- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Венесуэла в системе международных энергетических отношений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002437 |
Тема: | Венесуэла в системе международных энергетических отношений |
Содержание
Содержание: Введение………………………………………………………………………3 Глава 1 Венесуэла в системе международных энергетических отношений………………………………………………………………….… 9 1.1 Характеристика нефтегазовой отрасли Венесуэлы…………………. 18 1.2 Внешнеполитическая доктрина президента Уго Чавеса …………... 24 1.3 Современное состояние экономики Венесуэлы …………………… 36 Глава 2 Международное сотрудничество Венесуэлы и роль энергетического фактора во внешней политике……………………. 2.1 Стратегия и приоритеты международного сотрудничества Венесуэлы в топливно-энергетической сфере……………………………. 2.2 Энергетическое сотрудничество Венесуэлы с Россией……………… Заключение………………………………………………………………… Список использованной литературы ………………………………….. Приложения…………………………………………………………........... Введение Среди развивающихся регионов Латинская Америка достигла политической независимости относительно недавно, в начале XIX века. Процесс индустриализации наиболее крупных латиноамериканских экономик в основном происходил в одно время с крупнейшими международными кризисами (Первая мировая война, Депрессия 1930-х гг., Вторая мировая война), что существенно повлияло как на их постановку внешнеполитического курса, который был направлен, преимущественно, на импорт. Для стабильного развития и создания продуктивной экономической системы, государства региона осознавали необходимость создания различных межгосударственных союзов. Попытки создать действенные региональные международные организации увенчались успехом лишь к середине XX века. После этого страны Латинской Америки сосредоточилась вокруг проблемы международной интеграции, прежде всего для развития торговли. На современном этапе развития мира, одновременно с ростом демографии, производственных возможностей развивающихся стран, повышением качества жизни, увеличивается и потребность в энергоресурсах. С дальнейшим уменьшением разведанных запасов и темпов добычи нефти, увеличением стоимости добычи и транспортировки угля и газа, одним из наиболее важных компонентов влиятельности государства в современном мире является энергетика. Глобализация и увеличивающаяся политизированность энергетических вопросов выдвинули их в состав основных субъектов, влияющих на внешнеполитический курс многих государств. Причём, принимая во внимание тенденции развития международных энергетических рынков, в последующие годы можно ожидать усиления роли энергетического фактора в международной политике. Важно отметить, что преимущественно политизированной является область, связанная с производством и последующими поставками нефтепродуктов, что определяется рядом географических, экономических и политических причин. Венесуэла, как государство-лидер по поставкам и запасам неразведанной нефти в Латинской Америке, постепенно увеличивает свою роль в мировой энергетической политике, являясь активным членом ОПЕК1 и одним из крупнейших экспортёров «чёрного золота». Многие ведущие мировые нефтегазовые компании, включая западные ТНК, стараются активно участвовать в разработке венесуэльских месторождений, несмотря на политические риски, высокую себестоимость добычи и ряд других негативных факторов. В данной дипломной работе будет рассмотрена энергетическая политика Венесуэлы в период конца XX века и на современном этапе. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в следующем. Данное исследование позволяет провести анализ того, каким образом «нефтезависимая» модель экономики может влиять на изменение политической системы государства и на внешнеполитический курс конкретной страны. Изучение заданной темы предоставляет возможность дать оценку роли нефтяного фактора в процессе интеграции, в данном случае — на примере стран Латинской Америки, а также расширить знания относительно путей влияния нефтяного фактора на международную политику. Внешнеполитический курс Венесуэлы определяется влиянием нефтяного фактора, в гораздо большей степени, чем у любого другого государства Латинской Америки. Данная страна в 2003 году заняла десятое место в мире по объёмам добычи нефти и шестое по ее экспорту, а уже в 2013 г. – стала лидером в списке стран с доказанными неразведанными запасами нефти. В высокой зависимости от состояния нефтяной промышленности и объёмов поступающих в казну доходов от экспорта нефти находится и социальная сфера. Результатом этого является то, что нефть играет важную роль в политической жизни страны. Топливно-энергетический комплекс Венесуэлы является ключевым сектором экономики страны. Он служит базой для экономического развития государства, формирования бюджета, составляет основу экспорта. Наличие значительных энергетических ресурсов служит предпосылкой для формирования территориально-производственных комплексов, развития энергоёмких отраслей промышленности, обеспечивает реализацию социальной политики. В энергетической сфере Венесуэла является партнёром и поставщиком как для международных организаций (ОПЕК, ЛАГ, БРИКС и др.), так и для крупнейших мировых держав (США, Китай, Индия и др.), в число которых входит и Россия. В настоящее время сотрудничество между Россией и Венесуэлой в области энергетики развивается по четырём направлениям: нефть, газ, электроэнергетика и ядерная энергетика. По направлению нефти и газа российские компании активно сотрудничают с ПДВСА2 в области разработки месторождений Пояса реки Ориноко, газовых месторождений, создания инфраструктуры, оказания сервисных услуг. По линии газа идёт сотрудничество между ОАО «Газпром» и венесуэльской стороной. В разработке нефтяных месторождений Венесуэлы участвуют: ООО «Национальный нефтяной консорциум», ОАО «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Транснефть»3. Целью работы является исследования связей между процессами, происходящими в нефтяной отрасли Венесуэлы, и изменениями внешнеполитического курса и политического положения страны в регионе. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: - проследить исторические корни развития нефтегазовой отрасли и ее взаимосвязь с внешней и внутренней политикой государства; - раскрыть роль Венесуэлы в системе международных энергетических отношений; - проанализировать место и значение Венесуэлы на современном мировом нефтяном рынке и в международной энергетической политике; - оценить влияние нефтяного фактора на присоединение Венесуэлы к процессам региональной интеграции; - выделить «нефтяные» аспекты двухсторонних взаимоотношений между государствами региона и мира. - в современных условиях Венесуэла должна искать новые инструменты политического влияния, так как цены на нефть в последние год упали крайне низко, в соответствии с этим следует исследовать то, как данная страна адаптируется к новым условиям, и то, как она выстраивает отношения с партнерами по торговле ресурсами Объект исследования: анализ взаимосвязи энергетической политики Венесуэлы и ее внешнеполитического курса в регионе и мире. Предметом исследования является комплекс взаимоотношений в нефтяной сфере между Венесуэлой и другими государствами и международными организациями. Особое внимание уделено развитию связей с ОПЕК, странами Латинской Америки и Карибского бассейна, Россией. Структурно работа включает в себя введение, 2 главы, разделённые на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения. Положения и выводы дипломного исследования основываются на изучении трудов на русском, испанском и английском языках. В работе использованы труды таких ведущих российских специалистов по Латинской Америке, как Давыдов В.М.4, Дабагян Э.С.5 6, Сударев В. П. 7, доклады специалиста Института Латинской Америки РАН Русаковой Т.Ю.8 и др., кроме того, в исследовании использовались работы зарубежных авторов, касающиеся влияния нефтяного фактора на политические процессы, такие как Д. Эриксон9, М. Шифтер10, Р. Кироз11, М Вейсброт, Дж. Джонсон12. Кроме того, в базу источников исследования входят официальные документы Министерства энергетики и горного дела Венесуэлы13, Организации стран - экспортёров нефти14, а также статистические отчёты ПДВСА (2010, 2012 года)15 16, статистические сборники и обзоры Национального института статистики Венесуэлы 17. Также в ходе работы привлекались различные виды электронных ресурсов, отражающие актуальность данной темы, и раскрывающих новостные элементы исследуемой проблематики. Глава 1 Венесуэла в системе международных энергетических отношений 1.1 Развитие и характеристика нефтегазовой отрасли Венесуэлы С каждым годом Венесуэла играет все более заметную роль на международной арене. Во многом это связано с неповторимой личностью президента страны Уго Чавеса Фриаса, пришедшего к власти в 1998 году, который не только существенно поменял курс как внешней, так и внутренней политики Венесуэлы, но также и стиль ее реализации. Его неординарная личность, необычный стиль ведения переговоров, оригинальные проекты вызывают интерес во всем мире. Нефть играет большую роль в экономике Венесуэлы в целом. Доход от продажи этого сырья на внешний рынок в 2005–2010 гг. составлял в среднем 81 % всех экспортных доходов страны и обеспечивал около 50 % поступлений в государственный бюджет. 18 Венесуэла располагает крупнейшими запасами нефти в Западном полушарии (77 млрд. баррелей) и наряду с Мексикой является одним из крупнейших производителей нефти в Латинской Америке. Первые свидетельства о запасах углеводородов в Венесуэле зафиксированы в 1878 году, однако промышленная разработка месторождений началась только в 1914 году. Около 20% добываемой в Венесуэле нефти извлекается с месторождений в заливе Маракайбо. Крупнейшие нефтяные месторождения страны – Лагунильас (Lagunillas), Бачакеро (Bachaquero), Эль Фурриаль (El Furrial), Сэнтро (Centro), Мулата (Mulata), Лама (Lama). Основные нефтеперерабатывающие заводы – Эль Палито (El Palito), Пуэрто Кабэльо (Puerto Cabelo), Пуэрто ла Круз (Puerto de la Cruz), Сан Роке (San Roque), Хунин (Junin), Анзоатеки (Anzoatequi)19. В 2000 году в стране ежесуточные объёмы добычи нефти равнялись 3,1 млн. баррелей, экспортировалось 2,6 млн. баррелей, из которых 1,5 млн. баррелей направлялись в США20. Соединённые Штаты являются крупнейшим импортёром венесуэльской нефти21. Важнейшим рынком сбыта венесуэльской нефти и нефтепродуктов также являются и страны Латинской Америки. На момент смерти Уго Чавеса в 2013 году, добыча нефти упала до уровня в 2,5 млн баррелей в день, что почти на треть меньше того уровня, которого стране удалось достичь ко времени его избрания президентом в 1998 году22. В недавнем докладе Бритиш Петролеум (British Petroleum)23 указывается, что добыча нефти в странах ОПЕК увеличилась на 27%, в других странах - на 19%. В то же время в Венесуэле добыча нефти за период с 1997 года по 2012 год сократилась на 18%24. Международный валютный фонд (МВФ) отмечает спад экономического развития Венесуэлы. В 2013 году экономический рост в этой южноамериканской стране составил чуть более 1%, инфляция 56,2% - самая высокая в мире. Венесуэла занимает также первое место в мире по дефициту бюджета, который составляет 15% от ВВП. Это означает, что венесуэльскому правительству ежегодно не хватает 45 миллиардов долларов для покрытия государственных расходов25. Нефтяная промышленность была национализирована в Венесуэле в течение 1975-76 гг. До принятия в 1975 году закона о национализации, нефтегазовая отрасль Венесуэлы функционировала на основе концессионных договоров между государством и частными компаниями, затем была создана ПДВСА, которая получила монопольные права на все работы, связанные с разведкой, разработкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой, сбытом и экспортом нефти, нефтепродуктов и газа26. В 1999 году в Венесуэле был издан дополнительный закон, запрещающий приватизацию ПДВСА. В середине 70-х годов, во время знаменитого бума цен на нефть на мировом рынке, в Венесуэле был создан своего рода национальный фонд резервирования сверхприбылей от невозобновляемых ресурсов. Отметим, что венесуэльский опыт нельзя назвать удачным. Изначально сверхприбыли, аккумулировавшиеся в фонде, были направлены на финансирование широко разрекламированной и не слишком обоснованной программы образования национальных кадров за рубежом, которая со временем себя практически полностью дискредитировала. Затем средства были направлены на развитие депрессивных районов страны в долине реки Ориноко. Был даже построен мощнейший металлургический завод, который в итоге оказался банкротом. Государственная компания ПДВСА - одна из крупнейших в мире. ПДВСА активно инвестирует за пределами Венесуэлы. Так, в США ей принадлежат компании CITGO Petroleum Corp. (нефтепереработка, транспортировка и сбыт нефтепродуктов) и UNO-VEN. ПДВСА на паритетных началах с немецкой компанией VEBA Oel AG владеет Ruhr Oel GmbH - одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний в Германии. Также на паритетных началах с финской Neste Corporation владеет AB Nynas Petroleum, работающей с нефтеперерабатывающими заводами в Швеции, Бельгии и Великобритании. По договору долгосрочного лизинга ПДВСА работает на нефтеперерабатывающем заводе и терминале на острове Кюрасао. Компания имеет флот собственных танкеров27. Поскольку значительное количество углеводородов в Венесуэле добывается на старых месторождениях, объёмы добычи по естественным причинам постепенно сокращаются. Экспорт нефти в последние годы также несколько уменьшился в результате падения спроса на углеводороды в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Тем не менее, по их экспорту Венесуэла занимает 1-е место в Западном полушарии.28 Средняя плотность нефти составляет около 20 °API (тяжёлая нефть). Большая часть добываемых углеводородов содержит значительное количество серы, поэтому данную нефть могут перерабатывать только НПЗ, имеющие специальное технологическое оборудование. Доля тяжёлых и сверхтяжёлых сортов нефти в общих запасах страны составляет 22,8 и 45,6 % соответственно. Такая нефть находится в жидком состоянии лишь под землёй, а на поверхности застывает. Отсюда и проблемы с ее транспортировкой и переработкой на НПЗ. На средние и лёгкие сорта нефти приходится всего 16 и 13,1 % соответственно29. На мировом рынке нефтяных котировок Венесуэла представлена сортом «Мерэй» («Merey»), который содержит до 2,45 % серы. Этот сорт учитывается при формировании стоимости общей корзины ОПЕК.30 Крупнейшим месторождением Венесуэлы, а также одним из самых значительных в мире, – является Нефтеносный пояс реки Ориноко. На протяжении многих лет работы в нефтеносном поясе Ориноко практически не велись из-за высокой стоимости и отсутствия технологий. Падение добычи на старых месторождениях в 80-е гг. заставило руководство страны активизировать разработку месторождений на этой территории, тем более что сегодняшние высокие мировые цены на нефть и уровень современных технологий добычи и переработки позволяют достичь прибыльности в таких проектах. Общие запасы углеводородов в поясе Ориноко оцениваются в 1,3 трлн. бар. (по большей части это сверхтяжёлая нефть). Глубина залегания составляет от 0,5 до 1,0 тыс. м. Оринокская нефть вязкая и обладает определённой текучестью в пластах, где температура достигает 55°С31. При традиционных способах добычи (бурение вертикальных скважин) коэффициент нефтеотдачи здесь не превышает 5 %, т.е. 95 % нефти таким способом не извлекается. Многозабойные горизонтальные скважины позволяют повысить коэффициент нефтеотдачи до 10–15 %. Наилучшего результата можно добиться методом паротеплового воздействия на нефтяные пласты. По оценкам геологической службы США (USGS), в поясе Ориноко технически можно добыть 513 млрд. барр. сверхтяжёлой нефти и 3,8 трлн. куб. м. природного газа. Несмотря на то, что USGS не предоставляет данных о той части нефтяных ресурсов, добыча которых выгодна экономически, ясно, что при нынешних мировых ценах доходы от них могут быть значительными.32 В 2006 г. ПДВСА начала проект «Магна Ресерва» («Magna Reserva») по сертификации запасов пояса Ориноко, который был разделён на четыре территории: Бояка (Boyaca), Хунин (Junin), Аякучо (Ayacucho) и Карабобо (Carabobo), каждая из которых поделена на лицензионные блоки. На начало 2010 г. были сертифицированы запасы в размере 133 млрд. барр. Ко времени завершения проекта (2016 г.) ПДВСА планирует довести доказанные запасы до 230 млрд. барр33. К этим работам были привлечены такие компании, как Petrobras (Бразилия), Petropars (дочерняя компания иранской National Iranian Oil Company, NIOC), China National Petroleum Company, CNPC (Китай) и Oil and Natural Gas Corp, ONGC (Индия). Разработка месторождений нефти в поясе Ориноко активизировалась в начале нынешнего века. К 2005 г. общая добыча, которая ведётся в рамках нескольких проектов, составила 700 тыс. барр. в сут., из них почти 70 % извлекалось из вертикальных и многозабойных горизонтальных скважин, а остальное – с применением паротеплового воздействия.34 К 2009 г. добыча в поясе сократилась до 400 тыс. барр. в сут. На начальных стадиях проектов сверхтяжёлую нефть после добычи смешивали с водой (около 25 % объёма), получая оримульсион – продукт, который можно транспортировать по трубам и использовать в качестве топлива на электростанциях. Его производство было запущено в 1986 г. Оримульсион конкурировал на мировом рынке с мазутом и углём во многих странах, в том числе в Канаде, Японии, Китае, Италии и Дании35. В 2006 г. программа по производству этого продукта была прекращена из-за его низкой стоимости на мировом рынке по сравнению с нефтью. Доступ к активам нефтеносного пояса Ориноко иностранные компании впервые получили в 1976 г. Так как транспортировка сырья по трубопроводам в чистом виде была невозможна, то каждое образовавшееся СП создавало собственную систему транспортировки нефти по двум трубам. По одной добытое сырье, смешанное с нефтью более лёгких сортов, перекачивалось на завод (апгрейдер), где подвергалось обработке для повышения качества. В обратном направлении, на промысел, поступал "разбавитель", отделённый на заводе от тяжёлой нефти. Комплекс, состоящий из четырёх таких заводов-апгрейдеров, расположен в порту Хосе. На выходе здесь получают нефть, очищенную от серы и металлов. Каждое СП имеет свой завод-апгрейдер, которые отличаются по мощности и качеству конечной продукции. Лучшим среди них считается завод проекта «Петроседеньо» («Petrocedeno»). Цель нескольких новых проектов, запущенных в последнее время, довести к 2018 г. общую добычу в поясе Ориноко примерно до 3 млн. барр. в сут. Большинство проектов предусматривает строительство заводов по улучшению качества нефти, продукцией которых будет смесь синтетической и сверхтяжёлой нефти, разбавленной лёгкими углеводородами. Для участия в разработке углеводородных активов иностранные компании должны заплатить «вступительный взнос» («bono de entrada»)36. Помимо нефти, Венесуэла также обладает значительными запасами природного газа. По оценкам, 90 % всех запасов природного газа страны – это сопутствующий газ37. Крупнейшим его потребителем является нефтяная промышленность Венесуэлы, где он используется для закачивания в пласты с целью повышения нефтеотдачи (именно нехватка природного газа на западных месторождениях является одной из причин сокращения там объёмов добычи нефти.) Монополистом на рынке природного газа Венесуэлы является ПДВСА. В 1999 г. был принят Закон о природном газе (Gas Hydrocarbons Law), который открыл рынок для частных инвестиций. Он также позволил частным инвесторам контролировать до 100 % всех проектов, не связанных с сопутствующим газом, и смягчил налоговое бремя разработчиков газовых месторождений. Крупнейшим частным предприятием в газовом секторе Венесуэлы является испанская компания Репсол (Repsol-YPF), обеспечивающая около 30 % добычи природного газа. Одними из крупнейших месторождений, не ассоциированного с нефтью природного газа, являются Барранкас (Barrancas) и Юкал Пласэр (Yucal Placer). Помимо ПДВСА и Репсол (Repsol-YPF) газ в Венесуэле производят компании Тоталь (Total), Петробрас (Petrobras) и Плюспетрол (Pluspetrol)38. Правительство Венесуэлы планирует увеличить потребление газа в бытовом секторе, создать газохимическую промышленность и построить магистральные трубопроводы для экспорта "голубого топлива" в другие страны Латинской Америки. Для увеличения потребления природного газа и доставки его на западные нефтяные месторождения (для закачки в нефтяные пласты) в Венесуэле модернизируется газопроводная система. В стране функционируют две не связанные друг с другом газотранспортные системы – восточная и западная магистрали общей протяжённостью около 4,7 тыс. км, которые планируется объединить в единую трубопроводную сеть. Так, модернизация газопровода «Интерконексьон Сэнтро Оксидентэ» («Interconnection Centro Occidente», ICO) к 2015 г. позволит связать западную и восточную части страны, а его мощность при этом возрастёт до 14,7 млн. куб. м газа в сутки.39 В начале 2008 г. начал функционировать газопровод «Антонио Рикортэ» («Antonio Ricaurte») между Колумбией и Венесуэлой. В 2009 г. газ с колумбийского месторождения Пунта Баленас (Punta Ballenas) поступал по нему на запад Венесуэлы в объёме 4 млн. куб. м в сутки. Предполагалось, что в 2013 г. после расширении добычи природного газа в Венесуэле сырьё пойдёт в обратном направлении40. Значительные запасы природного газа расположены на шельфе Венесуэлы. Основными газовыми офшорными участками Венесуэлы являются Марискаль Сукрэ (Mariscal Sucre) и Пталаформа Дельтана (Plataforma Deltana). Такие компании, как Chevron, Statioil, Total, Repsol-YPF, ENI и "Газпром", имеют доли в проектах по разведке газовых месторождений на море.41 Доказанные запасы Mariscal Sucre составляют 420 млрд. куб. м., что позволит добывать до 12,5 млрд. куб. м. газа в год, ранее разрабатывать этот участок компания ПДВСА планировала самостоятельно. Вместе с тем, недостаток финансовых средств и технологий вынудил её искать зарубежных партнёров. Газ с этого участка планируется направлять по трубопроводу длиной около 130 км на 2-ю линию СПГ-завода42 «Delta Caribe LNG»43. В 2009 г. на мелководном шельфе (блок Cardon IV) было открыто крупнейшее в стране газовое месторождение Перла (Perla), запасы которого оцениваются в 1,60–1,85 млрд. барр. н.э. объём добычи здесь достигает 1,4 млн. куб. м газа и 1,5 тыс. барр. конденсата в сутки. Месторождение разрабатывают Repsol и ENI в равных долях. В состав участников СП с долей 35 % планирует войти и ПДВСА, при этом доли каждого из иностранных партнёров сократятся до 32,5 %44. Для экспорта "голубого топлива " Венесуэла планирует выйти на рынок сжиженного природного газа. В связи с этим ПДВСА планирует построить первый в стране завод по сжижению газа "Delta Caribe LNG", рассчитанный на внедрение 4 технологических линий мощностью по 4,7 млн. т. СПГ в год. Планируется, что первая линия должна войти в строй в 2014 г., газ на неё будет поступать с блока № 2 офшорного газового бассейна Plataforma Deltana.45 Вместе с тем, венесуэльская госкомпания ПДВСА не обладает необходимыми финансовыми средствами и технологиями, а привлечение иностранных участников затруднено из-за ограниченности рынка сбыта венесуэльского газа. 1.2 Внешнеполитическая доктрина президента Уго Чавеса Доктрина «Боливарианской революции», новое видение администрацией Уго Чавеса будущего Венесуэлы предопределили и изменение контуров внешней политики страны. В 1999-2001 гг. произошли беспрецедентные в истории этого государства всплески дипломатической активности. При сохранении прежних основных направлений внешнеполитической деятельности (развитие взаимоотношений с США, странами Андского сообщества, Центральной Америки и Карибского бассейна), выделился и ряд иных приоритетов. Это укрепление сотрудничества с развивающимися странами, активное содействие процессу латиноамериканской интеграции, интенсификация контактов с государствами-членами ОПЕК, резкий разворот в направлении Юго-Восточной Азии, дальнейшее развитие связей со странами ЕС, наведение «политических мостов» с так называемыми «новыми полюсами силы» - Россией, Китаем, Индией. После победы на президентских выборах в 1998 г., но еще до своего официального вступления в должность, Уго Чавес предпринял масштабное заграничное турне, в ходе которого посетил Бразилию, Аргентину, Колумбию, Мексику, Испанию, Францию, Германию, Италию, Канаду, Кубу, США и Доминиканскую Республику. В ходе этих поездок и встреч с руководителями стран Европы, Латинской Америки и Северной Америки началась «подготовка плацдарма» для реализации намеченных Уго Чавесом задач - повышения роли Венесуэлы на международной арене. После инаугурации нового президента в 1999 г., в ходе формирования нового кабинета министров, министром иностранных дел был назначен один из ближайших соратников Уго Чавеса - известнейших политик и журналист Хосе Винсенте Ранхель. В своих заявлениях в новом качестве Ранхель неоднократно подчёркивал, что главная цель нового внешнеполитического курса страны – это стремление к абсолютному и полному национальному суверенитету. В течение двух с небольшим месяцев возглавляемое им Министерство иностранных дел сформулировало и официально обнародовало четыре основные направления своей деятельности: 1. Осуществление «торговой, экономической и финансовой дипломатии». 2. Оживление политики, направленной на создание региональных блоков. 3. Более решительная политика по отношению к государствам, претендующим на мировую гегемонию. 4. Реструктуризация структуры Министерства, позволяющая решить поставленные выше задачи46. Нефтяной фактор оказывал существенное влияние на перечисленные выше направления новой венесуэльской дипломатии. Согласно определению, данному специалистами Министерства иностранных дел Венесуэлы, «торговая, экономическая и финансовая дипломатия» является комплексом предпринимаемых государством мер, направленных на привлечение иностранных инвестиций, интенсификацию торгового обмена с другими государствами и т. д. Кроме того, по мнению Министерства, такая политика должна наполнить реальным содержанием международные договоры о сотрудничестве, заключённые Венесуэлой, так как экономические аспекты являются неотъемлемой частью дипломатической работы47. В качестве практического шага по реализации этой политики стало распоряжение Уго Чавеса о том, что ни один зарубежный визит президента или министра иностранных дел не должен был обходиться без участия представителей венесуэльских деловых кругов. Президент Федерации торговых и промышленных палат и ассоциаций Ф.Нотера оценил это решение как «огромную возможность, о которой уже так давно просили предприниматели с тем, чтобы совместно с венесуэльским государством продвигать свою продукцию за рубеж и демонстрировать свою конкурентоспособность»48. Кадровая политика Чавеса по отношению к дипломатическому корпусу также оказалась подчинена интересам проведения «торговой, экономической и финансовой дипломатии». На постах послов в ряде государств кадровые дипломаты были заменены специалистами в экономической области. Прежде всего, это касалось нефтедобывающих государств. К примеру, пост Чрезвычайного и Полномочного посла в Российской Федерации занял нефтяной аналитик Франсиско Лопес Миерес, пост посла в Королевстве Саудовская Аравия и по совместительству в Королевстве Бахрейн и Султанате Оман - специалист в области экономики и администрирования нефтяной отрасли Карлос Мендоса Потелла49. Выработка внешнеполитической доктрины Венесуэлы продолжилась в 2000-2001 гг. Она получила своё официальное оформление в виде 5-й главы «Национального плана развития на 2001-2007 гг.», озаглавленной «Укрепление национального суверенитета и создание многополярного мира». Данная глава состоит из двух разделов — цели внешней политики Венесуэлы и набор стратегий по их достижению. В первом разделе намечено пять основных целей, каждая из которых распадается на ряд подпунктов. Первая цель - содействие созданию многополярного международного сообщества. Вторая — продвижение процессов интеграции в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна. Третья — укрепление и диверсификация международных связей Венесуэлы. Четвертая — укрепление позиций Венесуэлы в мировой экономике. Пятая — содействие созданию нового режима коллективной безопасности в Западном полушарии.50 Данный перечень задач свидетельствует о том, что внешнеполитическая доктрина Уго Чавеса имела своей целью значительно усилить роль Венесуэлы как в Латинской Америке, так и в целом на международной арене. Таким образом, внешнеполитическая доктрина Уго Чавеса не представляла собой принципиально нового курса венесуэльской дипломатии. В определённой мере она явилась возрождением тезиса о «Великой Венесуэле» (80-х гг.), стремлением вновь занять лидирующие позиции среди государств третьего мира. Трансформировался только набор идеологических установок, под знаменем которых венесуэльская дипломатия стремилась объединить «страны Юга»51. Администрация Уго Чавеса также стремилась распространить на сферу международных отношений ценности «боливарианской революции». Как следует из Национального плана развития, целью номер один венесуэльской внешней политики провозглашалось формирование многополярного мира. «После крушения СССР и падения Берлинской стены Венесуэла находится в авангарде борьбы против неолиберализма, который, как раковая болезнь, разъедает наше общество»52 - заявлял Чавес. При этом Венесуэла стремилась к поиску союзников, способных противостоять гегемонистским устремлениям США, в том числе в лице России и Китая. В частности, как заявлял венесуэльский президент в ходе своего визита в Китай в октябре 1999 г., «мы не верим в неолиберальные постулаты Запада, разрушительные для стран третьего мира. Нас хотят заставить копировать экономические модели, которые привели к нищете миллионов людей... Если советская система рухнула, это не значит, что капиталистическая неолиберальная модель является единственно возможной для нас. Поэтому мы просим Китай, чтобы он продолжил свои усилия, направленные на то, чтобы мир не управлялся путём лишь одной универсальной политики...»53. Подобные риторические высказывания были подтверждены практическими действиями. В 1999 -2002 гг. Венесуэла действительно оказалась в роли лидера стран Юга, в авангарде борьбы за создание многополюсного мира и против неолиберализма. Наступательная позиция Каракаса, энергичные дипломатические усилия Уго Чавеса по развитию диалогов Юг-Юг и Север- Юг получили признание со стороны лидеров развивающихся государств, благодаря чему Венесуэла стала председателем сразу двух крупнейших объединений стран Юга – «Группы 15» (с мая 2001 г.) и «Группы 77»54 (с ноября 2001 г.). В качестве председателя Группы-15 Уго Чавес поставил перед венесуэльской дипломатией задачу укрепить институционные основы этой организации и добиться от развитых государств перевода в практическую плоскость декларируемого диалога Север-Юг. В ходе встреч с лидерами промышленно развитых держав - президентом Франции Ж.Шираком (октябрь 2001 г.), британским премьер-министром Э.Блэром (октябрь 2001 г.) и президентом России В.Путиным (октябрь 2001 г.) Чавес лоббировал предложение Группы учредить постоянный консультационный многоуровневый механизм G-8 - G-15. Благодаря этому механизму Группа-15 должна была бы представлять в диалоге с Севером интересы всего Юга. Уго Чавес от имени Г-15 продвигал также идею о создании специального механизма в рамках ВТО, который предоставлял бы развивающимся странам преференциальный режим в мировой торговле. Деятельность лидера Венесуэлы на постах председателя Группы-15 и Группы-77 получила неоднозначную оценку среди развивающихся стран. С одной стороны, снискали всеобщее уважение энергичность и последовательность Уго Чавеса в деле отстаивания интересов развивающихся государств. С другой стороны, в выступлениях Уго Чавеса не переставая звучала конфронтационная тональность, была подвергнута сомнению сформировавшаяся в 90-е годы XX века философия солидарности и партнёрства, в основе которой лежат принципы взаимозависимости и взаимной заинтересованности Юга и Севера в устойчивом развитии. Более того, конфликт Уго Чавеса как с внутренней оппозицией, так и с рядом промышленно развитых стран стал причиной срыва двух важнейших мероприятий, проведение которых намечалось на территории Венесуэлы, - XII саммита Группы-15 и XI заседания Межправительственного координационного комитета Группы-77. Это нанесло удар по международному престижу Венесуэлы55. Подводя итог краткому анализу внешнеполитической доктрины администрации Уго Чавеса, можно сделать вывод, что ее внешнеполитический курс определяли, с одной стороны, практические торгово-экономические интересы Венесуэлы, а с другой стороны - набор идеологических постулатов «боливарианской революции». И зачастую экономические и идеологические интересы вступали в противоречие между собой. Так, стремясь к решению на международном уровне общих для всех развивающихся стран экономических проблем, Уго Чавес в силу излишней идеологизированности своих политических позиций лишь затягивал узел противоречий в диалоге между Севером и Югом. Постоянные поиски баланса между экономическими и идеологическими интересами во внешнеполитической сфере наиболее наглядно видны на примере нефтяной дипломатии Каракаса. Это связано с тем, что в 1999-2000 г. обострился конфликт между странами-производителями и странами- потребителями нефти, в связи с чем политические факторы стали играть особо важную роль в развитии мирового нефтяного рынка. В этой ситуации Венесуэла получила шанс увязать в рамках нефтяной дипломатии два важнейших компонента своей внешнеполитической стратегии: во-первых, стремление противостоять неолиберальным идеям и гегемонии наиболее промышленно развитых стран, а во-вторых, желание за счёт «экономической дипломатии» повысить благосостояние страны. И первую, и вторую цель представлялось возможным достигнуть путём установления стабильно высоких нефтяных цен. 1.3 Современное состояние нефтяной отрасли экономики Венесуэлы Венесуэла является одним из ведущих игроков на мировом рынке нефти, являясь членом ОПЕК и выступая на мировой арене в качестве одной из крупнейших стран, занимающихся нефтедобычей. Это позволяет относить ее к странам, оказывающим большое влияние на мировые процессы. В результате усилий У.Чавеса по координированию политики государств – членов ОПЕК возросла роль Венесуэлы в формировании мировых цен на нефть. В условиях мировой глобализации экономический прогресс Венесуэлы оказался в зависимости от влияния внешних факторов. К внешним вызовам относятся: зависимость от ситуации на мировых рынках энергоносителей, влияние финансово-экономического кризиса и его последствий, угроза вме....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: