VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совокупная функция производства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011145
Тема: Совокупная функция производства
Содержание


Содержание

Введение	3
1. Совокупная функция производства	4
2. Эластичность замещение капитала и труда (функция Кобба-Дугласа)	6
3. Закон Оукена	11
4. Индекс производства	15
5. Эффект от масштаба	19
Заключение	34
Список использованных источников	36


Введение

     Повышение эффективности функционирования отраслей национальной экономики относится к числу важнейших задач экономической политики государства. Эффективность функционирования отрасли зависит от внутреннего и внешнего по отношению к входящим в нее фирмам масштабов производства. Результат изменения масштаба производственной деятельности может быть не только положительным, но и отрицательным, что обусловливает необходимость его количественного измерения. Преобладающий характер эффекта масштаба производства задает структуру отрасли, которая обеспечивает достижение минимальных издержек на единицу выпускаемой продукции. 
     Цель курсовой работы исследовать теоретические основы возникновения производственных функций, закона Оукена, индекса производства и эффекта масштаба.
     Задачи курсовой работы:
     -	исследовать совокупную функцию производства;
     -	рассмотреть функцию Кобба-Дугласа;
     -	рассмотреть Закон Оукена;
     -	рассмотреть индексы производства;
     -	рассмотреть эффект от масштаба.
     Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых и авторов в области маркетинга, экономики предприятия. 
     Курсовая работа состоит из введения, 5 разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Совокупная функция производства
     
     Производство – это процедура превращения природных или производственных средств в готовую для употребления продукцию. Цель предприятия - как можно эффективнее использовать запасы, чтобы иметь высокую прибыль. Это определяется производственной функцией. Она показывает максимальный объём товаров, производимый при этих ресурсах.
     Производственная функция представляет массу технологически действенных путей выработки, каждый из которых характеризуется определенным набором ресурсов, для получения единицы продукции при определенном уровне технологий. Производственная функция представляется только (эмпирическим) опытным способом через изменения существенных показателей [2].
     Свойства производственной функции:
     -	Ресурсы могут быть как взаимодополняющими так и взаимозаменяемыми;
     -	Отсутствие хотя бы одного требующегося ресурса делает невозможным произведение продукта;
     -	Производственная функция, которую используют на макроуровне называется функцией Кобба - Дугласа.
     -	Производственная функция не ограничивается временем, и соответственно, говорит о том, что производственный процесс непрерывен.
     Виды производственной функции:
     -	Статические (постоянные). Время не является фактором, преобразующим главные производственные характеристики изучаемой зависимости.
     Чаще остальных попадаются линейные функции и функция Кобба - Дугласа.
     -	Динамические (движущие). Это темпы изменения какого - либо ресурса в зависимости от времени;
     Результатом производственной функции является продукт. Существует совокупный, средний и предельный продукт.
     Q — максимальный объём производства при данных расходах,
     F1,F2,....Fn — количества использованных факторов 1,2,..., n .
     Например, F1 — переменный фактор, тогда как другие (n - 1) факторов постоянные.
     Чтобы понять, какого влияние переменного фактора на производство, вводим [6]:
     -	Совокупный продукт (комплексный) — это общее количество экономического блага, сделанного с использованием неопределенного количества переменного фактора (то есть то количество продукта, которое можно сделать при имеющихся ресурсах).
     Общий продукт переменного фактора L может быть показан следующей производственной функцией, отражающая отношение между общим выпуском продукции и количеством фактора L, при постоянном количестве фактора K:
	Q = f (L), при K — const	(1)
     -	Средний продукт—выдает количество всей продукции, перепадающей примерно на 1 единицу одного исчерпанного сменяющегося фактора.
     -	Предельный продукт (крайний) — увеличение общего продукта, который можно получить при умножении одной единицы одного меняющегося фактора.

