VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стрессоустойчивость как фактор успешности обучения в вузе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012141
Тема: Стрессоустойчивость как фактор успешности обучения в вузе
Содержание
Тема: Стрессоустойчивость как фактор успешности обучения в вузе 



Содержание



	Введение	3

	1 Психолого-педагогические развитие стрессоустойчивости	7

	1.1 Стрессоустойчивость как психологический феномен	7

	1.2 Особенности  успешности обучения в вузе	24

	1.3 Разаитие  стрессоустойчивости современных  студентов	29

	2 Эмпирическое изучение стрессоустойчивости студентов как фактора успешности обучения в вузе	39

	2.1Организация и методика изучения динамики стрессоустойчивости и успешности обучения  студентов	39

	2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения динамики стрессоустойчивости и успешности обучения  студентов	46

	2.3 Психолого-педагогические рекомендации по повышению стрессоустойчивости студентов	78

	Заключение	91

	Список использованных источников	94

	Приложения	103






Введение



Актуальность темы исследования.На современном этапе развития системы высшего образования одной из важнейших задач является формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Однако у студентов существует ряд индивидуально-психологических особенностей, которые могут помешать полноценно решить данную задачу. Среди таких особенностей для студентов, в том числе психолого-педагогических специальностей, особую значимость приобретает такое качество как стрессоустойчивость. Психолого-педагогические профессии наиболее подвержены влиянию стресс-факторов (необходимость быстро ориентироваться в коммуникативной среде; интенсивное общение; повышенная ответственность за разрешение проблем клиентов; сдерживание внешнего проявления эмоций; неизбежность быть объектом наблюдения и оценивания и др.). 

Студенческая жизнь, несмотря на кажущуюся легкость и беззаботность, наполнена различнымистрессогенными и чрезвычайными ситуациями. В студенчестве, особенно на начальном этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. Выбор профессии и подготовка к будущей профессиональной деятельности, смена привычного круга общения (одноклассники) и социализация в новомколлективе (однокурсники), достижение эмоциональной независимости от родителей, проблемы с финансами и жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, подготовка к семейнойжизни, учебная деятельность (сессии, зачеты, экзамены, неуспеваемость и др.), переработка большогоколичества информации – все это требует от студента большой выдержки, эмоционального напряжения, внутренней стойкости, высокого уровня стрессоустойчивости. Длительное пребывание студентав состоянии стресса приводит к истощению нервной системы, разладу в работе органов и систем, обострению хронических заболеваний, ведет к формированию различных видов психологических зависимостей (компьютерная зависимость, алкогольная зависимость, никотиновая зависимость). Поэтомуосновная задача педагогов и психологов высших учебных заведений научить студентов справлятьсясо своими стрессами, повысить уровень стрессоустойчивости.При всём этом актуальность темы исследования также тесно связана с её мало изученностью и недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости студентов и их учебной деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день проблема стрессоустойчивости как фактора успешности обучения в вузе является актуальной.

Цель выпускной квалификационной работывыявить сравнительную характеристику стрессоустойчивости студентов младших и старших курсов как основы успешности обучения в вузе.

Объект исследования –феномен стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности.

Предмет исследования – взаимосвязь между стрессоустойчивости и успешности учебной деятельности студентов младших и старших курсов 

Гипотеза исследования основывается на предположении что компоненты стрессоустойчивости : такие факторы стрессоустойчивости как нехватка времени , большая учебная нагрузка , выше у младших, чем у старших курсов.Существует взаимосвязь между уровнями стрессоустойчивости и успешности обучения студентов младших курсов, при этом у старших взаимосвязь более тесная. 

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи выпускной квалификационной работы:

	Проанализировать основные теоритические подходы в современной психологии к проблеме стрессоустойчивости, а так же психологические особенности личности студентов;

	Провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости и взаимосвязь  успешности обучения студентов в вузе;

	Разработать психолого-педагогические рекомендации по  повышению уровня стрессоустойчивости и успешности обучения у студентов в вузе. 

В работе были использованы следующие методы:

	методы теоретического исследования систематизация, теоретический анализ литературы, составление библиографии, цитирование;

	методы обработки данных экспертная оценка, количественный математико-статистический и качественный анализ данных, табличные и рисуночные способы представления данных;

	методы сбора эмпирических данныхтестирование, в частности:  методика «Шкала психологического стресса PSM-25», диагностика состояния стресса (А.О.Прохоров), тест самооценки стрессоустойчивости (С.Коухена и Г.Виллиансона), методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» (адаптированный вариант) Т. Бадоева.

Этапы исследования:

I этап: подготовительный. Осуществлялся подбор литературы, постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследование, формулировка гипотезы.

II этап: основной. Проводилась систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, написание теоретической главы выпускной квалификационной работы, осуществлялся отбор испытуемых, и проводилось их обследование.

III этап: заключительный. Анализировались полученные в эмпирической части данные, формировались выводы, проводилось литературное оформление выпускной работы.

Эмпирическая база исследования:ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» психолого-педагогический факультет. В эксперименте принимали участия студенты 1 и 4 курсов, а именно:

	1 курс – 6 групп:

ПД(ПС)-11 – 10 человек;

ПД(ДП)-13 – 13 человек;

ДФ(Л)-12 – 9 человек;

ДФ(ДД)-12 – 8 человек ;

ПБ-16 – 8 человек;

НК-15 – 20 человек.

	4 курс – 6 групп:

ПД(ПС)-41 – 12 человек;

ПД(ДП)-43 – 19 человек;

ДФ(Л)-42 – 8 человек;

ДФ(ДД)-42 – 8 человек; 

ПБ-46 – 6 человек;

НК-45 – 14 человек.

Объем выборочной совокупности составил 135 человек, из них:

	68 чел. с 1 курса;

	67 чел. с 4 курса.

Большинство принимающих участие в исследовании респондентов – женщины, что показывает общую тенденцию российского студенчества по психологическим и педагогическим специальностям.

Возраст опрошенных студентов – от 18 до 22 лет.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической изложенных на 103 страницах, заключения, списка литературы из 76 названий  и 23 таблицами , дополнен приложениями.





1 Психолого-педагогические основы стрессоустойчивости



1.1 Стрессоустойчивость как психологический феномен



Анализ исследований феномена стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии

Изучение проблем стрессоустойчивости личности является актуальным уже на протяжении многих лет. Данным вопросом занимаются такие ученые как Л.И. Анциферова, Н.Б. Витт, Л.В. Куликов, Е.Л. Щербаков.

На данный момент в психологической науке сложилось большое многообразие определения понятия «стрессоустойчивость».

Основная индивидная характеристика содержания стресса адаптация (стрессоустойчивость). По мнению психиатров (Ю.А. Александровский, В.И. Лебедев) это барьер психической адаптации.

В психологическом словаре стрессоустойчивость определяется как «набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов. Стрессоустойчивость состоит из трех, связанных между собой компонентов: 1) ощущение важности своего существования; 2) чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь; 3) открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития» [23].

С.В. Субботин под термином «стрессоустойчивость» понимает такие частные его составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность [61].

А.А. Баранов предлагает считать стрессоустойчивость частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов [6].

Б.Х.Варданян определяет стессоустойчивость, как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [11].

На одну из сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман. Он говорит о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою трактовку стрессоустойчивости, понимая под ней «…интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [22].

Со стрессоустойчивостью также отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций (Е.А. Милерян); способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова); способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (В.Л. Марищук); свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов); стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова).

Психологи (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев) основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразна (Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев). Другие авторы (Д. Амирхан, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Н. Сирота, С. Фолкман) относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан). Копинг-механизмы проявляются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека в виде разнообразныхкопинг-стратегий: противостоящего совладания, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной переоценки (Р. Лазарус, С. Фолкман). Также это копинг-стратегии решения проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы (Д. Амирхан).

Так как, копинг-стратегии являются механизмами психологической адаптации человека в условиях стресса, хотелось бы уделить этим явлениям немного внимания.

Понятие копингов в психологии впервые ввели Р. Лазарус и С. Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека. Со временем понятие «копинг» стало включать в себя приёмы совладания не только с чрезмерными и превышающими ресурсы человека требованиями, но и с повседневными стрессовыми ситуациями. Содержание понятия «копинг» при этом осталось тем же это поведенческие когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться с требованиями в ситуациях взаимодействия человека и среды (Фрайденберг, 2000).

А. Биллингс и Р. Моос отмечают, что копингобусловлен устойчивыми качествами личности, позволяющими использовать определенные варианты ответа на стрессовые ситуации. Именно эти качества определяют выбор поведения человека в стрессовой ситуации. Онивыделяюттриспособапреодолениястрессовойситуации: оценкаситуации, вмешательствовситуацию, избегание [71][72].

Классические, наиболее цитируемые определения копинг-поведения, позволяют понимать его следующим образом: как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы; как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий.

Со временем понятие «копинг-поведение» стало успешно применяться для описания поведения человека в поворотные жизненные моменты, а затем и в условиях хронических стрессоров и в повседневной действительности.

Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов.

«Копинг-стратегии» (отангл.Tocopewith справляться с чем-либо, совладать) осознанно используемые человеком приемы совладания с трудными ситуациями, состояниями и порождающими их условиями» такое определение даёт нам психологический словарь.

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологической науке относительно недавно и сам феномен совладания с трудностями является сложным, предлагаются разные классификации.

Р. Лазарус и С.Фолкман предложили бинарную классификацию копинг-стратегий, разделив их по направленности: а) проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий); б) эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия) [73].

Р. Моос и Д. Шеффер выделили три вида стратегий: 1) направленные на оценку (установление значения ситуации для самого субъекта); 2) направленные на проблему (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса); 3) направленные на эмоции (управление чувствами и поддержание эмоционального состояния) [76]. Л. Перлин и С.Шулер предлагают аналогичную классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии: 1) стратегия изменения способа видения проблемы; 2) стратегия изменения проблемы; 3) стратегия управления эмоциями.

Последние две классификации во многом повторяют классификацию Р. Лазаруса и С. Фолкман. При этом авторы этих классификаций выделяют в копинг-стратегии «направленность на проблему» действия двух типов: когнитивные («направленность на оценку» и «изменение способа видения проблемы», соответственно) и поведенческие («направленность на проблему» и « изменение проблемы», соответственно).

Помимо вышеописанных нами классификаций, предлагающих бинарное разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» / «работа с отношением к проблеме», имеются классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от преобладающих процессов (когнитивных, поведенческих, эмоциональных), лежащих в их основе. Так, И.М. Никольская и Р.М. Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегий, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание [48].

Есть и классификации, касающиеся только одного процесса. Так, например, Е. Коплик, рассматривая только когнитивные копинг-стратегии, предлагает бинарную классификацию: стратегия поиска информации и стратегия закрытости для информации [75].

Некоторые исследователи пологают, что копинг-стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные (эффективные) и дисфункциональные (неэффективные)способы совладания. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без неё, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных копинг-стратегий. В литературе принято называть дисфункциональныекопинг-стили «избегающим копингом».

Так, например, Э. Фрайденберг и Р.Льюис предлагают классификацию, в которой 18 стратегий сгруппированы в три категории:

	обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то ещё);

	непродуктивныйкопинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией);

	продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус) [74].

Выделяют несколько уровней обобщенности того, что делает индивид, чтобы преодолеть стресс: копинг действия, копинг-стратегии, копинг-стили, копинг-поведение. Копинг действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии средства управления стрессовым фактором, возникающие как ответ личности на воспринимаемую угрозу. Стратегии, в свою очередь, группируются в копинг-стили. Иногда термины «копинг действия» и «копинг-стратегии» используются как тождественные, одновременно Копинг-стили относятся к действиям или стратегий, которые последовательно используются индивидом, чтобы преодолеть стресс.

Итак, для преодоления стресса каждый человек использует собственные страте-гии (копинг-стратегии) на основе личностного опыта и психологических резервов копинг-ресурсов относительно стабильных характеристик людей и стресса, способствующие развитию средств его преодоления.

Анализ понятия «стрессоустойчивость»

Устойчивость к стрессу важный фактор сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека в трудных, стрессовых условиях.

При изучении стрессоустойчивости, прежде всего, необходимо определить это понятие. Следует отметить, что существует множество определений стрессоустойчивости, в которых она определяется как: эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, устойчивость личности, психофизиологическая устойчивость, моральная устойчивость, морально-психологическая устойчивость, эмоционально-волевая устойчивость. Таким образом, можно  говорить о том, до настоящего времени категория стрессоустойчивости не приобрела однозначного трактования,  несмотря на то, что она давно и систематически исследуется в зарубежной и отечественной психологии.

В контексте настоящего исследования наиболее полным представляется определение, данное М. Тышковой. По ее мнению, стрессоустойчивость это: 1) способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении; 2) способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров; 3) способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации  [36].

В целом ряде работ устойчивость, толерантность к стрессу сводится к понятию «эмоциональная устойчивость». Приведем некоторые определения. В.М. Писаренко под эмоциональной устойчивостью понимает способность отвечать на напряженные ситуации таким изменением эмоционального состояния, которое приводит к увеличению работоспособности [52]. 

О.А. Черникова считает, что эмоциональная устойчивость индивида выражается не в том, что он перестает переживать сильные эмоции, а в том, что эти эмоции достигают оптимальной степени интенсивности.[67].

Е.А. Милерян определяет эмоциональную устойчивость как способность регулировать эмоциональные состояния или быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности  [44].

С.М. Оя считает, что эмоциональная устойчивость - это способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной двигательной активности [50].

Иначе дает определение эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман. Под этим понятием он имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [1].

У Б.Х. Варданяна понятие эмоциональной устойчивости сводится к особому взаимодействию всех компонентов деятельности. Автор определяет эмоциональную устойчивость как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности [11].

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека [57].

Следует отметить, что хотя все без исключения исследователи употребляют понятие эмоциональной устойчивости для обозначения функциональной устойчивости человека в эмоциогенных условиях, некоторые авторы наряду с этим включают в его определение термин «устойчивость эмоций». Например, в определениях, которые дают О.А. Черникова, С.М. Оя, К.К. Платонов, эмоциональной устойчивостью могла бы быть и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний, и, наконец, отсутствие склонности к частой смене эмоций. По мнению Л.М. Аболина это разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием эмоциональной устойчивости. На основании этого Л.М. Аболин дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели [1].

А.М. Столяренко, рассматривая понятие устойчивости, использует термин «экстремальная устойчивость», которая, по его мнению, шире психологической устойчивости и не может быть производной только от его психофизиологической или эмоциональной устойчивости. Экстремальная устойчивость это системный продукт устойчивости всей психической деятельности и в решающей степени зависит от базовых, социально детерминированных свойств личности [60]. Также А.М. Столяренко оперирует понятием «специальная психологическая устойчивость», обозначающее результат специального обучения, подготовки человека-специалиста к определенным экстремальным ситуациям и повышенным психологическим нагрузкам. По мере накопления человеком опыта преодоления различных трудных ситуаций в учебной обстановке, он уже не так остро реагирует на них в реальной экстремальной ситуации, человеку легче справляться со своими эмоциями и регулировать деятельность. Этот же автор вводит понятие «общая экстремальная устойчивость личности», которое трактуется как одно из целостных проявлений ее внутреннего мира и не может быть сведено к какому-то отдельному элементу психики или к арифметической сумме нескольких [60].

Исследователи В.А. Бодров и А.А. Обознов используют термин «стрессоустойчивость», под которым они подразумевают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [9].

А.А. Баранов, также используя термин стрессоустойчивость, понимает под этим интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы [6].

Исследователь Б.Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья [12]. Автор предполагает, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях. О высокой устойчивости к стрессу можно говорить в тех случаях, когда широкий диапазон затруднительных ситуаций приводит к порождению благоприятных первичных и вторичных оценок, что, в свою очередь, препятствует возникновению разрушительных последствий стресса  и способствует конструктивному взаимодействию со стрессом. Основные виды первичных оценок Б.Б. Величковский описывает в терминах конструктов тревоги, депрессии и гнева. Они возникают в результате переживания широкого класса ситуаций взаимодействия с объектами и другими людьми, приводящих к возникновению стресса. Вторичные оценки непосредственно связаны с уровнем активации психофизиологических ресурсов, обеспечивающих деятельность по преодолению затруднительных ситуаций. В диссертационном исследовании Б.Б. Величковского эта общая схема послужила основой для создания индекса устойчивости к стрессу, учитывающего как диспозиционные, так и ситуативные компоненты первичных и вторичных стрессовых оценок.

Важную мысль по поводу стрессоустойчивости высказал В.А. Пономаренко: «... в вопросе, как готовить человека-профессионала к преодолению экстремальной среды, внутриличностного конфликта... надо знать, что страшит конкретного субъекта: утрата материального положения, чести и достоинства, отвержение профессиональным сообществом или утрата самой жизни? Какие ценности исповедует профессионал, каковы его культура, здоровье, уровень интеллекта, выраженность профессионально значимых качеств, мотив к достижению, природа его натуры, уровень целостности личности, чем наполненапотребностная среда и т.д.» [53]. Автор уверен, что нельзя повысить надежность действий человека, работающего в экстремальной ситуации, путем отработки только сенсомоторных исполнительских действий, доведенных до автоматизма, так как это противоречит объективной психологической сущности нештатной ситуации. Исследователь считает, что в экстремальных ситуациях физиологические механизмы ориентировочной реакции, доминанта, стереотипы, оперативная память могут выступать как помеха для решения задач, а «интеллектуальный уровень поведенческих действий с подключением нравственных резервов в виде долга и чести на основе отношения к своей профессии и к себе, как профессионалу, формирует новую смыслообразующую цель преодоление и победу» [53]. Таким образом, быстрота и готовность переключения с одного уровня регуляции поведения к другому - фундамент психологической устойчивости.

В работе «Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний» стрессоустойчивость понимается как интегративное психологическое образование, включающее в себя: личностный компонент,определяющий развитие когнитивной, мотивационной, эмоционально-регулятивной функций, и поведенческий компонент, включающий актуализацию и применение антистрессовых стратегий [66].

Избежать стрессов нельзя, вся наша жизнь – это огромный комплекс воздействующих на нас факторов. И многие их этих факторов являются стрессовыми: загазованность улиц, пробки на дорогах, неурядицы на работе и тем более в семье. Однако, главный секрет стрессоустойчивости – мы можем влиять на себя, на свою реакцию на эти факторы, правильно направлять свои реакции и контролировать их.

Многие исследователи склонны считать стрессоустойчивость результатом тренировок, однако, не следует отрицать, что у каждого человека есть определенный набор личностных черт и физиологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу.

Стрессоустойчивость – это термин в психологии, который трактуется как сочетание личностных качеств, позволяющих человеку противостоять психологическим перегрузкам без негативных последствий для своей психики и окружающих [27].

Таким образом, термин «стрессоустойчивость» в научной литературе охватывает широкий спектр значений, более того, нет единого термина для обозначения этого понятия. В психофизиологии и психологии стрессоустойчивость исследуется как свойство личности, способствующее высокой продуктивности деятельности в экстремальном пространстве; ее изучение строится, в основном, на выявлении и дифференциации условий (внешних и внутренних), определении разноуровневых физиологических и собственно психологических факторов при воздействии различных лабораторных или реальных экстремальных (стрессовых) условий, которые свидетельствуют о недостаточном развитии стрессоустойчивости. В результате выявляются физиологические, психофизиологические, интеллектуальные, волевые, личностные особенности человека, которые описываются как изменения, происходящие в человеке под воздействием какого-то фактора. В этом русле исследуемые характеристики определяются как признаки неустойчивости, а стрессоустойчивость как компонент саморегуляции, действующий наряду с другими: психофизиологическими, личностными, интеллектуальными, волевыми, эмоциональными. Нам представляется, что стрессоустойчивость человека не есть компонент саморегуляции, стрессоустойчивость возникает как результат хорошей саморегуляции и изменения различных характеристик человека не являются чем-то отрицательным. Саморегуляция человека, являясь координатором разномодальных свойств и способностей, приводит их в связь, необходимую для успешного функционирования человека в данной ситуации, в данных условиях.

Структура стрессоустойчивости личности

Понимание структуры стрессоустойчивости личности опирается на традиционно сложившийся в психологии подход к представлению о структуре психики. Исходя из этого стрессоустойчивость, как и психическую устойчивость, можно рассматривать как динамическую структуру. Основными компонентами динамической структуры личности являются [47]:

1) эмоциональный, накопленный в процессе преодоления человеком сложных ситуаций; проявляется в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;

2) волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации; выполняет контрольно-оценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности.

3) интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.

Некоторые авторы (Ю.Н. Гурьянов, С.А. Козлов) выделяют ещё ряд структурных компонентов:

	мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи;

	физиологический компонент, определяющий запас энергетических возможностей организма;

	познавательный, характеризующий степень осознания и понимания служебной задачи.

	операциональный (моторный), обеспечивающий владение способами и приемами деятельности, необходимыми навыками и умениями;

	коммуникативный компонент, характеризующий социально-психологический аспект деятельности личности, состояние готовности к взаимодействию [14, с. 470].

Изучая устойчивость к стрессу, Н.И. Бережная, рассматривает категорию стрессоустойчивости как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов [28, с. 245-246]:

1) психофизиологического (тип, свойства центральной нервной системы);

2) мотивационного (мотив во многом определяет эмоциональную устойчивость);

3) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

4) волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

5) профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

6) интеллектуального, действующего на оценку требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

Высокий уровень психического напряжения в стрессогенных ситуацияхотражает взаимозависимость внутриличностных компонентов: направленности, локуса контроля, тревожности, эмоций обиды, вины, зависти, стыда, страха неудачи, адаптационных реакций стресса, тренировки, и защитной рефлексии.

В общем строении психологической системы деятельности стрессоустойчивость проявляется:

1) в потребностно-мотивационном компоненте как основа адекватного определения ситуации;

2) в компоненте цели стрессоустойчивость проявляет себя в осознании реалистичности цели и ожиданий относительно результата и поведения партнера по общению, а также в осознании источников возникновения отрицательных эмоций в результате рассогласования ожиданий, образов желаемого и реального результатов деятельности;

3) в компоненте принятия решения стрессоустойчивость обеспечивает адекватный ситуации выбор программы поведения;

4) в компоненте индивидуальные качества субъекта деятельности стрессоустойчивость проявляет себя в оптимальном уровне личностной и ситуативной тревожности, интернальном локусе контроля, способности отвечать на стрессогенную ситуацию адаптационной реакцией тренировки и активации.

Таким образом, в зависимости от характера деятельности структурные компоненты стрессоустойчивости занимают в ней различные «ранговые места», при этом роль составных компонентов не всегда одинакова. Все они находятся в определенной взаимосвязи: возможна компенсация невыраженности одних за счёт большей развитости других.

Факторы, определяющие стрессоустойчивость

Многие исследователи считают стрессоустойчивость результатом тренировок, и это, безусловно, является важным фактором в её формировании. Тем не менее, не следует отрицать и тот факт, что у каждого человека есть определённый, характерны только для него набор личностных черт и физиологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу.

К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:

1) тип нервной системы. Люди со слабым типом нервной системы менее устойчивы к стрессу. У крайних типов (холериков, меланхоликов) адаптация к воздействию стрессоров не является устойчивой. Факторы, воздействующие на психику, приводят к развитию неврозов, которые характеризуются дезорганизацией как психических, так и вегетативных функций. Сильная нервная система сангвиников позволяет им легче всех справляться со стрессом;

2) гормональные особенности. Люди с пониженным уровнем кортизола в крови менее подвержены воздействию стресс-факторов. Известно, что высокий уровень кортизола не только предрасполагает к сердечно-сосудистым заболеваниям или раку (в зависимости от генетической предрасположенности и влияния среды), но также повышает вероятность депрессивного, меланхолического настроения.

Также были выделены некоторые личностные черты, обусловливающие повышенную с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%