- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008282 |
Тема: | Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой спортивных дисциплин _________________ (подпись) к.б.н., Жомин К.М. ____ _____________ 20__г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Дипломная работа Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции Выполнил студент группы 03-фк-13 Антон Владимирович Христич _________________ (подпись, дата) Направление подготовки / специальность: 44.03.01. педагогическое образование Специализация / профиль / магистерская программа: Физическая культура Форма обучения: заочная Руководитель: доцент, В.М. Осипов _________________ (подпись, дата) Новосибирск 2017 Оглавление ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические аспекты развития выносливости лыжников 13-14 лет…....6 1.1 Характеристика физического качества выносливости…………….…………….6 1.2 Анатомо-физиологические особенности развития организма у детей 13-14 лет………...…………………………………………………………………………….10 1.3 Методы и средства развития выносливости у юных лыжников 13-14 лет……13 1.4 Возможности применения метода круговой тренировки для развития выносливости у лыжников 13-14 лет…………………………………………….…..22 Глава 2. Задачи, методы, организация исследования…...……….……...………..…31 2.1 Задачи исследования……………………………………………………………..31 2.2 Методы исследования………………………………………………….………...31 2.2.1 Изучение и анализ научно-методической литературы………….……….…..31 2.2.2 Метод наблюдения………………………………………………….……...…..32 2.2.3 Метод педагогического тестирования………………………………….……..32 2.2.4 Метод математико-статистической обработки……………………………….33 2.3 Организация исследования………………………………………………………34 Глава 3. Результаты исследования……………..………………….…………...…….36 3.1 Результаты исследования и их обсуждение……………………………….……36 3.2 Описание комплексов круговой тренировки для развития выносливости у лыжников 13-14 лет…………………………………………………………………...44 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………...49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….51 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..53 ПРИЛОЖЕНИЕ….……………………………………………………………………57 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Резко возросшие требования к подготовке лыжников, вызванные бурным ростом спортивных результатов на всех дистанциях, потребовали значительного повышения объема тренировочной работы, ее интенсивности и специфичности. Поэтому развитие такого физического качества как выносливость в учебно-тренировочном процессе в данной ситуации как нельзя более актуально, чем когда-либо ранее. В настоящее время тренер не может рассчитывать на серьезный успех, если в своей работе не использует научный подход при решении вопросов тренировки лыжников. За последние годы специалистами произведены различные исследования по проблеме развития выносливости в циклических видах спорта, в том числе в лыжном спорте. Выносливость – это способность выполнять длительное время работу заданной интенсивности, или противостоять наступающему утомлению. Общая выносливость характеризуется длительным выполнением работы с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур. В условиях умеренных нагрузок она эффективно развивается на протяжении всего школьного возраста. Детский и подростковый возраст являются наиболее благоприятными для совершенствования общей выносливости как основы для последующей тренировки в большом объеме с высокой интенсивностью. Поэтому в период среднего школьного возраста следует обращать особое внимание на развитие общей выносливости. Систематическое использование тренировочных заданий, предъявляющих значительные требования к скоростной выносливости, может быть оправдано в основном после завершения процессов полового созревания и при наличии хорошо развитой общей выносливости. Итак, в теории и методике лыжного спорта развитие специальной выносливости занимает одно из важнейших мест, поскольку именно от нее во многом зависит соревновательный результат. Исследования, рассматривающие возможность развития выносливости в учебно-тренировочном процессе, остаются актуальными и сегодня. Это разработка таких вопросов, как выбор средств, форм, методов развития выносливости на различных этапах подготовки, повышение эффективности использования учебно-тренировочного времени. Показ высоких спортивных результатов требует от спортсменов высокого уровня развития физических качеств. Чем выше уровень развития этих качеств, тем выше работоспособность организма, продолжительность работы при одновременно меньших затратах времени. Объект исследования – тренировочный процесс лыжников. Предмет исследования – методика развития выносливости у юных лыжников 13-14 лет. Цель работы – выявить особенности развития выносливости у юных лыжников 13-14 лет. Задачи: 1) на основе анализа научно-методической литературы по проблеме исследования изучение теоретических и методических основ развития выносливости у юных лыжников; 2) выявление уровня развития выносливости у юных лыжников; 3) разработка комплекса круговой тренировки, направленной на развитие выносливости лыжников, и определение эффективности влияния занятий с использованием метода круговой тренировки на повышение уровня развития выносливости лыжников. Научная гипотеза: мы предположили, что использование комплексов круговой тренировки в подготовке юных лыжников позволит значительно повысить уровень развития выносливости, и как следствие, добиться более высоких результатов в избранном виде спорта. Научная новизна: были разработаны и экспериментально апробированы комплексы круговой тренировки, направленные на развитие выносливости у юных лыжников. Практическая значимость работы: на основании полученных результатов исследования, составленные нами комплексы круговой тренировки можно рекомендовать для использования в учебно-тренировочном процессе. На защиту выносится: влияние метода круговой тренировки в подготовке лыжников 13-14 лет на развитие выносливости. Структура и содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, библиографического списка, включающего 45 работ отечественных авторов, из них 25, выпущенных после 2010 года. Изложена на 62 страницах компьютерного текста, включает 10 таблиц, 5 рисунков и 1 приложение. Глава 1. Теоретические аспекты развития выносливости у лыжников 13-14 лет 1.1 Характеристика физического качества выносливости В научной литературе под выносливостью обычно понимают способность человека к длительному выполнению мышечной работы. Проблемы выносливости интересовали многих известных отечественных исследователей, таких как Л.П. Матвеев, В.Н. Селуянова, В.И. Лях и других. В «Энциклопедии физической подготовки» авторы Е.Н. Захаров, А.В. Карасев и А.А. Сафонова дают следующее определение выносливости: это «способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности» [9, 205]. При этом, как указывают ученые, уровень выносливости определяется, как правило, временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Качество выносливости необходимо при ходьбе на лыжах, при длительном беге, при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера. Специалисты выделяют два вида выносливости – общую и специальную. Общая выносливость – это способность противостоять протяженным нагрузкам со средней интенсивностью при глобальной функциональной активности всей мышечной системы. Основой общей выносливости являются аэробные способности. Отличительная черта этого вида выносливости проявляется в его широкой области охвата, переносу на различные виды спорта. Например, если развивать общую выносливость в беговых упражнениях, то улучшение будут видны и в лыжной гонке и в ходьбе. Успехи тренировки общей выносливости зависят от техники спортсмена (от экономичности выполняемых движений) и от его умений противостоять усталости. Таким образом, данный вид выносливости определяется как сумма некоторых типов специальной выносливости и обуславливается возможностями вегетативных систем организма. Общая выносливость является основополагающей для развития специальной выносливости и играет ключевую роль в развитии физического состояния человека. Для развития общей выносливости следующие применяются методы: 1. Равномерный метод заключается в продолжительном выполнении упражнений с умеренной нагрузкой. Сюда входят такие занятия как ходьба, бег, плавание, лыжный спорт, гребля. Используется на начальных этапах тренировок. 2. В основе переменного метода лежат цикличные тренировки с переходом нагрузок от умеренных до тяжелых. Это может быть бег, лыжный спорт, велосипедный спорт. Используется на соревновательном и подготовительном этапе. 3. Повторный метод – довольно «жесткий» метод, который используется только после подготовительных этапов. Он подразумевает итеративное прохождение дистанций с максимальной отдачей сил с перерывами на восстановление пульса. Сюда входят бег, ходьба на лыжах, имитационные упражнения. 4. Итеративный метод проходит в процессе соревнований между спортсменами. Применяется для развития соревновательной выносливости. 5. Круговая тренировка направлена на повторное выполнение упражнений. У этого метода есть разновидности: длительная тренировка, направленная на общую выносливость и повторная, развивающая специальную выносливость. 6. Важнейшим методом является игровой метод, поскольку в процессе игровых тренировок спортсмен повышает не только выносливость, но и ловкость, координацию и быстроту. Специальная выносливость – это умение переносить длительные нагрузки, относящиеся к конкретному виду деятельности. Данный вид выносливости представляет собой многокомпонентное двигательное качество. Для того, чтобы подобрать нагрузку для отдельных компонентов упражнений нужно изменять их параметры, выполняемые в процессе тренировки. Для отдельных профессий или их групп существуют свои сочетания компонентов. Специальная выносливость проявляется, например, в беге, в поддержке нужной скорости, в таком случае её называют скоростной выносливостью. Развитие такой выносливости также зависит от физиологических и психологических факторов. Специальная выносливость выступает как основное качество в беге на средние и длинные дистанции, она поддерживает стабилизацию скорости на дистанции забега. Для улучшения специальной выносливости различают два основных подхода: 1. Аналитический, характеризуется оказанием влияния на каждый из факторов, от которого зависит уровень развития выносливости в отдельном виде спорта. 2. Целостный подход, характеризуется оказанием совокупного воздействия на различные факторы выносливости. Работая над улучшением выносливости, стоит брать во внимание логику, использования тренировочных упражнений, так как неправильное сочетание нагрузок может привести к снижению эффективности. На первом этапе нужно оказать внимание развитию общей выносливости. На втором – увеличить нагрузку в смешанном аэробно-анаэробном режиме. На третьем этапе следует максимизировать нагрузки выполняя более интенсивные упражнения. Структура многокомпонентного качества выносливости (специальной) отражена на рисунке 1. Рисунок 1. Структура многокомпонентного качества выносливости В зависимости от преимущественного проявления других способностей выделяют скоростную выносливость, силовую выносливость и координационную выносливость [10, 140]. В зависимости от мощности (интенсивности) работы выделяют: выносливость к работе умеренной мощности, выносливость к работе большой мощности, выносливость к работе субмаксимальной мощности, выносливость к работе максимальной мощности. Выше перечислены основные и наиболее исследованные виды выносливости. Но в практике физической культуры существуют и другие проявления выносливости, которые группируются по тем или иным признакам, например: – выносливость к работе циклического, ациклического и смешанного характера; – выносливость статическая и динамическая; – выносливость аэробная и анаэробная; – выносливость дистанционная, игровая или многоборная; – выносливость локальная, региональная или глобальная [33, 45]. Различные виды выносливости независимы или мало зависимы друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточно скоростной [18, 3]. Таким образом, выносливость является одним из наиболее показательных факторов физической подготовки человека. Под этим термином подразумевается способность человеческого организма противостоять физическим нагрузкам, то есть то, насколько долго он может проделывать какую-либо работу без снижения эффективности. Выносливость, в первую очередь, зависит от функционального состояния организма. Также на нее влияют такие факторы как координация движений и психологические показатели, например сила воли, упорство, стремление достижения цели. Подводя итог, следует отметить, чем лучше развита выносливость, чем выше ее уровень, тем позже начинается общее утомление, позже появляется фаза утомления, успешнее будет происходить борьба организма с усталостью, продолжительнее может быть сама работа. 1.2 Анатомо-физиологические особенности развития организма у детей 13-14 лет Возраст 13-14 лет специалисты относят к среднему школьному возрасту. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Это период бурного и неравномерного физического развития: 1. Происходит ускорение роста. Интенсивно происходит рост скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость [21, 103]. 2. Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы школьник не уставал при длительной физической нагрузке, ему необходим отдых. 3. Диспропорция сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Результатом являются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли. 4. Нарушения со стороны нервной системы: – повышенная возбудимость; – вспыльчивость; – раздражительность; – склонность к аффектам [21, 104]. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачек в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет [32, 123]. Сердечно-сосудистая система у подростков отмечается функциональной и морфологической незрелостью. Кроме того, отмечается продолжающееся развитие ЦНС, из-за чего незрелыми являются механизмы, которые координируют и регулируют разнообразные функции сердца и сосудов. В виду указанной особенности адаптационные возможности у системы кровообращения у школьников 13-15 лет меньше, ем в юношеском возрасте. При этом система кровообращения не экономно реагирует на различные нагрузки. Почти в два раза у школьников 11-14 лет увеличивается объем легких, в то же время повышается на значительный уровень объем дыхания в минуту и увеличиваются показатели жизненной емкости легких: у мальчиков с 1970 мл. в 12 лет до 2600 мл. в 15 лет; у девочек – с 1900 мл. в 12 лет до 2500 мл. в 15 лет. У детей в возрасте 13-14 лет режим дыхания менее эффективен, чем режим дыхания взрослых. У школьника происходит потребление 14 мл. кислорода за один дыхательный цикл, а у взрослого за один дыхательный цикл идет потребление кислорода в количестве 20 мл. Поэтому школьники имеют меньшую возможность задержки дыхания и меньше могут работать в условиях, когда кислорода недостает. У детей быстрее снижается насыщение крови кислородом, чем у взрослых людей. Чем моложе организм школьника, тем интенсивнее происходит его рост и развитие. Неравномерно увеличиваются вес тела и рост. Увеличение веса тела и роста совпадает по возрастным периодам. При этом увеличение тела связано с развитием внутренних органов и двигательного аппарата. Необходимо особо отметить, что относительно поздно заканчивается развитие костей. К 9-11 годам завершается окостенение фаланг пальцев, к 10-13 годам завершается окостенение кости запястья, к 15-25 года происходит полное срастание диафизов и эпифизов трубчатых костей [41, 16]. Развитию костного аппарата способствуют различные физические упражнения. Однако при этом если школьник 13-14 лет делает тяжелую для него работу, то это имеет неблагоприятное последствие – преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей. Большей эластичностью отличается у школьников 13-14 лет связочный аппарат. Поэтому школьники более гибкие, чем взрослые люди. Пропорционально увеличению общих размеров тела происходит развитие и скелетных мышц. При этом рост мышечной массы немного опережает развитие силы. Иногда отмечается задержка развития силы. Это происходит из-за того, что она зависит не только от толщины мышц, но и от способности в работу включать одновременно максимальное количество двигательных единиц. У школьников 13-14 лет несовершенной является способность восприятия и наблюдения за внешней действительностью. Они воспринимают неточно внешние предметы и разнообразные явления, при этом выделяют в них случайные признаки и особенности, которые привлекли их внимание из-за разнообразных причин [7, 43]. У детей 13-14 лет мышление является наглядно-образным, оно неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, мышление тесно связано с деятельностью воображения. Детям удается с трудом усваивать понятия, которые отличаются абстрактностью, так как данные понятия не связаны с действительностью [6, 83]. Все рассмотренные особенности среднего школьного возраста могут значительно влиять на учебный и тренировочный процесс. Но в каждом из качеств, еще не до конца сформированной, психики ребенка можно увидеть также и возможности для дальнейшего развития и роста личности ученика переходного возраста. 1.3 Методы и средства развития выносливости у юных лыжников 13-14 лет Успешное решение задачи всестороннего физического воспитания юных лыжников во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки, от правильного соотношения общей и специальной физической подготовки на протяжении ряда лет и в годичном цикле. Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную, между которыми существует тесная связь. Это деление условно. Оно позволяет лучше построить педагогический процесс, использовать с большим эффектом различные средства, методы и формы проведения занятий с детьми и подростками. Общая физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всего организма юного лыжника, развитие его мускулатуры, укрепление органов и систем и повышение их функциональных возможностей, улучшение способности к координации движений, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложения и осанки. Решение этих задач обеспечивает в наибольшей мере всестороннее развитие и улучшение здоровья юного лыжника. Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для избранного вида спорта (например, скоростных и силовых качеств, специальной выносливости и быстроты спортсмена). Процесс всесторонней физической подготовки характеризуется постепенным возрастанием объема общей и специальной физической подготовки. Однако соотношение между ними непрерывно изменяется: из года в год постепенно увеличивается удельный вес объема специальной физической подготовки (по отношению к общему объему тренировочной нагрузки), и соответственно несколько уменьшается удельный вес объема общей физической подготовки. На этапе начальной подготовки с целью создания прочной базы общей физической подготовленности используется обширный комплекс физических упражнений, воздействующий на развитие основных физических качеств (особенно быстроты, выносливости и ловкости) и на обогащение двигательного опыта. Важную роль в решении этой задачи играет подготовка к сдаче нормативов [13, 112-113]. На этапе специальной подготовки правильный подбор средств общей физической подготовки приобретает все большее значение. К средствам общей физической подготовки, отвечающим специфике избранного вида, относятся упражнения, которые: а) наиболее эффективно решают задачи всестороннего физического развития и укрепления здоровья; б) имеют сходство по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы организма в целом. Например, средством общей физической подготовки для прыгунов может быть толкание ядра, так как в том и другом случае имеется взрывной характер усилий мышц; в) способствуют более полному развитию специальных качеств, необходимых в данном виде спорта. Например, кроссы широко применяются лыжниками для развития общей выносливости, как базы для развития специальной выносливости; г) способствуют улучшению общей координации движений и обогащают спортсмена такими разнообразными двигательными навыками, которые помогают формированию специальных навыков (например, прыжки, упражнения из других родственных видов спорта); д) помогают более полному и скорейшему восстановлению работоспособности лыжников путем его переключения на иной характер движений, а также способствуют нормальной деятельности организма лыжника в процессе тренировки. Например, подвижные и спортивные игры, плавание и разнообразные упражнения, проводимые в иной обстановке, чем основные тренировочные занятия [8, 70]. Рассмотрев физическую подготовку юных лыжников 13-14 лет, мы видим, что при выборе средств физической подготовки многие исследователи предлагают осуществлять подбор в соответствии с конкретными целями, и направлять их на развитие силовых и скоростно-силовых качеств, на развитие выносливости, быстроты. Для того, чтобы добиться положительных результатов необходимо учитывать возрастные особенности. Как мы уже знаем, показатели младшего школьного возраста незначительны. Например, мощность работы, может быть сохранена в течение 9 мин., у детей 9 лет составляет 40% мощности. Однако к 10-летнему возрасту становятся более работоспособными. Показатель выносливости возрастает наиболее существенно; у юноши в 16 лет, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводиться направленной тренировки. Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточно место во всех формах работы по физическому воспитанию лыжников на занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов. В лыжной спорте можно добиться отличных результатов если учитывать все высшее упомянутые особенности (возрастные, половые и индивидуальные), и нагрузки направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле, и необходимо оптимальные условия для регулярной тренировки. Физическая подготовленность определяется как одна из задач физического воспитания и спортивной тренировки, заключающаяся в развитии двигательных качеств человека. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают разностороннее воздействие на все органы и системы, в том числе на двигательные способности человека. Принято различать такие способности или качества: силу мышц, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и в дополнение к ним – способность к равновесию, к произвольному расслаблению мышц, мягкость движений, ритмичность, координированность и другие [1, 3]. В системе тренировочного процесса спортсмена наряду с решением различных задач тактической и технической подготовки, теоретической, морально-волевой, психологической подготовки важнейшее место занимает физическая подготовка [23, 43]. Обеспечивая развитие силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости, гибкости, она способствует также и формированию ритмо-скоростной структуры двигательных действий спортсмена, закреплению рациональной спортивной техники. Выносливость – это жизненная энергия, поэтому пренебрегать этим важным физическим качеством нельзя. Для повышения уровня специальной выносливости следует применять специальные упражнения на фоне утомления [39, 116]. Известно, что уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенное значение имеет, так называемая, экономизация функций организма. Вместе с тем на выносливость оказывают влияние координация движений и сила психических (особенно волевых) процессов. Приступая к развитию общей выносливости, спортсмену следует так использовать упражнения, чтобы они, воздействуя на организм, увеличивали функциональные возможности дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства [39, 208]. Наиболее общими и важными факторами, определяющими разные виды выносливости, являются процессы энергетического обеспечения работы во время самой работы. Проявление выносливости в лыжном спорте зависит от эффективности совместной деятельности всех источников энергообеспечения. Роль аэробного и анаэробного компонента выносливости существенно изменяется в зависимости от характера мышечной деятельности, возраста, уровня подготовленности спортсмена, этапа сезонной подготовки и применяемых тренировочных средств. Аэробная работоспособность имеет наибольшее значение в продолжительной мышечной деятельности, когда имеется полная возможность удовлетворения работающих мышц кислородом. Велико значение аэробных возможностей и период восстановления после нагрузки смешанно аэробно-анаэробного характера в интервалах отдыха между упражнениями в процессе тренировки, а также во время пауз [11, 48]. В итоге повышение подготовки юных лыжников будет полностью связано с рационализацией планирования тренировочного процесса: 1. Развитие выносливости не находится в противоречии с развитием скоростно-силовых качеств при условии, что объем средств аэробной направленности соотносится с объемом средств скоростно-силового воздействия в пропорции 1 : 0. 3. Причем, развитие скоростно-силовых качеств должно проходить в течение всего годового цикла. Но в летней тренировке больше используются неспецифические средства подготовки, а в дальнейшем упражнения носят более специализируемый характер. 2. Слишком ранний жесткий специализируемый режим работы может привести к временному увеличению специфической адаптации, а затем к ограничению общей выносливости и к локальному мышечному утомлению. Поэтому важное значение имеет непременное соблюдение определенных принципов развития аэробной выносливости, что обеспечивает повышение анаэробных средств тренировки. 3. Гликлоитические нагрузки (4-ая зона интенсивности ) целесообразно вводить лишь в контрольно-подготовительном цикле и в соревновательном периоде, но только после длительной и тщательной подготовки в 1-ой и 2-ой зонах интенсивности. 4. Специальные упражнения в большей степени, чем общеразвивающие, вызывают локальные изменения в работающих мышцах, поэтому в соревновательном периоде объем средств ОФП не должен быть ниже 30% общего объема. 5. Физиологическая направленность тренировочных нагрузок 3-ей зоны интенсивности связана с совершенствованием этого важного в качественном отношении энергетического механизма, определяющего развитие силовой выносливости. Поэтому объем тренировочных нагрузок 3-ей зоны должен составлять в годовом цикле не менее 30%. Понятно, что различие в характере индивидуальной физиологической адаптации организма требует нестандартных решений в методике подготовки лыжников. Поэтому любая предлагаемая схема тренировочных нагрузок с указанием их процентных соотношений по зонам интенсивности на уровне отдельных циклов, носит только рекомендуемый характер. Главное, данная система подготовки не ограничивает творческой инициативы тренеров в выборе средств и методов подготовки, как в микроциклах, так и в отдельных тренировочных занятиях. Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод. Для развития специальной выносливости применяются: 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы. В качестве тренировочных заданий можно использовать широкий круг средств и методов, в том числе некоторые виды фартлека, круговую тренировку скоростно-силовой направленности, различные виды спортивных игр, некоторые модификации комплексного развития физических качеств в виде полосы препятствий, игровых упражнений. В современном лыжном спорте для развития специальной выносливости применяются разнообразные методы и средства спортивной тренировки, способствующие интенсификации тренировочного процесса для достижения предельно допустимого уровня функциональных возможностей основных систем энергообеспечения и ведущих физических качеств. При этом существующая на сегодняшний день методика развития специальной выносливости юных лыжников-гонщиков требует дальнейшей разработки [8, 65]. Тем не менее, несмотря на разнообразие современных исследований по лыжному спорту, наиболее важной и наименее изученной остается проблема применения мышечных нагрузок различной направленности, которые могли бы обеспечивать целенаправленное воздействие на формирование основных компонентов специальной выносливости. Ученые И.