VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стимулирующая функция налогов в переходной экономике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001306
Тема: Стимулирующая функция налогов в переходной экономике
Содержание
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КОММЕРЦИИ
    
    На правах рукописи
    
    ШОГУНБЕКОВ  МАЗАМБЕК  ВАФОБЕКОВИЧ
    
    Стимулирующая функция налогов в переходной экономике
    
    
    Специальность – 08. 00. 01 – Экономическая теория
    (общая экономическая теория)



Диссертация
на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
    
    
    Научный руководитель: 
    доктор экономических наук, 
    профессор Абдугафаров А.А.
    
    
    
    
    
    
    
    Худжанд – 2015
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы развития стимулирующей функции налогов в рыночной экономике…………………    ……………………….

1.1. Концептуальные научные подходы к формированию системы налогов и налогообложения……………………………………………………..
1.2. Налоги в системе государственных регулирующих мер: сущность и классификация форм налогового стимулирования экономики..
1.3. Мировой опыт стимулирования налоговой системой экономического роста                                                                                              …….

Глава 2. Факторы и подходы, способствующие к укреплению стимулирующей функции налогов в переходной экономике Таджикистана…...………………………

2.1. Тенденции в развитие налоговой системы Таджикистана и соотношение стимулирующей роли налогов  в системе  других его функций 
2.2. Влияние системы налоговых ставок и их количества   на стимулирование экономики…………………………………………………..
2.3. Налоговое бремя и пути его регулирования в контексте укрепления стимулирующей функции налогов.…………….……………..

Глава 3. Совершенствование механизм разработки и реализации стимулирующей функции налогов в национальной экономике Таджикистана………………………………………….……………………..

3.1. Краткосрочные и долгосрочные эффекты стимулирования
экономики  налогами…………………………………………..
 3.2. Эффективность налогового стимулирования экономики………….

Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
    
    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность темы исследования. С переходом к рынку управление налоговых взаимоотношений среди субъектов экономики приобретает важное значение в качестве фактора, влияющее на состояние и типу экономического роста. Снижение ставок налогов, предоставление дополнительных льгот налогоплательщикам, применение элементов ускоренной амортизации, безналоговый импорт новой технологии и другие безусловно будет определять суть, содержание и качества налоговых отношений в экономической системе любого общества.
    Что касается национальной экономики Таджикистана в системе построения налоговых отношений, фискальная функция налогов превалирует над другими функциями, что связано с ростом налогового давления на деятельность хозяйственных субъектов. Это объясняется тем, что в период реализации рыночных реформ одной из основных  источников дохода  являются только налоговые поступления. Они составляют, примерно 70% доходов государственного бюджета и в этой плоскости является первейшей задачей исполнительных органов по обеспечении выполнения установленных планов по сбору финансовых ресурсов. Однако, это относится только к краткосрочном, а в долгосрочном плане надо думать о том, чтобы значительно повысить экономический потенциал, число налогоплательщиков, с тем чтобы в перспективе  увеличить налоговых поступлений в бюджет. Это наисложнейшую комплексную задачу, можно решить путем - развитие стимулирующей функций налогов, посредством снижения общей налоговой нагрузки к субъектам реального сектора экономики. До сих пор в экономике Таджикистана применение отдельных, эпизодических элементов стимулирования экономики не привели к ожидаемым результатам. Отсюда ясна необходимость разработки системных комплексных мер по налоговому  стимулированию экономики, адекватные к переходным условиям Таджикистана. Поскольку в Таджикистане высокая нагрузка сдерживает развитию реального сектора экономики обуславливает формированию и интенсивному развитию теневого сектора, дабы избежать налоговых сборов. В то же время система же налогообложения, напротив, должен способствовать выходу предприятий из «тени» и не разорять тех, кто добросовестно выполняют своих налоговых обязательств.  
    Наряду с отмеченными, в республике, большие производственные мощности не работают и имеют высокий степень морального и физического износа. Это означает, что для их восстановления нужны очень крупные инвестиции на длительный отрезок времени. В этом аспекте  национальная экономика нуждается в построение взаимовыгодных налоговых отношений способные в реальности стимулировать вложения капитала,  внедрение результатов НТП и активизации экономической деятельности  в масштабе всей страны.
    Изложенные выше положения несомненно обуславливают актуальность данной диссертационной работы и требует ее дальнейшего и исследования.
    Степень разработанности проблемы.  Наиболее известными авторами, внесших значительный вклад в развитие налоговых отношений можно отнести А. Смита, Д. Рикардо, Д. Кейнса, А. Лаффера, Д. Локка, А. Маршалла, Р. Масгрейва, Л. Миллера, Дж. С. Милля, Ш. Монтескье, Ф. Нитти, А. Пигу, К. Pay, Дж. Робинсона, П. Самуэльсона, Ж. Б. Сей, Дж. Стиглица, А. Тюрго, М. Фридмана, Д. Хикса, Л. Штейна и др. 
    Вопросы совершенствования налоговых отношений рассмотрена в трудах российских учёных-экономистов А. Александрова, А. Бирмана, М. Боголепова, Б. Болдырева, А. Буковицкого, Н. Бунге, С. Витте, Э. Вознесенского, Т.Володиной, П. Гензеля, И. Горлова, В. Дьяченко, С. Иловайского, И. Караваевой, И. Кулишера, В. Лебедева, П. Мигулина, В. Микеладзе, Д. Миропольского, Твердохлебова, А. Тривуса, Н. Тургенева, Т. Юткиной, И. Янжула и др.
    Состоания, тенденции и вопросы налогового регулирования в национальной экономике Таджикистана изложены в работах отечественных учёных, в частности академика АН РТ  Назарова Т.Н., а также Абдугафарова А., Азизова Ф. Х., Джабборова Р., Комилова С.Дж., Махмадулло А., Исмоиловой М.М., Орипова А.О., Ризокулова Т. Р., Салимовой М., Турсунова А., Умарова Х.У. и др. Несмотря на множество работ, посвященных исследованию налоговых отношений можно отметить, что вопросы развития стимулирующей функции налогов остались редко изученными. Все это переопределило  выбор и  актуальность  настоящего исследования.
    Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование теоретических положений по укреплению стимулирующей функции налогов и разработка системы мер, способствующие снижении налогового бремени и активизации экономической деятельности в масштабе всей страны. Для достижения поставленной цели  сделано попытка решения следующих задач:
    * изучить  теоретические аспекты формирования и реализации стимулирующей функции  налогов,  её сущность классификации и принципы построения;
    * проанализировать  мировой опыт по построению стимулирующих функций налогов и в экономике;
    * выявить тенденции в развитие отечественной налоговой системы Таджикистана и определить соотношение стимулирующих механизмов в системе других функций налогов;
    * изучить вопросы снижения ставок налогов и сокращением их количества возможности в аспекте стимулирования экономики;
    * определить налоговую нагрузку и её влияние на развитие национального хозяйства;
    * изучить краткосрочные и долгосрочные тренды влияния стимулирования экономики налогами. 
    *  проанализировать эффективность стимулирование налогами роста национальной экономики. 
     Область исследования. Содержание диссертации соответствует шифру специальности 08. 00. 01 – Экономическая теория: п. 1. Общая экономическая теория: пп. 1. Политическая экономия: структура и закономерности развития экономических отношений; экономические интересы; взаимодействие производственных сил, экономических форм, методов хозяйственных и институционных структур; теория государственного сектора в экономике; функционирование национально-государственных экономических систем; формирование экономической политики (стратегии) государства пп. 1.4. Институционная и эволюционная экономическая теория: теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем; развитие институтов хозяйственного механизма.  
     Объектом исследования являются экономические отношения, связанные с формированием налоговой системы в условиях рыночной экономики. 
     Предметом исследования является стимулирующая функция налогов в совершенствовании финансовых отношений между субъектами экономики в трансформационной экономике Республики Таджикистан.
    Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные труды классиков и современной экономической мысли, а также отечественных и зарубежных экономистов по вопросам развития налогового стимулирования экономики и её влияния на экономический рост страны.
    В процессе исследования применялись общенаучная методология, предусматривающая использование диалектической логики и системного подхода, положений экономической теории, а также методы анализ и синтез, экономико-статистические способы: сравнение, группировки, табличные и графические методики. 
    Информационной базой исследования послужили официально опубликованные фактологические материалы Министерства финансов Республики Таджикистан, Министерства экономического развития и торговли РТ, статистические сведения Налогового Комитета при Правительстве РТ, Государственного Агентства по статистике при Президенте РТ, Законы Республики Таджикистан, положения, постановлении и информационные бюллетени официальных государственных органов.
    В процессе работы были широко и использованы положения исходящие из содержания принятых законодательных, нормативных документов, а также материалы научных конференций и семинаров.
    Научная новизна исследования заключается в применении системно-комплексного подхода к изучению стимулирующей функции налогов в переходной экономике. Обосновано соотношение между стимулирующей и фискальной функций налогов, разработано система налоговых мер способствующие активизации экономической деятельности в обществе. 
    Научная новизна диссертации подтверждена следующими научными результатами исследования, выносимыми на защиту:
    - доказано, что в процессе перехода к рынку в таджикском обществе, превалирование фискального характера налогов предельно ограничивала стимулирующую функцию налогов, что проявлялось в проведении отдельных и эпизодических мер мотивации экономики другими администрационными ресурсами. 
    - аргументировано, что в условиях переходной экономики всякий косметический ремонт налоговой системы без снижения налоговой нагрузки приведет к усилению фискального характера налогов. Поскольку любой формальный подход по количественному сокращению перечень налогов не охватывающие качественных составляющие могут привести не к уменьшению налоговой нагрузки, а к росту налоговых недоимок.
     - обосновано, что налоговое бремя налогоплательщиков национальной экономики очень высоко, что проявляется в разрушении экономики, банкротству честных налогоплательщиков, в уклонении  от налогов, и в бегстве в «теневую» экономику. Они дестимулируют развитие экономики налогами.  
    - выдвинуто положение о том, что невыполнение налогами собственной стимулированной функции могут стать факторами ухода инвестиционных ресурсов у инвесторов в другие страны может привести к «отступлению» от инвестиций, непроизводительного потребления, размещение в иностранных государствах и оффшорных зонах, покупки финансовых инструментов. 
    - доказано, что активными методами стимулирования экономики системой налогов и налогообложения являются проведение политики « ускоренной амортизации» и предоставление целевых льгот для инвестирования экономики. 
    Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут способствовать позитивным сдвигам в бюджетной сфере страны. Отдельные положения и рекомендации диссертации могут быть учтены законодательными и исполнительными органами власти при разработке законопроектов по внесению изменений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан или Министерством финансов РТ для выработки мер по проведению налогово-бюджетной политики в целях повышения уровня собираемости налогов и экономического роста  страны. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях при подготовке и переподготовке экономических специалистов, а также в преподавании отдельных тем по предметам «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Налоги и налогообложения», «Государственное регулирование экономики», 
    Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования неоднократного докладывались на научно-практических конференциях и семинарах.
    Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях, в журналах и сборниках, общим объемом ____ п.л, в том числе  изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.
    
    Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, где приведены таблицы, основных выводов и списка использованной литературы, включающего ___ наименований. 
    
Глава 1. Теоретические основы развития стимулирующей функции налогов в рыночной экономике
1.1. Концептуальные научные подходы к формированию системы налогов и налогообложения
    Мировая  практика показывает, что рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая государством экономика. Невозможно представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством. Центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам и их функциям, без которых невозможно представить стимулирование и развитие предпринимательского сектора в целом.
    Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. В частности ещё давно Фома Аквинский (1225 или 1226—1274), известный церковный деятель и философ, высказывался относительно налогов, определив их как «дозволенную форму грабежа». Он полагал наиболее богоугодной формой финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей. Впрочем, он не отрицал необходимости налогов в определенных случаях. Ф. Аквинский писал: «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».1 
    Итак, критерий установления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо. 
    В изданной в 1625 г. книге «Опыты или наставления нравственные и политические» английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626), лорд-хранитель большой печати при короле Якове Стюарте, пишет: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество: примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа»2.
    Французский писатель и философ Ш. Монтескье (1689— 1755) с полным основанием высказался, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.3 
    В конце XVII — начале XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было4.
    Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они в малой степени сдерживали развитие торговли. 
    Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10—15% всех своих доходов. 
    Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Демэзон писал в 1666 г., что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги…». 
    Английский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения. Он доказывал: 
    «Доводы в пользу акциза сводятся к следующему. Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. 
    Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния. 
    В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Между тем мы часто наблюдаем, что в иных случаях люди уплачивают одновременно ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих титулов, а также и пошлины (которые уплачиваются всеми людьми, хотя купцы более всего говорят о них). Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между тем при акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше, чем один раз.
    В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов»5. 
    Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией. Так, назначенный в 1769 г. министром финансов Франции аббат Тэрре отдавал предпочтение косвенным налогам, поскольку считал, что «налоги на расходы наименее обременительны... они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно». 
    Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино — немного больше, грубые ткани — очень мало, а предметы роскоши — очень высоко и так далее. 
    Тот же аббат Тэрре в 1770 г. собственноручно начертал на письме одного интенданта: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты двадцатины». 
    Принципы налогообложения всегда привлекали внимание практиков и теоретиков, их разработка основывалась на индивидуалистических теориях государства и налогов, которые отстаивали идею наименьшего вмешательства государства в экономические процессы, что означало приоритет интересов плательщика налогов.
    Представители школы меркантилистов не ставили проблемы непосредственной разработки принципов налогообложения, однако уже в XVII в. высказали свое отношение к принципу равномерности. А.И. Буковецкий отмечает, что «в период меркантилизма в английской литературе был сформулирован ряд интересных положений, долго сохранявшихся в финансовой науке».
    С разработок английского ученого Т. Гоббса (1588—1679) начинается характерная для XVII в. защита системы косвенного налогообложения, который критикует обложение имущества и рядом аргументов доказывает, что косвенное обложение — самое равномерное и самое справедливое.6
    В одной из научных работ XVIII в., подготовленной при участии Ф. Кенэ, О. Мирабо представил основные положения разработок физиократов в сфере налогообложения. Мирабо полагал, что всякое обложение должно отвечать трем принципам: во-первых, должно быть основано непосредствен-но на самом источнике доходов; во-вторых, должно быть в постоянном соотношении с этими доходами; в-третьих, не должно быть слишком обременено издержками взимания. При этом Мирабо особенно много внима-ния уделяет юридической природе налогообложения, поскольку приходит к выводу о том, что никакой налог не может быть взимаем без согласия подданных, что предполагает реализацию принципа законности его установления.
    Проводя анализ своей экономической таблицы, Кенэ рассматривает причины, сокращающие процесс воспроизводства, выделяя следующие:
    • плохую форму обложения (предлагает как можно скорее уничтожить произвольные налоги, падающие на земельных арендаторов, иначе этот вид обложения не замедлит поглотить все доходы государства)
    • излишнее бремя налогов вследствие чрезмерных издержек по их взиманию;
    • чрезмерные судебные расходы.
    Рекомендации по реализации принципа равномерности налогообложения отражали состояние финансовой науки, при этом именно физиократическая экономическая школа ответила на вопрос: что облагать налогами — валовый или чистый доход, отдавая предпочтение последнему. Решив этот вопрос, физиократы предложили налог, который, по их мнению, позволил бы эффективно обложить чистый доход, что обеспечило бы равномерность распределения налогового бремени. Поскольку большинство налоговых платежей удерживается из чистого дохода, то теоретически все существующие налоги можно заменить единым налогом, падающим на этот единственный источник, — налогом на чистый доход граждан. Таким образом, заслуга физиократов состоит в том, что они первыми поставили вопрос о принципах налогообложения.
    В те же годы (последняя треть XVIII в.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). Кстати, именно он в опровержение известного высказывания Ф.Аквинского подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику.
    Необходимость выработки правил (принципов), на которых могли бы базироваться налоговые конструкции разных стран, появилась практически с возникновением налогов и сразу же стала привлекать внимание теоретиков финансовой науки. В этот период мировоззрение ученых строилось на индивидуалистических теориях государства и налогов, в соответствии с которыми государство должно было как можно меньше обременять налогоплательщика. Что касается интересов государства, то согласно указанным теориям налоги должны удовлетворять минимальные потребности казны. В 1776 г. вышла книга А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней автор писал следующее: 
    «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого, отягощая подарок или взятку. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по нашему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».7 
    Итак, Шотландский ученый (экономист и философ) А. Смит был первым, кто четко сформулировал основные принципы налогообложения, глубину, верность и точность которых отмечали ученые-финансисты конца XIX — начала XX в. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г. он впервые озвучил четыре основных правила налогообложения. Из приведенной выше цитаты можно вывести четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени: 
    1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам (вспомним надпись аббата Тэрре). 
    2. Принцип определенности, требующий, чтобы - сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику. 
    3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика. 
    4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. 
    1. Правило (принцип) равномерности гласит о том, что подданные любого государства обязаны участвовать в поддержке правительства соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства. Указанное правило в экономической теории зачастую называется принципом справедливости, поскольку в нем налицо представлен призыв ко всеобщности обложения и равномерности его распределения между гражданами государства. 
    По оценке М. Фридмана, «первый принцип носит этический характер, остальные три могут быть отнесены к отделу техники взимания или организации обложения». Таким образом, в конструкции А. Смита доминирующий принцип налогообложения - равномерность, а следовательно, справедливость по отношению к налогоплательщику.
    2. Экономическая суть правила определенности состоит в том, что налог, уплачиваемый каждым, должен быть установлен, а время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
    3. Правило удобства (декларация интересов налогоплательщика) означает установление такого механизма взимания налога, какой удобен для плательщика. Это означает необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов;
    4. Правило экономности предполагает, что каждый налог должен быть устроен таким образом, чтобы налогоплательщик не нес значительных материальных затрат на поддержание системы налогового администрирования (обслуживания интересов государства и налогоплательщика в данной сфере). Указанный принцип налогообложения утверждает необходимость рационализации системы налогового администрирования и сокращения расходов на его осуществление. Действовавшая в XVIII в. откупная система приводила к тому, что в казну государства нередко поступало менее половины собранных с населения налогов.
    А. Смит смог не только четко сформулировать, но и с научной точки зрения обосновать указанные положения, чем заложил основу начала теоретической разработке принципиальных постулатов налогообложения.
    В целом определенные требования к формированию системы налогов и налогообложения называются принципами. В литературе по поводу этих принципов имеются определенные разногласия. Со времени А. Смита до настоящего времени на основе обобщения практики и выдвижения новых теорий налогообложения эти принципы претерпели большое изменение. Это закономерно и в одной из научных работ эти принципы – постулаты изложены в следующем оригинальном порядке: 
    1. «Государство с помощью налогообложения должно преследовать не только фискальные интересы, но и социальные, смягчая, таким образом, неравенство путем перераспределения налоговых доходов и установления налога сообразно способности налогоплательщика нести его бремя» (А. Вагнер - 1880 г., Германия).
    2. «Налог никогда не должен взиматься с той части дохода, которая необходима для сохранения и приращения этого дохода» (Ж. Сисмонди – 1819 г., Франция).
    3. «Из всех применяемых налогов наибольшим достоинством обладает подоходный налог на физические лица, он является последней и самой современной формой, потому что он охватывает только чистый доход» (Э. Селигмен – 1908 г., США; М.И. Фридман – 1910 г., Россия).
    4. «Тяжесть налогообложения должна приходиться на тех налогоплательщиков, доходы которых значительно превышают средний уровень, тогда как лица с минимальными доходами должны быть освобождены от налога» (Ф. Эджуорт – 1898 г., Англия).
    5. Прогрессия по подоходному налогу должна обязательно расти с ростом дохода, но не превращаться в его конфискацию» (А. Вагнер - 1880 г.– Германия).
    6. «Тяжесть налогообложения физических лиц должна измеряться не долей средств, изымаемых из их доходов, а величиной средств, остающихся у них после выплаты налога» (Н.И. Тургенев – 1818 г., Россия; М.И. Фридман – 1910 г., Россия).
    7. «Косвенные налоги должны взиматься не с предметов первой необходимости для населения, а в основном с предметов роскоши, возбуждающих напитков, табака» (Д.С. Милль – 1848 г., Англия)»8.
    Лауреат Нобелевской премии Дж. Ю. Стиглиц обстоятельно анализирует принципы налогообложения: экономическая эффективность, администра-тивная простота, гибкость, политическая ответственность, справедливость. 
    «Широко принято исходить из пяти  свойств «хорошей» налоговой системы. 
    1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов. 
    2. Административная простота: административная система должна быть  простой и относительно недорогой в применении. 
    3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии  быстро реагировать ( в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся 
    экономические условия. 
    4. Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена  таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения. 
    5. Справедливость: налоговая  система должна быть справедливой в соответствующем подходе к различным индивидуумам»9.
    Дальнейшее развитие принципов налогообложения А. Смита получили в труде российского ученого Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов» (1818). Выражая собственное мнение о принципе справедливости, он отмечал, что каждый налог имеет свои недостатки и поэтому при введении налогов следует избирать те из них, которые сопряжены с реализацией наименьшего количества недостатков. При этом ученый указывал на необходимость установления умеренной прогрессии налогов; в своем труде он особенно отмечает необходимость соблюдения принципа равного распределения налогов между всеми гражданами согласно их доходам. К числу важнейших Тургенев относит такие принципы, как сокращение издержек, определенность налога, а также удобство взимания налогов. Существенным толчком в развитии теории налогообложения явилось высказывание ученого о целесообразности взимания налога не с самого капитала, а с чистого дохода в целях сбережения источников государственных доходов.
    Как отмечает В.В. Пансков, И.И. Янжул изложил аргументацию противников обложения капитала налогом: Первая часть имущества (капитала) безусловно требует пощады. Производительная деятельность невозможна без капитала: народ не может без него увеличить массы ценностей; капитал есть как бы задаток, который дается производителю и который в продукте получается обратно и притом с прибылью. Если бы государство стало черпать свои налоги из капитала, то вслед за уменьшением последнего произошла бы задержка в создании новых ценностей, и народное богатство стало бы прогрессировать все медленнее и медленнее, по мере увеличения тяжести обложения. Отсюда вытекает следующее правило: капитал страны по возможности не должны быть тронутым налогами (за исключением чрезвычайных случаев — войн и пр.) и падать лишь на доходы.
    В отличие от А. Смита немецкий экономист А. Вагнер, исходя из теории коллективных потребностей, дополнил принципы налогообложения, изложенные Смитом, новыми, в основу которых положил интересы государства.
    Предложенные в конце XIX в. принципы налогообложения А. Вагнер изложил в девяти основных правилах, объединенных в четыре группы.
    1. Финансовые принципы:
    • достаточность налогообложения;
    • эластичность (подвижность) налогообложения.
    2. Экономико-хозяйственные принципы:
    • надлежащий выбор источника налогообложения (доход или капитал);
    • разумность построения системы налогов (учитывая последствия их введения).
    3. Этические принципы, или принципы справедливости:
    • всеобщность  налогообложения;
    • равномерность налогообложения.
    4. Принципы налогового администрирования:
    • определенность налогообложения;
    • удобство уплаты налога;
    • максимальное уменьшение издержек взимания.
    Основное достижение А. Вагнера состояло в том, что дополнив принципы налогообложения А. Смита, он разработал некую концепцию, которая послужила в дальнейшем основой (базисом) для построения налоговых систем во всем мире. Вагнер, в отличие от Смита в разработке принципов руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план поставил финансовые принципы достаточности и эластичности обложения, а не интересы налогоплательщика. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, учитывающую интересы как государства, так и налогоплательщиков, с приоритетом первого. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.
    Как справедливо отмечает В.В. Пансков, принципы налогообложения, разработанные в XVIII—XIX вв., с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики XX в. не утратили своей актуальности и сформулированы следующим образом: «Справедливость налогообложения в вертикальном и горизонтальном аспектах. Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, то есть что с повышением дохода ставка налога увеличивается. Справедливость налогообложения в.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44