VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Специфика работы с юными журналистами г

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012187
Тема: Специфика работы с юными журналистами г
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»
  
Институт филологии и журналистики
Факультет журналистики
  
  
  
Скворцова Евгения Олеговна
Специфика работы с юными журналистами г. Тамбова
  Курсовая работа




Студентка 1 курса
Направления: 42.04.02
Мультимедийная журналистика
заочной формы обучения

Научный руководитель: 
кандидат филологических наук, доцент
Зверева Екатерина Анатольевна


Тамбов 2018
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Медиаобразование современных школьников………………………6
	1.1 Понятие и методика медиаобразования………………………………6
	1.2 Журналистика как творчество для подростков……………………..10
Глава 2. Особенности работы с юными журналистами……………………….15
	2.1 Практика медиаобразования в г. Тамбове…………………………15
	2.2 Специфика преподавания журналистики (на примере работы Агентства детской прессы в г. Тамбове)……………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………………..28
Приложение 1…………………………………………………………………….31
















Введение

	В настоящее время современная подростковая журналистика в силу технического прогресса, развития Интернета и всеобщей компьютеризации становится все более популярной. Сами юноши и девушки выражают свои мысли, отражение которых они не видят в СМИ. 
     Пусть это можно назвать «самодеятельностью», но подростки стараются оформлять свои мысли «по-взрослому». И у многих юных журналистов это получается. Чтобы направить потенциал в нужное русло и развить важные для журналиста качества, с инициативным подростком нужно работать, общаться и творить.
     Выбор темы курсовой работы обусловлен, на мой взгляд, ее актуальностью, которая заключается в значимости медиаобразования для талантливых школьников. Старшеклассники шагают в ногу со временем и с развитием технологий, отсюда у них появляется желание открыто выражать свои мысли. Такой потенциал важно не упустить и не дать подростку свернуть на ложный путь.
     Объектом исследования в настоящей работе выступают занятия трех видов детского медиаобразования в Тамбове: школьного телевидения, курсов профессиональной ориентации и Агентства детской прессы.
     Предметом исследования является специфика работы с юными журналистами на примере занятий Агентства детской прессы, особенности преподавания и взаимодействия с подростками.
     Цель исследования заключается в том, чтобы, опираясь на общие представления о методике медиаобразования, выявить особенности преподавания журналистики школьникам старших классов. Важно выявить алгоритм действий в рассматриваемой области.
     Этой целью обусловлены следующие основные задачи:
1. Выявить методику медиаобразования;
2.  Определить творческий характер восприятия журналистики подростком;
3. Проанализировать практический подход к обучению подростков журналистики в г. Тамбове;
4. Охарактеризовать особенности преподавания журналистики на примере агентства детской прессы.
     В процессе работы применялись методы анализа и синтеза для выведения закономерностей обучения юных журналистов. Также в работе использованы такие практические методы, как наблюдение за работой Агентства детской прессы, описание, интервью и опрос для составления полной картины практической части.
     Теоретическую основу исследования составили работы социолога Н.И. Гендиной для понимания состояния информационной культуры, научные статьи ведущих преподавателей вузов страны Ю.А. Бубновой, И.В. Белкиной, А.В. Онкович и других для анализа опыта работы с юными журналистами, а также учебное пособие Т.Н. Ле-ван о пользе информационных технологий для современных подростков.
     Материалом исследования выступают функции Агентства детской прессы в Тамбове, практика общения с подростками и преподавателями по журналистике, личные наблюдения за работой детского медиаобразования в городе.
     Структура работы представлены введением, двумя главами, заключением и списком используемых источников.
     В первой главе «Медиаобразование современных школьников» определяются понятия медиаобразования, его цели и задачи, а также его роль в жизни подростков как творческой составляющей.
     Во второй главе «Особенности работы с юными журналистами» проводится анализ практики медиаобразования в Тамбове, приводятся примеры школ журналистики , а также выводятся закономерности работы с подростками, которые планируют связать свою профессию с журналистикой.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 1. Медиаобразование современных школьников

     «Научить журналистике нельзя,» - самое распространенное мнение среди уже состоявшихся журналистов. Студенты часто говорят, что получают знания на практике, а профессионалы уже и не помнят, чему их учили. Говорят, что все самое важное получают «в поле». 
     Правда ли это определиться сложно. Зато четко ясно, что для обучения будущих журналистов нужно увидеть их потенциал и раскрыть все нужные способности. Для этого сегодня создается множество школ, клубов и кружков журналистики для подростков, которые видят себя в этой профессии.
     В XXI веке медиаобразование стоит наряду с филологическим, активно развивается и привлекает все больше внимания молодежи. Отсюда есть потребность в воспитании современных кадров для преподавания журналистики.

1.1 Понятие и методика медиаобразования
	
	С течением времени информационное пространство становилось все более доступным. Когда уже любой человек, независимо от возраста и профессии, стал активным пользователем всех медийных технологий, увеличилось и количество задач, которое было возложено на медиаобразование.
	Медиаобразование – деятельный процесс развития и саморазвития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа)1. Главным образом речь идет о формировании информационной и медиаграмотности как у обычных пользователей ИКТ, так и у будущих профессионалов в сфере медиа.
	Отсюда в современном медиаобразовании доктор педагогических наук Онкович А.В. выделяет несколько основных направлений:
1. Медиаобразование будущих специалистов – журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и т.д.;
2. Медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах в системе повышения квалификации преподавателей вузов и школ;
3. Медиаобразование как дополнительное образование школьников и студентов, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);
4. Дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, Интернет;
5. Самостоятельное медиаобразование.
     Тем временем медиаобразовательная деятельность подразумевает опору на теоретическую основу. Например, А. В. Федоров наиболее фундаментально подошел к их анализу. Он выделяет 11 медиаобразовательных теорий2:
1. Защитная теория: массмедиа негативно воздействует на неокрепшие умы подрастающего поколения;
2. Источник «удовлетворения потребностей» аудитории: помощь подрастающему поколению в извлечении из медиа максимально полезной информации;
3. Практическая теория: образование в сфере медиа должно исходить из удовлетворения потребностей аудитории в создании собственных медиатекстов;
4. Теория критического мышления аудитории: подрастающее поколение следует обучать грамотному восприятию, пониманию и анализу разнообразной информации;
5. Идеологическая теория: стремление вызвать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации или, наоборот, внушить, что сложившаяся система медиа – самая лучшая.
6. Семиотическая теория: информация чаще всего носит завуалированный характер, который может угрожать свободе потребления медиаинформации, аудиторию следует обучать правильному прочтению, анализу и описанию медиатекстов;
7. Культурологическая теория: медиа предлагает информацию, а не навязывает ее, аудитория вкладывает смысл в тексты и самостоятельно анализирует их;
8. Эстетическая теория: помощь подрастающему поколению в понимании законов и языка художественной стороны медиаинформации;
9. Теологическая теория: медиа – канал духовных, эстетических, моральных ценностей;
10. Экологическая теория: необходимость развития экологии медийного восприятия как составной части медиаграмотности;
11.  Этическая теория: приобщение аудитории к той или иной этической модели поведения.
     Отсюда можно заметить, что важно различать разные подходы к медиаобразованию. Но медиапедагогу не следует опираться только на одну теорию. Возможно, лучше интегрировать идеи, которые несет каждая из них. Например, теорию критического мышления можно смело разбавить этической или культурологической теориями. Это поможет школьнику развить свои личные качества и проявить творческую сторону мышления.
     Стоит заметить, что для данного исследования важно не останавливаться на отдельной теории медиаобразования, чтобы полностью рассмотреть подходы к обучению старшеклассников журналистике. Следует выделить то направление медиаобразования, которое отвечает за воспитание будущих специалистов. Именно они в будущем смогут успешно применять навыки работы с массмедиа для воспитания своих преемников. 
     Медиаобразование в свою очередь имеет массу плюсов, которые позволят ученикам не только познать свои умения в сфере журналистики, но и дадут проявить себя с творческой стороны, показать свою социальную активность, а кому-то даже определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Подростки получают системные знания, которые пригодятся им в активизации деятельности, привлекут внимание к информационному прогрессу и помогут достичь своих высот в любом направлении.
     Обучать подростка работе в сфере медиа должен человек, который сам имеет определенную практику. С задачей будет легче справиться бывшему или действующему редактору информационного интернет-портала, ведущему телепрограммы или директору журнала. Такие люди смогут не просто скучно преподать теорию, но и рассказать ее на своем примере. Жизненные ситуации помогают лучше понять, какой из описанных в учебниках жанр или метод выбрать. К тому же профессиональному практикующему журналисту самому интересна сфера медиаобразования. Он будет сам вовлечен в процесс, а обучающихся обязательно это подкупит.
     С одной стороны, у подростков происходит активное развитие креативного мышления, восприятия, памяти и воображение. Они учатся контролировать себя, следить за собой и познавать. Так они формируют свое мировоззрение и перестраивают отношения со всеми вокруг. С другой стороны, старшеклассники очень эмоциональны и возбудимы. Они часто отвлекаются, меняются в настроении и чаще обижаются. Самое главное, что многие ребята в этом возрасте поддаются лени и бросают начатое, если что-то перестает получаться.
     Педагогу важно помнить, что это еще дети, для которых главный вид деятельности – это игра. Привлечь внимание смешной шуткой, интересным видео и красивыми фото недостаточно. Его нужно удержать. Сделать это можно в игровой форме, учитывая возраст подростков.
     «Игра в журналистику» обязательно должна выполнять определенные задачи так, чтобы подростки и не догадались, что их учат. Вроде бы развлекаясь, юные журналисты учатся развивать самостоятельность суждений, делают обоснованные выводы, осваивают технологии массовой коммуникации и формируют собственную систему ценностей. Это поможет школьнику почувствовать себя значимым, найти свою позицию в сфере медиа и оттолкнуться от этого в сторону профессионального медиаобразования.
	
1.2 Журналистика как творчество для подростков

	О детской журналистике написано множество научных трудов. В первую очередь, в каждом из них журналистику рассматривают не как теорию или профессию, а как средство выражений собственных чувств, мыслей, как творчество. 
     Психологи-консультанты в своих исследованиях определяют подростков как сгустки энергии, амбиций и энтузиазма. Ребята начинают осознавать свои права и обязанности, отстаивать свою точку зрения. Но при этом они остаются все так же наивны, ветрены и несформированны. Их нужно обуздать и направить в жизнь. Иначе бунтарь, живущий внутри каждого ребенка, возьмет главенство и начнет строить свою жизнь не лучшим образом. 
	Подросток – формирующаяся личность, у которой интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения и принципы. В этот период резко возрастает ценность общения и появляется потребность высказываться, иметь свободу своего слова. Дети начинают чувствовать себя старше, начинают «играть во взрослых». Даже сами подростки не могут определить себя ни к взрослым, ни к детям: «это существо, требующее внимания», «кошмар для взрослых», «человек, нуждающийся в понимании», «взрослый ребенок, которому хочется все попробовать», «китайское печенье, в котором никогда неизвестно, что внутри»3.
     Многие подростки за самовыражением обращаются к листку и ручке, а самые продвинутые достают гаджеты и ведут видео- или обычные блоги. Так любые мысли, чувства приобретают очертания, смысл. На бумаге появляются стихи, размышления формируются в эссе или очерки, в интернете появляются картинки с подписями или целые короткометражные фильмы…
     Любое самовыражение происходит по средствам творчества: слова, эмоции, рисунки приобретают смысл, создается что-то новое. Л.С. Выготский писал о своеобразии творческой деятельности, что всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. «Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также орган, комбинирующий, творчески перерабатывающий и собирающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение»4. Такое определение можно смело называть универсальным.
     Из вышесказанного следует, что мозг человека всегда стремится к творчеству, а тем более в подростковом возрасте. «Они более ориентированы на общение, соревнование, поэтому решение интеллектуальных задач и коммуникативные игры более привлекательны для них»5. А это и есть путь начинающего журналиста. 
     Журналистику принято определять, как сбор, обработку и периодическое распространение актуальной социально значимой информации с помощью СМИ. Здесь рождается новое знание о мире, а значит, этому всегда присуще творческая деятельность. 
     Доктор культурологии О.Е. Коханая в статье «Детская журналистика как творческий процесс»6, размышляя о творческой составляющей детской журналистики, делает следующие выводы:
1. Содержание и оформление детской периодики – результат творческого процесса создателей детских СМИ, как взрослых, так и детей;
2. Функционирование детских самодеятельных объединений – творческий процесс приобщения к журналистской профессии;
3. Условие для создания творческого процесса ребенка – игра в журналистику.
     В основе детства как психологического состояния человека заложена, главным образом, игра. Наблюдая за окружающей действительностью, ребенок проецирует ее на себя, начинает повторять за взрослыми и выстраивают определенную модель жизни. Девочки играют в «дочки-матери», вспоминая, как ведет себя мама, а мальчики в «войнушку» - повторяя за отцами, служившими в армии.
	Как известно, творчество формируется с помощью креативности. Она имеет чисто личностную природу: у кого-то есть, у кого-то нет. По утверждению психологов, например, К. Мартиндейла, даже является потребностью личностей высшего порядка7. Креативность – это созидание, творческие возможности, которые проявляются почти во всем: мышлении, общении, чувствах.
	Поэтому журналистика – один из самых удачных видов деятельности, создающий все необходимое, чтобы юноши и девушки ощущали себя творчески растущими личностями. Любая сфера журналистики требует от авторов выражения своего внутреннего мира с помощью оригинальности и постоянного поиска. Для этого нужно еще и развивать свои способности.
	Наиболее сложным для подростков является совершенствование исследовательских и литературных способностей. Не каждый школьник готов совладать со своей ленью, чтобы пролистать лишний раз страницы учебника или сходить в библиотеку. А некоторые подростки просто стесняются дополнительно подойти к человеку, чтобы уточнить что-то или взять комментарий для репортажа.
     Юные корреспонденты постоянно сталкиваются с быстротечностью новостей и событий. Им приходится быстро учиться и сразу же практиковать эти знания: собрал факты, зафиксировал их точность, логически расставил выводы, добавил какие-то знания для полноты наблюдения, подметил незамеченные другими связи, построил свои выводы и только потом собрал это все воедино. Параллельно подросток должен оценить важность своего сообщения для общества, ровесников или взрослых и суметь посмотреть на информацию с разных сторон.
	Конечно, появляются такие личности, которые при создании материалов даже не задумываются о проблемах логики и актуальности. У них все получается произвольно. Но не стоит думать, что так происходит с каждым старшеклассником. Многим нелегко дается путь в журналистское творчество. 
	Для лучшего развития творческих способностей разработаны методы, которые способствуют плодотворной работе. В основном, все приемы – игровые элементы, направленные на самовыражение, четкость изъяснения и умение оформлять имеющуюся информацию. Это могут быть ролевые игры, в которых подростки самостоятельно пишут сценарии своих диалогов, имитируют ситуацию интервью или прямого эфира. Другой вариант игры – дебаты, в которых школьники анализируют высказывания известных людей на глобальные темы, учатся отстаивать свою точку зрения и зрело аргументировать ее. 
	За игрой подростки и не замечают, как организуют творческий журналистский процесс. Основной этап – формирование главной мысли журналистского материала. Для юного корреспондента это целый ряд творческих задач, которые следует решить. Создавая свое произведение, подросток изучает, сопоставляет и анализирует факты. Затем создает текст, отталкиваясь от стилистических, жанровых и эстетических требований. Благодаря игровой основе текста получаются живыми, а видео и фото спонтанными. Они характеризуются наличие большого количества функциональных сторон, динамичностью и разноплановостью, что привлекает интерес из вне.
	Таким образом, основой журналистики для подростка является сфера, в которой творчески можно освоить культуру коммуникации, научиться формировать собственную точку зрения и обрабатывать полученную информацию. 

Глава 2. Особенности работы с юными журналистами

	«Юнкоры… Они – детище своего времени,»8 - вынесла из своего опыта работы педагог дополнительного образования Людмила Крылова из Самары. Подростки всегда ищут свое место в огромном мире и стараются быть причастным ко всему, что их волнует. Они хотят высказываться, как взрослые, и иметь признание своего поколения. Но только редко у них это получается грамотно. Как раз обучать умению писать, говорить и показывать в настоящее время необходимо.
	Конечно, любой школьник может написать статью, выложить ее на Живом Журнале или на страничке в Инстаграмм. Но разве тогда материал достигнет цели? Ведь сейчас так трудно набрать большое количество подписчиков, чтобы вещать свои мысли на большую аудиторию. Для этого нужно правильно пользоваться словом и хорошо разбираться в выбранной теме.
	
2.1 Практика медиаобразования в г. Тамбове
	
	В регионах практика медиаобразования, как правило, отстает. Зато со временем определенный пласт молодежи начинает требовать от учебных заведений такого образования, которое шагает в ногу со временем и отвечает их запросам. Медленно, но верно люди приобщились к медиа и стали воспринимать средства массовой информации как профессиональную площадку.
	Многие подростки мечтают стать специальным корреспондентом на телевидении, вести передачи на радио или стать популярным блоггером. Только не знают, как правильно преподносить свои мысли. Для этого в регионах стали появляться кружки по журналистике, а затем и школы. Так, например, произошло в МАОУ «Центре образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова».
	В 13-ой школе, как ее называют сами ученики, более 20 лет назад появилась детская организация, которая занималась всей общественной жизнью школы. Как и в советские пионерские времена, самые активные ребята организовывали мероприятия, ставили сценки, играли в КВН и обязательно выпускали стенгазету. В ней отражались все самые яркие события, происходящие в школе: спортивные мероприятия, олимпиады, объявления о концертах, фоторепортажи (или рисунки) и т.д. Именно работая над таким самодеятельным изданием, ребята учились брать интервью, писать обзоры, отчеты, заметки. Они редко задумывались о том, что уже начинают заниматься журналистикой. Юные корреспонденты скорее писали сочинения, которые потом проверяли учителя и вывешивали на стенгазету.
     Со временем стенгазета превратилась в обычную школьную газету. Тогда появилась потребность в создании кружка «Школа журналистики» для старших классов. В самом начале он не пользовался популярностью. Сюда заглядывали только те, кому действительно было интересно выражать свои мысли на бумаге и заниматься журналистикой. Тогда школа №13 стала привлекать профессоров университетов и практикующих корреспондентов, работающих в СМИ. Ученики все больше стали проявлять интерес к кружку, потому что фамилии преподавателей были на слуху. 
     Выяснилось, что на занятиях, которые проводили тележурналисты, была сама большая посещаемость. Было принято решение запустить работу школьного телевидения – TV-13. Ученики физико-математического класса разработали для канала сайт, школа предоставила кабинет, компьютеры, камеру и микрофон. Руководителем телестудии стала активная учительница математики, потому что больше всего инициативных школьников было в ее классе. 
     Недостаток журналистского образования не сильно мешал работе телестудии. Желание развивать канал TV-13 пробуждал в учениках самостоятельно анализировать новостные сюжеты, телепередачи, шоу, чтобы на выходе получать интересный и более качественный продукт. Телестудия все набирала популярность. Некоторые выпускники позже продолжили учиться журналистики в университете, а один из них стал руководителем телестудии. 
     В настоящее время при центре образования №13 существует центр дополнительного образования, в котором есть секция «Школьное телевидение «TV-13». Ведет занятия выпускник школы, бывший оператор-звукорежиссер-монтажер. Вместе с заинтересованными старшеклассниками они снимают репортажи с общешкольных мероприятий, ведут школьные новости, берут интервью, отсматривают материал, монтируют и выпускают сюжеты. 
     Такие «школы журналистики» существуют во многих школах Тамбова. Но если в школе этого нет, или хочется познакомиться с другими ребятами, то посещать можно и общегородскую школу журналистики. В Тамбове и Тамбовской области среди подростков активно развито движение детских организаций. На базе каждой школы образовано собственное объединение самых творческих, амбициозных и активных учеников. Попасть туда может каждый, кто желает участвовать в общественной жизни своей школы и представлять ее на уровне города и области. Все школьные детские организации объединены в одну Тамбовскую городскую детскую организацию «Юные россы», которая в свою очередь уже входит в Тамбовскую региональную общественную организацию «Союз детских организаций».
     «Юные россы» - «пространство, в котором подростку предоставляется возможность формировать свою гражданскую позицию, постигать культуру демократических отношений, понять и принять четкую систему общечеловеческих ценностей: добра и справедливости, семьи и здоровья, верности, преданности и честности»9. Одной из основных задач этой организации является создание информационного поля и повышение доступности информации о деятельности детского движения.
     Информационным органом «Юных росс» является Агентство детской прессы, в который вступают все интересующиеся журналистикой школьники в возрасте от 14 до 17 лет. Это своеобразная школа журналистики, которая называет себя «Агентством будущего». Здесь квалифицированные методисты Дома молодежи разрабатывают теоретические и методические основы включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации. 
     Агентство детской прессы открыто для юных школьников и позволяет им самореализовываться. Программа расписана на весь учебный год вперед: мастер-классы, лекции, деловые игры, а также семинары по обучению журналистскому делу.  В течение каждого года начинающие журналисты ведут работу в различных направлениях: создают приложение к тамбовской газете «Ровесник», записывают радиопрограмму на тамбовской теле-радиокомпании, занимаются фото- и видеосъемкой городских мероприятий, снимают видео-сюжеты при поддержке молодежного телевидения. 
     Старшеклассникам, которые видят в журналистике свою профессию, в Тамбове предоставляется возможность еще и посетить курсы профессиональной ориентации. Их проводит Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Курсы по журналистике позволяют будущим журналистам глубже окунуться в специальность, увидеть, как проходят пары, как создаются настоящие журналы и выпускаются новостные программы. На занятиях предпочтение всегда отдается практике: абитуриенты пишут коротенькие статьи, эссе, берут интервью друг у друга, пробуют записывать стенд-апы перед камерой. 
     В целом, медиаобразование как подготовка будущих специалистов в сфере журналистики успешно развивается в Тамбове. Все больше подростков жаждет высказываться наравне со взрослыми, посещать и освещать культурно-массовые мероприятия, а также связывать свой жизненный путь с медиа и СМИ.

2.2 Специфика преподавания журналистики (на примере работы Агентства детской прессы в г. Тамбове)
     
     Работа с подростками – непростая и не всегда благодарная задача. Это тяжелый труд, вечные споры и противоречия, конфликты, свое эго и мнение. Важно при этом сохранять спокойствие и понимать, что юноши и девушки всего лишь хотят найти свое место в мире и в данном случае выбрали журналистику.
     Как юной личности можно самоутвердиться в современном мире? Самое важное средство – возможность свободно высказывать свои мысли, утверждать свои взгляды среди сверстников, отстаивать свои интересы и обращаться к общественному мнению. Именно это предоставляет Агентство детской прессы в Тамбове.
     Выше уже было сказано, что Агентство детской прессы – информационный орган городской детской организации. Пришло время подробнее рассказать о том, как строится работа с подростками, и выявить некие закономерности в обучении их журналистики.
     Попасть в агентство довольно просто. Здесь нет экзаменов, а занятия абсолютно бесплатные. Есть только одно ограничение по возрасту: 14-17 лет. Но и его иногда можно обойти, если школьники изъявляют огромное желание заниматься в Агентстве. В начале каждого учебного года в школах города появляется объявление о наборе юных журналистов. Проводятся ознакомительные занятия-кастинги, на которых сами подростки делают для себя выводы, решают, будут ли посещать занятия. В течение года ребята также могут приходить в Агентство. Здесь всегда рады новым людям.
     Для исследования было взято интервью с руководителем Агентства детской прессы Екатериной Таракановой (Приложение 1). Методист Дома Молодежи поделилась своими переживаниями по поводу первых дней кастинга. По ее словам, в этом году со всего города в Агентство детской прессы пришло почти 60 человек. Со временем отсеялись только 20, поэтому на Екатерину как на преподавателя легла сложная задача: собрать, организовать и заинтересовать. Для этого Екатерина Тараканова распланировала всю работу на предстоящий год.
     Учебный год разграничен по периодам, каждый из которых направлен на изучение определенной сфере журналистики. Вообще Агентство детской прессы сотрудничает с городскими СМИ, что вносит существенный вклад в развитие профессиональных навыков у подростков. В течение годовых занятий старшеклассники должны:
     а) подготовить и выпустить приложение «Пилот» к газете «Ровесник»;
     б) 2 раза в месяц записывать радиопрограмму «Классный час» на радиостанции ВГТРК;
     в) информационно сопровождать городские мероприятия, проводимые городской детской организацией «Юные Россы», комитетом образования администрации города Тамбова и Домом молодежи (фото- и видео-сопровождение городских мероприятий);
     г) создать в своей школьной детской организации пресс-центр или продвигать уже имеющийся пресс-центр на новый качественный уровень;
     д) создавать видео-сюжеты совместно с молодежным телевидением «Лайм».
     В соответствии с вышеперечисленными заданиями преподаватель определяет, когда и в каком количестве нужно проводить занятия, направленные на выбранную деятельность. К примеру, месяц подростки учатся писать статьи, прорабатывают структуру, создание заголовков и сбор информации. Следующий месяц уже пройдет под эгидой фотосъемки: фото-квесты, фото-репортажи. Так ребята учатся основам разных сфер журналистики, пробуя себя на практике.
     Екатерина Тараканова советует каждое занятие так же разграничивать на несколько частей. Первая часть – игровая. Дети, сами того не замечая, играют в журналистику. Например, по одному предложению собирают целую статью, рассказ, или берут друг у друга интервью, разыгрывают пресс-конференции. Все проще простого, зато у детей развивается коммуникативные качества. Они постепенно набираются опыта и на деле чувствуют себя смелее. Таких заданий желательно дать 2-3 на несколько минут, чтобы школьники расслабились, отвлеклись от прошедших уроков и настроились на занятия по журналистике.
     Следующий этап – основной. Обычно в это время дается небольшая теоретическая часть, которая подготовит детей к практике. Преподаватель рассказывает, как писать статьи, снимать видео или делать фотографии. Важно не превратиться в скучного лектора, после чего любой школьник встанет и уйдет из аудитории. Ему хватает уроков в школе. Эти занятия должны отличаться. 
     Главный козырь – рассказывать о работе с медиа легко с помощью этих самых медиа или СМИ. Для занятий по созданию приложения к газете лучше всего будет принести несколько прошлых выпусков, а также захватить с собой более профессиональные издания с похожей тематикой. Для уроков по созданию новостных телесюжетов стоить запастись флешкой со скачанными видео. В структуре сюжетов важно разобраться самому, а затем наглядно представлять его ученикам. 
     Случается, что с такой информацией к Агентству приходят гости – практикующие журналисты, редакторы газеты или ведущие теленовостей. Они проводят медиа-часы, за которые рассказывают о своем опыте, проводят мастер-классы, дают возможность ребятам поближе подойти к будущей профессии. Кстати, по опросам агентов детской прессы около половины старшеклассников действительно готовы продолжать учиться журналистике. Остальные же не скрывают, что готовятся поступать на медицинский или юридический факультеты. Сейчас им просто нравится заниматься в свое свободное время медиа и проводить время с друзьями, таким образом.
     Третья часть занятий – практика. Рассмотрим те, которые направлены на создания промо-роликов перед важным мероприятием. Агентство детской прессы получает тематику предстоящего видео. Для удобства работы большую группу подростков лучше разделить на несколько маленьких, например, на 5. Дается одинаковое задание: придумать идею для съемок, сюжет за отведенное количество времени – 15 минут. Свои предложения каждая группа обязана защитить перед всеми, после чего проводится голосование за лучшую идею.
     Руководитель агентства признается, что часто дети придумывают заоблачные вещи. В силу отсутствия опыта и богатого воображения школьники придумывают нереальные спецэффекты, которые даже не все взрослые смогут воплотить в жизнь. Екатерине все время приходится быть цензором в данной ситуации. Нужно аккуратно объяснить детям, что данная идея не годится в силу ряда причин. Важно достучаться до подростка, не задев его эмоциональное состояние. Обидевшись, юный журналист может отказаться от затеи пробовать себя в этой сфере. Ему легко решить, что миру не нужны его идеи, значит, и в профессии он состояться не сможет.
     После выбора темы старшеклассники распределяют между собой роли режиссера, оператора, актеров, сценаристов. Екатерина Тараканова утверждает, что в большинстве случаев детям удается с этим справиться самостоятельно. Помощь руководителя обычно требуется, если возникает неразрешимый спор, неразбериха или дети начинают отвлекаться. В данном случае преподавателю следует выступать в роли наблюдателя, координатора действий. Вмешиваться в процесс желательно только в экстренных ситуациях. Тогда  в коллективе появятся свои лидеры, и каждый ребенок будет на своем месте.
     Сценарий готов. Следующий этап практического задания – съемки. Возникает новая проблема: школьникам трудно договориться о едином удобном для всех времени. Зачастую они собираются даже без руководителя. Его задачи уходят на второй план. Старшеклассником нужно дать свободу действий, размышлений. Они должны учиться быть самостоятельными. 
     Преподаватель снова нужен на финальном этапе работы – монтаже. Мало кто из детей умеет монтировать. Когда проводятся мастер-классы, попробовать что-то сделать смогут человек 5-10. На всех просто не хватит компьютеров. Но раз толкового монтажера найти не получается, Екатерина Тараканова обычно вызывает на помощь выпускников Агентства детской прессы. 
     Итог – действительно крутой видеоролик, который используется на городских мероприятиях, вкладывается в социальные сети и остается в архиве Агентства детской прессы для будущего поколения.
     Таким образом, возникает вопрос, нужно ли журналистское образование человеку, который планирует обучать детей журналистскому творчеству? Может достаточно знать основы педагогики, психологии и ладить с детьми? А все остальное легко можно найти в Интернете?
     На эти вопросы ответить может только тот человек, который действительно работает с детьми в сфере медиаобразования. Екатерина Тараканова по образованию филолог, изучала иностранные языки, позже отучилась на факультете рекламы. «Я не знала, что это за работа и как ей нужно пользоваться, чтобы получить хороший результат. И знаний мне тоже не хватало. На филологии нас не учили писать статьи. Я садилась перед компьютером и открывала миллиард ссылок, училась сама, спрашивала у знакомых журналистов,» - честно ответила девушка. 
     Ко всему прочему, назвать это обучение всецело журналистикой нельзя. Через творчество подростки учатся только основ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44