VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Структура Конституционного Суда РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007720
Тема: Структура Конституционного Суда РФ
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 









Институт права

Очное отделение





Кафедра: Конституционное и административное право





Курсовая работа



Дисциплина: Конституционное право

Тема: Конституционный суд РФ



Выполнил студент группы:

ОНБс-1601а

Вершинин Владислав Сергеевич



Научный руководитель

Станкин Алексей Николаевич







Оценка:



__________________





2

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...….3

Глава 1. Конституционный Суд РФ в системе судебной власти……………….…5

1.1.Общие положения о Конституционном суде…………………………….…….5

Глава 2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ….7

2.1 . Структура Конституционного Суда РФ…………………………….…………7

2.2. Особенности российской модели Конституционного Суда…………………..9

2.3 . Принципы деятельности Конституционного Суда РФ……………..……….11

Глава 3. Компетенция Конституционного Суда РФ…………………….………..18

3.1 . Компетенция пленума Конституционного Суда РФ……………...…………18

3.2 . Компетенция палат Конституционного Суда РФ………………………...…22

Заключение…………………………………………………………..………………24

Список литературы………………………………………………………………….25



















3

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа выполнена по теме Конституционный суд Российской Федерации. Данная тема является актуальной, так как Конституционный суд является органом судебной власти, которому дано право проверять на соответствие Конституции различного рода нормативно-правовые акты. Можно сказать о том, что Конституционный суд определяет правовую жизнь нашей страны, так как при принятии правового акта, который не соответствует Конституции, возникает необходимость его отмены, а это является важным процессом, иначе обществу приходилось бы жить и подчиняться закону, который не конституционен, а может быть и нарушает права. 

Конституционный суд традиционно рассматривается в качестве судебной инстанции, которая способна установить истину и справедливость, поэтому Конституционному суду и уделяется большое значение. Данный судебный орган создан, чтобы охранять Конституцию и конституционный порядок нашей страны.

Конституционному суду принадлежит обширный объем полномочий, среди которых является и рассмотрение дел по обращениям граждан. Возможность гражданам воспользоваться данным правом является достижением демократического общества, так как возникает надежда оспорить правовой акт на предмет не соответствия Конституции, а, значит, возможно, пересмотреть состоявшееся решение суда. 

Объектом исследования являются общественные отношения, которые связаны с функционированием и работой Конституционного суда.  

Предметом исследования являются:

1. Понятие, признаки Конституционного суда;

2. Полномочия Конституционного суда;

3. Структура и организация деятельности суда.

4



4. Полномочия отдельных структур, которые входят в состав суда.

Передо мной поставлена цель: изучить и проанализировать стадии деятельность и полномочия Конституционного суда, его структуру и полномочия. 

Для реализации поставленной цели, я придерживаюсь следующих задач:

1. Изучить понятие Конституционного суда, выделить отличительные признаки суда;

2. Определить объем полномочий, возложенных на Конституционный суд;

3. Проанализировать структуру Конституционного суда;

4. Определить правовую модель деятельности суда;

5. Выделить полномочия отдельных структурных элементов Конституционного суда.

В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, включая системно-правовой, описательный, системный анализ исследуемых явлений и результатов. В основе лежит описательный метод, с помощью которого дается характеристика полномочий Конституционного суда, дается описание его отличительных признаков. На основе анализа и системного метода будет проведен анализ нормативно-правовых актов, определены организационные особенности суда. 

Курсовая работа состоит из введения, заключения, трех теоретических глав. В первой главе будут рассмотрены общие положения о Конституционном суде, вторая глава будет посвящена вопросам организации суда, а третья глава затронет полномочия суда.







5



ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ



Общие положения о Конституционном суде



Конституционный суд Российской Федерации является органом судебной системы, который осуществляет контроль за соблюдением Конституции, является самостоятельным и независимым судебным органом. Конституционный суд осуществляет конституционный контроль, под которым понимается деятельность суда по обеспечению законности в сфере правотворчества. В рамках осуществления конституционного контроля Конституционный суд проверяет соответствие правовых актов основу закону страны. В состав Конституционного суда входит 19 судей, которых утверждает Совет Федерации по представлению президента. Чтобы стать кандидатом на должность судьи Конституционного суда, необходимо наличие следующих критериев: гражданство РФ, достижение возраста 40 лет, стаж по юридической специальности не меньше 15 лет, квалификация в области права, высшее юридическое образование. После того, как лицо будет избрано на должность судьи Конституционного суда, оно приводится к присяге. 

