VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и многообразие интересов в экономике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009170
Тема: Сущность и многообразие интересов в экономике
Содержание
ГЛАВА 1. Сущность и многообразие интересов в экономике

     1.1. Сущность интересов в экономике
     
     Интересы в экономике (экономические интересы) - это объективные побудительные мотивы экономической деятельности, связанные со стремлением людей к удовлетворению возрастающих материальных и духовных потребностей [11. C. 60].
     Экономические интересы выступают главной движущей силой прогресса в экономике и лежат в основе системы экономического стимулирования производства.
     Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своих доходов. Предприятия нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния.
     Система экономических интересов представляет собой совокупность основных связей и зависимостей, «отражает правильность, последовательность в явлениях, относящуюся к определенному месту и времени и обусловленную... не одной, а рядом причин, складывающихся под влиянием нескольких законов» [10. C. 61]. Для того, чтобы определить сущность этой закономерности, необходимо отталкиваться от базовых характеристик категории «экономические интересы». Первая такая характеристика вытекает из наличия их тесной диалектической связи с потребностями: интересы исходят из них и на них основываются. Отсюда, в качестве одного из важнейших условий формирования закономерности развития системы экономических интересов, выступает действие закона возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей есть общий экономический закон, выражающий прогрессивный процесс количественного и качественного изменения существующей в обществе системы потребностей. 
     Согласно данному закону, в ходе развития общественного производства происходит рост и видоизменение потребностей, исчезновение одних и возникновение других, новых, в результате чего круг потребностей расширяется, их структура качественно меняется. Этот закон характеризует стадии движения потребностей, взаимосвязи между производством и потребностями, их взаимное влияние друг на друга при определяющей роли производства. Иными словами, закон возвышения потребностей выражает причинно-следственную, объективную зависимость динамики существующих потребностей от развития общественного производства. Наряду с потребностями, другим важнейшим элементом данного закона являются экономические возможности, или ресурсы общества. Они, так же как и потребности, представляют собой исходную экономическую предпосылку процесса воспроизводства. Эти две категории и составляют две стороны закона возвышения потребностей, его противоречивое единство. Особенностью экономических потребностей является присущая им тенденция к безграничному развитию, к постоянному опережению экономических возможностей общества. Но экономические ресурсы ограничены. В постоянном преодолении этого противоречия, в удовлетворении уже возникших потребностей, в поисках новых экономических ресурсов и состоит прогрессивный характер действия закона возвышения потребностей. В силу этого ограниченность ресурсов носит относительный характер. 
     Главным условием реализации требований закона возвышения потребностей в современных условиях выступает НТП. Научно-технический прогресс стимулирует возникновение новых потребностей как у производителей, так и у потребителей. Одновременно он служит средством разрешения противоречия между постоянно увеличивающимися и возвышающимися потребностями и ограниченными материальными и социальными возможностями их удовлетворения. 
     Системность экономических интересов обусловлена рядом факторов [9. C. 51]: 
* народнохозяйственными, характеризующимися интересами субъектов при сложившейся системе разделения труда; 
* государственными, выражающимися в общей системе права, выявления и согласования интересов; 
* этносоциальными, которые проявляются в единых стереотипах поведения, приоритетах развития в общественном сознании; региональными и т. д. 
     Система экономических интересов и все ее составляющие лежат в основе формирования хозяйственного механизма любого общества, выполняя множество функций, среди которых [9. C. 51]:
* воспроизводство системы экономических взаимоотношений в обществе; 
* воспроизводство отношений собственности на средства производства; 
* воспроизводство жизнедеятельности каждого субъекта на расширенной основе; 
* обеспечение в результате противоречивого взаимодействия экономических интересов хозяйствующих субъектов развития экономики как саморегулирующейся системы. 
     Одной из главных функций экономических интересов в хозяйственном механизме является его роль в мотивации и стимулировании трудовой активности экономических субъектов (производственной группы) и достижении ими наилучших количественных и качественных результатов в труде. Экономический интерес представляет собой важнейший элемент мотивационного механизма экономического поведения человека (рисунок 1.1).
     

     Рисунок 1.1 - Мотивационный механизм экономического поведения хозяйствующего субъекта [11. C. 61]
     
     Потребность, представляя собой исходный элемент в воспроизводственном процессе, порождает интерес, характер которого в решающей степени определяется местоположением субъекта в системе социально-экономических отношений (т. е. социально-экономическим статусом). В дальнейшем в рамках механизма мотивации экономического поведения происходит осознание хозяйствующим субъектом (членами производственной группы) своих экономических интересов, осуществляющееся в ходе непрерывно происходящего сопоставления им своего жизненного положения со статусом других субъектов. Оно включает в себя постижение субъектом самого факта существования интереса, установления того, в чем он состоит, понимание его значимости для своего существования и развития. При этом осознание интересов не сводится только к познанию их содержания. Интерес в процессе реализации должен быть не только познан, но и оценен. Оценка – необходимый момент в переходе от постижения интереса к деятельности в соответствии с ним. Основанием оценки является ценность – понятие, представляющее любое явление с точки зрения его позитивной или негативной значимости для субъекта. Детерминирующая роль системы ценностей по отношению к деятельности того или иного субъекта проявляется следующим образом: на основе познанных ценностей у конкретного субъекта производственной группы формируются ценностные установки, являющиеся свое- образной предваряющей программой деятельности. Познанные интересы, проходя через ряд ценностных установок, участвуют в формировании у него в мозге идеальных специфических образований – мотивов, т. е. внутренних, субъективных побудительных факторов, срабатывающих непосредственно перед действием и определяющих то, ради чего это действие совершается. Формирование мотивов у субъекта как бы завершает подготовительную стадию экономического поведения. Далее начинается фаза совершения того или иного экономического действия.
     Система экономических интересов, развиваясь по собственным эндогенным законам, испытывает значительную зависимость от экзогенных факторов и законов. Для экономических интересов такими факторами будут другие элементы и участники экономической системы. Влияние внешних факторов имеет двоякое значение: К положительным стоит отнести содействие совершенствованию системы интересов, влияние на ее поэтапное развитие, разрешение противоречий и извлечение выгоды из рисков, которые заканчивались бы выигрышем для экономических субъектов.
     Отрицательное влияние связано с неполным удовлетворением потребностей, обострением противоречий в экономической системе, проигрышной ситуацией для действующих экономических субъектов. В случае перевеса отрицательного влияния имеет место необходимость регулирования системы экономических интересов, так как невозможно достижение динамического полного равновесия без процессов регулирования. Регулирование системы экономических интересов содержит в себе два аспекта: первый – саморегулирование системы; второй – внешнее воздействие на нее. 
     Саморегулирование системы экономических интересов включает в себя, во-первых, самоустановление порядка в системе участниками или субъектами данной системы и, во-вторых, саморегулирование в процессе действия экономических законов системы, как проявление действия ее внутренних механизмов, способствующих установлению внутреннего порядка в системе.
     Мощным побудительным средством деятельности людей являются экономические стимулы.
     Экономические стимулы - это факторы, усиливающие материальную выгоду, повышающие интерес. Конкретными факторами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, положение в обществе, условия труда и т.д. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел всеми субъектами экономики. Однако средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограничены.  Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за пользование редкими благами. Отсюда проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворения потребностей людей.
     Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического, т.е. такого человека, в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
     
1.2. Многообразие интересов в экономике и их значение
     
     Будучи весьма сложным по своей природе экономическим явлением, экономические интересы могут рассматриваться в самых разных аспектах. Ценность классификации в процессе анализа многообразия интересов в экономике заключается в систематизации знаний об экономическом интересе, без которой не возможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. 
     В зависимости от формы собственности, лежащей в основе экономического интереса, выделяются государственные, муниципальные и частные [13. C. 161]. 
