VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие налогов и налогообложения, классификация налогов организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004570
Тема: Понятие налогов и налогообложения, классификация налогов организации
Содержание
Содержание



Введение	3

1. Теоретические основы налогообложения и оценки налоговой нагрузки организации	5

1.1	Понятие налогов  и налогообложения, классификация налогов организации	5

1.2	Понятие и сущность налоговой нагрузки организации	10

1.3	Анализ методов и подходов к определению налоговой нагрузки	16

2. Анализ налоговой нагрузки и методов ее оценки на примере оао «Автоваз»	21

2.1.	Финансово-экономическая характеристика предприятия	21

2.3 Оценка налоговой нагрузки ОАО «Автоваз»	34

3. Направления снижения налоговой нагрузки ОАО «Автоваз»	46

3.1. .	Проблемы минимизации налоговой нагрузки ОАО «Автоваз»	46

3.2. .	Методы прогнозирования  налоговой нагрузки	51

3.3. .	Задачи оптимизации  налоговой нагрузки	55

Заключение	61

Список использованной литературы	67

Приложение……………………………………………………………………...73






Введение



Многие отечественные ученые под налоговой нагрузкой понимают обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков. На микроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, которая изымается в бюджет. 

По своей сути налоговая нагрузка — это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. 

В современной России важно учитывать, насколько величина налогового бремени оказывает влияние на принимаемые инвестиционные решения в экономике в целом, в регионе, в отдельной отрасли, в конкретной организации. Налоговая нагрузка выступает одним из главных критериев инвестиционной привлекательности страны. Вместе с тем установившаяся налоговая нагрузка на экономику, ее структура не позволяют выйти на траекторию стабильного экономического роста.

Целью дипломной работы является рассмотрение теоретических основ анализа налоговой нагрузки предприятия, проведение анализа ее динамики, выработка мероприятий по стабилизации налоговой нагрузки.  Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи: 

- рассмотреть понятие налогов и налогообложения, классификацию налогов; 

- изучить понятие и сущность налоговой нагрузки;

- проанализировать методы и подходы к определению налоговой нагрузки предприятия;

- охарактеризовать экономику предприятия; 

- провести анализ налоговой нагрузки предприятия;

- рассмотреть проблемы минимизации налоговой нагрузки ОАО «Автоваз»;

- рассмотреть методы прогнозирования налоговой нагрузки;

- предложить  задачи оптимизации налоговой нагрузки.

Объектом исследования является налоговая нагрузка предприятия.  Предметом исследования является управление налоговой нагрузкой предприятия. 

Для решения поставленных в дипломном исследовании задач обработка исходных данных проводилась с использованием пакетов прикладных программ «Microsoft Excel», «Project Expert», «Microsoft Word», «Microsoft PowerPoint», поиск нормативных данных, научной и деловой информации проводился с использованием СПС «ГАРАНТ» и СПС «Консультант Плюс». 

 Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы. Глава первая посвящена изучению теоретических подходов к анализу сущности и содержания налоговой нагрузки предприятия.  Проведен анализ основных показателей, характеризующих налоговую нагрузку предприятия. Во второй главе проводится анализ финансового состояния и налоговой нагрузки. В процессе анализа рассмотрена  динамика налоговой нагрузки организации. В третьей главе предлагается комплекс мер по оптимизации политики по управлению налоговой нагрузкой предприятия. Также проводится анализ направлений налогового планирования.




1. Теоретические основы налогообложения и оценки налоговой нагрузки организации

Понятие налогов  и налогообложения, классификация налогов организации



Налоги связаны с существованием государства. Системы налогообложения в разных странах мира отличаются друг от друга по структуре, набором налогов, сборов и обязательных платежей, методами их взимания, налоговыми ставками (нормативами), фискальными полномочиями органов разных уровней власти, налоговой базой и налоговыми льготами. 

Трёхуровневая налоговая система России представлена на рис. 1.



Рисунок 1 -  Налоговая система России [17, С.122] 

Федеральные налоги устанавливаются федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Для успешного функционирования федеральных налогов с организаций необходимо соблюдение следующих условий:

– обеспечение комфортных условий развития бизнеса, посредством снижения налоговой нагрузки;

– выстраивание налоговой системы таким образом, чтобы при возрастающих потребностях бюджета обеспечить его доходность;

– налоги должны носить справедливый характер, что является важным условием стабильности общества.

В первом случае реализация условия может быть в виде стимулирования производства и предпринимательства, что даст устойчивое и своевременное поступление налогов и обязательных платежей в бюджетную систему.

Во втором случае полнота доходной части бюджета служит ресурсом инвестирования во все сферы экономики, формируя централизованные и децентрализованные фонды государства.

В третьем случае налоговое бремя по возможности должно учитывать уровень доходов различных слоев общества, а посредством бюджетной системы аккумулируемые налоги перераспределяться в пользу малодоходных слоев населения.

Федеральные налоги с организаций представлены следующими налогами:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог.

Федеральные налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Остальные федеральные налоги являются прямыми.

Снижение налоговой нагрузки на производство и сферу услуг наиболее эффективно путем уменьшения прямых налогов, т.к. именно прямое налогообложение, в отличие от косвенного, в большей степени носит безвозвратный характер. Невысокие ставки налога на прибыль, налога на доходы физических лиц позволяют экономическим субъектам получать больше средств в собственное распоряжение и, соответственно, возможность маневрирования ими.

Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, и стабильный источник поступлений в бюджетную систему; при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним получаем прогрессивный, а следовательно, справедливый метод обложения доходов различных социальных групп [23, С.200].

 Налог на добавленную стоимость (НДС)  является федеральным налогом, который исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Добавленная стоимость – это разница между продажной ценой товара (работ, услуг) и затратами сторонних организаций, входящих в его стоимость, то есть стоимость, созданная силами и средствами данного предприятия.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, реализующие товары, работы и услуги. Объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.  Налог уплачивается ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть за первый квартал – не позднее 25 апреля. 

Обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставкам 0%, 10%, 18%. Налогообложение по налоговой ставке 0% применяется при реализации товаров на экспорт.  Налоговая ставка 10% применяется при  реализации продовольственных товаров, медицинских, лекарственных препаратов, канцелярских товаров, товаров для детей,  печатной продукции. Данные товары должны быть включены в перечень облагаемых по минимальной ставке НДС. Прочие товары облагаются по ставке 18%. 

Акцизы – это косвенный федеральный налог. Объектом обложения акцизами является реализация на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров. К подакцизным товарам относятся спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная и табачная продукция, автомобили легковые, мотоциклы мощностью свыше 150 л.с., автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, топливо печное бытовое и авиационный керосин. Ставки по акцизам ежегодно индексируются. Они дифференцируются на твердые и комбинированные. Комбинированные ставки применяются по сигаретам. Налоговым периодом является календарный месяц. 

Налог на прибыль организации занимает особое место в налоговой системе страны и в деятельности налогоплательщиков. По сути, он уменьшает желаемый конечный результат любой хозяйственной деятельности - прибыль, саму цель предпринимательства. Основными проблемами, связанными с организацией налоговых проверок по налогу на прибыль, являются: несовершенство налогового законодательства, недостаточный уровень автоматизации, коррупция [14, С.23].

Данный налог обеспечивает регулярные значительные поступления в государственный бюджет. Налог на прибыль является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата (прибыли). Соответственно, стремясь к сохранению достигнутого результата, организации стараются минимизировать свои налоговые выплаты.

Налог на прибыль организаций  является федеральным налогом, который исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения - прибыль.  Объектом обложения  является полученная налогоплательщиком прибыль. 

Прибыль представляет собой достаточно сложную структуру, включающую в себя сумму доходов от реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав, а также внереализационных доходов, уменьшенных на сумму расходов, связанных с производством и реализацией, и на сумму внереализационных расходов. Основная ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. Сумма налога определяются как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налог на добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую систему в 2001г и вступил в действие с 1 января 2002г. Впервые за годы существования налоговой системы с принятием гл. 26 НК РФ была упорядочена система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. Условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядке функционирования платы за пользование недрами с включением в ставку налога половины ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Данный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере.

Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается организациями, являющими пользователями недр. Юридические лица ставятся на учет как плательщики НДПИ по месту нахождения участка недр. 

Объектом налогообложения НДПИ являются полезные ископаемые добытые из недр, извлеченные из отходов добывающего производства и добытые из недр за пределами территории РФ, но находящиеся под ее юрисдикцией. К полезным ископаемым относится углеводородное сырье, уголь, неметаллическое сырье, руды черных и цветных металлов, драгоценные камни и золото. Для углеводородного сырья налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых, а для остальных – как их стоимость. Налоговые ставки установлены как в процентах от стоимости добытого полезного ископаемого, так и в абсолютных значениях. Налоговым периодом является календарный месяц. 

Исчисление и уплата водного налога производится в соответствии с гл. 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогом облагаются следующие виды водопользования:

- забор воды из водных объектов;

- использование акватории водных объектов;

- использование водных объектов без забора воды в целях гидроэнергетики;

- использование водных объектов для сплава древесины в плотах и кошелях. 

Сумма водного налога рассчитываете путем умножения налоговой базы на ставку налога. Ставки налогов дифференцированы по экономическим районам и бассейнам водных объектов. Они устанавливаются в рублях за единицу налоговой базы. С 2015 г. ставки водного налога применяются с коэффициентом 1,15, в 2016 г. – 1,32, 2017 г. – 1,52, в 2018 – 1,75. Индексация ставок водного налога предусмотрена до 2025 г. Следует отметить, что при заборе воды сверх установленных лимитов ставка увеличивается в пять раз. Введены новые ставки водного налога для населения, которые также индексируются до 2025 г. Налоговый период по водному налогу – квартал.

	

Понятие и сущность налоговой нагрузки организации

	

	Задачи  обеспечения  финансовыми  ресурсами  потребности  государства,  а также поддержание на должном уровне, призвана решать оптимальная налоговая система,  которая  создает  также  стимулы  налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.  

	Поэтому  одним  из  главных  измерителей  качества  налоговой  системы страны  является  показатель  налоговой  нагрузки,  или  налогового  бремени,  на налогоплательщика.  

	Для  межгосударственных  сопоставлений  чаще  всего  используется показатель налогового бремени. 

	Имеются еще две наиболее важных сферы применения этого показателя, на что указывают многие авторы: 

	-  урегулирование  финансовых  взаимоотношений  между  субъектами  в союзных или федеративных государствах; 

	- проведение финансовых (налоговых) реформ при определении высоты возможного обложения [32, С.115]. 

	Под  налоговым  бременем  обычно  понимают  долю  доходов,  которая уплачивается государству в форме налогов и платежей налогового характера.  Как  правило,  налоговое  бремя  говорит  о  стоимости,  цене,  тяжести содержания” государства со всеми его функциями и атрибутами для человека, предприятия страны. Отмена  льгот  и  преференций,  как  показывает  опыт,  при  одновременном увеличении  налоговой  нагрузки  на  налогоплательщика (рост  количества налогов  и  увеличение  ставок  налогов,  эффективность  налоговой  системы сначала  повышается  и  достигает  своего  максимума,  а  затем  начинает  резко снижаться.  При  этом  значительной  части  налогоплательщиков  приходится сворачивать свое производство, другая часть – не находя выхода из создавшегося положения  вынуждена  искать  пути  и  средства  минимизации  установленных  и подлежащих к уплате налогов и в конечном счете, потери бюджетной системы становятся невосполнимыми. 

	В дальнейшем при снижении налогового бремени для восстановления нарушенного производства требуются годы.  

	Профессор  Артур  Лаффер  еще  в  начале  второй  половины XX века  что определил  зависимость  между  усилением  налогового  гнета  и  суммой оступающих в государственную казну налогов. 

	 С  помощью  графика,  получившего  название кривая Лаффера, устанавливают,  что  при  повышении  ставки  налога  рано  или  поздно достигается  точка,  начиная c которой  общая  сумма  налоговых  поступлений  в государственный бюджет уменьшается (рис.2). 

	

	Рисунок 2 -  Кривая Лаффера [38, С.153]

	

	При увеличении ставки налога согласно кривой Лаффера, поступления в государственный  бюджет  увеличиваются,  но  как  только  величина  налоговых поступлений достигнет некоторой точки C, всякое увеличение налоговой ставки приводит к сокращению общей суммы поступлений. 

	Уровень  оптимальных  налоговых  ставок  для  каждого  государства,  как правило,  индивидуален  и  зависит  от  состояния  складывающихся  социально-экономических отношений в обществе и поэтому постоянно меняется.  

	И  экономически нецелесообразен  прямой  перенос  налоговой  системы  из одной страны в другую.  На рисунке представлена идеальная симметричная орма кривой Лаффера, которая  в  реальности  всегда  асимметрична  и  может  иметь  несколько экстремумов,  но  при  этом  выпуклость  ее  сохраняется.  Согласно  А.  Лафферу, необыкновенное  увеличение  налогового  бремени,  является  первопричиной развития теневого сектора экономии.  

	Именно  А.  Лаффер  обосновал,  что  только  снижение  налоговой  нагрузки стимулирует  предпринимательскую  деятельность,  развивает  инициативу  и предприимчивость.  

	Изъятие  у  налогоплательщика  до 30-40% от  дохода,  как  показывает мировой  опыт  налогообложения, – вот  та  черта,  за  пределами  которой 

	начинается  процесс  сокращения  сбережений,  а  тем  самым  и  инвестиций  в экономику.  

	Полностью  ликвидирует  стимулы  к  предпринимательской  инициативе  и расширению производства в случае, если ставки налогов и их число достигает такого уровня, что у плательщика изымается более 40-50% его доходов. 

	Как  правило,  обеспечение  разумных  потребностей  государства,  изымая  у налогоплательщика  не  более 30% его  доходов,  связано  с  организацией эффективной налоговая системы. 

	По  некоторым  данным  налоги  в  России  составляют 30-32% валового  внутреннего  продукта  по  данным  ФНС  РФ - около 10%, а  предприниматель  сетует, что в налоги уходит от 70 до 90 копеек с рубля дохода. 

	Развитие теневой экономики подрывает финансовые основы государства и подлежит  всемирному  ограничению  как  посредством  ужесточения  борьбы  с неплательщиками налогов, так и с помощью снижения ставок налогообложения. 

	Вышеизложенное  позволяет  сделать  нам  вывод  о  том,  что  встроенные автоматические регуляторы всегда стремятся привести экономику к идеальному состоянию, описываемому следующими условиями: 

	-  когда  налоговая  погрузка  меньше  чем  идеальная  или  равновесная, встроенные  внутренние  стабилизаторы  экономики  стремятся  увеличивать налоговую нагрузку до идеального или равновесного состояния;  

	- когда налоговая нагрузка велика, стабилизаторы стремятся уменьшить ее до идеального состояния. 

	В  мировой  практике  существуют  четыре  базисных  модели  налоговых 

	систем, в зависимости от распределения налогового бремени: англосаксонская, евро-континентальная, латиноамериканская, смешанная.  

	Особенности  англосаксонской  модели  является  то,  что  физические  лица несут  основное  бремя  налогоплательщики.  Причем  отмечается  незначительная доля косвенных налогов (НДС, налог с продажи, акцизы) [47, С.92].  

	Австралия  одна  из  стран,  которая  использует  англосаксонскую  модель налоговой  системы,  где  доля  прямых  налогов  в  доходной  части  бюджета составляет  свыше 60%. Доля  физических  лиц,  в  доходах  бюджета  в  три  раза больше,  чем  предприятий.  Подоходный  налог  с  физических  лиц  в  США, Германии,  Италии  и  Великобритании  составляет  соответственно 44, 38, 36, и 26,7%  доходов  бюджета.  Такая  же  модель  используется  в  большей  степени Канаде, Новой Зеландии.  

	 Для  евро-континентальной  модели  характерно  высокая  доля  отчислений на социальное страхование. Следует также отметить наличие значительной доли здесь косвенных налогов, в частности НДС.  

	Важной  статьей  доходов  бюджета  являются  также  прямые  налоги,  хотя поступления от них в несколько раз меньше поступлений от косвенных налогов. 

	Латиноамериканской  налоговой  модели  свойственна  высокая инфляционность  экономики,  что  и  предопределяет  в  большей  степени  специфические черты данной модели.  

	 Многие  Латиноамериканские  страны  строят  свои  налоговые  системы, ориентированные  на  обложение  именно  косвенными  налогами,  учитывая,  что они лучше приспособлены к условиям высокой инфляции, чем прямые.  

	К  числу  стран  ориентированных  на  обложение  этим  видом  налогов относятся такие страны, как Чили, Боливии и Перу.  Многие  страны,  не  желая  ставить  бюджетные  поступления  страны  в зависимость  от  конкретного  вида  налога  или  группы  плательщиков, диверсифицировали  структуру  доходов  бюджета,  что  вызвало  необходимость существования смешанной модели налоговой системы.  

	Например,  в  Италии  высока  доля  прямых  налогов,  составившая  порядка 36%, при этом значительный удельный вес занимают косвенные налоги.   Аналогичное положение дел имеет место в Аргентине и США. 

	Для сравнения можно привести величины налоговой нагрузки в ведущих странах (в % к ВВП): Германия – 40,5%, Франция – 42,7%, Швеция – 54,5%. 

	Однако  это  вовсе  не  означает,  что  в  России  налоговое  бремя  легче  по сравнению с  высокоразвитыми странами с рыночной  экономикой. Необходимо учитывать,  что,  во-первых,  западные  налогоплательщики  работают  в  условиях развитых рыночных отношений, стабильной налоговой системы. Российские же  налогоплательщики  в  условиях  становления  рыночных  отношений, социально-экономической  нестабильности  государства,  адаптации  к  новым экономическим  отношениям  и  постоянным  изменениям  в  налоговой  системе, спада производства и т.д. 

	Известно,  что  косвенные  налоги  легче  перелагаемы.  Предприятие, уплачивающий  налог,  перекладывает  его  на  потребителей,  через  механизм  включения  его  в  цену  товаров,  работ,  услуг.  На  цену  продукции,  а, следовательно, и на спрос влияют косвенные налоги. Они же тяжелым бременем ложатся  в  зависимости  от  характера  спроса  на  продавцов  и  покупателей. 

	Продавец  вынужден  нести  большую  часть  косвенного  налога  при  эластичном спросе  на  товар,  потому  что,  увеличив  цену  он  может  потерять  своих покупателей,  а  при  неэластичном  спросе,  продавец  имеет  возможность переложить  основную  часть  налога  на  потребителей,  так  как  величина  спроса слабо зависит от цены (например, электрические лампочки, хлеб, и т.д.)  

	Доля  налогов  в  ВВП  характеризует  налоговую  нагрузку  на  экономику  и характеризует  величину  всех  поступивших  в  госказну  налогов  в  общей  сумме ВВП.  Экономический  смысл  его  в  том,  что  он  показывает,  какая  часть  ВВП перераспределена с помощью налогов [28, С.155].  

	В  России  наиболее  приемлема  относительная  налоговая  погрузка  на уровне 35-40% к вновь созданной стоимости. Более высокое налоговой давление в  ведущих  секторах  экономики  не  только  сдерживает  развитие  предпринимательской активности, но и ставит производство на хрупкую грань выживания.  При  этом  максимальная  относительная  налоговая  нагрузка  на  любого  из хозяйствующих  субъектов  не  может превышать 50%. Иначе  говоря, если  хозяйствующих  субъектов  обяжут  в  установленном  законом  порядке отдавать  более  половины  вновь  созданной  стоимости,  то  они  уйдут  в  теневой сектор. 

	Таким  образом,  одной  из  важнейших  задач  реформирования  налоговой системы  является  рациональное  распределение  налогового  бремени,  что позволит  не  только  увеличить  собираемость  налогов,  но  и  сформулировать  у российских  граждан  психологию  добросовестных  налогоплательщиков, повысить налоговую культуру в стране. 


Анализ методов и подходов к определению налоговой нагрузки

	

	В настоящее время организации и предприятия используют различные закрепленные законодательно инструменты для оптимизации налоговой нагрузки (налогового бремени). Понятия «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» тесно взаимосвязаны, однако налоговая нагрузка является абсолютной величиной и представляет собой совокупность налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, а налоговое бремя, в свою очередь, является относительной величиной и представляет собой отношение налоговой нагрузки к финансовому показателю деятельности организации. Чаще всего термин «налоговая нагрузка» используется на микроуровне, а «налоговое бремя» на макроуровне. Одним из подходов определения налоговой нагрузки на экономику является выявление отношения всех поступивших в государстве налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Согласно статистическим данным в нашей стране сложилась благоприятная ситуация, ведь официально уровень налоговой нагрузки невысокий (36 % ВВП, что ниже, чем в странах Евросоюза), однако на практике ситуация гораздо сложнее. Во - первых, проблемой является отсутствие налоговой дисциплины - лишь 20 % граждан исправно и в полном объеме уплачивают в бюджет все причитающиеся налоги и сборы, около 50 % граждан всеми способами пытаются минимизировать свои налоговые обязательства, а остальные и вовсе не платят налоги. Во - вторых, в экономике России от 25 % до 40 % ВВП производится в теневом секторе экономики, который не охватывается налогами. В - третьих, показатель налоговой нагрузки искажает неоднородная структура отдельных отраслей экономики, субъектов хозяйствования, регионов. В настоящее время в Российской Федерации не выработан единый метод исчисления налоговой нагрузки предприятий. Сравнивая различные методы можно выделить следующие спорные аспекты: - использование в расчете налоговой нагрузки предприятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ); - использование в расчете косвенных налогов. 

Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки предприятия, каждая из которых учитывает изменение налогов, льгот и ставок на уровень налогообложения [29, С.25]. 

1. Методика Е. В. Балацкого, согласно которой налоговой нагрузкой является отношение всех налогов, подлежащих уплате, к выручке от реализации товаров, работ, услуг. Положительным моментом методики Балацкого является то, что она характеризует долю уплаченных налогов в выручке, а отрицательным - то, что она не позволяет оценить влияние каждого налога на финансовое положение организации в зависимости от источника уплаты налога, а также то, что выручка включает в себя прямые и косвенные расходы, формирующие себестоимость продукции. Если организация будет уплачивать налоги за счет себестоимости товаров, работ, услуг, то она вскоре придет к банкротству. 

2. Методика М.Н. Крейниной, которая позволяет сопоставить размер уплаченного налога и источника уплаты. Положительным аспектом в этом случае является то, что можно оценить долю уплаченного налога в источнике уплаты (в отличие от методики Балацкого) и что можно рассматривать эффективность применения методов налогового планирования по определенному налогу в динамике. Отрицательный аспект этой методики в том, что она не применима для косвенных налогов, при убыточной деятельности и она не учитывает НДФЛ. 

3. Методика А. Кадушина и Н. Михайловой - она позволяет оценить налоговую нагрузку как долю отдаваемой в соответствующий бюджет добавленной стоимости, созданной каким - либо конкретным субъектом экономики. С помощью этой методики показатель налоговой нагрузки может быть рассчитан как по факту выплаты налогов, так и по факту их начисления, кроме того, методика позволяет оценить влияние отдельных налогов на финансовое состояние предприятия. Минусом такой методики является удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, а также она не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог [36, С.131]. 

4. Методика Е.А. Кировой - согласно этой методике существует подход к оценке уровня налоговой нагрузки, в котором соизмеримым показателем выступает вновь созданная стоимость. В методике Кировой рассчитывается относительная и абсолютная налоговая нагрузка, при этом в качестве абсолютной выступают налоги и страховые взносы, которые подлежат перечислению в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды и недоимка по ним. В качестве относительной налоговой нагрузки выступает отношение абсолютной налоговой нагрузки и вновь созданной стоимости. С помощью этой методики рассматриваются налоги по отношению к источнику их выплаты, а амортизационные отчисления - как элемент формирования себестоимости продукции, а не как источник выплаты налогов. При этом методика Кировой не учитывает влияние НДФЛ и не позволяет рассматривать отраслевые нагрузки организаций. 

5. Методика В.Д. Новодворского и Р.Л. Сабанина - применяется при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему, эта методика выявляет ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах. Её плюсом является то, что она применяется для выбора наиболее выгодной системы налогообложения, а минусом то, что она не может использоваться при расчете налоговой нагрузки для УСНО. 

6. Методика О.С. Салькова - применяется для сравнения налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему с общего режима налогообложения и для выбора аиболее выгодной системы налогообложения, но не может использоваться при расчете налоговой нагрузки для УСНО и не используется для предприятий с убыточной деятельностью. 

7. Методика Е.Б. Кожевникова и О.П. Осадчей - позволяет рассчитать налоговую нагрузку в интегрированных бизнес структурах, где параллельно работают предприятия, применяющие и ОСНО, и специальные налоговые режимы. В качестве соизмеримого показателя применятся добавленная стоимость, рассчитанная с учетом особенностей ОСНО и специального налогового режима. Положительным моментом является то, что она позволяет рассчитать налоговую нагрузку на интегрированную бизнес структуру, а минусом - сложность практического расчета добавленной стоимости. Таким образом, налоговая нагрузка отражает влияние налогообложения на платежеспособность и финансовое состояние субъектов хозяйствования, дает представление о доходах, направляемых ими на уплату налогов и сборов. Вместе с тем существует сложность создания единой универсальной методики расчета налоговой нагрузки, которая состоит в том, что внутри каждой налоговой системы существует несколько режимов налогообложения, зависящих от масштабов и характера деятельности предприятия, организационно - правовых форм, от особенностей ведения бухгалтерского и налогового учета.

Наибольшее распространение в органах ФНС получила методика определения налогового бремени, разработанная Департаментом налоговой политики Минфина России [5]:



                                                                                          (1)



где НБ – уровень налогового бремени;

НУ – сумма уплаченных налогов (кроме НДФЛ);

В – выручка от реализации;

ВП – выручка от прочей реализации. 

По нашему мнению, методика расчета налоговой нагрузки, предложенная органами ФНС требует наиболее пристального внимания, поскольку исходя из уровня налоговой нагрузки, рассчитанной  с применением данной методики контролирующие органы оценивают налоговые риски предприятия.

Таким образом, в первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы определения налоговой нагрузки. Изучены теоретические основы налогообложения и система налогов в Российской Федерации. Под  налоговым  бременем  обычно  понимают  долю  доходов,  которая уплачивается государству в форме налогов и платежей налогового характера.  Изучены методики оценки налоговой нагрузки предприятия.




2. Анализ налоговой нагрузки и методов ее оценки на примере оао «Автоваз»

Финансово-экономическая характеристика предприятия



ОАО «Автоваз» является крупным производителем автомобилей. На заводе производятся автомобили различных классов:

- В-класс;

- внедорожники;

- легкие коммерческие автомобили.

Завод находится в г. Тольятти, его производственная мощность составляет 1 млн. автомобилей в год. ОАО «Автоваз» является работодателем для более 50 тыс. человек. 

С 2004 г. ОАО «Автоваз» является участником альянса «Рено» и «Ниссан», что позволяет предприятию совершенствовать технологии и совершенствовать качество продукции и процесс производства. 

В 2014 г. был достигнут значительный прогресс по всем ключевым направлениям производства на заводе. 95 % рабочих мест было стандартизировано по стандартам и требованиям производственной системы Альянса. Произошла реструктуризация производства по 11 признакам и оно было разделено на 11 бизнес-единиц. 

Предприятие выпускает автомобили следующих брендов:

- Лада;

- Рено;

- Ниссан;

- Датсан. 

В 2015 г. объем реализации  автомобилей Лада составил 269096 машин, что на 30 5 ниже объема реализации 2014 г. На автомобильном рынке третий год подряд наблюдается стангнация. Рассмотрим долю продаж автомобилей марки Лада на рис. 3.









Рисунок 3 -  Доля продаж новых автомобилей в России 2014-2015 гг. [51]

Доля продаж автомобилей марки Лада в 2014 г. составила 16,4 %, а в 2015 г. увеличился до 17,9 %. Анализ показывает. что лидером рынка является УАЗ, доля которого в 2014 г. составляет 43,1 %, а в 2015 г. 49,7 %.  Также значительный удельный вес занимают импортные иномарки, доля которых в 2014 г. составляла 37,4 %, а в 2015 г. составила  - 28,5 %.

Автомобили ОАО «Автоваз» реализуются как в России, так и за рубежом. 

ОАО «Автоваз» реализует автомобили не только в России, но и за рубежом – в Европу, Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку.

По прямым контрактам ОАО «Автоваз» реализовал автомобили в 2014 г. – в Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргыстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину, Египет, Чили, Перу, Боливию, а также в страны Европы.

Рассмотрим динамику отгрузки автомобилей ОАО «Автоваз» за рубеж в 2013-2014 гг. на рисунке 4.





Рисунок 4 -  Динамика отгрузки автомобилей ОАО «Автоваз» за рубеж в 2011-2015 гг. [51]

В 2014 г. на экспорт был отгружен 55463 автомобиль Лада. В сравнению с 2013 г. поставки на внешний рынок сократились на 34,0 %. В 2015 г. был отгружен 31365 автомобиль за рубеж  Основными рынками сбыта автомобилей Лада стали страны СНГ. Рассмотрим структуру экспорта автомобилей Лада в 2014-2015 гг. по семействам на рис. 5.



Рисунок 5 -  Структура экспорта автомобилей Лада в 2014-2015 гг.  [51]

В абсолютном выражении экспорт автомобилей Лада в 2015 г. по видам машин выглядит следующим образом:

- Лада 4х4  - 8067 автомобилей;

- Лада – 8098 автомобилей;

- Лада Приора  - 5746 автомобилей;

-  Лада Ларгус 4285 автомобилей;

- Лада Калина – 1957 автомобилей;

- Лада Веста – 308 автомобилей. 

ОАО «Автоваз» продолжает основательно изменять закупочную политику, котора.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%