VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Структура и содержание учебно-методического обеспечения образовательного процесса в системе среднего профессионального образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011651
Тема: Структура и содержание учебно-методического обеспечения образовательного процесса в системе среднего профессионального образования
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1  Структура и содержание учебно-методического обеспечения образовательного процесса в системе среднего профессионального образования

    Введение федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения вызвало необходимость поиска путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования его составных элементов для качественной реализации ФГОС. Для реализации компетентностного подхода, который лежит в основе ФГОС, происходит модернизация образовательного процесса, целеполагание и выполнение требований к образовательным программам, к условиям реализации и к конечному результату становятся главной целью современной педагогической науки. Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала. Интенсивно обновляются содержание среднего профессионального образования (СПО), технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме учебно-методического обеспечения (УМО) образовательного процесса. Качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно, т. е. включает в себя разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса. Дидактический эффект в этом случае достигается за счет того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении в большей мере создаются необходимые условия для функционирования образовательною процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения, воспитания и развития студентов, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею. Реформирование системы профессионального образования России в настоящее время требует обновления его содержания и предполагает изменения форм и методов обучения. Стремительное развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников и переход к реализации ФГОС СПО нового поколения открыли новые возможности образовательного прогресса. Все это, в свою очередь, влияет на модернизацию системы среднего профессионально образования, особенно в части создания комплексного учебно-методического обеспечения.
    Комплексное учебно-методическое обеспечение –это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО), по программе подготовки специалистов среднего звена, программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППССЗ/ППКРС). Комплексное УМО является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы. Основной целю комплексного учебно-методического обеспечения является создание условий для реализации требований ФГОС СПО посредством предоставления, обучающимся полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной и вариативной частей образовательной программы.
    Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП по ППССЗ/ППКРС) - совокупность нормативной и учебно-методической документации, разработанной образовательным учреждением для каждой специальности подготовки на основе требований ФГОС СПО. Является обязательным внутренним нормативным документом образовательного учреждения для реализации целенаправленного образовательного процесса в достижении результатов, заданных ФГОС с учетом вида, типа образовательного учреждения и потребностей работодателей и обучающихся.
    ОПОП по ППССЗ/ППКРС направлена на обеспечение интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров, соответствующего уровня образования и квалификации, в соответствии с потребностями общества и государства.
    Структура учебно-методического обеспечения образовательного процесса в системе среднего профессионального образования
    Учебно-методическое обеспечение специальности / профессии включает в себя документы, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Учебно-методическое обеспечение специальности / профессии

Содержание учебно-методического обеспечения образовательного процесса в системе среднего профессионального образования
   1. Нормативный комплект специальности (образовательная программа) – это комплект документов, определяющий в соответствии ФГОС СПО содержание образования по специальности в учебном заведении, которое в обязательном порядке включает федеральный компонент содержания образования, отражает национально-региональные (региональные) и отраслевые особенности подготовки специалистов. Нормативный компонент специальности включает в себя:
* ФГОС СПО по специальности (разрабатывается Министерством образования);
* Требования образовательного учреждения к выпускнику (квалификационные   требования), может быть Модель специалиста – разрабатываются ОУ;
* Учебный план;
* Примерные учебные программы дисциплин;
* Рабочие программы (разрабатываются каждым преподавателем).
   2. Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине является обязательной составной частью ОПОП и представляет собой комплект учебной и методической документации, используемой в процессе преподавания учебной дисциплины. 
    УМК по учебной дисциплине включает в себя следующие разделы (компоненты):
* нормативно-правовая документация;
* учебно-программная, планирующая документация;
* учебно-методическая документация;
* материально-техническое, информационное и программное обеспечение.
   3. УМК по профессиональному модулю охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения с учетом квалификационных требований по производственной практике. УМК по профессиональному модулю включает в себя следующие разделы:
   - нормативно-правовая документация;
   - учебно-программная, планирующая документация;
   - учебно-методическая документация;
   - материально-техническое, информационное и программное обеспечение.
    Профессиональный модуль (ПМ) - часть образовательной программы среднего профессионального образования, предусматривающая подготовку обучающихся к конкретному виду профессиональной деятельности. Составляющие части профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение практического опыта и формирование конкретных профессиональных и общих компетенций, которые в совокупности необходимы для выполнения трудовых функций (вида профессиональной деятельности). Профессиональный модуль имеет самостоятельное значение для трудового процесса. Профессиональный модуль может быть частью образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.
    Программа ПМ - учебно-методический документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание и требования к условиям реализации профессионального модуля и освоения заданного стандартом вида профессиональной деятельности.
    Раздел ПМ - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля состоит:
   * из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрировано);
   * из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).
    Междисциплинарный курс (МДК) - система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенции при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.
   Документы, входящие в состав разделов УМК по профессиональному модулю представлены в табл. 1.
   