     К числу государственных интересов относятся: 
* оборона;
* государственная безопасность;
* экология;
* закон и порядок;
* права собственности;
* макроэкономическое управление;
* налоги;
* инфраструктура (дороги, воздушный и водный транспорт и т.д.) и т.д. 
     Муниципальные интересы связаны с жизнеобеспечением городов, районов, посёлков и т.д. К ним относятся: 
* транспорт;
* освещение улиц;
* канализация;
* водоснабжение;
* улицы, скверы, парки, водоёмы, и т.д. 
     Частные интересы - это интересы отдельных граждан или их объединений (семья, предприятие, организация). Частные интересы обусловлены экономической деятельностью граждан и их объединений и заключаются в получении максимального экономического эффекта от использования имущества и труда. Частные интересы реализуются посредством: 
* предпринимательской деятельности;
* извлечения прибыли;
* развития (увеличения) производства товаров и услуг.
     Значение такого деления экономических интересов становится понятным если учесть, что государственные интересы должны отражать потребность общества в целом: муниципальные - потребность регионов, городов и посёлков, частные - потребность отдельных граждан в их экономической деятельности. 
     В зависимости от содержания (целей) экономические интересы разделяются на коммерческие и некоммерческие интересы [13. C. 162]. Коммерческие интересы выражают стремление субъектов и имеют конечной целью извлечение прибыли и выплаты её в качестве дивидендов субъектам. Некоммерческие интересы, хотя и реализуются осуществлением предпринимательской или иной деятельностью, выражают потребности связанные с жизнеобеспечением людей. Получаемая при этом прибыль требуется для решения именно этих проблем, и она нераспределяется между субъектами для личного потребления. 
     Экономические интересы можно классифицировать по целям и потребностям объединения людей: объединения их для достижения предпринимательских целей (частные интересы) или объединения их для обеспечения жизнедеятельности (публичные интересы) [13. C. 162].
     Отличительная особенность частных интересов состоит в том, что их набор и содержание носит субъективный характер. Субъекты-носители частных интересов могут своей волей изменить или отказаться от реализации интересов: прекратить предпринимательскую деятельность, изменить виды о деятельности, пересмотреть распределение прибыли и т.д. 
     Публичные интересы по своей природе носят объективный характер, они являются следствием самого факта существования социального образования: многоквартирного дома, района, поселка, региона, общества. 
     Также экономические интересы принято делить на [13. C. 163]:
* личные, связанные с индивидуальными потребностями домашних хозяйств;
* коллективные, выражающие необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом;
* общественные, представляющие потребности общества в целом, всего государства.
     В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Они являются стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов — получение большего дохода, способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынка материальными благами и услугами, повышение их качества, обновление ассортимента.
     Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов. Однако это не исключает противоречий между личными, коллективными и общественными интересами. Их разрешение предполагает вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.
     Экономические интересы могут быть классифицированы и по другим признакам (таблица 1.1.)
     Таблица 1.1 – Классификация экономических интересов [14. C. 138]
Классификационный признак
Экономические интересы
По субъектному признаку
- интересы общества в целом;
- интересы региона;
- интересы хозяйствующих субъектов;
- интересы социальных групп и т.д.
По временному признаку и значимости
- текущие;
- перспективные;
- непосредственные;
- тактические;
- стратегические
По функционально-воспроизводственному признаку 
- связанные с различными фазами воспроизводства
По социальному признаку
- интересы собственника;
- интересы наемного работника;
- интересы арендатора и т.п.
По месту субъекта интересов в воспроизводственном процессе
- интересы менеджера;
- интересы организатора;
- интересы контролера;
- интересы работника

     Экономические интересы являются главным мотивом и стимулом предпринимательской активности граждан и их объединений. Насколько граждане свободны в реализации своих интересов, о 
насколько защищены их собственность и права зависят масштабы производства товаров и услуг и в целом - уровень экономического развития общества. 
      
     
     


ГЛАВА 2. ПРОТИВОРЕЧИЕ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Сущность экономических противоречий
     
     Целостность структуры экономических интересов предполагает использование системного подхода к анализу их противоречивости. Обоснование и развитие системных методов исследования связывают, прежде всего, с именем выдающего ученого - Берталанфи, который определял систему как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой» [5. C. 29]. Результат функционирования системы не является простой суммой ее элементов. Он превращает ее в совокупность этих элементов, образующих целостность, так как «целостность процесса выступает из взаимодействия» [7. C. 119]. Целостность системы и совокупность связей между отдельными ее элементами позволяет получать результат, превышающий сумму элементов системы. 
     Важнейшими организационными характеристиками системы являются структура, целостность, самоорганизуемость, обратная связь и равновесие [7. C. 119]. Эти характеристики присущи в том числе и системе экономических интересов, так как всякий вид деятельности индивида связан с совокупностью многообразных экономических интересов. 
     Поэтому, оперируя целостностью, как одной из характеристик системы, применительно к системе экономических интересов, выделяют ряд подсистем, обусловленных разнообразием интересов. Подсистемы, взаимодействуя между собой и, являясь относительно автономными, составляют целостную систему. 
     Исходя из философского представления о взаимодействии системы и внешней среды, можно прийти к выводу, что любая система (хозяйствующий субъект) сохраняется как определенная целостность до тех пор, пока существует противоречие между ней и внешней средой. 
     Более того, каждая открытая система для разрешения указанного противоречия вырабатывает определенные механизмы адаптации, которые позволяют ей сохранять основные интегральные качества целого. При этом энтропия системы происходит, во-первых, в результате снятия противоречия с внешней средой и, во-вторых, когда противоречие самой системы и механизмы приспособления по какой-то причине не работают. Во всех случаях система или перестает существовать вообще, или уступает место новой системе, обладающей новыми интегральными свойствами. 
     Следовательно, поскольку интересы являются движущей силой развития общественного воспроизводства, то и причины позитивных и негативных явлений в экономике необходимо искать в самих же интересах. Суть данного вопроса заключается в том, что реализация одних интересов может способствовать или препятствовать реализации других и созданию действенного механизма согласования и реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов, который необходимо строить на основе экономических отношений, объективно сложившихся в обществе на настоящий момент времени. 
     Экономические противоречия - отражение реальных процессов единства противоположностей во взаимодействии людей друг с другом в хозяйственной практике [4. C. 41]. Всякое экономическое противоречие выражает взаимополагание, взаимоотрицание, взаимопроникновение конкретных экономических потребностей, интересов и целей людей в общественном производстве. 
Экономических потребностей, интересов и целей людей самих по себе, вне противоречивого взаимодействия друг с другом совершенно недостаточно для прогресса. Они не могут быть единственными причинами изменений в экономической деятельности и экономических отношениях. Способ бытия экономических потребностей интересов и целей, как движущих сил поведения людей, состоит в их активном динамическом импульсном естественно-противоречивом взаимодействии. Именно противоречия потребностей (а значит интересов и целей) могут стать причиной рождения новых форм, методов, прогрессивных тенденций экономической деятельности и, следовательно, новых экономических отношений субъектов хозяйствования. 
     Эта точка зрения выражается и в работах ряда отечественных экономистов, где достаточно четко выражена мысль о том, что экономическое противоречие всегда вырастает на основе функционирования разнонаправленных экономических интересов различных социальных субъектов [12. C. 31].
     Сущность противоречий экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности как экономическая категория выражает отношения, возникающие между ними по поводу производства, распределения, обмена, потребления благ, ориентирующие их деятельность на преимущество собственных интересов, порождающих различие в получении дохода за счет разной собственности на его источники [12. C. 32]. 
     Сущность противоречий экономических интересов проявляется через их функции [12. C. 32]: 
* мотивационную. Противоречия являются источником движения. В результате разрешения противоречий происходит дальнейшее совершенствование не только социально-экономических, но и организационно-экономических, а также технико-экономических отношений. Сопровождающее эти процессы развитие производства стимулирует субъектов хозяйственной деятельности разрешать противоречия, что и является движущей силой прогресса;
* деструктирующую. Неразрешенные противоречия становятся барьером на пути роста эффективности экономики, сдерживая научный прогресс и внедрение новых технологий. Обострившиеся противоречия перерастают в конфликт интересов, т.к. проявляясь в конкретных своих видах они препятствуют удовлетворению потребностей субъектов рыночных отношений. 
     Рассматривая механизм реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов, следует отметить, что важнейшим элементом, ядром диалектики является признание внутренней противоречивости интересов. Они сами формируют противоречия, так как принадлежат субъектам, противостоящим друг другу. Противоречия в процессе развития не примиряются, а преодолеваются, и на месте одних интересов появляются другие, которые будут характеризоваться новыми противоречиями и требовать своего разрешения, приобретая новую форму движения. 
     Разрешение противоречий в этой связи всегда относительно и имеет временные, а также пространственные рамки. Относительность разрешения противоречий разнонаправленных экономических интересов означает нахождение компромисса в процессе их реализации. Основой такого компромисса служит взаимосвязь и взаимозависимость интересов, которые, при всем их разнообразии, образуют единую систему, в которой проявляется необходимость удовлетворения потребностей субъектов рыночных отношений. 
Основной мерой реализации экономического интереса является экономическая эффективность, которая позволяет оценить реализацию личного экономического интереса на основе индивидуальной эффективности, группового - на основе групповой эффективности, субъекта хозяйственной деятельности - на основе организационной эффективности [8. C. 51].
     Координировать поведение хозяйствующего субъекта, отдельного работника и их экономического интереса можно благодаря функциям планирования и руководства эффективной результативностью. В качестве критериев эффективности, отражающих стадии жизненного цикла хозяйствующего субъекта, в зависимости от временного горизонта выступают: продуктивность, качество, гибкость, удовлетворенность результатом деятельности, конкурентоспособность и пр. 
     Существуют различные парадигмы общественного развития и соответствующие им подходы к проблеме противоречий в обществе вообще и экономическим интересам, в частности. 
     Так, Карл Маркс считал, что в любом докоммунистическом классовом обществе противоречия носят антагонистический характер и разрешаются в результате классовой борьбы, ведущей к социальной революции [8. C. 52]. 
     Большинство ученых позитивно оценивают данный подход, но указывают, что он далеко не во всем соответствует современным реалиям, для которых характерны углубление кризиса индустриализма и поворот к формированию новой постиндустриальной цивилизации. 
     Этот поворот породил новую парадигму общественного прогресса, связанную с происходящими в обществе изменениями, которые состоят в переходе к новому, постиндустриальному технологическому способу производства, в гуманизации и социализации экономики, т.е. ее подчиненности удовлетворению потребностей человека и решению социальных проблем. 
     По мнению ведущих ученых, в условиях происходящих изменений в производстве и социальных отношениях, противоречия в социальной среде постепенно утрачивают антагонистический характер, снимаются традиционные противопоставления частной и общественной собственности, капитализма и социализма [12. C. 95].
     Этот вывод позволяет утверждать, что определяющим для характеристики общественного прогресса в современном обществе является цивилизационно-технологический подход, в соответствии с которым эволюционность развития становится результатом смягчения и преодоления антагонизмов, что имеет непосредственное отношение к вопросу о неразрешимости противоречий в системе экономических интересов. 
Если попытаться обозначить причины общности и противоречивости экономических интересов, то следует признать, что причина общности состоит в общественном характере производства, связывающем между собой разнонаправленные экономические интересы. Вместе с тем обобществление производства, обусловленное развитием производственной базы и увеличивающейся ролью человеческого потенциала как фактора производства и уникального конкурентного преимущества агентов рынка, не отрицает развитие экономического обособления субъектов рыночных отношений. 
     Пример тому — увеличение концентрации производства в США, где на долю 500 крупнейших корпораций (из 16,5 млн зарегистрированных) приходится 2/3 производимой в этой стране промышленной продукции [8. C. 53]. В автомобильной отрасли экономики произошло слияние АвтоВАЗа и КамАЗа, главная цель которого - которого повышение удельной концентрации производства для повышения эффективности ведения конкурентной борьбы с иностранными производителями на российском автомобильном рынке. 
Общественный характер производства и связанное с ним растущее углубление общественного разделения труда служат единству системы экономических интересов и становятся его главной причиной. 
     Глубинные основы противоречивости связаны с множественностью интересов, каждая из форм и разновидностей которых субъектна и обладает качественной определенностью, отличающей ее от других форм и разновидностей. Сами отношения, разделяющие интересы их субъектов, предопределены отношениями собственности, которые предполагают экономическое обособление. 
     Главная причина противоречивости интересов производителя и потребителя вытекает из их экономической обособленности, а также разнонаправленности лежащих в ее основе материальных потребностей. Экономическое положение производителя и потребителя, отражаясь в экономических отношениях, базируется на них как на социальной основе. Это, в свою очередь, объясняет их обособленность существующими отношениями собственности. 
     И хотя данные интересы изначально противоречивы, неотъемлема их тесная взаимозависимость, которая основана на диалектическом единстве сторон единого воспроизводственного процесса. То есть реализация интересов производителя возможна лишь при условии реализации интересов потребителя. Противоречивость, в данном случае, носит внутренний характер, обусловленный разнонаправленностью интересов и различием их содержания, а также способов реализации. 
     Но, в случае, если потребитель одновременно является и производителем, его сущностный интерес дополняют интересы, присущие стороне производителя, как это имеет место во внутрихозяйственном потреблении продукции сельского хозяйства. 
     А противоречивость между таким потребителем и его контрагентами может носить как внутренний, так и внешний характер из-за того, что, во-первых, источником реализации интереса являются одни и те же экономические блага, а во-вторых, существующее различие в интересах и целях [6. C. 19].
     Таким образом, в экономической науке противоречие является формой взаимодействия субъектов экономических отношений и, если иметь в виду отдельное противоречие, то этих субъектов должно быть не менее двух. Исходя из этого, ликвидация или устранение противоречия означало бы устранение одного из субъектов этих отношений, без которых немыслимо само отношение, как немыслимо существование общества вне системы экономических отношений. 


2.2. Роль экономических противоречий в развитии экономики

     Наличие многообразия форм собственности обуславливает проблему приоритетов в реализации публичных и частных интересов. Неоспоримые аргументы имеются как у сторонников доминирования публичных интересов, так и у «рыночников», минимизирующих роль государственных институтов. 
     Объекты собственности муниципальных образований составляют его экономическую основу и предназначены в первую очередь для обеспечения жизнедеятельности населения и территории в целом. 
     Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст.12) в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ч.1 ст. 130), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132), органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч.2 ст.132), местному самоуправлению гарантируется компенсация ущерба, возникшего в результате принятых решений органами государственной власти в нарушении Конституции федеральных законов (ст.133). 
     Право собственности на общее имущество муниципальных образований принадлежит всем постоянно проживающим гражданам. На имущество муниципальных образований возникает общая собственность. Каждому, постоянно проживающему (собственнику), принадлежит доля в праве собственности на всё общее имущество. Таким образом, право собственности отдельного гражданина распространяется на всё общее имущество муниципального образования. 
     Осуществление права собственности населением территории относительно имущества муниципальных образований должно производиться в интересах всего населения, а по некоторым вопросам по взаимному согласию всех постоянно проживающих на территории данного муниципального образования. Данное правило является правовой гарантией реализации социального предназначения муниципального образования, которое, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», состоит прежде всего в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения. 
Полагаем, что прямое волеизъявление обязательно в случаях отчуждения муниципального имущества, которое приносит прямой доход в местный бюджет, Это может происходить в небольших образования на сходах граждан, в городских поселениях могут проводиться референдумы. Для этого в уставе муниципального образования должен быть включён перечень объектов, входящих в состав муниципальной собственности, отчуждение которых возможно только с согласия. 
     С момента проведения в РФ экономических и политических реформ не стихают дискуссии о равенстве или превосходстве государственного над частным. Закрепленная в конституции правовая норма, устанавливающая равенство всех форм собственности, обусловливает и юридическое равенство государства и других субъектов общества: муниципальных образований, предприятий и граждан. Частная собственность предприятий и граждан в РФ защищена законом в такой же мере, как и государственная и муниципальная. 
Однако равенство форм собственности не сопровождается равенством условий, в которых государство и муниципальные образования, с одной стороны, частные предприятия и граждане - с другой, могут реализовать свой интерес от пользования имуществом при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. 
     Для государственных и муниципальных предприятий и учреждений всегда существовали и существуют «особые условия» и приоритеты. Это касается специального режима финансирования (дотации, субсидии, льготное кредитование), налогообложения (налоговые кредиты, реструктуризация налоговых платежей, послабление налоговых ставок). 
     Частные предприятия и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, находятся в значительно менее благоприятных условиях. 
     Во-первых, это - деятельность в условиях жесткой рыночной конкуренции товаров и услуг.
     Во-вторых, обременительные условия приобретения финансовых ресурсов (кредитов) для развития производства. Кредиты выдаются коммерческими банками на кабальных условиях. Помимо высоких процентов (от 20% годовых и выше), для получения кредита в качестве способа обеспечения возвратности суммы кредита и уплаты процентов требуется заключение договора залога имущества. Стоимость заложенного имущества, как правило, в 2 раза и более превышает сумму кредита.
      В-третьих, сюда следует добавить высокие ставки по налогам и сборам, постоянно растущие тарифы на услуги естественных монополий (транспорт, электроснабжение и т.п.) и цены на углеводородистые энергоносители (нефтепродукты, газ). Особые условия для государственных и муниципальных предприятий порождает постоянный рост экономических правонарушений: коррупция, расточительство и хищение государственного (муниципального) имущества, мошенничество и т.д. С другой стороны, интерес частных предприятий - извлечение прибыли, является основным мотивом для правонарушений. Наиболее распространенными экономическими преступлениями стали: уклонение от уплаты налогов, лжепредпринимательство и «мертвые души», нарушение правил охраны окружающей среды, фиктивное банкротство, уклонение от уплаты таможенных платежей, ложная реклама, монополистическая деятельность и ограничение конкуренции. 
     Рассмотрим проблему баланса государственных и частных интересов, используя понятие общего интереса, которое применяется в Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Присоединение России к Конвенции, а главное к Протоколу № 1, имеет не только юридическое значение, но и обогащает экономическую теорию и практику прав собственности, расширяет наши представления о собственности, роли государства. 
     Норма, касающаяся защиты собственника и права государства контролировать использование собственности, содержится в ст. 1 Протокола № 1 Конвенции. Для правильного понимания смысла этой нормы приведем ее текст: «Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
     Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля над использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов, или штрафов». 
     Из ст. 1 Протокола № 1 Конвенции следует, что, во-первых, защищая право частной собственности, государство не ограничено в своем праве осуществлять контроль за использованием собственности, если это необходимо для общих интересов; во-вторых, надо отметить, что речь идет не о государственных интересах, а об общих интересах, поэтому очень важно правильно сформулировать понятие и содержание общего интереса. Особо актуально понятие общего интереса в сфере экономической деятельности общества: здесь пересекаются интересы государства, предприятий и их учредителей (акционеров, участников). Каждый из названных субъектов преследует свои цели, выполняет свойственные ему функции и защищает свои законные интересы. Вместе они образуют экономическую систему общества. 
     Необходимо отметить, что невозможно сформулировать общий экономический интерес, интегрируя интересы государства, предприятий и инвесторов по следующим причинам. Во-первых, хотя названные субъекты являются элементами одной экономической системы, их интересы по отн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%