А. Ивко и А.В. Бульба для развития общей выносливости южных лыжников разработали комплекс дыхательных упражнений для применения на занятиях в секции у юных лыжников 13-14 лет. Разработанный комплекс направлен на: – обучение правильному ритму дыхания и возможности использования дыхательных упражнений со специальными упражнениями лыжников; – совершенствование дыхательных механизмов в процессе передвижения на лыжах, развитие дыхательной мускулатуры; – укрепление и сохранение здоровья занимающихся детей, и, как следствие, улучшение спортивных результатов. Предложенный И.А. Ивко и А.В. Бульба комплекс дыхательных упражнений состоит из четырёх групп специальных упражнений: 1. Упражнения, направленные на развитие дыхательной мускулатуры. 2. Упражнения, направленные на совершенствование ритма дыхания. 3. Дыхательные упражнения в сочетании с передвижением на лыжах. 4. Упражнения трехфазного дыхания в сочетании с произношением речевок во время передвижения на лыжах. Основной задачей упражнений, направленных на развитие дыхательной мускулатуры является развитие мускулатуры внешних межрёберных мышц, мускулатуры диафрагмы. Именно эти мышцы вызывают увеличение объёма грудной клетки и лёгких. При выполнении дыхательных упражнений осуществлению вдоха способствуют мышцы: лестничные и грудинно-ключично-сосцевидная, а также грудные. С их помощью рёбра поднимаются выше, чем при обычном дыхании. При выполнении этих дыхательных упражнений более активным процессом становится выдох. Внутренние межрёберные мышцы активно тянут рёбра вниз. Им помогает широчайшая мышца спины. Упражнения, направленные на совершенствование ритма дыхания, применяются на начальном этапе обучения дыхательным упражнениям и по мере их совершенствования. Их отличают простота в методике использования, доступность, лёгкость в определении применения дозировки. В основе применения были положены упражнения на ритм дыхания с совершенствованием глубины и частоты дыхательных движений (эти упражнения требуют определённого уровня подготовленности): 1. Имитация лыжных ходов с использованием дыхательных упражнений. Тренер дает задание на выполнение активного вдоха и выдоха, согласование дыхания с циклами движения рук или ног при имитации лыжных ходов на учебно-тренировочном кругу. 2. Выполнение дыхательных упражнений во время передвижения на лыжах. При передвижении на лыжах на каждое кратное движение рук или ног делается активный вдох и выдох. Упражнения трехфазного дыхания в сочетании с произношением речевок во время передвижения на лыжах можно применять, начиная со 2-го этапа. В начале обучения специальные дыхательные упражнения на освоение трехфазного дыхания необходимо выполнять отдельно без произношения речёвок. Применение упражнений дыхательно-речевой гимнастики на секционных занятиях направлено на постановку физиологически правильного рационального вдоха и естественного выдоха, совершенствование функциональных возможностей внешнего дыхания: формирование навыков правильного рационального дыхания в покое и в движении, развитие произвольной регуляции дыхания, координации дыхательной и моторной функций, укрепление дыхательной мускулатуры, развитие силы и выносливости дыхательной мускулатуры, координации дыхания и движения. Упражнения трёхфазного дыхания необходимо выполнять по ходу передвижения на лыжах, по команде тренера. Если упражнения вызывают усталость, затруднения дыхания или любое другое неприятное ощущение, его выполнение следует тотчас прервать. Предложенный комплекс рекомендуется использовать в течение всего учебного года на занятиях 3 раза в неделю. В разработку комплекса авторами были включены данные исследований Д.В. Посохова (2009). Комплекс составлялся с учетом доступности использования дыхательных упражнений для данного возраста и форме занятий, отсутствием дополнительного технического оборудования. 1.4 Возможности применения метода круговой тренировки для развития выносливости у лыжников 13-14 лет Основой высоких результатов в лыжном спорте является отличная функциональная и силовая подготовка организма спортсмена. Главное – достичь высокой работоспособности организма: повысить функциональные способности органов и систем, увеличить силовой потенциал мышц [17, 215]. С этой целью специалистами была разработана система круговой тренировки. Круговая тренировка – это эффективная организационная и методическая форма вып....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: