- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Стимуляция процесса психической и речевой деятельности дошкольников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007068 |
Тема: | Стимуляция процесса психической и речевой деятельности дошкольников |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Логопедическая ритмика является действенным средством воздействия на многочисленные нарушения психомоторных, а так же сенсорных функций у дошкольников с речевой патологией, с помощью системы движений вместе с музыкой и словом. Логопедическая ритмика очень востребована в комплексе мер по преодолению заикания. Она основана на взаимодействии слова, музыки и движения, где одно из них преобладает либо же тесно связано между собой. ( Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» 2003) Изначально занятия по логопедической ритмике, как особое направление лечебной ритмики, были разработаны В.А. Гиляровским в 30-х годах 20 века, они заключались в системе музыкально-двигательных, музыкально-речевых и речедвигательных упражнений, с целью коррекции заикания у детей разных возрастных групп. После чего, усилиями ученого Г.А. Волковой методика лечения логопедической ритмикой, стала широко применяться в работе со взрослыми, которые страдают афазией, с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, страдающими дислалией, дизартрией, ринолалией, алалией, нарушением голоса, заиканием, спотыканием, тахилалией, брадилалией. В процессе прохождения практической деятельности значительная часть внимания уделялась использованию логоритмики, для коррекции речевых дефектов дошкольников, что заключалось в выполнении музыкально-ритмических и логоритмических упражнений. Выбранная мною тема дипломной работы, приобретает свою актуальность, в связи с тем, что у детей дошкольного возраста зачастую наблюдаются сильные нарушения различных компонентов языковой системы, плохо сформированы речевые, психомоторные процессы и таких детей сейчас, очень много. Цель дипломной работы – стимуляция процесса психической и речевой деятельности дошкольников, где положительную роль играет логоритмика. Предмет дипломной работы – использование игровых элементов и творческих заданий, для коррекции развития речи дошкольников. Объект дипломной работы – процесс улучшения речевого развития у дошкольников. Гипотеза – представляется возможным, выдвинуть предположение, что в процессе усердной, целенаправленной и систематической работы могут произойти качественные улучшения в речевом развитии у детей дошкольного возраста, с помощью использования логопедической ритмики, предполагающем изучение каждого ребенка. В соответствии с целью дипломной работы, можно поставить следующие задачи: 1. Выявить признаки задержки психического развития у дошкольников; 2. Рассмотреть особенности детей с дефектом речи; 3. Изучить коррекционную работу и ее историю; 4. Подобрать методики исследования речевых дефектов у дошкольников; 5. Проанализировать результаты исследования; 6. Дать практические рекомендации родителям и педагогам. Нами применялись следующие методы исследования: Анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент. Контингент испытуемых – дети старшего дошкольного возраста. Признаки задержки психического развития у детей дошкольного возраста Как в отечественной, так и в зарубежной науке, проблема отклонений в психологическом развитии, появилась и приобрела особенное значение только лишь в 20-веке, в следствии появления огромного количества детей, которые испытывали сложности в процессе обучения. Большее значение ученые и психологи придавали анализу причин послуживших неуспеваемости. Её резкое увеличение на фоне усложнения программ обучения, привело их к выводу о существовании каких- то форм психической недостаточности, которые проявлялись в условиях завышенных учебных требований. Общий клинико-психолого-педагогический анализ неуспевающих учеников, лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития. В последние 15 лет, обобщенные психолого-педагогические исследования дошкольников с запоздалым психическим развитием, позволили собрать не малое количество данных, которые характеризовали своеобразие психического развития детей этой категории. По всем изучаемым показателям дети с запоздалым психическим развитием варьируют между умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстниками. Уровень интеллектуального развития, который устанавливается при помощи теста Векслера, у детей с задержкой психического развития очень сильно граничит с умственной отсталостью. Задержка психического развития является одной из самых распространенных форм нарушения психики, при котором ребенок, продолжает дальше оставаться в кругу игровых интересов. К детям с задержкой психического развития можно отнести дошкольников, которые не имеют сильно выраженных отклонений в развитии. Такие дети испытывают трудности с адаптацией в обществе, которые обусловлены недостаточной внимательностью, незрелостью мотивационной сферы, плохим самоконтролем, пассивностью, нарушениями моторики, речи и работоспособности. Однако все перечисленные характеристики хоть и обуславливают необходимость определенного подхода к детям с запоздалым психическим развитием, но не препятствуют освоению детьми данной категории общеобразовательных программ развития. Зачастую в медицинской и психологической литературе детей с запоздалым психическим развитием классифицируют как: «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в обучении», а так же «нервные дети», что, однако не противоречит пониманию природы задержки психического развития. Основываясь на одном из социально-педагогических подходов, таких детей можно назвать – «дети группы риска». (Г.Ф. Кумарина) По достижении ребенком возраста 1 года, нормой являются манипуляции с предметами, самостоятельная ходьба, коммуникативно-познавательная активность, появление первых слов. Ребенок, который нормально развивается, активно идет на контакт со взрослыми. Данные достижения это основа для развития нормальной психики на последующих годах жизни, а так же залог дальнейшего развития общей и мелкой моторики, сенсорной деятельности, формирование речи. Значимым фактором является своевременное развитие речи, за счет которого происходит качественная перестройка психических функций. Как показывает практика, что чем раньше будут выявлены отклонения от нормы и быстрее предоставлена профессиональная помощь ребенку, тем выше вероятность преодолеть имеющиеся нарушения и предупредить отклонения в развитии. Дошкольники с задержкой психического развития имеют ряд особенностей. Зачастую это соматически слабые дети, которые отстают как в физическом, так и в психическом развитии. По отношению к возрастным возможностям, в процессе обследования можно выявить несформированность физического развития, техники движений, двигательных качеств. Выявляется ухудшение ориентировочно-познавательной деятельности, с удержанием и привлечением внимания ребенка возникают затруднения. Снижена сенсорно-перцептивная деятельность. Этим детям тяжело определить свойства и обследовать тот или иной предмет. Но в отличие от умственно отсталых детей, они с легкостью вступают в контакт со взрослым и используют его для решения наглядно-практических задач. Эти дети, практически не владеет речью, они используют или несколько лепетных слов или отдельные звуковые комплексы. Конечно, у некоторых из них, вполне может быть сформирована простая фраза, но постоянно использовать фразовую речь у них получается плохо. Они связывают манипулятивные действия с предметами и предметные действия между собой. При помощи взрослого человека им намного легче освоить дидактические игрушки, но способы выполнения соотносящих действий остаются несовершенными. Дети с задержкой психического развития нуждаются в наибольшем количестве времени для решения наглядных задач. Когда ребенок затрудняется, самостоятельно есть ложкой, испытывает трудности в процессе раздевания и одевания, а так же в предметно-игровых действиях, это может означать недостаточность тонкой моторики и общую моторную неловкость. Детям с задержкой психического развития тяжелее адаптироваться в обществе. Поступив в дошкольное учреждение, они начинают часто болеть. Для того, что бы создать благоприятные условия, которые облегчат процесс адаптации ребенка, требуется целый комплекс мер со стороны педагогов, психологов, медицинских работников и родителей. В процессе изучения психологических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития, следует помнить, что это дети, возрастные возможности которых не были реализованы. Любые психологические новообразования возраста у них своеобразны и развиваются с некоторым запаздыванием. Зачастую дети с запоздалым психическим развитием плохо развиты физически, то есть имеют малый вес и рост, внешне напоминают детей младшего возраста. В легких формах запоздалое психическое развитие имеет первичное нарушение познавательной деятельности, которое тесно связано с дефицитарностью отдельных корковых функций. В основном, при запоздалом психическом развитии, обычно нарушен темп созревания какой-то одной системы. Имеет высокую вероятность, замедленный темп созревания лобной области, а так же ее связей с иными отделами коры и подкорки мозга. К симптомам, которые указывают на не развитость лобной коры головного мозга можно отнести: снижение критичности, недоучет важных характеристик ситуации, равнодушие к себе и окружающим, неразвитость моторики и прочее. Как правило, данные симптомы носят временный характер и обратимы. Задержка психического развития у дошкольников – это полиморфное сложнейшее нарушение, из-за которого у них страдают различные составляющие психологической, психической и физической деятельности. У дошкольников с запоздалым психическим развитием заметно отставание в формировании общей и, особенно тонкой моторики. Очень сильно страдают двигательные качества и техника движений. У них плохо получается обслуживать себя самостоятельно и мало развиты навыки в изобразительной деятельности, лепки, конструировании и аппликации. Все выше сказанное, позволяет сделать вывод о необходимости ведения специализированных занятий по развитию моторики детей дошкольного возраста. Многие исследователи заостряли свое внимание, на таком характерном признаке задержки психического развития как недостаток внимания и сосредоточения на определенной деятельности. Дошкольники с задержкой психического развития очень рассеяны и не могут сконцентрировать свое внимание на долгое время, а так же быстро переключить его, в процессе смены деятельности. Таким детям свойственно часто отвлекаться, в особенности на словесный раздражитель. Их деятельность не достаточно сконцентрирована, они быстро отвлекаются, истощаются и устают. Для развития всех форм их мыслительной деятельности, характерны скачки ее динамики. Так же, у дошкольников с задержкой психического развития не редко проявляется инертность, в данном случае ребенку сложно переключиться с одного задания на другое. Сенсорное восприятие у детей с задержкой психического развития тоже страдает, зрение и слух у них физиологически сохранены, в то время как процесс восприятия значительно затруднен. Процессы восприятия у детей с задержкой психического развития замедлены, не слишком избирательны, зачастую фрагментарны. Затруднения в восприятии сказываются на задержке развития всей познавательной деятельности ребенка. По сравнению с нормально развивающимися детьми, у детей с задержкой психического развития ориентировочно-исследовательская деятельность имеет более низкий уровень развития, такие дети не могут обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, долгое время используют практические способы ориентировки в свойствах предметов. Такие дети могут правильно выполнить просьбу, к примету, «дай синий карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного им карандаша затрудняются. Отклонения в развитии памяти так же являются характерным признаком запоздалого психологического развития у ребенка. Память у дошкольников с запоздалым физическим развитием очень специфичная. Для начала, они имеют низкую прочность запоминания, и объем их памяти значительно ограничен. Для них характерно быстро забывать информацию и не точно ее воспроизводить. Больше всего страдает вербальная память. То, на сколько, этот дефект выражен, зависит от происхождения запоздалого психологического развития. Одной из особенностей недостатка памяти у детей с запоздалым психическим развитием, является то, что могут страдать только лишь отдельные ее виды, сохраняя другие. С целью усвоения некоторых мнемотехнических приемов и овладения логическими способами запоминания, таким детям необходим правильный подход к обучению. Поведение детей с задержкой психического развития, похоже на поведение детей более младшего возраста. Развитие мыслительной деятельности у них тоже своеобразно. Задержку можно заметить уже на уровне наглядных форм мышления, дети испытывают затруднения в формировании сферы образов-представлений. Дошкольники с запоздалым психическим развитием имеют несформированность способности к творческому мышлению, у них замедлен процесс формирования мыслительных операций. По достижении старшего дошкольного возраста у детей с запоздалым психическим развитием уровень словесно-логического мышления не отвечает их возрасту. Им тяжело даются логико-грамматические структуры, которые выражают пространственные отношения, детям с задержкой психического развития затрудняются давать словесный отчет в процессе выполнения заданий на осознание данных отношений. Так, можно прийти к выводу о недостаточной развитости аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления: дети с задержкой психического развития испытывают трудности при вычленении составных частей фигуры состоящей из нескольких элементов, определить особенности их расположения, они не учитывают малозаметные детали, затрудненно синтезирование, другими словами мысленно определить свойства объекта. Анализ объектов у детей с запоздалым развитием речи имеет такие отличительные черты, как: недостаточная тонкость, односторонность, не планомерность. Из-за чего, возникают проблемы с заданиями на установление причинно-следственных связей, а так же построение программы событий. Особенно следует выделить такой признак запоздалого психического развития, как неправильное развитие речи. Большинство из дошкольников с запоздалым развитием речи имеет дефекты звукопроизношения. Среди дошкольников, которые являются воспитанниками специализированных групп, многие из них страдают таким нарушением речи как дизартрия. У дошкольников с запоздалым психическим развитием речевые нарушения имеют единый характер и входят в структуру дефекта. У детей данной группы словарный запас значительно ограничен. Зачастую в их речи сложно встретить прилагательные и наречия, а глагольный словарь сильно сужен. Они имеют трудности со словообразовательными процессами. На уровне импрессивной речи можно отметить затруднения в понимании сложных многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций, к примеру «Петя старше Кати», «Тополь стоит на краю леса», детям плохо понятен смысл рассказов со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления текстов рассказов и сказок. У детей с запоздалым психическим развитием очень слабый интерес к игрушкам и играм, они с трудом придумывают смысл и сюжет игры. Их не интересует игра как совместная деятельность, малообщительны с другими детьми в процессе игры, а так же нередко вступают в конфликты, коллективная игра совсем не складывается. Особое формирование поведения дошкольников с запоздалым психическим развитием обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы. Низкий уровень коммуникативной деятельности в сравнении и нормально развивающимися детьми. Они могут подчинять собственные желания требованиям взрослых, однако могут реагировать аффективно, то есть отвечать негативизмом, упрямством и протестом. Тяжело идет на контакт с окружающими, возможно проявления эмоционального замыкания, эгоизма, агрессивности. У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Многие страдают повышенной тревожностью, в отношении взрослых от которых они зависят. Новые люди их интересуют намного меньше, чем новые вещи. Когда такие дети сталкиваются с проблемами, в процессе какой либо деятельности, им проще вовсе прекратить работу, нежели обратиться за помощью взрослого. Что касательно причин задержки психического развития, они многообразны, а факторы риска развития данного нарушения, можно условно разделить на: биологические и социальные факторы. В свою очередь, биологические факторы можно объединить в две группы: медико-биологические и наследственные. Медико-биологические причины заключаются в ранних органических поражениях центральной нервной системы. У большего числа детей в анаминезе можно наблюдать тяжелый перинатальный период, который связан с неблагополучным течением беременности и родов. К социальным факторам следует отнести: нежеланную беременность, воспитание в неполных семьях, частые конфликты в семье, криминальное окружение, низкий уровень образованности родителей. Очень сильное влияние на запоздалое психическое развитие у ребенка оказывает совокупность медико-биологических и социальных факторов. К примеру, конфликты в семье, провоцируют и усугубляют влияние наследственных и резидуально-органических факторов на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Ребенку с задержкой психического развития, сложно реализоваться как личности, сформировать самосознание и самооценку. В старшем дошкольном возрасте, такой ребенок не проявляет ни к чему особого интереса и инициативы, обладает недостаточно яркими эмоциями, ему сложно их выражать, а так же понимать эмоции окружающих. Ребенок не может самостоятельно регулировать собственное поведение и жить по установленным правилам. Если не оказать ему специализированную психологическую помощь, он окажется психологически не подготовленным к дальнейшей школьной жизни. Особенности детей с дефектом речи Основополагающей характеристикой общего развития детей, является становление речи. Если ребенок развивается правильно, ему присущи хорошие способности для освоения языка. Головной мозг и речь находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Функционирование речи зависит от работоспособности мозга, потому речь и называют высшей психической функцией. Главными факторами для нормального становления речи являются: зрелое состояние коры головного мозга, сохраненный слух, артикуляционный аппарат и речевое окружение, которое с самого рождения ребенка в значительной мере обеспечивает полноценное формирование речи. Дефекты речи встречаются очень часто, как у детей, так и у взрослых. Их причины весьма разнообразны. В запущенных случаях дефект речи, не ограничивается нарушением в произношении звуков, а сопровождается нарушениями слуха, маленьким активным и пассивным словарем, неправильным построением фраз и предложений. В качестве причин дефектов речи, можно выделить следующие: 1. Аномальное течение беременности и родов; 2. Нарушение функций, исполняемых артикуляционным аппаратом; 3. Дефект органов слуха; 4. Задержка психического развития; 5. Наследственные и социальные факторы. Дети, которые в раннем возрасте перенесли тяжелое заболевание, отстают в психическом развитии, слабые и не получающие полноценного здорового питания, чаще сталкиваются с трудностями в процессе освоения речи. Известно множество случаев, когда причиной для задержки речи становились нарушения органов слуха. Другими словами дефект слуха может привести к задержке речевого развития. Когда маленький ребенок имеет проблемы со слухом, он не может реагировать на звуки и не способен повторять их. В старшем возрасте, дети используют жестикуляцию и внимательно следят за движениями губ говорящего человека. Но этого не достаточно для правильной оценки слуха ребенка, потому что, опираясь лишь на элементы поведения, обладающие субъективным характером, не получится сделать правильных выводов. Давайте рассмотрим основные дефекты речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста, в качестве примера приведем, одну из самых распространенных классификаций, так как на данный момент времени единой классификации пока не существует: Дефекты речи связанные с наличием органического поражения центральной нервной системы, к ним относятся: Афазия - поражение речевых зон коры головного мозга, в результате которого страдают все компоненты речи. Алалия – поражение речевых зон коры головного мозга, возникающие в доречевом периоде и ведущие за собой недоразвитие речи системного характера. Дизартрия – дефект иннервации мускулатуры, которая обеспечивает речь, в результате чего у ребенка нарушается звукопроизношение. Дизартрия подразделяется на несколько видов, отличающихся между собой очагами поражения – это бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, подкорковая; Нарушения речи, которые вызваны функциональными изменениями центральной нервной системы: Заикание – нарушение нормально ритма речи, вызванное непроизвольными остановками, прерывающих высказывание или повторов звуков и слогов. Мутизм – отказ ребенка от общения при отсутствии дефектов речевого аппарата. Сурдомутизм – нарушение речи и слуха, которое носит временный характер и обусловленное стойкими ограничениями расстройства слуха; Дефекты речи, которые возникли в следствии нарушения в строении артикулярного аппарата: Механические дисплазии – дефекты речи, которые вызваны особенностями анатомического строения полостей носа и рта. Риноплазия – нарушение речи, которые появляются у детей с расщелиной нёба; Отставания в речевом развитии, которые имеют разнообразное происхождение: в результате недоношенности ребенка, последствие перенесенного тяжелого заболевания внутренних органов, педагогическая запущенность и прочее. Поскольку у дошкольников речь развивается более интенсивно, проводить коррекционную работу над этими нарушениями следует в детском возрасте. Если пустить все на самотек, данные речевые дефекты, в будущем вызовут немало трудностей в общении. Нельзя упускать тот факт, что трудности в общении всегда приводят к закомплексованности ребенка, что в свою очередь повлияет на процесс обучения и не позволит ему раскрыть свои таланты и возможности. Дети, которые имеют речевые дефекты, обычно страдают органическими и функциональными отклонениями в состоянии центральной нервной системы. В случае, когда имеются органические поражения мозга можно отметить что, дети очень плохо переносят жару, езду в транспорте, духоту, качели и часто жалуются на головные боли, головокружения и тошноту. Во многих случаях, можно наблюдать разнообразные двигательные отклонения: нарушение равновесия, плохая координация. Такие дети быстро выматываются и устают. В их поведении можно заметить излишнюю раздражительность, сильную возбудимость, двигательную расторможенность, им тяжело сидеть спокойно, вместо чего они болтают ногами или что-то теребят в руках и прочее. Часто возникают перепады настроения, с проявлением агрессии, беспокойства и навязчивости. Вялость и заторможенность у них наблюдается значительно редко. Этим детям не хватает энергии, они быстро утомляются, причем их усталость скапливается к концу дня и к концу недели. Это утомление сильно сказывается на самочувствии и поведении ребенка, в общем. Что отражается в частых головных болях, расстройстве сна, вялости, или же наоборот большой двигательной активностью. Детям с дефектами речи очень сложно, во время какого либо занятия сохранять внимательность и работоспособность. Двигательное беспокойство у них проявляется в том, что они излишне возбудимы и не усидчивы, никак не реагируют на замечания старших и им тяжело сосредоточится на каком либо занятии. Как правило, дети с дефектами речи отличаются плохим вниманием и неустойчивой памятью, в особенности речевой, они плохо воспринимают словесные инструкции, не контролируют свое поведение и обладают пониженной работоспособностью. Одной из характерных особенностей внимания детей с дефектами речи является, отвлекаемость и неумение делать над собой усилие, что бы преодолеть трудности. В процессе сильного эмоционального возбуждения, у них не получается сосредоточиться на каком либо виде деятельности. Основываясь на клинико-психологической характеристике, дети, которые страдают дизартрией, представляют собой крайне не однородную группу. Однако взаимосвязь между выраженностью психопатических отклонений и тяжестью дефекта отсутствует. К примеру, данное заболевание, даже в самых тяжелых формах, не редко наблюдается у детей с нормальным интеллектом, а незначительные проявления наблюдаются как у детей с нормальным интеллектом, так и у детей с олигофренией. Детей страдающих дизартрией, в зависимости от их общего психофизического развития, по и клинико-психологической характеристике можно разделить на несколько групп: Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием; Дизартрия у детей с ДЦП; Дизартрия у детей с олигофренией; Дизартрия у детей с гидроцефалией; Дизартрия у детей с ЗПР; Дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. У детей страдающих дизартрией, вместе с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи, довольно часто, наблюдаются не сильно выраженные дефекты памяти, внимания, интеллектуальной сферы, небольшие двигательные расстройства и нарушения эмоционально-волевой сферы. Для детей, страдающих от заикания характерны разнообразные дефекты речевой и общей моторики, которые могут быть как насильственными, так и произвольными уловками. Под уловками следует понимать вспомогательные движения, с помощью которых, дети с заиканием пытаются скрыть или облегчить свою трудную речь. Часто, можно заметить общее моторное напряжение, нарушение координации, вялость, расторможенность, двигательное беспокойство или же наоборот скованность движений. У заикающихся детей, не редко возникает чувство собственной неполноценности. Они начинают переживать, что своим дефектом привлекают внимание окружающих и бояться быть предметом насмешек. Как отмечал ученый Н.И. Жинкин, что чем больше заикающийся переживает за исход собственной речи, и чем больше общество оценивает такое произношение как дефективное, тем сильнее нарушается речевой самоконтроль. Дети с заболеванием алалией, на уровне произвольности и осознанности, страдают от недоразвития множества основных психических функций, таких как память, мышление и прочее. Они замкнуты, негативны, неуверенны в себе, напряжены и сильно раздражительны, обидчивы, а так же склонны к излишней слезливости. Их эмоциональное состояние крайне не устойчиво, в связи с этим, их работоспособность резко меняется. Дети, которые имеют функциональные отклонения в центральной нервной системе, излишне эмоциональны, нервные и часто расстраиваются из-за любой жизненной мелочи, такой как замечание воспитателя или неуважительное отношение со стороны других детей. В их поведении можно заметить повышенную возбудимость, агрессию, или же наоборот излишнюю застенчивость, пугливость. У детей с дефектами речи, мышление является одной из самых важных проблем. Как подметил Н.И Жилкин, «задержка одного из компонентов (речи или мышления) у ребенка может вызвать задержку всего развития и даже его остановку» [50,с 9]. К особенностям мышления у детей с нарушением речи можно отнести: надуманные ответы, желание угадать, плохую концентрация внимания, отсутствие интереса к заданиям, нуждаемость в помощи взрослого, для решения задач с которыми он не в силах справиться самостоятельно. Так же детям с дефектом речи присуши: замедленная прогностическая деятельность, недоразвитость рациональной стратегии, низкий уровень продуктивной организации мыслительной деятельности. (Т.А. Фотекова 2003) Так же, немаловажен тот факт, что у детей данного типа воображение и речь находятся в тесной взаимосвязи. Изучая воображение у детей с дефектами речи, Л.С. Выготский отметил, что задержка в развитии речи, знаменует собой задержку развития воображения. Такие дети, выполняя задания по изо-деятельности, чаще прибегают к копированию образцов и предметов которые видят, а так же нередко и вовсе отклоняются от задания. В отличие от детей, не имеющих проблем в развитии речи, при попытке дать описание чему либо, они упрощают фразы, затрудняются с ответами, и их словарный запас значительно ограничен. К специфическим особенностям воображения у детей с нарушением речи относятся: низкая мотивация в деятельности, и познавательных интересах, скудный запас сведений об окружающем мире, отсутствие целенаправленности в деятельности, трудности в создании воображаемой ситуации, низкая точность представлений о предметах, плохо развитая произвольная регуляция образной сферы. В своих исследованиях С.В. Дьякова и С.П. Кондрашов отметили, что дети с ринолалией еще в раннем детстве вместе с существенным нарушением пороговой чувствительности имеют скудное воображение, что всегда зависит от развития речи ребенка. По результатам исследований слуховой памяти И.Т. Власенко, Е.М. Мастюковой, дети с нарушениями речи имеют, слабое удержание речевых сигналов и точность их воспроизведения, сильную заторможенность слухоречевых следов, низкий уровень развития произвольности и контроля слуховой памяти, дефекты узнавания слов, медленная ориентировка в условиях поставленных задач и прочее. Дети с нарушением речи обладают низкой вербальной памятью, не смотря на это, у них имеется зависимость между тяжестью органического синдрома и выраженностью нарушений памяти. Вербальная память сильно зависит от степени речевого заболевания. Дети, страдающие от дизартрии имеют значительные трудности с воспроизведением и удержанием слуховой информации. К качественным показателям слухоречевой памяти у детей с дефектами речи можно отнести: небольшой объем памяти, заниженную прочность и точность воспроизведения слов, зачастую встречались случаи полного забывания фраз после интерферирующей деятельности. Личностное развитие у детей дошкольного возраста с нарушениями речи характеризуется неуверенностью в себе, вялостью, низкой речевой активностью, отсутствием какой либо инициативы, завистью к другим детям, подавленным состоянием и отсутствием признаков ролевого поведения. В литературе, очень часто встречается мнение, что речевые дефекты способствуют формированию неадекватной самооценки: робость, неуверенность в своих возможностях, чувство собственной малоценности. Реакция на не успех в чем либо, у детей с дефектами речи сильно отличается от той, которая должна наблюдаться в норме. У них снижен уровень притязаний, так как испытав успех в выполнении задания, такие дети, вместо того что бы перейти к более сложному заданию, предпочитают задание полегче. Это объясняется формированием защитной реакции и желанием ребенка поддерживать успех хотя бы на низком уровне. Так же, дети с нарушением речи сильно подвержены страхам и тревогам. Можно выделить две разновидности тревожности: Ситуативная тревожность – это чувство тревоги, возникающее при определенной ситуации, которая вызывает сильное беспокойство; Личностная тревожность – это постоянное тревожное состояние ребенка, в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, которые к этому никак не предрасполагают. У детей, испытывающих чувство тревоги отмечается заниженная самооценка, повышенная чувствительность, беспокойство, ожидание неприятностей, боязнь окружающих. Они очень тяжело переносят собственные неудачи в связи с чем запросто отказываются от того или иного вида деятельности. В сильно запущенных случаях, у ребенка с нарушением речи, страдающего тревожными расстройствами формируется комплекс неполноценности, который в дальнейшем препятствует коррекции речевого дефекта. Важным условием для разностороннего развития личности у дошкольников, страдающих нарушениями речи, является игровая деятельность. В свою очередь недостатки в произношении звуков, скудность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи и ее плавности сильно влияют на игровую деятельность детей и порождают у них некоторые особенности поведения в игре. Даже при всей доступности правил игры, дети, страдающие такими заболеваниями, как дислалией и ринолалией зачастую теряют возможность совместной игровой деятельности со сверстниками, по причине неправильного звукопроизношения, неумения выразить собственную мысль, и страха показаться смешным. Затрудняют участие данного типа детей в коллективной игре и такие факторы как, слабая условно-рефлекторная деятельность и плохая память. В процессе игры эти дети очень быстро устают и утомляются. Так же в игре им крайне сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. У детей, страдающих от пониженной возбудимости коры головного мозга, существует склонность к тормозным реакциям, они вялы в игре, допускают робость, их движения скованы, в то время как дети с повышенной возбудимостью никак не могут сконцентрировать свое внимание на игре, проявить настойчивость и довести ее до конца. Детям с алалией, у которых в частности наблюдается задержка интеллектуального развития правила и содержание игр, долгое время остаются непонятными. Для алаликов окружающая действительность поверхностна, их игры не имеют замысла и носят однообразный характер. Играя совместно с другими детьми, они предпочитают выполнять лишь подчинительную роль, не вступая в словесный контакт. Даже, по прошествии времени, когда ребенок приобретает навыки словообразования и определенный запас слов, в процессе игры он их все равно не использует. Только при обязательном повседневном руководстве взрослого, игровая деятельность детей с нарушением речи складывается положительно. В первое время игровые действия проходят в процессе ограниченного речевого общения, что влечет за собой сюжетную ограниченность игр и сокращение их объема. Без помощи взрослого специалиста игра, нацеленная на расширение жизненного опыта и запаса слов дошкольников с нарушениями речи, не возникает самостоятельно. Дошкольники с дефектом речи имеют проблемы с изобразительным искусством, что объясняется нарушением моторики и недостаточностью развития тактильно-моторных ощущений. У детей с алалией можно наблюдать скудность тематики рисунков, неумение владеть кистью и ножницами и отсутствие способов изображения предмета. Так же отмечается низкое критическое отношение к собственной и чужой работе. Так же стоит отметить, что ошибки в письме не всегда соответствуют ошибкам в произношении. В некоторых случаях мы видим прямую зависимость – в письме заменена именно та буква, которая дефектна в произношении. В иных случаях такая зависимость отсутствует. Бывает, что правильно произносимые звуки в письме интерпретируются не правильно и наоборот. В будущем дошкольники с дефектом речи, могут иметь проблемы с обучением, потому что нарушение чтен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: