- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Стратегии внешней политики РФ на постсоветском пространстве
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012909 |
Тема: | Стратегии внешней политики РФ на постсоветском пространстве |
Содержание
Дипломная работа тема: «Стратегии внешней политики РФ на постсоветском пространстве» ? СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1 Теоретико-методологические основы изучения внешней политики.............5 1.1 Внешняя политика государства: сущность, содержание и механизм осуществления.........................................................................................................5 1.2 Национальные интересы как основа формирования внешней политики современных государств.......................................................................................17 1.3 Механизмы реализации внешней политики современных государств......26 2 Анализ современной внешней политики России............................................34 2.1 История формирования внешнеполитического образа России..................34 2.2 Основы и стратегия формирования внешней политики России................42 2.3 Практика формирования международного имиджа России........................50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................68 ? ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. На данном этапе, внешняя политика развивается под влиянием наследия, которое было оставлено Советским Союзом. Национальные, культурные и исторические элементы оставленного наследия, это значительные факторы, которые продолжают оказывать воздействие на политику нашей страны. Наша страна является одним из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия наравне с остальными постоянными членами Совета Безопасности ООН несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности, поэтому стратегия формирования внешней политики является актуальным вопросом. Объект исследования – внешняя политика России. Предмет исследования–процесс формирования стратегии внешней политики России. Цель работы – изучение стратегии внешней политики России на постсоветском пространстве. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: – изучить внешнюю политику государства: сущность, содержание и механизм осуществления; – рассмотреть национальные интересы как основу формирования внешней политики современных государств; – описать механизмы реализации внешней политики современных государств; – кратко рассмотреть историю формирования внешнеполитического образа России; – проанализировать основы и стратегии формирования внешней политики России; – рассмотреть практику формирования международного имиджа России. Методы исследования: общенаучные методы: проблемно-логический, системный подход, системный анализ, хронологический, структурно-функциональный, а также методы периодизации и актуализации, синтез, анализ, исторический метод, описание. Теоретическая и методологическая основа исследования: теоретические фундаментальные положения современной геополитики, политологии, международных отношений, а также принципы политической и исторической науки, такие как: всесторонне изучение и объективность явлений и процессов, историзм, теории национальной безопасности. Источниковая база исследования: научные работы (статьи, монографии, диссертации) специалистов в актуальных вопросах проблемных зон внешней политики нашей страны, а также сферы международных отношений, внешнеполитического направления. Кроме того, в работе использовались российские нормативно-правовые законодательные документы, электронные ресурсы сети Интернет. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы. ? 1 Теоретико-методологические основы изучения внешней политики 1.1 Внешняя политика государства: сущность, содержание и механизм осуществления В настоящее время, в условиях глобализации ни одно государство не в силах существовать изолированно, потому что для его поступательного и устойчивого развития следует взаимодействовать с иными участниками любой современной системы, обеспечивающей международные отношения. Внешнюю политику в целом образует комплексный характер данных отношений, кроме того она представляет собой многоуровневый, и очень сложный процесс. Следует акцентировать внимание, что государство является ключевым фактором в системе международных отношений, кроме того, оно за пределами своей страны проводит некоторую политику, реализуя при этом свои внешнеполитические функции. К главным внешнеполитическим функциям государства относятся: – экономическая; – охранительная; – организаторская; – идеологическая; – информационно-представительская1. Обеспечение безопасности является одной из основополагающих и приоритетных целей внешней политики любой страны в мире. Для достижения указанной цели и существует охранительная функция, направленная на сведение к минимуму реальных и потенциальных угроз, которые могут возникнуть и угрожать безопасности страны. Кроме того, охранительная функция способствует защите от возможной опасности вторжения извне, а также стремления решению мирным способом спорных проблем и вопросов и т.д. Эффективность исполнения данной функции зависит от способности определенного государства, включая компетентные органы выявлять потенциальные угрозы, а также не допустить их вхождения в реальную плоскость. В целом, политика является очень сложным, неделимым и единым явлением. Следует также сказать, что политическая деятельность государства проводится в системе внешних факторов, внутренних общественных отношений, другими словами, в системе международных отношений. На основании этого, политика подразделяется на внешнюю, и внутреннюю государства. В указанных понятиях много общего, но каждое их них обладает своей определенной спецификой2. Внешняя политика государства является деятельностью государства на международном уровне, в процессе которой регулируются отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности, такими как: всемирные и региональные международные организации, общественные организации, иные государствами, зарубежными партиями. В общем, внешняя политика в своей деятельности опирается на экономический, демографический, военный, культурный, технический, научный потенциал страны. В своем сочетании научно-технического и культурного потенциала определяется возможность внешнеполитической деятельности страны. Кроме того, в изначальной постановке следует строить иерархию приоритетов, а затем следует стремиться к реализации целей внешней политики. В практике международных отношений и политологии не существует однозначного понятия, что следует называть внешней политикой. Например, к ней относят только то действие, которое связано с достижением государственных общих целей, а не только любое внешнее действие. Кроме того, внешняя политика включает не только указанные выше действия, но позиции и цели, а также разнообразные программы. В 1969 году американский политолог Дэвид Сингер, одним из первых исследователей начал проводить анализ внешней политики, например, в своей работе «Проблема уровня анализа в международных отношениях» указанный автор определяет два уровня анализа: – государство; – международная система. Данный автор определяет внешнюю политику, как совокупность целей и взаимоотношений, с помощью которых государство в лице конституционных собственных органов власти может по факту проводить работу с иностранными государствами, рассматривать проблемы в международной среде, в случае необходимости использовать насилие, влияние, силу. Вышеуказанное определение, скорее всего, может поставить знак равенства между целями и содержанием внешней политики. В целом уровень международной системы дает возможность исследовать международные отношения, отдельно от некоторых деталей, а так же понять специфику процессов, которые имеют решающее значение для глобального развития. Следует сказать, что государственный уровень исследования внешней политики приоритетное внимание обращает именно на государство, как главный фактор в международных отношениях. Кроме того, государство обладает автономией, у него есть возможность определения своего направления во внешне- и внутриполитического курса. Обратите внимание, что внешняя политика по факту, это что-то большее, чем только определенные цели. Такой исследователь, как Дж.Модельски в своих работах, дает ей определение: «как системе действий, предпринимаемых для изменения поведения иных государств, а также адаптации к международной среде3» . В указанном контексте можно выделить два главных типа действий: выходы и подходы. Исследователь Дж.Росноу пишет, что: «внешняя политика является некоторой методикой действий, которая сознательно осуществляется официальными представителями национального общества, с целью изменения или утверждения позиции государства на международной арене4». С существующей методологией Д. Сингера, есть и иная модель, разработанная и предложенная П. Морганом, имеющая в своей структуре пяти уровней: 1) анализ, который предполагает, что итог и результат поведения и решений индивидов определяет взаимодействие между государствами; 2) анализ, который подразумевает, на принятие решений оказывают влияние разные группы: элита, бюрократические структуры, кабинеты министров, группы интересов; 3) анализ, который акцентирует внимание на государстве, потому что в мировой политике оно доминирует; 4) анализ, который заключается в необходимости исследования региональных группировок, блоков, альянсов, потому что государство имеет своих союзников; 5) анализ, который заключается в том, что, в общем, международная политика образует систему, которая более значительно, чем иные факторы определяет поведение государств5. На основании изложенного, видно, что на каждом определенном уровне анализируются разные факторы политической международной системы, кроме того, набор данных факторов прямо пропорционально зависит от интерпретации авторов, а также их принадлежности к определенной политической школе. Автор Дж. Розенаувнес значительный вклад в изучение системного подхода внешней политики, данный исследователь определил шесть составляющих анализа: 1) роль человека в механизме принятии внешнеполитических решений. На указанном этапе анализируются личные характеристики и особенности индивида, который фактически принимает решения; 2) ролевая функция человека, принимающего решения, иными словами действия лица зависят и от должности, данного индивида, которую он занимает в политической системе и учреждении, и которая формирует рамки его деятельности, а не только от его личных качеств; 3) структура правительства, от которой находятся в зависимости полномочия определенных политиков; 4) характеристики общества: на определенном уровне фокусируют внимание на факторах, оказывающих по факту влияние на решение правительства; 5) международные отношения на мировой арене, зависящие от взаимодействия между государствами; 6) мировая система: глобальная, международная, региональная среда определяющие фактически структуру мировой системы, функционирующей в стране6. Итак, Дж. Розенау считал, что на мировой арене определяющим действующим лицом, становятся конкретные индивиды, которые без посредничества государства выстраивают отношения друг с другом. Кроме того, указанный автор говорит о появлении новых факторов международных отношений – негосударственных субъектов, которые оказывают влияние на изменения в рамках мировой системы. Он считал, что данные новые факторы с мировой арены вытесняют государство. Можно предположить, что позиция данного автора сводится к своего рода раздвоению мира, потому что с одной стороны внешняя политика определяется отношениями между негосударственными участниками, а с другой межгосударственными взаимоотношениями. Однако, Дж. Розенау в мировой политике, на первый план выдвигает индивидов. Поэтому, можно предположить, что более актуальная классификация, предложенная авторами М. Херманн и Т. Престоном в работе «Стили лидерства в формировании внешней политики7» . В данном произведении типология лидерства определяется характером взаимодействия политического лидера с советниками и помощниками. Указанное взаимодействие и определяет особенности этой типологии. Вышеназванные авторы выделили четыре стиля лидерства8. «Лидеры-служители», представители данного стиля представляют интересы своих приверженцев и избирателей. Они, в основном, при проведении курса внутренней и внешней политики, реализуют задачи и цели, выдвинутые поддержавшими их группами. «Лидеры-знаменосцы», представители данного стиля являются лидерами собирательного типа, отличающиеся собственным мнением и видением действительности. В большинстве случаев данные лидеры имеют четко поставленную и сформулированную цель, которую они пытаются фактически реализовать с помощью реализации определенного политического курса. «Лидеров-пожарных» представителей данного стиля отличает способность быстро и эффективно находить решение текущихпробелов и проблем государства как внутри государства, так и на внешнеполитической арене. «Лидеры-торговцы» представители данного стиля стремятся создать вокруг себя коллектив профессионалов-помощников, имеющих соответствующую компетенцию, которые смогут в дальнейшем определять самые эффективные пути социально-экономического развития общества и страны. Кроме того, следует обратить внимание, что на механизм принятия решений влияние личностных качеств индивида, которые можно охарактеризовать определенным рядом фактов. Другими словами, это зависит от сложности ситуации и от положения в государственной иерархии. В продолжении анализа уровней внешней политики, следует сказать, что В. Хадсон в разработку этого вопроса внес значительный вклад, а именно его работа «Анализ внешней политики: классические и современные теории9» , автором в данном исследовании было выделено пять уровней анализа: индивидуальное принятие внешнеполитических решений, строящееся на основании политической психология лидера а также его роли в механизме реализации и формирования внешней политики; групповое принятие внешнеполитических решений; проводится анализ роли национальной, культурной и социальной идентичностей в механизме принятия внешнеполитических решений; проводится исследование зависимости от внутренней политики внешнеполитического курса государства; проводится анализ отличительных особенностей государства (демографические и природные ресурсы, масштаб, характер политической системы, географическое положение, экономический и военный потенциал, которые фактически определяют характер внешней политики, и с учетом системы международных отношений, которая оказывает влияние на нее). Следует также сказать, что и отечественные авторы внесли существенный вклад в развитие этого направления теории внешней политики, например, Н.А. Косолапова, А.Д. Богатурова, М.А. Хрусталева в исследовании «Очерки теории и политического анализа международных отношений10» . В данной работе перечисленные авторы, делают акцент на важности остальных уровней анализа, например, они делают упор на исследовании системного уровня, потому что оно позволяет более конкретно исследовать мировую политику и международные отношения. Указанный уровень дал возможность данным авторам провести анализ устойчивости, стабильности и характера эволюции современной существующей системы международных отношений, а также более углубленно проанализировать региональные подсистемы современных международных отношений, глобализацию и выявить влияние, оказываемое ей на политическую мировую систему. Следует также акцентировать внимание на том, что сложность феномена внешней политики по факту отражает большое разнообразие определений, включающих в себя огромный набор различных параметров и связей. Например, в одном государстве может осуществляться разная внешняя политика, по факту зависящая от некоторых факторов, к примеру, от определенной некоторой международной проблематики и т.д. В данном случае, можно говорить о политики сотрудничества по некоторому вопросу с конкретной страной, или совершенной иной политике по рассмотрению другого вопроса. Такой автор, как Круглова Г.А.пишет, что главными субъектами внешней политики государства являются: государство, главы государств, политические лидеры, его институты; неправительственные структуры и организации, которые включают деятельность политических движений и партий, неполитических союзов и объединений11. Внешней политикой является взаимодействие, деятельность официальных субъектов, которые от имени общества получили право выражать национальные интересы, избирать определенные методы и средства их реализации на международном уровне. Формами традиционного осуществления внешней политики страной является: объявление войны или разрыв, в период обострения отношений между государствами, установление или понижение уровня дипломатических отношений, открытие представительств государств в региональных и всемирных организациях. Иной формой осуществления внешней политики является поддержание и осуществление на различных уровнях эпизодических или регулярных контактов с представителями стран, партий и движений, с которыми определенное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей. Далее кратко проанализируем цели и функции внешней политики. В современном государстве приоритетной целью внешней политики является обеспечение безопасности. Указанная цель связана с охраной и защитой интересов и прав некоторой страны, и граждан, находящихся за ее пределами. Эта цель фактически формирует охранительную функцию, состоящую в приспособлении стратегии внешней политики некоторого государства к системе международных отношений. Следует обратить внимание, что реализация этой функции, направлена на предотвращение угрозы для государства, и поиск возможных мирных путей предотвращения вопросов и проблем. Продуктивная и эффективная реализация этой функции зависит от того, какие способности имеет государство в лице определенных органов и институтов, по определению и выявлению потенциальных источников угрозы и опасности, без допущения нежелательного негативного течения событий. Разведка, посольства, представительства, контрразведка и консульства являются данными институтами. Усиление и укрепление экономического и политического потенциала государства является главной задачей внешней политики. На международном уровне от положения государства и его внешней политики будет зависеть стабильность в плане политики и экономическое развитие страны. Необходимо акцентировать внимание, что внешняя политика должна способствовать росту общественного благосостояния, росту и эффективному функционированию экономики. Поэтому, в ее задачи должно входить поиск дешевых ресурсов или обеспечение для государства наиболее выгодного участия в разделении труда, с целью обеспечения выгодных условий сбыта продукции и сохранения стратегических ресурсов страны, что в свою очередь установит основание говорить о том, что внешняя политика играет экономическую функцию12. Внешняя политика имеет и информационную функцию, которая выражается в деятельности некоторых органов по созданию на мировой арене положительного имиджа государства. Данные органы предоставляют информацию правительству о намерениях иных правительств, с целью обеспечения контакт государства со всем миром. Кратко проанализируем следующую функцию представительства, которая реализуется за счет оказания влияния на общественное мнение. Кроме того, указанная функция реализуется через политические круги определенных стран, с целью обеспечения положительных условий для быстрого, эффективного и успешного решения задач внешней политики. Анализируемая функция будет исполняться в рамках научных и культурных обменов, проведения переговоров и заключения международных соглашений13. Другая функция внешней политики условий для дальнейшей деятельности государства направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий – это регулирующая функция. В реализацию данной функции важную роль играет деятельность центральных органов внешней политики, посольств, консульств, министерств иностранных дел. Механизм осуществления деятельности по проведению внешней политики с целью достижения определенных целей по факту реализовывается разными средствами: военными, информационными, экономическими, политическими. Дипломатию можно отнести к политическим средствам, которая является официальной деятельностью государства в лице приемов, методов, мероприятий, специальных органов, которые по факту обладают конституционно-правовым статусом. Сам механизм дипломатии осуществляется через проведение переговоров, визитов, совещаний, многосторонних соглашений, конференций, участия в международных организациях и форумах. Если брать во внимание мнение А.В. Торкунова, то можно говорить, что дипломатия фактически может обеспечивать национальные интересы государства, кроме того, она может реализовывать курс внешней политики за счет проведения разных мероприятий, среди которых выделяется деятельность глав государств и глав правительств, министров иностранных дел, глав ведомств, и иных представителей14. С целью достижения целей внешней политики среди экономических средств можно выделить применение экономического потенциала некоторой страны. Из сказанного понятно, что государство, имеющее сильную экономику, в мировом сообществе будет занимать весьма прочное положение. Например, Япония, маленькая страна, однако она богата материальными и человеческими ресурсами, кроме того, она базируется на передовых технологиях, и поэтому способна распространять собственные достижения далеко за пределы своего государства. Военную силу государства, которая состоит из армии, вооружения, обладания ядерным оружием, военные базы, численность армии, моральное состояние, можно назвать среди военных средств внешней политики. Данные военные средства применяются как средства прямого (войны, интервенции, блокады)или косвенного воздействия (угроза применения силы, испытания нового оружия, учения и маневры). Следует так же сказать, что внешняя политика на международной арене сочетается с выработкой стратегического курса для общества, приоритетных направлений развития страны. В настоящее время в структуре механизма внешней политики выделяется: формирование субъекта, институциональной иерархии внешней политики страны; принятие государственного решения, разработка стратегического курса; административные средства использования управленческих решений; государственный контроль, для обеспечения обратной связи от других стран, самостоятельной коррекции политического режима15. Успешная и последовательная применения внешних функций государства в взаимозависимом современном мире имеет большое значение для дальнейшего эффективного его развития. Расширение и углубление международных отношений, интенсификация интеграционных процессов, углубление интеграции определенной страны в международную экономику политику и другие сферы межгосударственного сотрудничества в международной жизни обосновывает потребность совершенствования самого процесса координации внешнеполитической деятельности должностных лиц, и государственных органов, наделенных по своему функционалу должностными полномочиями в области внешне политики и международных отношений16. Определенное время в механизме осуществления внешней политики страны занимает совокупность государственных органов и организационных институтов, осуществляющих внешнюю политику страны. Следует сказать, что государственные органы, которые по факту реализуют внешнеполитические полномочия, в своем арсенале имеют требуемую материальную базу, кроме того, они имеет организационные и правовые инструменты, а также средства для реализации на практике отношений с другими странами и другими субъектами международного общения. Кроме того, к данным средствам и инструментам следует отнести политический, организационный, экономический потенциал государства, организационную структуру данных органов, а также их инфраструктуру за границей и в стране, нормативную основу их функционирования, собственную материальную базу. Таким образом, следует сказать, что проведенный анализ всех уровней внешней политики, дал возможность понять специфику процессов, которые осуществляются на мировой арене. Следует также акцентировать внимание, что приоритетной целью государства, которое по факту определяет свою внешнюю политику, является реализация внешнеполитических задач, формирующихся в рамках категории «национальный интерес». 1.2 Национальные интересы как основа формирования внешней политики современных государств На данном этапе развития внешняя политика любой страны во многих случаях имеет большое количество целей, по факту определяющихся такими детерминантами как: уровень общественного и социально-экономического развития, исторических и национальных традиций, географического расположения государства, потребности обеспечения безопасности и независимости. Перечисленные выше детерминанты по факту формируют систему национальных интересов любого современного государства17. Одна из ведущих школ современной международно-политической мысли, такая как политический реализм, рассматривает в качестве базового элемента внешней политики категорию «национальный интерес». На основании исследований представителей указанной школы, концепция интереса является основополагающим принципом реализации и формирования внешней политики в комплексной системе международных отношений. Сущность данного утверждения строится на том, что внешняя политика, в основе которой лежит национальный интерес, превосходит внешнюю политику в основе которой заложены универсальные «моральные принципы»18. Итак, представители анализируемой школы, при проведении исследования внешней политики, утверждают, что сначала государство с учетом своих интересов формирует и выстраивает свой внешнеполитический курс. Например, автор данной школы Н. Макиавелли одним из первых заявил о государственных интересах19. В дальнейшем данные идеи и позиции стал активно развивать и автор Дж. Ботеро в трактате «О государственном интересе», в указанной работе этот автор определил анализируемую категорию, как «совокупность средств, пригодных для основания, расширения и сохранения государства» и Ж. Боден в своей работе «Шесть книг о государстве»20. Герцогом де Роганомбыла сформулирована одна из главных мыслей философии Макиавелли, Ботеро и Бодена в знаменитой фразе «Князья командуют народами, но князьями командуют интересы»21. В Оксфордскую энциклопедию социальных наук термин «национальный интерес» был включен, и получил политический официальный статус в 1935г.22. Американскому ученому – теологу Р. Нибуру и историку Ч. Бирду принадлежит приоритет в разработке понятия «национальный интерес23. Г. Моргентау развивая данные идеи, один из наиболее видных в своих работах дает определение внешней политики, а именно как политики силы, главенствующее и приоритетное место в которой занимают национальные интересы, которые по своей сути и являются доминирующими над международными принципами и нормами. Указанный исследователь стал автором известного тезиса, что «цели внешней политики должны определяться в терминах национального интереса и поддерживаться определенной силой24». Поэтому, «сила» (экономическая, информационная, военная и т.д.) становится главным средством для достижения и реализации поставленных целей. Итак, указанный автор говорит о том, что в центре внимания при проведении анализа внешней политики находятся такие категории как «национальная сила» и «национальный интерес». Следует также обратить внимание, что вместе с Г. Моргентау, иные представители школы политического реализма: Ч. Маршалл, К.Томпсон, Ф.Шуман придерживались подобной позиции. Г. Моргентау беря за основу свои концепции, делает вывод о существовании трех базовых моделей политики любой страны (внешней и внутренней): политика демонстрации силы; политика, ориентированная на возрастание власти и накопление властных полномочий; политика, ориентированная на консервацию и сохранение власти - сохранение StatusQuo25. Далее кратко рассмотрим категорию «национальной силы», которую Г. Моргентау анализировал на основе концепций предложенных Н. Спайкменом и А. Мэхэном. Данный автор рисует структуру национальной силы, которая в своем составе содержит элементы: природные ресурсы; военная мощь; география; количество населения; моральный дух нации; национальный характер; качество дипломатии26; производственный потенциал . На основании сказанного можно обобщить, что категория «национальная сила» приближается к таким понятиям как«внешнеполитический потенциал государства» и «государственная мощь». Иначе говоря, государство для достижения целей внешней политики может применять, и использовать свой ресурсный потенциал. Французский социолог Р. Арон, который также является представителем школы политического реализма представлял внешнюю политику с двумя основными фигурами: дипломата и солдата, потому что отношения между странами по факту выстраиваются на некотором чередовании мира и войны27. Исследователь Р. Арон высказывал мнение, что каждая страна должна заботиться и стремиться к возрастанию ее мощи, кроме того, в отношениях с иными государствами она должна полагаться на собственные силы. Сегодня, не смотря на основополагающее общепризнанное значение национальных интересов для реализации внутренней и внешней есть некоторые трудности, в первую очередь, связанные уточнением определения понятия «национальные интересы». Поэтому следует отметить, что категория «национальные интересы» в политической науке является самой распространенной, кроме того, она трудно поддается точному определению. На данном этапе развития с этим определением возникают особые сложности, потому что это понятие широко применяется в качестве идеологической поддержки своих целей и информационного сопровождения разными политическими силами. В некоторых случаях «Национальные интересы» трактуются и воспринимаются как своеобразное олицетворение высших целей и ценностей страны, общественного движения, сообщества. Можно предположить, что перечисленное обширное определение в идеологиях и реальной политике в итоге ведет к его неоднозначным трактовкам. Кроме того, происходящие процессы в мировом современном политическом процессе выдвинули дополнительные факторы, которые в действительности намного усложняют определение «национальных интересов». Среди них следует выделить два наиболее существенных: фактор глобализации, на передний план выдвигающий «общечеловеческое содержание интересов всех государств и наций, затушевывая собственно национальное»28 ; нарастающее «многообразие взглядов, позиций, точек зрения, что, в свою очередь, ставит под сомнение возможность выведения общенационального знаменателя в определенном конкретном сообществе»29. Однако, в политике категория «национальные интересы» играет огромную роль и отражает общественные конкретные реалии. Итак, с учетом исторического опыта, можно выдвинуть предположение, что национальными интересами для представителей некоторой социокультурной общности является совокупность общих потребностей и интересов, удовлетворение и защита которых является требуемым условием ее существования. Свое выражение в национальных интересах находит потребность общества определенной страны занимать некоторое место в мировом сообществе, а также, чтобы оно максимально соответствовало ее историческим, духовным, культурным традициям, и дающее возможность более эффективно применять в практической деятельности свой ресурсный потенциал. Кроме того, национальные интересы – это одна из важнейших движущих сил деятельности общества (нации), личности, государства. Следует обратить внимание, что социальная общность с четким национальным самосознанием ни в какой ситуации не поступится своими национальными интересами, «основываясь на призывах к гуманности, основе нравственных соображений, добровольности, или определенных требований соблюдать интересы иных национальных общностей и групп»30 . В политической науке вместе с категорией «национальный интерес» широко распространено и такое понятие как «государственный интерес». Обратим внимание, что в некоторых случаях государственные интересы противопоставляются национальным интересам, например, в тех ситуациях, когда речь идет об определенной дихотомии – «национальный интерес – государственный интерес»31. Однако, указанные два понятия не противоречат друг другуи имеют зачастую тесную связь. Национальное государство является основным участником международных отношений. Итак, можно предположить, что категории «государственный интерес» и «национальный интерес» необходимо рассматривать как практически синонимичные и близко связанные понятия. Потому, что государство на международной арене представляет свою нацию (общество), поэтому говоря о «национальном интересе, подразумевается государственный интерес», и наоборот32. Следовательно, при рассмотрении вопросов внутренней и внешней политики, а также проблем обеспечения национальной безопасности периодически специалисты в области международных отношений, политологи, политики и др. используют термин «национально-государственные интересы». Национально-государственные интересы, в общем, формируются на основании ресурсного потенциала страны и геополитических параметров. Огромное влияние на формирование уровня технологического и экономического развития государства, оказывают ее имидж и позиции на международной арене, религиозные, культурные и национальные традиции. При принятии определенных политических решений и реализации политического курсав основе которых лежат национально-государственные интересы большинства государств, их главы руководствуются возможным ответом со стороны международного сообщества, внутриполитическими устремлениями, имеющимися объективными факторами33. Продолжая рассматривать категорию....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: