- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Страны Восточной Европы в современной системе международных отношений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002358 |
Тема: | Страны Восточной Европы в современной системе международных отношений |
Содержание
1.3 Страны Восточной Европы в современной системе международных отношений Само понятие «Восточная Европа» является несколько проблематичным. Ни в одной из известных наук, нет единого представления о границах рассматриваемого региона. И если до распада биполярной системы международных отношений под термином «Восточная Европа» подразумевали страны бывшего социалистического лагеря, то с 1991 года его заменили такие термины как «Центральная» или «Восточно-Центральная Европа». Дугин А.Г. в своей книге «Геополитика» предлагал такие определения как “МидиЕвропа”, “Димидальная Европа”, “Вискальная Европа”[Дугин А.Г., 2011, с. 130]. Американский геополитик Д. Слоансчитает, что главной составляющей подхода к геополитике выступает, в первую очередь, представление о географии в таком ключе, где она является воображаемыми отношениями. Первостепенным значением будет обладать именно карта, основанная на культурных связях и менталитете, которая в дальнейшем переносится на географическую карту. Оценивая роль Восточной Европы в современной системе международных отношений невозможно не согласиться, что в качестве самостоятельного политического субъекта этот регион так и не сложился. Для Запада он продолжает оставаться младшим братом, который нуждается в контроле воспитании. В любом случае, Запад относится к странам Восточной Европы, как к свои колониям, закрепляя там такие образы, которые в дальнейшем провоцируют отчуждение от России. Даже расширение ЕС и НАТО на Восток, проходило как необходимость получения знаний у Западных стран, подчеркивающая то, что Восточная Европа недостаточно «европейская», остались в ней следы социалистического лагеря. Рассматривая регион с точки зрения географии, можно отметить, что он постепенно смещается на Восток, захватывая западную часть СНГ. Эксперты американского центра трансатлантических связей Д. Гамильтон и Г. Манготт выделяют особую категорию “Новой Восточной Европы” в одноименной книге [Hamilton D., Mangott G., 2007,p. 116]. В эту группу стран эксперт центра, известный специалист по Восточной Европе и Евразии Анжела Стент, отнесла Украину, Белоруссию и Молдову, отмечая, что теперь их роль быть буферной зоной между Россией и Европейским союзом [Stent A., 2007, p. 3.]. Все чаще западные эксперты заявляют о том, что термин «Восточная Европа» становится уместнее для стран СНГ. Европа же становится главной целью США. Если рассмотреть геополитические позиции стран Восточной Европы в современности, можно отметить, что им весьма свойственна проамериканская ориентация. Практически все страны попадают в новую возникшую категорию европейских стран – «Новая Европа». Разделение континента на «старую» и «новую» часть предложил министр обороны США Рамсфельд в 2003 г. Обосновано такое решение было весьма ярким выражением стран Восточной Европы приверженности американских взглядов. Действительно, руководство государств открыто представляло себя форпостом Запада, а некоторые страны (например, Польша) активно готовились к проведению на Украине «оранжевой революции». Вашингтон возлагает на страны Восточной Европы миссию проводников американских интересов, объектов, которые в дальнейшем поспособствуют трансформировать постсоветское пространство. В этих странах планируют разместить американскую ПРО. Также страны Восточной Европы являются площадкой базирования американских фондов, которые, представляясь на бумаге национальными, работают в интересах США в самой Восточной Европе и на пространстве СНГ[Хотькова Э.С., № 1, с. 15]. В современных планах Запада станы Восточной Европы все также занимают значительное место. Большие надежды правительство США возглавляет на Польшу. По их мнению, именно она должна возглавить Восточно-Европейский регион и стать надежным союзником, подобно Израилю, Японии или Кореи. Но все это лишь предсказания, основанные на мыслях руководства в настоящее время. Если разобрать, какую роль сейчас играют страны Восточной Европы в геополитике и их особенности цивилизации, получается, что фактически, они принадлежат к атлантистскому лагерю, но по-прежнему, во многом свойственны «евразийским чертам». Часть населения относятся к православию, однако немалая доля приходится на католицизм и мусульманство, что подчеркивает единство цивилизационных особенностей с западными странами. Россия сейчас заинтересована в уничтожении Восточной Европы, как «санитарного кордона» [Дугин А.Г., 2000, с. 428], так называемого пространства, между ней, США и Центральной Европой. В основе лежит желание переорганизовать геополитику альтернативным вариантом, который никак не связан с США который будет строиться на культурных и этнических особенностях европейского региона. Главной задачей выступает поддержание и усиление роста разочарования в той системе и ценностях, которую предлагет Запад. Образ Европы, как замечают сами западные исследователи, теряет свою привлекательность для восточноевропейцев[Поллак Д., 2005, с. 10.]. Все чаще восточноевропейское общество сталкивается с теми же вызовами, что и Россия. Идентичность проблем можно было бы преобразовать и в идентичность решений и, соответственно, общим действиям. Необходимо только, чтобы Россия предложила Восточной Европе другой мировой порядок, который е будет ориентирован на США. «Сохраняющееся представление восточноевропейцево России как источнике духовности, к которой нужно относиться с уважением, может сыграть в этом случае положительную роль» [Зарицкий Т., 2006, с. 76]. В приведенной ниже таблице мы более подробно рассмотрим геополитическое положение отдельных стран Восточной Европы, в которую, по определению ООН вошли: Белоруссия, республика Молдова, Польша, Румыния, Украина, Болгария[Приложение Д, Краткие наименования и коды стран мира, распределенных по макрогеографическим регионам / режим доступа: https://avbbank.ru/upload/valutniy_control/Klassifikator_stran_mira.doc.]. Таблица 1 Страна Современное геополитическое положение Белоруссия Составляя характеристику данного государства, как унитарного государства и субъекта международного права, следует обратить внимание, что ее геополитическое положение на современном этапе является результатом следующих факторов: * присоединение многих стран Центральной и Восточной Европы к таким структурам, как НАТО и ЕС; * распад биполярной системы международных отношений и социалистической системы; * признание суверенитета республики; * переход от социалистического пространства к рыночным отношениям. В результате произошедших событий было замечено перемещение (с точки зрения геополитики) границы Запада на Восток, к Белоруссии. Изменились функции государства, теперь оно стало «шенгенской границей». Также появилось такое союзное государство, как Россия, позволившее участвовать в новых интеграционных проектах. Страна приобрела черты «ворот» Американский ученый и географСаул Коэн в своих трудах писал, что «страна «ворота» обладает следующими признаками: расположена вдоль границ геостратегических регионов, характеризуется сравнительно малым размером территории и населения, обладает открытым доступом к международным коммуникационным коридорам. В социальном отношении такая страна представляет собой самостоятельный культурно-исторический центр, особую этнолингвистическую единицу, обладающую давними торгово- посредническими традициями. В экономическом отношении страна- «ворота» обладает бедными или узкоспециализированными природными ресурсами и находится в зависимости от внешних источников сырья и рынков сбыта своей готовой продукции» [Коэн С., 1964, с.18]. Несмотря на то, что страна не имеет выхода к морям и океанам, через нее проходит огромная магистраль: Россия – Западная Европа (Нижний Новгород – Москва – Минск – Брест – Варшава - Берлин). Существует ветвь нефтепровода, а также линии электропередач, что не только позволяет в настоящее время являться транзитным партнёром России, но и в перспективе, стать участником проектов США, ЕС и КНР в схожих областях. В настоящее время геополитическое положение страны и ее экономику осложняет место в системе разделения труда, а также стремление России к постройкам топливно-энергетических комплексов, в обход Белоруссии. Важным фактом остается активное сотрудничество с Азербайджаном, Ираном и Венесуэлой в качестве поставщиков нефти, посредственный выход к портам Украины и Прибалтики, а также строительство новых АЗС. Таким образом, государство - «ворота», обладает транзитностью и центральностью, что позволяет обладать большим потенциалом для самоутверждения на международной арене и развивать экономику. Геополитическое положение Белоруссии характеризуется достаточно выгодным географическим положением, развитой транспортной системой и миролюбивой политикой, что позволяет государству сотрудничать как с Германией, так и с Россией и Китаем. Республика Молдова Современная территория Молдовы состоит из Приднестровской Молдавской Републики и идеологического проекта «Великая Румыния», котрый создан для расширения Румынских границ. К современному геополитическом состоянию государство прошло через очень непростой этап развития 1991 – 2014 гг. (от распада СССР до подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС). Данный этап характеризуется следующими событиями: * полная потеря контроля за приднестровским регионом, как результат принятия нового закона, упраздняющего русский, как государственный язык; * принятие недоработанной Конституции, что в последствии привело к ряду политических кризисов; * разрыв торговых отношений с соседними странами и потеря рынков сбыта; * попытки внедрения западного законодательства без учета собственных интересов; * безработица; * снижение уровня жизни. Данные события в некой степени сыграли положительную роль на формирование страны, подтолкнули государство к выделению средств на развитие сельского хозяйства, а также заставили население нацелиться на создание такой модели развития, которая бы соответствовала другим странам Европейского Союза. В 2014 году было подписано Соглашение об Ассоциации между Республикой Молдовой и Европейским союзом, которое устанавливало новую модель торгово-экономических отношений и давало определенные гарантии безопасности. Сейчас страна находится на таком этапе, который требует конкретизации внешнеполитической стратегии. Основная цель Молдовы – интеграция с Европой. Сейчас ее партнерство направлено практически на все соседские страны, а также на Великобританию, Францию, Италию, Турцию и Россию. Республика не обладает явным силовым статусом, поэтому выстраивает свою политику, основываясь на воздержании от конфликтных ситуаций, а также дружеских и равноправных отношениях с остальными странами. Также, одна из немногих, кто выступает за стабилизацию отношений между Западом и Востоком. Во-первых, это позволит Молдове стать партнером в новых проектах между США и Россией, а во-вторых, исключит возможность стать территорией конфронтации. Стоит отметить, что на состояние росийско-молдавских отношений также повлияет и сближение России с Европейским Союзом. «Будущее Европы невозможно без России, без ее участия в происходящих на континенте процессах. А это, в свою очередь, способно снять существующее на современном этапе противоречие между Российской Федерацией и Республикой Молдова, возникшее по причине первоначального«безоглядного» стремления к европейской интеграции Молдавии. В целом это должно соответствовать проводимой как Россией, так и Молдавией политике многовекторности, интересам безопасности и стабильности в регионе» [Язькова А.А., 2011, с. 68] Польша Свои национальные интересы Польское государство, несомненно, рассматривает через призму исторических обид, что в свою очередь сказывается на выборе стратегических и торговых партнеров, соперников, а также желание или отказ в нормализации связей и контактов. Именно это определяет современную геополитическую идентичность страны. На сегодняшний момент Польша делает акцент во внешней политике именно на сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы. В «Стратегии национальной безопасности» Польши подчеркивается, что «динамика процессов демократизации и экономической трансформации в Центральной, Восточной и Южной Европе и воля многих государств этих регионов войти в НАТО и ЕС способствуют укреплению мира и стабильности на континенте. Поддерживая эти процессы, особенно в отношениях с Украиной и Молдовой, государствами Западных Балкан и Южного Кавказа, Польша развивает партнерское сотрудничество с этими государствами с целью усиления их стремлении к демократическому развитию. Позитивное влияние на безопасность Польши оказала бы демократизация Беларуси»[StrategiaBezpiecze?stwaNarodowego RP, punkt 27 /режим доступа: http://www.bbn.gov.pl/portal/pl/475/1144/Strategia_Bezpieczenstwa_ Narodowego_RP.html]. После распада СССР и краха биполярной системы Польша начала проводить реальную восточную политику, которая акцентировала внимание на Литве, Белоруссии и Украине. Стремительное дистанционирование от России и нежелание перехода к тесному сотрудничеству, обусловлено в большей степени страхом, чем разумной политической стратегией. Прежде всего, страна боится, что Россия станет региональным лидером и установит свои порядки, которые в последствии изолируют Польшу от ее западных и восточных союзников. Государство, наоборот, стремиться слепо поддерживать политику США, что порой приводит к нарушениям гарантий ее безопасности (поддержка США в Ираке, одобрение на размещение ПРО). Стоит отметить, что в настоящее время Польша действительно обладает такимпотенциалом, который сможет внедрить инновации в политику Европейского Союза, а также в страны постсоветского пространства. Сегодня страна активно сотрудничает с Чехией, Германией, Беларусью, Швецией, Данией, Литвой, Венгрией и Словакией. Развитие отношений происходит внутри формированных еврорегионов, которых с каждым годом становится все больше. Основными целями партнерства выступают в большей мере не торгово-экономические связи, а: * развитие инфраструктуры; * развитие рекреационных ресурсов; * улучшение условий жизни; * обмен информацией и опытом; * налаживание межчеловеческих связей. Активно осуществляется обмен в сфере образовательных услуг, происходит свободная миграция рабочей силы, развиваются приграничная торговля и туристические базы. Следует отметить, что, принимая участия в интеграционных процессах Европейского Союза и Запада, Польша стала неотъемлемой частью глобальных изменений. В отличии от других стран Восточной Европы, польская политика весьма нестабильна и основывается на импровизации. Стремление к подражанию западных идей идет в ущерб росту собственного потенциала. Румыния К началу XXI века румынские власти выделяли несколько первостепенных задач проводимой вешней политики: * абсолютная евроатлантическая интеграция; * развитие добрососедских и очень тесных отношений с Венгрией; * выстроить правильные отношения с Молдовой; * попытаться воспрепятствовать влиянию России на происходящее в регионе. В настоящее время страна позиционирует свою роль, как субъект международных отношений, занимающийся решением региональных проблем в восточной и южной части Европы, а также оказывающий помощь странам, желающим вступить в альянс. То есть Бухарест изначально претендовал на роль своего рода посредника между странами Большого Черноморского региона и странами ЕС и НАТО. При этом Румыния продекларировала свои обязательства стать не «потребителем», а «поставщиком» глобальной и региональной безопасности и обозначила свой интерес в урегулировании конфликтов на Балканах и в Приднестровье [Baresh A., 2005, p. 47]. Румыния поддерживает очень тесные связи с США и активно проектирует двустороннее партнерство. Государство объявило о стремлении к расширению военного потенциала, правда, в исключительно миротворческих целях. Что качается взаимодействия с Европейским Союзом, страна вступила в него достаточно поздно – в 2007 г. Отношение Брюсселя к этому событию было весьма противоречивым, и в последующие года сопровождало Румынию характеристиками бедной страны со слаборазвитыми институтами и высоким уровнем коррупции. Также государство не входит в Шенгенскую зону, такие страны как Нидерланды, Швеция, Франция и Бельгия обосновывают свое решение по этому вопросу слишком высоким уровнем преступности и слабой системой правоохранительных органов. Чтобы проявить свои амбиции и доказать Евросоюзу о своей роли в Черноморском регионе, Румыния активизировала свои действия во внешней политики относительно Центральной и Восточной Европы. Началось активное сотрудничество с Польшей, которое затрагивало сферы энергетической безопасности, политику в отношении Молдавии и Украины, а также общую сельскохозяйственную политику Европейского Союза. С подобными направлениями в сотрудничестве Румыния наладила связи с Чехией, Словакией и Венгрией. Встал вопрос о вытеснении России с рынков региона. Проводятся разработки по строительству нового газопровода, который позволил бы регионам значительно ослабить зависимость от России. Таким образом, пройдя к настоящему времени нелегкий путь адаптации в Европейском Союзе и НАТО, государство пытается занять свою собственную и довольно весомую позицию. Во внешней политики Румынии отчетливо наблюдается антироссийское настроение и активное сближение со странами, поддерживающими эту позицию. Болгария Болгария относится к категории малых государств, не способных каким-либо существенным образом повлиять на ход международных отношений, но при этом имеющих ресурсы для того, чтобы вести внешнюю политику. По военной мощи Болгария занимает 70 место в мире, ее вооруженные силы насчитывают 31,3 тыс. человек [Chipman J., 2013, p. 118]. Значительную рол государство играет в регионах Юго-Востока Европы и Черноморском регионе. Из 17 стран, с которыми оно взаимодействует только Россия, Украина, Румыния и Турция превосходят его по площади, населению и объему ВВП. Болгария, как и большинство государств Восточной Европы выбрало прозападное направление развития, связанное с интеграцией в НАТО и Европейский Союз. Страна стала рассматривать не те проблемы, которые характерны именно для нее, а вызовы, присущие всем евроатлантическим и европейским партнерам. Важность сотрудничества с Западам подтверждалась всеми правительствами Болгарии, были поддержаны военные действия в Афганистане, Ираке и Югославии. Были спроектированы болгаро-американские военные базы. Страна открыто способствует формированию однополярной системы мирового порядка. «Полная поддержка действий лидера, часто вразрез с позицией средних стран, объясняется стремлением новых либо же менее влиятельных стран группы занять в ней более высокое положение» [Светлоусова Л.М., 2000, с. 144]. Болгария характеризовала себя как «остров стабильности региона» и генератора международных процессов. Однако, нестабильная экономическая ситуация усилила тенденции развития многополярной системы международных отношений. Болгария, как малое государство не играет значительной роли в международных процессах. Все больше страна пытается переориентировать свою политику на Германию. Обсуждаются перспективы сотрудничества со странами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Китаем. На региональном уровне значение страны более заметно, чем в целом мире. Ее политика трансформируется, с учетом современных интересов страны и все больше направлена на те страны, в которых ее влияние окажется более весомым. Несмотря на то, Болгария живет по законам ЕС, отношения с Россией играют далеко не маловажную роль. Основываются они на торговле и электроэнергетических ресурсах, которые приобрели приоритетное значение. Именно сейчас страна должна проводить взаимовыгодную двустороннюю политику, которая откроет ей массу возможностей. Украина Возникновение глубочайшего кризиса государственности, постоянные неудачи на пути создания украинского государства, характерные чертывнешней и внутренней политики в современной независимой Украине в большей степени объясняются историческими и геополитическими факторами формирования государства, менталитета и сложившимися особенностями социально-политической психологии. В условиях обретения реальной независимости в 1991 году Украина оказалась неспособной выработать модель управления, которая станет максимально эффективной, построенной на националистической и антисоветской направленности. Исторически обусловленные и плохо развитые признаки государственности в итоге не создали государственной идеологии. К началу XXI века Украина стала страной, которая с одной стороны могла активно сотрудничать со странами Европейского Союза и НАТО, а с другой стороны активно поддерживать прочные связи с Россией. Главным фактором формирования стратегии внешней политики являлась глобализация всех сфер жизни. Украина проводила участи в работе ООН и сталась развивать отношения в рамках СНГ. Были активизированы силы на улучшение отношений со странами Средиземноморского бассейна и Черноморского региона. Не смотря на тесную связь с Западом и соседство со странами, входящими в Европейский Союз, Украина проводила достаточно балансирующую политику по отношению к России, которая объяснялась и прямой зависимостью от энергоресурсов и нежелании портить исторически сложившиеся отношения. Украина играла роль так называемого «моста» между Западом и Востоком. К концу 2013 года на Украине произошел кризис политической власти, связанный с разделение общества в вопросе подписания соглашение об ассоциации с Европейски Союзом. Затем последовали события, следствием которых стало проведение референдума в Крыму о его политическом статусе. В 2015 году страна столкнулась с неизбежным и весьма стремительным падением экономики, вызванным ростом как зависимости от стран Запада, так и задолженности правительства. Страна постепенно приобретает роль «расходного материала», с которым перестают считаться уже бывшие партнеры. Связи с Россией стремительно обрываются, а сама страна разделается на два лагеря. Первый становится приверженцем западной идеологии, а второй надеется на урегулирование ситуации и сохраняет доброжелательные отношения к России. Украина, по сути, превращается в посредника геополитической игры между Западом и Россией. Но если в России происходящие действия только сплотили население, то в Украине лишь вспыхнуло множество репрессий. США не планирует уходить из региона и всеми силами попытается «дожать» Россию через Украину. Если страна вовремя не составит собственный правильный проект, который бы преломлял интересы обеих периферий, в очень скором времени рискует лишиться собственной идентичности. Можно сказать, что в настоящее время интеграция в Восточной Европе проходит не так интенсивно. Прежде всего, это связано с тем, что страны Европейского Союза, США и Россия обеспокоены более важными проблемами, происходящими на мировой арене, в частности огромное внимание уделяется Сирии и ИГ. При этом, как внешнеполитическая, так и экономическая составляющая геополитики стран претерпела немалые изменения. В общих чертах прослеживается приверженность прозападным интересам и европейскому уровню жизни. сотрудничество с Россией, хоть и дает потенциальную возможность для стремительного развития и создания новых партнерских связей, но все же отодвигается на дальний план и ограничивается исторически и географически сложившейся зависимостью от энергоресурсов. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: