VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Содержание правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007096
Тема: Содержание правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Содержание
55







СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие, сущность и значение правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности…………………7

1.1. Понятие и принципы правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности…………………………..…7

1.2. Развитие законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности……………………………21

Глава 2. Содержание правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности………………………..…..28

2.1. Экологические требования, предъявляемые к субъектам хозяйственной и иной деятельности……………………………………………...28

2.2. Экологический надзор и контроль…………………………………….34

2.3. Мониторинг охраны окружающей среды…………………………….40

2.4. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды………………………………………………………………………….……..44

Глава 3. Юридическая ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности…………………………………………………………………….….51

3.1. Уголовная ответственность……………………………………….……51

3.2. Административная ответственность……………………………..……56

3.3. Иные виды юридической ответственности………………………..….60

Заключение……………………………………………………………….….65

Список использованной литературы…………………………………..…...69


Введение



Актуальность темы исследования. Право граждан на благоприятную окружающую среду следует отнести к основным конституционным правам человека и гражданина. Данный конституционный институт является одним из фундаментальных оснований формирования и основы экологического права как отрасли права.

Правовое регулирование отношений в сфере охраны окружающей среды в современных условиях характеризуется преимущественно государственно-правовой направленностью. Совокупный характер актуальных проблем и комплексный характер правовых отношений данной сферы правового регулирования обусловливают необходимость использования системного подхода к изучению природоохранной деятельности пограничных органов и путей ее совершенствования.

Обострение проблем охраны окружающей среды оценивается как угроза национальной безопасности Российской Федерации. В п. 23 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, обращается внимание на проблемы окружающей среды, что более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. В стратегии национальной безопасности подчеркивается необходимость стимулирования внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств; развития индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления; ликвидации вредных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду; минимизации ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых и т.д.

В последние десятилетия наблюдается уменьшение площади лесов, что негативным образом сказывается не только на экологической обстановке, но от этого страдает сельское население, ухудшается плодородие почв. В этой связи государство предпринимает специальные меры, направленные на рациональное использование земель лесного фонда.

Состояние окружающей среды и здоровья человека, условия его жизни и деятельности находятся в зависимости от функционирования общественного производства. Развитие рыночной экономики, процессов интеграции и глобализации отнюдь не способствует улучшению экологической ситуации в мире. Осуществление хозяйственной и иной деятельности негативным образом отражается на состоянии окружающей среды.

В процессе осуществления различных видов хозяйственной деятельности происходит воздействие на земли и иные компоненты природной среды. Об интенсивности и негативном характере такого воздействия свидетельствуют данные ежегодных государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, а также государственных докладов об использовании и охране земель.

По данным Росстата и Росприроднадзора, общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2015 г. составил 31,3 млн тонн, в том числе 17,3 – от стационарных источников и 13,8 млн тонн – от автотранспорта. На долю выбросов железнодорожного транспорта приходится менее 0,5% от общего объема выбросов (154,3 тыс. т). Количество всех образовавшихся и учтенных отходов с 2006 г. по 2015 г. возросло на 44%, причем указанное увеличение отмечалось в большинстве рассматриваемых лет. На 1 января 2016 г. общая площадь нарушенных земель составила 1037 тыс. га.

Правовые меры охраны окружающей среды по характеру задач, для достижения которых устанавливаются составляющие их эколого-правовые требования, можно разделить на три группы: правовые меры, направленные на недопущение негативного воздействия на окружающую среду в будущем (например, экологическая экспертиза); правовые меры, направленные на снижение существующего негативного воздействия и (или) поддержание такого уровня негативного воздействия на окружающую среду, которое не приводит к ухудшению ее состояния (например, экологическое нормирование); правовые меры, направленные на восстановление нарушенного состояния окружающей среды (например, рекультивация земель, нарушенных вследствие проведения строительных работ). Следует отметить, что третья группа правовых мер охраны окружающей среды с точки зрения нормативного правового регулирования является наименее обеспеченной.

В качестве объекта исследования выступают правоотношения, которые складываются в сфере охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В качестве предмета настоящего исследования выступают нормы законодательства, предусматривающие охрану окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Целью работы является анализ правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, выявление проблем в данной сфере деятельности, а также разработка предложений и рекомендаций по их совершенствованию.

Поставленная цель работы обуславливает необходимость решения следующих задач:

1) изучить понятие и принципы правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

2) исследовать развитие законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

3) определить экологические требования, предъявляемые к субъектам хозяйственной и иной деятельности;

4) охарактеризовать экологический надзор и контроль;

5) отметить особенности мониторинга охраны окружающей среды;

6) рассмотреть регулирование лицензирования деятельности в области охраны окружающей среды;

7) выявить основания и условия уголовной ответственности за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

8) охарактеризовать особенности административной ответственности за нарушение требований в области охраны окружающей среды;

9) исследовать иные виды юридической ответственности за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Основу методологического подхода в данном исследовании составили методы системно-структурного, сравнительного, графического, статистического, исторического и комплексного анализа, толкования различных понятий и явлений, логические способы изучения и лексические приемы.

Теоретическую основу данного исследования составили труды таких ученых и исследователей рассматриваемого вопроса, как А.Л. Бажайкин,      С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, Р.М. Валеев, Н.В. Данилова, Н.В. Кичигин, А.В. Мандрюков, Е.В. Черепанова, А.А. Шайдуллина и многих других.

Настоящая работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. 


Глава 1. Понятие, сущность и значение правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности 

1.1. Понятие и принципы правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности



Как и любые общественные отношения, нормальное развитие экологических отношений невозможно без обеспечения их правовой охраны и защиты, что сближает сферы рассмотрения экологического права с такими дисциплинами как административное, уголовное, трудовое право.

Окружающая среда имеет качественные и количественные характеристики, что надлежит учитывать при установлении технических требований к продукции и услугам. Основными проблемами при регулировании хозяйственной деятельности являются необходимость внедрения экологически чистого производства и экономическое обоснование экологической безопасности.

Развитие в рыночных условиях в современный период общественного производства, его модернизация, информатизация и компьютеризация, создание новых высоких технологий, развитие микроэлектроники и информатики, системы коммуникаций автоматически не обеспечивает его экологичности. Более того, происходит возрастание давления общественного производства на биосферу Земли, что одновременно сопровождается ограниченностью ее восстановительных возможностей, деградацией основных компонентов биосферы, изменениями климата и истощением озонового слоя.

При этом рост потребления природных ресурсов юридическими лицами и гражданами в отдельных регионах при одновременном сокращении их запасов могут привести к нарушению процессов самоочищения, естественных циклов воспроизводства, снижению способности к саморегуляции, устойчивости экосистем, сокращению биологического разнообразия. Это, в свою очередь, может привести к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качество окружающей человека среды, что влияет не только на развитие общественного производства, но и на продолжительность жизни и здоровье людей, уровень их благосостояния, что является нарушением конституционных экологических прав и интересов граждан.

30 апреля 2012 г. Президентом РФ были утверждены Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, закрепившие цели, задачи, принципы и механизмы ее реализации. 

Важнейшими государственными задачами названы сохранение и улучшение окружающей среды на глобальном и региональном уровнях как основы и гарантии эволюции общества и его природного окружения.

Как верно пишет И.А. Фефелова, «новые подходы к развитию права окружающей среды получают реализацию на современном этапе развития российского общества».

Сегодня реализация правовой охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не представляется возможной без регулирования другими отраслями законодательства (водным, земельным, уголовным, гражданским, административным и т.д.).

Нормы, направленные на охрану окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, содержатся во многих нормативных актах иных отраслей права – гражданском, земельном, лесном, водном, уголовном, административном и других. Однако, основы всего экологического права заложены Конституцией РФ и соответственно являются предметом рассмотрения конституционного права. 

Под охраной окружающей среды ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды») понимает деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий

Под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. 

Указанное понятие является родовым и применимо к компонентам природной среды, если иное понятие вреда не предусмотрено специальным законодательством. Если следовать логике приведенной дефиниции, о возникновении обязательства вследствие причинения вреда водным объектам можно говорить только в том случае, если доказаны как деградация естественных экологических систем, так и истощение природных ресурсов, причем и деградация, и истощение находятся в причинно-следственной связи с загрязнением (сбросом сточных вод), допущенных причинителем вреда. Однако органы государственного экологического надзора и вслед за ними суды, за редким исключением, игнорируют необходимость исследования доказательств, подтверждающих наступление последствий, являющихся обязательными признаками вреда окружающей среде.

Эта позиция правоприменителей обусловлена рядом причин. С одной стороны, определение вреда, предложенное Федеральным законом «Об охране окружающей среды», не представляется возможным охарактеризовать как отвечающее требованиям юридической техники, поскольку формально определенные критерии деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов действующим законодательством не установлены.

В настоящее время в условиях рыночной экономики Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ усилены организационные и правовые меры, которые ранее регламентировались в основном подзаконными и ведомственными нормативными актами. Тем более, что развитие рыночной экономики, а также происходящие процессы интеграции и глобализации в мировой экономике не способствуют качественному улучшению состояния экологической ситуации в России и ее промышленных регионах.

Виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя в том числе и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Так, судом было установлено, что на первом этаже здания расположен пост для автомобильной мойки. Мойка автомашин производится с помощью автомоек высокого давления «Кагchег». Пол забетонирован. Водоснабжение централизованное. Использованные воды после мойки стекают в металлические емкости, которые установлены под зданием. Объем емкостей 8 и 20 куб. м. По договору № 1 на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) от 01.01.2014, вывоз осуществляется не реже одного раза в день. Для временного накопления твердых бытовых отходов (ТБО) оборудована санитарная точка. Санитарная точка без ограждения, с твердым покрытием, укомплектована 2 металлическими контейнерами объемом 1 куб. м каждый. Заключен Договор № 1 на вывоз сухого мусора от 01 апреля 2012 г., ТБО вывозится по мере накопления. Для освещения в здании используются ртуть содержащие люминесцентные лампы. Договор на утилизацию отработанных люминесцентных ламп и трубок со специализированной организацией не представлен.

В результате хозяйственной деятельности у общества образуются твердые бытовые отходы несортированные (исключая крупногабаритный) от бытовых помещений, которые согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), зарегистрированного Минюстом РФ № 33393 от 01.08.2014 года, относятся к 4 классу опасности, отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы 1 классе опасности.

Таким образом, общество в результате своей хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством размещения отходов, выбросом в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников (котлов) и обязано вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Важнейшая проблема экологических отношений на сегодняшний день заключается в обеспечении охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности предприятий, которые одновременно являются основными природопользователями и загрязнителями окружающей среды. Правовое регулирование экологических отношений в рассматриваемой области направлено на решение двух главных задач:

1) недопущение возникновения новых источников опасного загрязнения окружающей среды в результате осуществления хозяйственной деятельности. Решение данной задачи в процессе правового регулирования общественных экологических отношений непосредственно связано с организационно-правовым обеспечением охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию промышленных предприятий и производственных объектов, создающим гарантии будущей эффективной деятельности предприятий в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) уменьшение и постепенное прекращение вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека имеющихся источников загрязнения (промышленных предприятий).

Организационно-правовые меры по охране окружающей среды, предпринимаемые в России, весьма многочисленны и взаимосвязаны, дополняют друг друга. В то же время они различаются по содержанию, целям применения и органам, их осуществляющим. Исходя из этого, указанные меры можно разделить на четыре группы.

1. Меры по осуществлению государственного экологического­ мониторинга, направленного на оценку состояния окружающей среды в целях своевременного обнаружения и анализа изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния природных объектов и научно обоснованного их использования. Государственный мониторинг включает государственный учет, прогнозирование, оценку, ведение кадастровой деятельности в экологической сфере, которые реализуются в порядке, установленном законом.

2. Меры по проведению государственной экологической экспертизы, которая предшествует принятию хозяйственных решений, способных оказать влияние на природную среду.

Порядок проведения государственной и общественной экологических экспертиз устанавливается Правительством РФ. Государственная экспертиза осуществляется уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды при участии других уполномоченных государственных органов.

3. Меры по разработке целевых и комплексных федеральных и региональных экологических программ, проведению экологического аудита, лицензирования и нормирования.

Законодательство РФ предусматривает создание правовой базы стратегической экологической оценки, нормирования в этой области на основе технологических нормативов при условии поддержания приемлемого уровня риска для природной среды и здоровья населения страны, поэтапное исключение практики установления временных сверхнормативных сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и снижение их удельных показателей до уровня соответствующих показателей экономически развитых стран.

Не менее важно повышение экологической и социальной ответственности бизнеса, информационной открытости предприятий (в первую очередь это касается сведений об их негативном воздействии на окружающую среду, предпринимаемых ими мерах по снижению этого воздействия).

4. Меры по государственному надзору и экологическому контролю, осуществляемому государственными органами и органами местного самоуправления, которые обеспечивают повышение эффективности государственного и муниципального управления.

Основу охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности образуют соответствующие идеи, положения, руководящие начала, которые посвящены регулированию основных направлений охраны окружающей среды. Данные основополагающие идеи и положения закреплены и раскрыты в нормах природоохранного законодательства и получили название «принципы охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Принцип получает правовое значение только после его закрепления в норме права.

Для уяснения и раскрытия содержания принципов охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности необходимо определиться с понятием «принцип права», который также не находит однозначного понимания среди исследователей. Так, одни авторы под принципами права понимают исходные идеи, лежащие в основе права, которые пронизывают собой всю юридическую форму общественных отношений. Принципы права представляют собой основополагающую конструкцию, которая скрепляет различные институты и нормы. По мнению других исследователей, принципы права следует рассматривать в качестве основных, исходных начал и положений, способствующих закреплению объективных закономерностей общественной жизни.

В независимости от видов принципов права (общих, отраслевых, межотраслевых) в качестве их основной характеристики следует признавать принадлежность к основополагающим и руководящим началам. На основании изложенного, можно говорить о том, что принципы права являются закрепленными в законодательстве идеями, занимающими доминирующее и главенствующее положение в правовой системе.

Наряду с принципами-идеями в теории права выделяются также принципы-правила, которые направлены на реализацию принципов-идей. По утверждению ряда авторов, принципы-правила по сравнению с принципами-идеями выполняют второстепенную роль.

Принципы охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности - это ее общая характеристика, внутренние закономерности существования и формирования данного правового института, отражающие его природу и цель. Принципы представляют собой соподчиненную систему основополагающих положений и начал, на которых основывается вся система охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Принципы охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности являются не абстрактным правовым институтом, а представляют собой определенную их совокупность и единую систему, что обусловливается их единством к достижению целей, направленных на обеспечение окружающей природы, целостности биологического многообразия.

В ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ закреплено в общей сложности 24 основополагающих принципов, лежащих в основе охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, среди которых можно назвать:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а ст. 42 Конституции РФ провозглашает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом, можно констатировать, что конституционное право определяет основы построения экологического права. Конституционные нормы получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию в положениях экологического права. Как отмечает А.Ю. Ежов, «конституционные основы экологического права имеют особый характер в ряду конституционных основ других отраслей права, поскольку экологическое право - отрасль права, имеющая специфику, обусловленную сущностью регулируемых ею отношений - экологических отношений»;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Устойчивое развитие правоотношений предполагает совокупность использования методов, учитывающих не только экологические интересы, но и экономические, социальные интересы;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, что выступает одним из стимулов, которые обеспечивают соблюдение эколого-правовых требований в рамках экологического нормирования, в частности плата за сброс загрязняющих веществ в водный объект. При этом стимулирующий характер платы заключается в том, что сброс загрязняющих веществ в сверхнормативном объеме приводит к существенному увеличению платы (в 25 раз) по сравнению с нормативом платы за нормативное воздействие на водный объект. Как бы ни определял Конституционный Суд Российской Федерации юридическую природу платы (как платеж за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы или как форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства, носящую компенсационный характер) с позиции водопользователя плата за сверхнормативное загрязнение водного объекта является фактически формой ответственности - неблагоприятным последствием имущественного характера, наступающим вследствие нарушения эколого-правовых требований в сфере нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Между тем положения ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», устанавливающие, что внесение платы не освобождает от возмещения вреда окружающей среде, означают, что водопользователь фактически (не юридически) вынужден нести ответственность финансового характера дважды за одно и то же правонарушение.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на хозяйствующих субъектов в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08);

- независимость государственного экологического надзора. Закрепление данного принципа обусловлено тем обстоятельством, что залогом эффективности контроля в области охраны окружающей среды здесь должна являться независимость инспекторов контролирующих органов в области охраны окружающей среды при исполнении ими должностных обязанностей в пределах своих полномочий;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, означающий, что любая планируемая деятельность признает потенциально опасной. Таким образом, обязанность доказывания экологической безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов по осуществлению хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

- сохранение биологического разнообразия. Под биоразнообразием А.Я. Рыженков понимает разнообразие живых организмов во всех областях их существования: наземных, морских и других водных экосистем и сообществ организмов; это разнообразие видов, разнообразие внутри видов, разнообразие сообществ организмов и экосистем. Сохранение биологического разнообразия является одной из главных задач, стоящих перед современным экологическим законодательством большинства стран мира. Реальные факты и цифры свидетельствуют, что биологическое разнообразие на Земле продолжает сокращаться, наблюдается тревожная тенденция исчезновения все новых видов растений и животных. В опубликованном перед Конференцией ООН по устойчивому развитию докладе Всемирного фонда дикой природы «Живая планета» отмечалось, что с 1970 по 2008 год биологические ресурсы на Земле сократились на 28%. В ближайшее время к данному списку могут присоединиться еще около 10 000 видов живых организмов. Это дает основания говорить о наступлении шестого (Плейстоценового) массового вымирания видов, которое, однако, произойдет не по естественным причинам, а в результате действий человека. При существующей скорости вымирания биологических видов (40 видов в день) потребуется всего 16 тыс. лет для исчезновения 96% современной биомассы. Основными причинами такого сокращения видового разнообразия считается уничтожение (загрязнение) мест обитания объектов животного мира, чрезмерное изъятие и истребление (в том числе путем охоты и рыболовства) природных популяций объектов животного мира; интродукция чужеродных видов, а также появление новых видов болезней животных и растений. Снижение уровня биологического разнообразия ведет к деградации экологических систем, что наносит удар и по главному виновнику этой тенденции - человеку, создавая угрозы его жизнедеятельности.

Принцип сохранения биологического разнообразия преследует целью не столько обеспечение охраны отдельных представителей дикой фауны, сколько решение более специальной задачи - недопущение гибели и уничтожения в результате незаконной охоты, загрязнения окружающей среды или по иным причинам целых биологических видов, а также создание условий для их воспроизводства и устойчивого существования;

- обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и другие принципы.

Одним из важнейших принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии соответствующего решения об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, который нашел свое отражение в ст. 3 Федерального закона от «Об охране окружающей среды». Также, статья 32 данного Закона предусматривает, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Для установления оценки воздействия на окружающую среду в обязательном порядке должны проводиться соответствующие экспертизы и заключения, предусмотренные законодательством. Кроме того, при планируемом строительстве или осуществлении хозяйственной деятельности должны быть соблюдены санитарно-эпидемиологические требования охрану здоровья населения и сохранения окружающей среды.

Объединение правовых принципов в области охраны окружающей среды в государственную экологическую политику означает не просто их арифметическое суммирование, но диалектическое формирование одного из ведущих направлений развития экономики, общества и государства, служащих суверенитету последнего на природные ресурсы и реализующих его посредством принятия и реализации нормативных правовых актов.

1.2. Развитие законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности



Вопрос о моменте начала правового регулирования в области охраны окружающей среды и его периодизации является достаточно неоднозначным и дискуссионным в теории экологического права. С.А. Боголюбов указывает на то, что несмотря на достаточно обширный выбор учебных пособий по экологическому праву, вопросы формирования институтов экологического права в историческом аспекте практически отсутствуют полностью.

Р.М. Валеев придерживается мнения, что в качестве предпосылок становления и развития законодательства в области охраны окружающей среды можно социально-экологический кризис (объективный фактор) и, во-вторых, государственная экологическая политика (субъективный фактор).

Традиционной в науке экологического права является периодизация нормативно-правового регулирования и охраны окружающей среды в России на три основных этапа:

1) с 1917 года, когда был принят первый декрет «О земле» по 1968 год;

2) с 1968 по конец 80-х годов, во время которого были приняты многочисленные акты в сфере регулирования отношений в области охраны окружающей среды;

3) современный этап, который характеризуется активизацией государства по нормотворчеству в сфере регулирования экологических отношений, распространением в обществе идеи о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Между тем, определенные природоохранные нормы можно наблюдать в первых нормативных актах древнерусского государства. Следует отметить, что целью их законодательного закрепления было не столько забота государства о природе и окружающей среде, сколько их принятие было обусловлено различными социальными, экономическими, военными и иными факторами.

В частности, «Русская правда» предусматривала ряд статей, посвященных охране общинной собственности, например, леса. Так, за уничтожение или повреждение дупла, который был наполнен сотами с медом, предусматривался значительный штраф.

Соборное уложение 1649 года предусматривало ответственность за ловлю рыбы в чужом пруду или садке, что квалифицировалось как кража имущества.

В середине XIV века в России был введен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших способом защиты от военного вторжения, сущность которого заключалась в установлении запрета по вырубке деревьев в засечной черте. Кроме того, такие леса обеспечивались специальной охраной. За вырубку деревьев в заповедном лесу Соборное уложение 1649 года устанавливало смертную казнь.

В.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44