VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стилистические и тематические особенности школьного издания

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003713
Тема: Стилистические и тематические особенности школьного издания
Содержание
   Содержание
   Введение
   Глава 1. Школьная газета как практикоориентированная площадка для формирования журналистских компетенций.
   1.1.Из истории возникновения школьной периодики
   1.2.Стилистические и тематические особенности школьного издания
   1.3.Основные принципы функционирования школьного издания
   Глава 2. Формирование журналистских навыков в школьном возрасте  (на примере газеты «Наша Гимназия» МОУ Гимназия №26 им. Андре Мальро г. Йошкар-Ола)
   2.1. Газета «Наша Гимназия» как школьное СМИ
   2.2.Деятельность школьной редакции как первичная оценка профессии журналиста школьниками.
   2.3. Основные виды теоретической и  практической подготовки школьников. Перспективы работы школьного издания.
   Заключение
   Библиография
   Приложения
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Введение.
   Актуальность. Одной из ветвей современной журналистской действительности формирования общественного сознания является детская журналистика. Детская журналистика рассматривается как модель детского издания, созданная профессиональными коллективами и как модель, созданная в стенах образовательных учреждений. В своей работе особое внимание мы уделим модели школьного издания как в практике формирования ценностных ориентиров. Многие исследователи современных процессов особое внимание уделяют школьной газете, как к средству самовыражения учеников. Педагогическая школа отмечает, что школьная периодика помогает подросткам лучше познать себя, научиться выражать собственные мысли.
   Школьники 21 века живут в медиализированном пространстве, которое составляет его основную среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни общества. Медиа стали основным средством производства современной культуры. К основным факторам, влияющим на формирование детского сознания, сегодня можно отнести не только семью, как основную ячейку общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, но и средства массовой информации.
   Основным типоформирующим признаком всех детских изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны.
   Ежегодно в России выходит более 3 миллионов школьных выпусков. Школьная пресса сегодня стала неотъемлемым участником образовательного процесса и полноценным сегментом системы СМИ. Школьная пресса рассматривается специалистами в качестве дополнительного средства воспитания нашего нового поколения, которое необходимо, в первую очередь, в силу настоящей ситуации в обществе. «Воспитание подрастающих поколений, подготовка их к жизни организация обучения, содержание образования – эти проблемы актуальны для любой эпохи, для любой общественной формации. Особенно остро встают они в переломные периоды, когда идут поиски новых форм общественной и государственной жизни».
     Для журналистов формирование школьных пресс-центров представляет особый интерес, потому что в таких редакциях появляются новые кадры, которые в будущем будут сменой нынешним работникам пера. Говоря о детской прессе, Корконосенко С.Г. отмечает, что «издания этого типа были ценны …и тем, что служили своего рода школой и экспериментальной лабораторией для новых поколений журналистов». В этом смысле школьную прессу можно считать преемницей названных выше «лабораторий».
   Сегодня особо возросло требование к работнику со стороны работодателя. Сейчас растет стремление к практической работе.  Получить определенные знания, связанные с будущей профессией нужно уже в школе. Школьные издания помогают формировать у учеников такие качества как коммуникабельность, грамотность, способность к анализу.
   Новизна работы заключается в том, что рассматриваются модели школьных газет как слияние двух типов: детско-подросткового издания и корпоративного СМИ. Тема еще плохо изучена.
   Цель дипломной работы. Определить влияние школьных газет на становление представлений о журналистике у подростков и усилить их на примере школьной газеты «Наша Гимназия» школы №26 им. Андре Мальро г. Йошкар-Ола.
   Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
   1.Исследвать модель школьной прессы, ее место в системе современных средств массовой информации.
   2.Изучить процесс создания школьной газеты и методы работы школьного издания.
   3.Выделить основные признаки современной школьной прессы.
   4.Обозначить основные проблемы школьной прессы и попытаться найти пути для их решения.
   5.Проанализировать школьную газету как практикоориентированную  площадку для формирования журналистских компетенций.
   Объект исследования – школьная периодика как практикообразующая площадка современных молодежных СМИ.
   Предмет исследования – деятельность школьных изданий и общеобразовательных учреждений  г. Йошкар-Олы как модель ценностных ориентиров детской журналистики.
   Степень изученности.
   1.Жукова Дарья Александровна (аспирант кафедры филологии и социологии Краснодарского университета) в своей статье «Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознаний детей» дает определение детской журналистики, рассматривает ее типоформирующие признаки, а также роль, которую она играет в обществе. Ценностным ориентиром творческих исканий детской журналистики является модель гуманистических развивающихся изданий. Детская периодика имеет духовно-развивающую направленность, и его аудитории составляют дети. Его ценностные ориентиры: воспитательная направленность программ на гармоничное развитие личности ребенка- духовно-нравственное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое. Детские журналисты несут большую ответственность перед своими юными читателями и зрителями, и ответственность эта, прежде всего моральная, т.к. именно о моральном здоровье ребенка идет речь, когда он впитывает со страниц журналов и газет такие вещи, о пагубности  которых  взрослые и не догадываются. Известный журналистский принцип «не навреди» должен прослеживаться абсолютно во всех рубриках, публикациях и телепередачах.
   2.Смирнов Игорь Аркадьевич (журналист) в своей статье «Тенденции развития детской прессы в России» говорит о том, что сегодня детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.
   В России функционирует множество детских изданий. Интересно, что, несмотря на общую тематику и повторы, все детские журналы всё же не похожи, каждый несет в себе определенную индивидуальность.
   3. Коррелова Людмила Геннадьевна (корреспондент телеканала «Просвещение») говорит о том, что Сейчас детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.
   Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).
   Основным типоформирующим фактором всех детских изданий являлся характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий. Это издания для дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассники. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объем.
   Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема. По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские. В последнее время в связи с возрождением духовности появились детские издания, содержащие вероучительные материалы, беседы на религиозно-нравственные темы.
   4. Костров Сергей Епифанович ( корреспондент телеканала «Пятница») в своей статье «Юношеская «самодеятельная» пресса в системе массовых коммуникации» говорит о том, что детско-юношеская «самодеятельная» журналистика в силу технического усовершенствования издательской системы и всеобщей компьютеризации сегодня стала доступна и очень популярной. То, что не могли выразить детские журналы национальных, региональных уровней, стали выражать сами подростки в собственных «самодеятельных» изданий, которое они старались оформлять по подобию «взрослых». Преимущество этих самиздатов в появлении на станицах собственных лиц и своих героев, которых местные мальчишки и девчонки из соседнего двора прекрасно знали. Творческая деятельность начинается с привычки все замечать, но эти наблюдения так и останутся разрозненными фактами, если человек не сможет их осмыслить, соединив с собственными впечатлениями. По мнению Матисса, первый шаг к творчеству - наблюдение, умение видеть вещи как они есть в действительности, а второй шаг - умение видеть вещи как бы с изнанки, видеть их подоплеку, внутреннюю сущность.
   Это умение очень важно для журналиста, поэтому в учебном процессе необходимо донести до юных журналистов, что все, что вокруг, является для них своеобразной «лабораторией фактов», и что человек с психологией журналиста постоянно, настроен на то, чтобы рассматривать любое событие как информационный повод для написания материала.
   Мы полагаем, что в профессиональном развитии личности будущего журналиста подобные задания очень важны, так как они развивают творческое воображения, чувственную конкретность.
   Развитие творческих способностей будущих журналистов - это и развитие интеллектуальной активности и интеллектуальной инициативы, которые рассматриваются в качестве единицы творческого потенциала личности, так как творчество - производное интеллекта.
   Развитие творческих способностей происходит только в учении с увлечением: совпадение мотива и цели, увлеченность своим предметом.
   Исследователи определяют следующие ценностные ориентиры у детской аудитории: воспитательная направленность программ на гармоничное развитие личности ребенка- духовно-нравственное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое; категорический запрет на демонстрацию передач, пробуждающих в детях негативные наклонности -агрессивность, сексуальную распущенность, грубый меркантелизм; демонстрация чистоты и красоты русского языка; воспитание толерантности , отрицательного отношения к различным формам ксенофобии; отстаивание семейных ценностей, норм здоровой семейной морали; соблюдение здорового баланса между универсальными, общечеловеческими духовными ценностями и ценностями национальными, российскими.
   Методология и методы исследования. В дипломной работе был использован теоретико-журналистский метод исследования, который позволил от общей  теории и истории периодической печати (в том числе  и детской, школьной) перейти к типологии конкретных школьных изданий. Социально-психологический подход, который позволил рассмотреть формирование ценностных ориентиров у подростков через их осознанное участие в подготовке школьного издния. Методика моделирования, которая позволила рассмотреть конкретную модель школьного издания с тремя ступенями : обучаемость, умелость, мастерство. Мастер- это человек, который уверен, у него сформированы определенные ценности и ориентиры. Мастерство сопрягается с такими понятиями как ценностные ориентиры: уважение к товарищам, любовь к школе, к малой Родине, доброта к сверстникам. Социометрический опрос, который позволил нам исследовать межличностные отношения внутри школьной редакции, степень сплоченности группы; ролевые взаимоотношения как прообраз будущей профессиональной деятельности.
   Структура дипломной работы подчинена достижению поставленной цели. Во введении рассматривается актуальность заявленной темы, ставятся цель и задачи, определяются объект и предмет исследования.
   В теоретической главе «Школьная газета как практикоориентирующая площадка для формирования журналистских компетенций» рассматривается степень изученности  темы на различных уровнях, выявляются черты школьной прессы, определяются задачи школьной газеты на современном этапе.
   В практической главе « Формирование журналистских навыков в школьном возрасте (на примере газеты «Наша Гимназия» МОУ гимназия №26 им. Андре Мальро г. Йошкар-Ола)»  представлены результаты анализа работы школьной газеты «Наша Гимназия», исследованы основные виды теоретической и практической подготовки школьников. В заключении делаются выводы о перспективе развития школьной периодики.
   


   
   
   
   
   
   Глава 1. Школьная газета как практикоориентирующая площадка для формирования журналистских компетенций.
   «…Грамотно сделанное корпоративное издание – это прежде всего точное понимание его доминирующей функции, характера потребления информации и знание запросов аудитории».
   История возникновение школьной периодики.
   Формы информационного общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного стада» к формированию человеческих отношений. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда формировавшихся людей, в процессе организации которого возникала необходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числе звуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерных для первобытно-общинного строя областях деятельности. При этом знаковое и более всего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всей жизни людей.
   Информационное общение, в котором оказались, задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, – воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли не главной духовно организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей.
   Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений об окружающем мире и способом воздействия на поведение людей как членов общностей уже при первобытном строе. Связка «информация – общественное мнение» свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационных процессов стали зарождаться в далекие времена.
   Появление ораторских выступлений
   С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляют яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиями.
   С древних времен и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности. Представители государственной власти рассылали для оповещения подданных своих гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. С устными формами распространения информации связаны широко бытующие сейчас слова – «форум» (площадь собрания в Риме), «трибуна» (выборные должности), «вече» (собрание у славян), «дума» и др. Многие из них сохранились в названиях газет и журналов, что свидетельствует о прочных связях журналистики с пражурналистическими явлениями.
   Традиции ораторских выступлений широко использовала церковь и религиозные деятели, стоявшие во главе массовых движений. Политическое красноречие было составной общественно-политической деятельности уже в XVIII веке, а позднее оказалось важным атрибутом парламентской культуры, вообще выступлений перед широкой публикой, в том числе на митингах и собраниях.
   Возникновение собственно журналистики.
   Собственно журналистика – печатные периодические издания – могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европе печатаются календари, сборники известий, листки – непосредственные предшественники газет, журналов и альманахов. Но со времени изобретения книгопечатания пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника начнет использоваться для тиражирования журналисткой периодики.
   Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков – время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства, развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба.
   Все эти социальные, политические, культурные экономические факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерческой, научной, культурной информации, а также политической – о внутреннем и международном положении дел. Технические возможности тиражирования информации способствуют быстрому росту и развитию всесторонних связей между странами. Именно поэтому время выхода на арену истории буржуазии с ее экономическими интересами, а затем и политическими притязаниями сопровождались становлением и развитием журналистики. Кроме, того, и феодально-клерикальные круги стали поддерживать развитие печати, понимая ее значение для политической и идеологической борьбы.
   Первые газеты.
   Первые газеты, рассчитанные, прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.
   Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Новые издания быстро приобретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте существования прессы. Это – регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации. Практически сразу же произошло разделение печати на основные типы: оперативные, преимущественно событийные газеты, более склонные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники. Разумеется, система современной прессы глядит гораздо богаче и пестрее.
   Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих взглядов на общественное устройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовое сознание.
   Вначале главным оружием политической борьбы были издании брошюрного типа – памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-политическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера.
   Так как на смену феодальной замкнутости пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем в кооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Как следствие – оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга представлений о жизни его интересы, и любопытство простирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и именно пресса открывала ему окно в мир.
   В России первая газета – «Ведомости» – стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I.. Это было государственное политическое издание, пропагандировавшее петровские преобразования.
   В XVIII – начале XIX века журналистика развивалась преимущественно в формах так называемого «персонального журнализма», когда основатель и руководитель издания был главным, а порою и единственным автором, он же занимался типографским делом и распространением. Издавались преимущественно журналы, газеты занимали второе место. Тиражи были невелики, влияние прессы ограничивалось узким кругом людей. В России даже в середине XIX века тираж в 5-6 тыс. экземпляров считался огромным.
   В XIX веке европейская журналистика стала динамически развивающейся важнейшей областью общественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории, включая домоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и ассоциации стремились обзавестись своими изданиями, чтобы с их помощью средств массовой информации знакомить широкие круги общественности со сферой своих занятий, оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей. Сформировалась журналистика разных направлений, выражающих интересы различных социальных сил.
   С ростом значения журналистики все шире использовались различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (техника гравирования для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для доставки и т.д.). Во второй половине XX века были изобретены способы воспроизведения фотографических снимков с помощью клиширования, ротационная машина, линотип. Газеты и журналы завоевывали широкие круги аудитории, благодаря чему росли тиражи и доходы, формировались редакционные кружки, корпус профессиональных журналистов.
   В конце XIX выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя и низов общества) и качественная (для состоятельных, правящих кругов, интеллигенции). Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Беспринципные, готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты, клеветники – таковы характеристики журналистов бульварной прессы.
   Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалась способной не только влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупных политиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневные газеты, их владельцы стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли в правящий истеблишмент общества.
   Интернет и электронные СМИ.
   В последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации — всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – “сетевещание”, сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Более того, нынешняя информационная среда Сети перегружена чисто компьютерной информацией, равно как и сильно политизированной информацией в социальных областях. С другой стороны, ситуация медленно меняется в том смысле, что вся информация становится коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые “горячие” темы, сенсации дня. Интернет – пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.
   Основным преимуществом электронного издательства перед традиционным является высокая оперативность информации: после верстки издания ее можно мгновенно поместить в сеть. Применение гиперссылок обеспечивает быстрый доступ к справочной информации, кроме того, есть возможность включать в текст мультимедийный средства. Цветовая палитра монитора более разнообразна в сравнении с полиграфической, к тому же можно использовать объемную 3D графику.
   С экономической точки зрения, на первый взгляд, электронное издательство не требует больших финансовых вложений, так как отсутствуют затраты на полиграфические услуги, материалы, хранение готовой продукции, расходы на транспорт, многократную допечатку. Прямыми затратами, не считая оплату журналистского труда, будут средства на установку сервера с качественными линиями связи.
   Детская периодика в нашей стране имеет богатую историю. До революции издавалось около двухсот детских и юношеских журналов. Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание – «Детское чтение для сердца и разума» – стало выходить в России в Москве.
   Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение  для сердца и разума» положил  начало отечественным изданиям  для юного читателя. Он выходил  в виде еженедельного приложения  к «Московским ведомостям» с  1785 по 1789 год. В издании журнала  Н. Новиков видел, прежде всего,  возможность провести в жизнь  свои педагогические и просветительские  идеи. Детский журнал, по мнению  редактора, должен был служить  «для сердца и разума», воспитывать  добрых граждан, с ранних лет  разъяснять юным читателям законы  добродетели. В нем следует  проводить идеи гуманности, истинного  благородства, честности, великодушия.  Издание носило энциклопедический  характер: на его страницах печатались  научные статьи, беседы о явлениях  природы, рассказы, басни, комедии,  шутки. По мнению основателя, журнал  должен был «служить для сердца  и разума, воспитывать добрых  граждан». И. И. Новиков также  считал, что в государстве все  «сделается удобным, когда воспитание  достигнет возможной степени  своего совершенства». С этой  целью он и предпринял свое  издание. Просветительские функции  периодики определяли ее характер.
За «Детским чтением для сердца и разума» (1785—1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти  целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически  соответствовал тем задачам, которое  возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.
Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические  издания для названной аудитории  стали выходить один за другим. «Друг  юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское  чтение» С. Глинки (1821—1824)[1].

   У первых журналов  были и другие особенности:  они выходили при полном отсутствии  детской литературы, между тем  как вопрос о ее создании  уже стоял перед обществом.  Кроме того, необходимо было считаться  с грамотностью населения— подавляющее  большинство детей России не  умело читать. «И так для кого  же должно издавать книги, посвященные  первоначальным летам?—спрашивал  издатель журнала «Новое детское  чтение» Сергей Глинка. И отвечал.—Для  добрых отцов и попечительных  матерей. Мы предлагаем в детских  книгах не то, что может быть  понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным  при объяснении тех, которых  каждое слово и каждое изречение  напечатлеваются в уме и в  душе силою вещания внимательной  и заботливой любви. А сия  убедительность принадлежит отцам  и матерям»".
     Эти, а также некоторые  другие обстоятельства определили  структуру, содержание периодических  изданий для детей, которые  выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой  обычный альманах, с очередностью  номеров, как правило, один  раз в месяц. В 1859 году, отмечая  обилие такой периодики, Н.  А. Добролюбов писал: «В области  детского чтения ныне совершается  то же самое, что уже давно  совершилось вообще с нашей  литературой: журналы заступают  место книг».
     Лишь в 19 веке, когда  детская журналистика имела большой  рейтинг, появилась школьная пресса. Сначала она была представлена  в виде листовок, плакатов, буклетов  и стенгазет. И лишь с появлением  новой технологии печати, в школах  стали издаваться первые газеты.
     В зарубежных странах  такие газеты появились значительно  раньше. Э. Френе можно назвать "изобретателем"  школьного  издательства и  школьной   газеты  в том смысле, что решил поставить эту деятельность во главу угла, в центр своей педагогической системы, организовать вокруг этой деятельности всю остальную жизнь класса. Энтузиазм, с которым Френе разрабатывает данную идею, его выступления на педагогических конгрессах - все это убеждает в том, что учитель из Ле-Бар-сюр-Лу не имел предшественников. Более того, Френе всегда подчеркивал, что он - практик, скромный труженик, работающий на ниве народного просвещения, и из какой-то природной боязни с подозрением относился к теоретикам, считая их схоластами.
     В книге  "Путь Селестена Френе" ЭлизФрене упоминает о существовании  "целой плеяды истинных учителей", у которых Селестен Френе на  каждой странице находил подтверждение  своим инновационным идеям: "Корни  ведут далеко - к Комениусу, Лютеру, Рабле, Монтеню, Руссо, Песталоцци…  а также к Кершенштейнеру (Трудовая  школа), Полю Робену (школа "Сампюи"), Клапареду (Дом Малютки в Женеве), Декроли (школа "Эрмитаж"  в Брюсселе), мадам Монтессори (Дом  Ребенка), Дьюи (школы-лаборатории)". 
     Перед тем,  как начать поиск предшественников  Френе в использовании печатного  станка в педагогическом процессе, отметим, что сам Френе демонстрирует  скорее гений организатора, чем  гений изобретателя; организатора, составившего из разрозненных  элементов цельный всеохватывающий  проект по внедрению типографии  в школу. 
     В самом  деле, имеется множество примеров  использования печатного станка  в работе с детьми. Первый знаменитый  пример, когда ребенок использовал  типографский станок для познания  языка - французский король Людовик  XV.
     В 1718 году, когда  королю было всего лишь 8 лет,  при нём состоял в качестве  смотрителя "типографии Королевского  кабинета" парижский издатель  Жак Колломба. Он был удостоен  пожизненного звания "Издатель  Короля, Свиты, Домов, Зданий, Искусств  и Мануфактуры Его Величества". В томе № 46 собрания документов  Аниссон-Дюперрон была найдена  следующая запись об этой типографии: "Колломба. Его отец приехал  в Париж в деревянных башмаках. Став учеником в типографии, он  пристрастился к набору шрифта  и преуспел в этом деле; тогда  же он задумал издавать от  своего имени небольшой альманах. Поскольку он был человеком  уважаемым, именно он и удостоился  чести продемонстрировать будущему  королю Людовику XV типографское  искусство. Принцу эта идея  очень понравилась, он стал  заниматься этим и достиг в  этом деле больших успехов.  Это только способствовало укреплению  авторитета Колломба, который сегодня  очень влиятелен: один только  альманах приносил ему 20 тыс.  ливров дохода". 
     Итак, молодой  король начинает печатать листки  с текстами разного формата.  Один из таких листков становится  знаменитым: на нем напечатаны  предсмертные слова Людовика XIV к  своему наследнику Людовику XV. Согласно  первой версии, слова, полностью  соответствующие действительности, были старательно записаны для  Людовика XV его учителем по письму  Шарлем Жильбером и на следующий  же день после смерти Людовика XIV торжественно объявлены суверену  через его гувернантку мадам  де Вантадур. Эти слова гласили: "Вы станете величайшим в  мире королём!" Однако, изданный  на листке текст гласит лишь: "Вы станете великим королём!". Вольтер же замечает в 28-ой  главе своей книги "Век Людовика XIV", что "последние слова,  произнесённые перед смертью  Людовиком XIV, видимо, были совсем  не те, что приводятся повсеместно" - т.е. печатная версия - а те, что  написаны рукой Шарля Жильбера. Какой из этих вариантов следует  считать истинным и оставить  потомкам, мы не знаем. Но тот,  что был отпечатан типографским  способом, создает ощущение подлинности,  которое исходит вообще от  всех напечатанных текстов.
     С того времени  уже не будет преувеличением  сказать, что издательское дело  начинает использоваться как  средство обучения чтению и  письму. В частности, под влиянием  Шарля Роллена (1661-1741), выбранного  в 1694 году ректором Парижского  Университета, а позднее, в 1699 году, ставшего учителем при Дворе  французского монарха, значение  типографии в воспитании детей  было уже оценено по достоинству.  В его труде, опубликованном  в 1726 году под названием "Трактат  об исследовании или о методике  обучения и изучения изящной  словесности", мы находим отрывок,  отражающий возникший в те  времена интерес к "типографскому  бюро": "С недавнего времени  широкой общественности предложена  новая методика обучения детей  чтению, получившая название "типографское  бюро". Автором этого новшества  является господин Де Мас. С  точки зрения новизны идеи, эту  методику вряд ли можно назвать  оригинальной; нельзя назвать ее  и естественной, что вызывает  недоверие и заставляет отнестись  к ней с осторожностью - позиция,  которая представляется вполне  здравой и разумной, когда мы  хо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44