- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность и содержание понятия «социально-педагогическая
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006202 |
Тема: | Сущность и содержание понятия «социально-педагогическая |
Содержание
Введение Актуальность исследования. Воспитание детей – старейшее из человеческих занятий. В древности его сравнивали с искусством. И если обратиться к историческим источникам, то найдется немало доказательств тому, что семья в воспитании подрастающего поколения была первична. Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет. В этот период основными направлениями в воспитании детей становится подготовка к будущей школе и формирование определенных личностных качеств, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста играет важную роль, ведь малыша нужно обучить навыкам общения, подготовить умственно и психологически к будущей жизни, привить любовь и уважение к труду, научить самостоятельно мыслить, размышлять, обеспечить всестороннее развитие. Роль семьи в формирования личности дошкольника определена в п.1 ст. 44. ФЗ «Об образовании», а именно, «родители ….обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В федеральном государственном стандарте дошкольного образования говорится, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Актуальность исследуемой проблемы социально-педагогической деятельности дошкольной образовательной организации с семьей состоит в том, что детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается социализации их детей, в котором родители начинают педагогическое просвещение и получают социально-педагогическую помощь в трудных жизненных ситуациях. В современном социуме взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в дошкольном образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек-родитель отдает большую часть времени карьерному росту и другими профессиональными проблемами, при том, что большинство родителей понимают важность успешного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в интересах своих детей. Решить эту проблему только силами педагогов –воспитателей дошкольных образовательных организаций невозможно. Необходимо вовлечь в этот процесс самых близких для ребенка людей – членов его семьи. Именно поэтому улучшения улучшение образовательных результатов дошкольника при сохранности его психологического здоровья можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности деятельности педагога дошкольной образовательной организации. Степень изученности проблемы. Проблемой взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи занимались такие О.Л.Зверева[26], Л.В. Попова[38] и др. В работах Е.Е.Алексеевой, Е.А.Лапшиной , Н.Н.Николаевой и других авторов исследованы роль и значение детско-родительских отношений для социального здоровья дошкольников[11;32;35]. Казанцевой И.В. предложена аксиологическая модель взаимодействия семьи и ДОО в период предшкольной подготовки ребенка[7]. В работах И.В.Кощиенко[31],Т.В.Поколиной[37],Ю.Ю. Рублевой [39], А.С.Степановой [44] приведены практические аспекты организации социально-педагогической работы с семьей в ДОО. Предлагаемые педагогической наукой формы и методы взаимодействия с родителями дошкольников недостаточно отражают современные подходы к этой деятельности. Отсутствие конкретных критериев эффективности социально-педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи говорит об актуальности рассматриваемой нами проблемы как на научно - теоретическом уровне, так и на практическом уровне. Объект исследования –социально-педагогическая работа в ДОО. Предмет исследования –социально-педагогическая работа с семьей в ДОО. Цель исследования - изучить эффективность социально-педагогической деятельности с семьей в дошкольной образовательной организации дальнейшего ее совершенствования. Для того, чтобы достигнуть поставленную цель исследования нам необходимо решить ряд задач: 1 изучить теоретические основы социально-педагогической работы с семьей в условиях детской образовательной организации; 2 исследовать практические аспекты организации социально-педагогической работы с семьей в условиях МБДОУ «№ 31 «Звездочка»; 3 выявить основные направления по улучшению организации социально-педагогической работы с семьей в условиях ДОО. Структура исследования. ВКР изложена на 97 стр., состоит из введения, трех глав, пяти пунктов, заключения, списка использованных источников из 50 наименований, включает 15 рис., 10 табл., 3 приложения. В первой главе изучены теоретические основы социально-педагогической работы с семьей в условиях детской образовательной организации; Во второй главе исследованы практические аспекты организации социально-педагогической работы с семьей в условиях МБДОУ «Детский сад № 31 «Звездочка», в т.ч. проведена диагностика связи детско-родительских отношений и личностного развития дошкольников. В третьей главе предложены направления по улучшению организации социально-педагогической работы с семьей в условиях ДОО. Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с семьей в условиях детской образовательной организации 1.1. Сущность и содержание понятия «социально-педагогическая деятельность» в ДОО Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, так как выделилась из последней, однако имеет и свою специфику (рис.1). Педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личного развития обучаемых. Рассматривая вопрос о содержании социально-педагогической деятельности, необходимо подчеркнуть ее интегративность, сочетание в ней особенностей социальной работы и педагогической деятельности. В то же время социально-педагогическая деятельность имеет собственную специфику, определяющую ее цели, средства, функции, содержание и заключающуюся в ее междисциплинарно-интегративной сущности, которая требует от социального работника умений использовать знания различных областей наук, т. е. умений генерализации знаний. Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе (рис.1). Рис.1. Отличия педагогической и социально-педагогической деятельности [сост. авт. по ист.:17;21;23] Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его «очеловечивания» и общественными интересами. Социально-педагогическая деятельность предполагает организацию соответствующего вида воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагностическая, а также проектно-конструирующая работа социального педагога. Процесс социально-педагогической деятельности представляет собой совокупность всех операциональных действий, которые совершают его соучастники и строится с учетом определенных принципов (рис.2). Рис.2. Принципы социально-педагогической деятельности [сост. авт. по ист.: 13; 16; 21] Таким образом, в широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве. Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач социально -педагогической деятельности выделим следующие: - создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного ребенка; - формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного ребенка; - предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка; - создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного ребенка; - реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного ребенка. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка. По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику (рис.3). Рис.3. Реабилитационная направленность социально-педагогической деятельности [сост. авт. по ист.: 27; 38; 48; 50] Социально-педагогическая деятельность предполагает реализацию педагогического процесса (обучения и воспитания) при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности. Естественно, что данный подход требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательно-воспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т. д.), микросреды личности и социума. Поэтому субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов: -ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти); -сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации); -оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.) Социально – педагогическая деятельность осуществляется социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок (рис.4), в том числе в дошкольных образовательных организациях. Рис.4. Институциональные формы социально-педагогической деятельности [сост. авт. по ист.: 7] Дошкольное образовательное учреждение обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка. Сущность социально-педагогической деятельности в ДОО определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации. Одной из основных задач социально-педагогической деятельности в ДОО является формирование среды социального развития ребенка за счет использования ряда факторов (рис.5) Рис.5. Факторы формирования среды социального развития дошкольника в ДОО [сост. авт. по ист.: 8; 10] В дошкольной образовательной организации социально-педагогическая деятельность осуществляется на основе ряда подходов (рис.6). Рис.6. Подходы в социально-педагогической деятельности в ДОО [сост. авт. по ист.: 7] Аксиоматическая сущность подходов к социально-педагогической деятельности в ДОО состоит в следующем: -гуманистический подход: ребенок - высшая ценность общества, его равноправный член; -индивидуальный подход: учет индивидуальных физических, психологических, возрастных особенностей ребенка; -социальный подход: все процессы социализации ребенка, все стороны его личности социально детерминированы; -деятельностный подход: учет развития форм общественного отношения на каждом возрастном этапе; -диалектический подход: ребенок – личностные образование с внутренними противоречиями, которые могут изменяться под влиянием его физического, психического, психологического и социального отногенеза [7, С. 51]. В связи с сущностью подходов , социально-педагогическая деятельность в ДОО имеет стадиально-уровневый характер, к котором выделяются этапы (рис.7) и методы работы с дошкольниками(табл.1). Рис.7. Этапы социально-педагогической деятельности в ДОО [сост. авт. по ист. 7.] Информационно - аналитический этап - это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми. Второй этап условно называется экспериментально-практическим, потому что в рамках этого этапа проводится работа, направленная на диагностику и решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей, с применением методом социально-педагогической деятельности (табл.1). Таблица 1 Методы социально-педагогической работы в ДОО [сост. авт. по ист.: 23] Методы социально- педагогической деятельности в ДОО Методы как элемент социального воспитания Методы воздействия Методы организации социально-педагогического взаимодействия - метод мотивирования и поощрения к действию - метод репродуцирования - метод закрепления и обогащения - метод содействия и сотворчества - методы, воздействующие на сознание - методы, воздействующие на чувства - методы, воздействующие на поведение - метод целеполагания - метод ценностного ориентирования - метод организации деятельности - методы общения - методы оценки - методы самореализации Третий этап направлен на анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный). Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия - это: опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика. На четвертом этапе проводится повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата, разработка перспективного плана социально-педагогической деятельности. Результатами социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении является, прежде всего, уровень образовательного развития дошкольников, затем - их личностное, индивидуальное развитие, становление их как личности, и наконец, сохранность психологического здоровья дошкольника. 1.2. Особенности социально-педагогической деятельности с семьей в ДОО В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы одной из главных задач ставится: обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье (Указ Президента Российской Федерации № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 01.06.2012 г.). Данное положение определяет семью как главный институт воспитания, фактор социализации личности ребенка, как комплекс условий и средств этого. Современные социологические, психологические и социально-педагогические исследования семьи доказывают, что: «именно семья имеет первостепенное значение для предсознательной и надличностной психологии ребенка. Именно на семье лежит ответственность за воспитание у детей способности к адекватному социальному общению, поскольку именно в рамках семьи происходит первичная социализация и инкультурация ребенка, а, следовательно, и формирование личности». В дошкольной образовательной организации особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда — и в профилактической работе. Родители и педагоги - две мощные силы, в процессе становления личности каждого человека их роль является основной на данном этапе. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, а прежде всего, взаимопонимание, сотрудничество ДОО и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Для того чтобы детский сад стал реальной, открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия [21]. Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они - главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия, является создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Целью социально-педагогической деятельности в семье в ДОО является социально-педагогическая поддержка развития личности ребенка и его семьи. Объектом социально-педагогической деятельности в учреждении дошкольного образования является, главным образом, ребенок-воспитанник этого учреждения. Предметом пристального внимания социального педагога является процесс социального становления ребенка в окружающей его социальной инфраструктуре и прежде всего в семье. В процессе работы с семьей в дошкольной образовательной организации реализуется несколько видов социально-педагогической деятельности (рис.8). Рис.8. Виды социально-педагогической деятельности с семьей в ДОО Каждый вид социально-педагогической деятельности с семьей имеет свое специфическое содержание: -информационно-воспитательная работа – это комплекс многопрофильных мер информационного, воспитательного, развивающего свойства, направленных на формирование, поддержание жизнеспособности детей в процессе освоения ими знаний на уровнях дошкольного образования; - основным содержанием социально-правовой работы является реализация совместно с другими социальными институтами социума организационно-правовых и гуманитарных возможностей по охране детства, защите общегосударственных прав, свобод детей, а также развитие и обеспечение действенности правового поля в дошкольной образовательной организации при активном использовании возможностей других структур социума; -содержание психосоциальной работы составляют диагностические, инфомационно-аналитические, сопроводительные, восстановительно-реабилитационные и прогностические мероприятия, направленные на формирование и поддержание у участников дошкольного образовательного процесса психологической устойчивости к воздействию различных факторов, а также оказание различных видов психологической помощи по вопросам обучения, воспитания, развития и сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО; -в сфере культурно-досуговой работы осуществляется разносторонняя деятельность различного социокультурного жанра, направленная на формирование совместной социальной активности у детей и их родителей. Особенно актуально для семей в трудной жизненной ситуации. То есть, вовлечение семей воспитанников в образовательно-воспитательный процесс – приоритетная задача Федерального государственного стандарта дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, и социальной –педагогической деятельности в семьей в ДОУ. В табл. 2 перечислены направления и ожидаемые результаты социально-педагогической деятельности с семьей в ДОО. Таблица 2 Направления и ожидаемые результаты социально-педагогической деятельности в семьей в ДОО [сост. авт.] Направления Ожидаемые результаты педагогическое просвещение родителей для родителей среды социального развития ребенка удовлетворение индивидуальных запросов родителей по : повышения их компетентности по воспитанию, образованию и сохранению психологического здоровья дошкольника. повышение уровня родительской компетентности в сфере воспитания, образования, сохранения психологического здоровья дошкольника улучшение эмоционального климата в семье -повышению компетентности родителей по воспитанию гармонизация семейных и родительско-детских отношений упрочнение детско-родительских отношений -повышению компетентности родителей по образованию повышение родительской ответственности за судьбу ребенка повышение социального статуса ребенка в семье -повышению компетентности родителей по сохранению психологического здоровья повышение активности в отношениях с сотрудниками детского сада детско-родительские отношения станут более адекватными возрасту дошкольника -повышение уровня социально-педагогического взаимодействия – «партнерства»- ДОО и семей дошкольников повышение объективности родительской оценки способностей дошкольника гармонизация уровня родительских притязаний со способностями дошкольника повышение эмоциональной насыщенности и информативности контактов родителей с детьми Изучение психолого-педагогической литературы показало, что на современном этапе многие авторы признают, что социально-педагогическую деятельность с семьей в ДОО необходимо осуществлять на основе партнерских отношений (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева), построенных на принципах активности, комплексности, проблемности, индивидуализации и рефлексии их результатов, в условиях открытого педагогического пространства. Формы работы с родителями подразделяются: коллективные (массовые), индивидуальные, наглядно-информационные, традиционные и нетрадиционные. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные – играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Традиционные – устойчивые формы работы детского сада с семьей, проверенные временем. Нетрадиционные формы общения направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Доминирующую роль среди форм общения педагог – родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения: Общее родительское собрание ДОУ. Его цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, проводятся экскурсии по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, знакомство со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию. Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей. Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Несмотря на очевидную эффективность выделенных в табл.2 направлений социально-педагогической деятельности с семьей в ДОО, существует ряд проблем, снижающих эту эффективность. Одна из основных проблем – это отсутствие в штате детского сада социального-педагога. По данным О. М. Дергачевой, из общего количества ДОО РФ только в 28% работают музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дефектолог, социальный педагог, хореограф. В более чем половине детских садов в РФ нет других специалистов, кроме воспитателей [24, С.126]. В отсутствие социального педагога социально-педагогическую деятельность выполняют заведующие, старшие воспитатели, воспитатели, то есть тот персонал, у которого и так высокая педагогическая и психологическая нагрузка. Как результат – социально-педагогическая деятельность с семьей воспринимается как вторичная и выполняется поверхностно. Среди проблем социально-педагогической работы с семьей, с которыми сталкивается практикующий социальный педагог в дошкольном образовательном учреждении исследователи [21; 22; 29; 47] называют также следующие проблемы: 1. со стороны семьи: 1.1. особенности социализации детей в ДОО; 1.2. воспитательный потенциал семьи. Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка. Многие родители перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, а дома передоверяют ребенка телевизору или компьютеру. Многие родители зачастую испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, то составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Таким образом, достаточно часто дети испытывают дефицит общения с родителями. 1.3. благополучие/неблагополучие семьи. Е.Е. Алексеева выделяет следующие виды неблагополучных семей: конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные [11]. Е. П. Арнаутова описывает неблагополучную семью как семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, в которой родители не только равнодушны, но и без соответствующего уважения относятся к своим детям, а также относит к неблагополучным семьям семьи, в которых отсутствуют эмоциональные контакты между членами семьи, безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений [12]. Ребенок в таких условиях пытается найти эмоциональные отношения вне семьи. Есть и семьи с нездоровой нравственной атмосферой, где деформированы и ограничены социальные потребности и интересы детей и которые приводят к аморальному образу жизни последних. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности дошкольника. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать - дети, отец - дети, стиль родительского отношения. Социальный педагог при реализации социально-педагогической деятельности с семьей стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой [11, С. 87]. 1.4. уровень сохранности психологического здоровья дошкольника как результат сохранности или деформации детско-родительских отношений; 1.5. включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОО. 1.6. недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Семья во многом может помочь дошкольной образовательной организации, однако часто родители не владеют должной коммуникативной культурой, педагогическим компетенциями, психологическими навыками. Для успешной реализации родителя в педагогической деятельности, важны не отдельные способности, а совокупность ряда педагогических способностей. Среди них особое место занимают коммуникативные и перцептивные способности. Коммуникативные способности позволяют родителю, находясь в обществе взрослых или детей, делится с ними мыслями, устанавливать оптимальное взаимодействие. Перцептивные способности наделяют родителя зоркостью, наблюдательностью, вниманием, интуицией. Диагностические способности наделяют родителя готовностью к исследованию и оценке индивидуально-типологических особенностей личности ребенка, изучению его направленности, характера протекания психических процессов, выявлению интересов, склонностей и т.д. Прогностические способности позволяют родителям предупреждать возникновение вероятных проблем в социально-личностном развитии ребенка, направлены на обеспечение более полного развития способностей и совершенствования сохранных функций. В педагогическом процессе становления социально-адаптивной личности ребенка родители должны обладать способностью к поиску, отбору необходимой информации, специальных знаний, необходимых для успешной коррекционно-развивающей работы. Это гностический компонент педагогической способности. Педагогически компетентный родитель может самостоятельно определять зону ближайшего развития собственного ребенка, создавать занимательные ситуации для развития познавательных процессов, положительных эмоциональных реакций, волевых усилий и др. 2. со стороны дошкольной образовательной организации: 2.1. отсутствие социального педагога в штате дошкольной образовательной организации. 2.2. низкий социальный статус профессии воспитателя и социального педагога как в социуме, так и родителей; 2.3. неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду; 2.4. отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; 2.5. стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами. 2.6. «закрытость» дошкольного учреждения для общения с родителями, в то время как Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацелен на главный результат – обеспечение позитивной социализации ребенка, который возможно достичь только на основе построения продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях достижения максимально возможной социализации и интеграции каждого ребенка. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии. Выводы по первой главе. С нашей точки зрения, основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: социально- педагогическая деятельность с семьей, с конфессиями или в конфессиях, дошкольных учреждениях , в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в пенитенциарных учреждениях и др. Дошкольное образование в России обеспечивает интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Основной дошкольной образо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: