VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Концептуальный контекст двусторонних торгово-экономических отношений россии и китая.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000730
Тема: Концептуальный контекст двусторонних торгово-экономических отношений россии и китая.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1 Концептуальный контекст двусторонних торгово-экономических отношений россии и китая	6
1.1 Исторический аспект развития российско-китайских отношений	6
1.2 Этапы сотрудничества России и Китая	8
1.3 Развитие сотрудничества между Россией и Китаем в рамках АТЭС	11
ГЛАВА 2 ПРЕДМЕТНЫЙ АНАЛИЗ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ	17
2.1 Сотрудничество России и Китая в сфере энергетики	17
2.2 Российско-Китайское инвестиционное сотрудничество	24
2.3 Торгово-экономические отношения России и Китая в сфере малого и среднего бизнеса	28
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ	41
3.1 Особенности современного состояния российско-китайских внешнеэкономических связей	41
3.2 Сдерживающие факторы развития экономического сотрудничества между Китаем и РФ	44
3.3 Основные направления развития торгово-экономических отношений России и Китая	51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	63




ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность исследования. В период с 2001 по 2016 год российско-китайские стратегические и партнерские отношения непрерывно углублялись. Взаимодействие России и Китая в области политики, экономики и других сферах принесло значительные результаты.
     Межрегиональное и приграничное сотрудничество между Россией и Китаем является важной неотъемлемой частью двусторонних экономических, политических, культурных и научных связей. Оно стимулирует развитие приграничных районов двух стран. Многие субъекты Российской Федерации имеют торгово-экономические контакты с провинциями КНР. Протяженная российско-китайская граница, формировавшаяся в течение более 300 лет, стала естественной основой приграничного сотрудничества.В Китае и России наблюдается значительный рост интереса к межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Увеличивается объем взаимных инвестиций. Товарная структура экспорта приграничных районов России в Китай в последние годы не изменялась и представлена энергоносителями, металлами и необработанной древесиной, а товарная структура импорта из Китая – машинно-технической продукцией, текстилем, обувью и одеждой, овощами и фруктами.Приграничная торговля между Россией и Китаем имеет прочную договорную основу и законодательную базу. Правительства России и Китая подписали ряд соглашений о приграничном и межрегиональном сотрудничестве, в которых определены ключевые проекты межрегионального сотрудничества в энергетической, научно-технической транспортной сферах, в сфере строительства и реконструкции приграничной инфраструктуры, предусмотрено расширение зон сотрудничества в целях улучшения условий жизни в приграничных районах и развития приграничной торговли.
     Кроме того, одной из форм приграничного и межрегионального сотрудничества является создание зон сотрудничества между приграничными районами России и Китая. Комплексная беспошлинная зона, зона приграничного техническо-экономического сотрудничества, российско-китайская зона трансграничного сотрудничества и другие зоны сотрудничества на границе России и Китая представляют собой уникальный опыт для обеих стран. Актуальность темы определяется влиянием межрегионального и приграничного сотрудничества на развитие взаимоотношений Китая и России. Межрегиональное сотрудничество становится одной из наиболее важных форм развития российско-китайских отношений. Россия и Китай являются соседями и крупными державами. Они прилагают совместные усилия для формирования и развития отношений стратегического партнерства. В Китае и России наблюдается значительный рост интереса к межрегиональному и приграничному сотрудничеству.
     Степень разработанности проблемы. До настоящего времени рассматриваемой проблематике уделялось достаточного внимания в российской и китайской науке. Было опубликовано большое количество работ российских авторов, посвященных состоянию приграничного и межрегионального сотрудничества и развитию российско-китайских отношений, среди них: Ахмадеева Я.М., Ахметова А.В., Баранов А.В., Долгов К.К., Кадочников П.А. Кондратенко Г.В., Титаренко М.Л. Среди исследований китайских авторов можно отметить значительное количество публикаций, посвященных российско-китайскому сотрудничеству, а именно: Ли Вэй, Люй Бо, Ма Фэншу, Сунь Яо, Хуан Инхуэй, Юнцюань Ли. Кроме работ российских и китайских ученых, в исследовании были использованы труды западных аналитиков: MaddisonA., Wishnick Е. GarnettS. 
     Объект исследования – современное состояние российско-китайских торгово-экономических отношений на современном этапе.
     Предмет исследования – развитие российско-китайских экономических отношений, их проблемы и перспективы. 
     Цель исследования состоит в анализе межрегионального и приграничного сотрудничества между Россией и Китаем и роли этого сотрудничества во внешней политике двух стран.
     Для достижения цели исследования были поставлены следующиезадачи:
     * проследить эволюцию развития российско-китайских отношений; 
     * рассмотреть этапы сотрудничества России и Китая;	
     * проанализировать развитие сотрудничества между Россией и Китаем в рамках АТЭС;	
     * охарактеризовать сотрудничество России и Китая в сфере энергетики;
     * провести анализ Российско-Китайского инвестиционного сотрудничества;
     * рассмотреть торгово-экономические отношения России и Китая в сфере малого и среднего бизнеса;
     * определить особенности современного состояния российско-китайских внешнеэкономических связей;	
     * выявить сдерживающие факторы развития экономического сотрудничества между Китаем и РФ;	
     * разработать основные направления развития торгово-экономических отношений России и Китая.	
     Теоретико-методологическая основа исследования определяется сочетанием исторических и социологических методов. Для анализа экономических отношений между Россией и Китаем используются исторический метод и междисциплинарный метод. Сравнительный метод был использован для анализавзаимодополняемости, приоритетов и проблем сотрудничества России и Китая.Для анализа динамики, тенденций и направлений развития сотрудничества между Россией и Китаем в исследовании также используются системный метод и метод статистической обработки информации. 

ГЛАВА 1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ДВУСТОРОННИХ 
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ

1.1 Исторический аспект развития российско-китайских отношений

     Взаимоотношения между Российской Федерацией (РФ) и Китайской Народной Республикой (КНР), достигшие в последние годы беспрецедентного уровня развития, имеют длительную историю. 
     Российско-китайские отношения существуют, по крайней мере, на протяжении последних 400 лет. В течение этого периода они пережили различные этапы, сопровождались «взлетами» и «падениями», однако, практически всегда отношения между Россией и Китаем оставались важным фактором внешнеполитического курса обеих государств.
     Становлению российско-китайских отношений способствовало общее социалистическое прошлое обеих стран – следующий день после официального рождения Китайской Народной Республики, 2 октября 1949 года, считается днем установления дипломатических отношений между КНР и Союзом Советских Социалистических Республик (СССР)[11].  
     Советский Союз был первой страной, признавшей Китайскую Народную Республику как суверенное государство. Однако фактически тесные отношения между странами являлись следствием успешной помощи Советского Союза компартии Китая прийти к власти.
     Документом, давшим старт к сотрудничеству между двумя странами, стал «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» подписанный в Москве 14 февраля 1950 года. 
     Установление благоприятных дипломатических отношений способствовало расцвету в экономике – «последующее десятилетие было оформлено целым рядом важных соглашений, в том числе о содействии в строительстве и реконструкции в КНР 156 крупных промышленных предприятий, о помощи Китаю в развитии исследований по ядерной физике и использовании атомной энергии для нужд народного хозяйства, в развитии ряда важнейших отраслей промышленности, о передаче КНР советской доли в совместных акционерных обществах» . За период расцвета отношений (1949 - 1956 годов) СССР направил в Китай тысячи специалистов – в основном инженеров и ученых, делился научной документацией, и, в конце концов, за десятилетие сильно поспособствовал созданию в Китае научно-технической и промышленной базы.      
     Новейший период в истории отношений между двумя крупнейшими государствами мира (оба входят в тройку самый больших по площади государств на планете) начинается с распада СССР и признания Китаем их преемницей Российскую Федерацию 24 декабря 1991 года.
     Постсоветский период развития можно поделить на два этапа – с декабря 1991 года до 2000-го, и с 2001 года по наше время соответственно. 
     Первый этап характеризуется так называемой «челночной торговлей» - завалом новорожденного российского свободного рынка низкокачественными китайскими товарами. 
     Начиная с 2000-го, в хозяйственных связях России и Китая наметился прогресс, обусловленный изменением экономических условий: после финансового дефолта 1998 года в российской экономике наступил период восстановления, а с 2001-го – подъема. 
     Стоит отметить, что рост экономик двухстран в целом задал положительную тенденцию к расширению торгово-экономических связей. Оценив опыт последних 60-ти лет, можно смело предположить, что основой отношений с Китаем следует считать взаимовыгодную политику стратегического партнерства, в котором каждый из участников осознает важность двухстороннего равновесия[7]. 
     Очевидным практическим результатом российско-китайского взаимодействия, осуществляемого в последние десятилетия, является то, что в 2014 – 2015 гг. подписано несколько сотен межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих различные аспекты сотрудничества.

1.2 Этапы сотрудничества России и Китая

     Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. От того, как будут развиваться отношения между Китаем и Россией, во многом будет зависеть весь ход политических процессов, по крайней мере, в пределах Евразии. Однако можно с уверенностью сказать, что на характер китайско-российских отношений объективно оказывает, и будет оказывать влияние их историческое прошлое. 
     Вплоть до конца 1980-х годов межгосударственные связи оставались на крайне низком уровне (по сравнению с началом и серединой 1950-ых годов). Первые признаки улучшения советско-китайских отношений наметились лишь перед распадом СССР. 
     В целом, российско-китайские отношения имеют богатую, но крайне сложную и даже противоречивую историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с этапами резкого ухудшения взаимоотношений.
     Так, первое российско-китайское сближение началось, когда Россия была абсолютной монархией (Российская империя) и выходила из политического и экономического кризиса 1850-ых годов. 
     Второе российско-китайское сближение началось, когда Россия после Октябрьской революции (1917 год) и гражданской войны (1918-1920 годы) принципиально поменяла форму своей государственности, став унитарным социалистическим государством (СССР).
     Нынешнее, уже третье по счету российско-китайское сближение началось фактически после распада СССР (1991 год), когда Россия в очередной раз поменяла форму своей государственности, став буржуазной федеративной республикой (РФ).
     На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, свидетельством чего являются периодически проходящие встречи с участием глав обеих государств, политические, экономические, военные, культурные и др. связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете Безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.
     Россия и Китай близки по своим целям и пониманию существующих мировых проблем. Являясь великими державами, они имеют право и обязанность обсуждать и находить общую позицию по ключевым международным вопросам обеспечения стабильности и безопасности в мире. Кроме того, они должны способствовать развитию глобальной интеграции и повышению уровня жизни всех народов. 
     Китай и Россия постоянно координируют свои позиции по международным и региональным проблемам. 15 июня 2001 года в Шанхае состоялась встреча глав России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было провозглашено создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 
     Ранее Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан вошли в состав «Шанхайской пятёрки». Впоследствии к ним присоединился и Узбекистан. Главы шести государств подписали «Декларацию о создании ШОС», в которой было подчеркнуто, что ее целью является укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического иэкономического международного порядка. 
     Кроме того, был подписан и другой важный документ - «Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», которая впервые закрепила на международном уровне определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний.
     В настоящее время в результате углубления взаимопонимания и доверия Россия и Китай расширяют масштабы взаимных проектов и ускоряют темпы сотрудничества в различных областях, в том числе и в военной, между министерствами обороны двух стран установлена прямая телефонная связь для удобства обмена информацией. Налаживается обмен военными делегациями, визитами боевых кораблей и т.д. Этифакты доказывают рост уровня взаимопонимания и доверия между двумя странами.
     В последние годы наблюдается также быстрое развитие дружественных межпартийных отношений. На основе регулярных контактов две ведущие партии прилагают общие усилия с тем, чтобы обогатить содержание и обновить формы контактов.
     Регулярный механизм диалога между правящими партиями Китая и России способствует развитию политических отношений двух стран и обмену мнениями на высоком уровне. В ходе диалога обе стороны обсуждают межпартийные и межгосударственные отношения, международные и региональные вопросы. Этот механизм оказал серьезное влияние на обогащение содержания китайско-российских отношений партнерства и стратегического взаимодействия, укрепление политического взаимодоверия и межпартийных связей.
     Двусторонние отношения стратегического взаимодействия и партнерства становятся все более плодотворными. Всестороннее расширение обменов и сотрудничества в гуманитарной сфере заложило прочную основу для дальнейшего движения в этом направлении.
     Проведение Года китайского языка в России оказало значительное влияние на развитие экономического сотрудничества и двухсторонних отношений. Год русского языка в Китае также стал важным этапом развития культурного и гуманитарного сотрудничества между двумя странами, способствовал, в частности, повышению уровня обучения русскому языку в Китае, углублению взаимопонимания всех простых людей двух стран.
