- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность государственной власти.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016096 |
Тема: | Сущность государственной власти. |
Содержание
Введение Актуальность темы исследования связана в первую очередь с тем, что современный механизм государства, как воплощение государственной власти в России, проходит стадию постоянного изменения и дополнения новыми структурными элементами. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права. В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года. Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведения в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международном уровне. Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь. Несмотря на то, что многие научные деятели такие, как Марченко М. Н., Морозова Л. А., Перевалов В. Д., Енгибарян Р.В., Нерсесянц В.С. и многие другие занимались изучением проблемы государственной власти и ее механизма, этот вопрос и по сей день остается малоизученным в некоторых моментах. Это связаны с постоянной динамикой общества, изменениями, которые сопровождали нас начиная ещё с первобытных времен. Основной целью дипломной работы является рассмотрение понятия государственной власти, механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей. Для достижения вышеуказанных целей были поставлены следующие задачи: 1. выяснение сущностных характеристик власти как социального и государственного явления; 2. определить структуру государственного аппарата, его функции; 3. обосновать необходимости разделения властей в механизме государственной власти; 4. охарактеризовать понятие и проблемы осуществления механизма государственной власти. В ходе написания работы, прежде всего, были использованы совокупность общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический, формально-логический). Кроме того, были применены такие частнонаучные методы, как историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, функциональный, теоретического моделирования. Наконец, были изучены научная литература, источники права и судебная практика. Научная новизна исследования заключается в последовательном логическом анализе государственной власти в двух широко распространенных трактовках последней - сначала в качестве отношения субъекта и объекта властвования и далее в виде материализации указанного отношения в системе органов государства. Это позволило установить как базу единства государственной власти в упомянутом отношении, так и ее «овеществление» во взаимозависимости элементов системы органов государства, обособленность и известная самостоятельность которых при реализации принципа разделения властей не мешает всей отмеченной системе формулировать и осуществлять единую политическую линию. Материалы выпускной квалификационной работы могут использоваться в научной разработке проблем теории и истории государства и права. Кроме того, основные положения исследования целесообразно применять в учебной работе при преподавании юридических дисциплин. Материалы работы способны оказать ценную помощь практическим работникам законодательных, исполнительных и судебных органов в реализации их профессиональных функций. Дипломная работа состоит их трех глав и восьми параграфов. В первой главе рассматриваются основные понятия и положения, которые способствуют раскрытию понятия «государственная власть» и «власть» в общем. Вторая глава раскрывает структуру государственного аппарата современного Российского государства. А в третьей главе изучается непосредственно механизм государственной власти, как неотъемлемой части современного государства со всеми его компонентами. Глава 1. Сущность государственной власти §1. Власть как общесоциальная категория Общество на любом этапе своего развития нуждалось в урегулировании и упорядоченности общественных взаимоотношений. Неважно, какой этап развития человечества взять в пример, везде будет наблюдаться какой-то порядок. Достигается он с помощью власти и социальных норм1. Как известно, общество возникло раньше государства, но общество и власть взаимосвязаны и взаимообусловлены, соответственно, власть и управление основывались на естественном самоуправлении, «то есть той формы, которая соответствовала уровню развития человека»2. Социальная власть проявляется в двух основных аспектах – общественной и власти государственной3. В первобытном обществе власть исходила от общины, которая сама создавала органы правления, поэтому считается, что власть носила общественный характер. По мере накопления элементов человеческой цивилизации появляется другая разновидность социальной власти – государственная, которая становится единственно суверенной. Власть необходимая форма выражения общечеловеческих интересов и ценностей, с самого начала своего возникновения предназначена для удовлетворения таких потребностей, которые необходимы для существования человеческого общества. Нормальное функционирование любого человеческого коллектива немыслимо без определенного порядка и внутренней согласованности. Поэтому целесообразно регулирование поведения людей в целях обеспечения их совместной деятельности. Назначение власти, как объективно необходимой функции любого устойчивого коллектива состоит в том, что она посредством установления запретов, дозволений, позитивных обязываний формирует определенный образ действия индивидов, направляет их поведение в нужное русло и обеспечивает подчинение каждого человека твердо установленным, общеобязательным нормам и правилам взаимодействия людей, авторитетной руководящей воле. Направление и темпы развития общества во многом зависят не только от уровня его самоорганизации и самоуправления, но и от характера и особенностей властного руководства социальными процессами, от формы контроля за соблюдением социальных норм, способов и средств их защиты от нарушения. В первобытном обществе нормативная система основывалась на многочисленных запретах, которые выражались в форме различных заклятий, обетов, зароков и табу4. Табу представляет собой запрет на что-либо, который несет мистический и религиозный характер, влечет за собой какие-то санкции, грозящие неблагоприятные последствия. Ограничения первобытного общества сдерживали биологические инстинкты человека, которые могли бы отрицательно повлиять на окружающую среду, развитие рода, его природный эгоизм, препятствующий необходимости согласования с потребностями других людей и подчинению общезначимым интересам. Человек безопасно чувствовал себя только в границах установленных запретов. Лишь позже появились обязывания и дозволения, деление права на естественное (природное) и позитивное, искусственно создаваемое и изменяемое самим человеком, регулирующее не столько положение человека в окружающем мире, сколько отношения внутри человеческого сообщества. Первобытное общество не было знакомо с моралью, религией, правом как особыми социальными регуляторами, так как эти категории находились на начальной стадии своего формирования и их еще невозможно было дифференцировать. Возникающие мононормы были детальны по содержанию и унифицированы по форме. Их основными формами были миф и обычай. Миф (сказание, эпос, предание и т. д.) в художественно- образной, предметно- фантастической форме передавал информацию о необходимом или запретном поведении. Закрепляя определенные нормативы поведения в качестве прецедента, обращенного в будущее, он создавал вокруг нормы поведения ореол святости и справедливости. Данные свойства придавали образцам поведения идеологические и обобщающие характеристики, так как осознавались обществом в качестве традиционных правил поведения, освященных сверхъестественными силами и потому не подлежащих сомнению и критике. Обычай — это форма передачи нормативно- поведенческой информации от одного поколения к другому. Нет и не может быть обычая вообще. Различают моральные, религиозные, правовые и тому подобные обычаи. Иногда они одновременно содержат и моральные, и правовые, и религиозные аспекты поведения. Сила обычая состояла не в принуждении, а в общественном мнении и привычке людей руководствоваться данной нормой, в стереотипе поведения, выработанном долговременной практикой и подкрепленном моральными, религиозными и другими требованиями. Норма обычая действует, пока ее помнят и передают из поколения в поколение. Значительную помощь в этом всегда оказывал бытовой фольклор (притчи, пословицы, поговорки). Они отражали все этапы зарождения и разрешения спорной ситуации: «уговор дороже денег»; «долг платежом красен, а займы — отдачею»; «ушел — так и прав, попался — так и виноват»; «не всякая вина виновата» и т. д. Проблема определения понятия власти долгое время является центральным вопросом многочисленных исследований. В современной науке есть несколько подходов к решению вопроса о природе власти. Например, согласно классовой (марксисткой) концепции власть является главенством экономически доминирующего класса над другими слоями общества. А элитарная концепция определяет власть, как преобладание превосходствующего меньшинства над подчиненными массами (большинством)5. Структурно-организационная концепция гласит, что, социум предполагает собой иерархичную концепцию и власть объединяет элементы концепции внизу до самого верха. Поведенческая концепция характеризует власть, как преобладающая черта человека, его психики и сознания. То есть стремление к ней — это обычное явление. Но любая власть предполагает собой неравенство в отношениях между властвующими и подвластными. Исходя из всего вышеуказанного, можно следующим образом трактовать понятие — власть - это отношения, которая основываются на принципе господства и подчинения. То есть, какой-то определенный субъект отношений (коллектив, организация и т.д.) может оказывать воздействие на других лиц, с помощью каких-то методов и средств. Власть регулирует общественные отношения и является их неотъемлемой частью. Она способствует организованности, порядку, стабильности в обществе. Для полного и всестороннего раскрытия понятия власти необходимо указать признаки. Во-первых, власть явление социальное, так как любая общность людей, будь это современным обществом или первобытным, нуждается в упорядочении отношений, что достигается с помощью власти6. Во-вторых, власть регулирует именно отношения между людьми, следовательно, она действует в рамках лишь общественных отношений. Общественные отношения, в рамках которых существует и регулируется власть, называются властеотношениями. То есть это двусторонние отношения, когда с одной стороны господствующие, а с другой подчиняющиеся. В-третьих, осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально - волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем обусловить волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием7. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли. В-четвертых, важнейшим признаком власти является наличие силы. Именно этот признак способствует решению вопроса о расстановке положений во властеотношениях. Итак, власть как общесоциальная категория представляет собой прежде всего регулирование общественных отношений, которые складываются на различных этапах развития общества. Можно сказать, что с возникновением общества появилась и власть, так как ее нормальное функционирование невозможно без властеотношений. Понятие власти научными деятелями, исследователями трактуется по-разному, что говорит о неполном изучении этого вопроса. Предполагается, что это связано с динамичным развитием общества, его постоянным движением. Доказательством этого является изменение политического строя на разных этапах развития общества, начиная с первобытнообщинного строя. §2. Свойства государственной власти Государственная власть является видом социальной власти, которая была рассмотрена выше. Несмотря на схожесть их признаков, государственная власть обладает рядом особенностей, которые присуще только ей. Важнейший признак государственной власти заключается в ее политической природе. Она изначально возникла как публичная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени. Этот вид власти реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства. Только государственная власть имеет легальное (законное) право применять принуждение от имени государства. Государственная власть суверенна. Она обладает верховенством внутри страны и независима от чьей-то воли. Абсолютный характер государственной власти проявляется в его возможности регулировать все стороны жизни общества и отдельно человека. Так же стоит отметить, что субъект и объект государственной власти не совпадают. Особенно это заметно при классовом обществе, где экономически господствующий класс является властвующим субъектом, а все остальное население-подвластными. Но при демократическом обществе субъект и объект власти сближаются, даже можно сказать, что частично совпадают. Ярким примером этого является активное участие населения в управлении делами общества, что превращает их в субъект власти. Также государственные органы и должностные лица, обладая возможностью влияния на волю других, являются одновременно и объектом власти, так как зависят от народа- основного источника верховной власти. Честнов И.Л. говорит, что сам термин «государственная власть» - «абстракция и не существует в реальности»8. Нельзя не согласиться с ним, так как этот термин нигде законодательно не закреплен, поэтому многие годы ведутся дискуссии по поводу обозначения понятия и круга интересов, которые затрагивает термин. Государственная власть выражается и действует через деятельность государственных органов и государственных служащих. В отечественной науке вопрос о соотношении государства и государственной власти является малоизученным. Хотя на первый взгляд может показаться, что их взаимосвязь очевидна. Есть разные подходя к разъяснению этого вопроса. Например, одни ученые считают, что государственная власть осуществляется через органы государства и представлена ими. Другие полагают, что государственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, где власть является содержанием, а государство формой. Третьи рассматривают государственную власть в качестве признака государства. Четвертые считают, что государство – это средство осуществления государственной власти. Пятые предлагают проводить соотношение государственной власти и государства с учетом того, что понимается под государством. Последний подход представляется наиболее предпочтительным, так как соотношение государственной власти и государства действительно будет зависеть от того, что мы будем понимать под государством. В научной литературе государство принято трактовать либо в широком, либо в узком смыслах. При этом под государством в широком смысле понимается определенным образом организованное общество (государственно организованное общество), а под государством в узком смысле – определенная организация, управляющая обществом.9 Говоря о соотношении государственной власти и государства в широком смысле, государственную власть следует рассматривать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство в широком смысле – это политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой. Иначе будет выглядеть соотношение государственной власти с государством в узком смысле. Здесь государство рассматривается уже не в качестве определенным образом организованного общества, а в качестве определенной политической организации, функционирующей в обществе. Эта организация выражена в разветвленной системе органов, которые олицетворяют собой государственную власть. Иначе говоря, государство в узком смысле – это определенным образом организованная публичная власть – государственная власть. В этой связи государственную власть, думается, надо рассматривать в качестве содержания государства, а органы государства в качестве ее внешней формы. Государство же (в узком смысле) будет представлять собой единство содержания (государственной власти) и формы (органов, в которых выражена государственная власть). Для более детального рассмотрела этого общественно-политического явления необходимо рассмотреть структуру государственной власти. Перевалов В.Д. придерживается мнения, что в структуре государственной власти взаимодействуют, переплетаясь, компонент социально-психологического, нравственного, правового и предметно-материального порядка10. Структурные элементы государственной власти можно с определенной долей условности подразделить на два вида. Во-первых, это элементы, которые характеризуют ее природу и сущность. То есть определенная социально-экономическими характерными чертами воля доминирующего социального слоя (класса) или народа, связывающая власть с ее субъектом. Также сюда входит концентрированная сила, превращающая властную волю в реальный и действительный фактор общественного бытия, придающая власти свойство принудительности. Ко второму типу следует отнести институциональные элементы, организационно оформляющие власть и принадлежащие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер: государственные органы власти и управления, силовые учреждения с их материальными придатками и правовые нормы (право). Социально-экономическая воля формирует основной компонент каждой социальной власти. Без ее учета невозможно осознать ее природу и явления властвования. Она является связывающим элементом между государственной властью и ее субъектом. Не может быть власти, которая никому не принадлежит (бессубъектной). Именно по этим причинам понятие «властвующий субъект» играет большую роль в учении о государственной власти. Организованная сила является важной частью государственной власти. Здесь говорится не о прямом физическом воздействии, хотя и такой вариант возможен, а о силе в социальном смысле. Организованная сила является главным регулятором общественного правопорядка и нормальной жизни населения. Она нуждается в силе авторитета, традиций, идеологического воздействия, средств массовой информации. То есть организованная сила основывается на добровольном подчинении. Важным структурным элементом государственной власти являются государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие ее механизм (аппарат). Между механизмом (аппаратом) государственной власти и властвующим субъектом появляются сложные взаимосвязи и взаимоотношения, которые в литературе именуются фактической конституцией11. В этом взаимодействии властвующий субъект играет значительную роль. Например, в демократическом государстве, как известно, народ является властвующим субъектом. Но в силу большой занятости и отсутствия специальных знаний он не может постоянно осуществлять власть, которая ему принадлежит. Соответственно, необходимо отбирать специальных людей, которые готовы выполнять властные полномочия на постоянной основе. Нужно отметить, что властвующий субъект не передает государственным органам свои полномочия, он просто их наделяют властными полномочиями. Но практика показывает, что нужно осуществлять контроль за работой механизма государственной власти, так как возможет вариант его разрастания, увеличения независимости. Бесконтрольность и безответственность могут привести к тому, что государственный аппарат из слуг народа превратится в их повелителя. Глубокое единство и сложное взаимодействие существует между правом и государственной властью. Последняя, как правило, содержит нормативно-правовую форму выражения и реализации в жизнь. Право обеспечивает гуманный, наиболее стабильный и эффективный режим властвования, придает легитимность и легальность государственной власти. В то же время за правом стоят сила и мощь государства, государственной властности, придающие праву свойство государственной принудительности. Для регулирования общественных отношений, выполнения задач и функций государства властвующий субъект возводит своеволию в законы, обязательные как для государства, его органов, так и для всего субъектов права. Следовательно, государственная власть служит одним из источников позитивного права, а право- формой выражения и в данной плоскости функциональным элементом государственной власти. Все это превращает государственную власть в мощный регулирующий, управляющий и дисциплинирующий фактор общественной жизни. Кроме того, она является важнейшей гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка, а признанная правовыми началами государственная власть становится и легитимной, и постепенно правовой. §3. Легитимность и легальность государственной власти «В последнее время страна переживает вовсе не болезнь роста, а самый настоящий всеобъемлющий кризис созданной еще Ельциным политической системы, основные параметры которой закреплены в Конституции РФ 1993 г. … Трудно не согласиться с теми, кто полагает, что сегодня в России созрела необходимость весьма радикальной конституционной реформы, осмысленное и целенаправленное проведение которой и может вернуть утерянное доверие населения к власти, восстановить в полном объеме легитимность избранного главы государства…»12. При этом отрадно заметить, что в последнее десятилетие Конституция РФ 1993 г., закрепленные ею принципы государственного строительства, власти, управления, правовой системы становятся предметом не только для конституционно-правовых, но и для иных, часто весьма разноплановых исследований, это более чем важно и, бесспорно, актуально в сложившейся в России ситуации. Данная тема далеко не исчерпана, как это казалось еще в начале 2000 г., она только начинает открываться в самых разных своихаспектах. Ограничения государственной власти могут достигаться и правовыми средствами. Тем не менее, отношения власти и закона достаточно сложны. Если речь идет о демократическом государстве, то власть не только издает законы, но и подчиняется им. Вместе с тем, чтобы быть подлинным правом, а не узаконенным произволом, правовые нормы должны соответствовать общедемократическим, общегуманным ценностям (соблюдение естественных прав человека, обеспечение добра и справедливости в обществе)13. При тоталитарном же политическом режиме обстановка существенно меняется. Государство либо издает законы, в которых за декларацией общепризнанных правовых принципов скрывается их антидемократический характер, либо нарушает ранее принятые законы и нормативные установления, прибегая к силовым методам и откровенному насилию. Регулирование деятельности государства, его органов правом, официальные действия государственных органов на основе юридических норм – важнейшие условия легальности14. Термин «легализация», или «легальность», происходит от латинского слова «Legalis», что означаетзаконный. История института «легализация» или «легальность» уходит своими корнями в глубокую древность. Ссылки на легализацию как основание власти и должного поведения уже в IV–III вв. до н.э. использовались школой китайских легистов в споре с конфуцианцами, требовавшими такого поведения, которое соответствовало бы вселенской гармонии15. Не забывали о легализации и в Средние века в ходе противоборства светская и духовная власти, ссылаясь на священные тексты или династическое престолонаследие как на обоснование своих властных полномочий. В современных условиях легализация власти (политической или государственной) – юридическое понятие, означает установление и поддержку данной власти конституцией и законом. В целом же легализация государственной власти – это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности, узаконение данной власти, осуществляться которое может различными путями и способами. Важнейшим средством легализации государственной власти выступает принятие демократической конституции, созданной при участии населения, одобренной им непосредственно нареферендуме. В то же время известно, что многие современные конституции и законы были приняты недемократическими способами в результате, например, военных переворотов либо простого провозглашения новых конституций. Подобная ситуация имела место и в России, когда действие Конституции 1978 г. было приостановлено Указом Президента РФ № 140016. Другой сложностью в определении легальности власти в государстве является тот факт, что в условиях авторитарных и тоталитарных режимов конституции могут приниматься внешне демократическими способами и содержать широкий перечень прав и свобод граждан, но это не будет соответствовать фактически существующему положению дел. Поэтому легальность государственной власти следует оценивать лишь в комплексе с реальной действительностью. Основным документом, в котором содержатся положения, относящиеся к вопросам легализации государственной власти, запрета ее узурпации в этой сфере, служит действующая Конституция РФ 1993 г.17 В статье 3 Конституции РФ закреплено, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются уголовнымзаконодательством. Таким образом, легализация государственной власти – понятие юридическое, означающее признание, допущение и поддержку того или иного управленческого института, органа правом и, следовательно, основным законом. Обоснование властных полномочий содержится в юридических актах и процедурах, в правовых отношениях. Вместе с тем в мире нередко конституционные законы легализуют антидемократическую, террористическую государственную власть. Поэтому, определяя степень легализации государственной власти в обществе, важно установить, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международно-правовым18. В этой связи представляется необходимым и полезным исследование другой более сложной категории, характеризующей положение власти (политической или государственной) в государстве. Термин «легитимность» возник в начале XIX в. и обозначал политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора Наполеона. Понятие легитимности можно рассматривать в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле слова легитимность означает законность власти. В широком смысле – соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государства и общепринятым принципам и ценностям. Таким образом, данное понятие скорее фактическое, чем юридическое, хотя его составной частью могут быть и юридическиеэлементы. Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству, на основе традиций, либо при анархическом правлении, либо путем всеобщих выборов в рамках демократического правления) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане добровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуют ее законам. Легитимной является власть, с которой согласен народ. Нелегитимная власть опирается на насилие, иные формы принуждения, в том числе психического воздействия. Но чаще всего легитимность – это предмет борьбы (политической, идеологической) за господство определенных политических сил, предмет поиска специальных методов оправдания перед обществом власти данных сил. Особенно остро стоит вопрос о правомерности власти в условиях ее неспособности предотвратить гражданскую и межнациональные войны, противостояния центра и периферии, роста преступности и др. Что касается общества, стабильно функционирующего с преобладающим числом законопослушных граждан, то для такого общества легитимность власти – естественное качество существующих властных отношений. В контексте же отмеченного выше конституционно-правового аспекта в историческом преломлении последнего, при рассмотрении эволюции отечественных конституций в ХХ в. следует указать на особую «юридическую риторику»19, влияющую на социально-психологическое содержание легитимности государственной власти и управления в России. Первоначальную типологию легитимности власти выделил еще М. Вебер, указав на три ее типа: рациональный, традиционный, харизматический20. Рациональная легитимация предполагает, что население поддерживает государственную власть, исходя прежде всего из собственной оценки ее действий. При этом типе легитимации большую роль приобретают скорее практическая деятельность органов государственной власти, должностных лиц, чем их лозунги и обещания. В традиционном типе легитимности власть признается легитимной, т.к. она осуществляется по правилам, укорененным в традициях, отсюда источником легитимности выступает традиционное сознание. Харизматическая же легитимность основывается на вере масс в особые свойства, способности политического лидера, вождя. Источником харизматической легитимности выступает личный авторитет властителя. Сегодня харизматическая власть чаще всего встречается в странах тоталитарного социализма, будучи связанной с определенной идеологией. Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политико-правовой практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Так, например А. Гитлер использован традиционное почтение немцев к закону и харизму вождя. Понимание реальной роли перечисленных типов легитимности позволяет определить пути и способы легитимации власти, а значит, и превосходства в применении силы, где это выражается в легитимном праве применять силу против силы. Хорошо продуманная политика легитимации особенно актуальна в условиях коренных перемен, происходящих в жизни любого общества. Поскольку даже самая горячая поддержка народом может быть утрачена, если система власти не предпринимает постоянных усилий по укреплению доверия к себе, формированию убежденности в правомерности власти. Существование нескольких факторов легитимности политической власти подтверждает это. Так, к факторам легитимности можно отнести, например, время и успех. Время предстает, как характеристика длительности срока функционирования системы и должно быть отражено в сознании граждан. Стабильные и элективные политические системы прилагают большие усилия к тому, чтобы факт длительности существования властных институтов осознавался гражданами. Этой цели служат многочисленные социально значимые ритуалы. Таким образом, люди привыкают к определенному типу власти, традиционным ритуалам и атрибутике, а также к ее силе. Если же власть признается согражданами успешной, эффективной, то она довольно быстро становится легитимной. Естественным с точки зрения граждан способом формирования властных институтов для большинства современных развитых стран являются выборы. Там, где люди выбирают власть и наделяют ее определенными полномочиями, этим властям и законам, которые принимает власть, принято подчиняться. Наибольшее значение имеют прямые выборы, когда тот или иной орган государства, высшее должностное лицо получают мандат непосредственно в результате голосования избирателей (Россия). Между тем такой способ в последнее время применяется все реже. Президенты избираются либо парламентами (Турция), либо выборщиками (США), либо специальными избирательными коллегиями (Германия)21. Ассоциация власти с национальными символами и признание ее народной, питающейся от исторических корней, убеждение граждан в том, что именно эта власть лучшим образом учитывает культурную и историческую специфику данного народа и данной страны, – такой способ легитимации характерен для неэффективных и даже опасных для собственных народов режимов. Правительственная, партийная, идеологическая пропаганда также являются непосредственными способом легитимации и направлена на признание массами государственной политики. Пропаганда как средство легитимации выполняет две важные функции: а) политической социализации, т.е. такого воздействия на массы, которое направлено на усвоение ими социальных и политических норм, определяющих политическое поведение в допустимых правовых и политических границах; б) внешней легитимации правительства, т.е. обоснования перед международным сообществом того, что правительство выполняет свои властные функции и заслуживает международной поддержки иодобрения. Ясно, что важное место в функционировании государственной власти занимает и проблема делегитимации, причины которой кроются во многих аспектах правовой и политической жизни государства. Так, одной из основных причин делигитимации является противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, партикулярными и даже эгоистическими интересами властвующей элиты и связанных с ней социальных групп. Углубление данного противоречия приводит к тому, что власть замыкается в самой себе, теряя поддержку населения. Указанное обстоятельство оказывается одновременно и симптомом развивающегося кризиса силы власти, что, соответственно, не позволяет ей использовать и право, и силу для поддержки своего режима, это будет восприниматься большинством населением как ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: