VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стратегическое партнерство россии и китая

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000703
Тема: Стратегическое партнерство россии и китая
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования 
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»
Инженерно-экономический институт
Международная высшая школа управления

                                          Работа  допущена  к  защите
                     Директор МВШУ
                                                ____________ Счисляева Е.Р.
                                         «____»______________2015 г.

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
ТЕМА «Стратегическое партнерство россии и китая»


Направление: 38.03.02 – Менеджмент


Выполнил студент 
гр. № в43715/2                                             В.И. Ботова 

Руководитель, к.э.н., доц.	                       А.В. Финько




Санкт-Петербург
2015


                              CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…....4
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ………...........................................12
    1.1 Российско-китайские связи в период до конца ХIХ столетия……………………………..……............12
    1.2 Сотрудничество России и Китая в ХХ в. до распада СССР………………..…………………….......17
    1.3 Отношения Китая и России на рубеже ХХ-XXI вв. после распада СССР………………………....25
2. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………................................33
    2.1 Российско-китайские взаимоотношения в условиях современной геополитической обстановки……………………………………………..33
    2.2 Основные направления российско-китайского взаимодействия………………………………………..44
    2.3 Факторы негативного воздействия на российско-китайское партнерство……………………54
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ………….......................................68
    3.1 Общие прогнозы на будущее в отношении российско-китайского партнерства………………......68
    3.2 Перспективы сотрудничества России и Китая в области энергетики………………………………….71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….............87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….......91
    
    
    
    
    
    
    






ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность данной тематики исследования заключается в том, что основу для сотрудничества России и Китая образует схожесть базовых национальных интересов, что, однако, не означает их полного тождества и не исключает их несовпадения и даже расхождения в некоторых областях.
    Близость базовых национальных интересов России и Китая определяется тем, что перед партнерами стоят две главные схожие и взаимосвязанные задачи. В-первых, это – всестороннее развитие обоих государств, во-вторых – поступательное увеличение открытости внешнему миру, все большее включение в глобализацию при непременном сохранении и приумножении своей национальной культурной и цивилизационной идентичности. 
    На сегодняшний день обусловлены следующие причины сближения Китая и России:
    1) Противодействие Странам ЕС и США. Следует так же отметить, что за последние месяцы, изо дня в день, ужесточается влияние в отношении России и Китая, со стороны стран Запада и США. Например, угрозы мировой изоляции для России, Китай периодически испытывает экономическое давление со сторны США, поэтому объединение интересов может быть выгодным как для Китая, так и для России в плане противостояния этому давлению.
    2)  Решение газового вопроса.
    Китаю необходимы дополнительные объемы газа из-за увеличения спроса внутри страны. Спрос на газ растет быстрыми темпами. В I квартале этого года импорт вырос примерно на пятую часть в годовом выражении.
    Для России экспорт газа в Китай важен с точки зрения диверсификации поставок, так как сейчас основным потребителем являются европейские страны. 
3) Интеграция экономик.
    Конкуренция, связанная с финансированием со стороны США и Европы, снижается, и Китай получает хорошую возможность по доступу к российской экономике. Кроме дополнительного рынка сбыта, китайская сторона получит доступ к ресурсам, а российские предприятия необходимые инвестиции для дальнейшего развития.
    4) Планы по расширению влияния национальных валют.
    Дополнительные соглашения Росси и Китая могут дополнительно ускорить становление юаня в качестве мировой резервной валюты. Для этого достаточно осуществлять расчеты за поставку товаров, в том числе энергоносителей, в юанях.
    Юань уже активно используется в расчетах с другими странами в Азии, а Россия, поставляя газ в Поднебесную, может получать оплату в юанях, которые затем будут конвертироваться в рубли. Аналогично, Россия может покупать китайские товары и услуги за юани.
    Россия же, частично отказываясь от расчетах в долларах, дополнительно диверсифицирует свои валютные риски.
    5) Доступ к технологиям.
    В данном случае, в сфере военно-технического сотрудничества Китая с Россией предполагается передача ряда технологий в авиационной сфере для создания совместного производства. Для России такой проект важен с точки зрения возвращения влияния в секторе и обеспечения собственных нужд. Что касается других технологий, то Россия, активизируя сотрудничество с Китаем по другим вопросам, может также добиться создания совместных предприятий, через которые и получит доступ к технологиям.
    Для достижения этих главных целей обеим странам нужны благоприятный международный климат, стабильная и спокойная обстановка в мире. Обе страны намерены поднять благосостояние своих народов до высоких международных стандартов, используя и приумножая для достижения этих целей свои сравнительные преимущества, как внутренние, так и внешние. 
    Обе страны готовы достойно отвечать на вызовы времени и одновременно противостоять угрозам своему суверенитету, стабильности и целостности.
    На всех уровнях и во всех областях национальных интересов как России, так и Китаю необходимы взаимная кооперация и взаимная поддержка, хотя не исключены и некоторые противоречия. 
    Обе страны заинтересованы в упрочении и совершенствовании мировых порядков в сферах безопасности, экономики, энергетики. Россия и Китай стремятся к демократизации системы международных отношений, к сохранению и укреплению правовых начал, к недопущению несогласованных и произвольных акций в подходах к урегулированию конфликтных ситуаций. Также неприемлемы идеалогизация международных отношений, попытка насильственного «экспорта демократии», навязывание чуждых политических, культурных и цивилизационных ценностей, практика «двойных стандартов». Россия и Китай стремятся к формированию многополярного мира как альтернативы гегемонизму. Общей задачей внешней политики РФ и КНР является опровержение навязываемых глобальному сообществу представлений о потенциальной угрозе миру, связанной якобы с возрастанием их национальной мощи. Особенно это касается Китая. Поэтому сотрудничество между Россией и Китаем становится во многих случаях важным фактором стабильности международной обстановки.
    В настоящее время представляется важным сотрудничество России и Китая на правительственном уровне, и также важным является желание обеих сторон идти на взаимные уступки и развивать сотрудничество на, как говорят китайцы, «ху сян йоу ли» — взаимовыгодной основе. Необходимо идти на взаимные уступки и развивать сотрудничество, но делать это так, чтобы оно выгодно было всем нам.
    Целью исследования является оценка значимости стратегического партнерства Китая и России на современном этапе и перспективы его дальнейшего развития.
    В соответствии с поставленной целью в ходе исследования вытекает ряд следующих конкретных задач:
    * изучить историю отношений России и Китая в различные периоды;
    * охарактеризовать геополитическую обстановку в наши дни и ее влияние на потребности вышеперечисленных стран во взаимовыгодном сотрудничестве;
    * выявить основные векторы взаимодействия Китая и России на современном этапе;
    * определить факторы, тормозящие продуктивное сотрудничество исследуемых государств;
    * оценить значимость стратегического партнерства Китая и России;
    * показать перспективы развития вышеупомянутых государств в результате взаимовыгодного сотрудничества.
    Объектом исследования являются современное состояние российско-китайских отношений.
    Предметом исследования является развитие российско-китайских политических и экономических отношений их проблемы и перспективы. 
    Выпускная работа базируется на научных трудах ведущих российских и зарубежных ученых и специалистов различных областей, таких как Островский А., Алексеев М., Романов Н.,Гивоварова Э., Ларин В., Дудченко Г., Мотрич Е., Бергер Я., Ишаев В., Наумов И., Балакин В., Тарасов А., Гельбрас В., Рязанцев И., Халиков М., Юй Бинь, Сунь Вань Ху,Сунь Тонин, Ли Фань, Ма Бейли, Чжэн Да, Лю Минея, Цзюн Хао, Цзин Юэцзин и др.
    В качестве информационной базы для данного исследования в работе были использованы: статистические материалы китайских и российских официальных изданий, материалы справочных международных изданий, материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, «круглых столов», специализированные журналы, книги, пособия, данные социологических исследований, материалы периодической печати Китая, России и других стран.
    Выпускная работа состоит введения, основной части, состоящей из трех глав, и заключения. 
    Во введении обосновывается актуальность выбранной темы выпускной работы, ставится цель исследования, определяются задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, определяется объект и предмет исследовании, а также информационная база. 
    В первой главе нами было рассмотрено взаимодействие Китая и России в различные периоды, а также дана оценка происходящих изменений. 
    Во второй главе раскрыты вопросы, связанные с причинами развития российско-китайских отношений в условиях сложившейся геополитической обстановки, исследованы основные направления взаимоотношений вышеперечисленных стран (политические, межрегиональные, социальные, экономические, научно-технические связи).
    В третьей главе на основе изученных процессов был приведен прогноз перспектив дальнейшего развития России и Китая в различных сферах. 
    В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, суммируются сделанные по работе выводы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ
    
    1.1 Российско-китайские связи в период до конца ХIХ столетия
    Сами российско-китайские отношения имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга. Более динамичными и насыщенными важными событиями российско-китайские отношения стали примерно с конца 1850-х годов. 
    С конца 1850-х по 1890-е годы происходит постепенное сближение и союзные отношения стран России и Китая.
    Данный этап длился около четырех десятилетий. Россия и Китай прошли путь от сотрудничества по пограничным вопросам (в конце 1850-х – начале 1860-х годов) до создания оборонительного союза (в конце 1890-х годов).
    Во второй половине XIX века территория России стремительно расширялась. Вхождение в состав Российской империи Туркестана (территории современных центральноазиатских государств), а также активное освоение русскими Сибири и дальневосточных земель привело к непосредственному соприкосновению территориальных владений России и Китая. Это вызвало необходимость развития дипломатических контактов для определения границы между двумя странами.
    Так в 1858 г. в г. Тяньцзине (центральная часть восточного Китая) между Россией и Китаем был подписан Договор «Об общих принципах взаимоотношений», согласно которому была достигнута договоренность об изготовлении «подробных описаний и карт, которые послужат обоим правительствам на будущее время бесспорными документами о границах». Уже в 1860 году в г. Пекине был подписан Договор «О русско-китайской границе» (как дополнительный к Тяньцзиньскому Договору), в результате чего была зафиксирована российско-китайская граница на большей части ее протяженности (преимущественно по равнинной местности).
    Вскоре после этого, в 1864 г., в г. Чугучак (западный Китай) Россия и Китай подписали Чугучакский Протокол, в котором зафиксировали основные географические ориентиры российско-китайской границы (горные хребты, вершины, а также реки) от Западных Саян до Памира. Помимо этого Протокол регламентировал торговый режим на участке границы, отделявшей китайский Синьцзян от Туркестана, входившего тогда в состав Российской империи.
    Российско-китайские отношения получили мощный импульс с приходом к власти в России императора Александра III (1881 г.). Важным событием стало подписание в 1881 г. в г.Санкт-Петербурге (Россия) Договора «Об урегулировании пограничных вопросов». Этим Договором был решен ключевой вопрос (на тот момент времени) – о передаче Китаю Кашгарской провинции (западный Китай, Синьцзян). Дело в том, что 1876-1877 гг. в Кашгарской провинции в результате восстания местных мусульман была свергнута китайская власть. Лидер восставших Якуб-бек (выходец из Кокандского ханства, Ферганской долины) провозгласил образование независимого исламского государства Йеттишаар. В этой ситуации Россия, откликнувшись на просьбу Китая о помощи, ввела войска в Кашгарскую провинцию, разгромила силы Якуб-бека и в течение 1877-1881 гг. удерживала данную провинцию под своим управлением. В 1881 г., согласно Петербургскому договору, Россия вывела войска из Кашгарской провинции, передав ее Китаю. Помимо решения вышеизложенного вопроса, была окончательно определена российско-китайская граница в районе реки Черный Иртыш.
    Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III (1881 – 1893 гг. правления), а после его смерти (1893 г.) – министра финансов России Сергея Витте (находился в должности в период 1892-1903 гг.), которые были сторонниками российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом.
    Так, по инициативе С. Витте в 1895 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Русско-Китайский банк, а вслед за этим, в 1896 г. – заключен Договор «О союзе и постройке Китайско-Восточной железной дороги» (КВЖД). Важной частью Договора стало формирование оборонительного союза России и Китая в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Кроме того, Договор предусматривал строительство железнодорожной ветки «Чита (Россия) – Харбин (Китай) – Владивосток (Россия)». Данная ветка имела большое значение для двух стран как в экономическом плане (для совместного освоения ресурсов прилегающих к данной железнодорожной трассе территорий), так и в военно-стратегическом.
    Вскоре после этого, в 1898 г., в Санкт-Петербурге между Россией и Китаем была заключена Конвенция «О предоставлении России в аренду портов Люйшунь и Далянь» (Порт-Артур и Дальний). Находясь на территории Китая, данные порты стали опорными базами военно-морских сил России на Дальнем Востоке.
    Так, можем полагать, что первое российско-китайское сближение началось, когда Россия была абсолютной монархией (Российская империя) и выходила из политического и экономического кризиса 1850-ых гг. Этот кризис был во многом вызван экспансионистской политикой Николая I (1825-1855 гг.) в Европе. Данная политика закончилась экономическим истощением Российской империи, обострением отношений с Англией, Францией и Турцией и последующим поражением России в Крымской войне (1853-1856 гг.) против коалиции вышеуказанных стран. Следствием этого стало общее ослабление позиций России в тогдашней системе международных отношений. Это вынудило наследника Николая I Александра II (1855-1881 гг.) приступить к широким внутренним реформам и к кардинальному пересмотру внешней политики.

    1.2 Сотрудничество России и Китая в ХХ в. до распада СССР
    Разрыв союзных отношений между Российской империей и Китаем на рубеже XIX – XX вв. произошел во многом по вине российского императора Николая II (1894 - 1917 гг.), который, по-видимому, исходя из ошибочного понимания долгосрочных интересов России, решился в 1900 году на военную интервенцию в Китай в союзе с западными державами.
    Можем сказать, что с начала 1900  до середины 1920-ых гг. происходит охлаждение российско-китайских отношений.
    Данный этап длился примерно два с половиной десятилетия. Причем уже в начале 1900-ых гг. практически все положительные результаты двустороннего сотрудничества, достигнутые Россией и Китаем за предыдущие четыре десятилетия, оказались перечеркнутыми. Главной причиной тому стало участие России на стороне ряда западных держав в военной интервенции против Китая.
    В 1898 г. в Китае началось народное восстание (восстание ихэтуаней, 1898-1901 гг.), которое было во многом спровоцировано грабительской политикой западных компаний, занимавших в то время ключевые позиции в китайской экономике. Данное восстание было поддержано широкими слоями китайского общества. В октябре 1900 г. Россия ввела свои войска на территорию северного Китая и приняла участие в подавлении восстания вместе с Англией, Францией, Германией, Австро-Венгрией, Италией, США и Японией. Затем вышеуказанные страны навязали Китаю кабальный договор, который обязывал выплатить им значительную контрибуцию. Военная интервенция вызвала сильные антизападные и антироссийские настроения во всех слоях китайского общества. Причем антироссийские настроения многократно усиливались осознанием того, что в роли интервента выступило де-факто союзное государство. В результате всего этого российско-китайские отношения ухудшились почти на четверть века.
    Следует отметить, что с середины 1920-х до конца 1950-х гг. происходит потепление отношений и стратегическое сближение России и Китая.
    Данный этап имел место преимущественно в сталинский период советской эпохи российской истории и длился около трех с половиной десятилетий. Советская Россия (позже в форме СССР) и Китай прошли путь от возобновления дипломатических отношений до формирования военно-политического союза.
    Можем считать, что повторное сближение исследуемых нами государств началось, когда Россия после Октябрьской революции (1917 г.) и гражданской войны (1918-1920 гг.) принципиально поменяла форму своей государственности, став унитарным социалистическим государством (СССР).
    Китай был в числе первых государств, признавших СССР. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены в 1924 г., и в этом же году в Москве было подписано советско-китайское Соглашение «Об общих принципах урегулирования вопросов». В соответствии с данным соглашением СССР и Китай отстранили Русско-Азиатский банк (РАБ) от управления КВЖД и вступили в совместное владение этой стратегически важной железнодорожной трассой. Так, в декабре 1917 г. РАБ был национализирован правительством советской России.
    В 1930-е гг. советско-китайские отношения продолжали динамично развиваться. Особенно это было заметно в сфере военного сотрудничества. Как и ранее (в 1890-х гг.) основой этого стала обоюдная заинтересованность в противодействии военным планам Японии на Дальнем Востоке. Япония тогда проводила агрессивную внешнюю политику и претендовала на ряд дальневосточных территорий СССР и Китая. В 1930 г. Япония напала на Китай, которому пришлось вести освободительную войну. СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так в 1930-х гг. СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долларов, за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 г. СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии (северный Китай).
    2 октября в 9 часов 45 минут вечера заместитель министра: иностранных дел СССР Андрей Громыко отправил телеграмму Чжоу Эньлаю, в которой сообщил, что правительство Советского Союза решило установить дипломатические отношения с КНР и предлагает взаимное назначение послов.
    3 октября 1949 г. премьер Государственного административного совета (ныне Госсовет КНР) и одновременно министр иностранных дел КНР Ч. Эньлай отправил ответную телеграмму заместителю министра иностранных дел СССР А. Громыко, выражая горячее приветствие правительству Советского Союза за официальное признание КНР, решение установить дипломатические отношения с КНР и назначить посла СССР в КНР. 2 октября КНР и СССР установили дипломатические отношения, и Советский Союз стал первой в мире страной, которая признала новый Китай.
    До создания КНР от имени ЦК КПК Мао Цзэдун определил дипломатический курс нового Китая. Для того, чтобы прямо обменяться мнениями с ЦК КПСС, получить понимание и поддержку со стороны Советского Союза в сфере политической, экономической и дипломатической деятельности нового Китая, делегация КПК во главе с Лю Шаоци предприняла секретный визит в СССР. По вопросу отношений между Советским Союзом и КНР, Сталин заявил, что Советский Союз объявит о признании правительства КНР с первого момента его существования.
    Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 г. к власти в стране Коммунистической Партии Китая (КПК).
    После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) процесс советско-китайского сближения резко интенсифицировался. В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао-Цзе-Дуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 г., сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно.
    Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших важное значение для советской промышленности.
    В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств.
    Можем считать, что неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 гг.) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками.
    В начале 1960-х  до конца 1980-х гг. наступает острый кризис и охлаждение отношений исследуемых нами государств.
    Данный этап длился примерно три десятилетия. Причем, также как и в начале ХХ века, отношения испортились практически моментально и многие результаты, достигнутые за предшествующий период, оказались практически перечеркнутыми. Ухудшение отношений началось еще в конце 1950-х гг., а в 1960-ых гг. они перешли в стадию политической конфронтации. Особенно ярко это было заметно в идеологической сфере. Так, СССР обвинял правящую партию КНР – КПК в великодержавном шовинизме (китайском) и отходе от принципов интернационализма. Китай, в свою очередь, обвинял КПСС в ревизии марксизма и мелкобуржуазном вырождении. Отношения между КПК и КПСС были прерваны, а в конце 1960-х гг. СССР и КНР стояли на грани масштабного вооруженного конфликта. Так в 1969 г. развернулись локальные бои между подразделениями китайской и советской армий на о. Даманский. Данный конфликт был урегулирован срочным визитом в Пекин премьер-министра СССР  А. Косыгина, а остров впоследствии был передан Китаю.
    Крушение советско-китайского стратегического союза на рубеже 1950-х – 1960-х гг., как представляется, во многом было обусловлено столкновением взаимных амбиций Москвы и Пекина, каждый из которых претендовал на первенство в мировом коммунистическом движении и идеологическое лидерство в странах «третьего мира».
    Вплоть до конца 1980-х гг. межгосударственные связи оставались на крайне низком уровне (по сравнению с началом и серединой 1950-х гг.). Первые признаки улучшения советско-китайских отношений наметились лишь перед распадом СССР. Так в 1989 г. во время официального визита в Пекин руководителя СССР М. Горбачева советская и китайская стороны пришли к согласию о целесообразности нормализации отношений. Перелом в плане улучшения советско-китайских отношений произошел лишь в 1991 г. (последний год существования СССР), когда в ходе визита в Москву лидера КНР председателя Центрального комитета КПК Цзянь Цзэминя СССР и Китай подписали Соглашение «О делимитации основной части границы», а также обсудили и наметили пути дальнейшего взаимодействия. Характерно, что еще тогда основными темами обсуждения стали именно вопросы военно-технического сотрудничества и приграничной торговли.
    1.3 Отношения Китая и России на рубеже ХХ-XXI вв. после распада СССР
    Процесс развития китайско-российских отношений в последнем десятилетии прошлого столетия можно разбить на несколько этапов. 
    Начнем исследование с 1992 г., когда экономика России была в тяжелом состоянии, но очищенные от идеологических наслоений двухсторонние отношения быстро развивались. Всекитайское Собрание народных представителей и российский парламент подтвердили соглашение о китайско-российской границе на восточном участке, ведущие военные руководители обменялись взаимными визитами. Было подписано более 30 межправительственных соглашений о сотрудничестве, что создало благоприятные условия для дальнейшего развития китайско-российских отношенийх [24]. 
    В сентябре 1994 г., состоялся визит председателя КНР Цзян Цзэминя в Россию. К этому моменту китайско-российские отношения уже значительно продвинулись вперед. Во-первых, высшие руководители обеих стран часто обменивались визитами и договорились о китайско-российской границе на западном участке, а также по вопросам о предупреждении опасных военных действий и контроле над межгосударственной границей. Во-вторых, объём торговли между Китаем и Россией достиг в 1993 г. рекордной цифры в 7,68 миллиарда долларов, а в следующем году была подписана совместная Декларация, обращенная в XXI век и определяющая основные направления развития сотрудничества в духе добрососедства и делового партнерства. В целом территориальный вопрос был урегулирован на 99 процентов, принято также заявление о ненацеливании стратегических ядерных ракет, обе стороны покончили с взаимной отчужденностью и вместе с тем обсудили новые формы развития китайско-российской торговли. 
    Следует также отметить тот факт, что начиная с мая 1995 г. председатель КНР Цзян Цзэминь участвовал в праздновании 50-летия Победы над фашистской Германией. А в июне в Москву с официальным визитом приехал премьер-министр Ли Пэн. Эти два визита заметно укрепили отношения партнерства между двумя странами. Российская сторона высказалась за строгое соблюдение соглашения о китайско-российской границе на восточном участке. Пекин заявил, что проблема Чечни - это внутреннее дело России, и выступил за присоединение России к АТЭС, невзирая на возражения США. Обе стороны обменялись также мнениями по вопросам формы торговли (постепенного отказа от бартера), совместного строительства моста через Амур, некоторых аспектов пограничной торговли, а также по поводу участия России в строительстве мощной ГЭС Санься и ядерной электростанции в провинции Ляонин и участия Китая в разработках и использовании природного газа в Сибири. В общем, в тот период двусторонние отношения в сферах политики, экономики и военного сотрудничества быстро развивались, вступив в стабильный этап [24]. 
    В апреле 1996 г. был осуществлен визит в КНР президента РФ Ельцина. Главы пяти государств (КНР, РФ, Казахстана, Таджикистана и Киргизии) заключили соглашение о военном взаимодоверии в приграничных зонах. Во время этой встречи главы РФ и КНР подписали совместную Декларацию, определяющую развитие стратегических отношений взаимодействия и партнерства на основе равенства и взаимодоверия, обращенных в XXI век. В Декларации заявлено, что обе стороны постоянно поддерживают контакты разными путями и на разных уровнях, для чего решено установить межправительственную горячую линию между Пекином и Москвой. Обе стороны также решили увеличить объем китайско-российской торговли до 20 миллиардов долларов к концу XX в. и укрепить сотрудничество в областях энергетики, космической авиации и т.д. В конце     1996 г. обе страны подписали ряд соглашений, в том числе в военной сфере, договорились о регулярных встречах премьер-министров. 
    Итак, можем считать, что китайско-российские отношения прошли несколько этапов: «взаимной дружбы», «конструктивных отношений партнерства», «стратегических отношений взаимодействия и партнерства», и стали очень тесными, в результате чего удалось ввести в систему встречи высших руководителей двух стран. 
    В.Путин, став президентом России, придает очень большое значение развитию отношений России с Китаем. В последние годы лидеры двух стран подписали ряд совместных коммюнике и деклараций (совместную Декларацию о многополюсном мире и установлении нового международного порядка, Китайско-российскую совместную Декларацию, Китайско-российские отношения на рубеже нового столетия), в которых вновь подтверждены принципы и направления развития отношений между двумя странами и в которых решен ряд важных вопросов, в том числе, о демаркации границ и о сокращении вооружения на пограничных участках, что открыло широкие перспективы развития китайско-российских отношений в новом веке. 
    В апреле 1997 г., председатель КНР Цзян Цзэминь побывал в России с очередным официальным визитом, в результате которого правительства обеих стран опубликовали совместную Декларацию, в которой объявили о развитии стратегических отношений взаимодействия и партнерства на основе равенства и взаимодоверия, обращенных в ХХ1 век, что означает новый этап развития отношений между двумя странами. С 1997 года встречи глав двух стран и премьер-министров проводятся ежегодно. 
    Как известно, после окончания «холодной войны» огромные перемены произошли в отношениях между великими державами, и международные отношения вступили в фазу урегулирования, хотя столкновения и конфликты на нашей планете не прекращаются. На этом фоне заметно выделяются китайско-российские отношения, получившие нормальное развитие и достигшие удовлетворительных результатов. Причина этого, как сказал председатель КHP Цзян Цзэминь во время встречи с президентом РФ В.Путиным, состоит в том, что установление стратегических отношений взаимодействия и партнерства является правильным историческим выбором обеих стран, оно соответствует их стратегическим интересам и полезно для поддержания мира. Нормальное развитие китайско-российских отношений является правильным выбором с точки зрения государственных интересов двух стран, которые включают в себя политические и экономические интересы, безопасность государства и т.д. Политические интересы включают в себя государственную независимость, государственный суверенитет, территориальную целостность, авторитет и стратегическую цель страны, а говоря в более широком смысле, они включают в себя также дипломатию, безопасность и военные интересы. Во время «холодной войны» идеология занимала важное место в государственных интересах, а после ее окончания экономический фактор стал ведущим в международных отношениях. Установление добрососедских и дружественных отношений для Китая и России является важным условием для обеспечения безопасности, стабильности и развития на пограничных участках. Сокращение военных расходов на оборону и вложение этих средств в экономическое строительство соответствуют общим интересам двух стран. Перед Китаем и Россией стоит одинаковая актуальная задача развития экономики и осуществления модернизации, они могут развивать широкое и долговременное экономическое сотрудничество путем развития новых отношений. В России имеются богатые природные резервы, сильная промышленная база и современное оружие, а Китай является развивающейся державой, которая располагает огромным рыночным потенциалом, рабочей силой и большим выбором потребительских товаров. Экономика обеих стран носит характер взаимодополняемости. Китай может импортировать из России механическое оборудование и технику, а экспортировать в Россию разнообразные потребительские товары и стратегическое сырье. [22, c 10]. 
    В результате вышеизложенного можно сделать следующий вывод по главе характерной особенностью истории отношений России и Китая является чередование периодов сближения с периодами резких и практически моментальных разрывов связей. Особенно бросается в глаза тот факт, что все периоды китайско-российского сближения с какой-то трудно объяснимой регулярностью совпадали по времени со знаковой сменой эпох в российской истории. Данные периоды начинались тогда, когда  Россия, преодолевая системный кризис, проводила глубокую реформу своей внутриполитической системы и существенно меняла внешнюю политику. Причем примерно с 1850 г. и вплоть до распада СССР выделяются два этапа двустороннего сближения, когда страны подходили к формированию чрезвычайно тесных, союзнических отношений. Но после каждого из этих этапов происходило резкое ухудшение двусторонних отношений.
    Как представляется, сближение России и Китая в те или иные периоды во многом определялось прагматичностью мышления российской и китайской правящих элит, осознававших важность расширения сотрудничества в политической, экономической и военной сферах для продвижения долгосрочных интересов своих стран.
    В то же время, когда сиюминутные, узко-национальные интересы, либо амбиции лидеров двух стран или идеологизация внешней политики начинали превалировать над прагматизмом и стратегическим видением общности долгосрочных интересов, то отношения между Россией и Китаем существенно ухудшались. 
    После распада СССР началось очередное сближение, наравне с очередной сменой формы государственности России, которая стала буржуазной федеративной республикой (РФ). Казалось бы, что крах коммунистической идеологии и распад СССР, процессы политической и экономической трансформации в России и Китае должны были бы подвести окончательную черту под периодами конфронтационных отношений двух стран. Но так ли это на самом деле -  на сегодняшний день это не пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44