- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
нализ требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004635 |
Тема: | нализ требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования |
Содержание
АННОТАЦИЯ Пояснительная записка состоит из _ _ страниц и включает введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения. В главе 1 Нормативные и теоретические основы разработки методики преподавания дисциплины «Основы экономической теории» темы «Рынки производственных ресурсов» в средних профессиональных образовательных учреждениях приведен анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)». Квалификация – бухгалтер; представлены направления профессиональной деятельности выпускника, квалификационная характеристика специалиста; указаны роль и место дисциплины и темы в структуре подготовки выпускников по данной специальности; выявлены меж- и внутридисциплинарные связи дисциплины. В технологической части дипломного проекта приведены особенности разработки и реализации итогового контроля, его цели и функции. Указаны методы и формы итогового контроля, применяемые в учреждениях СПО. В методической части ВКР разработана методика проведения теоретического занятия дисциплины «Основы экономической теории» и темы «Рынки производственных ресурсов» с использованием заданий тестов итогового контроля. ВВЕДЕНИЕ Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования и контроля Н.А. Рубакин Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная её функция состоит в контроле знаний и умений студентов, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки студентов дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения. Именно это и является актуальностью данной ВКР. Цели ВКР: 1) Провести анализ Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). 2) Выявить роль и место дисциплины «Основы экономической теории» в структуре подготовки выпускников. 3) Определить меж- и внутридисциплинарные связи дисциплины. 4) Разработать варианты тестовых заданий для проведения итогового контроля 5) Разработать методику проведения занятия с использованием заданий тестов итогового контроля. Глава 1 НОРМАТИВНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» ТЕМЫ «РЫНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ» В СРЕДНИХ ПРОФЕССИЛОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.1 Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) В результате анализа ФГОС было выявлено следующее: Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) утверждён Министерством образования и науки на основании приказа от 28 июля 2014г. № 832. ФГОС состоит из 8-ми разделов: Раздел I «Область применения» даёт информацию об органах, правомочных применять данный стандарт: «Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации». Раздел II «Используемые сокращения» содержит сокращения, применяемые в данном документе: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. Раздел III «Характеристика подготовки по специальности» устанавливает сроки обучения и формы подготовки специалиста. Сроки получения СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.1, а по углубленной подготовке в таблице 1.2. Таблица 1.1 – Сроки получения СПО базовой подготовки и присваиваемая квалификация. Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ Наименование квалификации базовой подготовки Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучении Среднее общее образование Бухгалтер 1 год 10 месяцев Основное общее образование 2 года10 месяцев Таблица 1.2 – Сроки получения СПО по углубленной подготовки и присваиваемая квалификация. Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ Наименование квалификации углубленной подготовки Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучении Среднее общее образование Бухгалтер, специалист по налогообложению 2 года 10 месяцев Основное общее образование 3 года10 месяцев Раздел IV «Характеристика профессиональной деятельности выпускника». Область профессиональной деятельности выпускников: учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности, налоговый учет, налоговое планирование. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: имущество и обязательства организации; хозяйственные операции; финансово-хозяйственная информация; налоговая информация; бухгалтерская отчетность; первичные трудовые коллективы. Раздел V «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена» содержит в себе обширный список общих и профессиональных компетенций, формирование которых – необходимое требование данного стандарта. Бухгалтер должен быть готов к следующим видам деятельности: - Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. - Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. - Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. - Составление и использование бухгалтерской отчетности. - Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: 5.2.1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. 5.2.2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. 5.2.3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней. ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды. ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. 5.2.4. Составление и использование бухгалтерской отчетности. ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. 5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Раздел VI «Требования к структуре программы подготовки специалистов структуры среднего звена» предусматривает требования к трудоемкости учебного процесса, а также минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная итоговая аттестация. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин. Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности). Раздел VII « Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена» содержит права и обязанности, которыми обладает образовательное учреждение, а также обучающиеся. В данном разделе идет речь об учебных нагрузках, о каникулярном времени, о сроках освоения ОПОП, об обеспечении проведения различных видов занятий и практик. При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения; в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов. В перечне кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений указан: кабинет экономической теории. []. Раздел VIII «Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена» включает в себя требования ко всем формам аттестации выпускника и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 1.2 Методический анализ дисциплины «Основы экономической теории» темы «Рынки производственных ресурсов». 