     В настоящее время, как отмечает большинство экспертов, политические отношения между Россией и КНР находятся на пике своего развития. Регулярные диалоги и встречи на высшем уровне эффективно обеспечивают взаимное доверие двух стран. Развитие политических отношений является одним из приоритетов во внешней политике обоих государств. Окончательное урегулирование пограничной проблемы между Россией и КНР содействовало углублению политических отношений. На фоне быстрого развития политических отношений между двумя странами произошло повышение уровня экономического сотрудничества. Развитие торгово-экономических отношений, в свою очередь, является гарантией укрепления политического сотрудничества.

1.3 Развитие сотрудничества между Россией и Китаем в рамках АТЭС

     Рассмотрим развитие сотрудничества между Россией и Китаем в рамках АТЭС. АТЭС является важнейшим экономическим форумом поскольку, 40% населения всей планеты проживают в странах блока АТЭС. По уровню ВВП азиатская АСЕАН и североамериканская НАФТА отстают от АТЭС более чем в два раза. Чуть меньше половины всей торговли на земле приходится на долю крупнейшего экономического объединения - АТЭС.
     Важной задачей реализации российской национальной инновационной системы является ее интеграция в мировую экономику, в регионы, в которых имеются стратегические интересы страны. Одним из таких регионов является Азиатско-Тихоокеанский – самый динамично развивающийся и перспективный в современной мировой экономике. В свою очередь, в регионе ведущую роль занимает Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). 
     Сейчас АТЭС объединяет 21 экономику – Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия (с 1998 г.), Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Эти экономики формируют около 54% мирового ВВП, 44% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций, в них проживает более 1/3 населения планеты (2,8 млрд. человек). На форум приходится 70% мирового экономического роста[21].
     Важнейшим приоритетом России в рамках АТЭС является сотрудничество с Китаем, рынок продукции которого потенциально крупнейший в мире. Сейчас российско-китайские отношения строятся на базе самых передовых научных открытий и инновационных технологий.
     В последнее время Китай занимает значимые позиции в мире в развитии высоких технологий, включая такие области, как биотехнология, информатика, производство бытовой техники, микроэлектроники и оборудования для химической отрасли, медицина и фармацевтика.
     В то же время КНР нуждается в производимом в России высокотехнологичном оборудовании и продукции военной, космической и авиационной отраслей. Россия также может предложить Китаю свои разработки в области энергетики, прежде всего, атомной, а также в производстве высокотехнологичного медицинского оборудования.
     Важнейшим условием развития сотрудничества между двумя странами является переход от обмена опытом и готовыми проектами к совместным разработкам. В настоящее время на стадии реализации находятся более 70 совместных проектов фундаментальных и прикладных исследований: геологоразведочные работы на территории как России, так и Китая, исследования в области оптики, металлообработки, гидравлики, аэродинамики, твердых топливных элементов и др. 
     Приоритетными в области сотрудничества также являются промышленные и медицинские лазеры, компьютерные технологии, энергетика (в том числе атомная, а также ветровая, солнечная и др.), экология. Российско-китайское сотрудничество во многом связано с различными направлениями химии (геохимия, каталитические процессы, новые материалы, включая полимеры, пигменты и др.) [11].
     Одним из направлений сотрудничества является производство институтами РАН научного оборудования и наукоемкой продукции по заказу китайских организаций. Так, институты РАН поставляют в КНР промышленные ускорители и приборы для физики высоких энергий, оборудование для холодного газодинамического напыления порошковых материалов, уникальное высоковольтное оборудование, установки для упрочнения поверхностей металлов, оборудование для тепловых электростанций.
     Успешным примером сотрудничества России и КНР является крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов, открывшийся в Новосибирске в декабре 2011 г. Это совместное предприятие «РОСНАНО» и китайской компании «Thunder Sky». 
     Еще одним перспективным направлением сотрудничества России и Китая являются китайско-российские технопарки в китайских городах Харбин (провинция Хэйлунцзян), Чанчунь (провинция Цзилинь), Яньтай (провинция Шаньдун). Так, в центрах научно-технического сотрудничества провинции Шаньдун и Хэйлунцзян планируется производить самолеты гражданского и военного назначения, военное оборудование, космические летательные аппараты, газовые турбины и другое крупное оборудование гражданского назначения с использованием передовых российских инноваций[15].
     Китайские центры индустриализации высоких технологий способствуют сотрудничеству в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выходу российских высоких технологий на китайский рынок, а также индустриализации в Китае. Россия будет выделять в качестве своей доли технику и технологии, а Китай – денежные средства для совместного освоения и производства. Такое сотрудничество может быть очень выгодным для обеих стран.
     В последнее время взгляды российских ученых устремились на Восток, результатом чего стало соглашение между фондом «Сколково» и пекинским технопарком «Чжунгуаньцунь» (Z-парк). Данное соглашение провозгласило тесное сотрудничество по таким направлениям, как биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии и новые материалы. Важно, что партнерские отношения между центрами не будут ограничиваться одним лишь обменом информацией о передовых технических разработках, но также будет происходить рокировка резидентов, имеющих определенный опыт. Кроме того, ученые с двух сторон будут объединяться в исследовательские группы и продвигать совместные продукты на рынке.
     От сотрудничества с китайским технопарком «Чжунгуаньцунь» российская сторона ожидает многого, поэтому взаимосвязи России с Китаем начали развиваться стремительно – уже 12 апреля 2012 г. фонд «Сколково» и Центр развития индустрии высоких технологий «Факел» при министерстве науки и техники КНР подписали меморандум о взаимопонимании, направленный на сотрудничество в области научных изысканий и в разработке и коммерциализации инновационных технологий. Однако, в первую очередь фонд «Сколково» считает подписание данного соглашения стратегически выгодным, поскольку это позволит не только перенять опыт китайских разработчиков, но и поможет продвинуть российский продукт на инновационный рынок Китая, играющий важную роль на мировой арене. Сотрудничество может выражаться в форме внедрения результатов готовых российских проектов в Китае, так и в форме соинвестирования. Китаем могут быть востребованы технологии в космической отрасли, биотехнологии, IT. Китайская сторона ждет участия специалистов «Сколково» в модернизации аграрной отрасли КНР, а также тесного энергетического сотрудничества. 
     Перспективны также проекты создания зон развития новых и высоких технологий и технико-экономического сотрудничества в российских городах Дальнего Востока (Хабаровск, Владивосток, Благовещенск), а также на Северо-востоке КНР (Харбин, Цзилинь). В контексте интересно предложение, прозвучавшее в июне 2010 г. на китайско-российской научной конференции в г. Тяньцзине о проекте создания международной зоны промышленного развития в расположенном неподалеку приморском районе Биньхай, где серьезное внимание предполагается уделить инновациям[31].
     Таким образом, за последние годы, особенно после 2000 г. Россия и Китай подписали ряд базовых договорных документов.
     Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2000 года предусмотрено развитие сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, которое содействует развитию экономических отношений и межрегионального и приграничного сотрудничеств двух стран. В подписанном одновременно с этим договором совместном заявлении глав государств, говорится о том, что практическое осуществление достигнутых договоренностей в торгово-экономической, научно-технической и других областях будет непрерывно обогащать материальную основу отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем. 
     Кроме этого, ряд соглашений, также явившихся важной основой для развития торгово-экономического сотрудничества, был подписан в ходе регулярных встреч глав правительств двух стран.
     В последние годы наблюдается значительное продвижение в инвестиционном сотрудничестве между Россией и Китаем - одной из потенциальных форм торгово-экономической связей двух стран. Привлечение иностранных инвестиционных ресурсов и их эффективное использование должны способствовать повышению темпов экономического роста. 
     Основные приоритетные сферы китайских инвестиций в Россию: машиностроение, производство строительных материалов, легкая промышленность, транспорт и логистика, сельское хозяйство, строительство, лесная отрасль, региональное сотрудничество, информационные технологии и телекоммуникации и сфера услуг и т.д. Главными сферами использования российского капитала в Китае являются отрасли обрабатывающей промышленности, химическая, лесная, горнодобывающая отрасли, информационные технологии и связь, а также топливно-энергетическая отрасль. Увеличение объемов и расширение масштабов взаимных инвестиций, способствует повышению уровня торгово-экономического сотрудничества двух стран.
     Таким образом, у России и Китая есть возможности и необходимые условия для дальнейшего развития сотрудничества, которое выходит на новый качественный уровень. Это совместная проработка современных форм взаимовыгодного экономического сотрудничества, поиск моделей совместного содействия развитию экономик РФ и КНР. Конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество будет служить повышению конкурентоспособности и динамичному развитию, и России, и Китая.
     Путь развития требует долгосрочной программы, больших финансовых затрат, выпуска высококвалифицированных специалистов и создания необходимой инфраструктуры. 
     
     
     
ГЛАВА 2 ПРЕДМЕТНЫЙ АНАЛИЗ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ

2.1 Сотрудничество России и Китая в сфере энергетики

     В середине 90-х годов XX века в Китае период нефтяной самодостаточности закончился. С 1993 года Китай превратился из нетто-экспортера нефти в нетто-импортера. 
     В связи с быстрым экономическим развитием Китая и ростом энергопотребления спрос на энергоносители в Китае постоянно увеличивался. Китаю требовалось найти стабильные каналы энергоснабжения. 
     В ноябре 1994 года российские нефтяные предприятия предложили построить нефтепровод из Сибири в северо-восточный район Китая. Тогда российская экономика находилась наначальном этапе перехода к рынку. 
     На фоне экономического кризиса того времени России срочно требовалось найти новый нефтяной экспортный рынок для повышения объема экспорта энергетических продуктов и сглаживания негативных последствий экономического кризиса[23].
     В настоящее время сотрудничество между Россией и Китаем в энергетической сфере имеет тенденцию к медленному росту, объем экспорта нефти из России в Китай постоянно увеличивается. 
     В будущем в долгосрочной перспективе российско-китайское сотрудничество в сфере энергетикибудет укрепляться. Оно имеет колоссальные перспективы. 
     Китай уделяет большое внимание участию в поиске и разведке новых месторождений нефти и газа в восточных регионах России. 
     Увеличение поставок нефти из России способствует дальнейшей диверсификации китайской системы импорта нефти, что повышает энергетическую безопасность КНР. 
     Россия и Китай - добрые соседи, поэтому для России экспорт нефти и газа в Китай является наиболее доходным экономически и наиболее безопасным политически. 
     Кроме того, в силу своих объемов китайский энергетический рынок является наиболее стабильным.
     Правительства России и Китая параллельно разрабатывают стратегии регионального развития, в том числе в сфере энергетики. 
     Так, обе стороны совместно разработали «Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы)». 
     В 2009 году Китай и Россия подписали «План российско-китайского инвестиционного сотрудничества». 
     В ходе переговоров правительства России и Китая отмечали, что российско-китайское инвестиционное сотрудничество достигло самого высокого уровня за всю историю его развития. 
     Топливно-энергетическое инвестиционное сотрудничество является одной из приоритетных сфер. 
     В соответствии с пунктами 4 и 5 этого плана правительства обеих стран продолжают подготовку «Программы российско-китайского долгосрочного сотрудничества в области энергетики (до 2020 г.)», а также стимулируют приток китайских инвестиций в транспортную инфраструктуру и нефтедобычу на условиях долевого партнерства с российскими предприятиями нефтяной отрасли. 
     В сфере добычи и переработки природного газа правительство Китая содействует реализации инвестиционных проектов геологоразведки и добычи газа, строительства заводов сжижения природного газа на условиях долевого партнерства предприятий с российскими производителями природного газа в соответствии с российским законодательством, а правительство России поддерживает участие российских предприятий в строительстве на территории Китая подземных газовых хранилищ и экспорт российского газа вКитай. 
     Кроме того, в Китае развиваются инвестиционные проекты по производству нефтегазовой продукции глубокой переработки. 
     Россия поддерживает строительство и модернизацию китайских атомных электростанций и стимулирует привлечение российских инвестиций в создание совместных предприятий по производству и эксплуатации оборудования для китайских атомных электростанций[31].
     В настоящее время китайская тяжелая промышленность находится в стадии роста. Рост объема потребления энергоносителей в автомобильной, транспортной отраслях, в сфере недвижимости, а также увеличение производства и переработки энергоносителей способствуют расширению энергетического спроса и тем самым стимулируют экономический рост. Так, в будущем Китай может столкнуться с увеличением уровня потребления нефти. 
     Китай, являясь одним из мировых лидеров в сфере производства и потребления энергоносителей, занимает важное место на мировом нефтяном рынке. 
     В 2009 году между правительствами России и Китая было подписано соглашение о поставке рекордного объема нефти - 300 млн. тонн.
     Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, подписанное 21 апреля 2009 года в Пекине, - это выход на новый исторический этап взаимодействия России и Китая в области энергетики. По условиям данного соглашения китайская сторона предоставила кредит российским компаниям ОАО НК «Роснефть» в размере 15 млрд. долларов США и ОАО АК «Транснефть» в размере 10 млрд. долларов США в обмен на поставки сырой нефти в Китай с 2011 года в течение 20 лет в объеме 15 млн. тонн ежегодно. С одной стороны, для России китайский кредит способствует преодолению последствий экономического кризиса, с другой стороны, для Китая импорт нефти из России позволяет решить проблему нехватки энергоносителей для внутреннего потребления. Таким образом, данное соглашение выгодно для обеих стран и способствует развитию энергетического сотрудничества между двумя странами в долгосрочной перспективе.
     Что касается природного газа, в период с 1994 по 2014 гг. прошел ряд российско-китайских переговоров по вопросу поставки природного газа из России в Китай. В марте 2006 года во время визита президента России В.В. Путина в Китай был подписан протокол о поставках природного газа из России в Китай между ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). В настоящее время ОАО «Газпром» и китайские энергетические компании продолжают активно сотрудничать. Стороны вели переговоры о поставке природного газа в Китай. Изначально обсуждались два маршрута поставок газа - западный и восточный. Россия планировала строительство западного газопровода из Республики Алтай в Синьцзян, а затем восточного газопровода из Сахалина в Северо-восточный регион Китая. В соответствии с протоколом о поставках природного газа из России в Китай с 2011 года Россия должна была поставить газ в Китай по двум маршрутам. Планировалось, что объем поставок по каждому маршруту будет составлять 30-40 млрд. кубометров газа ежегодно.
     Однако сегодня основной проблемой сотрудничества России и Китая в области поставок природного газа является ценовой фактор. По вопросу о цене на поставку природного газа из России в Китай в 2008 году на заседании на уровне заместителей председателей правительство России предложило 300 долл. за тыс. кубометров газа, а Китай устраивала цена 200 долл. 
     Разница в 100 долл. за тыс. кубометров газа препятствует развитию сотрудничества в газовой сфере. В 2011 г. переговоры о поставке природного газа из России в Китай были заморожены в связи с разногласиями по цене. В октябре 2013 г. Россия и Китай определили условия поставок газа по «восточному маршруту». Газпром и китайская CNPC договорились о формуле цены на российский газ. Благодаря совместным усилиям 21 мая 2014 г. «Газпром» и CNPC заключили контракт о поставках газа в КНР. Общая цена контракта — 400 млрд. долл. на 30 лет.
     Соглашение о поставке природного газа из России в Китай должно быть взаимовыгодным. Для России поставка газа в Китай ослабляет зависимость от европейского рынка сбыта. Сегодня активная разработка месторождений сланцевого газа и все более широкое его использование привели к снижению цены природного газа на мировом рынке. Успехи в исследовании сланцевого газа в США сильно повлияли на положение России на мировом рынке энергоносителей. В Европе многие страны стремятся к увеличению доли сланцевого газа и сокращению объем импорта природного газа из России. 
     Подобное снижение мировых цен на газ может отрицательно сказаться на экономике России. Цены на российский природный газ для европейцев гораздо выше, чем цены на природный газ в США. После перехода США к политике самодостаточности в сфере энергетики многие страны, бывшие экспортеры газа в США, начали обращаться к европейскому рынку, поэтому в будущем можно ожидать усиления конкуренции между Россией и другими экспортерами, как, например, страны Ближнего Востока. Таким образом, для России Китай становится все более важным рынком сбыта. Для Китая импорт газа из России может способствовать решению проблемы роста уровня спроса на газ на внутреннем рынке, а также повысить уровень энергетической безопасности.
     Развивается также сотрудничество в сфере электроэнергетики. Почти все крупные российские электростанции находятся в районах Сибири и Дальнего Востока России, которые граничат с провинцией Хэйлунцзян. 
     Устойчивый рост потребления энергоносителей, а также нехватка собственных энергетических ресурсов Китая приводят к постоянному росту импорта энергоносителей. 
     В соответствии с теорией безопасности, зависимость от и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.