2. Эластичность замещение капитала и труда (функция Кобба-Дугласа)
     
     Как известно, функция Кобба–Дугласа (зависимость объёма производства от создающих его факторов производства – затрат труда и капитала) предполагает, что эти факторы могут дополнять друг друга и даже заменять. Эта простая функция может эффективно использоваться бизнесменами и топ-менеджерами в целях повышения конкурентоспособности, рентабельности производства.
     Немного об истории функции. Отцом идеи был Кнут Виксель, но разработали, проверили и закрепили её в 1928 году экономисты Чарльз Кобб и Пол Дуглас. Работа их называлась «Теория производства». Упрощённо это выглядит так: выпуск продукции обусловлен объёмом вложенного труда и капитала. Запишем уравнение [12]:
     	Q = A * L?* K?	(2)
     где Q – объем производства,
     A – технологический коэффициент,
     L – труд, ? – коэффициент эластичности по труду,
     K – капитал, ? – коэффициент эластичности по капиталу.
     Если сумма показателей степени (?+?=1) равна единице, то функция Кобба–Дугласа является линейно однородной, то есть она демонстрирует постоянную отдачу при изменении масштабов производства.
     Если сумма показателей степени (?+?>1) больше единицы, функция отражает возрастающую отдачу, а если она (?+?<1) меньше единицы, – убывающую. Изокванта (кривая равного выпуска продукта), соответствующая функции Кобба–Дугласа, будет выпуклой и «гладкой».
     Впервые производственная функция была рассчитана в 1920-е годы для обрабатывающей промышленности США и представлена в виде равенства:
     	Q = L0,73 ? K,	(3)
     где доля труда в совокупном продукте составляет 73 %, а доля капитала – 27 %.
     А теперь рассмотрим пару закономерностей, которые позволяет выявить функция Кобба–Дугласа. 
     Первая закономерность – закон убывающей отдачи, который действует очень короткое время при неизменности технологии производства и базового производственного фактора. Но при модернизации процесса выпуска товаров происходит интенсификация производства, увеличение объёмов товара на выходе. При этом величины, коррелирующие с производственными факторами, сохраняются. При изменении объёмов труда предприниматель может задействовать увеличение количества ресурса второго типа при условии постоянной величины капитала [18].
     Однако здесь есть риски – по закону убывающей предельной производительности: последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к снижению предельного продукта или предельной производительности труда. А если нанимать больше работников
     –	предельная производительность станет отрицательной. Таким образом, работники просто будут мешать друг другу, а это, в свою очередь, скажется на результатах выпуска продукции.
     Предельная производительность труда (предельный продукт труда MPL) – это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда
     	MPI=?M/?L	(4)
     т. е. прирост производительности к совокупному продукту (TPL)
     	MPI=?ТР/?L	(5)
     Аналогично определяется предельный продукт капитала – MPK.
     Основываясь на законе убывающей производительности, проанализируем взаимосвязь общего (TPL), среднего (АPL) и предельного продуктов (MPL) (рис. 1).

     Рисунок 1 -  Динамика и взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов [22]
     
     В движении кривой общего продукта (ТР) можно выделить три этапа. На этапе 1 она поднимается вверх ускоряющимися темпами, так как предельность продукта (MP) возрастает (каждый новый рабочий приносит больше продукции, чем предыдущий) и достигает максимума в точке А, т. е. скорость роста функции максимальна. После точки А (этап 2) в силу действия закона убывающей отдачи, кривая MP падает, т. е. каждый нанятый рабочий дает меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, поэтому темп роста ТР после ТС замедляется. Но пока МР будет положительным, ТР будет все равно увеличиваться и достигнет максимума при МР=0.
     Далее, при избыточности рабочей силы по отношению к фиксированному капиталу (станки) МР приобретает отрицательное значение, поэтому ТР начинает снижаться. Конфигурация кривой среднего продукта АР также обусловлена динамикой кривой МР. На 1 этапе обе кривые растут, пока приращение объема выпуска от вновь нанятых рабочих будет большим, чем средняя производительность (АРL) ранее нанятых рабочих. Но после точки А (max MP), когда четвертый рабочий добавляет к совокупному продукту (ТР) меньше чем третий, МР уменьшается, поэтому средняя выработка четырех рабочих также сокращается [7].
     Рассмотрим теперь эффект масштаба по Коббу-Дугласу. Его можно наблюдать при изменении долговременных средних издержек производства (LATC). Отметим, что он также может выражаться в 3 вариантах (рис. 2).

