VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и основные направления социальной политики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000584
Тема: Сущность и основные направления социальной политики
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА
имени К.А. Тимирязева
 (ФГОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева)








КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ


Курсовая работа 


По теме: «……………………………………………………»




Выполнил студент __ курса ____ группы дневного 
отделения ________________ факультета 
______________________
         (ФИО)
Научный руководитель: _______________
         (должность, ФИО)



Допускается к рецензированию:


(науч. рук.ФИО)
Оригинальность текста курсовой работы   


(науч. рук.ФИО)
Рецензент


(ФИО, подпись)
Оценка защиты курсовой работы


(ФИО членов комиссии, подпись)

Москва, 2015 г.



ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ	3
1.1.ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ	3
1.2.ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ	8
1.3)ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ	9
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ	16
2.1.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ	16
2.2.ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ	24
2.3.''ВОЗМОЖНОСТИ '' И ''НЕОБХОДИМОСТИ '' РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ	27
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ	30
3.1.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ	30
3.2.''ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА'' АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ В РФ	36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	48







ВВЕДЕНИЕ
    Тема социальной политики государства очень актуальна, ведь на сегодняшний день Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны были созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, а с другой, позитивные изменения, которые сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обращаются к социальной сфере общества. 
       Под социальной сферой понимается спектр общественных отношений, возникающих при осуществлении важнейших социально-экономических конституционных прав граждан (таких как право на труд; право на защиту от безработицы, право на социальное обеспечение и некоторых других). Представляется, что анализ тенденций реформирования и, в частности, процессов принятия решений по совершенствованию управления указанными общественными отношениями позволит выявить основные проблемы и в конечном итоге с большей степенью объективности оценить слабость или силу российского государства в лице его органов. 
       Социальная политика государства, создающая эффективную систему социальной защиты населения, является таким вопросом, без решения которого практически невозможно создать гармоничную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах общества. На сегодняшний день социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого достаточно развитого государства.
       В своей курсовой работе, мне бы хотелось раскрыть всю сущность понятия «социальная политика государства», рассмотреть проблемы социальной политики и пути к их решению, а так же отразить основные направления, цели и принципы социальной политики в России.
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1.Понятие социальной политики

    Социальная политика является комплексом мер, которые предпринимаются государством для поддержания экономической и социальной стабильности в обществе, для повышения уровня жизни населения, обеспечения правовой зашиты и создания социальных гарантий в обществе.
    Учитывая то, что решение задач социальной политики зависит от состояния дел в общественном производстве, приоритетной целью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.
    Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование безработных.
    Важным направлением социальной политики государства выступает обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, организовать систему подготовки и переподготовки работников.
      Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация негативных моментов при переходе к рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономики. Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для проведения социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, обеспечиваются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни. Следующим принципом можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев и групп населения.
      Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна — не только реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, роста безработицы и как следствие — резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе.
      С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию “регулятора труда и потребления”. Впоследствии к указанной функции были добавлены “функция повышения благосостояния народа” и “функция оказания социальных услуг населению”. В последние десятилетие тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются. Каковы же основные функции социальной политики?
      Во-первых, это функция регулирования воспроизводства рабочей силы. В связи с развитием производственных сил, переходом от экстенсивного характера развития производства к интенсивному предъявляются более высокие требования к качеству рабочей силы. Поэтому объективно в развитых странах социальной сфере уделяется огромное внимание.
      Во-вторых, функцией социальной политики является поощрение прогрессивных мотиваций к труду. Мировая практика знает несколько видов мотиваций: традиционный (образец, ритуал), этический (долг), административный (поощрение, наказание, иерархия), корпоративный (солидарность, участие), экономический (расчет, вознаграждение, экономический интерес). Практика показывает, что в современном обществе существуют все виды мотиваций, однако основную мотивационную роль играют в разном соотношении вознаграждение и участие.
      В-третьих, к числу функций социальной политики относится социальная защита населения. Если социальная политика защищает индивидов от нужды и унижения и одновременно способствует согласию между социальными группами, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов.
      Социальная политика как регулятор разнообразных интересов социальных групп, эффективна лишь при условии, когда она вбирает в себя не только многообразие интересов, но и учитывает их иерархию, в соответствии с численностью и местом в системе общественного производства той или иной социальной группы. Только при этих условиях социальная политика будет способствовать стабильности общества. Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его социальных групп, слоев. Она постоянно стоит перед выбором: удовлетворению интересов каких социальных групп отдать предпочтение на данном этапе, как установить непосредственных и более удаленных последствий принимаемых решений.
      Социальная политика призвана дополнять принцип индивидуальной ответственности гражданина принципом солидарности и объединять их. В частности федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Такие группы могут включать профессиональные структуры, местные общины, кооперативы, региональные организации, общественные объединения и другие созданные для этой цели институты.
      Социальная политика реализуется через государственные “одномоментные” решения – социальные мероприятия и через социальные программы. Социальные программы представляют собой систему социальных мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В социальной программе определяются: квалификация ситуации, решение, этапы решения задач, конкретные меры и способы реализации каждого этапа. Нередко при реализации социальной программы применяется так называемое “дерево целей”, позволяющее системно представить движение от этапа к этапу, реализацию программы, учесть необходимое количество задач, требующих решение на пути к ее достижению.
      Свободное выражение суждений представителей всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики призвано стать важным средством “обратной связи” органов управления с массами, надежным защитным механизмом от разного рода проявлений волюнтаризма и субъективизма в социальной политике. Всеобъемлющий народный контроль над социальной политикой должен стать орудием против коррумпирования должностных лиц, установления социально неоправданных законов, неуплаты или занижения налогов и т. д.




1.2.Функции и методы социальной политики
      Социальная политика обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:
      компенсаторная, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможности индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
      элективная, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
      кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.
      Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:
      выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
      оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
      интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
      прогностическая;
      социальная защита населения;
      управление социальными процессами и др.
      С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
      Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:
1. Экономические.
2. Адми???тративно-распорядительные.
3. Правовые или законодательные.
4. Идеологические.
Экономические методы включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, доходы, социальные выплаты всех видов и т. д.
Адми???тративно-распорядительные методы -- это меры разрешительного и запретительного характера. Например, установление квот и выдача лицензий на какую-то деятельность в области социального обслуживания населения, в среде конкретных субъектов рыночного хозяйствования, запреты на продажу спиртного вблизи школ и других учебных заведений.
Правовые или законодательные методы связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных ??нсиях, о труде, занятости и т. п.
Идеологические методы -- это методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».


1.3)Основные направления социальной политики
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации: регулирование занятости, политика государства в формировании доходов, социальная защита граждан, жилищная политика.
Политика государства в формировании доходов.
Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю
Политика доходов – правительственная политика воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (тарифов). Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Трансфертные платежи – выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.
Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль играет здесь прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.
Так как источниками доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация. [9,с.80-81] 
Индексация – это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Политика занятости.
Другим важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т.к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.
Фрикционная безработица – безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.
Структурная безработица- безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство. 
В странах Запада за последние 30 с лишним лет сложилась система социальных амортизаторов, которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия: сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы, рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости), досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста; создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи; ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.
Все более важное значение приобретает:
- создание бирж труда
- реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.
Следующим элементом системы экономической безопасности являются фонды страхования по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако, возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату пособия, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жесткой экономической нужды; на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.
Наряду с прямыми существуют косвенные меры регулирования рынка труда: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений и т.д. 

Социальная защита граждан.
Социальная защита –поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания. 
Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.
Принципы социальной защиты: социальная ответственность общества и государства, социальная справедливость в области трудовых отношений, всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков, государственные гарантии социальной защиты, экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность, заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты, многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.
Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.
В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти.
Жилищная политика.
Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства. 



































ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
2.1.Социальные проблемы России
К основным социальным проблемам России относятся: бедность населения; алкоголизм; наркомания; Эпидемия ВИЧ/СПИД; Эпидемия туберкулёза; Вымирание населения; Социальное сиротство; Мигранты; переселение соотечественников; Коррупция.

Бедность, нищета населения:
На первое место поставлена бедность населения. Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев, средних и бедных, в том числе и по критериям ООН: в нищете живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения. Рост доходов всего населения “в среднем” за последние десять лет обеспечивался ростом доходности самой богатой пятой части населения и прежде всего самой верхушки общества, составляющей полпроцента. Три четверти населения за это время лишь обеднели, к медленно растущему “среднему классу” можно причислить только 15–20% населения. В нищете, по критериям ООН, живут 20–30% населения, в бедности – три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило “просачивания” доходов от богатых к бедным, скорее – “бедные беднели, богатые богатели”. Разрыв между наиболее богатыми слоями – верхними 10% населения – и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15–20 раз.
Основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а экономическая политика властного класса. За последние десять лет законсервировались главные “обедняющие” параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах: у нас этот минимум 120 евро, во Франции – 1200 евро, в Ирландии – 1300 евро. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, средние зарплаты, пенсии.
Соответственно, бизнесу разрешается платить среднюю зарплату в 500 долл. месяц, что, опять же, в разы меньше, чем в Европе и Америке. Отсюда и нищенские пенсии – меньше 25% средней зарплаты (в отличие от 44%, как в Европе). К тому же все минимальные доходы, поддерживаемые государством, исчисляются из “прожиточной корзины” 1991 г., предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимума лишь как-то предотвращали вымирание самых бедных слоёв.
Число бедных в РФ в 2014 году составило 16,1 млн человек, что на 0,6 млн человек выше уровня 2013 года, сообщил в пятницу Росстат.
Уровень бедности в РФ в 2014 году составил 11,2% (в 2013 году - 10,8%). В IV квартале уровень бедности составил 9,1% (в IV квартале 2013 года - 8,5%), в III квартале - 11,5%, во II квартале - 12,1%, в I квартале - 13,8% (уровень бедности традиционно по кварталам снижается, минимальный фиксируется в IV квартале).
Прожиточный минимум в РФ, согласно данным Росстата, в IV квартале 2014 года увеличился до 8 тыс. 234 рублей на человека в месяц с 7 тыс. 326 рублей в IV квартале 2013 года.
В целом по России среднедушевые денежные доходы населения в IV квартале 2014 года составили 33 тыс. 17 рублей в месяц (в IV квартале 2013 года - 31 тыс. 142 рублей), что составляет 401,0% от величины прожиточного минимума (в IV квартале 2013 года — 425,1%).

Главная позорная черта российской бедности – это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума, они составляют 30% всех бедных. Кроме того, у российской бедности “детское лицо”: 61% всех бедных семей – это семьи с детьми. При всех призывах властей к молодым семьям рожать больше детей, в реальности рождение ребенка, а тем более двух, погружает моло дую семью в состояние бедности или в нищету.
Алкоголизация населения, пьянство:
Алкоголизация населения – всеми признанная национальная проблема. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным – свыше 20 л. Народ вымирает в значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн зарегистрированных алкоголиков, 25–30 млн зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Эти факты уже признаются всеми, однако причины и меры борьбы называются самые разные.
Один из факторов роста алкоголизма – “левая”, теневая, водка, производимая без уплаты акциза и других налогов, продаваемая нелегально и приносящая производителям 2–3 млрд долл. в год. Производство контрафактной водки всё время растёт, что рождает “статистический парадокс” – за последние двадцать лет официальное производство водки не растёт или снижается, а продажа, неизвестно из каких источников, увеличивается. Но такой водкой, хотя бы, как правило, не травятся, люди умирают от суррогатов – растворов бытовой химии на основе технического спирта, который “подкрашивают” чем придётся.
Объём производства такого не облагаемого акцизом технического спирта составляет половину от объёма производства пищевого спирта. Это ещё один источник огромных нелегальных доходов. По мнению экспертов, “недалеко от правительства окопалась целая группа людей, паразитирующих на распределении квот по производству технического спирта”. Народ пьёт от нищеты, безработицы, особенно на селе, общей неустроенности – эти причины указывают в опросах 47%. Но водку пьют и из-за её относительной дешевизны по сравнению с вином и пивом, это “северный”, он же русский, тип потребления. При этом для беднейших слоев и 65 р. за бутылку – старая минимальная цена – слишком много, и они предпочитают жидкость для мытья стекол. Нация спивается, но в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизацией, и за десять лет ситуация стала только хуже.
Распространение наркотиков, наркомания:
Проблема, не менее острая, чем алкоголизация, – распространение наркотиков. Все знают, что такая проблема есть, первые лица государства называют это “нарковойной”, объявленной стране .Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет. Это в восемь раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков – основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С – 80% и гепатитом В – 27%.В структуре зарегистрированной преступности незаконный оборот наркотиков занимает второе место не только по объёму и интенсивности, но и по темпам их прироста.
Среди основных причин незаконного оборота наркотиков эксперты называют недофинансирование.
На всю Федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы” было выделено 3,09 млрд р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд долл. Другая причина – “пробелы в законодательной нормативной базе”, регламентирующей борьбу с наркотрафиком и наркоторговлей: не хватает нужных законов и подзаконных актов. Важнейшая причина – наличие в структуре преступного оборота наркотиков ключевой фигуры “наркокоррупционера”, – человека в органах власти, обеспечивающего функционерам наркобизнеса надёжное прикрытие.
(на 100 000 человек населения) 
Рисунок 1 — Заболеваемость населения наркоманией
Источник: данные ФСГС
Эпидемия ВИЧ/СПИД:
Не менее острая проблема из разряда социально-медицинских, о которой общество практически не осведомлено, – это проблема распространения в стране инфекции ВИЧ/СПИД. Ситуация характеризуется как эпидемия: в 2009 г. зарег.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44