1.2.1 Роль и место дисциплины «Основы экономической теории» в структуре подготовки выпускников по специальности 32.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) Экономическая теория – многоплановая общественная теоретическая наука, которая последовательно в течение всего своего существования приобрела целостную систему научных взглядов и представлений об экономической жизни общества, закономерности развития народного хозяйства, его субъектов в условиях рыночных отношений. Экономическая теория является фундаментом, на котором усваиваются знания и формируются навыки, необходимые будущим специалистам для их профессиональной деятельности в условиях рынка. Учебная дисциплина «Основы экономической теории» относится к группе общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Целью дисциплины «Основы экономической теории» является формирование у обучающихся основных общих и профессиональных компетенций, позволяющих грамотно систематизировать технико-экономические показатели деятельности предприятия. В соответствии с обозначенной целью, предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Главной задачей дисциплины является умение ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях. Изучение дисциплины «Основы экономической теории» закладывает фундамент важнейшего комплекса экономических знаний в целом необходимых для дальнейшего изучения специальных дисциплин. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие положения экономической науки; основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчёта; производственные возможности Российской экономики; формы собственности в современной России; основные элементы рынка, закон спроса и предложения; рынки производственных ресурсов; экономический рост и цикличность развития рыночной экономики; механизм макроэкономического регулирования. Уметь: ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях; построить КВП, кривые спроса и предложения; определять стоимость основного и оборотного капитала; определять уровень и темпы инфляции. Владеть основными навыками: применения в практической работе экономических расчетов с применением информационных технологий; использовать во всех видах профессиональной деятельности экономические знания. 1.2.2 Меж- и внутрипредметные связи дисциплины «Основы экономической теории» Межпредметные связи позволяют устанавливать связь между идеями, понятиями, законами, фактами, умениями, навыками и разделами внутри отдельных учебных предметов, а также между учебными предметами отдельных циклов и между дисциплинами разных циклов. Кроме этого, все циклы, учебные предметы находятся в определенных связях и зависимости, при помощи которых они объединяются в общую целенаправленную структуру – учебный план. Таким образом, межпредметные связи имеют многоступенчатость в построении учебных планов, которая зависит от стабильности расположения учебного материала. Всякое изменение сроков изучения дисциплин, перенос части учебного материала с одного курса обучения на другой ведут к распаду конкретных межпредметных связей, что, в свою очередь, приводит к невозможности создать дидактические условия для их реализации. Меж- и внутрипредметные связи незаменимы для активизации внимания учащихся, плавного перехода от прошлой темы к изучению новой, подготовки студентов к восприятию нового материала и образного закрепления в памяти основных положений. Курс «Основы экономической теории» тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», и др. Предшествующими дисциплинами, анализируя учебный план, можно считать следующие: информатика и ИКТ, математика, экономика, право. Благодаря этим дисциплинам у студентов формируется способность производить различные расчёты и представление об экономике в целом. К последующим дисциплинам относятся дисциплины профессионального цикла такие как: налоги и налогообложение, аудит, бизнес планирование, финансовый менеджмент. Эти дисциплины просто не возможно будет изучить, не зная такой дисциплины как: «Основы экономической теории». Дисциплина: «Менеджмент» Тема: «Внешняя и внутренняя среда организации» Дисциплина: «Менеджмент» Тема: «Внешняя и внутренняя среда организации» Дисциплина: «Основы экономической теории» Тема: «Рынки производственных ресурсов» Дисциплина: «Основы экономической теории» Тема: «Рынки производственных ресурсов» Дисциплина: «Бюджет и бюджетная система» Тема: «Организация бюджетного процесса в РФ». Дисциплина: «Бюджет и бюджетная система» Тема: «Организация бюджетного процесса в РФ». Дисциплина: «Основы бухгалтерского учета» Тема: «Сущность и виды учёта» Дисциплина: «Основы бухгалтерского учета» Тема: «Сущность и виды учёта» Дисциплина: «Экономика» Тема: «Типы экономических систем » Дисциплина: «Экономика» Тема: «Типы экономических систем » Дисциплина: «Информатика и ИКТ» Тема: «Работа с графическим редактором» Дисциплина: «Информатика и ИКТ» Тема: «Работа с графическим редактором» Дисциплина: «Статистика» Тема: «Статистические показатели» Дисциплина: «Статистика» Тема: «Статистические показатели» сопутствующие сопутствующие предшествующие предшествующие Дисциплина: «Аудит» Тема: «Аудиторская проверка финансовых результатов» Дисциплина: «Аудит» Тема: «Аудиторская проверка финансовых результатов» последующие последующие Рисунок 1 – Междисциплинарные связи дисциплины Глава 2 Разработка итогового контроля по дисциплине "Основы экономической теории" 2.1 Особенности разработки и реализации итогового контроля Оценивание учебных достижений обучающихся является сегодня одной из самых важных проблем в педагогической теории и практике. Обучение может быть результативным только тогда, когда учебный процесс контролируется, когда обучающиеся постоянно видят результат своей образовательной деятельности. Плохая организация контроля может стать одной из причин снижения качества образования в целом, познавательной активности, интереса к будущей специальности. Введение нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования связано с изменениями требований к результатам освоения, к которым относятся готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, освоение профессиональных компетенций, развитие общих компетенций в ходе профессионального обучения. В соответствии с требованиями стандарта нового поколения контроль результатов обучения определяется как процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся. Оценка результатов обучения - процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг. Цель оценки — установление соответствия освоенных (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям ФГОС. Контроль - это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов и запланированных. Для качественного и верного контроля и оценки необходимо четко разработать: виды, формы и процедуры контроля; объекты оценивания; а также определить критерии оценки, спланировать процедуру контроля (условия допуска). В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом. Обычно считают, что задача состоит в том, чтобы установить, знает обучаемый изученный курс или не знает; если знает, то знает хорошо или плохо. Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между преподавателем и обучающимися, тем этапом учебного процесса, когда преподаватель получает информацию об эффективности обучения предмету. Цели контроля знаний и умений: диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренной программой по предмету «Основы экономической теории»; учет результативности отдельного этапа процесса обучения. Эта цель заключается в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую, учебную деятельность; определение итоговых результатов обучения на разном уровне. Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции: Контролирующая; Обучающая; Диагностическая; Развивающая; Ориентирующая; Воспитывающая. Теперь более подробно о каждой функции в отдельности: Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Учащиеся не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний. Диагностическая функция – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности. Ориентирующая функция – получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. Умение применять все функции контроля является важным навыком преподавателя в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. 2.2 Методы и формы итогового контроля в учреждениях СПО Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Содержание итогового контроля должно соответствовать программе дисциплины, равномерно охватывая все ее разделы. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками. В средних профессиональных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный (фронтальная и индивидуальная беседа, объяснение, рассказ); письменный (иллюстрация, дидактическое тестирование, контрольная работа, программированный контроль, решение кроссвордов, чайнворды и т.д.); практический (лабораторные работы, демонстрация действий, опыт, изготовление изделий, моделей; выполнение рисунков, проектов и т.д.). Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателями, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех типов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. В рамках учебного процесса преподаватели стремятся соединить проверку усвоения теоретических основ науки с умением применять их на практике, используя для этого различные формы итогового контроля знаний студентов. Большинство преподавателей предпочитают устную форму экзамена, считая, что именно так можно полностью оценить понимание студентом материала с учетом индивидуальных особенностей экзаменуемых. С другой стороны, устное общение труднее для преподавателя как по временным затратам, так и по психологическому напряжению. На объективность оценки при такой форме контроля знаний может влиять ответ предыдущего студента, эффект воздействия речи экзаменуемого на преподавателя, личное отношение к студенту, сформированное во время семестра. Второй по частоте использования формой итогового контроля знаний является письменные ответы на вопросы экзаменационного билета. При таком подходе субъективизм преподавателя проявляется в меньшей степени, экономится время экзаменатора и экзаменуемых. К тому же, письменный ответ является документом, который позволяет проверить обоснованность оценки обучающегося. Такая форма контроля как тестирование позволяет в широком диапазоне ранжировать уровень учебных достижений студентов благодаря дифференцированности шкалы тестовых баллов. При правильной организации проведения тестирования и применении методов информационной безопасности можно исключить недобросовестное отношение некоторых студентов к выполнению контрольных испытаний. При этом всегда, по причине информационной узости тестового задания и ограниченности количества заданий в тесте, велика вероятность недостаточно полного охвата диагностируемых знаний и умений студента, не учитывается его уровень развития и динамика обучения. Формы итогового контроля представлены на рисунке 1. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Дифферинцированный зачет (оценка) Экзамен Контрольная работа Тест Устная форма работы (выступление студентов, презентация и т.д.) ИКТ Устный Письменный Смешанный (комплексный) ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Дифферинцированный зачет (оценка) Экзамен Контрольная работа Тест Устная форма работы (выступление студентов, презентация и т.д.) ИКТ Устный Письменный Смешанный (комплексный) Рисунок 1 – Формы итогового контроля 2.3 Разработка вариантов тестовых заданий для проведения зачета по дисциплине «Основы экономической теории» Итоговый контроль служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций. Система итогового контроля качества обучения студентов предусматривает решение следующих задач: обеспечение целостного и полного усвоения студентами содержания образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; широкое использование современных контрольно-оценочных технологий; организацию самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных способностей; поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения на уровне преподавателя, методических объединений колледжа. Проверка, осуществляемая в различных формах итогового контроля, во многом определяется характером контрольных заданий иинформацией, заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий. Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного учебного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ. Исходными при отборе содержания проверочных заданий служат следующие основания: 1. Полнота объема проверяемого учебного материала. Так как контроль проводят в конце семестра , то перед учащимися ставят вопросы, требующие проверки усвоения системы знаний и умений всех пройденных разде....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Системно-структурный анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
- Формирование понятий натурального числа в начанльном курсе математики с учетом требований федерального государственноого общеобразовательного стандарта начального общего образования
- Анализ требований ФГОС среднего профессионального образования к подготовки выпускников