- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Личностные особенности как фактор влияющий на стрессоустойчивость проводников пассажирского вагона
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010244 |
Тема: | Личностные особенности как фактор влияющий на стрессоустойчивость проводников пассажирского вагона |
Содержание
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» филиал г. Красноярск кафедра Логопедии и психологии ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА направление подготовки 37.03.01 «Психология» профиль «Психология здоровья» на тему: «Личностные особенности как фактор влияющий на стрессоустойчивость проводников пассажирского вагона» Допускается к защите Заведующий кафедрой _____________ /Машанов А.А./ «___» ____________ 201 __ г. Выполнил студент: Сафронова Галина Вячеславовна Руководитель: к.п.н., доцент Смирная Анастасия Андреевна (подпись руководителя) Красноярск – 2017 г. Содержание Введение………………………………………………………………..…..…3 Глава I. Теоретические подходы к проблеме изучения личностных особенностей, влияющих на стрессоустойчивость……………………………….7 1.1 Анализ понятия личности в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………………………......7 1.2 Основные подходы к пониманию стресса и стрессоустойчивости.13 1.3 Индивидуально-личностные факторы стрессоустойчивости….…..26 Выводы по главе I...………………………………………………………….33 Глава II. Эмпирическое исследование личностных особенностей проводников пассажирского вагона ……………………………………………...35 2.1 Методическое обеспечение и организация исследования………..…..35 2.2 Результаты исследования……………………………………..………...37 Выводы по главе II……………………………………………………..……53 Заключение………………………………………………………………......54 Список источников информации..………………………………………….56 Приложение 1…………………………………………………………….….61 Приложение 2………………………………………………………………..63 Приложение 3………………………………………………………………..67 Приложение 4………………………………………………………………..70 Приложение 5………………………………………………………………..71 Приложение 6………………………………………………………………..72 Приложение 7………………………………………………………………..73 Приложение 8………………………………………………………………..74 Приложение 9………………………………………………………………..75 Приложение 10………………………………………………………………76 Введение Железнодорожный транспорт, обеспечивающий внушительные объемы пассажирских и грузовых перевозок в нашей стране, причисляется к сферам экономики с увеличенным риском появления чрезвычайных ситуаций. Сейчас, неизменно увеличивается количество психотравмирующих, фрустрирующих и стрессогенных причин, отрицательно действующих на человека, его профессиональную успешность и состояние здоровья. Одним из таких факторов можно рассматривать значительный набор запросов, который на современном этапе становления социум предъявляет к специалисту. Иной причиной могут выступать быстро увеличившиеся процессы интенсификации труда, допускающие высокий степень соответствия требованиям и устойчивости при выполнении профессиональной деятельности. Вопросы стресса решали в разное время отечественные ученые Д. М. Аболин, В. А. Бодров, Ф. Е. Василюк, В. А.Ганзен, JI. П. Гримак, Д. Н. Исаев, Н. И. Наенко, В. Д. Небылицын, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др., а также иностранные авторы С. Д. Гринберг, Г. Сельеи др. Современные эксперты сосредоточивают особенное внимание на обнаружение детерминант стабильности к психическому стрессу, ее проявлений в деятельности. Это отображено в трудах и отечественных, и зарубежных авторов (Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Л. В. Китаев-Смык, О. В. Лозгачева, В. T. Марищук, К. К. Платонов, С. В. Субботин, О. Я. Черникова, R. Lazarus, S. Folkman, L. Pearlin, S. Kobasa и др.) Л.Л. Анцыферова, Л. С.Выготский, Л. Г. Дикая, Б. Ф. Ломов и др. связывали устойчивость и развитость личности с мастерством человека находить выход из положения, нацеливаться на поставленные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. Проблематике воздействия личностного фактора в преодолении стресса посвящены работы В. И. Медведева, Ф. 3. Меерсона, В. С. Мерлина, В. Э. Мильмана, В. Д. Небылицына, Г. С. Никифорова и др. Особенную заинтересованность в иностранной, а в последнее время и в отечественной литературе уделяется вопросу поведения личности по отношению к сложным жизненным условиям, появляющимся в процессе жизнедеятельности, именуемой копинг-стратегиями или копинг-поведением. Основные подходы отражены исследователями R. Lasarus, Р. Thoits, L. I. Pearlin, J. К. Weintrab, R. S. Kessler и др. В настоящее время явление стрессоустойчивости проводников еще недостаточно полно исследовано: в полной мере не описаны теоретические основы и не разработаны практические технологии формирования стрессоустойчивости проводников. Вследствие этого, возникновение дисгармонических и деформирующих элементов, отрицательно действующих на формирование специалиста, не содействует развитию его стрессоустойчивости, Объект исследования: особенности личности, влияющие на стрессоустойчивость. Предмет исследования: личностные особенности проводников пассажирского вагона, влияющие на их стрессоустойчивость. Цель исследования: выявление личностных особенностей проводников пассажирского вагона, влияющих на их стрессоустойчивость. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что личностные особенности проводников пассажирского вагона оказывают влияние на их стрессоустойчивость в профессиональной деятельности. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический и методологический анализ имеющихся в психологии основных подходов и концепций по проблеме исследования и раскрыть сущность стрессоустойчивости. 2.Подобрать методическое обеспечение для проведения исследования. 3. Выявить группы проводников с разным уровнем стрессоустойчивости. 4.Провести эмпирическое изучение личностных особенностей проводников с разным уровнем стрессоустойчивости. 5. Проанализировать взаимосвязь личностных черт с уровнем стрессоустойчивости проводников. Методы исследования. Для реализации цели и задач исследования использовались: 1) теоретико-методологический анализ научных источников по изучаемому вопросу; 2) эмпирические методы исследования стрессоустойчивости: авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» Щербатых Ю.В., индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчика, тест-опросник Г. АйзенкаEрі (адаптирован А.Г. Шмелевым). 3) математическая обработка данных. База исследования: исследование проводилось в 2013-2015 гг. на базе АО «Федеральная пассажирская компания», Енисейский филиал – пассажирское вагонное депо, г. Красноярск; в нем принимали участие 60 проводников: мужчины и женщины в возрасте24-49 лет, и в среднем составил 32 ± 7 лет, стаж работы которых варьирует от 5 до 30 лет. Теоретико-методологическая основа исследования: личностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Е.В. Шорохова и др.); современные подходы к изучению профессиональной деятельности в особых условиях (В.А. Бодров, Л.Г.Дикая, А.Б.Леонова и др.), современные парадигмы изучения психологического стресса в профессиональной деятельности (Л.А. Китаев-Смык,А.Б. Леонова, R.Lasarus, S. Folkman), концепции психической саморегуляции (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.А. Обознов), концепции стрессоустойчивости и ресурсов преодоления стресса (В.А. Бодров, С.К. Нартова-Бочавер, R. Lasarus, S. Folkman, S. Hobfall, А. Bandura). Теоретическая значимость данного исследования состоит в систематизации научного материала в области стрессоустойчивости личности. Проведенный теоретический анализ расширяет и углубляет современные представления об особенностях личностной сферы проводников пассажирского вагона и ее влиянии на их стрессоустойчивость, что дает возможность для разработки практических мероприятий по психопрофилактике стресса и подбору индивидуальных методов снижения стрессовых состояний. Практическая значимость данного исследования: Исследование личностных особенностей, влияющих на стрессоустойчивость, важно для разработки практических мер по оптимизации самочувствия работников, сохранению их внутренних ресурсов и повышению удовлетворенности от труда. Результаты исследования могут быть использованы психологами при разработке и практической реализации психологической подготовки и психологической коррекции, направленных на повышение устойчивости к разрушительному воздействию стресс-факторов, возникающих в процессе профессиональной деятельности проводников пассажирского вагона, а соответственно, наиболее высокому уровню стрессоустойчивости личности. Исследование проводилось в три этапа: Первый этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формирование и уточнение цели, гипотезы, задач; подбор методик эмпирического исследования. Второй этап – проведение и анализ результатов эмпирического исследования; Третий этап – оформление выпускной квалификационной работы. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации, приложений. Глава I Теоретические подходы к проблеме изучения личностных особенностей, влияющих на стрессоустойчивость 1.1 Анализ понятия личности в зарубежной и отечественной психологии В психологии, понятие «личность» причисляется к числу базисных и исследуется всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Любое из дефиниций личности, существующих в научной литературе, подкреплено эмпирическими исследованиями и теоретическими доказательствами и поэтому достойны того, чтобы принять во внимание при анализе понятия «личность» [31]. Понятие личности – наиболее непростое в психологии и одно из фундаментальных. Сравнительно настоящего феномена существуют наиболее максимальные расхождения в установлении данного понятия, и любой автор дает его, опираясь на свою концепцию. В науке распространяются полемики о возможности конкретного описания сущности личности. Имеется, по крайней мере, 4 уровня понимания категории «личность». 1. Житейский – представление, которое используется когда говорят о человеке «Независимая личность», «Талантливая личность». Личность на данном уровне обусловливается через перечисление 2-х – 3-х черт, свойств, оценивающиеся как позитивные в настоящем социуме, ячейке. 2. Философский и социологический. В понятие личность заключается сущность человека, как комплекс общественных взаимоотношений. По этой причине говорят о социалистической личности, капиталистической. 3. Социально-психологический. Здесь личность исследуется через ее связи в определенной малой группе и опосредованно, через средства массовой информации, легенды, творчество, фольклор и т.д. 4. Психологический уровень. Имеются безвременные и внесоциальные свойства человека, которые лежат на базе всех других сторон личности. Некоторые эксперты включают сюда психические процессы, свойства и состояния [7]. Чаще всего под личностью подразумевают индивида в комплексе его общественных и жизненно значимых достоинств, усвоенных им в ходе социального становления. Таким образом, к числу личностных данных не принято причислять специфику человека, которое сопряжено с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить свойства человека, характеризующие особенности формирования его познавательных психологических процессов или субъективный стиль деятельности, за исключением тех, которые обнаруживаются во взаимоотношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» вводят устойчивые свойства человека, которые устанавливают необходимые в отношении других людей поступки [27]. В психологии сформировалось свое воззрение о проблеме изучения человека. Это представление было обусловлено Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре степени человеческой организации, представляющих огромнейшее внимание для научного исследования. К их числу были определены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность [6]. Всякий человек как представитель биологического вида обладает конкретными врожденными качествами, т. е. конституция его тела детерминирует осуществимость прямохождения, строение мозга обеспечивает формирование интеллекта, строение руки подразумевает возможность применения орудий труда и т. д. Абсолютно всеми данными особенностями младенец человека различается от детеныша животного. Принадлежность определенного человека к человеческому роду закреплена в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» определяет человека как носителя определенных биологических свойств [33]. Прототипом слова «личность» было латинское «persone», что обозначает «маска». Потом это название стало значить внутреннюю суть самого действующего лица. В истории исследований личности раскрывается три этапа: философско-литературный, клинический и экспериментальный. Философский связан с трудами древних мыслителей и длится вплоть до начала XIX века. В XIX веке вопросами психологии личности были заинтересованы врачи-психиатры. Периодические наблюдения за личностью пациента в медицинских условиях, разрешали выделять не только профессиональные заключения, но и общенаучные выводы. Этот этап получил название клинический. Только в начале XX века исследованием личности стали заниматься психологи. Они старались привнести исследованиям экспериментальный вид, введя в них математико-статистическую обработку информации. В связи с этим подошел экспериментальный период изучения личности. Его развитие сопряжено с именами таких ученых как А.Ф. Лазурский, Г.В. Олпорт, Р.Б. Кетелл и др. [28]. Личности встречаются различные – гармонически развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и низкие, но при этом любая личность уникальна. Зачастую, это черта – неповторимость – именуют индивидуальностью, как выражение единичного. Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не идентичны по содержанию: любое из них обнаруживает специфический аспект индивидуального существования человека. Личность может быть понятна только в системе стойких межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом групповой деятельности каждого из участников [37]. В начале 20-х годов З. Фрейд пересмотрел собственную мировоззренческую модель психической жизни и ввел в анатомию личности три главных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам З. Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Движущие силы поведения, З. Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Мотивация человека абсолютно базируется на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями [39]. В основе диспозиционального течения психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди располагают свободным набором склонностей реагировать определённым образом в разнообразных ситуациях (то есть черт личности). То есть люди показывают обусловленную устойчивость в действиях, мыслях и чувствах. Вторая ключевая идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности схожих друг на друга. Личность, по Г.В. Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые обусловливают характерные для него поведение и понимание, обусловливают его уникальную адаптацию в социуме. С точки зрения концепцию Г.В. Олпорта, возможно диагностировать признак личности как склонность вести себя подобным образом в широком диапазоне ситуаций. Г.В. Олпорт отличал индивидуальные и общие черты. При этом фактически чертой Г.В. Олпорт обозначал лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Истинное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии от черты, сформировываются как принадлежащие индивиду. Применяя понятие об общих чертах, можно, по Г.В. Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов [42]. Г.В. Олпорт полагал, что, хотя черты и личные диспозиции на самом деле имеются в человеке, они непосредственно не видимы и должны быть выведены из поведения. Следующий представитель диспозиционального подхода – Рэймонд Кеттел, использовавший четкий эмпирических метод проведения исследования. Сообразно Р. Кеттелу, личность – это то, что разрешает нам предвидеть поведение человека в исходной ситуации. Р. Кеттел анализирует личность как непростую и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу находится в зависимости от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – в наибольшей степени главное у Р. Кеттела понятие. Основным для Р. Кеттела считается различение между неглубокими и начальными чертами. Р. Кеттел полагает исходные черты более главными, чем поверхностные. Динамические черты можно раздробить на три группы: аттитюд, эрг и чувство [37]. В довершение темы рассмотрим концепцию ещё одного представителя диспозиционального направления – Ганса Айзенка. Теория типов личности Г. Айзенка базируется на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности охватывает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы выступают как множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчёркивает, что большая часть людей не походит под крайние категории. По Г. Айзенку, в базе структуры личности лежат два ключевых типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм. Рассмотрены несомненные особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих двух типов. Также рассматривается третья суперчерта: психотизм – сила суперэго, при этом Г. Айзенк придаёт огромный интерес генетическому фактору. Им было создано несколько вопросников для оценки трёх основополагающих суперчерт [27]. Гуманистическая психология показывает собой альтернативу двум в наибольшей степени значительным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отклоняет положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо воздействия окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты акцентируют внимание о том, что, в конце концов, каждый из нас несет ответственность за то, кто мы и чем становимся. Таким образом, гуманистическая психология в качестве ведущей модели принимает сознательного человека, непринужденно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Генеральная концепция данного направления - это концепция развития. Человек никогда не бывает бездейственным, он всегда пребывает в процессе становления [12]. Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». В основе данного направления лежит действительность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значимость субъективного опыта как первостепенного феномена в исследовании и постижении человека. Теоретические концепции и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его неповторимому смыслу для того, кто его переживает. Ключевое место в его теории занимает вопрос о мотивации. А. Маслоу указывал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь полноценной и разумной. Он обрисовывал человека, как «желающее существо», который эпизодически добивается состояния глубокого удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно бывает, в лучшем случае быстротечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены [4]. Таким образом, проведенный теоретический анализ понятия «личность», показал, что в общем смысле личность – это определённый человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые обнаруживаются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют значительное весомость для него самого и окружающих. 1.2 Основные подходы к пониманию стресса и стрессоустойчивости В непростых ситуациях нынешней жизни увеличивается число наиболее многообразных психогенных действий. Чрезвычайные ситуации работы и обитания человека, особенно непростые виды деятельности, в том числе интеллектуальной, армейской, спортивной и др., инициируют формирование напряжения. Максимальная сложность при исследовании стресса заключается в том, что понятие стресса весьма неопределенно. В.В. Суворова пишет «стресс–это функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного влияния на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [10]. Близким по смыслу считается и определение П.Д. Горизонтова, который оценивал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [18]. Также стресс можно определить, как «напряжение, которое образуется при возникновении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [26]. Л.В. Куликов определяет понятие следующим образом «стресс–это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных проявлений» [20; 21]. Ученые применяют разнообразные определения стресса в зависимости от сферы их деятельности и основополагающих отправных положений, применяемых в установлении научных направлений. В то же время различные отрасли знаний и тенденции сходятся в подходах к определению стресса как к всестороннему и обусловленному явлению [15]. Стресс (от англ. Stress –напряжение, давление) представляет собой особенное состояние психики, индивидуума в целом, устанавливаемое обширной мобилизацией функциональных ресурсов для преодоления какого- либо экстремального влияния [26]. Речь идет именно о достаточной степени сильном действии, стресс-факторе (стрессоре), способном спровоцировать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, сопряженную с перестройкой его функциональных систем, с приспособлением к новым ситуациям жизнедеятельности [1]. Стрессор-фактор, провоцирующий стресс (синонимы стресс-фактор, стресс-ситуация) – чрезвычайный или болезненный возбудитель, внушительное по силе и длительности неблагоприятное влияние, активизирующее стресс. Истоком принятия основных принципов концепции стресса считают известную статью Г. Селье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 г. В данной статье говорилось о том, что наиболее многообразные неблагоприятные условия: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция адреналина, инсулина, чисто физические травмирующие влияния, боль и многие другие–активизируют как правило тождественную реакцию организма, названный Г. Селье «общим адаптационном синдромом» (ОАС) – это и есть стресс [35]. Этот ОАС формируется из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как разовый процесс. Г. Селье выделил три периода данного процесса [35]: – стадию тревоги; – стадию резистентности (адаптации); – стадию истощения. На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему. На второй стадии происходит приспособление к новым ситуациям. На данной стадии функциональные возможности организма увеличивается на величину выше исходного уровня. Это обозначает, что, например, при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости, организм может более благополучно противодействовать целому ряду инфекций и другим отрицательным влияниям. Если стрессор не прекращает воздействовать долгое время, происходит ослабление гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в последствие чего процесс обретает патологический характер и может окончиться заболеванием или кончиной индивида. Таким образом, можно видеть, как бесспорно отрицательные следствия стресса (в стадии истощения), так и положительное его воздействие на жизнедеятельность, и разнообразные виды труда. В соответствии с теорией Г. Селье, на всех стадиях этого процесса основная роль принадлежит коре надпочечников, интенсивно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые, в сущности, и осуществляют адаптивную функцию. Представлениям об общем адаптационном синдроме предшествовали воззрения Клода Бернара (1813-1878) о постоянстве внутренней среды организма [5]. Идеи К. Бернара получили продолжение в изысканиях физиолога Уолтера Кеннона (1871-1945), являющийся родоначальником физиологического направления изучения вопросов стресса и в своих трудах, создал учение гомеостаза. Ведущее место в подержании гомеостаза и во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит, по У. Кеннону, центральной нервной системе. Особую роль при этом он отводил симпато-дреналиновой системе, мобилизующей организм для реализации наследственных программ «борьбы и бегства» [45]. Обозначая бесспорные заслуги Г. Селье, нужно сказать, что в его системе явно низкую значимость отведенной роли нервной системы - основной регулирующей системе нашего организма, энергично участвующей во всех процессах адаптации к негативным факторам среды. Механизмы адаптации организма к возмущающим факторам исследовали в своих трудах такие ученые как Э. Геллгорн, У. Кеннон, Л.А. Орбели, И.П. Павлов, П. В. Симонов и др. [2], которые привнесли значительный вклад в исследование механизмов стресса фиксируя главнейшую роль нервной системы в развитии адаптивных реакций организма в ситуациях стресса. На первейших этапах исследование всевозможных приемов и механизмов адаптации человека к запросам деятельности и условий ее исполнения, непосредственно связанное с проблематикой стресса, выглядело как «прорастание» классических постулатов концепции Г. Селье в область анализа различных форм человеческой энергичности. Вместе с тем старания прямого переноса концептуального аппарата Г.Селье (1976) на анализ конкретных ситуаций и феноменов профессиональной жизни встретили основательные ограничения. Это вызвало разработки новой теоретической основы и методических парадигм для проведения исследования психологического стресса [35]. Изучения в сфере психологических проявлений и результатов стресса представляются в настоящее время одной из максимально важных тем, стремительно разрабатывающихся на границе биологии, медицины, экологии, социологии и психологии. Проведенный анализ современных концептуальных подходов к изучению процессов зарождения и проявления психологического (профессионального) стресса показал, что существует три основных направления, объединяющих различные теории, модели, концепции развития стресса, а именно: экологический, транзактный и регуляторный. В экологическом подходе (А.Марселл, П. Варр и др.) под стрессом подразумевается результат взаимодействия индивида с социумом. Утверждается, что профессиональный стресс появляется вследствие несоответствия запросов рабочей среды и личных потенциала. Это течение стало прогрессировать с конца 1960-х годов. Именно в это время были предприняты начальные систематичные изучения качества жизни и здоровья профессионалов в связи со специфичностью деятельности[8]. Формирование экологического подхода сопряжено с содержательной проработкой таких общих и трудноопределимых определений как «психическое здоровье» и «личностное благополучие». В транзактном подходе (Р. Лазарус, Т. Кокс и др.) стресс рассматривается как индивидуально-приспособительная реакция человека на усложнение ситуации. Это течение утвердилось в половине 1970-х годов, и его пусковой точкой следует рассматривать когнитивную модель психологического стресса, предложенную Р. Лазарусом. Круг интересов в теории сдвигается от гомеостатических моделей регуляции к процессуальному анализу индивидуально-психологических причин, обуславливающих динамику стресса. Основное место в этом анализе занимают персональная значительность и индивидуальная (когнитивная) оценка ситуации, в коей у человека появляются трудности, а также те приемы (или копинг-стратегии), с помощью которых он старается справиться со сложностями [48]. В регуляторном подходе (Д. Бродбент, Р.Хокки, А.Б. Леонова и др.) под психологическим стрессом подразумевается своеобразный класс состояний, появляющихся по причине вырабатывания специфических механизмов регуляции деятельности в сложных ситуациях. Эта теория имеет старую историю и активно формируется в положениях функциональных состояний в трудах целого ряда отечественных и иностранных авторов. Превалирующим в этом подходе представляется подробный анализ замены механизмов регуляции деятельности под воздействием различных условий, а также оценка их «цены» с точки зрения душевных затрат. В частности, в отдельных моделях (например, «двухуровневая модель управления ресурсами» Д. Бродбента и Р.Хокки, модели изменения в микроструктуре когнитивных и исполнительных актов А.Б. Леоновой), рассматриваются эффекты разного уровня автоматизации действий, осуществляемых при сознательном и неосознаваемом контроле за исполнением. Подчеркивается, что степень осознанной регуляции имеет постоянно более высшую «цену» за счет привлечения дополнительных ресурсов внимания и эмоциональной мобилизации [11]. Существует точка зрения, что все три подхода можно сопоставить в рамках организации целостной методологии исследования психологического стресса: – экологический подход соответствует степени макроанализа проявлений стресса и представляет целостное определение причин риска в словах причинно-следственных отношений; – транзактный подход ориентирован на анализ уровня промежуточного опосредования стресса индивидуально-психологическими свойствами человека и личностным опытом преодоления стрессовых ситуаций; – регуляторный подход осуществляет уровень микроанализа исполнения конкретных задач и поведенческих актов, отображающих особенность психологических механизмов приспособления к стрессогенным обстановкам. В рамках концепции Г. Селье к стрессу причисляются реакции организма на всевозможные в достаточной степени большое влияние общества, если они запускают ряд единых процессов с участием коры надпочечников [35]. В то же время сам основоположник теории в неспецифическом адаптивном синдроме акцентировал две его формы: Эустресс – стресс продуктивный, «тонизирует» работу организма и оказывает содействие в активизации защитных сил (в том числе иммунную систему); Дистресс – вредительный стресс. В дистрессе формируются многочисленные психогенно предопределенные заболевания: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, неврозы, диабет и др. Для того чтобы стресс получил форму эустресса, желательно присутствие некоторых условий [3, 14]: – позитивная эмоциональная атмосфера; – умения решения аналогичных трудностей в прошлом и благоприятный прогноз на будущее; – поощрение усилий индивида со стороны социума; – существование необходимого потенциала с целью преодоления стресса. В то же время при недостатке этих условий или же при внушительной силе отрицательного влияния на организм начальный стресс переключается в его повреждающую форму – дистресс. Этому содействуют следующие причины: – эмоционально-когнитивные обстоятельства: дефицит необходимых сведений, отрицательное предвидение ситуации, чувство слабости перед создавшейся сложностью и т. д.; – излишняя мощь стресса, превосходящая адаптационные внутренние резервы человека; – большая длительность стрессорного влияния, приводящая к истощению адаптационного ресурса. Психологи чаще всего классифицируют [19, 25] стрессовые реакции на: поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Однако некоторые эксперты [32] предполагают, что всякое напряжение всегда считается и физиологическим, и гормональным, и психологическим. Поведенческие реакции индивида в стрессе всегда эмоционально окрашены, таким образом, стресс также всегда эмоциональный. Отрицательные обстоятельства деятельности и производственные конфликты обусловливают производственный стресс. Он может быть специфическим для различных видов деятельности, профессионального труда (авиационный, морской, спортивный, космический и др. стресс). Разберем поподробнее формы проявления стресса: Психологический стресс может обнаруживаться в изменениях всевозможных функциональных систем организма, а напряженность срывов может видоизменяться от незначительного изменения эмоционального настроя до таких тяжелых болезней как язва желудка или инфаркт миокарда [13, 17]. 1) Изменение поведенческих реакций при стрессе: нарушение психомоторики могут выражаться в излишнем напряжении мышц (особенно часто - лица и «воротниковой» зоны); тремором рук; аритмия дыхания; дрожании голоса; убавлении стремительности сенсомоторной реакции; нарушении речевых функций и т. д. 2) Изменение образа жизни могут обнаруживаться в нарушении распорядка дня, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от здоровых привычек и подмене их на неадекватные методы компенсации стресса [24]. 3) Профессиональные нарушения могут проявляться в понижении производительности труда, завышенной утомляемости. 4) Нарушения социально-ролевых функций обнаруживается в возрастании конфликтности, увеличении злости и т.д. 5) Физиологические проявления стресса затрагивают почти всех систем органов человека – пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. При стрессе регистрируются: – Объективно характеризуемые изменения в конкретных системах органов: увеличение частоты сердечных сокращений; повышение артериального давления; избыточное мышечное напряжение; нарушение секреции пищеварительных желез и пр. – Субъективно определяемые изменения: затрудненное дыхание; боли в сердце; головные боли неприятные ощущения в кишечнике и пр. – Нарушение сложных физиологических функций: высокая утомляемость; понижение иммунитета; нередкие недомогания; быстрое изменение массы тела и пр. 6) Эмоциональные проявления стресса касаются разнообразных сторон психики [23]. В первейшую очередь это относится к особенностям совмест....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: