VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История становления конституционного строя и понятие основ конституционного строя России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015681
Тема: История становления конституционного строя и понятие основ конституционного строя России
Содержание
    Содержание
     
    Введение…………………………………………………………………… 3
    1. История становления конституционного строя и понятие основ конституционного строя России как конституционно-правового института………………………………………………….................................. 5
    2. Принципы демократического государства и республиканской формы правления как основы современного конституционного строя Российской Федерации……………………………………………………….  14
    3. Принципы приоритета права и свобод человека. Принцип экономического, политического и идеологическогоплюрализма в Российской Федерации………………………………………………………. 23
    Заключение………………………………………………………………..32
    Литература………………………………………………………………...35
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    
    
    Введение
     
    Тема курсовой работы «Становление конституционного строя России» является весьма важной и актуальной в настоящее время.
    Основным, главным законом государства принято справедливо называть Конституцию.Давая же определение основам Конституционного  строя РФ, необходимо,прежде всего сказать, что это совокупность закрепленных
Конституцией РФ основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации.
    Конституционный строй с точки зрения конституционного права есть отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. А основы конституционного строя - это система конституционных принципов, закрепляющих основы государственного и общественного строя.
    Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения положений ее первой главы. Эти нормы, как уже было указано, могут быть пересмотрены Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание либо разрабатывает проект новой Конституции, либо подтверждает неизменность действующей Конституции РФ.
    Цель курсовой работы – раскрыть особенности становления конституционного строя в Российской Федерации.
    Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи исследования:
    - дать характеристику основам конституционного строя в Российской Федерации;
    - раскрыть сущность принципа приоритета прав и свобод человека в Российской Федерации;
     - выявить основные принципы демократического государства и республиканской формы правления.
    В интересах достижения цели исследования, методологическую основу курсовой работы составил общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Использовался формально-логический метод. Применялись частные методы научного познания, такие как, системный, нормативный, логический, сравнительно-правовой.
    При написании работы был использован большой объем учебной и научной литературы посвященный исследуемой теме, таких отечественных теоретиков как М.В. Баглай, , И.А. Конюхов, В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев, И.А. Умнова, О.Г. Румянцев и др.
     
     
     
     
     
     
1. История становления конституционного строя и понятие основ конституционного строя России как конституционно-правового института

    Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство1.
    Данное понятие включает  в себя не только юридическое содержание. Помимо права, оно определяется уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Моральные и правовые нормы  должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого человека  или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки, действующие в государстве.
    Началом становления в России конституционного общественного строя можно считать первую четверть ХIХ века В этот период времени  русские дворяне революционеры (декабристы) выступили с идеями , направленными  против монархии, крепостного права и ставили целью принятие конституции, закрепляющей республиканскую форму правления. Один из представителей этого выдающегося в России политического движения Муравьев Н.М. разработал проект конституции будущего русского государства, декларируя уничтожение крепостного праваи сословного строя, требуя свободы слова, печати, вероисповеданий. Конституция Муравьева Н.М. отражала требования наиболее умеренного крыла декабристов, однако из-за поражения декабристского движения этот проект не был реализован.
    Следующий этап – это вторая половина XIX века. В это время  в России начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Проходил он очень медленно и  сопровождался нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями со стороны власти.
    Во времена Февральской (1917 г.) революции конституционная монархия была легитимно устранена. Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу. Последний же  отрекся  от престола и предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию. Депутаты Государственной Думы сформировали Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. Были упразднены жандармерия, полиция и цензура. Это правительство последовательно проводило курс на недопущение скатывания страны к диктатуре и на проведение Учредительного собрания.
    Следующий этап начинается с провозглашения России  республикой. Это произошло 01 сентября 1917 г. К этому времени прекратила свои заседания Государственная Дума. Правительство носило коалиционный характер, Был принятцелый ряд прогрессивных законов (о печати, о рабочих комитетах и др.). Произошел отказ от применения чрезвычайных мер (аресты без суда и др.). Специальным актом в августе 1917 г. были введены критерии использования в новых условиях старых законов и постановлений.
    При этом, реформы государственного строя, проводившиеся с начала XX в., были в значительной мере подготовлены предшествующим развитием науки государственного права. Представителей  школы государственного права –ученых, юристов  отличало в то время  склонность к высокой теории и приверженность демократическим идеалам. Почти все государствоведы одновременно занимались и общей теорией права. Они были всесторонне образованы, хорошо знали иностранное государственное право, историю политических учений, а также всеобщую историю государства и права.
    Необходимо отметить, что правовая система самодержавной России не отличалась устойчивостью, зато она отличалась системностью.  Свод законов Российской империи был основой этой правовой системы. Он  состоял из двух ярко выраженных разделов - законов основных и специальных, регулирующих отношения в конкретных областях управления. Если мы обратимся к Основным Государственным законам доконституционной редакции, то убедимся, что держателем основных законодательных и административных полномочий является император.
    Единственным источником всякого закона является воля императора. Она же была значительно сконцентрирована и в  области административной деятельности.
    Проведенная судебная реформа отстранила императора от прямого участия в осуществлении правосудия. Император, не осуществляя функции правосудия непосредственно, тем не менее, располагал некоторыми юридическими действиями в судебной сфере: суд вершился от имени императора; император назначал личный состав суда; обладал правом помилования.
    Вышеописанные исторические факты  достаточно характеризует Россию конца XIX - начала XX веков как самодержавную, абсолютную монархию, в которой в то же время присутствовали некоторые элементы и даже институты конституционного права (суд присяжных, местное самоуправление).
    Период с 1904 по 1906 год стал временем создания конституционного строя в его основных предпосылках.
    Исходным пунктом конституционного переустройства России следует, очевидно, считать Всеподданнейший доклад министра внутренних дел князя П.Д. Святополк-Мирского, состоявшийся в конце ноября 1904 года. Он содержал программу государственных преобразований России на принципах конституционализма, обширные рекомендации по смягчению режима властвования, предложение о создании в составе центральной власти народного совещания, которое обеспечило бы участие населения в законодательной политике государства. «Не подлежит сомнению, говорилось в докладе, и истина эта давно уже познана правительством, что разработка законодательных предложений и мер силами только  центральных, подверженных бюрократии учреждений, не знакомых непосредственно с интересами местной жизни, имеет нередко следствием разрешение вытекающих отсюда вопросов с точки зрения одних лишь отвлеченных соображений, не всегда согласованных с действительным положением вещей»2. Таким образом, прозвучала мысль о том, что правовые нормы должны соответствовать объективной реальности и одним из средств достижения такого состояния является такой демократический институт как народное представительство.
    Высочайший Указ о предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка 12 декабря 1904 года  явился прямым ответом на Всеподданнейший доклад. Однако меры, предусмотренные Указом, носили скорее формальный  характер и не затрагивали устои самодержавия.
    06 августа 1905 года были изданы Высочайший Манифест об учреждении Государственной Думы, Учреждение Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу. В царском манифесте говорилось: «Ныне настало время призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов»3. Государственная Дума, рожденная Манифестом 6 августа, несомненно, обладала признаками парламентского учреждения. Ее ведению подлежали традиционные парламентские вопросы - законопроекты, государственный бюджет, запросы министрам.
    Однако, при этом,  власть Думы была исключительно совещательной, ее решения приобретали силу закона только  с согласия императора. Таким образом, затея законосовещательного представительства потерпела крах.
    Знаменитый Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка последовал 17 октября 1905 года. Манифест даровал населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов, было предусмотрено расширение избирательного права.
     «Установить как незыблемое правило, - говорилось в манифесте, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей»4.Таким образом, законосовещательная Дума должна была обратиться в Думу законодательную.  Обещанные царем гражданские свободы были им незамедлительно дарованы населению. За совсем короткий промежуток времени  был принят пакет законодательных документов, которые  увеличили  политическую и личную свободу российских граждан.
    Основное значение Манифеста 17 октября 1905 года состояло в том, что все последующее конституционное законодательство России своим возникновением обязано, главным образом, ему.
    И, прежде всего, речь идет об Основных Государственных Законах Российской империи, которые были утверждены 23 апреля 1906 года и вобрали в себя уже принятые правила, имеющие конституционное значение.
    Государствоведытого времени, не боялись говорить об ограничении самодержавия и  Основные законы прямо называли конституцией. Ряд  современных правоведов   также разделяет эту позицию, приводя доводы о том, что все традиционные признаки писанной конституции были соединены в Основных Государственных Законах (системность, особый порядок внесения изменений, установление перечня прав гражданской свободы) и принадлежали к числу октроированных, то есть жалованных конституций.
    Среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России в настоящее время, ведущее место принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой ибезусловно служит основной юридической  базой текущего законодательства.
    Основную, наиболее значимую  роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устоиРоссийского государства, такие как гуманизм и принадлежность к семье демократических стран. 
    В качествеглавных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства.
    Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.
    Так, в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 годасодержится отдельная глава, которая посвященна основам конституционногостроя Российской Федерации. Она  охватывает  довольно широкий кругконституционно регулируемых общественных отношений( глава 1).
    Основы конституционного строя, согласно Конституции Российской
Федерации (ст. 1), составляют, прежде всего, демократизм, выражающийся в
народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляются производство и распределение товаров и благ.
    Сегодня с этими основами, характерными для правового государства, неразрывно связаны и такие основы, как социальное государство, главной
задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом
принципов социального равенства, а также светское государство,
дополняющее принцип идеологического и политического многообразия
многообразием духовным.
    К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся и федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления. Они не определяющие для
характеристики России как конституционного государства. Ведь
конституционными государствами являются и республики в составе
Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные
государства.
    Однако, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Всовокупности они конституируют государство и должны рассматриваться
только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать
друг друга, а, следовательно, все они находятся во взаимозависимости.
    Конституция, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации,регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Правовые нормы, регулирующие  эти отношения, образуют государственно-правовой институт, названный  «Основы конституционного строя Российской Федерации» и занимающий ведущее место в системе государственного права России.
    Такая конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым, как справедливо указывает И. Умнова «подчеркиваются особая значимость конституционных основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается их активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений»5. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качества связи, которые свойственны ее организации.
    Таким образом, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.
    Однако, закрепление в действующей Конституции Российской Федерации основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ. Наша страна, в настоящее время,  находится лишь на самом начальном этапе решения поставленной задачи.
    
    
    
    
    
    
    
    
     
    2. Принципы демократического государства и республиканской формы правления как основы конституционного строя Российской Федерации
     
    Многонациональный народ России (более 190 народов) принял Конституцию России на всенародном голосовании в 1993 году.
    Днем принятияи Конституции РФ является 12 декабря, который стал праздничным. Конституция России состоит из 133 статей. Она включает 9 глав в двух разделах. В Конституцию внесены изменения и поправки, отражающие её развитие:
    согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации - Республика Крым и город федерального значения Севастополь;
     Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»;
     Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»;
     Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
    Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации».
    В главе 1 Конституции России приводится характеристика нашего государства, которая определяет его своеобразие и отличие от других государств.
    Россия - демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ в дальнейшем в скобках указывается только статья). Это означает, что оно закрепляет власть всего многонационального народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно, выбирая руководителей органов государственной власти и формируя органы местного самоуправления. Никто не может присвоить власть народа.
    Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что принципу демократизма следуют многие современные мировые государства. Первые демократические государства возникли еще в период античности. Само слово демократия происходит от греческого слова (demos - народ, kratos - власть).
    Такой демократический политический режим характеризуется выборностью, сменяемостью, отчетностью высших должностных лиц, равенством всех граждан государства.
    Также он предусматривает четкое определение границ возможного вмешательства государства в сферу гражданского общества и обеспечивает эффективное функционирование механизма ограничения произвола бюрократического аппарата государства. Демократический политический режим предполагает существование определенного порядка, законности, прогнозируемости поведения граждан, государственных организации и легальных организаций»6.
    Таким образом, наиболее существенными признаками демократии являются следующие:
    - прежде всего, наличие у граждан широкого круга прав и свобод, которые гарантированы государством;
    - открытость государственных решений и доступность общество значимой информации;
    - также, отсутствие у органов власти вне правовых дискреционных полномочий;
    - право исполнительных органов государственной власти издавать лишь подзаконные акты, но не законы;
    - широкое применение в деятельности государства метода политического компромисса.
     Принципу демократизма  Россия следует  в соответствии с ч. 1 ст. 1
Конституции РФ: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления». Здесь сформулировано четыре принципа организации государственной власти.
    Итак, первый принцип - это демократичность.
    Само определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, народ является  единственным источником власти в России. В Российской Федерации участие народа в осуществлении государственной власти осуществляется в различных правовых формах, закрепленных Конституцией: референдум (ст. 3), свободные выборы (ст. 3), участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32), местное самоуправление граждан (ст. 12).
    Проявляется демократичность государства в том, что граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе участвовать в управлении делами государства (ст. 32).
    Законодательством и Конституцией РФ  предусмотрена выборность, непосредственно населением, законодательной власти (ст. ст. 94-97), представительных органов местного самоуправления (ст. 130), таких руководящих должностных лиц, как Президент РФ (ст. 81), главы администраций субъектов федерации. Участие представителей народа в осуществлении судебной власти в качестве народных и присяжных заседателей предусмотрено в ст. ст. 32, 47, 123 Конституции РФ.
        Республиканская форма правления – это второй принцип.
    Такая форма правления отличается от монархии . В монархической форме правления власть целиком или частично принадлежит одному лицу и передается по наследству.
    Республиканская форма правления - принцип внутренней организации государственной власти, непосредственно связанной с демократией. Он характеризует государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими выборными (т. е. представительными) органами. 
    В Российской Федерации главой государства является ее президент, избираемый гражданами сроком на шесть лет (ст. ст. 80, 81), а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание
(парламент), одна из палат которого - Совет Федерации составляется из двух представителей от каждого субъекта РФ : по одному из представительного и исполнительного органов государственной власти, а другая – Государственная Дума, избирается населением сроком на пять лет (ст. ст. 94, 95, 96).
    Итак, исходя из положений ст. 1 Конституции РФ, по форме правления
Россия - республика. Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо или формируются парламентом7. Существуют две основные разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточенны в руках президента. А в парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента, перед парламентом правительство ответственно за свою деятельность.
    Третий принцип - Российская Федерация как федеративное государство.
    Характеризуется федеративное государство сложной формой территориального устройства, при которой суверенная власть государства разделена между центральными, т. е. федеральными органами власти, входящих в федерацию государственных образований - субъектов федерации.
    Субъекты федерации - территориальные единицы, подобные государству по статусу, обладающие не всеми, но некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Современное федеративное  государство – это государство в состав которого входят территориальные образования, называемые ее  субъектами. Субъекты федерации обладают  определенной частью суверенитета и  относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории.
    При этом, государственная власть разделена между центральными общегосударственными органами. Эти органы решают  вопросы общего значения. И органами членов федерации, которые представляют интересы данных регионов и соответствующего им населения.
    По тексту  Конституции 1993года Российская Федерация состоит из  субъектов федерации, равноправных в отношениях с общефедеральными органами.
    Это республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Принципы распределения власти по территории, т. е. принципы федерального устройства, закрепляются в Конституции РФ. Такими принципами согласно ст. 5 Конституции РФ являются: «государственная целостность, единство системы государственной власти, «открытость» (т. е. возможность принятия нового субъекта), равноправие и самоопределение народов, возможность изменения статуса субъекта, равноправие субъектов федерации в отношениях с федеральными органами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации»8.
    Принцип федерализма – это  гарантия территориальной  целостности, Российской Федерации. Обязательным условием федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.
    Четвертый принцип - Российская Федерация как правовое государство.
    Правовое государство - государство, самоограничивающее свою власть правом, т. е. системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочивания, стабилизации жизни людей. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. А нормы, выражающие меру прав и свобод, должны быть зафиксированы в Конституции и законах.
    Государство, провозглашающее себя правовым,  обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:
    - верховенство закона. Конституция РФ, ее положения обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на Российской Федерации вне зависимости от их государственной принадлежности);
    - взаимная ответственность государства и личности;
    -  наличие разделения властей. Данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ:
    Государственная власть в нашей стране осуществляется на основе  разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
    - гарантия прав и свобод личности (реальная гарантия прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства, принцип которого закреплен в статье 2 Конституции , устанавливающей, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Права человека , их признание, соблюдение и зашита – это  обязанность правового  государства. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения).
    Кроме того, важнейшая характеристика права - это отражение в его содержании потребностей общества, прав и свобод человека, возможность их реализации и легитимность, т. е. одобрение народом. Закон, принятый не легитимной властью, игнорирующий интересы народа, свободы человека, может быть и не правовым (например, нормативные акты, согласно которым ссылке и иным репрессиям подвергались члены семей осужденных за государственные преступления). Именно в Конституции страны должны быть сформулированы основные принципы права, которые могут и должны использоваться как критерии проверки «правового» и «не правового» в действиях государственной власти, прежде всего принятых ею законодательных актах. Конституция страны выступает сводом принципов национального права.
    Поэтому верховенство Конституции РФ в правовой системе страны (ст. 4, 15 ), как и верховенство права ( ст. 1 ) должны служить одной общей цели - подчинению государственной власти, законов и подзаконных нормативных актов, деятельности государственных органов, должностных лиц, т. е. праву как общепризнанному социальному порядку, обеспечивающему нормальное свободное прогрессивное развитие общества, позволяющему сочетать, учитывать и разграничивать возникающие в обществе многообразные интересы; мирным, ненасильственным путем разрешать социальные проблемы (конфликты и споры).
    Подводя итоги данной главы курсовой работы, хотелось бы подчеркнуть, что указанные в части первой ст. 1 Конституции Российской Федерации характеристики Российской Федерации  как демократического государства с республиканской формой правления, только взятые в совокупности, выражают его политико-юридическую природу. Они дополняют и уточняют друг друга, находятся во взаимозависимости.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3.Принципы приоритета права и свобод человека.
     Принцип экономического, политического и идеологического плюрализма в Российской Федерации
     
    Правовое государство интегрирует большинство фундаментальных юридических начал, лежащих в основе конституционного строя России. В правовых позициях высшего органа конституционного контроля отмечается взаимосвязь правового государства с такими основополагающими категориями, как верховенство права, правовая определенность, поддержание взаимного доверия во взаимоотношениях личности и публичной власти, верховенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства защищать их, разделение властей, правовая демократия.
    Можно с уверенностью сказать, что ведущее место в системе конституционных основ занимает признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. 
    Принципверховенства основных прав и свобод выполняет консолидирующую роль, объединяя целый ряд иных конституционных начал: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; принцип охраны прав личности как обязанности государства; принцип равенства граждан перед законом и судом; принцип взаимной ответственности государства и личности.
    Государство, его органы и институты связаны правами и свободами человека и гражданина. По смыслу российской Конституции не государство дарует права индивидам, а сами политически правоспособные граждане в их совокупности, приобретая основные права и свободы от рождения, передают свои властные полномочия выборным государственным органам. В этом выражается такая сторона правовой государственности, как народный суверенитет и связанный с ним принцип народовластия. 
    Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.
    Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством9.
    Человек, по отношению к государству выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека. По словам Сукало А. Е.: «Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и, наоборот»10. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.
    Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.
    Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного  законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве «дара» государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г., США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).
    В соответствии с Конституцией РФ, Россия - социальное государство.
    Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки материнства, отцовства и  детства, инвалидов и  безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.
    Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135).
    Понятие «социальное государство» является новым для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.
    Принцип социального государства тесно связан с другими  основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции).
    Как справедливо отмечает Л.А. Мо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44