   Таблица 1
   Содержание разделов УМК профессионального модуля
   
    1. УМК учебной и производственной практики – это сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности. 
    УМК учебной и производственной практики включает в себя документы, представленные на рис. 2.
    Рис. 2. Содержание УМК учебной и производственной практики
    
   2. Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование». Это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых проектов или курсовых работ, имеет справочно-поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В том случае, когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т. е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию не является обязательной частью учебно-методического комплекса дисциплины. Включает в себя:
* Тематику курсовых работ (проектов) – разрабатывается преподавателями-предметниками и утверждается на заседаниях ПЦК;
* Методические материалы по выполнению, оформлению и защите курсовой работы;
* Критерии оценки курсовой работы;
* Образцы оформления курсовой работы, рецензий на курсовую работу.
   3. Комплект «Итоговая аттестация» содержит программы государственной итоговой аттестации выпускников по специальности.
   7. Комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование» является частью комплекта «Итоговая государственная аттестация», включает:
* Программу итоговой государственной аттестации;
* Критерии оценки ВКР и дипломного проекта и защиты ВКР и дипломного проекта;
* Перечень сформированных ОК и ПК;
* Квалификационные требования к выпускнику по специальности;
* Тематика дипломных проектов (работ) и методические рекомендации по их выполнению и оформлению.
  1. Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа».
    Самостоятельная работа студентов (СРС) - часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.
    Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» является сборником учебно-методических разработок для организации процесса самостоятельного освоения части учебного материала дисциплин специальности, а также приобретения профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов комплекта разрабатывается в составе УМК дисциплин, которые используются преподавателями повседневно. Кроме того, в комплект включаются междисциплинарные (метапредметные) разработки, способствующие развитию творческого мышления и самостоятельности студента.
1.2  Комплексное учебно-методическое обеспечение по учебным дисциплинам в системе среднего профессионального образования

    Качество и результативность образовательного процесса в рамках отдельной учебной дисциплины повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно, т. е. включает в себя разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса по конкретной учебной дисциплине.
    Учебно-методический комплекс представляет собой систему нормативных, методических и справочно-информационных документов, которые определяют требования к профессиональным качествам специалиста конкретной специальности.
    Учебно-методический комплекс дисциплины —совокупность учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых для каждой дисциплины. УМК дисциплины должен включать полную информацию, достаточную для изучения дисциплины. УМК дисциплины предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему. УМК по отдельным дисциплинам являются частью ОПОП специальности.
    Учебно-методический комплекс дисциплины охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения, в структуру УМК входит:
* нормативно-правовая документация;
* учебно-программная, планирующая документация;
* учебно-методическая документация;
* материально-техническое, информационное и программное обеспечение. 
    Содержание разделов УМК дисциплины представлено в табл. 2.
    
    Таблица 2
    Содержание разделов УМК дисциплины
    
Характеристика учебно-методического обеспечения дисциплин в системе СПО
    Комплексное УМО образовательного процесса отдельной дисциплины состоит из взаимодополняющих элементов, центральное место среди которых занимают учебные издания. 
    Учебные издания – это полиграфические и/или электронные издания, которые могут являться как самостоятельными равноценными, так и дополняющими друг друга изданиями. 
    Учебные издания, в зависимости от целевого назначения, разделяются на виды (рис. 3), рассмотрим основные их них:
    

Рис. 3. Структура учебных изданий

    1. Учебно – программное издание – учебное издание, регламентирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для учебного заведения. Учебно – программное издание может содержать методические рекомендации по отдельным видам предусмотренных в издании работ. Основными учебно-программным изданиям, в рамках УМО по учебной дисциплине, относятся: 
* учебный план –нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию; определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов.
* календарно-тематический план – нормативный документ, представляющий собой систематизированный перечень основных частей, разделов и тем учебной дисциплины, с указанием количества часов, отведенных на их изучение, а также планируемых форм организации учебного процесса (лекций, семинарских, лабораторных и других занятий).
* программа учебной дисциплины – нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.
3. Учебно – теоретическое издание – учебное издание, содержащее систематизированные научно – теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно – теоретических изданий являются учебник, учебное пособие (табл. 3).

Таблица 3
Виды учебно-теоретических изданий
     
    3. Учебно-практическое издание – учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначено для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными разновидностями учебно-практических изданий представлены в табл. 4.
    Таблица 4
Виды учебно-практических изданий
     
    4.  Учебно-методическое издание – учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения, к этому виду учебных изданий относятся:
* Методические рекомендации по изучению курса –  учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний.
* Методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ – учебно-методическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы.
    5. Учебно-справочное издание - учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения. Основными разновидностями учебно-справочных изданий являются учебный толковый словарь, учебный терминологический словарь, учебный справочник.
    6. Учебно-наглядное издание – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являются альбомы и атласы.
    7. Учебно-библиографическое издание – учебное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей по определенной теме (проблеме, вопросу), изучаемой в определенном курсе, группе дисциплин, предназначенное для организации самостоятельной работы учащихся по изучению, усвоению и закреплению пройденного материала, дающее возможность дополнить и расширить их знания за счет изучения приведенных источников. Основной разновидностью учебно-библиографических изданий являются учебно-вспомогательные библиографические пособия и библиографические справочники.
    1.3 Требования к разработке и созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам
    Требования к разработке и созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам:
   * комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по любой учебной дисциплине должно разрабатываться и создаваться в полном его составе и содержании, включая нормативную и учебно-методическую документацию, средства обучения и средства контроля; 
   * комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине должно охватывать весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины, разрабатываться и создаваться для преподавателя и для студентов в виде УМК по каждому учебному занятию, всем учебным темам, разделам и курсовому проектированию с учетом необходимости усвоения содержания программного материала на уровне требований ФГОС СПО, качественного формирования системы базовых знаний, умений, навыков.
    Требования к содержанию отдельных компонентов УМК зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что учебно-методическое обеспечение дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:
   * отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;
   * содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения;
   * представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;
   * максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.
    При разработке и создании УМК можно выделить 4 этапа:
1. 1 этап — создание нормативной и учебно-методической документации. Включает в себя:
      * Федеральный компонент – (ФГОС, примерный учебный план, примерная учебная программа, перечень кабинетов и лабораторий); 
      * Региональный компонент — рабочий учебный план. рабочая программа, календарно-тематический план, технологические карты уроков (или план учебного занятия) Качественная разработка региональных документов главным образом способствует качественной подготовке специалистов. Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел «внеаудиторная самостоятельная работа студентов»
2.  2 этап создания УМК — это выбор средств обучения. 
В первую очередь определяются дидактические средства: 
       * Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы. 
       * Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания. 
       * Дидактические материалы. Сюда включается все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя, 
       * Технические средства обучения. Сюда входят как традиционные средства обучения, так и аудиовизуальные средства, видеоматериалы, видеокассеты, различные компьютерные дискеты, и использование компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения В этот же раздел включаются все средства обучения, используемые для проведения лабораторно — практических работ, вопросы для зашиты практических и лабораторных работ. 
       3. 3 этап включает традиционные и новые технологии обучения. Сюда входят наработанные методические разработки уроков: комбинированных уроков, уроков лекций, бинарных уроков, интегрированных уроков, уроков семинаров, деловой игры, уроков аукционов, уроков «эврика», уроков «Счастливый случай» и т. д. 
       4. 4этап — контроль за знаниями и умениями студентов. В этот раздел входят различные виды контроля за знаниями и умениями студентов: Блочно-модульный рейтинговый контроль, срезы знании, тестирование, коллоквиумы, семинары, контрольные и самостоятельные работы, зашита лабораторных и практических работ, зашита рефератов, зашита курсовых работ. Здесь особо надо учесть контроль за самостоятельной работой студентов, которая предусмотрена рабочей программой (подготовка рефератов, сочинений, составление кроссвордов, обработка различных деталей изделий и т д.). 
    Также обязательным блоком при создании УМК необходимо включать электронные пособия, используемые на данной дисциплине. Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы, тестирующие программы, презентации. Создание УМК положительно влияют на подготовку специалистов.
           Преподаватель, работая над созданием УМК. совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.
    Состав и содержание УМК дисциплин и модулей является средством, обеспечивающим результативность образовательного процесса, и составляется на основе документов, представленных в табл. 5.
    Таблица 5
    Анализа требований нормативных документов к составу УМК
    
    Таким образом, на основе анализа требований нормативных документов, минимальный состав УМК учебной дисциплины включает следующие компоненты:
* примерную программу (при ее наличии);
* выписку из ФГОС СПО с требованиями к результатам обучения по учебной дисциплине (умения, знания необходимые для освоения ПК и ОК);
* рабочую программу учебной дисциплины;
* методические указания (рекомендации) по выполнению лабораторных и практических работ, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины;
* методические указания (рекомендации) по выполнению всех видов самостоятельной работы студентов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины;
* фонды оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
    Другие материалы УМК учебной дисциплины должны соответствовать внутреннему положению образовательной организации о составе УМК, а также могут включать приобретенное «готовое» методическое обеспечение реализации образовательных программ и индивидуальные разработки преподавателя в соответствии с его представлением о УМК и творческим потенциалом. Например, в УМК могут быть дополнительно к обязательному составу добавлены:
1. календарно-тематический план учебной дисциплины или составляющих профессиональных модулей (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики);
2. технологические карты и методические разработки отдельных занятий;
3. курс лекций;
4. электронные образовательные ресурсы, обучающие компьютерные программы, электронные учебники, мультимедийные средства обучения;
5. справочно-информационные и раздаточные материалы;
6. эталоны качества – лучшие образцы студенческих работ и отчетных документов по дисциплине;
7. другие дополнительные компоненты УМК, устанавливаемые по усмотрению преподавателя.
    В основу УМК должны быть положены следующие принципы (табл. 6):
    Таблица 6
    Принципы на которых строится УМК по учебной дисциплине
    
    Организация работы по созданию УМК дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей.
    Непосредственной разработкой УМК дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели, ведущие данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).
    Преподаватели-разработчики несут ответственность за содержание УМК дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).
    Материалы, входящие в состав УМК, обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии. Рабочие программы, контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации утверждаются заместителем директора по учебной работе, программы промежуточной аттестации (в форме экзамена или комплексного экзамена) и комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.
    Контроль качества материалов, входящих в состав УМК дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), возлагается на председателя предметной (цикловой) комиссии и методиста.
    Контрольный экземпляр УМК дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) на бумажном и электронном носителях хранится в библиотеке и в методическом кабинете.
    
    
    
    
    
 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1  Нормативно-правовое обеспечение разработки образовательных программ

    Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (ОПОП СПО) - это система документов, разработанная и утверждённая с учётом требований действующего законодательства, федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и регионального рынка труда.
    ОПОП СПО обеспечивает реализацию ФГОС СПО с учетом образовательных потребностей обучающихся, регламентирует цели, содержание, ожидаемые результаты, условия реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки выпускников по данной специальности (профессии).
Нормативную основу разработки ОПОП по профессии/специальности составляют:
  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3, в ред. от 23.07.2013);
  2. Приказ Министерства образования и науки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарег. в Минюсте России 30.07.2013г. № 29200);
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии/специальности;
  4. Приказ Министерства образования и науки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования»;
  7. Разъяснения ФГАУ ФИРО разработчиками основных профессиональных образовательных программ - о порядке реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования.
    Так же в основу нормативно-правовой базы при разработке образовательных программ входят методические рекомендации Центра профессионального образования ФГАУ ФИРО:
  1. «Разъяснения по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО с приложением макета учебного плана с рекомендациями по его заполнению»,
  2. «Разъяснения по реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП НПО или СПО, формируемых на основе ФГОС среднего профессионального образования»;
  3. «Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования», утвержденные Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 г.;
  4. «Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования», утвержденные Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации 27.08.2009 г.
    Также ОП разрабатывается с учетом:
  1. Устава образовательного учреждения СПО 
2. Локальных нормативных актов (перечень локальных актов разрабатывается образовательной организацией СПО самостоятельно).
    Локальные нормативные акты на примере ГПОУ «Забайкальский государственный колледж:
* Положение о порядке разработке, утверждения, согласования и реализации основных профессиональных образовательных программ специальностей;
* Положение о согласовании основной профессиональной программы с работодателем;
* Положение о планировании и организации самостоятельной работы обучающихся;
* Положение о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации;
* Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников;
* Положение об учебной и производственной практике.
Разработка, формирование и хранение ОПОП на основании положения о порядке разработке, утверждения, согласования и реализации основных профессиональных образовательных программ специальностей ГПОУ «Забайкальский государственный колледж»
    Колледж перед началом разработки ОПОП определяет ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизирует конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта
    При формировании ОПОП колледж: 
     - использует объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая объем времени на дисциплины и модули обязательной части либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой своей деятельности; 
     - определяет для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего согласно приложению, к ФГОС (если в ФГОС отсутствует перечень возможных профессий, то обращается к Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов); 
     - в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей четко формулирует требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; 
     - обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся; 
     - предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
    На первом этапе разработки ОПОП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в части содержания и организации образовательного процесса. Основанием для этого являются требования ФГОС к компетентностной характеристике выпускника по специальности.  
    На втором этапе проектирования ОПОП разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.  На этом этапе решаются следующие задачи: 
     - определяется полный перечень дисциплин ОПОП (с учетом вариативной части);  
    - устанавливается целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования; 
     - определяются наиболее эффективные, с точки зрения достижения поставленных целей, виды учебных занятий, итоговых аттестаций по дисциплинам и междисциплинарным курсам; 
     - определяются виды образовательных технологий: оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов и технологий обучения.
      Третий этап формирования ОПОП включает разработку рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, учебных и производственных практик в соответствии с данными учебного плана в части количества часов, отведенных на их изучение, и с ФГОС в части требований к умениям, знаниям, профессиональным и общим компетенциям по данной специальности. Также разрабатывается программа преддипломной практики.  
     Оформление ОПОП предполагает сбор всех организационно- методических материалов для реализации ФГОС специальности.
    Сформированная в соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми документами, основная профессиональная образовательная программа профессии (специальности) рассматривается на методическом совете образовательной организации СПО, согласуется с потенциальным работодателем и утверждается директором образовательной организации СПО.
    Ежегодно, до начала учебного года ОО СПО, реализующие программы среднего профессионального образования, обновляют ее в части содержания дисциплин (модулей), установленных учебным заведением, и (или) рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, а также оценочно-методических материалов, с учетом требований регионального рынка труда, развития науки, экономики и социальной сф.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%