Полномочия Конституционного суда многообразны, и зафиксированы на рисунке 1.

С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и 

6



толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права. С другой — Конституционный Суд как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной) на установление объема их полномочий.





(Рис. 1 Полномочия Конституционного суда РФ)







7

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА



2.1. Структура Конституционного суда

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Схематично структуру суда можно отобразить так, как это сделано на рисунке 2

(Рис. 2 Структура суда)

Согласно Закону председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:

1. Руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

8



2. Вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3. Представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

4. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ.

Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:

1. Осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;

2. Организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;

4. Организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. 

9



Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.



2.2. Особенности российской модели Конституционного суда

Конституционный Суд в соответствии с данным в законе определением является судебным органом конституционного контроля. Конституционный контроль– это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

Не следует смешивать понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор», хотя часть юристов считают указанные понятия тождественными. Полномочиями по осуществлению конституционного надзора в отличие от конституционного контроля обладают в той или иной мере все государственные органы или общественные организации. Полномочиями же по осуществлению конституционного контроля – только Конституционный Суд. Если надзорный орган не вправе отменить незаконный акт, то контролирующий орган в большинстве случаев наделен эффективным средством воздействия – правом отмены незаконных актов. Именно это и отличает конституционный контроль от конституционного надзора.



10



Особенность конституционного судопроизводства в РФ состоит в том, что Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по отдельным гражданским или уголовным делам, а решает исключительно нормативные вопросы права. Гражданин может принять участие в деятельности Конституционного Суда лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ. Также следует отметить, что иным содержанием здесь наполняют принцип коллегиальности. Тут не подразумевается привлечение представителей народа к заседанию, так как специфика рассматриваемых Конституционным Судом РФ вопросов предполагает профессиональные знания в области права. 

В судебных заседаниях имеют право участвовать –

Президент РФ;

Председатель правительства РФ;

Председатель Совета Федерации;

Председатель Государственной Думы;

Председатель Верховного суда РФ;

Председатель Высшего арбитражного суда РФ;

Уполномоченный по правам человека в РФ;

Генеральный прокурор РФ;

Министр юстиции РФ.

Законодательными новеллами о Конституционном Суде РФ стали положения, в соответствии с которыми он:

располагает правом законодательной инициативы лишь по вопросам, отнесенным к его ведению (раньше он обладал правом законодательной инициативы в неограниченном объеме);

11



лишен права рассматривать вопросы по собственной инициативе, что должно гарантировать его объективность и беспристрастность;

не может направлять парламенту послания о состоянии конституционной законности с вытекающими из этого обязательствами для парламента;

не может направлять представления компетентным органам и должностным лицам, которые обязывали бы их информировать Конституционный Суд РФ о принятых мерах по устранению нарушений норм Конституции РФ.

В целях деполитизации деятельности Конституционного Суда РФ из его ведения изъято рассмотрение исков о конституционности политических партий и общественных организаций.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора обладают:

Президент;

каждая из палат Федерального Собрания;

1/5 всех членов любой из палат;

Правительство;

Верховный суд;

Высший арбитражный суд;

органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает итоговое решение. Решения Конституционного Суда РФ принимаются в закрытом совещании и бывают трех видов:

постановления;

заключения;

12



определения.



2.3. Принципы деятельности Конституционного Суда РФ

Принципы деятельности Конституционного суда закреплены в ст. 5 закона о Конституционном суде. К принципам относятся: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Остановимся на каждом из принципов. 

Принцип независимости происходит из принципа разделения властей, согласно которому выделяется судебная власть, независимая и самостоятельная, отсюда независимость судов и распространяется на независимость судей. Независимость судей является основным элементом правового статуса судьи. Таковым статусом судья обладает даже тогда, когда находится вне пределов суда. Независимость судей всех судов в целом одинаковая, судьи Конституционного суда должны соблюдать Конституцию и ФКЗ «О Конституционному суде РФ». Независимость судей должна способствовать оценке правовых норм и принятию справедливых решений. 

Можно выделить внешнюю и внутреннюю стороны независимости судей. Внешнюю независимость можно представить в виде следующих положений.