     Рисунок 2 - Динамика долгосрочных средних издержек [21]
     
     В первом варианте мы видим, что при вычислениях получится положительный эффект соответствующего типа. Увеличение объема выпуска сопровождается снижением LATC, что объясняется эффектом экономии (на- пример, за счет углубления специализации труда, применения новых технологий, эффективного использования отходов). Во втором варианте происходит постоянная отдача от масштаба. Если объёмы изменятся, издержки не меняются. Получается, что рост количества применяемых ресурсов на 10 % вызвал рост объемов производства также на 10 % [9].
     И третий вариант. Мы увидим, что в ходе анализа будет зафиксирован отрицательный эффект. Рост объема производства (например, на 7 %) вызывает рост LATC (на 10 %). Причиной ущерба от масштаба могут быть технические факторы (неоправданные гигантские размеры предприятия), организационные причины (рост и негибкость административно-управленческого аппарата).
     Исследователи по-разному классифицируют виды функций Кобба–Дугласа, но едины они в выделении отдельных разновидностей функции применительно к практике. Выяснилось, что практическая применимость этого экономического инструмента шире, чем, например, анализ производства. Она может служить с успехом макроэкономической моделью и отражать анализ потребительских предпочтений. Функция Кобба–Дугласа чаще всего используется в кадровом менеджменте [2].
     Подытоживая, мы видим, что функция Кобба–Дугласа зиждется на вычислениях с учётом двух факторов: трудовых ресурсов и объёмов капитала, что доказывает простоту и удобство при применении данной функции в отличие от других, в структуре.

3. Закон Оукена
     
     Для анализа экономической ситуации часто используют закон Оукена. Коэффициент, который был выведен ученым, характеризует соотношение между уровнем безработицы и темпами роста. Он был открыт на основе эмпирических данных в 1962 году ученым, в честь которого и был назван. Статистика показывает, что увеличение безработицы на 1% приводит к уменьшению фактического ВВП от потенциального на 2%. Однако данное соотношение не является постоянным. Оно может различаться в зависимости от государства и временного периода. Соотношение между квартальными изменениями уровня безработицы и реального ВВП – это и есть закон Оукена. Формула, следует отметить, до сих пор критикуется. Подвергается сомнению и ее полезность для пояснения рыночной конъюнктуры.
     Коэффициент и стоящий за ним закон появился как результат обработки статистических данных, то есть эмпирических наблюдений. В его основе не лежала изначальная теория, которая затем проверялась на практике. Артур Мелвин Оукен увидел закономерность, изучая статистику по США. Она является приблизительной [3]. Это связано с тем, что на валовый внутренний продукт влияет множество факторов, а не только уровень безработицы. Однако такое упрощенное рассмотрение зависимости между макроэкономическими показателями иногда также бывает полезным, что и показывает исследование Оукена. Коэффициент, выведенный ученым, отображает обратно пропорциональную зависимость между объемом производства и уровнем безработицы.
     Оукен считал, что увеличение валового продукта на 2% связано с следующими сдвигами:
     -	падением уровня циклической безработицы на 1%;
     -	ростом занятости на 0,5%;
     -	увеличением количества рабочих часов для каждого трудящегося на 0,5%; ростом производительности на 1%.
     Таким образом, сократив циклический уровень безработицы Оукена на 0,1%, можно ожидать увеличения реального ВВП на 0,2%. Однако это соотношение варьируется для различных стран и временных периодов. Зависимость была проверена на практике как для ВВП, так и для ВНП. По оценкам Мартина Прачовни, сокращение объемов производства на 3% связано с уменьшением безработицы на 1%. Однако он считает, что это только косвенная зависимость. По мнению Прачовни, на объемы производства больше влияет не безработица, а другие факторы, например, загрузка производственных мощностей и количество трудовых часов. Поэтому необходимо отбросить их [5]. 
     Прачовни подсчитал, что уменьшение безработицы на 1% приводит к росту ВВП только на 0,7%. Причем зависимость становится все более слабой с течением времени. В 2005 году анализ недавней статистики провели Эндрю Абель и Бен Бернарке. По их оценкам, увеличение безработицы на 1% приводит к падению объемов производства на 2%. 
     Темпы роста ВВП превышают процент изменения уровня безработицы по следующим причинам:
     -	Действие мультипликативного эффекта. Чем больше людей занято, тем больше спрос на товары. Поэтому объемы производства могут расти большими темпами, чем уровень занятости.
     -	Несовершенство статистики. Незанятые лица могут просто прекратить искать работу. Если это произошло, то они исчезают с «радара» статистических агентств.
     -	Опять же фактически занятые лица могут начать работать меньше. В статистике это практически не отображается. Однако такая ситуация значительно влияет на объемы производства. Поэтому при одинаковом количестве занятых мы можем фактически получить различные показатели валового продукта.
     -	Уменьшение производительности труда. Это может быть связано не только с ухудшением организации, но и с чрезмерным количеством работников.
     Введем следующие условные обозначения:
     Y – реальный объем производства.
     Y’ – потенциальный валовый внутренний продукт.
     u – реальная безработица.
     u’ – естественный уровень предыдущего показателя.
     c – коэффициент Оукена.
     Принимая во внимание вышеописанные условные обозначения, можно вывести следующую формулу [8]:
     	(Y’ – Y)/Y’ = с*(u – u’).	(6)
     В США, начиная с 1955 года, последний показатель обычно равнялся 2 или 3, как это показали вышеназванные эмпирические исследования. Однако этот вариант закона Оукена используется редко, потому что потенциальные уровни безработицы и валового внутреннего продукта достаточно трудно оценить. Существует другая версия формулы.
     Чтобы вычислить темпы роста ВВП, введем следующие условные обозначения:
     Y – фактический объем выпуска.
     ?u – изменение фактического уровня безработицы по сравнению с прошлым годом.
     C – коэффициент Оукена.
     ?Y – изменение фактического выпуска по сравнению с прошлым годом.
     K – среднегодовой рост производства при полной занятости.
     Используя данные обозначения, можно вывести следующую формулу:
     	?Y/Y = k – c*?u.	(7)
     Для современного периода в истории США коэффициент C равен 2, а K – 3%. Таким образом, выводится уравнение: ?Y/Y = 0,03 - 2?u. 
     Знание того, как посчитать коэффициент Оукена, часто помогает в построении трендов. Однако часто получившиеся числа не слишком точны. Это связано с вариативностью коэффициента для разных стран и временных периодов. Поэтому нужно принимать во внимание полученные предсказания роста ВВП за счет создания рабочих мест с некоторой долей скептицизма. Причем краткосрочные тренды более точны. Это связано с тем, что на коэффициент могут повлиять любые конъюнктурные изменения.

4. Индекс производства
     
     Одним из основополагающих индексов, входящих в макроэкономический показатель любой страны, является индекс промышленного производства (ИПП, Industrial Production Index). Для того чтобы разобраться с его значением в экономике страны и других отраслях, необходимо изучить его определение.
     Индекс промышленного производства – это макроэкономический показатель, который характеризует изменение производственного процесса при совокупности услуг и товаров, сгруппированных по следующим видам общероссийского классификатора видов экономической деятельности: «Обрабатывающие», «Добыча полезных ископаемых», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».
     Индекс промышленного производства рассчитывается ежемесячно и учитывает изменение физических объемов произведенной продукции, а также затраченные рабочие часы и потребленную энергию [24].
     Под индексом промышленного производства (ИПП) понимается показатель, характеризующий динамику изменений объемов промышленности. Выражается этот индикатор следующей формулой:
     	ИПП=QТЕК/QБАЗ*100%	(8)
     Следует уточнить, что Q тек и Q баз – это значения объема производства в текущем и предыдущем периодах соответственно. Никаких других данных для расчета не требуется. Однако это только общий вид формулы.
     По упрощенной формуле можно рассчитать динамику отдельного товара, однако, подобный метод не представляет никакого интереса для статистики. Куда важнее уметь считать ИПП по группе товаров или вообще по всему промышленному производству. Подобный расчет реально произвести, если добавить весовой коэффициент [11]:
     	ИПП= (?w*QТЕК/QБАЗ)/ ?w*100%	(9)
     В качестве весов можно использовать удельный вес каждого из продуктов в общем стоимостном объеме промышленности в базовом периоде. По такой логике формула расчета показателя w имеет следующий вид:
     	w=P0*Q0/?P0*Q0	(10)
     где показатели P и Q –это соответственно цена единицы промышленного товара и объем продаж в натуральном выражении в базовом периоде.
     Индекс объема производства охватывает производственные сектора экономики. Так же, этот индекс является средней величиной индексов обрабатывающей, горнодобывающей промышленности, коммунальных предприятий и строительства. Он основывается на физических показателях объема и исключает частные и государственные услуги.
     Индекс промышленного производства является отличным способом в исследовании, в тех случаях, когда нельзя суммировать, но необходимо сравнить. Именно поэтому одним из зарекомендовавших методов, применяемых в статистических расчетах, который позволяет охарактеризовать изменение некоторых явлений, является индексный метод.
     При построении индекса промышленного производства используются следующие методы [13]:
     -	прямое измерение;
     -	оценка, которая основывается на сочетании данных по затратам рабочего времени и потреблению электроэнергии.
     Индекс начинает формироваться при получении данных о динамике производства и выпуска товаров определенной линейки. Далее происходит деление и формирование индексов в зависимости от вида экономической деятельности.
     Для больших совокупностей происходит усреднение индекса на основании составляющих элементов формирующих эти совокупности.
     Расчет индекса происходит в следующем порядке:
     -	Рассчитываются индексы, которые характеризуют изменение производства за конкретный отчетный промежуток времени, например с начала года или месяца.
     -	Рассчитываются индексы, характеризующие изменение производства за определенный прошедший период по отношению к среднемесячному объему года, взятого за базис.
     -	Рассчитываются индексы, которые характеризуют изменение производства в текущем отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом, которые получают посредством деления индексов.
     Расчет индекса промышленного производства проводится в несколько этапов, а также в повторных перерасчетах по каждой отдельной ступени.
     На начальном этапе определяются индексы производства для каждого вида деятельности отдельно, посредством сравнения выпуска товаров в отчетном периоде с их выпуском в базисном периоде. Так же на этом этапе формируется индекс валовой продукции, но не добавленной стоимости.
     Далее, при расчетах индекса, сформированные индексы на первом этапе, объединяются в подгруппы, дальше в группы и подклассы, классы, в соответствии с ОКВЭД [13].
     Индекс промышленного производства имеет колоссальное влияние на показатели экономического роста любой страны. Рост показателя способствует укреплению и повышению курса национальной валюты, экономики и непосредственно влияет на сам рынок.
     По аналитическим данным, предоставленными компетентными организациями, при понижении индекса производства, не обязательно будет происходить процесс уменьшения прибыли предприятий, так как инфляция увеличивает выручку и прибыль производителей даже в том случае, если в реальности производство не растет. Это повод поразмыслить для любого трейдера, который считает индекс очень важным инструментом при оценке будущих результатов деятельности, а так же активов на самом рынке.
     Считается, что индекс промышленного производства не относится к числу важных, но бывали случаи, когда привлечение этого индикатора со стороны экономики приходилось полезным для фундаментального анализа рынка.
     В свою очередь, это говорит о необходимости рассматривать каждый показатель по отдельности, если преследуется цель качественно и детально произвести анализ рынка и не попасть в число трейдеров, оказавшихся «не у дел».

5. Эффект от масштаба
     
     Согласно неоклассической экономической мысли важнейшим фактором, оказывающим влияние на эффективность деятельности фирмы, является масштаб производства. Для описания этой взаимосвязи в современной экономической литературе широко используется термин «эффект масштаба производства» далее - эффект масштаба. Общепринятое понимание данного эффекта характеризует влияние сугубо внутреннего по отношению к фирме ее собственного масштаба производства и не учитывает возможность влияния внешнего, значимость которого сегодня в условиях мирового финансово-экономического кризиса усиления процессов глобализации и интеграции развития информационно-коммуникационных технологий и рынков несовершенной конкуренции - стремительно возрастает. Другими словами, увеличение собственного масштаба производства больше не дает фирме значительных преимуществ, важность приобретает масштаб среды, в которой она свою деятельность осуществляет. Вышесказанное обуславливает необходимость расширения понимания эффекта масштаба. Высокой практической значимостью обладает также его количественное измерение, в том числе в вопросе определения оптимальной структуры отрасли – количества действующих в ней фирм и средней доли отдельной фирмы в общеотраслевом объеме производства.
     Зачастую данное экономическое явление рассматривается как результат увеличения фирмой объема выпуска продукции, проявляющийся в сокращении ее долгосрочных средних издержек [12]. Такая трактовка характеризует сугубо положительный результат – получение экономии, оставляя без внимания возможность потерь, что является существенным ее недостатком. Подчеркивая существование как положительного, так и отрицательного эффекта масштаба некоторые авторы [4, 9, 16] говорят об изменении издержек на единицу продукции по мере роста объема выпуска фирмы в долгосрочном периоде. Их снижением (увеличением) они характеризуют ситуацию преобладания в отрасли положительного (отрицательного) эффекта масштаба. Данная тенденция также означает, что долгосрочные общие издержки фирмы растут медленнее (быстрее), чем выпуск продукции, а выпуск –  быстрее (медленнее), чем используемые ресурсы или факторы производства. При этом подчеркивается, что последние изменяются в одной и той же пропорции.
     Описанные трактовки несколько ограничены, поскольку акцентируют внимание на эффекте от роста масштаба производства и игнорируют эффект от его уменьшения. Очевидно, если в результате расширения масштаба производственной деятельности экономия преобладает над потерями, то в результате его сокращения будет получен прямо противоположный результат – потери превысят экономию, и наоборот. Учитывая этот факт, А. Бельский, П. Самуэльсон и В.Д. Нордхаус, К.К. Сио определяют эффект масштаба как отдачу от роста объема выпуска фирмы (отдачу от масштаба), возрастающую либо убывающую – его реакцию на пропорциональное изменение количеств используемых ресурсов [11]. Иногда между отдачей от масштаба и эффектом масштаба проводится различие – в случае эффекта масштаба допускается изменение исходного соотношения факторов производства в силу их способности замещать друг друга, что достаточно реалистично. С данной точки зрения отдача от масштаба – это частный случай эффекта масштаба.
     Подчеркнем, что сущность исследуемого эффекта равноправно раскрывается с двух позиций с одной стороны, через зависимость долгосрочных издержек, общих или средних, от объема выпуска. В этом случае масштаб производства определяется объемом выхода продукции издержки на единицу продукции в длительном периоде выступают показателем эффективности деятельности фирмы, с другой стороны, через зависимость объема выпуска от количеств факторов производства. Соотношение названных показателей характеризует эффективность деятельности фирмы масштаб производства измеряется общим объемом используемых ресурсов.
     Отмеченные интерпретации не противоречат друг другу при неизменности цен факторов производства. В этом случае вариация их количеств полностью определяет динамику долгосрочных общих издержек фирмы, вследствие чего снижение (рост) ее средних издержек в длительном периоде соответствует ситуации, когда объем выпускаемой фирмой продукции растет быстрее (медленнее), а снижается медленнее (быстрее), чем факторы производства.
     Вместе с тем, ни одна из представленных в литературе трактовок эффекта масштаба не учитывает существование взаимосвязи между эффективностью деятельности фирмы и внешним по отношению к ней масштабом производства. Впервые данная зависимость была описана в рамках неоклассической теории посредством внешних экономий и потерь, где под внешним понимался масштаб производства отрасли базирования фирмы, а эффективность ее деятельности измерялась величиной долгосрочных средних издержек [5]. Получение внешних экономий и потерь обуславливалась географической концентрацией отраслевого производства, рыночной структурой совершенной конкуренции и тесным взаимодействием фирм отрасли. Другими словами, полагалось, что они могут быть получены только мелкими фирмами, производящими однородную продукцию, при условии, что огромное их количество локализовано в одном районе.
     В контексте развития неоклассической экономической мысли автором была предложена расширенная трактовка эффекта масштаба, в рамках которой под ним предлагалось понимать направленность изменения эффективности деятельности фирмы в результате вариации как ее собственного масштаба производства (внутрифирменный эффект масштаба производства), так и масштаба производства отрасли, к которой фирма относится (отраслевой эффект масштаба). Такое понимание является достаточно полным – учитывает двойственный характер влияния изменения как внутреннего, так и внешнего масштаба производства. Вместе с тем оно требует уточнения. Видится правильным под внешним по отношению к фирме понимать масштаб производства ее конкурентов – всех остальных фирм, действующих в рамках той же отрасли, а не масштаб производства отрасли в целом. Последний, таким образом, представляет собой сумму внутреннего и внешнего масштабов производства. Отрасль при этом рассматривается как совокупность хозяйствующих единиц, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работников и удовлетворяемых потребностей.
     Таким образом, эффект масштаба в теории производственных функций соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов.
     Рассмотрим более подробно составляющие эффекта масштаба.
     Внутрифирменный эффект масштаба представляет собой результат влияния, которое оказывает на эффективность деятельности фирмы изменение ее собственного масштаба производства. Рост эффективности свидетельствует о преобладании положительного, а ее падение – отрицательного внутрифирменного эффекта масштаба. При этом необходимо различать эффект от увеличения внутреннего масштаба производства и эффект от его падения. Учет существования как того, так и другого отличает внутрифирменный эффект масштаба от неоклассических внутренних экономий и потерь, характеризующих результат только увеличения масштаба производственной деятельности фирмы [9]. Важно также понимать, что действие положительного (отрицательного) эффекта от расширения внутреннего масштаба производства сопряжено с действием отрицательного (положительного) эффекта от его уменьшения.
     Положительный (отрицательный) внутрифирменный эффект масштаба можно охарактеризовать с двух позиций, не противоречащих друг другу при неизменности цен факторов производства:
     -	во-первых, как снижение (рост) долгосрочных средних издержек фирмы по мере изменения ее объема выпуска. Данная тенденция также означает, что общие издержки фирмы в длительном периоде растут медленнее (быстрее), а снижаются быстрее (медленнее), чем объем выпускаемой ею продукции;
     -	во-вторых, как положение, при котором объем выпуска фирмы возрастает более быстрыми (медленными), а сокращается более медленными (быстрыми) темпами, чем объем используемых ресурсов.
     В качестве ключевых причин, обуславливающих возможность получения положительного внутрифирменного эффекта от роста масштаба производства, хотелось бы выделить специализацию и разделение труда, неделимость некоторых факторов производства, т.е. наличие факторов, возрастающих в меньшей пропорции, чем объем выпуска, использование более крупного по своим физическим размерам основного капитала, а также рыночную власть над поставщиками и кредиторами. Основной причиной существования отрицательного эффекта от роста внутреннего масштаба производства является усложнение организации и координации деятельности фирмы.
     Отраслевой эффект масштаба представляет собой результат влияния, которое оказывает на эффективность деятельности фирмы изменение внешнего масштаба производства [4]. Преобладание положительного (отрицательного) отраслевого эффекта масштаба характеризуется падением (ростом) долгосрочных издержек фирмы, общих и средних, вследствие изменения суммарного объема выпуска всех остальных фирм той же отрасли. Следует различать отраслевой эффект от увеличения и от уменьшения масштаба производства, а также понимать, что получение выгод от роста внешнего масштаба производства сопряжено с потерями от его сокращения, и наоборот.
     Отраслевой эффект масштаба, в отличие от неоклассических внешних экономий и потерь, доступен как мелким, так и крупным фирмам, то есть не зависит от объема их производственной деятельности. Обоснование существования данного эффекта различно для низко- и высоко-технологичных отраслей. В низко-технологичных отраслях оно легко объясняется географической концентрацией производства отрасли в определенном районе [13]. Как следствие, причинами существования положительного эффекта от роста внешнего масштаба производства являются преимущества локализированного производства: широкий местный рынок квалифицированной рабочей силы, развитие вспомогательных производств, обширные возможности для возникновения и распространения новых идей, отрицательного – его недостатки: чрезмерно высокий спрос на ресурсы, слишком широкий спрос лишь на один вид труда, загруженность местных транспортных путей. По данной позиции отраслевой эффект масштаба тождественен внешним экономиям и потерям.
     Вместе с тем, географическая концентрация производства отрасли не способна обосновать существование отраслевого эффекта масштаба в высокотехнологичных отраслях – отраслях, основанных на знаниях, в рамках которых активно используются новейшие достижения науки и техники и (или) выпускается наукоемкая продукция. Тенденция падения значимости географической близости фирм-конкурентов для получения экономии от роста внешнего масштаба производства отмечается в экономической литературе с конца ХХ века и приписывается технологическим изменениям в производстве, коммуникациях и транспортировке. Другими словами, признается факт того, что технологический прогресс позволяет фирмам отрасли стать менее зависимыми от географического взаиморасположения.
     Для обоснования существования отраслевого эффекта масштаба в высокотехнологичных отраслях выделим в его составе эффект количества конкурентов фирмы (далее – эффект количества) и эффект их среднего масштаба производства (далее – эффект размера). Первый (второй) отражает реакцию долгосрочных общих и средних издержек фирмы на изменение числа (среднего объема выпуска) всех остальных фирм, действующих в той же отрасли. Вариация каждого из названных факторов оказывает на результативный показатель двоякое влияние – может уменьшить (положительный эффект), а может и увеличить (отрицательный эффект) долгосрочные издержки фирмы.
     Существование положительного (отрицательного) эффекта от роста (уменьшения) количества конкурентов отдельной фирмы, а значит и общего числа фирм в отрасли, предлагается объяснять расширением (сужением) отраслевого запаса общедоступных знаний; отрицательного (положительного) ростом (сокращением) технологической дистанции между фирмами-конкурентами и, как следствие, снижением (увеличением) вероятности успешного их сотрудничества. Действие эффекта размера предлагается связать с существованием положительных и отрицательных экстерналий производства, технологических и (или) денежных.
     Эффект масштаба является важной категорией микроэкономического анализа. При очень небольшом количестве продукции удвоение объема ресурсов влечет за собой рост объема произведенной продукции более чем вдвое. Это называется возрастающим эффектом масштаба. При средних объемах производства обычно предполагается, что удвоение объема используемых ресурсов также приведет к удвоению объема продукции. Это называется постоянным эффектом масштаба. При очень высоких объемах производства удвоение используемых ресурсов дает вдвое меньше прирост продукции. Такая ситуация получила название падающего эффекта масштаба.
     Соотношение направленностей и величин эффекта количества и эффекта размера определяет характер и величину получаемого фирмами отраслевого эффекта масштаба. Аналогично, характер и величина эффекта масштаба в целом зависят от соотношения внутрифирменной и отраслевой его составляющих.
     Вышесказанное позволяет конкретизировать трактовку эффекта масштаба, определив .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44