VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Статистика нарушений в области охраны окружающей среды в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000375
Тема: Статистика нарушений в области охраны окружающей среды в России
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................
3
Глава 1. Общая характеристика государственного экологического контроля и надзора.

5
1.1. Понятие и виды государственного экологического контроля и надзора

5
1.2. Структура государственного экологического надзора
13
1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного экологического надзора

20
Глава 2. Анализ системы государственного экологического надзора Российской Федерации

29
2.1. Органы, проводящие государственный экологический надзор

29
2.2. Взаимодействие между органами и субъектами государственного экологического надзора

44
2.3. Анализ эффективности государственного экологического надзора в России

50
2.4. Статистика нарушений в области охраны окружающей среды в России

54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................
61
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ВВЕДЕНИЕ
    
     Экологическая ситуация как в целом по России, так и по отдельным субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям продолжает ухудшаться. Это подтверждается и официальными докладами органов государственной власти, и отчетами профильных комитетов, ведомств и комиссий.
     Вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако, как показывает практика, как федеральные, так и региональные органы власти не всегда должным образом реагируют на экологическую ситуацию и участвуют в разрешении экологических проблем.
     Всё выше сказанное предопределяет актуальность темы данной работы.
     Теоретическая база исследования состоит из трудов специалистов в области экологического права и проблемы государственного экологического контроля: Алимова Л. Л., Бринчука М. М., Боголюбова С. А., Голиченкова А. К., Гостевой С. С., Израэль Ю .А, Игнатьевой И. А., Кичигина Н. В. Маркович Д. Ж., Петрова В. В., Реймерса Н. Ф., Смышляева В. А., Тищенко С. В. и других. 
     Практическая база исследования строилась на основе изучения основных статей Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды», «Экологической доктрины РФ», а также основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность общественных организаций и предприятий. Кроме того, проводилось изучение статей Уголовного Кодекса РФ, изучалась статистика правонарушений в области экологического законодательства.
     Цель данной работы – выявить особенности и недостатки проведения государственного экологического надзора в области охраны окружающей природной среды.
     Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
     1) Изучены основные особенности организации экологического контроля и надзора на территории Российской Федерации;
     2) Проанализирована эффективность проведения государственного экологического контроля и надзора, а также статистика нарушений экологического законадательства на территории Российской Федерации;
     3) Определены основные проблемы и недостатки правового регулирования состояния окружающей среды.
     Объект исследования – Нормативно-правовое обеспечение экологического контроля и надзора.
     Предметом исследования является сфера экологического контроля и надзора в Российской Федерации.
     Структура курсовой работы обусловлена её целью и задачами и состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Глава 1. Общая характеристика государственного экологического контроля и надзора

1.1. Понятие и виды государственного экологического контроля и надзора

     Экологический контроль представляет собой важнейшую правовую меру обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функцию государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля, в основном, обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов [15, c. 20].
     Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами [15, c. 21]. 
     Эта деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
     Общие положения об экологическом контроле и надзоре установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Согласно статьи 64 Закона, контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности [6].
     Выделяют четыре формы экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный.
     Государственный экологический контроль и надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время функция по осуществлению государственного экологического контроля на федеральном уровне возложена на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования, подведомственную Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
     Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и надзору, как и перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, обязательному федеральному государственному экологическому контролю подлежат:
     а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
     б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;
     в) объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;
     г) объекты, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации;
     д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:
     * объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;
     * природные объекты Байкальской природной территории [6].
     Помимо этого, обязательному федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
     Объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.
     Объекты, подлежащие государственному земельному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689.
     Объекты, подлежащие государственному контролю и надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293.
     Объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов [5].
     Производственный экологический контроль и надзор осуществляется экологической службой предприятия, учреждения или организации. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей природной среды». 
     Муниципальный экологический контроль и надзор осуществляется в форме камерального и (или) рейдового контроля. Камеральный контроль осуществляется без обследования контролируемого объекта и предусматривает работу на основании документов, подлежащих рассмотрению и согласованию по месту нахождения органа, осуществляющего муниципальный экологический контроль, или соответствующего должностного лица. Рейдовый контроль осуществляется по месту расположения и влияния контролируемого объекта [5]. 
     Мероприятия по надзору проводятся на основании распоряжений (приказов) органа осуществляющего государственный экологический надзор. В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по государственному экологическому надзору указываются : 
     ?	номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по государственному экологическому надзору;
     ?	наименование органа государственного экологического надзора;
     ?	фамилия, имя, отчество и должность государственного инспектора в области охраны окружающей среды;
     ?	наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по государственному экологическому надзору;
     ?	цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по государственному экологическому надзору;
     ?	правовые основания проведения мероприятия по государственному экологическому надзору, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
     ?	дата начала и окончания мероприятия по государственному экологическому надзору [5].
     Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по государственному экологическому надзору либо его заверенная печатью копия предъявляется государственным инспектором в области охраны окружающей среды руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Обязательное предъявление служебного удостоверения связано с тем, что мероприятие по государственному экологическому надзору может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по надзору [5].
     Как правило, продолжительность мероприятия по государственному экологическому надзору не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, на основании мотивированного предложения государственного инспектора в области охраны окружающей среды, руководителем органа надзора или его заместителем срок проведения мероприятия по государственному экологическому надзору может быть продлен, но не более чем на один месяц.
     Мероприятия по государственному экологическому надзору могут быть плановыми и внеплановыми. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного надзора (контроля) плановое мероприятие по надзору может быть проведено не более чем один раз в два года. Таким образом, мероприятия по государственному экологическому надзору в плановом порядке могут проводиться не чаще чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по государственному экологическому надзору может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации [5]. 
     Предметом внеплановой проверки являются:
     ?	контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений выявленных в результате планового мероприятия по государственному экологическому надзору; 
     ?	получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред окружающей среде;
     ?	возникновения угрозы загрязнения окружающей среды;
     ?	обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
     Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного экологического надзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по надзору [5].
     Наконец, общественный экологический контроль и надзор осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и проводится общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического надзора, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
     Государственный общий экологический контроль и надзор проводится Президентом России, Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации, администрацией субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [5].
     Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического надзора регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой надзор проводится в форме непосредственного контроля Президента и опосредованного через подразделения его администрации. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб [5].
     Президентский контроль реализуется через Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации.
     Государственный общий экологический контроль и надзор  осуществляют также органы исполнительной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов Федерации. Экологический надзор проводится ими путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям правительств [5].
     Правительства (администрации) субъектов РФ осуществляют надзор за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетности в организациях.
     
     
     
     
1.2. Структура государственного экологического надзора

     Общественный надзор в области охраны окружающей среды (общественный экологический надзор) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный надзор в области охраны окружающей среды (общественный экологический надзор) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного надзора в области охраны окружающей среды (общественного экологического надзора), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством (Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ настоящие изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.) [4].
     Общественный экологический надзор осуществляется общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами за соблюдением экологических норм, проведением экологических мероприятий – референдумов или обсуждений, мероприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на данной территории, участие в государственных экспертизах, проведение общественных экспертиз, участие в оценке воздействия на окружающую среду и прочее.
     Общественный экологический надзор выступает гарантией реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, участие в экологическом управлении, при принятии экологически значимых решений [4]. Для более полного охвата территории нашей страны всеми видами экологического надзора необходима комплексная и всеохватывающая система экологического просвещения, постоянное пополнение экологических знаний, привлечение новых технологий и высококвалифицированных специалистов и научных кадров для максимальной эффективности экологического надзора.
     Одновременно с государственным, производственным и муниципальным экологическим надзором существует и общественный. В частности, общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
     – разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды [4];
     – за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
     – оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
     – организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды [4];
     – обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
     – участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан [4];
     – обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
     – организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
     – организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
     – рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы [4];
     – подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
     – предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
     – осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
     Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды [5].
     Существенную роль в создании общественного экологического надзора способны сыграть неправительственные организации. Однако в настоящее время активно действующих организаций федерального уровня крайне мало (среди них самые активные: Всероссийское общество охраны природы, Социально-экологический союз, Российский экологический конгресс, Российский зеленый крест, Центр экологической политики, "Экоюрис", "Юристы за экологию"), которые реализуют программы в области экологического образования и просвещения, поддержки особо охраняемых природных территорий ("Друзья заповедных островов", "Сохранение и восстановление природных вод России", "Миллион друзей"). В основном реальную активность проявляют организации экологической направленности в регионах (Ассоциация экологов Башкирии, "Зеленый комитет" в Оренбурге, "Зеленый Дон" в Новочеркасске, Партия зеленых (Санкт-Петербург), Экологическая вахта Сахалина). Действуют и экологические организации конкретного направления ("Движение за ядерную безопасность", Челябинск) и т.д. Однако они часто сталкиваются с отсутствием средств, закрытостью информации о состоянии окружающей среды, нежеланием идти на контакт. В этом случае общественным экологам следует обращаться за помощью к правоохранительным организациям, фондам, требовать у них защиты нарушенных прав [3].
     Правоохранительная деятельность государства в экологической сфере являет неотъемлемой частью экологического контроля и надзора, выражается в применение законодательства (как национального, так и международного), в выявлении причин экологических правонарушений и разработке мер по их предупреждению и устранению [1].
     Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности:
     – система органов внутренних дел (ОВД РФ); основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектов Федерации, управления (отделы) внутренних дел (ГОВД, РОВД), управления и отделы Главного управления внутренних дел (на режимных объектах).;
     – система органов обеспечения безопасности РФ (Совет безопасности РФ, Федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, Федеральная пограничная служба РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны; органы налоговой службы; система таможенных органов (Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ). В систему таможенных органов входят также таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, вычислительные центры и другие предприятия и организации (полиграфические, строительно-эксплуатационные и т.д.), подведомственные ФТС, деятельность которых связана с задачами таможенных органов (ст. 9 Таможенного кодекса РФ); система органов юстиции (Министерство юстиции РФ, Главное управление исполнения наказаний (ГУИН), министерства юстиции и соответствие управления субъектов Федерации, некоторые другие учреждения и органы, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные технические или методические функции: адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, редакции журналов и иных изданий [5].
     Прокуратура РФ является важнейшим звеном государственного механизма надзора за исполнением экологического законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечивать экологический правопорядок. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации". Непосредственным предметом прокурорского надзора в экологической сфере должно быть исполнение законодательства об охране окружающей среды, издаваемого как федеральными органами, так и субъектами Федерации, а равно надзор за исполнением законодательства по вопросам защиты конституционных прав и свобод гражданина в области экологии. Систему органов прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, городов и районов, центральные, транспортные и специализированные природоохранные прокуратуры [1]. Конституцией РФ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" на органы прокуратуры возложено осуществление надзора за исполнением российского законодательства, включая и экологическое законодательство, являющееся его составной частью. Этот надзор, осуществляемый в основном природоохранными прокуратурами, распространяется на все органы, включая и органы экологического контроля, за исключением высших представительных и исполнительных органов власти Российской Федерации. В связи с этим можно говорить о всеобъемлющем надведомственном характере прокурорского надзора, что существенно укрепляет независимые (надведомственные) позиции государственного экологического контроля. В системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации действует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, а на региональном и районном уровнях действуют специализированные природоохранные прокуратуры, число которых растет [2].
     За исполнением экологического законодательства осуществляют пять природоохранных прокуратур. Каждая из прокуратур имеет нижестоящие прокуратуры действующие на правах прокуратур районов [2].
     Правоохранительные органы выполняют предписанные им функции по обеспечению экологических прав граждан, участвуя в обеспечении рационального природопользования, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. В литературе указанную деятельность иногда называют природоохранной деятельностью правоохранительных органов, а выполняемые при этом функции - экологическими, что не соответствует законодательно определенным функциям и направлениям деятельности правоохранительных органов.
     Функции правоохранительных органов в экологической сфере деятельности связаны с административным обеспечением выполнения экологических требований и условий. Они вправе:
     – требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий;
     – требовать назначения государственной экологической экспертизы, рекомендовать своих представителей для участия в такой экспертизе; могут проводить общественную экологическую экспертизу;
     – создавать общественные экологические фонды и контролировать порядок их функционирования и расходования средств. Решение вопроса о задачах правоохранительной деятельности затруднено тем, что в законодательном порядке он еще не нашел своего решения. Но, опираясь на содержание ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и деятельности различных правоохранительных органов, можно сформулировать общую задачу правоохранительной деятельности [2].
     В вопросе обеспечения экологического правопорядка важным представляются функции УВД городов и районов. Закон определяет ответственность юридических лиц за несвоевременную уборку территорий, нарушение санитарного содержания и благоустройства городских территорий, дорог, строительных площадок, производства земляных, строительных, дорожных, ремонтных и иных видов работ, состояние объектов наружного освещения, художественного оформления и рекламы, зеленых насаждений, зданий, сооружений и иных объектов городской инфраструктуры, а также устанавливает размеры и порядок взыскания штрафов за правонарушения в сфере благоустройства города.
     
     
     1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного экологического надзора
     
     Основными элементами системы экологической безопасности являются: органы государственной власти, организации, граждане – субъекты обеспечения безопасности; законодательство, руководствуясь которым субъекты обеспечения безопасности реализуют комплекс мер обеспечения безопасности. Основные элементы закреплены Законом "О безопасности" (ст. 8), Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 4), Законом "Об охране окружающей среды" и рядом иных правовых нормативных актов. Различия перечней объектов безопасности, обеспечиваемых видов безопасности, состава систем безопасности и комплекса мер нейтрализации угроз предопределяют многообразие и масштаб создаваемых систем безопасности [2].
     Объекты экологической безопасности: личность, ее экологические права; население (личный состав воинских частей), территория (включая предприятия, учреждения, объекты промышленной и социальной структуры, дислоцированные воинские части, оборонные и военные объекты); природные объекты; эколого-экономические системы. Перечень объектов не является исчерпывающим и формируется исходя из целей создания системы экологической безопасности [5].
     Включение эколого-экономической системы в перечень объектов обеспечения экологической безопасности обусловлено необходимостью соблюдения одного из принципов экоразвития: размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с ее экологической выносливостью по отношению к техногенным воздействиям (принцип эколого-экономической сбалансированности) [2].
     Под эколого-экономической системой понимается ограниченная определенной территорией часть технобиосферы, в которой природные, социальные, производственные структуры и процессы связаны взаимоподдерживающими потоками вещества, энергии и информации [5].
     Организационный механизм состоит из следующих правовых инструментов: экологическое нормирование; оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); экологическая экспертиза; экологический мониторинг; экологический контроль; экологическое лицензирование. Уже после принятия Закона "Об охране окружающей среды" существенное развитие получили оценка и управление риском, экологическое аудирование, экологическая сертификация, которые дополняют организационный механизм обеспечения экологической безопасности [4].
     Правовой механизм образует следующие правовые институты: информационное обеспечение и правовое регулирование доступа к информации; ответственность за экологические правонарушения и экологические преступления; возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей среды. В правовой механизм обеспечения экологической безопасности целесообразно дополнительно включить: правовое регулирование природопользования, хозяйственной и военно-оборонной деятельности в зонах с напряженной экологической обстановкой, а также в зонах наблюдения, воздействия на экспериментальных экологических территориях; ответственность за ранее нанесенный экологический ущерб [3].
     Эколого-экономическое обоснование состава и последовательности применения соответствующих комплексных мер по обеспечению безопасности определяет существо разработки планов превентивных мероприятий по снижению вероятности и масштабов негативного воздействия потенциальных источников техногенной и экологической опасности на защищаемые объекты (т.е., по снижению величины ожидаемого риска) [7, c. 100].
     Реализация планов превентивных мероприятий и мер обеспечения экологической безопасности происходит по своего рода "технологическим цепочкам", обусловленным:
     – механизмом возникновения источников техногенной и экол.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44