VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Уровень субъективного благополучия и автономности личности на примере зрелого возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008439
Тема: Уровень субъективного благополучия и автономности личности на примере зрелого возраста
Содержание
Дипломная работа на тему

Уровень субъективного благополучия и автономности личности на примере зрелого возраста























































СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Концепция благополучия личности и факторы ее развития………...10

1.1 Виды благополучия личности………………………………………………12

1.2 Факторы, влияющие на благополучие личности………………………….15

1.3 Способы измерения уровня субъективного благополучия человека…...19

1.4 Возрастная типологизация личности, характеристика зрелого периода жизни……………………………………………………………………………..21

Выводы по главе 1……………………………………………………………….31

Глава 2. Изучение формирования автономности личности…………………..33

2.1. Шкала психологического благополучия К. Рифф: описание методики и теоретические основы…………………………………………………………..33

2.2 Критериальная валидность и измерение уровня субъективного благополучия и автономии личности………………………………………….38

2.3 Понятие автономности в контексте субъектной регуляции деятельности….42

2.4 Личностно-типологические особенности субъектной регуляции личности по Г.С. Прыгину………………………………………………………………….44

Выводы по главе 2……………………………………………………………….47

Глава 3 Экспериментальное выявление уровня субъективного благополучия и степени автономности личности в зрелом возрасте………………………...49

Заключение……………………………………………………………………….61
Список использованных источников…………………………………………..62

Приложения……………………………………………………………………...67

















ВВЕДЕНИЕ





Исследования личности поднимают множество вопросов, ответы на которые человечество не может определить как однозначные. К одному из них относится вопрос о важнейших интегративных качествах личности, играющий значительную роль в разных сферах деятельности человека. Речь идет о так называемой «автономности» или «эффективной самостоятельности» личности [18, 1]. В философии, социологии и психологии данному качеству придается большое значение, и считается, что именно оно способно отражать «степень сформированности системы субъектной регуляции личности» [18, 1]. 

Многообразие подходов к разработке феномена автономности свидетельствует об ее неоднозначности и сложности. Вероятнее всего, причиной этому служит разнообразие существующих теорий личности, видов психических процессов и подходов к сопутствующим аспектам. Разные подходы к понятию автономности дают большое поле для исследования и поиска практических способов ее определения. По данному вопросу интересное мнение выразил А.Г. Асмолов: «…чтобы проанализировать личностные механизмы регуляции деятельности, необходимо … увидеть личность как субъект деятельности» [3, 121]. Следовательно, исследование личностно-регуляторных основ «автономности» следует проводить непосредственно с позиции субъектной регуляции.

Понимание автономности личности и ее субъектной регуляции деятельности представлено во множестве работ по общей методологии, значимый вклад, в частности внесли: К.А. Абульханова (2002), А.Г. Асмолов (2001), Л.М. Веккер (1981, 1998), Л.Г. Дикая (2002, 2003), В.А. Мазилов (2003), В.С. Мерлин (1964, 1988), В.Д. Шадриков (1983, 1994, 1996),  субъектно-деятельностного подхода - К.А. Абульханова (1997, 2002), А.В. Брушлинский (1991, 1997), О.А. Конопкин (1995, 2004), В.Д. Шадриков (1996); психологии личности - К.А. Абульханова (1980, 1997), А.Г. Асмолов (1983, 1984), А.Н. Леонтьев (1975), С.Л. Рубинштейн и другие известныеисследователи. 

Фундаментальной научной работой, рассматривающей автономность личности через субъектную регуляцию, служит диссертация Г.С. Прыгина «Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности». Согласно Г.С. Прыгину, личность является целостной, и субъектная регуляция, несомненно, имеет личностную окраску. Его исследование раскрывает разные аспекты субъектной регуляции, а его методика определения автономии служит необходимым практическим пластом экспериментальной части данной дипломной работы. В своей диссертации он представляет взаимосвязь автономности личности с уровнем психической саморегуляции, которая способна формировать активную и успешную личность. Тем самым представляется уникальная возможность изучить и провести анализ природы автономности, определить ее основные черты и возможность измерения зависимости между субъектной регуляцией и благополучием личности. 

Вопрос счастья и благополучия человека всегда представлял важную основу любого социума. Проблема субъективного благополучия актуальна в современном мире и в российском обществе в связи с ростом возможностей и свободы самоопределения личности. 

Большинство ученых (Аргайл М.,Динер Э., Эммонс Р., Джидарьян И. А., Куликов Л. В., Соколова М. В. и др.) выделяют субъективные и объективные факторы, влияющие на субъективное благополучие. Феномен субъективного благополучия более всего связан с субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе [26].

Существует множество мнений касательно благополучия и гармоничного ощущения счастья, к которому так стремится человек. На протяжении жизни в течение разных этапов биологического развития человеку свойственно по-разному подходить к этому вопросу.

Елисеева О. А. приходит к выводу о том, что «субъективное благополучие является интегративным психическим образованием, определяющим различные аспекты отношения человека с миром и успешность его взаимодействия с предметным и социальным окружением» [6]. 

Факторы, влияющие на субъективное благополучие, представляют собой детерминанты разного рода, уровня и обобщенности. Характер взаимосвязей объективных и субъективных условий жизни, влияющих на субъективное благополучие личности, можно определить как сложный и многогранный [26]. Сюда можно включить и социальное окружение, духовную принадлежность к той или иной религии или вероисповеданию, культурные, политические и многие другие аспекты. 

По мнению Э. Динера, счастье можно рассматривать как черту и как состояние: существует определенная личностная предрасположенность испытывать некоторый уровень эмоций, и она может измеряться независимо от оценки текущего состояния. Можно встретить выделение двух позиций в изучении проблемы субъективного благополучия: внутренняя, связанная с самосознанием, особенностями личности, и внешние по отношению к личности условия как возможность повышения уровня благополучия. Они не могут действовать на человека по отдельности, а проявляются четче всего в тесном переплетении друг с другом. Обе позиции влияют друг на друга и способны модифицировать свои черты. 

 Анализ приведенных выше позиций приводит нас к заключению, что достижение субъективного благополучия происходит в результате воздействия различных факторов. Большое количество ученых (Аргайл М., Динер Э., Эммонс Р., Джидарьян И. А., Куликов Л. В., Соколова М. В. и др.) выделяют субъективные и объективные факторы, оказывающие влияние на субъективное благополучие. Следует обратить внимание, что вопрос субъективного благополучия «связан не столько с потребностями и их реализацией, а субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе» [26, 51]. В большей степени этот феномен остается индивидуальным для каждой личности и обусловлен особенностями личного восприятия происходящих событий.

Исследование уровня субъективного благополучия и автономности личности решено было проводить над личностью в зрелом возрасте. Данному возрасту свойственна психологическая зрелость, высокий уровень морально-нравственного развития, достаточный жизненный опыт и уровень социо-культурного развития. Личность в зрелом возрасте должна уметь справляться с разного рода трудностями и проблемами, принимать ответственные решения, компетентно планировать свою деятельность, заниматься  воспитанием детей, служить примером для них. Ей свойственно большое число социальных обязанностей. Вопрос формирования благополучия личности на данном этапе жизни достаточно непрост и требует комплексного подхода в виде применения серии методик и анализа для получения конкретных рекомендаций.

Актуальность проблемы обусловлена растущим интересом к позитивной стороне функционирования человека и широким распространением терминов, раскрывающих психологические аспекты здоровья, благополучия и зрелости человека, тогда как их соотношение еще недостаточно изучено. 

В гуманистической психологии понятие зрелости тесно взаимосвязано со стремлением к самоактуализации. К вышеперечисленным характеристикам, согласно концепциям А. Маслоу, К. Роджерса, добавляются: спонтанность, креативность, открытость переживаниям, доверие к себе, нравственная убежденность. Также о зрелости говорится в экзистенциально ориентированных подходах. Например, основатель гештальттерапии Ф. Перлз основным критерием личностной зрелости считал автономность как способность находить опору в самом себе. В отечественной психологии в качестве критериев личностной зрелости изучаются субъектные характеристики личности, отражающие ее активность в построении собственного жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов В.И. Слободчиков, Р.М. Шамионов и др.). Российские исследователи ссылаются на целеустремленность, способность к самостоятельной организации поведения, независимость, продуктивную рефлексию и множество других, которые при совокупном рассмотрении свидетельствуют о способности человека к организации жизни по собственному замыслу.

