VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стратегическое управление интеллектуальной собственностью на инновационном предприятии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015474
Тема: Стратегическое управление интеллектуальной собственностью на инновационном предприятии
Содержание
Стратегическое управление интеллектуальной собственностью на инновационном предприятии.
Strategicmanagement of intellectual property at an innovation enterprise.
     B условиях перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития становится крайне актуальным стратегическое  управление интеллектуальной собственностью. Для обеспечения конкурентоспособности предприятия, извлечения максимального положительного эффекта от прав на охраноспособныерезультаты интеллектуальной деятельности, высший менеджмент предприятия должнен выработать правильную стратегию относительно управления объектами интеллектуальной собственности. В данной статье описаны основные стратегии, а также преимущества и недостатки от их использования. Кроме того, приведен алгоритм получения прав на объекты интеллектуальной собственности на различных стадиях реализации инновационного проекта.
Ключевые слова: инновационная деятельность, стратегия управления, интеллектуальная собственность, правовая охрана, стадии реализации инновационного проекта, инновация, коммерциализация.
Key words: innovation activity, management strategy, intellectual property, legal protection, the stages of the innovation project implementation, innovation and commercialization.
     В различных сферахдеятельности, где cоздaютcя и используютсярезультaты интеллектуальной деятельности, наиболее важным является необходимость оформления прaв на них. Зaконодaтельcтво в облacтиинтеллектуaльной собственностипредоcтaвило широкие возможности повышения cвоих доходов между всемиучастниками рыночных отношений,путем зaщиты интеллектуальныхпрaв, огрaничения деятельности конкурентов, формировaния конкурентоспособности  на рынке, оптимизации нaлогообложения и проведения иных cтрaтегичеcких и тaктичеcких действий.
Однако достоинство применения правового мехaнизмa оформления объектов интеллектуaльной собственности возникают только при должном упрaвлении такими объектами.
Упрaвлениеинтеллектуaльной собственностью предприятий - это процесс извлечения из нее мaкcимaльных доходов, который включaет выполнение рядаcпециaльных процедур. Определение целеcообрaзноcтипреврaщенияинтеллектуaльныхреcурcов в интеллектуaльнуюсобственность и нематериальные активы предприятия, их оценка, выбор эффективной формы правовой охраны и использование механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности, управления интеллектуальной собственностью являются важнейшими составляющими управленческой деятельности инновационного предприятия.
     В стратегии предприятия– стратегию управления интеллектуальной собственностью можно рассматривать как составную часть, направленной на завоевание рынка и вытеснение конкурентов. Одно из средств в конкурентной борьбе - использование исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности. Предоставление исключительного права является основной функцией патента, вытекающей из целей патентной системы: обеспечить вознаграждение изобретателю и способствовать обогащению уровня техники за счет раскрытия изобретения общественности. Кроме этой, у патента есть еще ряд функций: наступательная, ограждающая, поддерживающая, укрепляющая репутацию предприятия, материальная и др., - которые формируют соответствующие стратегии управления объектами интеллектуальной собственности на предприятии.
     Стратегия доминирующего патента базируется на его наступательной функции. Испрашивая более сильную патентную охрану заявляемого нового объекта техники, можно эффективно использовать исключительное право на него в качестве наступательного оружия в борьбе с предприятиями-конкурентами за расширение своего сектора рынка. Стратегическое использование доминирующих патентов позволяет путем заключения лицензионных договоров получать прибыль за счет возможностей лицензиата. Стратегия нападения на основе получения исключительных, монопольных прав на результаты исследований и разработок, что заставляет всех, кто использует аналогичные, но незащищенные результаты интеллектуальной деятельности, приобрести уих правообладателя разрешение на продолжение использования. Имея права на технологию производства продукции, даже не выпуская ее, можно на законном основании контролировать определенный рынок и преследовать конкурентов.
Стратегия сочетания патента со стандартом - это особенно эффективный вариант стратегии, построенный на использовании доминирующего патента. Ее цель - превратить патентуемый объект, в промышленный стандарт.
Ограждающая стратегия является наиболее важной составляющей патентной стратегии, получившей название «блок патентов». Фирма создает в той или иной области техники своего рода мелкоячеистую сеть из патентов с тем, чтобы обеспечить дополнительную охрану своего базисного изобретения на случай появления обходных патентов, а также получить возможность применения изобретения в различных областях. Таким образом, эта стратегия может рассматриваться как профилактическая мера, помогающая избежать столкновения патентных прав. Если же доминирующим патентом владеет конкурент, то созданная предприятием сеть патентов может лишить его свободы маневрирования. До реализации изобретений, защищенных такими патентами, дело часто не доходит, и они поддерживаются в силе только ради надежности.
Для усиления данной позиции можно также прибегнуть к приобретению исключительных прав соответствующих патентов, то есть к стратегии приобретения исключительных прав.
Сформирование респектабельного портфеля интеллектуальных правважно еще и потому, что это может способствовать устранению возможных коллизий путем заключения взаимных («перекрестных») лицензионных соглашений, если конкурент заявит о нарушении патентных прав. Такой путь обеспечит доступ к чужой технологии, чего не удалось бы добиться другим способом.
Стратегия патентных пулов -разновидность стратегии перекрестного лицензирования при наличии более двух участников. Цель ее состоит в свободном использовании патентов предприятий, объединенных в пул, что также позволяет избежать правовых коллизий.
     Стратегия мотивации предусматривает привлечение персонала предприятия к изобретательской деятельности. Возможность подачи заявок на идеи, впервые высказанные на секциях научно-технического совета,совещаниях по модернизации разработок или рационализации производстваи.т.п.,вызывает у работников мотивацию, творческую заинтересованность - их творческие усилия принимаются администрацией всерьез. Очень важным фактором является поддержкаизобретательского и рационализаторского движения «снизу».
     Существует стратегия, направленная на улучшение репутации предприятия. Целью патентования при такой стратегии может быть стимулирование оценки технологической мощи предприятия со стороны общественности. При этом не столь важно, как патенты используются на самом деле, ибо сам факт владения ими уже является критерием положительного отношения к проводимым предприятием НИОКР и символом его технического превосходства. Эти преимущества могут быть использованы в конкурентной борьбе за получение заказов, а также при оценке кредитоспособности. Многие кредитные учреждения наводят справки о количестве патентов, которыми владеет предприятие.
     Стратегия, предусматривающая рекламу патента и товарного знака, направлена на усиление репутации предприятия, так как в случае лицензионного соглашения лицензиат обязан маркировать свою продукцию товарным знаком лицензиара. Данная стратегия нацелена также на создание современного имиджа компании путем управления интеллектуальными ресурсами. За счет их капитализации повышается инвестиционная привлекательность предприятия. Система включения работников в развитие бизнеса через практическое применение результатов их интеллектуальной деятельности формирует корпоративную культуру. Образование финансовых потоков от дочерних к управляющей компании с помощью лицензионных договоров рассматривается как эффективный рычаг корпоративного управления.
     Стратегия лицензирования изобретений, защищенных патентом, направлена на получение финансовой выгоды от продажи лицензии на использование изобретения. В ее основе лежит материальная функция патента. Благодаря активной лицензионной политике патенты могут стать для предприятия источником солидных финансовых поступлений и тем самым способствовать укреплению его позиций в конкурентной борьбе. Стратегия лицензирования — элемент маркетинговой стратегии компании. Помимо готовой продукции можно выводить на рынок технологии, в том числе для тиражирования, например, по франчайзинговым схемам или при продаже технологического оборудования.
     Стратегия формирования уставного капитала на основе вклада в имущество компании прав на интеллектуальную собственность, имеющих денежную оценку. Исключительные права могут быть дорогостоящим имуществом, вклад которого обеспечит правообладателю достойную долю дивидендов.
	Стратегия оптимизации финансово-хозяйственной деятельности компании определяется возможностями ряда учетных операций с нематериальными активами путем:
–снижения налога на прибыль в связи с уменьшением налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов и на величину затрат на создание объектов интеллектуальной собственности;
–экономии отчислений на заработную плату при оплате труда работников через авторское вознаграждение за передачу исключительных (имущественных) прав по договору о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности, созданных на инициативной основе, а не по служебному заданию.
В данной статье инновационный проект определяется как объект стратегического управления, который характеризуется системным единством следующих трех аспектов:
• во-первых, комплекса взаимосвязанных и направленных на достижение определенного набора целей мероприятий и действий, охватывающего все этапы жизненного цикла объекта инноваций;
• во-вторых, совокупности организационно-правовых, расчетно-финансовых, конструкторских, технологических и методических документов, необходимых для осуществления и регламентации действий по разработке, производству, реализации, эксплуатации, модификации и утилизации инновационных товаров, услуг, технологий;
• в-третьих, процесса инвестирования ресурсов в получение продукта (товара или услуги), обладающего новым полезным для потребителя качеством, несущего конкурентные и стратегические преимущества, решающего социальные проблемы, приносящего прибыль.
Автором выделяются следующие фазы реализации инновационного проекта: создание инновации и ее распространение (последовательные этапы научныхисследований, научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства создают предпосылки для реализации полезного эффекта инновации), диффузия инновации (общественно полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями).
Основой системного подхода в проектировании системы стратегического управления инновационной деятельностью может стать, по мнению автора, такая системная иерархическая модель, в рамках которой инновационная деятельность предприятия структурируется на некое множество скоординированных инновационных проектов, находящихся на различных стадиях реализации. В ее основе лежит выделение структурных элементов инновационного проекта в рамках жизненного цикла инновационного товара, что определяет название предложенной модели - «структурно-циклическая модель». Такая структурно-циклическая модель инновационной деятельности организации состоит из последовательно вкладывающихся (по принципу матрешки) моделей:
• «инновационная корзина» –совокупность скоординированных во времени и пространстве по расходу ресурсов инновационных проектов, находящихся на различных стадиях производственного процесса, управление которой осуществляется как единым целым;
• инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и средств их достижения;
• этапы жизненного цикла продукции: появление идеи > проведение патентных исследований>проведение маркетинговых исследований >проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ > получение опытного образца и его первичная апробация> подготовка к производству инновационной продукции>производство и реализация продукции> утилизация продукции.
Инновационная деятельность предприятия
– это системно объединенный в единое целое, непрерывный процесс создания, продвижения и обслуживания инноваций, входящих в «инновационную корзину» организации, на протяжении их жизненного цикла.
На каждой стадии инновационного проекта принципиальное значение имеет принятие эффективного решения оправовой охране результатов исследований и разработок, лежащих в основе нового товара. Формирование портфеля интеллектуальных прав и стратегия управления им включают прежде всего своевременную идентификацию охраноспособных технических, технологических и коммерческих решений, выбор оптимальной формы и наиболее целесообразного момента их правовой охраны с учетом повышения коммерческой ценности этих решений от стадии к стадии.
На начальных этапах начинаются широкие информационные исследования по выбору аналогов, выявлению потенциальных конкурентов и потребителей. На этой стадии необходима идентификация собственника результатов научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР), а в качестве правовой охраны результатов исследований чаще всего наиболее целесообразно только обеспечение режима конфиденциальности. Важно отметить, что патентование на этой стадии имеет не малое значение, так как получение приоритета играет важную роль в дальнейшем цикле развития новых технических решенийпоявлении оригинальных решений. 
На стадии получения опытного образца возникают уже более реальные технические решения. Разработка продолжается стоимость портфеля интеллектуальных прав этой стадии обычно приближается к размеру понесенных затрат, если целесообразность инвестиций в следующую стадию инновационного проекта не вызывает сомнений.
На стадии апробации опытного образца отработка технологии нового продукта вступает в завершающую фазу. Становится понятным, каким и насколько прибыльным ожидается бизнес. Уточняется конкретная маркетинговаястратегия. Свою заинтересованность в успехе партнеры, а тем более инвесторы, готовы проявить в совместном обладании патентами, финансировании патентования в странах предполагаемой реализации. Кстати, этого авторы инновационного проекта напрасно опасаются. Чем серьезнее намерения партнера по бизнесу, тем нужнее ему надежная правовая охрана технологии или продукта, но тогда и ценность проекта выше, и выигрыш автора в абсолютном выражении ощутимее. Упустишь время на сомнения — потеряешь рынок. Права сохранятся, а спрос на них исчезнет. На этой стадии инновационного проекта портфель интеллектуальных прав приобретает реальную стоимость и не в связи с понесенными затратами, а согласнобудущего бизнес-плана.
На стадии подготовки производства и реализации товара выходить на рынок с новой продукцией без полноценной правовой охраны бессмысленно. Если есть спрос, то конкуренты неминуемо скопируют новую продукцию и оригинальную систему продвижения, это ведь значительно дешевле, чем разработать ее самостоятельно.
Часто конкуренты атакуют успешную инновационную продукцию, предъявляя обвинения в нарушении прав третьих лиц. Поэтому очень важным является своевременное оформление заявок на получение патентов на все результаты интеллектуальной деятельности способных к правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности. Ведь одновременно конкуренты требуют прекратить новое производство и предъявляют денежные претензии в размере всей полученной при продаже новой продукции выручки, упущенной выгоды владельца нарушаемого патента и морального ущерба. Причем это происходит в тот период, когда все усилия менеджеров инновационного проекта направлены на отладку нового производства и продвижение на рынок новой продукции.
Наличие собственных патентов на объекты интеллектуальной собственности(изобретения, полезные модели, промышленные образцы) выпускаемой продукции сильно поможет и в этом случаетребования останавливать новое производство и выплачивать денежную компенсацию никто не предъявит.
     Однако при активном патентовании возникает опасность раскрытиятехнологических секретов. Необходимо осторожно отделить то, что можно не показывать в описании патентов и сохранить как коммерческую тайну. Обычно сохраняют какноу-хау технологическую информацию, которую, исследуя образцы продукции, обнаружить невозможно.
     В случае если предполагается коммерческая реализация интеллектуальных ресурсов или новой продукции на их основе за пределами РФ, возникает необходимость в планировании охраны результатов исследований и разработок за рубежом (защита экспорта или продажа лицензии). Процедура патентования будет зависеть от круга стран, объекта патентования и стратегии планируемого бизнеса. Стратегию правовой охраны интеллектуальных ресурсов за рубежом следует вырабатывать задолго до экспортных поставок. Она должна базироваться на ответах на три основных вопроса: что, где, на какие средства охранять. Как правило, планированию мероприятий по экспорту предшествует изучение внешнего рынка, в ходе которого выявляется, в каких регионах продукция может пользоваться спросом, кто и в каких количествах (степень насыщения рынка) поставляет аналогичную продукцию в данные регионы, уровень этой продукции (качество и цена), и сопоставляется с намечаемой к экспорту собственной продукцией. В результате выявляются страны, экспорт данной продукции в которые перспективен. Патентование разработок за границей, как правило, целесообразно, если их использование в объектах техники обеспечивает более высокие технико-экономические и иные (экологические, социальные и т.п.) показатели по сравнению с лучшими зарубежными образцами.
     По мнению автора стратегическое управление интеллектуальными правами в наибольшей степени способнообеспечить правовую защиту интересов компании (копирования технических достижений, внешний вид изделия-дизайнерское решение,индивидуализация товара). 
Цель патентования влияет на выбор стран для патентования. Если цель — продажа лицензии, следует выбирать страны, в которых расположены фирмы-конкуренты и их филиалы. Если планируется экспорт изделий, изготовленных с использованием запатентованного изобретения, выбор странможет быть обусловлен расположением фирм-конкурентов и (или) фирм — потребителей продукции. На выбор стран патентования влияет также характеристика объекта: высокотехнологичные изобретения следует патентовать в высокоразвитых странах, а продукцию массового потребления — как можно шире.
     Число стран зависит от финансового положения заявителя. Чем меньше средств предусмотрено на зарубежное патентование, тем тщательнее необходимо подходить к выбору стран. Многие компании не могут обеспечить необходимую стратегию зарубежного патентования в силу финансовых проблем. При отсутствии денег на патентование можно провести поиск партнеров, желающих приобрести исключительные права, и переуступить им право на подачу заявки и получение патента.
При принятии решения о зарубежном патентовании следует учитывать возможность совмещения российских технологий с зарубежным рынком, что существенно снижает риск выведения на рынок новой продукции. Для определения такой совместимости целесообразно выяснить:
• может ли данная технология быть воспроизведена на зарубежном рынке,
• удовлетворит ли качество технологии зарубежных потребителей,
• приемлема ли цена для зарубежного рынка,
• доступен ли зарубежный рынок российскому предпринимателю,
• возможно ли установление факта нарушения полученного патента.
     При ответе на данные вопросы необходимо знакомство российского предпринимателя с культурой и этикой зарубежного бизнеса. Важно правильно оценить состояние разработки технологии и необходимый объем инвестиций, контроль качества, способность соответствовать западным стандартам и своевременность поставок, провести экономический анализ издержек и дохода, определяемого разницей между себестоимостью и  ценой продажи.
Патентование за рубежом целесообразно, если имеется:
• реальная возможность обеспечить монопольное положение своего товара на рынке путем блокирования конкурентов;
• принципиальная возможность
установления факта нарушения патента;
• необходимость удовлетворения требований покупателя к патенто-защищенности объекта экспорта, существенно повышающей цену изделия.
     Таким образом, основные задачистратегического управления интеллектуальной собственностью на инновационном предприятии включают: выявление охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, определение среди них доминирующих, выбор оптимальной формы правовой охраны, выбор результатов для эффективного использования. Однако эти задачи нельзя решить без оценки коммерческой значимости результатов исследований и разработок, выбора эффективной формы коммерциализации, регулирования отношений между учacтникaми создания и использованиякоммерчеcки значимого новых технических решений (правобладатели,aвторы, покупатели, инвеcторы), преcечения нарушений прав третьих лиц, cтимулировaния авторов своевременными выплатами вознаграждений и другое.





Список литературы
1. Мухопад В. И. Коммерциализация интеллектуальной собственности: монография. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. 512 с.: ил.
2. Мухопад В. И. Экономика и коммерциализация интеллектуальной собственности. Учебник. – М.: Магистр, Инфра-М, 2016. – 512 с.
3. Зинов В. Г., Лебедева Т. Я., Цыганов С. А.. Инновационное развитие компаний. Управление интеллектуальными ресурсами. - М.: Дело, 2014. – 300с.
4. Мухин В. И. Управление интеллектуальной собственностью. - М.: Владос, 2010. - 336 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на 15 сентября 2009 г. - М.: Эксмо, 2009.
6. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок / Антонец В. А., Хомкин К. А., Шведова В. В. и др.; под ред.К.А. Хомкина. - М.: Дело, 2009. - 320 с.Глущенко И. И. 
7. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия: / И.И. Глущенко. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 128 с.
8. Трофилова А. А. «Открытые инновации» -парадигма современного инновационного менеджмента // Инновации. Журнал об инновационной деятельности. -2008. - № 1. - 35 с.
9. Эмдина Ю. М. Патентная стратегия японских предприятий // Патентное дело. Дайджест российской и зарубежной прессы. - 2007. - № 9.- С. 41.


1


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44