VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-педагогическая деятельность

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006318
Тема: Социально-педагогическая деятельность
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций

Кафедра психологии и социальной педагогики





















Социально-педагогическая деятельность

 в образовательной организации





Выпускная квалификационная работа















Выпускная квалификационная работа

допущена к защите

Зав. кафедрой психологии

 и социальной педагогики



________     _________________

    дата                 М.А.Иваненко  

          канд. пед. наук, доцент 

Исполнитель:

Панова Евгения Николаевна,

студент БП-51zА  группы 

заочного отделения



_______ _______________________

     дата                   подпись





Руководитель ОПОП ВО «44.03.02 -

Психолого-педагогическое

образование»:

Иваненко М.А., канд. пед. наук,

доцент кафедры психологии и 

социальной  педагогики

______ ____________________

    дата                    подпись







Научный руководитель:

Дегтерев В.А., д-р пед. наук,

профессор кафедры психологии и 

социальной  педагогики 



______ ____________________

    дата                    подпись

















Екатеринбург 2017

Оглавление

Введение	3

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации	7

1.1. Дошкольная образовательная организация как социальный институт	7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению	14

1.3. Социально-педагогическая деятельность в дошкольной образовательной организации с детьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению	20

Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Асбестовского городского округа	30

2.1. Анализ социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по зрению в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Асбестовского городского округа	30

2.2. Разработка программы социально-педагогической деятельности   с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по зрению «Познаю себя и мир»	38

2.3. Результаты апробации программы социально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по зрению «Познаю себя и мир»	56

Заключение	69

Список использованной литературы	71

Приложения………………………………………………………………………..77









Введение



Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящён воспитанию социально – значимых качеств личности ребёнка, хотя называется предмет такого воспитания может по-разному: «социально – эмоциональное» воспитание или «нравственное» воспитание или формирование гуманного отношения к другим людям. При всём многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Проблема развития социально – значимых качеств личности детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется несомненно, и в сложившийся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации [8].

Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях социальной и экономической нестабильности возрастает роль социально – педагогической работы по воспитанию подрастающего поколения и особенно детей дошкольного возраста. Для ее успешной социализации и конкурентоспособности в современном обществе должны обладать определенными качествами личности. Чтобы воспитать социально – значимые качества у ребёнка дошкольного возраста необходимо в социально – педагогической работе осуществлять социально- педагогический подход в воспитании [34]. Социально – педагогический подход рассматривается как многоуровневый механизм использования потенциала социума, опыта социальной среды в процессе предоставления информации, развития навыков, умений или личностных качеств недостающих у индивида для решения текущих или хронических трудностей жизни [12].

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Особую актуальность в социально-педагогической работе с детьми приобретает педагогическая деятельность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода [18].

Ограничение исследования – в рамках данного исследования будет рассмотрена социально-педагогическая деятельность в ДОО по работе с социально-коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению. 

Однако в результате анализа психолого-педагогической литературы мы выявили противоречие между потребностью дошкольных образовательных организаций в социальной-педагогической деятельности с детьми, в частности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, отсутствием программ социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в ДОО.

В связи с этим актуальной является проблема – каково содержание социально-педагогической деятельности по работе с социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями по зрению в дошкольной образовательной организации?

Тема исследования – «Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации».

Объект исследования – процесс социально-педагогической деятельности в образовательной организации. 

Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ в ДОО.

Цель – на основе анализа теоретического и практического исследования разработать программу социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ по зрению в ДОО.

Исходя из цели и задач исследования, была сформулирована гипотеза, при осуществлении социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ по зрению будет реализована работа по социально-коммуникативному развитию детей. 

Задачи:

Рассмотреть характеристику дошкольной образовательной организации как социального института;

Проанализировать психолого-педагогические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

Изучить социально-педагогическую деятельность в дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по зрению;

Диагностика социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению и разработка программы социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению «Познаю себя и мир»;

Частично апробировать программу социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению «Познаю себя и мир». 

Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы: 

1.Теоретический метод: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

2. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование, 

3. Количественный и качественный анализ данных.

База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29» Асбестовского городского округа.

	Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения. В работе содержится 7 таблиц и 2 рисунка.

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации



1.1. Дошкольная образовательная организация как социальный институт



В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ в статье 23 прописано, что дошкольная образовательная организация (ДОО) - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. 

Дошкольное образование понимается как система, в которой центральное место занимает не содержание и не форма, а процесс взаимодействия в подсистемах «взрослые – дети», «дети – дети», «взрослые – взрослые». Технологическое оформление подобный взгляд на педагогический процесс получает в виде концепции жизни, события, когда пребывание детей в ДОО оценивается не в единицах занятий, а в единицах событий [2]. 

Образовательная идея может быть сформулирована следующим образом: развитие индивидуальных возможностей ребенка в различных аспектах человеческого бытия, становление основ внутренней свободы и самостоятельности ребенка в отношениях с людьми, окружающих, и окружающей средой. ДОО сегодня является идеальным полем для развертывания личностно-ориентированных технологий, поскольку, в отличие от школы, не ориентирована на жестко фиксированный результат, значит, по сути, призвана быть развивающей с точки зрения физического, психического, социального и духовного здоровья ребенка [19]. 

В условиях современной социокультурной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образование сегодня является особой ценностью в мировом сообществе. Одной из центральных идей новой образовательной ситуации является признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Исследования последних лет, посвященных проблемам детства, проявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-исторического, социально-психологического, социально-педагогического феномена, а именно: обоснованно подход к проблемы развития человека, растет, как личности на основе понятия «социальное развитие в пространстве - времени детства» (Д.И. Фельдштейн), культуротворческая функция детства в развитии общества (В.Т. Кудрявцев), наличие в сознании детей символов мироустройства (Ю.А. Аксенова) и др. Известно, если пространство, в котором живет ребенок,  не удовлетворяет его возрастным потребностям, он испытывает сильный дискомфорт, а следовательно, вырастает эмоционально и физически недозрелым, неспособным к личностным отношениям со средой и т.д.[46].

Дошкольная образовательная организация в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами разного уровня: федерального, регионального, муниципального, регламентирующими деятельность, а также внутренними локальными актами, регулирующими деятельность учреждения.

Перечень основных документов, регламентирующих деятельность ДОО:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990;

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 264. «Порядок проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276);

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

6. Устав ДОО от 16 декабря 2016 года;

7. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014).

Образовательный и воспитательный процесс в ДОО основывается на ряде принципов:

- гуманистическое отношение к личности каждого воспитанника; 

- учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника;

- формирование духовного мира ребенка; 

- стимулирование развития и саморазвития ребенка, обращение к его внутреннему миру, поддержка и развитие того здорового, что есть в каждой личности; 

- использование демократических педагогических средств и методов обучения и воспитания (уважение, поощрение, опора на положительное) 

- развитие творческих сил каждой отдельной личности в условиях коллективного содружества [27].

Основная цель образовательно - воспитательной работы ДОО - сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка, воспитание у детей любви к России, уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, труда, национальных ценностей, а также ценностей других наций и народов, сознательного отношения к себе, окружению и окружающей среды, формирование всесторонней личности ребенка, развитие его творческих способностей, приобретение им социального опыта, создание каждому ребенку равных возможностей для получения дошкольного образования, введение инклюзивного обучения [34].

Стратегические задачи: 

- создание условий для реализации ребенком своего естественного потенциала (физического, психологического, социального), содействие гармоничному и личностному росту каждого ребенка, развития его компетентности; 

- формирование механизмов саморазвития дошкольника, содействие его сознательном существованию; 

- развитие базовых качеств личности; 

- поддержка детской субкультуры, обогащение детских видов деятельности; 

- создание культурной среды, содействие становлению у ребенка основ личностной культуры, приобщение к миру национальной и мировой культур; 

- овладение дошкольником навыками практической жизни; 

- формирование ценностного отношения к природе, культуры, людям и к себе; 

- обновлением стратегии и тактики взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, содействие их духовному росту; 

- введение в образовательно - воспитательный процесс инклюзивного обучения для детей, нуждающихся в коррекции физического или умственного развития, с учетом их индивидуальных потребностей [2].

Реализация задач происходит в процессе:

гражданского воспитания (нравственного, правового, патриотического);

семейного воспитания; 

трудового воспитания; 

физического воспитания; 

валеологического воспитания; 

полового воспитания; 

художественно-эстетического воспитания; 

природно-экологического воспитания; 

в ходе познавательной, поисково-исследовательской деятельности; 

при проведении коррекционных, оздоровительно-профилактических мероприятий [15].

Функции дошкольной образовательной организации [27]:

Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

Подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;

Разработка и утверждение общеобразовательных программ;

Установление структуры управления деятельностью детского сада, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

Формирование контингента воспитанников в соответствии с санитарными нормами и установленным порядком комплектования;

Самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Уставом и лицензией детского сада;

Организация питания в детском саду;

Создание в детском саду необходимых условий для медицинского обслуживания воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья;

Обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

Обеспечение и ведение официального сайта детского сада в сети Интернет;

Содействие деятельности педагогических организаций и методических объединений.

Дошкольные образовательные организации России доказали свою жизнеспособность в разные историко-культурные периоды, а также способность отвечать требованиям государства и общества по развитию, обучению и воспитанию, одновременно учитывая особенности и потребности ребенка дошкольного возраста. 

Под развивающей образовательной средой понимаем специально смоделированные условия, обеспечивающие различные варианты выбора пути развития и взросления личности. Создание образовательной среды позволяет ребенку осознать собственные возможности, проявить инициативу и всесторонне реализовать себя [15].

Образовательная среда ДОО состоит из следующих компонентов: взаимодействие с различными образовательными институтами, социальными партнерами и участниками педагогического процесса; предметно-развивающая среда; освоение содержания дошкольного образования.

Важнейшими условиями осуществления деятельности современной ДОО является взаимодействие внешних и внутренних компонентов, процессуально и содержательно связанных благодаря соблюдению таких принципов: наличие базиса среды для всех видов деятельности ребенка; гетерогенности (разнообразия) элементов среды; свободы выбора деятельности и перехода от одной к другой; гибкости и открытости по отношению к деятельности и взаимодействия как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого; «стимульности свободы» и творчества как со стороны взрослого, так и с стороны ребенка. 

Не менее важным, является использование традиционных подходов и современных авторских, адаптированных к дошкольному возрасту инновационных технологий (Ш.А. Амонашвили, В.В. Воскобович, П.Н. Эрдниев, Н.А. Зайцев, С.М. Лысенкова, М. Монтессори, Б. Н. Никитин, Т.А. Пироженко, М.П. Щетинин и др.), согласованных на ценностном, общепсихологическом и технологическом уровнях [10]. 

Реализация модели ДОО как социального института, ведет к личностному развитию и росту, как ребенка, так и педагога. Это выражается по отношению к педагогу в следующем: степени удовлетворенности своим трудом; принятии себя и других; гуманизации всех видов деятельности, построенных по принципу диалога педагога и ребенка; стремлении к творческому росту. По отношению к ребенку это выражается так: в снижении или отсутствии общей тревожности; эмоционально-положительном отношении к другим людям, природе, самому себе; познавательной активности; стремлении создавать собственный творческий продукт; повышении уровня самооценки личности ребенка. 

Эти показатели будут характеризовать образовательное пространство как конгруэнтное, способное демонстрировать повышение педагогической культуры воспитателя и развитие в ребенке качеств человека культуры с позиций личностно-ориентированного подхода в педагогике: свободной, гуманной, духовной, творческой, адаптивной личности. Отметим, почти все исследователи находят свой аспект данной проблемы, каждый из них выстраивает свою концепцию, доказывая необходимость именно такого подхода [63]. 

Одна из основных задач дошкольной образовательной организации – социализация ребёнка, т. е. усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. ДОО постоянно работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений [34].

Таким образом, дошкольное образовательная организация является первым в жизни ребенка формальным институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник и приобретает начальный опыт взаимодействия с другими людьми – педагогами, родителями сверстников, наконец, ровесниками. В ходе общения друг с другом в рамках ДОО формируется умение вступать в сотрудничество, повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.



1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению



К категории «дети с ограниченными возможностями здоровья» относятся дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию, обучению, освоению образовательных программ. В данную категорию входят дети с различными нарушениями развития: нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития речи [21]. 

Понятие совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ получило право на существование в новом законе об образовании, принятом в конце 2012 года. Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» не отражает в полной мере основные характеристики социальной группы людей с ОВЗ и не меняют их положение, отношение к ним со стороны общества, но вносит запутанность, неясность, двусмысленность в теории и практике. 

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» объединяет собой различные категории населения, которые принадлежат к группам риска, у которых ограничены возможности жизнедеятельности. Именно эта категория лиц с ОВЗ будет рассматриваться нами, потому что именно постоянные проблемы со здоровьем накладывают отпечаток на жизнь человека. Временные же ограничения здоровья могут и не повлиять на развитие психики человека [12].

Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении [9].

Рассматривая проблему психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, необходимо отметить, что нарушениями зрения у детей данного возраста чаще всего являются амблиопия и косоглазие. Под амблиопией понимают понижение остроты зрения в связи с расстройствами зрительного анализатора, которые не сопровождаются анатомическими изменениями. Различают следующие виды амблиопии: рефракционная, дисбинокулярная, обскурационная и истерическая.

В свою очередь, косоглазие – это соматическое заболевание с нарушениями бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз (правого или левого) от общей точки фиксации. Выделяют следующие виды косоглазия: содружественное, сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени, расходящееся косоглазие с различной структурой дефекта (при нормальной остроте зрения, при гиперметропии с дальнозорким астигматизмом, при миопии, при амблиопии различной степени) [3].

Кроме того, в тифлопсихологии выделяются различные группы детей в зависимости от глубины нарушения зрительного анализатора: слепые, абсолютно (тотально) слепые, частично слепые и слабовидящие дети. 

К категории слепых относятся дети с полным отсутствием зрительных ощущений или имеющие остаточное зрение. В отличие от них, у абсолютно (тотально) слепых детей полностью отсутствуют зрительные ощущения. Так, к частично (парциально) слепым детям относятся лица, имеющие остроту зрения от 0,005 до 0,04. Что касается слабовидящих детей, то у них острота зрения колеблется от 0,05 до 0,2.

Зотина Л.М. указывает на то, что к особенностям психического развития слепых и слабовидящих детей можно отнести: зависимость различного рода психических процессов (например, ощущения, восприятия, представления) от глубины соматического дефекта (в данном случае, от специфики нарушения зрения), зависимость ощущения разнообразных цветов и скорости восприятия от характера патологии, влияние нарушения зрения на некоторые психические состояния и процессы [31].

В.И. Лубовский в своей книге пишет о том, что «в дошкольном возрасте наблюдается развитие всех видов сенсерно-перцептивной деятельности, но происходит оно неравномерно». У детей дошкольного возраста достаточно трудно формируется предметность восприятия. Также автор утверждает, что «лишь к концу дошкольного возраста хаотичные осязательные действия по обследованию предмета приобретают характер планомерных и целенаправленных с выделением сначала основных деталей, а в дальнейшем и второстепенных. 

Вследствие этого у слепых начинают формироваться обобщенные и одновременно дифференцированные образы с иерархическим подчинением выделяемых признаков». В частности, этот ученый указывает на особенности развития слухового восприятия, благодаря которому у тотально слепого ребенка в младшем дошкольном возрасте происходит отражение выделенных отдельных звуковых характеристик. Также, у слепых детей младшего дошкольного возраста наблюдается довольно простая организация осязательного поля деятельности [43].

Развитие внимания у данной категории детей также имеет свои особенности. С возрастом у ребенка происходит увеличение и рост интенсивности, а также устойчивости и объема внимания. Зачатки в управлении собственным вниманием, как предполагает В.И. Лубовский, появляются уже к концу дошкольного возраста [43].

Нарушение зрения влияет и на развитие мышления у детей дошкольного возраста. Как предполагают В.П. Ермаков и Г.А. Якунин, формирование мышления у слепых дошкольников указывает на своего рода зависимость его развития от полученного воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении, которое учитывает особенности психического развития детей с различного рода патологией зрительного анализатора.

Развитие мышления данной категории детей в процессе обучения также будет связано с развитием интеллектуальных чувств, проявляющихся уже в дошкольном возрасте, в желании решать разного рода сложные задачи и получать разнообразные чувства (удовлетворение или огорчение) от их выполнения (невыполнения) [55].

Следует заметить, что развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и без них может осуществляться одинаково, но отсутствие сенсорных (зрительных) ощущений, безусловно, влияет на формирование и становление речи дошкольников. Речь слепого и слабовидящего ребенка такого возраста развивается в ходе общения со сверстниками. Слепые дошкольники владеют устной речью, имеют большое количество слов и выражений в словарном запасе. 

Также следует выделить, что связная речь у детей дошкольного возраста с различной патологией зрительного анализатора и органов зрения зависит от самого состояния зрения таких детей. Развитие и формирование спонтанной речи у детей данного возраста по сравнению с нормально видящими дошкольниками также отстает и часто бывает ниже нормы. Как отмечает В.И. Лубовский, в конце дошкольного возраста у детей с нарушением зрения недостаточно развиты произносительная, фонематическая и семантическая стороны речи [43].

Что касается особенностей формирования и развития воли у данной категории детей, то здесь также можно привести точку зрения В.И. Лубовского. Он утверждает, что «в тифлопсихологии существуют две противоположные позиции: считают негативным влияние на волевые качества, позиция других состоит в убеждении, что необходимость преодоления трудностей формирует сильную, крепкую волю. Формирование волевых качеств у слепых и слабовидящих детей начинается с раннего возраста под воздействием взрослого воспитателя [43]. 

Экспериментальных тифлопсихологических исследований в этой области практически нет. Исследовалось лишь формирование структурных компонентов воли, таких, как мотивация у дошкольников и школьников, произвольность оперирования представлениями, развитие самоконтроля. Волевые качества слепого ребенка развиваются в процессе деятельности, характерной для каждого из возрастов и соответствующей потенциальным, индивидуальным возможностям ребенка. 

Сформированные мотивы поведения, адекватные его возрасту и уровню развития, будут стимулировать и его активность. Одним из важнейших мотивов поведения, характерных для младшего дошкольного возраста, является мотив общения» [43].

Что касается особенностей общения детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, то следует сказать, что общение для них является проблемой, решение которой, возможно, дается достаточно трудно, даже, несмотря на то, что процесс построения различных социальных связей и общения с окружающим миром и людьми у слепого начинается достаточно рано. 

Другой отечественный специалист Р.А. Курбанов указывает, что определенного рода необходимость межличностного общения возникает в дошкольном возрасте в связи с условиями осуществления совместной деятельности детей, которая требует согласованных действий ее участников. Естественно, что различные нарушения зрения оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Личностные особенности таких детей подвергаются значительным изменениям в дошкольном возрасте. Дети с такими нарушениями зрения уже в этом возрасте начинают понимать свое отличие от других детей. К тому же, у детей дошкольного возраста с нарушением зрения также может быть нарушен и интеллект [18].

Следует отметить особенности развития и формирования различных видов деятельности у детей дошкольного возраста с разнообразными нарушениями зрения. Так, для детей данного возраста с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное развитие различных форм деятельности. Отечественный ученый Л. И. Солнцева в своей книге пишет, что в дошкольном возрасте у слепых формами деятельности являются предметная и игровая.

Что касается предметной деятельности, то здесь тоже имеются свои особенности. Как считает В.И. Лубовский, «став ведущей, предметная деятельность затем становится основой для расширения опыта ребенка, овладения им предметным миром и обеспечения достаточно широкой сенсорной базы для общего психического развития слепого». Также он пишет, что, «овладение предметным действием в значительной степени основывается на совместной деятельности слепого ребенка и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим [43, с. 37]. 

В самостоятельном поведении у многих слепых детей наблюдаются действия с предметами, которые В.Г. Краснова характеризует как стадию пространственного поля с очень примитивными и однообразными движениями. Отсутствие зрительного подражания компенсируется за счет усвоения и повторения пассивных движений, т.е. двигательного подражания». Также, по ее мнению, «самообучение предметным действиям в раннем и дошкольном возрасте, как правило, связано с использованием игрушек, игра с которыми требует овладения ее функциями. В самой игрушке заложен образец двигательных действий [39, с. 19]. 

Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности».

Таким образом, из вышеизложенного мы можем сделать вывод, о том, что нарушение зрения у детей старшего дошкольного возраста влияет на развитие и формирования всех психических процессов и развития личности ребенка. Многое зависит от степени нарушения органов зрения у дошкольника. 

Наибольшими «проблемными зонами» у детей данного возраста, на наш взгляд, являются развитие мышления, всех форм восприятия, речи и др. Такие дети чаще всего нуждаются в квалифицированной коррекционной помощи как медицинских (врачей), так и педагогических работников (тифлопедагогов, логопедов, психологов и др.).

Проанализировав сущность и типологию детей с ОВЗ по зрению, нами было выяснено, что у детей с ОВЗ по зрению наблюдается сниженный уровень социально-коммуникативного развития, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, которые резко ограничивает возможность включения ребенка в адекватном его возрасте в воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем он постоянно нуждается в уходе и помощи.

Кроме этого, дети с ОВЗ по зрению имеют существенные ограничения жизнедеятельности в важный для развития человека период. Ограничения жизнедеятельности, ограниченное жизненное пространство препятствуют своевременному и полноценному усвоению ребенком необходимых знаний и умений от социальных институтов. Ограничения здоровья у детей с ОВЗ по зрению приводят к социальной дезадаптации.



1.3. Социально-педагогическая деятельность в дошкольной образовательной организации с детьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению

	

Акцент на социализацию, практическую направленность образовательной деятельности на всех ее этапах все острее ставит вопрос привлечения не только воспитателей, но и других специалистов, в том числе социальных педагогов, к учебно-воспитательному процессу в дошкольных учебных заведениях для формирования активной жизненной позиции у детей, готовности "включиться" в процессы жизнедеятельности [18]. 

Деятельность – процессы активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Социально-педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации [16].

Роль социально-педаг.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%