Описывая феномен психологической зрелости, С.К. Нартова-Бочавер [13] выдвигает в качестве основного критерия «психологическую суверенность». Данный термин по значению имеет много общего с устойчивым образом Я и системой поведения личности. Здесь также имеет место быть способность принимать решение, ориентируясь на внутреннюю поддержку, отделение от других и понимание ответственности за свои поступки. Контролируя наши действия, мы вырабатываем соответствующую стратегию контроля и поведения в конкретной ситуации, оцениваем преимущества и недостатки и ищем пути решения трудных или спорных моментов.

Между психологической зрелостью и благополучием человека многие исследователи проводят тесную взаимосвязь, без которой невозможно получить полное понимание двух данных феноменов. И психологической зрелости, и благополучию человека свойственны самопринятие, осознанность, жизнестойкость, автономность, позитивные отношения, направленность на саморазвитие, осмысленность и целенаправленность жизни. 

Автономность, или  «эффективная самостоятельность» - одно из важнейших, интегративных качеств личности, отражающих степень сформированности ее системы субъектной регуляции (согласно Г.С. Прыгину).  Прыгин говорит о выраженной структуре субъектной регуляции именно у «автономных» субъектов. 

Рассматривая разные возрастные периоды жизни человека, можно утверждать, что автономность личности является одним из признаков зрелой личности. На этом этапе развития личность умеет позаботиться о себе, осуществляет осознанный выбор деятельности, принимает ответственные решения, ставит цели и принимает решения самостоятельно, независимо от других. Однако не все люди в зрелом возрасте обладают автономностью и субъективным благополучием. Их можно добиться путем развития, в результате преодоления жизненных трудностей и кризисов. Качества психологической зрелости личности формируются на протяжении всей жизни человека, каждый возрастной период вносит свой вклад в развитие определенных характеристик зрелости в зависимости от решения жизненных задач на данном этапе [8, 18]. В связи с этим автономность может использоваться как показатель личностного развития взрослой личности, являясь одновременно отражением как процесса, так и результата этого развития. Благополучие же характеризует процесс развития как состояние, сопутствующее этому процессу; способно отражать собственное функционирование.

В качестве гипотезы исследования утверждается следующее: существует связь автономности личности в зрелом возрасте с ее субъективным благополучием. Если автономность личности высокая, то уровень субъективного благополучия также окажется высоким, и наоборот, при низком показателе автономности личности можно наблюдать низкий уровень субъективного благополучия. 

Объектом исследования выступает человек в зрелом возрасте.

Предмет исследования – субъективное благополучие и автономность личности.

В ходе работы применяются общенаучные методы теоретического, экспериментального и эмпирического исследования. Применены следующие теоретические методы - анализ, сравнение, систематизация и обобщение теоретических и экспериментальных данных. Большую экспериментальную базу предоставили психодиагностические тесты и методики для исследования структурно-функциональных особенностей субъектной регуляции. Инструментом для экспериментального исследования послужил метод экспертных оценок, который позволил доказать конструктную валидность и психометрическую оценку методик диагностики типологии субъектной регуляции. Метод беседы и интервью позволил углубить качественный психологический анализ и интерпретировать эмпирические данные. Один из наиболее показательных методов - метод статистического анализа обработки данных – позволил оценить показатели и сделать соответствующие выводы по результатам исследований.

Целью данной квалификационной работы является изучение взаимосвязи автономности личности с уровнем ее субъективного благополучия. 

Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Проанализировать теоретико-методологические аспекты субъектной регуляции личности, понятия «автономности» и  «зависимости».

Изучить концепцию благополучия личности и факторы ее развития.

Рассмотреть основы субъектной регуляции деятельности, наиболее ярко проявляющиеся в «автономном» и «зависимом» типе, научиться устанавливать эти типы экспериментально с помощью диагностических методик.

Выявить зависимость между уровнем субъектного благополучия и автономностью личности.

В ходе выполнения дипломной работы были применены следующие методики для получения экспериментальных данных:

шкала психологического благополучия К. Рифф для измерения автономности личности и уровня субъективного благополучия;

опросник межличностной зависимости (Р. Гиршфильд, 1977);

методика определения автономии по Г.С. Прыгину.

Написание дипломной работы проходило в несколько этапов:

Изучение научно-исследовательской литературы по теме автономности личности и уровня субъективного благополучия и сбор изученного теоретического материала;

Выбор методик для проведения экспериментальной части работы;

Проведение экспериментальных исследований, определяющих уровень субъективного благополучия и автономности личности на примере людей в зрелом возрасте;

Оформление полученных практических данных, составление выводов по материалам исследования и по всей работе в целом;

Написание диплома, составление синопсиса и презентации.




Глава 1. Концепция благополучия личности и факторы ее развития



Как известно, личность представляет собой «относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека» [1]. Данные качества, в свою очередь, выражаются в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности, что позволяет сформировать мнение о личности в общем. 

На протяжении многих столетий понятие личности вызывает интерес и множество рассуждений в ряде наук, таких как психология, лингвистика, культурология, философия. Личность рассматривается как «субъект социокультурной жизни, носитель индивидуального начала, самораскрывающийся в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности»[2, 25].

Понятие «личность» может указывать на человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, или, напротив, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности [41].

Множество авторов в течении столетий по-разному подходили к данному феномену, изобрели несколько общеизвестных теорий личности, вывели уникальные критерии, однако не смогли прийти к единому согласию относительно того, что представляет собой личность.

Наиболее значимыми из зарубежных теорий личности являются:

- психодинамическая теория личности (основанная на том, что развитие личности происходит благодаря врожденным инстинктам);

- диспозициональная теория личности, в которой заявлено, что  человеческие субъекты способны реагировать на определенные «раздражители»;

- феноменологическая (основанная на стремлении индивида к самореализации);

- когнитивная теория личности (концепция влияния познавательных функций и интеллектуальных процессов на человеческое поведение);

- поведенческая теория личности (личность представляет приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности);

- аналитическая теория личности Юнга (согласно которой врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности).

С середины прошлого века и по сей день вопрос благополучия личности привлекает к себе большой интерес, так как именно благополучие личности является фундаментальным критерием успешности, развития и адекватного функционирования любой личности в социуме. Понятие «субъективное благополучие» часто соотносится с понятием счастья. 

В целом под понятием «благополучие» понимается 1) спокойное и счастливое состояние; 2) жизнь в довольстве, полная обеспеченность [1].

На благополучие личности влияют несколько составляющих факторов: ее социализация, материальное благополучие, духовное, физическое и психологическое благополучие.Социализация личности – определяющий  аспект жизнедеятельности человека. Взаимодействуя с социумом, личность формирует внутренние критерии самооценки, а также оценки системы взаимоотношений с другими индивидами. В так называемом социальном поле реализуются поведение и деятельность личности. 




Виды благополучия личности



Существует несколько видов благополучия личности, показывающих удовлетворение какой-либо деятельностью в разных областях жизни. 

Так, социальное благополучие подразумевает удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она относится. В качестве ведущих факторов социального благополучия выделяют социальную зависимость, личностные особенности, прогностичность жизни, уверенность в жизни и эмоциональный настрой, удовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельности. Социальный комфорт и ценностное отношение к будущему также помогают формировать социальное благополучие.

О материальном благополучии рассуждают исходя из обеспеченности человека и его стабильного материального достатка. Оценивается, насколько человек удовлетворенматериальной стороной своей жизни. Данный вид благополучия оценивается на конкретный момент на основе финансовых возможностей. Материальное благополучиенепостоянно и изменяется наряду с изменениями благосостояния и финансовых возможностей индивида.

Духовное благополучие отражает приобщенность к духовной культуре общества, осознание и переживание смысла своей жизни; признание веры в Бога, в себя, в судьбу. Данный вид благополучия немаловажен в развитии человека, так как дает ему духовную поддержку, жизнь в гармонии с собой.

Физическое, или телесное благополучие предполагает хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья. Достичь физическое благополучие можно с помощью комплекса активных упражнений или занятий спортом, соблюдения правильного питания, режима труда и отдыха, отказа от вредных привычек. 

Психологическое благополучие формируется в симбиозе различных психических процессов,ощущения целостности и внутреннего равновесия. Если личность находится в гармонии с собой, самореализуется, равномерно оценивает свои жизненные цели и возможности, она, скорее всего, находится на пути достижения психологического благополучия. Данный вид благополучия формируется при соблюдении человеком своего правильного положения в окружающей среде, умения анализировать и прогнозировать ситуации и подбирать подходящие модели поведения в тех или иных ситуациях. 

Понятие «субъективное благополучие» имеет прямое отношение к первому составляющему слову – «субъект». Субъективный – значит относящийся к личности, к отдельному человеку. Субъективное благополучие возникает при удовлетворенности жизнью, когда человек дает положительную оценку его собственной жизни. Это ощущение возникает, как правило, когда нет явного разрыва между существующим положением реальности и представлениями субъекта об «идеальной» ситуации в его понимании. Степень разрыва между реальным и идеализируемым свидетельствует об ощущении неудовлетворенности жизнью. 

В современной психологии существуют два близких, но не одинаковых по значению понятия: «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие». Мнения исследователей в данном вопросе также разделились – представители одного мнения рассматривают субъективное благополучие как часть психологического (например, Динер Э., Рифф К., Созонтов А. Е., Семенов С. Ю. и др.), другие, напротив, рассматривают психологическое благополучие как часть субъективного (Бахарева Н. К., Куликов Л. В., Соколова М. В., Шамионов Р. М., Пучкова Г. Л. и др.). В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные (Брэдбурн Н., Панина Е. Н., Бочарова Е. Е. и др.) [2]. По нашему мнению, субъективное благополучие является более общим понятием, чем психологическое благополучие, являющееся его частью.

Исследования психологического благополучия условно могут быть представлены двумя видами - эвдемонистические и гедонистические. Проделано множество работ по сближению данных подходов и построению интегративных моделей психологического благополучия. В зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К.Рифф, основанная на теоретических концепциях, направленных на исследование позитивного психологического функционирования личности. Подробнее о данной модели будет рассказано во второй главе.

Главными критериями психологического благополучия личности выступают объективная успешность (социальное, физическое, психологическое и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся в ощущении счастья и удовлетворенности жизнью в целом. 

В субъективном благополучии выделяют два основных компонента: когнитивный и эмоциональный. В когнитивном, или рефлексивном, реализуются представления об отдельных сторонах своего бытия, а эмоциональный отражает отношение к этим сторонам. Формированию субъективного благополучия личности способствует наличие у нее целостной, по возможности непротиворечивой картины мира и адекватное осознание своей текущей жизненной ситуации. В эмоциональном компоненте благополучия присутствует переживание, объединяющее чувства, вызванные в свою очередь успешным (или неуспешным) функционированием всех сфер личности. При наличии дисгармонии в любой сфере личности соответственно возникает эмоциональный дискомфорт. 

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека формируется в слиянии частных оценок разнообразных аспектов жизни человека. Благополучие остается актуальной проблемой для психологии. Известно также, что оно зависит от наличия определенных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. 




Факторы, влияющие на благополучие личности



Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, представляющим особое значение для личности. На субъективное благополучие личности оказывают влияние абсолютно разные факторы: от экстраверсии до жилищных условий, от позитивных эмоций до стабильности материального достатка. Факторы субъективного благополучия условно можно классифицировать как:

- внутренние (детерминанты, то есть внутренние компоненты);

- внешние (корреляты, некоторые внешние сопутствующие условия). 

Важно отметить, что внешние факторы здесь всегда опосредованы внутренними. В связи с этим особого внимания требуют так называемые детерминанты субъективного благополучия. Что представляют собой компоненты счастья? На этот вопрос свою версию ответа предложили Эндрюс и Уайтни в 1976 году. Они сформулировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Уровень субъективного благополучия тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, меньше отрицательных и более выражена удовлетворенность собственной жизнью. 

Некоторые авторы подходят с другой стороны, заявляя, что субъективное благополучие представлено двумя базовыми составляющими: преобладанием позитивных эмоций над негативными и в целом позитивной оценки своей жизни. Л. В. Куликов сформулировал данные компоненты как когнитивный, представляющий оценку разных аспектов жизни, и эмоциональный, в котором отражается доминирующая эмоциональная окраска отношения к этим аспектам [12]. Джидарьян И. А. и Антонова Е. В. распределяют составляющие благополучия на когнитивную и эмоциональную с точки зрения ядра и фона. Согласно данным авторам, «ядро составляют когнитивные, оценочные процессы, мысли и суждения людей о собственной жизни, а эмоции выступают фоном» [12]. 

Согласно модели К. Риффа, структура благополучия состоит из 6 компонентов, каждый из которых описывается при помощи биполярной шкалы: 1) автономия; 2) контроль окружающего; 3) личностный рост; 4) позитивные отношения с другими; 5) жизненные цели; 6) самопринятие. Модель К. Рифф создана в большей степени для подсчета и оценивания результатов и условий переживания благополучия, его показателей и составляющих, чем содержания самого феномена [38]. 

Понятие счастья имеет физиологический компонент. Существует несколько споров относительно того, врожденное ли чувство счастья или приобретенное. Подлинно известно, что экстраверсия имеет в основном врожденный характер и может трактоваться как причина счастья. Также счастью «присуща определенная физиологическая основа» [39]. Счастье и уровень субъективного благополучиянаходятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Например, свойственные человеку эмоциональные реакции протекают субъективно для каждого индивида и с учетом индивидуального темперамента. 

Наряду с субъективным благополучием, в психологии существует понятие объективного благополучия. Под ним подразумевается общепринятый аспект удовлетворения жизненными ценностями – например, уровень образования и дохода, престижность профессии, уровень жилья и так далее. Объективное благополучие, разумеется, также влияет на субъективное благополучие. 

На уровень субъективного благополучия влияют различные социально-экономические и демографические показатели, что рассматривается в современной психологии. Так, по мнению М. Аргайла, важнейшими источниками субъективного благополучия являются такие объективные факторы как «доход, состояние здоровья, занятость и работа, социальные отношения, досуг, жилищные условия и образование» [2]. 

С другой стороны, объективные характеристики не являются абсолютными источниками субъективного благополучия. На материале серии исследований по изучению субъективного благополучия с 60-х годов прошлого века до наших дней было установлено, что политические и экономические факторы не служат постоянным основанием благополучия. Духовно-культурное благополучие оказывает более значимое влияние наряду с социальным благополучием. Соответственно, можно утверждать о слиянии видов благополучия для достижения общей цели – субъективного благополучия. Преимущественное влияние на формирование субъективного благополучия оказывает социальное благополучие потому, что человек способен испытывать счастье в широкой системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви [19], [22]. 

В этой связи большой интерес представляют исследования Динера и Селигмана, определившие влияние межличностных контактов на чувство счастья. Авторы подробно изучили данное взаимодействие и пришли к выводу, что счастливые люди явно отличаются от несчастливых только по одному параметру: первые имеют больше близких межличностных контактов - это может быть романтическая влюбленность, стабильные отношения, брачный союз, хорошие отношения с друзьями, счастливые люди меньше времени проводят в одиночестве. 

По мнению Дубовик Ю. Б., существует обратная связь между возрастом человека и влиянием социокультурных факторов на его психологическое благополучие: чем человек старше, тем в меньшей степени его психологическое благополучие подвержено воздействию социокультурных факторов. 

По словам Елисеевой О. А., «субъективное благополучие является интегративным психическим образованием, определяющим различные аспекты отношения человека с миром и успешность его взаимодействия с предметным и социальным окружением» [6]. Данная точка зрения может считаться рациональной, так как действительно ощутить субъективное благополучие возможно, на наш взгляд, только через взаимодействие с миром. 

Итак, можно сделать вывод, что, факторы, влияющие на субъективное благополучие, представляют собой «детерминанты разного рода, уровня и обобщенности. При этом отмечается сложный характер взаимосвязей объективных и субъективных условий жизни, влияющих на субъективное благополучие личности» [9, 122]. 

По мнению Э. Динера, счастье можно рассматривать с двух точек зрения – как черту и как состояние. Автор считает, что есть некая личностная предрасположенность испытывать определенный уровень эмоций, и данная предрасположенность поддается измерению независимо от оценки текущего состояния. Также существуют две связанные позиции в изучении проблемы субъективного благополучия: внутренняя и внешняя. Внутренняя связана с самосознанием, особенностями личности, а внешняя представляет условия как возможность повышения уровня благополучия личности.

Сформировать благополучие нам помогает умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Создавая дружеские, любовные отношения человек способен открыть себя с социальной стороны, создать вокруг себя доброжелательную атмосферу. 

Внешние факторы и окружающая среда также способны воздействовать на наше настроение и благополучие. Мрачная погода или плохое состояние окружающей среды способны испортить настроение, а  солнечный яркий день – настроить на благоприятные эмоции.

Удовлетворение профессиональной деятельностью, продвижение по службеспособствует развитию уровня субъективного благополучия. 

Создание определенных установок способно привести к достижению благополучия. Одной из фундаментальных выступает осознание необходимости управлять своей жизнью самостоятельно, поддерживать оптимизм, веру и надежду, вести здоровый образ жизни.




1.3. Способы измерения уровня субъективного благополучия человека







Уровень субъективного благополучия тесно связан с эмоциональной сферой личности. Субъективный характер эмоциональных реакций во многом зависит от темперамента человека, от его культурного уровня, склонностей, привычек и состояния нервно-психической сферы [20, 91].

К современным инструментам определения уровня субъективного благополучия можно отнести следующие опросники:

1) Шкала удовлетворенности жизнью (SatisfactionWithLifeScale — SWLS), введеннаяДинеромв1985 году. 

2) Шкала счастья (HappinessMeasure — HM), разработанная Фордисомв 1988 году. Шкала представляет собой два вопроса: 

А) «В целом насколько счастливым или несчастным вы себя обычно чувствуете?» 

Б) «В среднем какую часть времени в процентах вы чувствуете себя счастливым (или несчастным, или в нейтральном состоянии)?». 

Респондентам предлагаются варианты ответа от «чрезвычайно счастливым» (ощущаю радость, чувствую себя превосходно) равноценным максимальному числу баллов – 10 баллов, до «совершенно несчастным» (крайне подавленным, в абсолютном унынии), что дает 0 баллов. Обе итоговые цифры суммируются. Недостаток этой простой шкалы в том, что она не в полной мере раскрывает уровень субъективного благополучия из-за очевидности задания.

3) Оксфордский опросник счастья от 1989г., целью которого является измерение счастья в целом, был разработан по аналогии с широко известным Опросником депрессии Бека и направлен на оценку депрессии. Данные, полученные с его помощью, коррелируют с оценками личности, которые даются друзьями респондентов. Также имеются устойчивые предсказуемые взаимосвязи с личностными характеристиками, показателями стресса и социальной поддержки.

4) Шкала субъективного благополучия,представляющая собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК).

Шкала субъективного благополучия была разработана французскими психологами Perrudent-Badox, Mendelsohn и Chiche и опубликована впервые в 1988 году. Создание шкалы было обусловлено желанием расширить исследования в области психологии стресса и его влияния на здоровье индивида. Изучая воздействие хронических болезней на эмоциональное состояние личности, авторы методики столкнулись с необходимостью разработки скринингового метода, отражающего оценку индивидом собственного эмоционального состояния [12].

Существует мнение, что данные, полученные в результате опросов, могут свидетельствовать только о текущем состоянии исследуемых в опросе параметров. Опрос не может показать параметры в динамике, если он проводится единожды. Однако можно зафиксировать параметры, затем измерить их через какой-то определенный период времени, и понаблюдать развитие замеренных показателей. При этом следует учитывать, что измерение счастья посредством опросов связано с некоторыми проблемами, так как на результаты измерения могут влиять такие факторы, как непосредственное настроение, социальная желательность и другие факторы.

Используя объективные социальные показатели, при изучении измерении субъективного благополучия, следует учесть то, что человек, обладающий объективным благополучием, в силу различных субъективных причин может не чувствовать себя счастливым; и наоборот, человек может чувствовать себя счастливым, не обладая объективным благополучием.


1.4 Возрастная типологизация личности, характеристика зрелого периода жизни



Возраст является понятием, определяемым по-разному в психологии и в хронологии анатомического развития человека. В психологии возраст означает «категорию, определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение» [8, 49]. В общем хронологическом смысле возраст выражает длительность существования индивида с момента его рождения. 

Хронологические границы психологического возраста заметно расходятся в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать «процессы возрастного (онтоге.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%