: как влияние общества на личность, в котором подразумевается воспитание в широком смысле, как специально организованная деятельность субъектов воспитания, нацеленная на осуществление целей воспитания в условиях педагогического процесса выступает воспитание в узком смысле. В современной концепции воспитания к определению понятия «воспитание» существует два подхода: объектный и субъектный. В объектном подходе обучающийся является объектом педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития ребенка будет внешнее влияние. Основным смыслом воспитания в целенаправленном управлении развитием личности видят многие ученные (М. Монтессори, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова), в целенаправленном воздействии на сознание и поведение ребенка (Ю.К. Бабанский). В свою очередь, в субъектном подходе ребенок выступает как субъект воспитания. «Воспитание - это непрерывное становление целостности» (Г.С. Батищев). «Воспитание - это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я.А. Коменский). Воспитание - это «путь овладения на Земле этикой существования» (Н.К. Рерих). «Воспитание - деятельность по развитию духовного мира личности, направления на оказание ей педагогической поддержки в саморазвитии своего нравственного образа» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич). Ученые последнего направления предполагают признание ребенка главной, высшей ценностью в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Таким образом, в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни. Под воспитанием понимается конкретно-историческое явление, тесным связанное с экономическим, культурным, социальным, политическим развитием и состоянием общества. Таким образом, воспитание рассматривается как социальное явление, исторически сложившаяся коллективная деятельность людей по использованию таких ресурсов как духовные, материальные, финансовые, человече....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: