VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные направления и формы социальной работы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005428
Тема: Основные направления и формы социальной работы
Содержание
Социальная терапия и ее виды



Содержание

Введение…………………………………….……………………………3

1. Сущность, объект и содержание социальной терапии..…………...4

2. Основные направления и формы социальной работы…………….6

3. Общие и частные методы социальной терапии…………................11

Заключение…………………………………………...............................17

Список использованной литературы…………………………………….18















































Введение

У нас в стране на сегодняшний день идет интенсивное развитие социальной работы в целом и системы социального обслуживания в частности. При этом широко используются различные технологии, на основе научно разработанного базиса, приминительно к различным сферам жизнедеятельности человека. 

В каждой из этих сфер (производства, здравоохранения, образования, бытового обслуживания населения и т.д.) решаются свои индивидуальные вопросы связанные с созданием нормальных условий труда и отдыха, оказанием медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты отдельных людей и групп, которые работают в этих сферах, и связанных прямо или косвенно с ними. В конечном счете, под такой работой подразумевается создание (посредством социальных мероприятий) нормальных условий жизнедеятельности, осуществление позитивной социализации людей, их различных групп и слоев.

Проблемам терапии в социальной работе уделяется основное внимание, т.к. овладение ее различными видами позволяет достич социальным работникам их эффективного решения. 

Целью работы: рассмотреть что представляет собой социальная терапия и какие виды ее бывают.

Задачи работы:

1. Рассмотреть, что представляет собой сущность, объект и содержание социальной терапии;

2. Охарактеризовать основные направления и формы социальной работы;

3. Рассмотреть общие и частные методы социальной терапии.





1. Сущность, объект и содержание социальной терапии

Слово «терапия» (с греческого), переводится как «забота, уход и лечение». В мердицинской терапии широко используются разнообразные виды терапевтического воздействия на человека, с целью лечения организма: лекарственными средствами, физиотерапией, фитотерапией, мануальной терапией и т.д. Вместе с традиционными методами делаются попытки найти и другие формы воздействия, к примеру иглотерапия, «дельфинотерапия» (основывается на общении детей с дельфинами, что позволяет восстанавливать двигательные способности, улучшать речь, кровообращение, снижать боль) и т.п.

В социальной работе «терапия» представляет собой форму воздействия на объект для оказания ему помощи. То есть, социальная терапия – это метод осуществления «лечения», оказывающий влияние на психосоматические функции организма. Такой метод влияния, связан с обучением, профессиональной ориентацией, кроме того – это инструмент социального контроля и средство коммуникации [2, с. 57].

В качестве объекта социальной терапии выступает не только сам клиент, но и его близкие люди, работа, жилье, соседи, знакомые и друзья. В основе терапии лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных влияний и последствий с целью их устранения.

Социальная терапия имеет тесную связь с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. Эти воздействия основываются на психологических теориях и методах, включающих в себя систематические, целенаправленные меры оказания помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, вызывающих беспокойство и дискомфорт. 

Врачи-психотерапевты работает в основном с неврозами, пограничными состояниями и другими нервнопсихическими патологиями человека.

Существуют четыре основных модели психотерапии:

метод лечения, как способ воздействия на соматическое и психическое состояние клиента (медицинская модель психотерапии);

метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);

метод, приводящий в действие процесс научения личности (психологическая модель);

комплекс явлений, возникающих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель) [2, с. 59].

Социальный работник осуществляя работу с индивидами или социальными группами постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами, из-зи этого ему требуется овладеть основными терапевтическими и практическими методами психотерапии. Это позволит ему выявлять внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его действий. 

Первый этап контакта социального работника с клиентом включает в себя терапевтическое консультирование, беседы или советы. Для оказания первой помощи ему необходимо самому осуществлять терапевтические мероприятия или организовывать их вместе с другими специалистами. В случае когда выявляются серьезные нарушения в здоровье пациента, социальным работником рекомендуется обращение к врачу или психотерапевту для осуществление более полного лечения.

Как видно, термин «терапия» приобретает достаточно широкий социальный смысл, а преимущество медиков-психотерапевтов в применении терапевтических методов в настоящий момент имеет относительный характер: там, где у человека есть, были или будут нерешенные социальные проблемы, активную роль пренадлежит специалистам социальной работы.



2. Основные направления и формы социальной работы

Именно специалист в области социальной работы, при овладении современной технологией терапевтического воздействия, способен к преодолению узкой трактовки причин соматических и психических недугов. При воспринимании человека в виде целостной индивидуальной самоценности, со своими переживаниями, проблемами и трудностями, социальный работник может творчески использовать лучшие, уже апробированные методы в своей практике, для оказания действенной и гуманной терапевтическую помощи.

На сегодняшний день существует несколько направлений социальной работы, в основе которых лежат различные функциональные подходы [7, с. 17-19].

Первый подход, используют социальные работники многих западных стран. Он основан на лечебной функции социальной работы.

Например, в США социальные работники зачастую работают в клиниках и центрах психического здоровья, где придерживаются ориентации на индивидуальное лечение. При этом, роль социального работника как специалиста, направлена на оказание помощи клиенту при решении его общих проблем совместно с медиками.

В основе второго подхода в социальной работе лежит социальное развитие. Такая модель нацелена на включение клиента в активную групповую деятельность, к примеру, при решении социальных проблем по месту жительства, на работе и т.п. Деятельность таких групп рассматривается как процесс «совместного развития», который положительно влияет на социальное здоровье клиентов.

Третий подход в социальной работе имеет отношение к функции отстаивания интересов клиента. Главная задача – это разъяснить нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, к примеру, организациям, в которых работают; людям, рядом с которыми они живут.

Основой терапевтического воздействия является процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. Социальной терапией предполагается и прямое вмешательство для устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида или социальной группы.

Любой из методов терапевтического воздействия состоит из двух компонентов: интеллектуального, имеющего отношение к информационным воздействием слова, и эмоционального – выражение лица, тембра и интонации голоса, характер и особенности жестов. Социальный работник должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического процесса.

В целом методы социальной терапии имеют отношение к двум формам работы с клиентом – индивидуальной и групповой. Каждая из этих форм имеет определенные технологии построения взаимодействия между социальным работником и клиентом. Целью такого взаимодействия может сводится к решению каких-то эмоциональных проблем, обмену информацией, развитию социальных и ремесленных навыков, изменению ценностных ориентаций, направлению асоциальных ориентаций в конструктивное русло и т.д. Приемы вмешательства состоят из контролируемых терапевтических дискуссий, бесед и т.п.

Индивидуальная форма работы предназначена для тех клиентов, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.д.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях требуется не оказывать давления на клиента, а обсуждать эти вопросы, не травмируя его. В индивидуальных случаях возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников, установление связи с общественными организациями, с администрацией учреждения и т.п. Зачастую по прошествии двух-трех сеансов индивидуальной терапии клиент переводится на коллективную форму работы, являющуюся более действенной.

Существуют разнообразные варианты технологических решений проблем при индивидуальной социальной терапии. Факторами, которые обусловливают правильный выбор технологического воздействия при решении социальных проблем, являются:

знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни;

изучение подробностей жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительной ситуации;

использование необходимых методов для изучения ситуаций людей, требующих социальной помощи;

использование средств и ресурсов, которыми владеют местные органы (общественные организации);

применение знаний и накопленного опыта в единстве с требованиями индивидуального подхода;

знание теоретических основ, определяющих цели, этику и особенности адресной помощи в социальной работе.

Единство групповой и индивидуальной терапии, позволяет обогащать и дополнять терапевтические воздействия, предоставляет клиенту возможность взглянуть на себя глазами группы, откорректировать поведение, углубить и осуществить тщательную разработку эффективной программы индивидуальной терапии.

Формированию и активизации групповых процессов при решении социальных проблем важное место отводится психотерапевтическим процедурам. К примеру, общие упражнения (релаксация, пантомимические сцены, «конструктивный спор», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций и т.д.). Участие в таких процедурах позволяет каждому члену группы одновременно применять на себе роль активного участника и наблюдателя, активизирует эмоциональные переживания, а так же предоставляет возможность проводить интеллектуальный анализ и тренировку определенных типов поведения.

При этом, состав группы может варьироваться, в зависимости от характера и целей:

группы учебного характера. Кроме получения знаний, предоставляют возможность высказать свое мнение или провести обсудение личностных проблем;

группы для проведения совместной деятельности. Занятие общим делом выступает в роли эффективного метода для установления надежного контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений. К примеру, общие занятия спортом, посещение музейной выставки с последующим ее обсуждением и т.д.;

группы для родителей. Их можно отнести к разновидности учебных групп, за той лишь разницей, что обладают более широкими целями. Так например, воспитание «трудных» детей, обсуждение темы «Средства предохранения при сексе» и т.д.;

мужские и женские группы (решения проблемы роли женщины в современном обществе, развития солидарности и т.д.). Кризисными моментами может быть: изнасилование, жестокое обращение, развод, возрастные проблемы и т.п.

Виды групповой работы решают такие задачи:

осуществление исправления, корректировки, когда дело относится к поведению одного или нескольких ее членов;

предупреждение дисфункций (при необходимости);

сопровождение нормального развития членов группы, в особенности при критических периодах роста;

утверждение личности;

воспитание гражданских чувств.

Социальная работы с группой проводится при необходимости:

решения сложных проблем; 

формирования сплоченности в коллективе (создание «команды»);

разработки и реализации социальных проблемных программ;

организации процесса обучения, обмена опытом;

личностного и профессионального самоопределения участников работы;

исправительной работы;

предотвращения социальных дисфункций и т.д.

Индивидуальная терапия в единстве с групповой позволяе обогащать и дополнять терапевтическое воздействие. Благодаря этому клиент может взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и разработать эффективную программу индивидуальной терапии [5, с. 14-19].

































3. Общие и частные методы социальной терапии

Наиболее важными терапевтическими общими и частными методами являются: 

Трудовая терапия. Использует тонизирующее и активизирующее действие труда на психофизическую сферу личности. Работа способна поднимать жизненный тонус, обладает важным значением для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму и повышению социального статуса человека. Данная проблема особенно остро встает при достижении пенсионного возраста – периода, иногда ошибочно понимаемого как бессрочный отпуск, способного развить комплекс «никчемности существования». Терапия посильной занятостью входит обязательным компонентом в комплекс социально-терапевтических мероприятий с лицами пожилого возраста.

Трудовая терапия важна при психических расстройствах. С ее помощью организовывается совместная деятельность, облегчающая взаимоотношения между людьми и снимающая состояние напряженности, беспокойства, болезненных переживаний. Данный вид терапии служит универсальным видом социального развития, поддержки и помощи в отношении различных категорий населения.

Терапия самовоспитания. Самовоспитание выступает активным процессом формирования человеком себя как личности, согласно поставленной цели на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «Я».

Данный метод обладает наибольшей успешностью, когда применяется на базе аутогенной тренировки. Терапия самовоспитания включает в себя такие приемы: 1) проведение самоизучения и самооценки; 2) осуществление переоценки собственной личности; 3) выполнение самоанализа с переоценкой прошлого, выявления индивидуальных «психологических барьеров»; 4) формирование желаемого образа «Я»; 5) определение индивидуальных формул по намерениям; 6) задействование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения «Я-образа», приминительно к различным ситуациям; 8) «наложение» стереотипов «Я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизнидеятельности.

Методы поведенческой терапии достаточно распространнен в групповой работе. Применяется и касается тренинга социальных навыков. К таким методам относятся:

возлагание на клиента разнообразных функций в терапевтическом сообществе – подчинение, наведение порядка, дежурство по уборке; функции руководящего характера в самоуправлении (способность к руководству другими, сотрудничество с членами коллектива (дежурство, отчет об активности участников));

организация личного и общего свободного времени, проявление инициативы в общих развлекательных мероприятиях;

терапия посредством занятости, самостоятельности, сотрудничества, инициативы и заинтересованности;

публичная беседа на групповом собрании о своих профессиях, занимаемых должностях, стремлении каждого, достоинствах в работе.

Важная роль тут принадлежит различным видам тренинговых занятий – преодоление робости, тренировка активности, выражение личного мнения, преодоление состояния повышенной чувствительности в отношении критики и оценок окружающих, дискуссии по определенным темам или упражнения по тренировке навыков конструктивного спора. 

Дискуссионная терапия – основной метод социального работника, который используется регулярно при работе с клиентами. В действительсности, активность группы бывает разной; дискуссии способы затрагивать как актуальные проблемы, так и темы, имеющие отношение к биографическими данными клиентов.

Основными содержательными моментами групповой дискуссии выступают:

1) проведение знакомства между членами группы воздействия;

2) обязательное обсуждение с клиентами их ожиданий и переживаний;

3) групповое обсуждение сложившегося напряжения, что вызванно несоответствием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью;

4) складывающееся сопротивление и агрессия в отношении специалиста ведущего группу, соотношение его переживаний с прошлым жизненным опытом;

5) раскрытие истинных чувств участников к специалисту, осуществление их переработки и выработка групповых норм поведения;

6) раскрытие проблем, имеющих отношение к самостоятельности, ответственности и активности;

7) формирование адекватного отношения к проблеме, подлежащей решению, активной мотивации у участников группы по включению в работу;

8) проведение анализа групповой динамики с последующим направлением на проблему отдельного человека – «рабочая часть» групповой терапии, при которой происходит решение основных задач: корректировка отношений, неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, закрепление достижений;

9) проведение обсуждения достигнутых результатов, подведение итогов.

Социотерапия представляет собой оказываемое воздействие на социальное окружение клиента посредством государственных и общественных организаций. К примеру, используется в отношении родителей обладающих асоциальным поведением и т.д.

Музыкотерапия относится к одному из старейших методов воздействия на психику человека, используемых и в лечебных целях. 

Музыкотерапевтическая работа группового и индивидуального характера включает, приминительно актуальному положению в группе, музыкальную тему, что способна вызвать у слушателей переживания, относимые к прошлому, настоящему и будущему. Такая терапия наиболее эффективна, когда исполняет музыкальное произведение сам специалист. Откровенность такого рода благоприятствует образованию обстановки спонтанного взаимодействия, большей аутентичности и доверию. Отрицательными моментами у клиентов могут быть повышенная тревожность, утомляемость, раздражительность и т.п. 

Ритмотерапия имеет тесную взаимосвязь с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни. К примеру, красивая ритмичная музыка благоприятствует гармонично-эмоциональному развитию человека в труде, быту и т.д. Данный вид терапии позволяет человеку брать на себя разнообразные социальные роли, удовлетворяя потребности в эмоциональных связях, развивать эстетические потребности и обогащаться новыми средствами эмоционального выражения.

Арттерапия представляет собой лечение искусством. Вознможны такие варианты этого метода:

анализ и интерпретация клиентами существующих произведений искусства;

побуждение клиента к самостоятельному творчеству;

анализ и интерпретация самостоятельного творчества клиента;

использование творчества самого специалиста (социального работника); 

применение лепки, рисования и т.п. деятельности., направленной на взаимодействие социального работника и клиента.

Цветотерапия. Известно, что каждый человек обладает собственным более или менее отчетливым отношением к цветам и их разнообразному сочетанию. То есть, возможно использование цветовых предпочтений в качестве диагностического метода. При этом виде терапии, важно обратить внимание клиента на необходимость специально выберать цвет элементов одежды приминительно к необходимости моделирования того или иного настроения. Независимо от споров о действии конкретного цвета на эмоциональное состояние человека существуют определенные общие закономерности: часть длинноволновая видимого спектра способна оказывать возбуждающе действие (мобилизация, стимулирование), а коротковолновая (начиная с голубого цвета) действует успокаивающе или угнетающе. Такие сведения целесообразно сообщать клиенту с рекомендацией самостоятельного подбора необходимого цвета в целях стимуляции и коррекции личного состояния.

Психогимнастика – метод социальной терапии, при котором взаимодействие происходит за счет двигательной экспрессии, мимики и пантомимы. Упражнения приследуют собой две цели: уменьшить напряжение и сократить эмоциональную дистанцию между участниками группы, а также формирование способности выражать чувства, желания. Единство мимики, жестов, движений и осязания позволяет с большей полнотой выразить и передать свои ощущения и намерения без слов. Для клиента это служит в качестве необходимого переживания и познания того, что телом можно выражать мысли, в большинстве случаев, убедительнее слов.

Натурпсихотерапия (лечение природой). Роль такого метода будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы.

Логотерапия (разговорная психотерапия). В процессе беседы с клиентом, делается попытка вербализации его эмоционального состояния, чтобы помочь клиенту самому справиться с трудной ситуацией. Личность клиента должна подвергнуться перестройке, которая им самостоятельно обнаруживает как конструктивные изменения самого себя. Это позволяет достигнуть удовлетворения, повысить степень самоуважения, благоприятствует становлению зрелой личности.

Библиотерапия. При чтении книги клиентом ведутся записи, анализ которых позволяет выполнить объективную оценку его состояния. Список книг подбирается в соответствии с проблемой клиента. 

Имаготерапия – метод терапии, при котором в качестве средства воздействия используется игра образами. Человек создает динамический образ самого себя. При этом, могут использоваться разнообразные конкретные приемы: пересказывание литературных произведений в заранее задаваемой ситуации, народных сказкок, осуществление театрализации рассказа, разыгрывание ролей в спектакле и т.д.

Перечисленные методы относятся к самым общим для всей социальной терапии Необходимо сказать, что в социальной работе не рекомендуется отдавать предпочтение лишь какому-либо одному терапевтическому методу. Результаты воздействия будт наиболее эффективным тогда, когда оно проводится соглсно условий и ситуации, приобретенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопечного.



































Заключение

Основой терапевтического воздействия на клиента выступает процедура социальной помощи, по оказанию человеку поддержки со стороны его окружения и ликвидация негативных последствий взаимоотношений. «Социальной терапией» предполагается и непосредственное вмешательство с целью устранения препятствий, что мешают полноценному социальному развитию индивида или социальной группы.

Социальная терапия как определенный метод «лечения», оказывающий влияние на психические и соматические функции организма имеет различные методики воздействия. Так, социальная терапия может непосредственно воздействовать на одного клиента (иметь индивидуальную форму), решая его проблемы. А может в качестве объекта социальной работы, охватывать и близкое окружение клиента, на работе, по месту жительства (соседи, друзья, знакомые) и т.д. То есть, в этом случае работа представляет собой групповую форму воздействия.

Помимо этого, эти два вида трудовой терапии различаются в зависимости от используемых методов социального воздействия: трудотерапия, музыкальная терапия и т.д.

При этом, наибольший эффект достигается при сочитании нескольких методов социальной терапии одновременно. 























Список использованной литературы

1. Максимов Е.Е. Технологии социальной работы // Вестник Университета (ГУУ). №21, 2010. – М.: ГУУ, 2010.

2. Пантюк И.В. Методы и технологии социальной работы: конспект лекций / И.В. Пантюк; БГУ, Гуманитарный фак., Каф. общей и клинической психологии. – Минск: БГУ, 2014. – 301 с.

3. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов; Моск. обл. ун-т. – М.: Акад. Проект, 2007. – 427 с.

4. Технология социальной работы: метод. Указания к выполнению самостоят. работ / ОмГТУ; сост.: В.А. Филатов и др. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. – 36 с.

5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 379 с.

6. Технология и методика социальной работы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.

7. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 2011. – 334 с.







5.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44