VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Военная политика РФ и США на постсоветском пространстве

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014026
Тема: Военная политика РФ и США на постсоветском пространстве
Содержание
       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ
кафедра новой и новейшей истории и международных отношений
направление подготовки 41.03.05 Международные отношения 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему
Военная политика РФ и США на постсоветском пространстве: сравнительный анализ

Работу выполнил
студент ОАБ-41.03.05-41 группы
М. А. Петухова

Научный руководитель
кандидат наук, доцент
В. В. Пушкарева

Зав. кафедрой
доктор исторических наук, доцент
_________________________
(решение о допуске)
______________ В. Р. Золотых
«__»__________2018г.


Ижевск – 2018  
                                                     Глава 1
Военно-политические интересы России и США на постсоветском пространстве после окончания холодной войны
     Крушение Советского Союза в начале 90-х годов привело к формированию на постсоветском пространстве новой геополитической реальности – появлению новых независимых государств. Возникновение государств Прибалтики (Литвы, Латвии, Эстонии), в Восточной Европе (Украины, Белоруссии и Молдавии), в Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана) и в Закавказье (Армении, Азербайджана и Грузии), было вызвано распадом СССР, а не естественным ходом их национально-государственного развития. Эти события привели к серьезным изменениям в системе международных отношений, все значение которых может быть осознано лишь со временем. Каждое из новых государств стремилось наладить экономические, внешнеполитические и военные связи, найти свое место на «великой шахматной доске» мировой политики, а также отстаивать собственные интересы на международной арене1. Все это способствовало обострению внутренних и межгосударственных конфликтов, которые все еще не решены. 
     С исчезновением Советского Союза нарушился баланс сил, и на смену биполярному миру пришли нестабильность и беспорядок. Произошел рост террористической активности и экстремизма, прикрывающегося религиозными лозунгами. В новой реальности Соединенные Штаты Америки обрели возможность решать отдельные международные проблемы по собственному усмотрению. Произошло резкое увеличение американского присутствия в тех регионах, которые отделились от Советского Союза, поскольку они всегда были сферой  их интересов2. 
	
     В результате геополитических изменений Россия оказалась в невыгодном положении: она лишилась огромных территорий, а ее границы были отодвинуты на север. Более того, осложнился выход к Балтийскому, Черному, Азовскому и Каспийскому морям, крупные порты перешли во владение новых независимых государств. В сложившейся обстановке возникла угроза утраты влияния РФ на бывшие советские республики, поэтому Россия, отстаивая собственные интересы, стремилась в кратчайшие сроки установить сотрудничество с новыми образованными государствами в сфере экономики, политики и военной безопасности. Необходимо отметить, что такое сотрудничество могло быть успешным и эффективным только к том случае, если  Российская Федерация будет относится к союзникам как к равным партнерам, а союзники - откажутся от практики неисполнения взятых на себя обязательств3. 
     В новых условиях России необходимо было выстраивать международные отношения не с позиции конфронтации, а с позиции сотрудничества. Российская Федерация, пытаясь реформировать советскую внешнюю политику, встала на путь либерально-демократических преобразований. Стремясь быть стратегическим партнером Западу, у внешнеполитического ведомства возникли определенные трудности. Россию уже не воспринимали как великую державу и не учитывали ее интересы. Соединенные Штаты Америки и Европа разговаривали с Россией с позиции победителя, на Западе считали, что Советский Союз проиграл холодную войну. Российская политическая элита, столкнувшись с жесткими реалиями внешней политики, осознала, что с США сложно соперничать, и пыталась договариваться мирными способами, поскольку на тот период у России прежней силы уже не было. 
     Проблемы безопасности выходили на первый план, поэтому было важно на правовом уровне определить военно-политические интересы и пути сотрудничества России и международного сообщества и закрепить их реализацию. Так, в 1992 году была принята Концепция внешней политики РФ, в которой  были изложены цели и приоритеты государства.  Во-первых, России необходимо было восстановить взаимоотношения со всеми бывшими советскими республиками. Во-вторых, добиться международного признания как великой державы со стороны США и Европы4. Основным направлением сотрудничества провозглашались отношения со странами СНГ. На 1992 год государствами-членами СНГ были: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Украина и Туркмения позднее стали ассоциированными членами, с 1993 и 2005 гг. соответственно. (В результате войны в Южной Осетии 2008 г. в 2009 году Организацию покинула Грузия. В связи с ухудшением отношений с РФ после присоединения Крыма к России и начала войны на Донбассе 19 мая 2018 г. Украина также вышла из состава СНГ.) Но внешняя политика РФ в данном направлении поддерживались на крайне низком уровне, во многом формально, поэтому отношения России со  многими новыми республиками не были лишены некоторых противоречий. В декабре 1991 - мае 1992 гг. страны развивали отношения друг с другом преимущественно в рамках Содружества Независимых Государств, не выходя на уровень двусторонних отношений. 
     В данный период проблема обеспечения безопасности региона была одной из важных, и государства, несмотря на упадок в экономике и серьезную внутреннюю политическую нестабильность, пытались установить военное сотрудничество с соседями с целью решить эту проблему. Уже в Алма-Атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 года главами одиннадцати государств, одновременно с констатацией факта о прекращении существования Советского Союза было установлено, что Российская Федерация, как правопреемница СССР, сохраняет за собой право контроля над всеми вооруженными силами бывшего СССР на территории СНГ. 
     В 1992 году Российская Федерация, Армения, Белоруссия и страны Центральной Азии подписали ряд соглашений, регулирующих порядок организации и деятельности Объединенных Вооруженных сил и Коллективных сил по вопросам поддержания мира на территории СНГ. К ним относятся, во-первых, Соглашение о полномочиях высших органов СНГ по вопросам обороны, провозгласившее высшим органом Содружества по вопросам обороны Совет глав государств СНГ, который координирует военно-экономическую деятельность Содружества, разрабатывает и реализует военную политику, принимает военную доктрину и ядерную стратегию, устанавливает структуру и состав Объединенных Вооруженных сил Содружества и занимается решением наиболее важных вопросов обороны; во-вторых, Соглашение о группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ, оно декларировало создание Группы по поддержанию мира с целью оказания взаимной помощи в урегулировании и предотвращении конфликтов на политической, межнациональной и межконфессиональной основе, влекущих за собой нарушение прав человека на территории любого государства СНГ5.
     Соглашения заложили правовую базу военно-политического сотрудничества между государствами-членами Содружества, и 15 мая 1992 г. в Ташкенте был заключен Договор о коллективной безопасности (ДКБ) руководителями России, Узбекистана, Армении, Казахстана и Киргизии, предусматривавший предоставление всеми странами-участницами необходимой помощи, включая военную, в случае акта агрессии против одной из стран-участниц. Агрессия против одного из государств-участников рассматривалась как агрессия против всех государств-участников (Азербайджан, Грузия, Молдавия, Туркменистан и Украина не присоединились к договору, так как избрали путь интеграции в мировое сообщество вне сотрудничества с Россией)6.
     США, считавшие себя победителем в холодной войне, после крушения СССР пытались укрепить статус лидера в мировом сообществе. В результате, учитывая сложившуюся обстановку на международной арене, 1 января 1992 года Вашингтон опубликовал Национальную военную стратегию. Необходимо отметить, что Национальная военная стратегия – это основной документ, в котором сформулированы и закреплены цели вооруженных сил страны с точки зрения реализации задач, поставленных руководством США в стратегиях национальной безопасности. Стратегия определяет, к каким конфликтам должны быть готовы Вооруженные Силы США. Разработкой документа занимается Объединенный комитет начальников штабов (руководящий орган в ВС США, в котором представлены начальники штабов основных видов вооруженных сил) и регулярно публикует раз в 3-5 лет, начиная с 1992 года. На данный момент действует Стратегия, принятая 19 января 2018 года.
     В этом документе было закреплено, что стратегическое планирование в США переориентируется с принципа сдерживания Советского Союза на гибкое использование военной силы для нейтрализации возможных кризисов и региональных конфликтов. Также отмечалось, что США высоко оценивают развитие отношений с новыми государствами постсоветского пространства, но в то же время выражают обеспокоенность по поводу размещения советского военного оборудования и оружия на территориях новых республик7. Данный факт Америка связывала с возможностью возникновения новых военных конфликтов, которые могут стать угрозой международной безопасности и стабильности8. 
     Еще одной важной правовой составляющей является Стратегия национальной безопасности США (СНБ). В стратегии указываются приоритетные направления внешней и внутренней политики США, а также определяются основные угрозы безопасности страны и ее национальным интересам за рубежом. Действующая Стратегия была опубликована в декабре 2017 года.
     Изучив вышеперечисленные документы, становится очевидным, что весь мир является сферой американских интересов. Соединенные Штаты считают неприемлемым наличие военно-политических интересов других государств в Западном полушарии, Северной Америке, на Ближнем и Среднем Востоке. В настоящее время США активно препятствуют созданию российских и китайских зон влияния, пересекающихся с зонами интересов Соединенных Штатов9.
     Интересами США являются три взаимопересекающиеся зоны. Первая проходит по контурам Западного полушария и осуществляет интересы безопасности Соединенных Штатов. Вторая, охватывающая нефтяные регионы, куда входят Каспий и Центральная Азия, отвечает потребностям экономической безопасности. Третья, включающая с востока - Корею, Японию, Индию и Китай, а с запада - Европу и Европейскую Россию, является сферой фактической стратегической ответственности США10. Нередко Соединенные Штаты пытаются реализовать эти интересы с помощью военной силы.
     В 1990 - е годы после  крушения СССР основной стратегической целью Вашингтона стало недопущение появления нового, равного по силам, противника, каким был Советский Союз, то есть закрепление за США статуса «единственной сверхдержавы»11. По американским оценкам, Российская Федерация, несмотря на сохранение ядерного паритета, не обладала  необходимой силой для того, чтобы играть роль «второй сверхдержавы». И в условиях однополярного мира у официальный Вашингтон приобрел возможность сохранить и закрепить свое доминирование в Евразии – путем дальнейшего расширения НАТО, ослабления Российской Федерации и ее геополитической изоляции, а также усиления прямого военного присутствия Соединенных Штатов в евразийском пространстве. При этом после 1991 г. американская политическая элита рассчитывала сохранить и расширить те военно-политические структуры в Евразии, в которых США играют ведущую роль. 
     За более чем 25-летний период существования независимых государств на постсоветском пространстве интересы и цели военной политики США и России в изучаемом пространстве менялись несколько раз. Изменения связаны как с деятельностью третьих стран, так и с внутренней обстановкой постсоветских государств.
     В 1991 - 1992 годы происходило становление государственности новых независимых республик в условиях политической нестабильности и глубокого   социально-экономического кризиса в ряде государств региона12. На этот период приходится большинство открытых межгосударственных и внутригосударственных межэтнических конфликтов. Самый острый из них – конфликт в Таджикистане. С мая 1992 по июнь 1997 гг. нескольких таджикских кланов боролись за центральную власть, в результате чего погибло около 60 тысяч человек, и около 200 тысяч таджиков стали беженцами в страны СНГ. 
      В сложившейся ситуации Вашингтон выделил три приоритета внешней политики в данном регионе: во-первых, необходимость обеспечения безопасности оружия массового поражения, доставшееся в наследство Казахстану от СССР, вследствие которого в мае 1992 года, при содействии России, был подписан Лиссабонский протокол к договору СНВ-1, запрещающий распространение ядерного оружия13. Во-вторых, оказание помощи некоторым странам СНГ в укреплении недавно обретенного суверенитета, независимости и территориальной целостности.14 В-третьих, США, опасаясь возрождения российского империализма, старались разрушить монополию России на трубопроводные системы и транзитные маршруты для центральноазиатской нефти и газа в качестве гарантии независимости региона от Москвы15. 
     Россия же, в свою очередь, учитывала внутреннюю нестабильность региона и развитие отношений государств СНГ с Соединенными Штатами, в эти годы поддерживала отношения с государствами постсоветского региона преимущественно в русле военно-политических контактов в рамках СНГ. В эти годы основные усилия были направлены на сохранение общего оборонного пространства на территории бывшего СССР и Объединенных вооруженных сил на основе Советских Вооруженных Сил. Наша страна добилась своей цели путем того, что страны СНГ  взамен получали гарантии защиты своей государственности на период формирования национальных вооруженных сил. 
     14 февраля 1992 года было принято решение об образовании Совета министров обороны (СМО) и Главного командования Объединенных вооруженных сил СНГ (ОВС СНГ). 20 марта того же года главы семи государств Содружества заключили Соглашение об Объединенных вооруженных силах на переходный период, в котором также закреплялось стремление сохранить общие вооруженные силы. Но практически одновременно в суверенных государствах началось формирование национальных вооруженных сил, препятствующее формированию ОВС. Сложившиеся обстоятельства привели к полному разделу Вооруженных Сил СССР по государственно-территориальному принципу, в результате чего образовались неравные, различные по составу и уровню оснащенности группировки войск  некогда единого военного организма.
     В мае 1992 года завершился процесс скорее формального, чем фактического, образования национальных вооруженных сил. 
     Таким образом, идея сохранения единых вооруженных сил в этот период осталась нереализованной. Однако именно в это время начинается военно-политическое сотрудничество, устанавливаются контакты между руководителями военных ведомств по вопросам, представляющим взаимный интерес.
     С мая 1992 до конца 1993 года Россия искала новые, высокоэффективные и соответствующие сложившейся обстановке формы и направления сотрудничества в военной политике, и активно разрабатывала координирующие межгосударственные документы16.
     Учитывая всю деятельность Российской Федерации на постсоветском пространстве в начале 1990-х гг., Соединенные Штаты определили еще один важный момент, который позволял бы им активно вести свою внешнюю политику на территории бывших советских республик. США начали способствовать установлению и укреплению суверенитета и государственности центральноазиатских республик. В основном, американцы рассчитывали сформировать такую региональную структуру, в рамках которой новые независимые республики получили бы возможность самостоятельного выбора. Но подразумевалось, что выбор будет прозападным, а гарантией послужит вытеснение тех внерегиональных акторов, которых подозревали в более или менее скрытых антизападных тенденциях. Прежде всего это были Иран и Россия, против которых выдвигали обвинения в попытках «проведения всемирной исламской революции» и «воссоздания советской империи». В связи с этим 30 октября 1992 г. был принят законопроект «О поддержке свободы», предусматривавший американскую правительственную помощь новым независимым государствам17.
     В последующие годы, после подписания данного законопроекта, США проводили не столь активную политику на постсоветском пространстве, чем сразу же воспользовалась Российская Федерация. В 1993 году, после принятия Конституции и преодоления жесткого конфликта между ветвями власти, начинают складываться условия относительной стабилизации российской государственности. Российская политическая элита, пересмотрев отношения со странами Запада, усиленно пытается сохранить пространство СНГ в качестве сферы своего политического  влияния и начинает противодействовать западной геополитической экспансии18. В изучаемый период над государствами Центральной Азии нависла «внешняя угроза», связанная с выходом на политическую арену в регионе радикального афганского движения «Талибан», поэтому России было необходимо прийти на помощь государствам Центральной Азии, так как они не могли полностью обеспечить собственную безопасность. 
     Ситуация с 1995 по 2000 г. складывалась неоднозначно. Если, с одной стороны, Россия и Беларусь создают Союзное государств. То, с другой, в этот период некоторые страны СНГ, не желая интегрироваться с Россией, при консолидируются в блок ГУАМ (ГУАМ – это организация сотрудничества Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, созданная для активизации политических, экономических и военных контактов между этими четырьмя странами19. Целью организации объявлялась интеграция в европейские и евроатлантические структуры). 
     В период с 1991 по 2000 годы в регионе сложилась противоречивая ситуация, поскольку США еще не придавало Содружеству приоритетного значения, и их позиция носила относительно умеренный характер, но государство уже начинало предпринимать попытки проникнуть в государства постсоветского пространства и установить связи с политическими лидерами новых независимых государств20. 
     Россия, в свою очередь, активно наращивала военно-политическое и военно-техническое сотрудничество со странами региона и значительно укрепила свое влияние на постсоветском пространстве, выступая гарантом безопасности и территориальной целостности региона. 
     Период с 2000 по 2009 годы стал переломным для всех акторов, задействованных на территории бывшего Советского Союза. 11 сентября 2001 года в США произошел террористический акт, который потряс весь мир. Данное событие резко поменяло характер сотрудничества Вашингтона со странами постсоветского пространства. В этот период на первый план вышли военные задачи и проблемы обеспечения безопасности. Соединенным Штатам был необходим тыл при проведении военной операции в Афганистане, поэтому Центрально-Азиатский регион СНГ во время афганской антитеррористической операции стал одним из основных объектов интересов США в мире. Россия, несмотря на перелом взаимоотношений с бывшими республиками СССР и осуждение американской деятельности, дала согласие Соединенным Штатам на предоставление военных баз в Киргизии (база «Ганси» в Бишкекском аэропорту «Манас») и Узбекистане (Карши-Ханабад). Также США увеличили военное сотрудничество с Таджикистаном и Казахстаном.
     После подписания серии военно-политических договоров и соглашений с центральноазиатскими странами, за исключением Туркменистана, влияние США  регионе возросло. Вашингтон стал активно оказывать экономическую помощь странам Центральной Азии: с октября 2001 г. финансирование Узбекистана выросло втрое, достигнув 300 млн. долларов. С лета 2003 г. США начали инвестировать строительство совместной военной базы в казахстанском портовом городе Атырау21. 
     Одновременно с усилением военной активности США происходил и рост интереса к центральноазиатским государствам Содружества со стороны НАТО. Весной 2004 г., после очередного расширения, НАТО приблизилась к границам РФ. Также в рамках военной миссии International Security Assistance Force (ISAF) Альянс вел активные действия в Афганистане. В результате, в ходе саммите, в июне 2004 г., в Стамбуле руководители НАТО объявили о планах Североатлантического блока наращивать сотрудничество со странами Центральной Азии и Южного Кавказа в СНГ. Итогом стала серьезная активизация деятельности альянса в Центральной Азии. 
     В марте 2006 года была принята Стратегия национальной безопасности (СНБ-2006), которая констатировала продолжение борьбы с терроризмом, недопущение распространение ОМП и развитие демократии в мире. Важное место в документе занимала дальнейшая территориальная экспансии НАТО в евразийском направлении. По мнению составителей документа, за счет вступления в Альянс проамериканских бывших советских республик и некоторых государств Восточной Европы произойдет изоляция России, поскольку она со всех сторон будет окружена партнерами Соединенных Штатов22. Американская политическая элита, осознавая необходимость получения доступа к военной инфраструктуре постсоветского пространства, стала активно наращивать сотрудничество в сфере безопасности со странами, где размещались американские базы, и геополитическим позициям США в регионе в целом. В результате, регион постсоветского пространства занял значительное место в стратегии Соединенных Штатов. Это было связано с его местоположением и  вспомогательной ролью в усилиях стабилизировать положение в Афганистане23.
     Мощная геополитическая экспансия западных стран на постсоветском пространстве привела к кризису «постсоветских» режимов в ряде государств СНГ, который стал результатом череды «цветных революций» на Украине, в Киргизии и Грузии. Эти события стали прямой угрозой не только внешнеполитическим интересам, но и внутриполитической стабильности нашего государства. Как следствие – российская политическая элита усилила контроль над  внутренней политикой в РФ и обострением геополитической напряженности на постсоветском пространстве. Российско-грузинская война в августе 2008 г стала кульминацией кризиса. 
     Начиная с 2009 года, ситуация на постсоветском пространстве начинает меняться. Во-первых, в период «цветных революций» политические силы, пришедшие к власти на Украине и в Грузии,  терпят поражение. Хотя геополитическая ориентация этих стран в целом не претерпела изменений, но наметился прогресс на определённое потепление российско-украинских отношений в 2010-2012 гг. 
     После событий августа 2008 г. (прежде всего после признания Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств) противостояние между Россией и странами Евроатлантического сообщества во главе с США существенно снизилось. Во-первых, на Западе на некоторое время осознали, что нарастание конфронтации с Россией способно привести мир к глобальной катастрофе24. Во-вторых, изменению ситуации способствовал приход к власти в США в 2009 году Администрации Б. Обамы. Новый президент не рассматривал постсоветское пространство в качестве приоритета своей внешней политики. Важными задачами новой Администрации стали вывод войск из Ирака, переключение всех военных ресурсов на Пакистан и Афганистан, а также решение афганской проблемы и последующий «выход» из региона. Таким образом, военные действия в Афганистане и на территориях Пакистана, проблема обеспечения вооружением и техникой войск северного маршрута оказались фактором зависимости американских интересов от военного взаимодействия  с пятью странами Центральной Азии25. За период президентства Б. Обамы заметно сократилась роль и присутствие американских военных баз и инфраструктуры в Афганистане. В сложившейся ситуации Соединенным Штатам необходимо было пересмотреть и изменить свои интересы, приоритеты и взаимоотношения в регионе. Осложняло ситуацию повышение готовности и способности России влиять на внутренние дела соседних республик. Конкуренция России и США побудила страны Центральной Азии сохранить вовлеченность Запада в дела региона с целью сдерживания экспансии России и Китая26. Исходя из этого, геополитическое противостояние на постсоветском пространстве продолжилось, хотя и в менее жёстких формах. Особое внимание обе стороны уделяли западному региону СНГ, прежде всего Украине. Во взаимоотношения основных акторов включился и Евросоюз, который с целью увеличения собственного влияния в регионе в 2009 году начал реализовывать программу «Восточного партнёрства». США особое значение придавали сотрудничество с проамерикански настроенной украинской элитой и неправительственными организациями. При этом политические лидеры Украины, стратегически ориентированная на сближение с евроатлантическим сообществом, отказывалась от экономических стимулов и преимуществ в случае присоединения к Таможенному Союзу, предложенных Российской Федерацией.
     В 2012 году была принята так называемая новая военная стратегия Б. Обамы – «Поддержание глобального лидерства Соединённых Штатов: приоритеты обороны в XXI веке». Это основополагающий документ Пентагона, в нем были закреплены новые основы военной политики США, направленной на сохранение глобального лидерства. Вашингтон стремился обеспечить военное превосходство над любым потенциальным противником, поэтому пытался отойти от существующей концепции стратегического сдерживания в отношениях с Россией27. «В основу военной стратегии США были положены 3 принципа:
     – построение системы глобальной безопасности (сохранение региональной стабильности, сдерживание противников, поддержка союзников и партнёров, сотрудничество с остальными странами для решения общих проблем безопасности);
     защита территории Соединённых Штатов (сдерживание и отражение нападения, содействие гражданским властям в смягчении последствий потенциальных атак и природных катастроф);
     – проецирование силы и достижение решительной победы (обеспечение агрессии, ослабление и уничтожение террористических сетей, оказание гуманитарной помощи и содействие в уменьшении последствий стихийных бедствий)».
     Важнейшую роль в определении интересов США также сыграл саммит НАТО, который состоялся в мае 2012 года в Чикаго. В ходе работы саммита был определен курс, согласно которому  начинает формироваться натовская
«триада», повторяющая американскую (оборонительные и наступательные вооружения, плюс обеспечивающая инфраструктура). Расширение функциональной сферы НАТО породило новые системные угрозы Российской Федерации. В условиях сокращения американских ядерных сил и нарастания противоборства с Россией и Китаем было принято решение о создании общих ядерных сил Альянса. Кроме того, Североатлантический союз стремился обеспечить себе беспрепятственный доступ к глобальной транспортной инфраструктуре, взять под контроль мировые сырьевые ресурсы и киберпространство, что представляло определенную опасность интересам РФ. В условиях трансформации НАТО одним из приоритетов США стало  наделение силового потенциала альянса глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, с целью приблизить военную инфраструктуру натовских государств к границам Российской Федерации, в том числе путём расширения Организации28.
     Таким образом, в те годы США и Евросоюз начали более тесно сотрудничать с отдельными государствами постсоветского пространства, а именно с Украиной и Грузией, что крайне настораживало политическую элиту России и заставляло ее обратить пристальное внимание на эти страны. Возникла серьезная угроза безопасности Российской Федерации, поскольку взаимоотношения Грузии и Украины с Соединенными Штатами Америки могли привести к возможности расширения НАТО на Восток. 
     Современный этап сотрудничества и соперничества России и США с государствами постсоветского пространства начинается в 2014 году. В феврале 2014 года на территории Украины развернулся мощнейший политический кризис, который привел к резкому обострению международной напряженности. 
     В сентябре 2014 года сложившаяся ситуация на Украине не прошла без внимания и на очередном саммите НАТО, проходившем в г. Ньюпорт (Южный Уэльс). В итоге работы саммита было решено, что  США  и их союзники будут противодействовать Российской Федерации, в том числе путём внутренней дестабилизации, развала или установления подконтрольных режимов в государствах, пытающихся сблизиться с Россией29.
      В результате данных событий в декабре 2014 года в Российской Федерации была принята новая Военная доктрина. В ней были отмечены военные опасности и угрозы такие, как неурегилированые региональные конфликты, сохранение тенденции к их силовому разрешению, в том числе в соседних с Российской Федерацией регионах. Также наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. 
     К основным опасностям и угрозам безопасности и стабильности РФ относятся: дальнейшее расширение блока и наращивание силового потенциала; развертывание силовых структур иностранных государств на территориях государств, граничащих с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию.
     Для предотвращения и сдерживания военных угроз и конфликтов Россия намерена расширить сотрудничество в сфере военной политики и обеспечения безопасности со странами СНГ как на двусторонней основе, так и в рамках организации и укрепить систему коллективной безопасности в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ)30. 
     В ответ, в феврале 2015 года Соединенные Штаты Америки приняли Стратегию национальной безопасности31. Новая стратегия характеризует Российскую Федерацию, в основном, в негативном ключе и называет ее основной угрозой безопасности и стабильности США32. Кроме того, перечислены  и другие угрозы национальной безопасности Соединенных Штатов, среди которых особое место занимают агрессивная внешняя политика Российской Федерации, требующая сдерживания мировым сообществом, терроризм, воздействие климатических изменений и др. Сформулированы планы повышения боевых возможностей НАТО, наращивания американского военного присутствия в Азиатско-Тихокеанском регионе, в частности, и на территории постсоветского пространства с целью сохранить лидирующее положение в мировом сообществе. Особо отмечено, что военная сила и впредь будет рассматриваться в качестве основного средства обеспечения национальной безопасности и интересов США33. 
     В России, в виду сложившейся ситуации,  31 декабря 2015 года была принята Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, в которой были определены национальные интересы. В Стратегии отношения со странами СНГ провозглашены главным внешнеполитическим направлением России, а постсоветское пространство - зоной стратегических интересов34. Национальные интересы РФ применительно к постсоветскому пространству могут быть классифицированы по сферам деятельности. Особое место занимают экономические интересы. Отмечается, что цели и интересы России в сфере экономики имеют ключевой характер, поэтому государству необходимо постоянно развивать как двустороннее, так и многостороннее экономическое сотрудничество с государствами СНГ. 
     Так, экономическими интересами являются: 
     - обеспечение непрерывного транзита российских углеводородов через территории бывших советских республик. В настоящее время проблема транспортировки стоит весьма остро в связи с перебоями в осуществлении платежей и нестабильными ценами. 
     - доступ к энергоресурсам Каспийского региона.
     - расширение экономического сотрудничества посредством участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Так, РФ является членом Содружества Независимых Государств (СНГ), ЕврАзЭС и Союзного государства России и Белоруссии (СГБР). 
     Подписание договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 г, стало новым этапом интеграции на постсоветском пространстве. Основные цели интеграционного объединения: устранение таможенных барьеров, расширение объединенного рынка, решение транспортных проблем, свобода передвижения капиталов, услуг, рабочей силы. Консолидация России с бывшими советскими республиками позволит интегрироваться в мировую экономику. 
     Не менее важными национальными интересами являются интересы в сфере обороны и безопасности на территории постсоветского пространства.
     Во-первых, Российская Федерация стремится урегулировать региональные конфликты, возникшие на территории СССР и не разрешенные до настоящего времени. Во-вторых, Россия заинтересована в использовании объектов оборонной инфраструктуры, расположенных на территории государств постсоветского пространства. Кроме того, противодействие присоединению к НАТО государств постсоветского пространства и борьба с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком, транснациональной преступностью, незаконной миграцией через территорию государств постсоветского пространства также являются национальными интересами РФ в сфере обороны и военной политики35.
     Таким образом, Россия необходимо обеспечивать стабильность на постсоветском пространстве, минимизировать риски и угрозы на своих границах и снижать уровень межнациональной напряженности. 
     Дальнейшее расширение НАТО и приближение к российским границам является угрозой для России. Снижается поддержание глобальной и региональной стабильности, поскольку Североатлантический альянс, продвигает свою инфраструктуру к границам нашей страны с целью получения  доступа к запасам сырьевых ресурсов бывших советских республик. Таким образом, экспансия НАТО на восток (за счет Украины, Молдовы, Грузии) будет иметь негативные последствия для России.
     В этой ситуации России необходимо расширять собственную оборонную инфраструктуру в странах постсоветского пространства. Особую значимость представляет использование оборонной комплексной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), состоящей из трех отдельных радиотехнических узлов, расположенных в Белоруссии (ОРТУ «Барановичи»), в Азербайджане (радиолокационная станция типа «Дарьял» (ОРТУ «Габала»)) и в Казахстане (ОРТУ «Сары-Шаган»)36.
     Бывшие советские республики являются не только зоной жизненно важных интересов, но являются и буфером для России. Отмечается, что формирование Россией пояса добрососедства и стабильности на территории бывших союзных республик не допустит создание антироссийской буферной зоны37. 
     В декабре 2017 года в подмосковной резиденции Ново-Огарево состоялся неформальный саммит СНГ. Лидеры стран-участниц Содружества подвели итоги года и наметили планы на будущее. Было решено, что государства будут и дальше работать над решением задач социально-экономического развития, укрепления стабильности и безопасности государств, так как дальнейшее углубление взаимодействия в рамках СНГ в самых раз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44