Судьи не представляют интересы каких-либо граждан или социальных групп. В продолжение данного положения служит принцип запрета судье заниматься государственной деятельностью, быть членом какой-либо политической партии или движения. Также судья Конституционного суда не будет иметь обязательств перед теми, кто выдвинул его на такую должность. В ходе судебного производство судье принадлежит право отстаивать свою позицию;

В деятельность судьи никто не имеет права вмешиваться, давать какие-либо указанию по итогу рассмотрения дела. Судья в свою очередь также не 

13



должен обращаться за советами по рассмотрению дела. При необходимости в официальной форме судья может обращаться с запросами в организации, ответы на запросы необходимы для правильного рассмотрения дела, а также вызывать в судебные заседания экспертов и специалистов, которые бы давали разъяснения по вопросам. При этом суд самостоятелен в принятии решении и не зависит от показаний и пояснений специалистов и экспертов;

Также важно отметить, что оказания воздействия не должно быть как извне, так и внутри самого коллектива, либо указания, исходящие от председателя. В подтверждение данного положения закреплены принципы равенства судей, тайна голосования, право высказывать позицию;

Внутренняя сторона судейской независимости заключается в том, что судьи имеют право обладать своей позицией по делу, которую могут и высказывать, и отражать в решениях по итогу рассмотрения дела. Судья при принятии решения руководствуется законом, своим правопонимания, а также жизненным опытом, то есть присущими ему субъективными особенностями. 

за вмешательства в деятельность Конституционного суда установлена ответственность. К деяниям за которые может быть предусмотрена уголовная ответственность следует отнести: преступления против правосудия, в том числе за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294), неуважение к суду (ст. 297), угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296), и норм КоАП, устанавливающих административную ответственность за совершение правонарушений в ходе судопроизводства (в частности, за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.3), непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4), заведомо ложные показания свидетеля, 



14



пояснения специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9)).

Следующим принципом является коллегиальность. Законом предусмотрены формы рассмотрения дел в Конституционном суде. К таковым формам можно отнести работу пленума Конституционного суда и палат конституционного суда, о которых будет сказано в следующей главе. Решение на пленарном заседание будет иметь силу, если на нем приняли участие две трети состава, а на работе палат участвовали три четвертых состава. Принцип коллегиальности имеет большое значение на практике, так как дела особой сложности, связанные с оспариванием конституционности законов, споры о полномочиях между органами власти на федеральном уровне и уровне субъектов может рассматривать только пленум суда, а значит, такие дела рассматриваются коллегиально. Принцип коллегиальности работы суда является продолжением принципа коллегиальности, который содержится в ст. 125 Конституции РФ. Согласно данному принципу должен быть закреплен количественный состав судей Конституционного суда, список дел, которые они должны рассматривать, что предполагает, что такие дела не могут быть рассмотрены единолично. Единолично судьи могут только проанализировать поступившее в суд обращение и на этой основе сделать заключение. В тоже самое время председатель суда может поручить данный процесс не одному судье, а нескольким. Во всех же остальных стадиях рассмотрения дела присутствует принцип коллегиальности. 

на практике не всегда при рассмотрении дела участвует весь состав судей.

Бывают объективные причины, по которым судьи не участвовали в судебном заседании, чтобы решение состоялось необходимо набрать кворум, о котором говорилось выше. 

15



Коллегиальность как принцип судопроизводства предполагает непосредственное участие коллегии судей в исследовании обстоятельств дела (вопроса), их оценке и обсуждении, основанных на правосознании каждого судьи, и как итог - принятие по делу (вопросу) коллективного решения посредством голосования. Для принятия решений Суда Законом о Конституционном Суде РФ предусмотрено открытое голосование путем поименного опроса каждого судьи, принимавшего участие в судебном заседании.

Коллегиальность проявляется и в том, что при принятии решения все судьи могут свободно высказывать свое мнение по делу, данный процесс способствует разработке правильного, согласованного решения по делу. При этом нельзя забывать о независимости судей. Несмотря на то, что председателю принадлежит руководящая роль, но при голосовании его голос не будет обладать повышенной силой и значимостью, а будет оцениваться наравне со всеми голосами. 

Принцип гласности. Данный принцип также содержится в Конституции, в которой говорится о том, что судебные заседания должны проводиться открыто, закрытые заседания могут быть только в случаях, предусмотренных законом. Согласно традиционному подходу к принципу гласности – это открытый доступ к правосудию. Данное мнение формируется исходя из понятия открытости судебного заседания. Принцип гласности содержится не только в отечественном законодательстве, но также и   международных документах, даже при проведении закрытых заседаний, когда анализ материалов проводится без участия посторонних лиц, но решения суд все равно провозглашает в открытой форме. Не обязательно весь процесс будет закрытым, возможно, это будет какая – либо часть процесса. Основания, по которым не допускается публика, сводятся к тому, что сведения могут содержать информацию о частной жизни лица, личную, 

16





семейную тайну, государственную, коммерческую тайну. Закрытые судебные заседания необходимы в целях обеспечения прав государства, участников процесса. В открытых судебных заседаниях может также участвовать и СМИ. 

Гласность судебного заседания не сводится только  возможности присутствовать в судебном заседании посторонних лиц. Также можно отнести и размещение информации на официальном сайте Конституционного суда о делах, принятых по ним решениям, движению дел. 

При определении подхода гласности необходимо учитывать ряд документов, которые регламентируют порядок открытости и доступности информации. К таковым следует отнести Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ, который содержит в себе описание различных способов получения доступа к информации.  Помимо присутствия заинтересованных лиц в открытом судебном заседании к ним относятся: опубликование соответствующих сведений в средствах массовой информации, размещение их в сети Интернет и в занимаемых судами помещениях, ознакомление заинтересованных лиц с архивной информацией, предоставление информации заинтересованным лицам по их запросу.

Гласность и открытость судебных заседаний является одной из форм общественного контроля за работой государственных органов. Для суда это является очередным стимулом для принятия справедливого решения. 

Принцип состязательности и равноправия сторон.

В нашей стране все судопроизводство построено на принципе состязательности процесса, но для отдельных видов судопроизводства 





17



данный принцип конкретизируется и имеет свои отличительные черты. В Конституционном суде предметом пристального внимания и анализа являются нормативно-правовые акты, рассмотрением обстоятельств дела данный суд не занимается. В Законе о Конституционном суде нет определения состязательности. Нужно учитывать, что состязательность не сводится к равноправию участников, важна сама форма осуществления процесса. Суд не может являться инициатором по разрешению какого-либо вопроса. Суд разрешает только те вопросы, которые поставили перед ним стороны. Суд не имеет права рассматривать дела по своему желанию, проявляя инициативу. На этом построен состязательный процесс в Конституционном суде. Между сторонами и судом разграничены полномочия, в противном бы случае суд не смог бы разобраться в конституционности правовых актов, так как являлся бы инициатором процесса. Для состязательности в Конституционном суде присущи отдельные особенности:

1. В качестве сторон могут выступать представители государственных органов, которые в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ;

2. По некоторой категории дел между сторонами отсутствует спор между сторонами. Это касается запросов на толкование Конституции, конституционности каких-либо правовых норм.

Равноправие основано на утвержденном равенстве сторон перед судом, они наделены равным объемом прав и обязанностей, у них равное процессуальное положение. Отдельные категории дел при рассмотрении определяют особенную процедуру, но она не влияет на равенство сторон. Суд не имеет права создавать для какой-либо из сторон привилегированное положение, не должно иметь значения для суда, кто обратился: 

18



представитель органа государственной власти или рядовой гражданин. Сторонам предоставлены равные права по обоснованию своей позиции. Сторонам предоставлен широкий объем полномочий: они могут представлять интересы третьих лиц, соглашаться с требования, отказываться от требований. Даже по такой категории дел, когда не возникает спора как такового, например, по толкованию Конституции, стороны все равно обладают правами. 

Участники процесса наделены равными процессуальными правами. Принцип состязательности и равноправия реализуется тогда в процессе, когда появляются стороны процесса. Возникновение судебного разбирательства способствует сторонам реализовать свои права, а принцип этот действует еще в момент обращения в суд. 







ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА



3.1. Компетенция Пленума Конституционного суда

Пленум Конституционного суда представляет собой своеобразную форму организации и проведения судебных заседаний по рассмотрению дел. Исторически структура Конституционного суда прошла несколько этапов, пока оформилась в современную модель. Новым этапом в деятельности суда принесла Конституция, которая по- новому оценила статус Конституционного суда. Состав судей стал составлять 19 человек. 





19



Вопросами формирования суда стал заниматься Совет Федерации, но кандидатов в судьи предлагает по прежнему президент. 

В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционному суду принадлежит право рассматривать дела на признак соответствия их Конституции:

1. Федеральных законов, нормативных актов президента и актов палат Федерального собрания, а также Правительства;

2. Принятые конституции субъектов РФ, в части пересечения предметов ведения с федеральными органами власти;

3. Договора между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4. Международные договоры, которые не вступили в законную силу.

Если Конституционный суд признает, что какой-либо акт, нормативный документ не соответствует Конституции, то он подлежит отмене, а международный договор не будет применяться в России. 

Помимо рассмотрения вопросов о конституционности нормативно-правовых актов, Конституционный суд уполномочен разрешать споры между:

а) федеральными органами государственной власти;

б) органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;

в) высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Также Конституционный суд проверяет конституционность актов и по жалобам граждан, организаций, коллектива. 



20



В соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Это лишь небольшой перечень полномочий, которыми обладает Конституционный суд. Свою деятельность Конституционный суд осуществляет в двух возможных формах: в пленарных заседаниях и заседаниях палат. О такой структуре Конституционного суда говорится в ст. 20-28 Федерального конституционного закона «О Конституционному суде РФ». На пленарных заседаниях рассматриваются дела с участием всех 19 судей. Пленум является основной организационной формой работы суда. На пленуме может быть рассмотрен любой вопрос, который входит в компетенцию Конституционного суда. Помимо этого только на пленарных заседаниях могут быть рассмотрены следующие вопросы:

Рассмотрение дел по поводу установления соответствия правовых актов Конституции, соответствие конституций субъектов основному закону государства;

Возможность дать толкование нормам, содержащимся в Конституции;

Рассматривать вопросы и давать заключения по поводу выдвижения обвинения в отношении президента по обвинению его в совершении тяжкого преступления, государственной измене;

Решать вопросы о выходе с законодательной инициативой по определенному аспекту.



21



Помимо этого в пленарных заседаниях рассматривается ряд и организационных, внутренних вопросов работы Конституционного суда. К таковым относятся:

Вопросы об избрании председателя суда, его заместителя, а также судью-секретаря суда; Определять состав палат суда; Решать вопросы о принятии Регламента работы суда, о внесении в него изменений; Решать вопросы о порядке рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределять дела между палатами суда для рассмотрения; Принимать решения по поводу приостановления либо прекращения действия полномочий судьи, а также о досрочном освобождении председателя, его заместителя, судьи-секретаря от возложенных на них обязанностей.

Также в пленарных заседаниях могут быть рассмотрены и иные дела, которые входят в компетенции Конституционного суда в соответствии с Конституцией РФ. Существует определенный порядок избрания председателя суда. Так, председатель избирается путем тайного голосования судей, которые большинством голосов избирают председателя. Полномочия председателя длятся три года. Таков же порядок избрания и действия полномочий заместителя председателя, секретаря-судьи суда. Когда срок полномочий данных лиц истекает, то они вновь могут быть избраны на повторный срок. 

Остановлюсь на процедуре рассмотрения дел в пленарном заседании. Если обращение в Конституционный суд соответствует предъявляемым ему требованиям, то председатель суда поручает одному либо нескольким судьям его изучить. Этот процесс должен произойти не позднее двух месяцев с момента поступления обращения в суд. Далее собирается пленарное 

22



заседание, на котором судья докладывает свое заключение по обращению. В двух месяцев с момента изучения обращения, в пленарном заседании должно быть принято при необходимости решение о том, что обращение принимается к рассмотрению. При необходимости действие оспариваемого акта может быть приостановлено до рассмотрения решения. 

Решения о том, что должно быть проведено по делу слушанье принимается также в пленарном заседании, кроме этого решается вопрос об очередности рассмотрения дел. По каждому отдельному делу проводится заседание, если же дело касается одного предмета, то жжет произойти объединение дел в одно производство по решению суда. 

Проанализировав работу суда можно сделать вывод, что не полностью продумана структура и процедура работ Пленума Конституционного суда. Не полностью разграничены полномочия между Пленумом Конституционного суда и Пленумом Верховного суда. Конституционный суд высказывает свою правовую позицию по делу, а Верховный суд обобщает судебную практику, только после этого дает разъяснения. Возможно, необходимо возложить на Пленум Конституционного суда полномочия по администрированию, решению кадровых вопросов, контролю судебной структуры. 



3.2 Компетенция палат Конституционного суда

Согласно действующего законодательства в составе Конституционного суда выделяется две палаты, в которых входит 9 и 10 судей. Выделение в структуре наряду с пленумом палат, по задумке законодателя должно было способствовать увеличению количества рассмотренных дел. Но, как отмечает статистика, «пропускная способность» значительно не увеличилась, некоторые обращения остаются не рассмотренными годами. Бывали и такие случаи, когда рассмотрение обращения становилось не актуальным, так как 

23



изменялся закон, который оспаривался. В литературе высказывается точка зрения о том, что необходимо увеличить количество палат до трех: по шесть и семь судей соответственно. Но против этого возражал отдел судебных заседаний Секретариата Конституционного Суда, ссылаясь на то, что создание трех палат не соответствует условиям, в которых находится Суд (имея в виду служебные помещения, их техническую оснащенность, стенографические и протокольные службы)"

Каждая из палат действует от имени Конституционного суда и представляет его в свое деятельности. Палаты считаются равноправными, несмотря на то, что в одно палате на одного судью больше. Не следует сопоставлять палаты Конституционного суда с коллегиями в Верховном суде, которые специализируется на отдельной отрасли права. Палаты Конституционного суда могут рассматривать любые дела и обращения граждан по любому вопросу. В поддержание принципов равноправия служит и тот факт, что в одной палате не может одновременно участвовать председатель и его заместитель. Данные лица не будут являться председателями палат, обладать полномочиями председательствующего в палатах. Такая обязанность закреплена за каждым судьей палаты, переходит по очереди.  В ч. 5 ст. 20 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» закреплен обязанность обновлять состав палат один раз в три года, можно чаще, но не реже. 

Персональный состав палат формируется на пленарном заседании. Предварительно составляются списки судей с учетом специализации судей по отраслям права. По результатам проведенной жеребьевки принимается решение о составе палат суда. В данном решении перечисляются фамилии 



24



судей  с указанием палат, в которые они вошли, а также срок, по истечению которого будет проведена новая жеребьевка. Решение может быть принято по делу, если на заседании палат присутствовало не менее трех четвертых состава. 











ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В заключении хотелось бы сделать следующие выводы:

1. Конституционный суд является одним из высших органов судебной власти, которому свойственна функция осуществления конституционного контроля;

2. Полномочия Конституционного суда сводятся к проверке на соответствие Конституции правовых документов, международных договоров, рассмотрение обращений граждан на предмет соответствия акта Конституции, решение споров между Федерацией и ее субъектами;

3. В структуре Конституционного суда выделяются пленум, палаты, аппарат, секретариат. В состав суда входят 19 судей, которых представляет на должность президент, а утверждает верхняя палата Совета Федерации.

4. По итогам рассмотрения дел суд принимает следующие варианты решений: постановление (по большинству вопросов), заключение (итоговое решение по существу вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления), определение (все иные решения). Особое место 

25



занимают решения Конституционного суда по вопросам организации работы (Регламент Конституционного суда и другие акты), заявления и др., принимаемые вне рамок конституционного производства.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

Федеральный конституционный закон от 21.07. 1994 №1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»//СПС Консультант

Регламент Конституционного суда Российской Федерации от 24.07.2011г//СПС Консультант.

Воробьева О.А. Конституционный суд Российской Федерации//Вектор науки Тольяттинского государственного университета.-2015.-№1.-С.8-11.

Дорошков В.В. Пленум как универсальная форма состава суда // Мировой судья. 2017. N 5. С. 3 - 9.

Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (постатейный) / Ю.А. Андреева, В.В. Балытников, Н.С. Бондарь и др.; под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 672 с.

Князев С.Д. Конституционный суд в правовой системе Российской Федерации//Журнал российского права.-2015.-№5.-С.6-16.

	Конституционное право Российской Федерации/М.В. Баглай,.-10-е изд.изм.и доп..- М.:Норма: ИНФРА –М, 2014.-542с.

Митюков М.А. К истории учреждения палат Конституционного Суда // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8 (система "КонсультантПлюс").

	Мишин,А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов/ А.А. Мишин.- 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013.-520с.

	Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник для бакалавров/ В. Д. Перевалов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,2013.-428с.

Страшун Б.А. Эволюция института конституционного контроля в России: от надзора к правосудию // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 1. С. 106 - 120; N 3. С. 94 - 113........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%