- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Структура и уровень самооценки личности волейболиста как фактор готовности к соревновательной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010156 |
Тема: | Структура и уровень самооценки личности волейболиста как фактор готовности к соревновательной деятельности |
Содержание
Министерство спорта Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)» ИНСТИТУТ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Кафедра теории и методики волейбола ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «СТРУКТУРА И УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Направление подготовки 49.03.01 – «Физическая подготовка» Исполнитель: студентка 4 курса очной формы обучения Трусова Наталия Михайловна Научный руководитель: к. псх.н., доцент кафедры психологии Шумова Н.С. Москва – 2017 Аннотация на выпускную квалификационную работу студента 4 курса факультета очного обучения РГУФКСМиТ Трусова Н.М., выполненную на тему: « Структура и уровень самооценки личности волейболиста как фактор готовности к соревновательной деятельности» Работа выполнена на 47 страницах машинописи, содержит 3 таблицы, 2 рисунка и приложения. Список литературы насчитывает 34 наименования. В работе поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ основных подходов зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки, её связи с эффективностью учебно-тренировочной и спортивной деятельности в волейболе, выделить основные этапы и факторы становления самооценки в пятнадцатилетнем возрасте. 2. Определить перечень критериев для самооценки и разработать технологию формирования навыка самооценивания. 3. Апробировать разработанную технологию. 4. Сравнить результативность, проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы, дать практические рекомендации. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы. 2. Анкетирование. 3. Тестирование а) Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан 4. Педагогические наблюдения. 5. Педагогический эксперимент. 6. Метод математико-статистической обработки полученных данных. а) Т - критерия Вилкоксона б) U - критерия Манна-Уитни в) F- критерий Фишера Проведено тестирование 20 волейболистов одного возраста и квалификации, результаты которых были подвергнуты корреляционному анализу. В результате проведенного исследования выявлено следующее: 1. Самооценка – это оценка личностью имеющегося у нее потенциала с точки зрения определенной системы ценностей, наличие критической позиции по отношению к тому, чем она обладает. Согласно большинству изученных нами источников, самооценка – это отношение человека к самому себе, которое формируется постепенно под влиянием различных «внутренних» и «внешних» факторов. К «внешним» факторам в первую очередь относится оценка тренера (педагога). Важно, чтобы она была адекватной, справедливой, опиралась на объективные критерии. Иначе у спортсмена возникают проблемы, обусловленные типичными субъективными тенденциями (ошибками) педагогической оценки. 2. Разработанные нами критерии для самооценивания положения рук, ног, касания мяча и передвижения при выполнении трех технических приемов, подобранных для тренировки в соответствии с возрастом, опытом и этапом подготовки волейболистов могут быть использованы для формирования навыка самооценивания путем пошагового знакомства и овладения волейболистами специально разработанной нами картой самооценки. 3. Оценка разработанной технологии должна опираться на объективные критерии мастерства и возможностей спортсменов. 4. Анализ полученных результатов позволил выявить следующие достоверные изменения: • после применения «технологии формирования навыка самооценивания» выявлено достоверно более высокое качество выполнения упражнений в экспериментальной группе ( 3,8 баллов по средней оценке экспериментатора при 3,5 в контрольной, U-критерий Манна-Уитни=5, p=0.01); • в экспериментальной группе самооценка личности после применения «технологии формирования навыка самооценивания» достоверно выше, чем в контрольной группе (составляет 66,0 баллов при 63,0 баллах в контрольной, U-критерий Манна-Уитни=20, p?0.05 ) и соответствует уровню мастерства. • в результате формирования навыка самооценивания в экспериментальной группе у 50% спортсменов уровень притязаний составил 88-90 баллов, тогда как в контрольной только у 10% спортсменов был зафиксирован такой уровень притязаний (разница достоверна, (критерий Фишера ?*эмп=2.073, р < 0,05). 90% спортсменов контрольной группы разделились на лиц с более высокими и более низкими притязаниями; • взаимосвязь между уровнем притязаний в контрольной группе и поддержкой тренера на конец эксперимента приближается к значимому уровню (коэффициент ранговой корреляции Спирмена rsэпм.=0,54 при rsкр.0,05=0.64). Таким образом, оценка тренера способствует расслоению контрольной группы на лиц с высоким и низким уровнем притязаний при отсутствии такого расслоения среди спортсменов экспериментальной группы со сформированным навыком самооценивания. Исполнитель _____________ ____________ (Ф.И.О.) (подпись) Оглавление Введение 5 ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 9 I.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки 9 I.2 Психологические особенности личности в юношеском возрасте 16 I.2.1 Этапы становления самооценки в 15 возрасте 18 I.2.2 Факторы, влияющие на становление самооценки в 15 возрасте 18 I.3 Самооценка в спорте 19 I.4 Самооценка в волейболе 20 ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24 II.1 Цель и задачи исследования 24 II.2 методы исследования 24 II.2.1 тестирование 25 II.2.2 педагогическое наблюдение 25 II.2.3. Метод математико-статистической обработки полученных данны 25 II.3 организация исследования 26 II.3.1 Технология формирования навыка самооценивания 27 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 32 Выводы 42 Практические рекомендации 43 Список литературы 45 Приложения 48 Приложение А - Эталонные критерии для самооценивания правильности выполнения выбранных для тренировки упражнений 48 Приложение Б - Критерии для самооценивания правильности выполнения выбранных упражнений для передачи сверху двумя руками 49 Приложение В - Критерии для самооценивания правильности выполнения выбранных упражнения для передачи снизу двумя руками 50 Приложение Г - Критерии для самооценивания правильности выполнения выбранных упражнения для нападающего удара 51 Приложение Д - Критерии для самооценивания правильности выполнения выбранных упражнения для передачи сверху двумя руками после учебно - тренировочных сборов 52 Приложение Е- Критерии для самооценивания правильности выполнения выбранных упражнения для передачи снизу двумя руками после учебно - тренировочных сборов 53 Приложение Ё- Критерии для самооценивания правильности выполнения выбранных упражнения для нападающего удара после учебно - тренировочных сборов 54 Приложение Ж - Карта наблюдения за поведением спортсменом 55 Введение Актуальность Сложное положение, в котором оказался спорт, является результатом влияния целого ряда факторов. Системы спортивной подготовки, основанные на технократическом подходе, направленные зачастую на подготовку человека-труженика, а не на подготовку человека-творца в современных условиях оказываются недостаточно продуктивными. При повышенных требованиях к результативности, к формированию личности на всем «спортивном пути» также предъявляются огромные требования. Более эффективными являются подходы, ориентированные не только на физическое, но и на психическое развитие человека, его познавательных способностей, личности, развитие субъектности человека как способности к самоопределению в постоянно изменяющемся мире. Самоопределение связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, с уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач [Е.М. Борисова, 1995, С.А. Боровикова, 1991]. Тех, кто обладает подобными характеристиками условно называют «автономными». Противоположные характеристики – малая самостоятельность, подверженность влиянию случайных факторов, необоснованность выбора профессии свойственны т.н. «зависимым». На выбор «автономных» большее влияние оказывают «внутренние» факторы: информированность, наличие способностей, нужных для освоения профессии, личное знакомство с выбранной профессией и т.п. [Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин В.П., 1987; Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В., 2001]. Эти качества непосредственно связаны с высоким уровнем развития самосознания и контрольно-оценочной сферы. Влияние характеристик самооценки на динамику уровня притязаний отмечал В.С. Мерлин. Человек со стабильной самооценкой формирует уровень притязаний, мало подверженный ситуационным влияниям успеха и неудачи. Неясные представления о своих возможностях сопровождаются неустойчивостью в выборе целей: притязания человека резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи (Е. А. Серебрякова, В.М.Блейхер). Все это определяет актуальность знания о том, что же такое самопознание, самоопределение и самооценка, какую роль они играют в нашей жизни и как развиваются в разных возрастах. Анализ специальной литературы, обобщение многолетнего опыта и собственные взгляды на развитие всей психологической подготовки способствовали выбору темы нашего исследования, направленной на изучение одной из важнейших проблем – самооценке личности спортсмена как фактора готовности к соревновательной деятельности. Самооценка является основным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к самому себе [Курилкин А.И.,c.120-124]. Основы умения определять себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. В специализированной литературе самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее развития, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Е.П. Ильина, К. Юнга, А.И. Липкиной, А.В. Захаровой и других ученых-психологов. Однако, во-первых, нет общепризнанной методики исследования особенностей самооценки волейболистов и, во-вторых, не изучены взаимосвязи между этими особенностями и результативностью соревновательной деятельности спортсмена. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для анализа и коррекции самим спортсменом своих личностных качеств, поведения, структурирования и уточнения самооценки компонентов готовности к соревновательной деятельности и, в итоге, более эффективное и оперативное распределение и выполнение функций на площадке во время соревнований. Цель работы - выявить взаимосвязь сформированности навыка самооценивания и эффективности тренировочной деятельности. Объект исследования – самооценка личности. Предмет исследования – структура и вид самооценки волейболиста как условие успешности тренировочной деятельности. Гипотеза исследования Предполагалось, что самооценка правильности выполнения тренировочных упражнений по специально разработанным нами объективным критериям приведет к росту самооценки личности пропорционально росту спортивного мастерства. Задачи исследования: 1. Провести анализ основных подходов зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки, её связи с эффективностью учебно-тренировочной и спортивной деятельности в волейболе, выделить основные этапы и факторы становления самооценки в пятнадцатилетнем возрасте. 2. Определить перечень критериев для самооценки и разработать технологию формирования навыка самооценивания. 3. Апробировать разработанную технологию и проанализировать полученные результаты. Методы исследования 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы. 2. Анкетирование. 3. Тестирование а) Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан 4. Педагогические наблюдения. 5. Педагогический эксперимент. 6. Метод математико-статистической обработки полученных данных. а) Т - критерия Вилкоксона б) U - критерия Манна-Уитни в) F- критерий Фишера Испытуемые На базе школы ГБУ Спортивная школа олимпийского резерва № 65 «Ника» г. Москва были организованны 2 группы девушек (контрольная и экспериментальная, n=10 в каждой группе), в возрасте 15-16 лет, имевшие 1 взрослый разряд и одинаковый уровень физической, технической подготовленности. ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА I.1 Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки Самопознание – это особый процесс познания себя, своего потенциала, своих умственных и физических возможностей. Самосознание — это осознание человеком себя как личности. Самосознание — это понимание своих интересов, стремлений, переживаний индивида, его знания о самом себе, другими словами, это более или менее целостное и адекватное понятие о собственном «я» как субъекте, отличном от других субъектов [Гогунов Е.Н.,c.90]. Самооценка человека – результат познания себя через соотношение знаний о себе с знаниями о других или о идеальном образе личности, существующем в его представления, такие знания могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или непринятием, с осуждением. Эти эмоции тем сильнее, чем больше функциональная значимость выявленных у себя качеств, доля их участия в смыслообразовании при выборе и достижении мотивов и целей. Таким образом, самооценка опосредует отношение человека к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Так в процессе формирования самосознания у человека появляется определенное отношение к себе – самоуважение, гордость, тщеславие, презрение, ненависть и др. (эмоциональный компонент), сочетаясь с знаниями о себе (содержательный компонент). Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать человеку собственную деятельность по существенным для ее результативности нормативным критериям. Один из первых ученых, который занялся изучением самооценки, был У. Джемс [Джеймс У., с.56]. Он считал, что существует несколько форм самооценки: самодовольство и недовольство собой. А.Н. Леонтьев указывал на необходимость различать: 1) знание о себе (познание себя); 2) осознание себя [Леонтьев А.Н., c.34]. Он считал, что знание о себе не может называться самосознанием, так как «представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных» [Леонтьев А.Н, c.34]. Чувственные формы и источники знания могут быть разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. Индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать себя. Таким образом, в строгом и узком смысле самосознание - это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам. «Следует учесть, что самоопределение это лишь частный процесс», утверждал Х.Хекхаузен, «где существует связь между личностью и обществом» [Хекхаузен Х., c. 407] Главный источник познания себя, это обратная связь между личностью и другими людьми. Впервые такое заключение сделал Ч. Кули говоря «я-каким - меня-видят-другие» и «я-каким-я-сам-себя-вижу» [Кули Ч.Х., c. 320]. Следовательно, самооценка возникает в результате взаимодействия с группами, членом которого является сам человек. И формирование самоопределения происходит в процессе проб и ошибок, где усваиваются различные ценности и установки. Куперсмит говорил, что самооценка – это отношение индивида к самому себе, приобретая привычный характер, оно складывается постепенно. Проявляется в виде одобрения или неодобрения, давая индивиду убежденность в своей ценности и значимости [Куперсмит С., c. 37]. «Самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание», - говорил Г. Спиркин [Спиркин А.Г., c. 28]. Близкое к истине, определение предложил Валицкас «самооценка-это продукт отражения субъекта о самом себе в связи с ценностями и идеалами, в единстве с компонентами » [Валицкас Г.К.,c. 49-53]. В основе нашей работы лежит определение Л.В. Бороздиной: «Самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей, поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает?». По мнению Бернса самооценка имеет 3 функции: 1) способствует достижению внутренней согласованности личности; 2) определяет интерпретацию опыта; 3) является источником ожиданий [Бернс Р.,c.75-77]. По литературным данным выделяют три основных термина самоотношения, каждое из которых отражает подходы и имеет свое значение: 1) Любовь к себе; 2) Самоприятие; 3) Чувство компетентности; Различием является глубинность соответствующего чувства, хотя понятия «любовь к себе» и «самоприятие» уже связано с чувством симпатии в собственный адрес. Так, например, Роджерс выделят самооценку, как отношение к себе, носителю определенных свойств, а самоприятие - принятия самого себя, несмотря на свои особенности личности. Эти два понятия, считал он, обладают сложным строением, включающий в себя подсистемы самооценочную и эмоциональную [Роджер С.,c. 465]. Р. Уайли говорит обратное, что две эти характеристики невозможны друг без друга, так как при самооценке себя неизбежно присутствие общего уровня принятия и неприятия себя как личности. Самооценка — это представление человека о своей личности, оценка себя и мнения других людей, в свою очередь, выражение открыто или закрыто своих чувств и эмоций. Анализ спортивной практики показывает, что зачастую теме влияния самооценки на спортивную деятельность, уделяется недостаточное внимание, недооценивая ее роль в механизме подготовки к соревнованиям. В отечественной психологии самооценку рассматривают в качестве компонента, части целого – самосознания. Для жизни, функция самосознания – это самоуправление поведением личности. Так же указываются и другие функции самосознания это познание и усовершенствование себя. Такие понятия как, самосознание и «Я - концепция», для некоторых авторов являются несхожими хоть и они и близки по значению. Предполагается рассматривать в самосознании два компонента – образный (образ себя) и понятийный («Я - концепция», знание о себе). Е.П. Ильин сформулировал стадии образования самооценки: первая стадия: формирование самооценки, где человек сравнивает себя с другими (эталоном), оценивает сходство или рассогласование и формирует отношение к себе; вторая стадия: стабилизация или коррекция самооценки, возникновение удовлетворенности или неудовлетворенности самооценкой, включение механизмов защиты личности . У человека изменяется уровень притязаний: при неудовлетворенности — снижение самооценки, при удовлетворенности — повышение [ Ильин Е.П., c.85]. Классифицировать подходы к изучению самооценки можно следующим образом: 1) Личностный подход, где самооценка рассматривается как компонент самосознания личности; 2) Рассмотрение самооценки как компонента целостной структуры личности и в то же время как особое образование, тоже целостное и имеющее свою структуру. Деятельный подход, здесь самооценка рассматривается как фактор влияния на качество результата деятельности личности; 3) Динамический подход, с помощью него рассматривается самооценка в процессе взросления индивида. 4) Функциональный подход предполагает, что самооценка это основная функция личности. Кроме того, поскольку адекватность самооценки имеет важное значение для нормального функционирования личности, ее изучение важно для решения вопросов психического здоровья. Опираясь на вышеизложенное и на выводы Молчановой О.Н. (2010), выделим теоретические положения, наиболее важные для исследования самооценки: 1. самооценка может быть рассмотрена как один из компонентов самосознания (Я-концепции), связанный с другими его компонентами – самоотношением, самопознанием, саморегулированием; 2. самооценка связана с мотивами, целями, ценностными ориентациями человека; 3. самооценка выступает как механизм саморегуляции; 4. самооценку можно рассматривать с двух сторон – как процесс и как результат; 5. самооценка как процесс заключается в сопоставлении имеющихся у человека представлений с представлениями о других людях, норме или эталоне. Для нас наиболее важны первое и пятое положения, открывающие возможности формирования самооценки путем самопознания, конкретнее – уточнения имеющихся у человека представлений о себе при их сопоставлении с эталоном. Полная ориентировочная основа двигательных действий, фактически, является таким эталоном. Таблицы с описанием опорных признаков правильности выполнения двигательных действий и пустыми ячейками для проставления самооценок и оценок удобны для применения и последующей статистической обработки. Самооценка может быть адекватной, соответствующей уже имеющемся у человека качествам и возможностям, и неадекватной (завышенной или заниженной). Адекватная самооценка позволяет человеку максимально использовать имеющиеся у него возможности, полностью раскрыть свои способности и реализовать это на тренировке и на соревнованиях. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Необъективная оценка самого себя, мнение расходящиеся с мнением других людей, показывает что у человека неадекватная самооценка. Неадекватная самооценка, в свою очередь, делится на: завышенную заниженную. Если человек переоценивает свои возможности его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности. Вследствие этого, при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Такая самооценка может привести к конфликту, если окружающие начнут объективно оценивать его качества и возможности. Люди с высокой самооценкой оценивают положительно и убеждены в том, что они нравятся другим. Их неудача не приведет к изменениям в их самооценке. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя. В свою очередь самооценка влияет и на стиль поведения человека Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, какой он есть на самом деле, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. У людей с низкой самооценкой часто нет четкого образа самих себя. Они воспринимают себя часто очень противоречиво. Так же у таких людей присутствует склонность обобщать свои слабые стороны, что приводит к негативной самооценке себя в целом. Порой это выливается в ненависти к самому себе. Безопасность ведет к тому, что главное для таких людей - "не быть униженными", а не "заслужить признание". В случае неудачи они обвиняют себя "во всех грехах", их самооценка еще больше снижается, порой вплоть до ощущения полной своей никчемности. Итогом будет еще больший страх неудачи и стремление избежать нового негативного опыта. Робость, неуверенность в себе, застенчивость - вот главные качества заниженной самооценки. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро воспринимают критику и требующие большое внимание со стороны окружающих. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Как и завышенная, так и заниженная самооценка напрямую может повлиять на исход соревнования. Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим. Адекватность самооценки принципиально важно учитывать тренеру при подготовке юных спортсменов. Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям. В основу формирования личности спортсмена входят самосознание, личность тренера общественное сознание (спортивный коллектив и общество). Существует два уровня самооценки - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки. Основной принцип для формирования этих уровней является объединение частных самооценок с учетом их значимости. «Изучение самооценки еще далеко от своего завершения» - говорит Г.В. Лозовая [Лозовая Г.В.,c.148-150]. Еще много остается вопросов, ответы на которые должны быть доказаны с помощью экспериментальных исследований. Особое значение в науке занимает изучение самооценки в связи с различными периодами развития личности. I.2 Психологические особенности личности в юношеском возрасте Развитие личности в юношестве рассматривается как период, состоящий из трех фаз. В нашей работе подвергается исследованию 1 фаза (с 14-16 лет). В этом возрасте в развитии личности решаются вопросы, требующие решения на индивидуальном уровне. Встают проблемы с взаимоотношении с противоположным полом, так же на социальном уровне не все гладко, где подросток находит себя, и пытается закрепиться по средствам выбора профессии. В юношеском возрасте происходит интенсивное нравственное развитие. Подросток особое внимание уделяет проблемам морально-этического характера, где выбор делается с учетом общественных критериев и норм в современном обществе. Самыгин считал, что характерными чертами поведения для этого возраста, являются эмоциональная неустойчивость чувствительность и даже агрессивность [Самыгин П.С.,c.126-128]. В этом возрасте наблюдается развитие коммуникабельности. Возрастная особенность выражается в снижении конфликтов, стремлении к общению и дружбы с окружающими. Ребята больше доверчивы к старшим, особенно к учителям (тренерам). Главное в этом возрасте найти понимание, сопереживание со стороны окружающих. Л.С. Выготский предполагал, что у подростков возникает чувство «взрослости» - представление о себе, что он уже не ребенок [Выготский Л.с,]. Ребенок считает себя взрослым, и стремиться быть им. Ведущая позиция в этом возрасте уже общественная деятельность и общение со сверстниками. Центральное новообразование в подростковом возрасте – появление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». В 1 фазе юношества у подростков расширяются интересы, раскрывается диапазон социальных ролей и сферы жизнедеятельности. Этот возраст связан с формированием активной жизненной позицией, которую всем хочется продемонстрировать, ценностями, самоопределением и осознанием собственной значимости. Познавая друг друга, человек познает себя. Абрамова Г.С. считает, что для юности очень характерно быть внимательным к внутреннему миру человека. В этом возрасте формируется самосознание и собственное мировоззрение, принимаются ответственные решения [Абрамова,c.47]. I.2.1 Этапы становления самооценки в 15 возрасте В юношеском возрасте ребенок становится более чутким к мнению сверстников и взрослых. Перед ним остро встают проблемы человеческих взаимоотношений. Некоторые авторы относят возраст 14-15 лет к подростковому и выделяют следующие закономерности формирования самооценки в этом возрасте. В этом период понимания настоящей индивидуальности, самостоятельности в деятельности. Если сравнить детей с младшей группы, то у подростков выявляется способность контролировать свое поведение, мысли и чувства. Переходный возраст тот момент, где обостренно стремление к познанию и оценке самого себя и формирование полноценного образа «Я». В переходе на позиции понимания неоднозначности, не постоянства, в периоде между 12-14 лет при описании себя подросток использует категоричные суждения. При самоописании используются слова «иногда» «почти» «мне кажется». В начальный период этого возраста (10-11 лет) многие подростки дают сами себе в основном отрицательные характеристики. Такое же отношение продолжается и до более старшего возраста. К возрасту 12-13 лет к отрицательному мнению о себе добавляется рост самоуважения и высокая оценка себя как личности. В процессе взросления самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризуют поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки. I.2.2 Факторы, влияющие на становление самооценки в 15 возрасте Самооценка тесно связана с его восприятием на интерес в нем окружающими, если у ребенка занижена самооценка, то существует склонность к тому, что его мысли и занятия никому не нужны. Роль различных факторов на формирования самооценки очень высока и на это может повлиять ряд условий. Человек зависит как от «внешних», так и от «внутренних» условий. Заниженная (неадекватная) самооценка, негативно влияет на спортсмена, в том числе и на результативность. Постоянное стремление к высоким результатам в спорте предполагает поиск факторов, обусловливающих успех или не успех в соревнованиях и при отборе в команду и руководстве спортсменами. А.К. Маркова (2003) отмечает: • связь низкой мотивации к обучению с неадекватным контролем и самооценкой; • положительное отношение к обучению – с итоговым самоконтролем и самооценкой при выполнении понятной ученикам учебной задачи; • творческое отношение – с прогностическими самоконтролем и самооценкой (до начала работы), высокой самооценкой. Другими словами, неадекватно высокая оценка в начале обучения своих действий как успешных при объективно имеющих место ошибках, отсутствие объективных критериев оценки, препятствует росту спортивного мастерства. Разработка объективных критериев оценки реального уровня мастерства и способностей, приведение самооценки спортсмена в соответствие с ними служит существенным условием формирования учебной мотивации и успешности тренировочной и соревновательной деятельности. I.3 Самооценка в спорте Спорт – специфический вид деятельности. Главное в нем это достижение результата, проверка своих психических и физических возможностей. Особенность спортивной деятельности – это соревнование, и без него спорт утрачивает свой смысл. Для выявления оптимального уровня самооценки в плане ее влияния на показатели адаптированности спортсменов к спортивной и учебной деятельности и определения возможностей ее коррекции с помощью самопознания необходимо изучение ее особенностей по отдельным характеристикам. Более того, таких характеристик должно быть достаточно много, поскольку не следует ожидать, что, если самооценка спортсменов в целом высокая, то и все ее характеристики высоки. Важно отобрать те ее характеристики, которые наиболее существенно отличаются от характеристик самооценки лиц далеких от спорта [Жилин С.В.,c.28-31]. Волейбол – игра очень динамичная. Для достижения успеха необходимо согласование действий всех членов команды. Для волейбола присуще высокая скорость мяча, быстрый переход от действий защиты к атаке, при этом нужно воспринимать все, что происходит вокруг. Из этого следует, что волейболисту требуется умение противостоять утомлению, для этого требуется высокий уровень мотивации и владение навыками саморегуляции [Беляев А.В,c.36-37]. I.4 Самооценка в волейболе Большие возможности заложены в применении активных методов обучения. Среди них — элементы проблемного обучения (постановка проблемных вопросов) и метод самооценки успеваемости. Постановка проблемных вопросов ведет к созданию ситуации поискового решения, а самооценка — к активизации двигательной деятельности, что в целом содействует значительному повышению интереса и творческой активности учащихся. Применительно к волейболу сказанное играет особую роль. Учитывая, что процесс освоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании интереса учащихся приобретают временные сроки достижения конечной цели. Полученные результаты, как в тренировочном занятии так и на соревнованиях, реально видеть их, осознать и чувствовать приближение к ним по объективным признакам — главная суть метода самооценки. Его основу составляют количественные и качественные критерии, вполне доступные подросткам для понимания и самоконтроля. Один из таких методов обучения технике и тактике игры в волейбол предложен Д..Ю. Железняком, Л.Н. Слупским (1989) и заключатся в следующем. После краткого сообщения о сущности и значении определенного приема игры, скажем передачи сверху двумя руками, демонстрируется техника ее выполнения и представляется возможность учащимся выполнить пробные попытки. Затем ставят проблемный вопрос: «Где происходит встреча рук (кистей) с мячом?» Из многочисленных попыток ответа вряд ли мы услышим: вверху над лицом. Еще раз демонстрируется передача, где специально акцентируется внимание на точке соприкосновения рук с мячом. Далее задаются следующие два вопроса: 1. «Почему руки при передачи должны быть согнуты в локтях незначительно?»; 2. «Что обусловливает величину угла их сгибания?». В ходе активного поиска ответа творческие усилия уч....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: