VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стилистические особенности имен прилагательных на материале произведений Льва Николаевича Толстого.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016169
Тема: Стилистические особенности имен прилагательных на материале произведений Льва Николаевича Толстого.
Содержание
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сахалинский государственный университет»
Институт филологии, истории и востоковедения
Кафедра русского языка

Допущена к защите:
Зав. кафедрой русского языка 
_____________Е.В. Слепцова
«____»____________2018г.
Рег. №___________(____экз.)



Астапенок Мария Андреевна

Стилистические особенности имен прилагательных (на материале произведений Льва Николаевича Толстого)

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование»
«Профиль подготовки» Русский язык и литература
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения заочная





Научный руководитель:
кандидат филол. наук,
доцент кафедры русского языка
Полупан Е.Б.









Южно-Сахалинск
2018
СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………….............................3
Глава 1. Имя прилагательное в художественной речи……………………….6
1.1. Функции прилагательных в художественном тексте……………………6
1.2. Качественные прилагательные в художественном тексте…………..…11
1.3. Относительные прилагательные в художественном тексте…………...17
1.4. Притяжательные прилагательные в художественном тексте………….21
1.5. Стилистическая оценка кратких прилагательных……………………...26
Выводы к главе 1………………………………………………………………31
Глава 2. Типология прилагательных и их использование в произведениях Л.Н. Толстого…………………………………………………………………….33
2.1. Языковые особенности произведений Л.Н. Толстого.…………………33
2.2. Особенности языка рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник………………………………………..………………………………...39
2.3.   Стилистические особенности качественных прилагательных в рассказе «Кавказский пленник»…………………………………………………………..45
2.4. Стилистические особенности относительных и притяжательных  прилагательных в рассказе «Кавказский пленник»…………………………...46
2.5. Эстетическая функция прилагательных в  рассказе «Кавказский пленник»………………………………………………………………………….48
Выводы к главе 2………………………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………….53
Список литературы……………………………………………………………..55








ВВЕДЕНИЕ

    Стилистическое значение имён прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной речи трудно переоценить. "Качественные слова", как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма и мастерства. 
    Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя портретного очерка и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д. В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках.
    Новизна нашей работы заключается в том, что впервые проведена классификация имен прилагательных в произведении Л.Н.Толстого«Кавказский пленник».
    Рассказ-быль «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого есть образец мастерства языка, простота и ясность которого несёт читателям мысли о мире, дружбе, толерантности, необходимые в нашем мире.Язык рассказа чрезвычайно богат и разнообразен, а художественно – изобразительные средства и особенности языка привлекают внимание при чтении, вызывают живой интерес к произведению и оставляют глубокое впечатление от прочитанного и остаются в памяти, и являются хорошим средством для развития речи учащихся.Все сказанное выше и определило актуальность данного исследования.
    Целью данной работы является выявление стилистических особенностей имён прилагательных в произведениях Льва Николаевича Толстого. 
    Реализация этой цели вызвала необходимость постановки и решения таких литературно-художественных задач, как:
1. изучить теоретический материал по теме исследования;
2. собрать фактический материал;
3. классифицировать отобранные прилагательные в соответствии с лексико-грамматическими разрядами;
4. отобразить семантические особенности употребления имен прилагательных в творчестве Л.Н.Толстого;
5. представить обобщающие выводы.
         Объектом данного исследования являются имена прилагательные, которые используются в литературе для наиболее точного описания. 
Предметом исследования является произведение Льва Николаевича Толстого («Кавказский пленник»).
         В соответствии с выбранной темой и поставленными задачами были выбраны следующие методы исследования:
- теоретический (анализ лингвистических работ по данной теме исследования);
- описательный метод, с его приемами (классификацией и интерпретацией);
- систематизация и обобщение.
     Практическая значимость нашей работы состоит в том, что с помощью прилагательных письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. Наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.
   Апробация работы: материалы дипломного исследовательского проекта апробированы на студенческой научной конференции в 2018 году.
   Структура работы.
   Научная исследовательская работа состоит из введения, где дается общее представление о работе; глав о теоретических основах; глав, где нами рассматривается типология прилагательных в художественном тексте; заключения, где подводятся итоги проделанной работы; списка литературы. 
    






































ГЛАВА 1. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 

1.1. Функции прилагательных в художественном тексте

     Когда мы читаем какой - либо текст, он, несомненно, производит на нас определенного рода воздействие. Но каким образом, благодаря каким приемам автор смог вызвать в нас необходимые эмоции? А все дело в умелом использовании частей речи. 
     «При стилистическом подходе к частям речи на первый план выдвигается изучение их использования в различных стилях и функционально - смысловых типах речи. Другим важным аспектом изучения является экспрессивная функция частей речи и разнообразных морфологических  средств  языка.  Стилистика  призвана  показать  изобразительно  - выразительные  возможности  грамматики  и  творческое  их  освоение  писателями, публицистами.» 1
     Прилагательному  как  морфологическому  ресурсу  русского  языка  отводится  видное место,  ведь  это  категория  в  значение  которой  доминирует  понятие  качества,  и  оно  же (значение)  определяет  имя  существительное.  «По  количеству  лексем  прилагательное уступает только существительному, что выгодно отличает наш язык от языков, вовсе не имеющих имен прилагательных или весьма бедных на эту часть речи.»2
      Имя  прилагательное  выполняет  эстетическую  функцию,  которая  реализует разносторонние  изобразительно  -  выразительные  возможности,  а  те,  в  свою  очередь, создает  богатая  и  гибкая  система  этой  части  речи.  Вторая  по  важности  функция  – информативная.  Она  сужает  объем  понятия,  выраженного  существительными.  Если  вам нужно уточнить, конкретизировать значение предмета, то прилагательное сделает это без лишней  затраты  языковых  ресурсов.  Прилагательное  –  незаменимый  компонент  всех функциональных стилей русского языка. 
      От того, как часто в тексте используются существительные, в значительной мере зависит и  частотность  употребления  в  этом  тексте  прилагательных.  В  официально-деловом, научном стилях преобладают относительные прилагательные, в то время как качественные прилагательные  изобилуют  в  художественной  речи,  и  это  отличительный  признак  их стилевого  употребления.  На  это  влияют  знания  о  мире,  мнения,  установки,  цели говорящего (экстралингвистические факторы), которые определяют тематико-смысловой (семантико-тематический) отбор качественных слов в текстах разного стиля и содержания. Так в законодательных документах, где постоянно необходимо выражать межличностные отношения,  отношения  между  лицами  и  государством,  лицами  и  предметами,  часто прибегают  к  относительным  прилагательным.  В  них  повсеместно  употребляются прилагательные:  производственный,  финансовый,  коммерческий,  государственный, частный,  хозяйственный,  общественный,  индивидуальный  и  т.д.  Немалая  часть прилагательных  выступает  в  роли  терминов  и  является  компонентами  составных  имен собственных и устойчивых терминов - словосочетаний (примерно 30 - 40 %): Федеральное Собрание,  Союз  Советских  Социалистических  Республик  (СССР),  Содружество Независимых Государств (СНГ), национальная безопасность. В деловых документах 70 - 80 %  от  всех  кратких  форм  прилагательных  составляют  прилагательные  со  значением модальности (отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевая установка речи). Обычно они указывают на долженствование или предписание: Мнение экспертов не оспоримо…  Все  граждане  обязаны…  Договор  должен  быть  оформлен  в  письменной форме3… 
     Что касаемо публицистического стиля, то тут «руководят» прилагательные, входящие в состав оценочной лексики, и имеющие большое эмоционально - экспрессивное влияние на читателя. В прямом значении (особенно в рекламе) имена прилагательные используются редко, так как чаще всего несут на себе далеко не только практическую, информативную функцию.  
     Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной, им отчасти публицистической, речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства.
     Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах… (П.). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (П.). Нередко прилагательные характеризуют и поведение героя, хотя в этом случае с ними успешно конкурируют глаголы:
     Как рано мог он лицемерить,
     Таить надежду, ревновать,
     Разуверять, заставить верить,
     Казаться мрачным, изнывать,
     Являться гордым и послушным,
     Внимательным иль равнодушным!
     Как томно был он молчалив,
     Как пламенно красноречив,
     В сердечных письмах так
     небрежен
     !
     (А.С. Пушкин)
     При этом предпочтение отдается кратким формам прилагательных, берущим на себя предикативную функцию.
     В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Г.). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества: блеск, свет, бледнел, медленно.
     В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный.Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Купр.). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах.
     В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов - все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов»4.
     Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных. Так, М. Горький обратил внимание на стилистическую беспомощность одного из начинающих литераторов, «украсившего» речь прилагательными: Бессмысленная, вялая какая-то, скучная смерть веяла ровным дыханием. Горький пишет: «Это очень характерная фраза для вас. А ведь в ней, несмотря на три определения понятия «смерть», - нет ясности. Сказать «вялая смерть» и прибавить к слову «вялая» - «какая-то» - это значит подвергнуть сомнению правильность эпитета «вялая». Затем вы добавляете - «скучная», - к чему это нагромождение?».
     При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».
     Таким  образом,  благодаря  именам  прилагательным  тексты  становятся  более выразительными, красочными, емкими. С их помощью производится сравнение предметов путем противопоставления их признаков. Так же их употребление помогает авторам точно и метко выразить свою мысль. В принципе, прилагательные могут выполнять целый ряд функций, все зависит от того, какова цель высказывания.
     
1.2. Качественные прилагательные в художественном тексте
     
     «Качественные прилагательные как прямые наименования определенных признаков включают в свой состав, прежде всего, обозначения различных физических и духовных качеств человека (крепкий, полный, молодой, гордый, веселый, коварный), слова, обозначающие свойства и качества предметов и явлений (глубокий, густой, острый, прочный, тяжелый, интересный, тонкий, шаблонный, вместительный, доходчивый, ядовитый), названия цветов (красный, лиловый, черный, оранжевый), форма (прямоугольный, квадратный), временные и пространственные признаки (медленный, глубокий), общие качества, присущие одушевленному предмету (злой, забавный, счастливый) и др5.
     Независимо от того, являются ли они непроизводными по своей морфологической структуре или их основа называется производной, прилагательные называют эти качества и свойства как непосредственно воспринимаемый признак того или иного предмета.
     В подавляющем большинстве качественные прилагательные характеризуются следующими специфическими только для них грамматическими свойствами:
     1.      Качественные прилагательные, как правило, имеют как полную форму (серый, серая, серое, серые; логичный, логичная, логичное, логичные),так и краткую форму(сера, серо, серы; логичен, логична, логично, логичны).
     2.      В своей большей части они обладают способностью изменяться по степеням сравнения: удобный – удобнее, более удобный, самый удобный, удобнейший; тонкий – тоньше, более тонкий, самый тонкий, тончайший.
     3.      Основная масса качественных прилагательных имеет соотносительные наречия на о, е или –и: активный – активно, виртуозный – виртуозный, критический – критически.
     4.      Качественные прилагательные обычно обладают способностью сочетаться с наречиями степени типа вполне, очень, совсем, чрезвычайно, необыкновенно:очень нерасчетливый, вполне корректный, совсем унылый, чрезвычайно щедрый, необыкновенно симпатичный. 
     5.      От целого ряда качественных прилагательных, имеющих качественно-оценочное значение, существуют или возможны формы субъективной оценки и уменьшительные и увеличительные образования, обозначающие большую или меньшую степень качества и свойства. Сюда относятся как слова суффиксального и префиксального образования, так и формы, образованные повтором или удвоением, например: бледный – бледноватый,  бледненький; глупый – глуповатый, глупенький; кислый, кисленький; злой – злющий, высокий – высоченный; веселый – развеселый; синий-синий; жидкий – прежидкий.
     6.      Почти во всех качественных прилагательных образованы или могут быть образованы абстрактные имена существительные с продуктивным суффиксом –ость, -есть, непродуктивными суффиксами –от(а), -изн(а), -ин(а) или безаффиксным способом, например: аккуратность, гуманность, верность, задумчивость, ловкость, молодость, обширность, певучесть, густота, краснота, чистота, глубина, ширина, толщина, крутизна, желтизна, голубизна, богатство, лукавство, одиночество, синь, тишь, удаль.
     7.      Качественные прилагательные могут быть не только cловами с производными основами (беззаботный, общительный, разумный),  но и словами с непроизводными основами (бодрый, веселый, прочный, важный, ровный, богатый).
     8.      Качественные прилагательные способны к образованию антонимических пар, т.е. в семантическом отношении противоположных, но вместе с тем соотносительных слов-антонимов, например: бедный – богатый, мягкий – черствый, гладкий – неровный, молодой – старый, грамотный – безграмотный, скупой – щедрый, узкий – широкий, ясный – мутный, прибыльный – убыточный6.
     Указанные грамматические свойства присущи не всем качественным прилагательным в равной степени. Многие качественные прилагательные, обладая одними из названных признаков, других не имеют. Так, слово трагический не имеет краткой формы  и не образует форм субъективной оценки и отвлеченного существительного с суффиксом –ость; слово мертвый не образует степеней сравнения и не сочетается с наречиями степени.»7
     В то же время прилагательному трагический свойственна способность к образованию степеней сравнения (более трагический, самый трагический), оно имеет соотносительное с ним наречие трагически, может сочетаться наречиями степени, рядом с ним существует антонимическое прилагательное комический. Прилагательное мертвый имеет краткую форму (мертв, мертва, мертво) соотносительное с ним наречие мертво, антонимическое прилагательное живой.
     Особенно много среди качественных прилагательных таких, которые обладая всеми остальными из указанных грамматических свойств, не имеют и не способны иметь форм субъективной оценки и уменьшительно-увеличительных слов. Последнее объясняется стилистически ограниченным характером такого рода образований.
     Качественные прилагательные в художественной литературе. Наиболее выразительные художественные средства могут фигурировать в стихотворной и прозаической художественной литературе в качестве эпитетов. Эпитет – это художественное определение. Обычно с помощью эпитета поэт или прозаик выражает свой необычный взгляд на привычные вещи. Например, слово «бледная» в словосочетании «бледная луна» трудно назвать эпитетом, это просто определение цвета. Однако, поэт или писатель, описывая луну, может подобрать к этому предмету такие эпитеты, как «волшебная», «юная», «мудрая». Эпитеты помогают взглянуть на многие привычные вещи с необычной точки зрения. Многие художественные произведения, в которых имеются длинные развернутые описания, характеризуются большим количеством разнообразных эпитетов. Грамотно подобранные эпитеты помогают описать внешность и характер человека, особенности явления природы (например, дождя, грозы или снегопада), место (деревню, город или комнату). Классическая русская поэзия и проза характеризуется активным применением различных эпитетов. Именно эпитеты придают стихам и прозе естественность и яркость, помогают читателю визуализировать в сознании то или иное явление (или предмет, место, образ человека). Но и современная речь немыслима без прилагательных. Они имеют большое значение в современном русском языке. Без их использования невозможно составить полное представление о предмете (явлении, человеке). Для того чтобы развивать у учащихся средней школы грамотную устную и письменную речь, преподаватели русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильность употребления всех частей речи. Также следует подробно рассматривать проблему эпитета в русском языке на примере фрагментов из произведений отечественных классиков.
     Употребление качественных прилагательных более характерно для тех текстов, которые имеют субъективированный, личностный характер.
     Проиллюстрируем это примерами. Статья Ираклия Андроникова "Образ поэта", предваряющая собрание сочинений М.Ю. Лермонтова, заканчивается такими фразами: "Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов... соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности– свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого"8.
     Здесь каждое из использованных прилагательных качественное, и выбор каждого данного слова определен тем, что именно оно адекватно выражает оценку, которую исследователь дает Лермонтову и его творчеству.
     В качественных прилагательных заложены и большие возможности для придания образности описанию того или иного предмета. Показательно, что подавляющее большинство и традиционных определений-эпитетов, и эпитетов индивидуальных – это именно прилагательные качественные. Иллюстрацией этому может служить известное стихотворение Н.В. Карандиевской-Толстой:
     Небо называют – голубым,
     Солнце называют – золотым,
     Время называют – невозвратным,
     Море называют – необъятным,
     Называют женщину – любимой,
     Называют смерть – необратимой,
     Называют истины – святыми,
     Называют страсти – роковыми.
     Как же мне любовь мою назвать,
     Чтобы ничего не повторять?
      
     Каждое из выделенных традиционно-поэтических определений – это качественное прилагательное, обозначающее либо образную характеристику предмета, либо ту оценку, которая выработана и закреплена в художественной речи литературной традицией9.
     
     
     
     
1.3.  Относительные прилагательные в художественном тексте

     Относительные прилагательные обозначают признак предмета не прямо, а посредственно. Они всегда являются словами, в которых тот или иной признак предмета указывает на отношение предмета к другому предмету (морской, казахский, глиняный, орденский) к обстоятельству (вчерашний, здешний), к действию (точильный, отрывной) или к числу (семнадцатый, двойной). Общим значением относительных прилагательных является, таким образом, выражение отношения, значение "свойственный предмету" или "относящийся к предмету"10.
     По своим грамматическим свойствам они не резко противопоставляются качественным прилагательным тем, что не имеют ни одного признака, характерного для последних: они не обладают краткими формами, не образуют степеней сравнения и форм субъективной оценки не сочетаются с наречиями степени, обычно они не образуют соотносительных наречий на –о, -е, -и не имеют антонимов и образований на –ость и т.д.     
     В словообразовательном отношении все относительные прилагательные являются словами, имеющими производную основу, в которой аффиксы служат средством выражения отношения: набивной, безглазый, заводской. Выделяются относительные прилагательные со специфическими для них аффиксами и приемами сцепления с образующей основой (ср.: суффиксы –ск(ий), -ов(ый), -ан(ый), суффиксально-префиксальные образования типа безусый).
     Выражая признак предмета через отношение, относительное прилагательное всегда имеет синонимичные ему конструкции со словом (существительным, глаголом, наречием), от которого оно образовано, ср.: безрогий баран – баран без рогов, мясной суп – суп из мяса, стиральная машина – машина, которая стирает.
     Слова, обозначающие порядок предметов при счете, т.е. указывающие на отношение предмета к числу, многие учеными включаются в грамматический класс числительных. Опираются они по существу лишь на лексические факты связи и соотносительности этих слов с количественными числительными. Однако только на этом основании считать второй, четвертый, миллионный и другие порядковые прилагательные числительными – значит делать ту же серьезную и явную ошибку, какую сделали бы мы, отнеся к глаголам существительные чтение, сортировка, окучивание, к наречиям прилагательные будничный, вчерашний, всегдашний, к прилагательному существительные белизна, восторженность, глубина. Только словообразовательная и семантическая связь каких-либо разрядов в коей мере является доказательством принадлежности их к одному грамматическому классу, особенно если один из этих разрядов является производными от другого (как порядковые прилагательные от количественных числительных).
     Рассматривая слова первый, сотый, тысячный и др. с точки зрения значения, можно видеть их полное сходство с относительными прилагательными, они же обозначают признак предмета, в частности так же выражают отношение к числу, как прилагательные березовый, ржаной, стеклянный, зубной и т.п. – отношение к предмету.
     В еще большей степени неравномерность отнесения порядковых слов в разряд числительных и отрыва их от категории прилагательных становится ясной тогда, когда мы знакомимся с их грамматическими свойствами:
     1.      эти слова имеют ту же систему склонения, которая характерна для всех относительных прилагательных (слово третий склоняется как прилагательное с основой на - ___, остальные - как прилагательное с твердой основой);
     2.      они так же, как прилагательные, имеют категорию рода и числа, а в предложении выступают в качестве определения, согласуясь с определяемыми существительными в роде, числе и падеже11.
     Прилагательность порядковых слов проявляется, наконец, и в их образовании и морфологической структуре, которые идентичны образованию и словообразовательному строению остальных прилагательных. Ряд их (соотносительных с непроизводными количественными числительными) имеет непроизводную основу, аналогичную той, которая характерна прилагательным типа золотой, злой, четвертый, пятый, седьмой, сотый. Некоторые (также соотносительные с непроизводными числительными) характеризуются типичной для прилагательных суффиксальной основой (с суффиксами–ов-, -н-), например: третий, сороковой, миллиардный (ср.: лисий, луговой, тракторный).               
     Что же касается остальных порядковых слов (соотносительных уже с производными и составными количественными числительными), то они с словообразовательном отношении совершенно подобны различным типам сложных прилагательных и прилагательных суффиксального характера от целых словосочетаний. Структура слов шестидесятый, двухсотый, пятитысячный целиком соответствует словообразовательному строению прилагательных типа шестикрылый, двухтонный, пятиэтажный.
     Структура образований сто сорок пятый, тысяча тридцать восьмой находит себе аналогию в прилагательных потусторонний, сногсшибательный; как в тех, так и в других только последний элемент словосочетания оформляется в соответствии с нормами, свойственными для прилагательного, все остальное остается без изменений. Разница между ними больше графическая: порядковые прилагательные этого типа пишется в несколько слов, а прилагательные типа потусторонний, сногсшибательный – в одно слово.
     Таким образом, нет никаких оснований относить слова первый, второй, третий к категории числительных. Это самое обычные относительные прилагательные, указывающие на признак предмета относительно места его при счете в ряду других, как другие относительные прилагательные указывают тот признак относительно другого предмета (театральное здание), обстоятельства (вчерашний вечер) или действия (танцевальная площадка).   
     Как и другие относительные прилагательные, некоторые порядковые слова (соотносительные с количественными числительными от одного до десяти) могут в процессе словоупотребления приобретать и число качественное значение, правда всегда фразеологически обусловленное, ср.: второй сорт, первый ученик, девятый вал,. первая скрипка, пятая колонна.
     Относительные прилагательные, выступающие в своем основном, необразном значении, употребляются во всех стилях речи прежде всего в информативной функции: каменный дом, городская улица, железная руда. Однако прилагательные именно этого разряда обладают наибольшими возможностями для образования переносно-метафорических значений, потому что и в относительных прилагательных заложен оттенок качественности, который в определенном контексте всегда может проявиться, придавая им изобразительность; ср.: воздушное течение - воздушный пирог, земной шар - земные помыслы, стальное перо - стальные мускулы.Переход относительных прилагательных в качественные создает огромный резерв для пополнения стилистических ресурсов языка. Поэтому не будет преувеличением утверждение, что именно относительные прилагательные создают неисчерпаемые экспрессивные возможности этой части речи. При этом еще следует учесть, что в количественном отношении господствует именно этот разряд прилагательных: состав качественных сравнительно ограничен, относительные же легко образуются едва ли не от каждого существительного, и состав их постоянно пополняется.
     Использование относительных прилагательных связано с сообщением объективной, внеличностной информации.
     Обращаясь к энциклопедическому словарю, в котором, как известно, описываются в первую очередь объективные, не зависящие от индивидуальной оценки и индивидуального восприятия свойства явлений, в словарной статье на слово береза находим некоторые определения, которые, в свою очередь, в основном прилагательные относительные: "Береза – род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков; в СССР около 50 видов. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза бородавчатая и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья – с лечебными целями (как мочегонное, желчегонное средство)".
     
1.4.  Притяжательные прилагательные в художественном тексте

     Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо определенному лицу или животному: Олегов, Анютин, соседкин, братов, белкин. Среди них следует выделить две группы.
     К первой принадлежат образования с суффиксами –ин (инн)  и –ов (-ев). От относительных прилагательных они отличаются не столько значением (значение принадлежности в них иногда уступает место относительному значению: соседкина семья, Олегова жена), сколько грамматическими свойствами, морфологической структурой и сферой употребления. В именительном падеже эти прилагательные известны только в краткой форме. Склоняясь, они принимают окончания то имен существительных, то полных прилагательных, в то время как склонение относительных прилагательных целиком аналогично склонению качественных. С точки зрения морфологической структуры они чрезвычайно однообразны и представляют собой соединение основы существительного, обозначающего лицо или животное, и суффикса –ин (инн) или –ов (ев). Это словообразовательное строение является характерным лишь для этого типа прилагательных.
     От других разрядов прилагательных отличаются они также непродуктивностью и очень ограниченной сферой употребления. В свободном употреблении, вне фразеологических оборотов, притяжательные прилагательные встречаются только в живой речи и ее отслоениях в стилях художественной литературы и публицистики. В остальных стилях литературного языка они являются лишь элементами фразеологичсеких оборотов: анютины глазки, адамово яблоко, аххилесова пята, чертов мост и т.д.
     Употребление притяжательных прилагательных все более и более сокращается (особенно это относится к образованиям на –ов, (-ев). Очень часто как в литературном языке, так и в живой, разговорной речи они заменяются в настоящее время или родительным падежом принадлежности, или однокорневыми относительно-притяжательными прилагательными (вместо отцов кабинет – кабинет отца, отцовский кабинет и т.п.).
     Вторую группу составляют притяжательные прилагательные, образованные с помощью суффикса –ск(ий) и его производных исключительно от фамилии.  Суффикс –ск(ий) присоединяется в том случае, если основа фамилий уже содержит суффикс притяжательности: пушкинский, некрасовский. В тех случаях, когда в основе фамилии суффикса притяжательности нет, то притяжательные прилагательные образуются при помощи суффиксов –овск(ий), -евск(ий): мигунковский, зозулинский. Если фамилии в своей основе имеют суффикс –ск(ий) или его производные (ср.: Островский, Белинский), то они не образуют притяжательных прилагательных.
     Сфера распространения этих прилагательных та же, что и собственно-притяжательных на         –ин(-нин) и –ов(-ев) – живая, разговорная речь и ее отражение в художественной литературе и публицистике.
     Для выражения принадлежности в современном русском языке упо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%