- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Чтение как вид речевой деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008008 |
Тема: | Чтение как вид речевой деятельности |
Содержание
28 Титульный лист Содержание Введение 3 1 Теоретические аспекты обучения технике чтения учащихся начальной ступени 6 1.1 Чтение как вид речевой деятельности 6 1.2 Содержание обучения чтению на начальной ступени в рамках реализации ФГОС 8 2 Организация обучения технике чтения учащихся начальной ступени 11 2.1 Приемы обучения технике чтения 11 2.2 Возможности современного УМК в организации технике чтения учащихся начальной ступени 19 2.3 Рекомендации учителю по организации процесса обучения технике чтения учащихся начальной ступени 22 Заключение 27 Список использованных источников 30 Приложения............................................................................................................... Введение Чтение, занимает очень важное место в обучении иностранному языку [2]. Н.Д. Гальскова отмечает, что чтение - это процесс расшифровки графического сообщения с целью понимания этого сообщения и определения смысла его содержания [10, c. 112]. Чтение – это один из наиболее важных способов получения информации. Оно занимает значительное место в жизни современного образованного человека. По мнению Ю.М. Лукиной, чтение – это также одна из форм письменного общения, что в свою очередь обеспечивает передачу жизненного опыта человечества, накопленного в различных и разнообразных сферах и ситуациях жизни [16, с. 56]. Также стоит отметить, что чтение способствует развитию познавательных функций психики, а так как в процессе овладения иностранным языком тренируются различные приемы запоминания, формируется филологическое мышление, расширяются знания об окружающей действительности, именно чтение является основой для развития этих умений. Чтение - это цель и, одновременно средство обучения иностранному языку, а целью обучения чтению, в свою очередь, является овладение учащимися умением читать на иностранном языке, которая представляет собой одну из практических целей изучения иностранного языка, как дисциплины в целом. Проблема обучения чтению является одной из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Навыки и умения понимания информации при чтении играют важную роль при обучении общему владению английским языком. Чтение как процесс, направленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, является важным аспектом обучения в современной теории и практике преподавания иностранного языка, поэтому и привлекает пристальное внимание методистов. Обучение чтению на иностранном языке на начальной ступени способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Чтение позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся. Объект исследования: процесс обучения чтению при изучении английского языка на начальной ступени. Предмет исследования: приемы обучения технике чтения при изучении английского языка на начальной ступени. Цель исследования: рассмотрение особенностей организации процесса обучения технике чтения учащихся начальной ступени. В соответствии с поставленной целью в рамках нашего исследования необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть чтение как вид речевой деятельности; 2) выделить содержание обучения технике чтения на начальной ступени в рамках реализации ФГОС; 3) выделить возможности современных УМК в организации технике чтения учащихся начальной ступени: 4) разработать рекомендации по организации процесса обучения технике чтения учащихся начальной ступени. В соответствии с поставленными задачами в работе применены следующие методы исследования: - критический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - обобщающий метод, позволивший обобщить и систематизировать передовой педагогический опыт по организации процесса обучения технике чтения учащихся начальной ступени. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - Выявлены трудности и особенности обучения чтению при изучении английского языка на начальной ступени обучения. Выявлена специфика организации процесса обучения чтению на начальной ступени обучения. - Предложены методические рекомендации по организации процесса обучения технике чтению на уроках английского языка на начальной ступени. Практическая значимость работы состоит в следующем: - Содержащиеся в исследовании теоретические положения, эмпирические факты и сделанные на их основе выводы могут служить основанием для использования материала исследования в процессе разработки календарно-тематического плана педагогом; - Разработанная система упражнений, может быть использована на уроках английского языка на начальной ступени обучения. - Полученные данные могут использоваться при чтении лекций студентам факультетов педагогики и методики образования педагогических вузов, педагогических колледжей. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключение, списки использованных источников. Методологическую основу исследования составили труды научных исследователей, педагогов и методистов: Н.Д. Гальсковой, З.И. Клычниковой, И.М. Лукиной, З.Н. Никитенко, Г.В. Роговой. 1 Теоретические аспекты обучения технике чтения учащихся начальной ступени 1.1 Чтение как вид речевой деятельности Обучение чтению на иностранном языке всегда было важной образовательной задачей. И для взрослых, и для детей умение читать открывает возможности получения информации, приобщения к научным и культурным достижениям человечества, знакомства с искусством и жизнью других народов, наслаждения мировой художественной литературой. Умение читать лежит в основе интеллектуального и духовного роста человека, процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. Умение читать стало неотъемлемой частью современного быта, в котором человека окружают сотни объявлений, газет, инструкций, другие виды печатной продукции. Чтение сегодня выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может быть как целью, так и средством обучения. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов учеников, формируются грамматические навыки. Нельзя рассматривать чтение в отрыве от других видов речевой деятельности. Формирование компетентностей говорения и письма, как на родном, так и на иностранном языках, напрямую связаны с умением читать, и педагогическая практика показывает, что именно компетентностное чтение становится базой для развития других видов речевой деятельности: много и качественно читающий человек, как правило, хорошо говорит и грамотно пишет. В то же время, хорошо развитая устная речь ученика способствует обучению чтению, особенно на начальном этапе [5, c. 1581-1585]. Чтение теснейшим образом связано с аудированием, так как в основе этих видов речевой деятельности лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий - написанную. При чтении, также как и при аудировании, большое значение приобретает прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне. Взаимосвязи чтения с другими видами речевой деятельности показаны в таблице 1. Таблица 1 Взаимосвязь чтения с другими видами речевой деятельности чтение говорение аудирование письмо вслух молча «контролируемое говорение», лежащее в основе монологической речи, передача информации другому лицу, как в диалоге; внутреннее проговаривание использование вербальной системы языка, интонационное оформление высказывания, механизмы прогнозирования и догадки; внутреннее слушание использование графической системы языка Чтение - это важнейший самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Чтение считают рецептивным видом речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Чтение начинается с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести или вспомнить определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв. В этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека [12]. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове. В чтении выделяют содержательный план (т.е. о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности ученика будет понимание прочитанного и дальнейшая речевая деятельность: пересказ, дискуссия, письменный ответ и т.п. В процессуальном плане результатом деятельности ученика становится сам процесс чтения. В структуре чтения как вида речевой деятельности психологи выделяют мотив, цель, условия и результат. Мотивом считают общение с помощью печатного слова; целью - получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности считается понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины. В процессе обучения иностранному языку важность формирования компетентностей чтения возрастает, та как чтение выступает в качестве и цели, и средства: учащиеся должны овладеть чтением для получения информации и уметь пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. 1.2 Содержание обучения чтению на начальной ступени в рамках реализации ФГОС Казалось бы, необходимость чтения очевидна не только учителям, но и ученикам. Однако обучение компетентностному чтению остается одной из проблем современной методики. Перед учителем стоит задача научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию на фоне низкой мотивации к обучению вообще. В идеале чтение на иностранном языке должно стать интеллектуальной потребностью ученика, быть инициативным и самостоятельным, не по принуждению, сопровождаться внутренней мотивацией и интересом. Во всем мире педагоги и родители констатируют снижение интереса к чтению даже на родном языке. Только у младших школьников наблюдается высокая мотивация к учебе вообще и к чтению в частности. Тем важнее сформировать мотивации к чтению на иностранном языке в этом возрасте на начальном этапе обучения. Перед учителями иностранного языка стоит одна из важных задач - научить школьников читать на иностранном языке. Целями изучения иностранного языка на начальной ступени в рамках реализации ФГОС являются [2]: - сформировать представление о роли языка в жизни государства, общества, человека; приобщить детей к ценностям национальной и мировой культуры через изучение родного, иностранного языка и литературы; - привить устойчивый интерес к чтению, как на родном, так и на иностранном языках, так как чтение является средством познания культур других народов, что способствует воспитанию у школьников толерантного отношения к ним; - сформировать умение использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. Что касается обучения чтению на иностранном языке, то ФГОС требует научить школьников читать вслух и про себя, а также читать и понимать тексты с различной точностью и глубиной проникновения в их содержание [1]: - с пониманием основного содержания аутентичных текстов; - с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов различных жанров; - с выборочным пониманием требуемой информации. Таким образом, чтение при обучении иностранному языку играет не малую роль и нужно обратить внимание и на этот процесс. Знание целей обучения чтению помогает направить его в правильное русло, что в свою очередь обеспечивает успешное овладение иностранным языком в целом. Для достижения этой цели учителям необходимо знать и уметь применять различные приемы обучения чтению на иностранном языке, которые позволят учащимся легче освоить язык. В течение первого года обучения учащиеся должны усвоить звукобуквенные соответствия, овладеть буквами английского алфавита, уметь читать вслух и про себя слова, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале. На начальном этапе важно научить школьника правильно читать, что означает научить озвучивать графемы, использовать информацию текста, извлекать мысли. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему формированию у младших школьников готовности к общению на иностранном языке и положительного настроя к дальнейшему его изучению. Начальный этап обучению чтению соответствует младшему школьному возрасту. Младший школьный возраст - это период с 6 до 10 лет. В исследованиях таких ученых как Эльконина Д.Б., Мухиной Т.К., Выготского Л.С. и др. следует отметить, что в период данного возраста меняется протекание психических процессов учащихся. Ведущим видом деятельности становится учебная. Укрепляются познавательные мотивы учения, формируется положительное отношение к учебной деятельности. 2 Организация обучения технике чтения учащихся начальной ступени 2.1 Приемы обучения технике чтения И.И. Колесник в процессе обучения технике чтению на уроках английского языка предлагает развить контекстуальную и языковую догадку учащихся, опираясь на знания о средствах словообразования, явления конверсии и многозначности слов [14, c. 58]. Автор указывает на то, что догадываться о значении незнакомых слов учащимся поможет сходство английских слов с русскими: интернациональные слова и слова, имеющие одинаковый корень в обоих языках. Как правило, детям сложно определить значение в словах с одинаковым корнем в обоих языках из-за разных графических образов в русском и английском языках. Поэтому нужно обратить их внимание на то, что в обоих языках имеются слова с полным совпадением написания (sport, class, tank), с некоторыми различиями (detail, hero, photo) и сильно отличающееся написание (basin, physics, rhythm). Также обозначить, что есть группы слов, имеющие одинаковое написание, чье значение может полностью совпадать как в русском, и в английском языке (canal, army), с частичным совпадением (idea, conductor) и с абсолютно разными значениями (prospect, biscuit, banderole). узнавания и понимания слов, которые имеют одинаковые корни в английском и русском языках: - Выписать из текста слова с общим корнем, привести пример однокоренного слова на русском языке; - Выписать производные слова и отметить в них корень, основу, префиксы и суффиксы; - Образовать от перечисленных корневых слов, суффиксов и префиксов все производные, которые возможно; - С помощью словаря установить различия в значениях однокоренных слов; - Определить части речи данных слов по их суффиксу. Помимо приемов беспереводного чтения, необходимо научить детей пользоваться словарем. В процессе обучения работы со словарем можно выделить в нем 3 этапа [14, c. 58]: 1) Главная задача первого этапа - усвоить алфавит, поэтому нужно развивать технику пользования словарем, применяя задания соревновательного характера, типа: кто быстрее расположит слова в алфавитном порядке (начинающиеся на разные или одинаковую букву), кто быстрее найдет слова…. На этом же этапе нужно ознакомить детей с аппаратом словаря и сокращениями. 2) На втором этапе можно выделить несколько задач: - обучить технической стороне пользования словарем, основываясь на повторении алфавита (найти слова…, расположить в алфавитном порядке …); - обучить языковому грамматическому навыку. Эта задача направлена на умение детей различать части речи (прочитать и перевести, определить части речи выделенных слов, определить грамматическую категорию слов по обозначениям, найдите подчеркнутые слова в словаре); - обучить языковому ретрансформационному навыку, так как в предложениях слова чаще всего встречаются не в начальной, а в личной форме (например, She plays with a doll; здесь глагол plays - в форме единственного числа, 3 лица). Можно проделать такие упражнения, как: образовать начальную форму существительных (глаголов, местоимений); - одной из главных задач является обучение умению выбирать требуемое значение слова из его множества. Предлагается использовать пары предложений для сравнения, где употреблено одно и то же слово, но в разных значениях. 3) Третий этап подразумевает развитие таких умений, как: умение сокращать текст (сократить текст за счет слов, не несущих значимую информацию, найти в словаре слова, выделенные в тексте), догадке (догадаться о значении слова из контекста) и целостному восприятию текста (прочитать текст без обращения к словарю и сказать, о чем идет в нем речь). Очень важно на третьем этапе использовать все перечисленные компоненты. Таким образом, не стоит пренебрегать работой со словарем, так как словарь является одним из важнейших источников знаний, снабжающая людей, изучающих язык, информацией касательно языковых единиц, и поэтому необходимо научить детей им пользоваться. Итак, для наилучшего понимания текстов, необходимо снабдить учащихся необходимыми знаниями о языке и научить пользоваться словарем, все это сделает чтение интересным и легким занятием. Безусловно, понимание текста зависит и от самого текста. На начальном этапе обучения, текст используется в качестве средства помогающем научить детей читать. На продвинутом этапе на основе текста формируются навыки и умения говорения на иностранном языке, что требует полной работы с текстом, прохождение всех этапов работы с ним. При работе с любым жанром текста выделяют три этапа [19, c. 23-29]: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Каждый из этапов проходит в определенных условиях, предполагает развитие определенных умений и использование определенных упражнений, причем нужно отметить, что для каждого вида чтения содержание этапов несколько отличается. Так, на предтекстовом этапе работы с текстом важно создание мотива чтения и развитие у учеников умения прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям, сократить языковые и речевые трудности (работа с заголовком, знакомство с автором, жанром текста, формулировка предположения о тематике текста, знакомство с новой лексикой, ответы на вопросы до чтения текста). На текстовом этапе предполагается понимание текста на уровне содержания, контроль степени сформированности и дальнейшее развитие языковых навыков и речевых умений (упражнения на нахождение, выбор нужной информации в тексте, ответы на вопросы по тексту, найти упущенное предложение, слово). На послетекстовом этапе нужно достичь понимание текста на уровне смысла и использовать ситуацию текста в качестве опоры для развития умений в письменной и устной речи (упражнения на выражение мнения, оценки, согласия и несогласия, составить план текста, пересказ, написать аннотацию). Для того, чтобы учащиеся понимали и умели выделять основную информацию из текстов разных жанров, нужно научить детей составлять схемы, диаграммы по прочитанным текстам. Таким образом, перед их глазами будет графическое представление информации, которой удобно пользоваться. Для этих целей, автор статьи, В.В. Купарева предлагает использовать денотативный анализ текстов и составлять денотативные карты [15, c. 16]. Денотаты - это объекты реальной действительности, выраженные в тексте. Денотативная структура содержания текста - это его информационная структура. Эта структура, в конечном счете, представляет собой схему основной информации текста. Также, З.Э. Борлакова предлагает в свою очередь комплекс разнообразных схем, графиков, таблиц и диаграмм [8, c. 23]: - fishbone diagram (схема причинно-следственных связей); - continuum/scale, compare/contrast matrix, Venn diagram (диаграмма Венна); - cycle (фиклическая диаграмма); - problem/solution outline (схема проблемы/решения); - pie chart (круговая диаграмма); - family tree (генеалогическое древо). При создании схем нужно помнить, что она должна отражать структуру текста. Для начала обучения составления схем и диаграмм даются такие задания, как прочитать текст и описать его по предложенной схеме, прочитать текст и выбрать наиболее подходящую схему, описать составленную схему, заполнить пробелы в схеме, пользуясь текстом, и наоборот, составить вопросы к схеме. Третий вариант упрочения информации рассматривается И.Г. Винокурцевой [9, c. 69]. Успешность обучения языку основывается на интеграции старой и новой информации, всех видов речевой деятельности и при активной интеракции между детьми. Для этого предлагаются задания типа: - KWL Chart для активации прошлого опыта учащихся (таблица с 3 колонками: Know, Want, Learnt - соответственно: то, что знаю, то, что хочу узнать и то, что узнал после прочтения текста); - Prediction Chart для развития мышления, умения предсказывать (таблица в 2 столбца: «то, что я ожидал» и «то, что случилось») и сравнивать события и поступки героев Compare/Contrast Chart (заполнение таблицы с 2 столбцами: «различия» и «сходства»). Перечисленные приемы представления структуры текстов в виде графических изображений поможет учащимся качественнее, удобнее и интереснее извлекать информацию из текстов, которую можно легко усвоить, запомнить и воспроизводить, что должно положительно сказаться на результатах проверки понимания прочитанного. Очень эффективны для обучения технике чтения на уроках английского языка упражнения «Blending reading» в чтения позволяют обнаружить проблему ребенка и то, могут ли эти упражнения применимы к его трудности. Итак, техника «Blending reading» предусматривает процесс произношение отдельных звуков в слове к целому слову. Для начала необходимо озвучить слово и посмотреть, может ли ребенок слышать его. Далее необходимо быстро произнести каждый звук в отдельности, чтобы получилось целое слово. Проще, если первый звук будет чуть громче. Например: C-A-T [K – ? – t] приведет к cat [k?t]. Эта техника позволяет каждому ребенку научиться чтению, и улучшать его с практикой. Упражнений по данной методике достаточно, что позволяет отработать большую часть правил чтения. Начинать стоит с «Дриллинга». В этом нам помогает книга «Remedial reading drills», составленная Торлифом Дж. Хеггеном, Самуэлой Кирк и Уинифердом Кирк. Суть упражнения в том, что один и тот же звук представляется в разных вариантах. Каждый «Дриллинг» разделен на четыре блока. В первом блоке меняется только первая буква, во втором – последняя, а третья и четвертая - рассчитаны на самостоятельную отработку. Формы и способы работы разные, при этом дети сами могут определить, готовы ли они к третьему и четвертому блокам или еще раз стоит вернуться к первому и второму. При этом темп работы ребята выбирают сами. Еще один плюс состоит в том, что «дриллинг» помогает читать даже незнакомые слова, и в текстах дети уже видят знакомые буквосочетания и не задумываются об их чтении. Они отрабатываются до автоматизма. Как правило, обучение чтению начинается в начальной школе, когда дети еще непоседливы и очень любят играть. В данном случае, чтение можно превратить в игру. Так, на уроках можно играть в «Карандаш». Класс делится на пары, каждая пара получает «карандаши» с набором слов, на карандаше написан слог, и учащимся необходимо заполнить свой «карандаш» соответствующими словами. Эта игра помогает запомнить буквосочетания и обучить ребят самопроверке и взаимопроверке. Для групповой работы на уроках можно использовать упражнение «Мороженое». Задание преподносится на основе знакомства школьников с сюжетом: «К нам в гости приехал Веселый Мороженщик! Но вот незадача: когда он к нам ехал, он уронил тележку и все мороженое просыпал! Давайте все вместе поможем ему собрать его!» Класс делится на группы и каждая группа «мороженое» с гласной и звуком, и набор карточек со словами. Каждая группа должна собрать «мороженое» правильными словами. Это упражнение отлично помогает подтянуться слабоуспевающим, так как, работая в группе с более сильными учащимися, они быстрее усваивают материал. Обучить разнице между открытым и закрытым слогом достаточно тяжело. В данном случае, на уроках целесообразно рассказать сказку: «Давным-давно жила-была злая фея-крестная. И был у нее большой и мрачный замок. Там она держал принцессу Фиону (гласная). Принцессу охраняли два стражника (согласные буквы). И жила бы она там всю жизнь, если бы не храбрый Шрек, пришедший спасти ее». У детей есть «замок» со вставными закладками, на которых написаны согласные буквы (башни) и гласные (Фиона) в столбик, при их передвижении получаются разные слова с закрытым слогом. Храбрый Шрек - это «немая е», буква в английском языке, которая на конце не дает звука, но с ее появлением меняется чтение гласной. Таким образом, мы можем отметить несколько положительных сторон обучения чтению по методике Blending reading: 1. Непосредственное взаимодействие с ребенком. 2. Использую данную методику, учащиеся запоминают звук и ту букву, которая его дает, и читать ее уже в других схожих случаях. 3. Учащиеся могут читать в удобном для них темпе и сами решать, готовы ли они к следующему уровню 4. Данная методика способствует накоплению пассивного лексического запаса. Для контроля проверки техники чтения И.Л. Рапопорт [21, c. 13] предлагает использовать комплекс заданий для проверки уровня сформированности техники чтения и усвоенности правил чтения. Word Recognition Test является проверка узнавания букв нового алфавита и представляет собой списки знакомых и незнакомых слов (6 столбцов, в первом столбце дано тестируемое слово), среди которых нужно найти проверяемое слово. Например, tone: a) tune; b) tone; c) town; d) dune; e) tons (правильный ответ: b). То есть слова отличаются друг от друга теми буквами, которые учащиеся на начальном этапе знакомства с алфавитом чаще всего путают: это надстрочная часть b, d, t, f, k, l, h, подстрочная часть p, g, q и несколько сходное написание o-c, j-l, n-m, d-b, v-u. Прохождение теста ограничено по времени. Данный тест также способствует развитию умений работать со словарем. Loud Reading Test Table проверяет умение учащихся применять правила чтения и выявить какие ими не усвоены. Даны столбики слов - каждый на определенное правило чтения. Дети читают слова по строчкам в течение одной минуты. Нужно читать быстро и правильно. Учитель фиксирует ошибки и делает выводы, соответствует ли техника чтения учащегося нормам или нет и на какие правила чтения нужно обратить внимание. Советуется применять каждое полугодие. Speed Silent Reading Test проверяет как скорость чтения про себя, так и понимание прочитанного. На задание дается 5 минут. Учащимся предлагается 20 коротких текстов, в конце каждого дается контрольное предложение и к нему 2 варианта ответов: правильный и неправильный. Например, Nick Popov is a pupil and he goes to a new school. The school-rooms in Nick‘s school are very big. There is a garden and a yard near Nick‘s school. Контрольное предложение: Nick‘s school is: a) new; b) old. (Правильный ответ: a). Таким образом, при обучении чтению важно не только научить детей читать, но и проводить контроль для определения уровня развития умений, навыков и для своевременного выявления ошибок и их устранения. Итак, вышеперечисленные приемы обучения технике чтению могут оказаться полезными для начинающих учителей, стремящихся к самосовершенствованию и заинтересованных в результатах их учащихся. В заключение, хотелось бы отметить, что для детей, которые не могут научиться читать, величайшим стимулом будет то, что они могут почувствовать свой успех, поверить в свои возможности. 2.2 Возможности современного УМК в организации технике чтения учащихся начальной ступени Основой для определения содержания основной государственного экзамена по английскому языку служат, в первую очередь, учебному одические комплексы, по которым обучающиеся занимаются и, соответственно, готовятся к экзамену. В данном исследовании для анализа был взят УМК для начальной школы «Spotlight» Ю.Е. Ваулиной, В. Эванс, Дж. Дули и О.Е. Подоляко, издательство «Просвещение». Выбор данного учебно-методического комплекса обусловлен тем, что он представлен в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и, более того, на сегодняшний день повсеместно используется в общеобразовательных учреждениях. Во-первых, согласно замыслу авторов учебника во втором классе учащиеся знакомятся с алфавитом не традиционным способом, от буквы к звуку, а от звука к букве. Во-вторых, в данном УМК обучение чтению происходит по методу, который называется «глобальное чтение» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова. Авторами метода «глобального чтения», который родился примерно в 50-годы XX века, можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов []. В учебниках «Spotlight» звучащее слово и его написание предъявляются ученику много раз (оно звучит на диске, написано в учебнике, рабочей тетради и на карточках). Дети, которые научились читать по такому методу, быстро овладевают чтением предложений, они редко делают орфографические ошибки. После анализа учебников «Spotlight» (для обучающихся начальных классов) можно условно подразделить процесс обучения чтению на три основных этапа: - чтение букв алфавита; - накопление зрительного образа слов; - практическое применение полученных навыков чтения. На первом этапе ставится задача обучения чтению букв алфавита, причем особое внимание уделяется чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Основной принцип этого этапа - многократное повторение изучаемого материала и предоставление возможности каждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки. На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях. Обучение чтению в КМК «Spotlight» происходит от звука к букве, от слова к словосочетанию, а затем к предложению. При этом для успешного овладения учениками навыками чтения с использованием методики глобального чтения необходимо в системе применять тематические плакаты, карточки со звуками и транскрипционными знаками, флэш-карты с изображением изучаемого лексического материала, а также сигнальные карты с набором слов, которые отпечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника. Известно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание преобладает над произвольным (только в середине третьего класса они учатся постепенно фокусировать произвольное внимание на предмете обсуждения на дольше, чем 5-7 минут), и требуется постоянная смена заданий. Поэтому оба УМК предусматривают смену видов деятельности каждые 5-7 минут. В учебнике «Spotlight» много иллюстраций, Есть главные герои, которых учащиеся знают и следят за их приключениями, практически в каждом уроке представлены диалоги для отработки лексики, и песни, которые способствуют запоминанию слов и помогают выработать правильное произношение и интонацию. В учебник включено большое количество игр, которые учат детей общаться и сотрудничать со сверстниками. Например: (на русском) Chinese whisper, Words and pictures, What am I thinking? Детям очень нравится читать сказки. В учебнике «Spotlight» предлагаются следующие сказки: - «The Town Mouse and the Country Mouseво» во втором классе; - «The toy soldier» в третьем классе; - «Goldilocks and the 3 bears» в четвертом классе помогают сделать уроки интереснее. Все они записаны на DVD и есть в электронном виде, все сказки проиллюстрированы, с песнями и диалогами. УМК «Spotlight» очень эффективный учебник именно для обучения чтению, так как самое главное в английском языке научиться читать, и именно этим с самых первых уроков предлагается заниматься. Еще один важный критерий - это соответствие современным концепциям. Современный коммуникативный подход предполагает обучение иностранному языку через коммуникативные активности с организующей ролью учителя. В каждом модуле УМК «Spotlight» есть разделы, позволяющие реализовать личностный подход к обучению: Школьная пьеса Starlight, например, во 2 классе даёт возможность повторить весь материал учебника. Каждый модуль в УМК «Spotlight» заканчивается разделом Now I know, (на русском) (самопроверка и рефлексия), в котором учащиеся имеют возможность проверить, насколько успешно они освоили изученный материал, а учитель определяет, что нужно повторить и ещё раз проработать. тем не менее, полагаем целесообразно предложить некоторые методическое рекомендации по организации процесса обучения технике чтения на уроках английского языка учащихся начальной ступени. 2.3 Рекомендации учителю по организации процесса обучения технике чтения учащихся начальной ступени Формирование техники чтения начинается со знакомства с буквами английского алфавита и с соответствующими им звуками. Здесь я использую прием персонификации букв и буквосочетаний. Его использование обусловлено тем, что у учащихся уже сформировано наглядно-действенное и ярко выражено наглядно-образное мышление, воображение, с помощью которых учащийся оперирует целостными образами. Кроме того, прием персонификации позволяет каждое звукобуквенное соответствие ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: