VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Становление позиции «я-ученик» в младшем школьном возрасте

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013754
Тема: Становление позиции «я-ученик» в младшем школьном возрасте
Содержание
     Федеральное государственное автономное 
     образовательное учреждение 
     высшего образования 
     «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
     Институт педагогики психологии и социологии
     Кафедра общей и социальной педагогики

      
                                                                                         УТВЕРЖДАЮ 
                                                                                         Заведующий кафедрой 
                                                                                         _____    А.К. Лукина 
       подпись инициалы, фамилия 
     « ___» _______ 2018 г. 
    
    
     БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

     Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
     Профиль подготовки 44.03.02.02.03Учитель начальных классов


СТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ «Я-УЧЕНИК» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Руководитель	________канд.биол.наук, доцентА.В. Чистохина
 подпись, дата        	должность, ученая степень		 инициалы, фамилия

Выпускник			________					Ю.В. Желаева
        подпись, дата					 инициалы, фамилия

Научный консультант	________доцент, канд. филос. наукА.К. Лукина
        подпись, дата      должность, ученая степень         инициалы, фамилия
       
Нормоконтролер            ________                                             Ю.С. Хит
                  подпись, дата 					инициалы, фамилия



Красноярск 2018


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
Глава 1. Формирование у младших школьников позиции «Я-ученик» как педагогическая проблема	5
1.1 Характеристика исходных положений для разработки понятия «Я-ученик»	5
1.2 Содержание понятия «Я-ученик» и возможности младшего школьного возраста в формировании этого образа	7
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих взаимодействие общего образования при формировании позиции «Я-ученик»	14
Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию у младших школьников позиции «Я-ученик» в процессе взаимодействия общего образования	17
2.1. Критерии выявления и уровни сформированности у младших школьников позиции «Я-ученик»	17
2.2. Методика организации экспериментальной работы по формированию у младших школьников позиции «Я-ученик»	18
2.3. Описание реализации на практике педагогических условий формирования у младших школьников позиции «Я-ученик»	27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	48
ПРИЛОЖЕНИЕ	52




ВВЕДЕНИЕ
     В настоящее время возрастает спрос на людей знающих, умелых и мобильных, способных безболезненно вписаться в контекст современных цивилизационных процессов. Увеличивается поток информации, преумножается количество вариантов смыслового выбора по всем жизненно важным вопросам - всё это ставит человека перед необходимостью постоянного пополнения объёма знаний. Готовность к непрерывному образованию становится жизненной необходимостью современного человека. Эта готовностьв значительной мере определяется сформированностью у него позиции «Я-ученик». Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования такого образа, и обуславливается это естественным процессом развития ребёнка. Именно в этот период учебная деятельность является для ребёнка ведущей, то есть оказывающей наибольшее влияние на его личностное развитие. Значимость учебной деятельности для младшего школьника, способствует пробуждению в ребёнке позиции «Я-ученик» и в последующем формированию личностного качества «ученичества».
     Выбор темы обусловил постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников позиции «Я-ученик» в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования?
     Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и практически реализовать педагогические условия формирования у младших школьников позиции «Я-ученик» в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования.
     Объектом исследования является организация взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы.
     Предмет исследования - формирование позиции «Я-ученик» у младших школьников в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования.
     Гипотеза исследования: формирование позиции «Я-ученик» у младших школьников в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования будет обеспечиваться комплексом следующих педагогических условий:
- если будет обеспечена интеграция общего и дополнительного образования, осуществляемого в рамках общеобразовательной школы, на уровне цели, содержания, методов, средств и организационных форм обучения;
- если интеграция общего и дополнительного образования будет способствовать созданию интеллектуального фона как основы формирования позиции«Я-ученик» младшего школьника;
- если общее и дополнительное образование будут направлены на формирование у учащихся способности к самостоятельному выбору деятельности и ответственности за сделанный выбор.
     Исходя из поставленной проблемы и цели исследования, мной обозначены следующие задачи:
     1) дать характеристику исходных положений для разработки понятия позиции «Я-ученик»;
     2) раскрыть содержание понятия позиция «Я-ученик» и возможности младшего школьного возраста в формировании этого образа;
     3) разработать критерии выявления и уровни сформированности позиции«Я-ученик» у младших школьников;
     4) выявить, теоретически обосновать и реализовать на практике педагогические условия, обеспечивающие формирование у младших школьников позиции «Я-ученик» в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования.


     Глава 1. Формирование у младших школьников позиции «Я-ученик» как педагогическая проблема
     1.1 Характеристика исходных положений для разработки понятия «Я-ученик»
     Интерес к проблеме, человеческого «Я» является доминирующим в системе гуманитарного мышления на протяжении многих тысячелетий. Великие мыслители прошлого Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант, Г.Ф. Лейбниц, Л. Фейербах, И.Г. Фихте и др. в своих исследованиях обращались к вопросу познания «Я».
     Р. Декарт рассматривает «Я» как абстрактный субъект познания. В понимании И.Г. Фихте «Я» - это всеобщий универсальный субъект деятельности, который не только познаёт, но и творит из себя окружающий мир, который он определяет как «не-Я». Г. Гегель обращается к понятию «Я» в контексте рассмотрения проблемы самосознания человека. Самосознание в его понимании есть «...момент деятельности, в ходе которой индивидуальное сливается с общим, так что появляется «Я», которое есть «Мы», и «Мы», которое есть «Я». Будучи сторонниками разных направлений, и к вопросу «человеческого Я» они подходят по-разному, сопоставляя свои выводы с позицией оппонентов. Л. Фейербах пишет: «Идеализм прав в своих поисках источника идей в человеке, но не прав, когда хочет вывести идеи из обособленного, замкнутого существа из человека, взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из Я без чувственного данного Ты... Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия Я и Ты». Философские идеи классиков являются исходными основаниями современных подходов исследования феномена «Я».
     Так в Новейшем философском словаре «Я» определяется как: «... фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно-осознанную самотождественность индивида». Здесь же даётся краткий анализ понятия «Я» с точки зрения различных философских направлений. Наибольший интерес в рамках нашего исследования представляет объективистски-социальное направление, ориентированное на трактовку «Я» как элемента объективно сложившейся системы отношений. В качестве комбинации объективных социальных параметров или соответствующих социальному статусу ролей, «Я» мыслится в рамках этого направления как включённое в социальную структуру и взаимодействующее внутри неё. «В целом Я не есть онтологическая (субстанциальная) данность, но конструируется лишь в качестве «отношения с ТЫ»...Именно «опыт ТЫ» задаёт возможность выхода индивидуальности за пределы собственного существования». В данном контексте интересно высказывание Ж.П. Сартра: «Моё Я-объект не есть образ, отрезанный от меня и произрастающий в чужом сознании: это вполне реальное бытие, моё бытие как условие моей самости перед лицом другого и другого перед лицом меня». Позиция Ж.П. Сартра важна для нас, поскольку поставлена цель определить условия, при которых ребёнок, вступая во взаимоотношения с окружающими и с самим собой, формирует определённую сторону своего «Я», своегообраза «Я-человек» и позицию «Я-ученик» в частности.
     Современные отечественные философы также с разных сторон исследуют проблему личности и человеческого «Я». Ф.Т. Михайлова волнует вопрос, каков источник творческих способностей человека диалектикотворящего и сотворенного. А.Г. Спиркин рассматривает «Я» как носителя и одновременно элемент самосознания. «Я», по его мнению, является интегральным ядром духовного мира человека, его регулятивный центр. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное ядро личности, ставшее феноменом психики, определяющее его характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, словом, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т. д. Я считаю, данное определение наиболее полно отражает сущность понятия «Я», которое можно опираться при определении дефиниции позиция«Я-ученик».
     В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова человеческое «Я», определяется как индивидуальность, как носитель отдельных социальных признаков и свойств, характеризующих личность. В Психологическом словаре: «Я - понятие, выражающее единство и целостность личности с её субъективной, внутренней стороны...». Анализируя местоимение «Я», Э. Бенвенист пишет: «Слово «Я» - личное местоимение первого лица единственного числа. Собственно лицами, субъектами речи, являются только «Я» и «ТЫ», которые в отличие от безличных «он» и «оно», уникальны и взаимообратимы. Тот, кого «Я» определяю как «ТЫ», сам мыслит себя в терминах «Я», превращает мое «Я» в «ТЫ». Далее, анализируя «Я», он указывает на то, что и в развитии детской речи, и в историческом развитии языка «Я» появляется раньше, чем «МЫ». При всей спорности проблемы происхождения личных местоимений оппозиция «Я» -«не -Я» логически и исторически предшествует формированию местоимения
     «МЫ». Кроме того, слово «МЫ» неоднозначно; оно обозначает не множественность «Я», а либо «я+вы», либо «я+они».
     1.2 Содержание понятия «Я-ученик» и возможности младшего школьного возраста в формировании этого образа
     Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я – концепции» период, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я».
     Появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Когда говорят о ценностных характеристиках, то имеют в виду психологическую категорию, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребёнка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению.
     Прежде всего, это связано с социальной ситуацией развития и усложняющими видами деятельности, в условиях которых и происходит «осознания себя в обществе», через видения себя в других людях и установления отношений их к нему и его к ним.
     Согласно общепринятому положению в отечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие. Прежде всего формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности(развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать, а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой.
     Ставя себя в позицию «Я-ученик», ребёнок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Ребёнок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать себя как субъект.
     Школьная жизнь наполнена оценочными отношениями. Их особенность в том, что они включены в различные виды деятельности, поведения, а также и сама личность ученика. Особенно большое влияние на становление «Я –концепции» оказывает оценка результатов учебной деятельности. Именно от осознания успехов, достижений, возможностей в этом виде деятельности складывается вся система оценочных отношений к себе и другим людям, которыми опосредованы многие поступки детей. Таким образом, оценка учебной деятельности перестраивает мотивационно-потребностную сферу младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к себе, т.е источником для возникновения адекватных и неадекватных самооценок.
     Кроме того, от самооценок учебной деятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка может доминировать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения.
     Стремление «быть как все» возникает из-за многих условий, особенности которых можно проследить в групповом методе работы детей, где индивидуальность каждого теряется; желанием вписаться в общество «себе подобных»
     Стремление «быть лучше чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, получить признание своих трудов, т.к. успехи становятся предметом постоянного интереса и обозрения со стороны окружающих, и в первую очередь в классе, среди сверстников. Получается, что проблема взаимоотношений в группе сверстников, как и в других социальных группах ближайшего окружения определяет адекватность оценочных отношений между её членами.
     Уверенность или неуверенность в себе складывается у ребёнка под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности, когда определенная самооценка поддерживается окружающими и у ребёнка возникает потребность в её сохранении. Выражением этой потребности является некоторый устойчивый уровень притязаний. Знать уровень притязания и самооценку необходимо, чтобы правильно воздействовать на него. От того, как ребёнок реагирует на оценку окружающих, в соответствии с полученной оценкой он строит своё взаимодействие с ними.
     От того уровня притязаний и самооценки, которое имеет младший школьник, зависят представления о своём будущем. Хотя младший школьник и живет сегодняшнем днем, основы его нравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этом возрасте. Через свои интересы и увлечения, которые младший школьник воплощает в жизнь, он пытается выяснить, оценить, понять свои возможности, соотнести их требованиями, ребёнок постепенно начинает ориентироваться на свою оценку, проявлять самостоятельность.
     К концу младшего школьного возраста самооценка может выступать в качестве мотива своей деятельности, поведения и общения, а также становится показателем качественного изменения его «Я – концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения, т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих. Кроме этого, он сам является источником оценивания других, поэтому важно, чтобы между ними складывались взаимопонимание, обеспечивающее адекватность взаимооценивания. В качестве таких условий выступает сложившееся «Я-концепция».
     Объективные условия формирования личности, а значит и «Я- концепции», включают в себя макро-, мезо- и микрофакторы. Их влияние на формирование личности посвящено много работ не только в области психологии, но и других наук: социологии, этнологии, педагогики, истории и др.
     Среди феноменов самосознания личности, одним из центральных феноменов является «диалогичность самосознания».
     В исследованиях многих ученых показано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для его психологической жизни взаимодействие с другим человеком. На ранних этапах развития ребёнка от общения со взрослым в семье закладывается его общий фундамент установки к миру социальных отношений, собственному «Я», на становление самопознания и самоотношения.
     Проблема взаимосвязи становления «Я» и межличностной коммуникации широко рассматривается в психологии.
     Формирование «Я – концепции» может рассматриваться как результат усвоения ребёнком определенных отношений к нему родителей. Еще в работах Э.Эриксона стержнем концепции развития личности выступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь.
     Другой социальной группой, имеющей большое значение для развития «Я- концепции» личности ребёнка, является детская субкультура.
     Возникновение детской субкультуры обусловлено половозрастной стратификацией общества. Как целостный историко-культурный феномен своими корнями уходит в глубокую древность. Носителями детской субкультуры является детская группа, детское сообщество.
     Детская группа представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества и обладающую собственным социальным статусом. Выражением и реализацией социального статуса является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям.
     Подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, детская группа имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и содержанием детской субкультуры, специфической ролью сверстников в социализации ребёнка.
     Сверстники – это сообщество детей одного возраста, приблизительно равных по физическим характеристикам, социальному положению в обществе.
     Дома все члены семьи занимают определенную ступень в возрастной и социальной лестнице, поэтому различия между ними очевидно для ребёнка. В группе сверстников ребёнку нужно доказывать, что он стоит наравне с другими. В семье ребёнок всегда любим, а группе сверстников он должен заслужить уважение, проявить активность, не отставать от других. Поведение ребёнка не всегда оценивается взрослыми достаточно полно, некоторые достижения могут быть даже и не замечены или неадекватно поняты ими так, как это расценивают сверстники.
     Из этого следует, что группа сверстников необходима ребёнку для разрешения многих психологических проблем, связанных с социальным и индивидуальным развитием.
     Общение со сверстниками – это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения реб2нка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я».
     Общение со сверстниками является так же «специфическим видом эмоционального контакта», обеспечивающий ребёнку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Оно также облегчает «автономизацию от взрослых».
     Главным детерминантом проявления межличностных отношений в группе сверстников является совместная деятельность, её содержание и ценностные характеристики.
     Следовательно, в совместных видах деятельности каждый член группы, благодаря личной активности, становится участником получения знаний, оценок окружающих и формирования представлений о себе.
     Знания, полученные о другом человеке, никогда не остаются достоянием только познающего, в той или иной форме он доводит их до сведения других, т.е. ситуация обратной связи, когда именно субъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительно того, каким он воспринят
     Вся школьная жизнь – это набор оценочных ситуаций. Оценивается и результат ученических работ, поведение учащихся, оценивается и сама личность ученика (его отношение к учебе, своему внешнему виду, отношения со сверстниками). Результаты данной ситуации откладывают отпечаток на развитие самоотношения ученика на личностные взаимоотношения со сверстниками, на положение школьника среди сверстников или его социальный статус.
     Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекало внимание психологов.
     Чаще всего в литературе эти отношения характеризуются узостью межличностных связей, представляющие собой отношения между двумя детьми, группы либо вообще не возникают, либо проявляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. Лидерство носит одиночный характер, каждая из подструктур имеет своего лидера.
     Исследователи исходят, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными моментами выбора оказываются игровые. У большинства общение только в школе, поэтому по содержанию, широте, устойчивости межличностные отношения остаются на низком уровне развития.
     Исходя из выше написанного, можно заключить, что многие условия способствуют продолжения развития «Я-концепции» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность в целом.
     1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих взаимодействие общего образования при формировании позиции «Я-ученик»
     Младшие школьники на момент поступления в школу обладают определённым уровнем сформированной позиции «Я-ученик». Были выявлены факторы, способствующие развитию этого базового уровня в условиях начальной школы — это: 1) готовность ребёнка к школьному обучению; и 2) включение ребёнка в учение как ведущий вид деятельности. Предоставлю характеристику этих факторов.
     Вопросами готовности к школьному обучению занимаются психологи, социологи, медики, педагоги, разрабатывая критерии и показатели готовности детей к обучению в школе, ориентируясь не только на физический или паспортный возраст, но и учитывая психологическую и социальную зрелость ребёнка. В дошкольной педагогике уровень физиологической, психологической, социальной готовности младшего школьника на момент его поступления в школу, принято считать «стартовой готовностью» (Е.Е. Кравцова) или «школьной зрелостью» (А. Анастази, М.М. Безруких, Ю. Гильбух и др.). М.М. Безруких, С.П. Ефимова, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др. сходятся во мнении, что под «школьной зрелостью» следует понимать уровень морфологического, функционального и психического развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребёнка.
     Физиологическая готовность младших школьников к обучению в школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. Б.Г. Ананьев, С.П. Ефимова, А.И. Захарови др. указывают на важность своевременного формирования каждой функциональной системы для физического и психического здоровья ребёнка. В совокупности физиологические показатели отражают диапазон ресурсов, резерв детского организма, соответствующий его природе и возрасту. Именно этот диапазон нормальной жизнедеятельности необходим ребёнку для сохранения его здоровья при овладении учением. Наиболее важными физиологическими показателями готовности ребёнка к обучению в школе следует считать возросшую силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, развитие психомоторных функций рук, которое свидетельствует о стабильности отношений между полушариями головного мозга, достижение симметрии остроты зрения обоих глаз (норма остроты зрения семилетнего ребёнка соответствует норме взрослого человека). Отклонения, связанные с недостаточным развитием физиологических показателей готовности к школе, могут оказаться серьёзным препятствием для ребёнка в овладении процессом учения и в формировании его позитивной позиции «Я-ученик». Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др. уделяют большое внимание вопросам психологической готовности к школьному обучению. С одной стороны, психологическая готовность являетсярезультатом предшествующего периода развития, а с другой, как бы проекцией условий и содержания школьного обучения, влияющего на последующее психическое развитие ребёнка. Под психологической готовностью к школьному обучению Л.С. Выготский понимал необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. А.П. Усова главным показателем психологической готовности к школе считает «... способность ребёнка производить умственную работу определённого направления, и, в связи с этим, слушать и слышать, смотреть и видеть, воспринимать и познавать» (206, с. 198-199) и называет это первым шагом в развитии способности учиться.
     Практика показывает, что к моменту поступления в школу далеко не все дети достигают такого уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению.
     Степень готовности ребёнка к школьному обучению - это и его социальная готовность. Л.С. Выготский подчёркивал, что к началу каждого возрастного периода складывается «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение ребёнка с окружающей действительностью, прежде всего социальной», это отношение он называет «социальной ситуацией развития». По мнению Л.С. Выготского, именно эта ситуация «... определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Следует отметить, что социальная ситуация развития младших школьников определяется отношением взрослых к ребёнку, к месту, которое ему отводится в обществе. Исходя из данного положения, можно заключить, что «социальная ситуация развития» — это своеобразное сочетание внешних условий и внутренних процессов развития человека. Е.Е. Кравцова определяет социальную зрелость младшего школьника следующим образом; «Социальная зрелость связывается с потребностью ребёнка в общении с детьми и способностью подчиняться их интересам, быть принятым в условиях детской группы и брать на себя роль школьника в общественной ситуации школьного обучения».


     Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию у младших школьников позиции «Я-ученик» в процессе взаимодействия общего образования
     2.1. Критерии выявления и уровни сформированности у младших школьников позиции «Я-ученик»
     В данном параграфе рассмотрена позиция«Я-ученик» как компонент личностной характеристики младшего школьника; определены критерии, по которым можно судить о сформированности у младших школьников позиции«Я-ученик»; дана краткая характеристика показателей, которые претерпевают изменения в процессе формирования позиции«Я-ученик»; выделены уровни сформированности позиции «Я-ученик» у младших школьников; представлена их характеристика.
     Прежде, чем перейти к определению критериев, по которым можно было бы судить о наличии, либо отсутствии у младших школьников позитивнойпозиции«Я-ученик», необходимо разобраться в понятиях «критерий», «признак», «показатель».
     В энциклопедическом словаре под критерием понимается «... признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки».
     «Критерий (греч. criterion- мерило для оценки чего-либо) - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т.п.» - такое определение понятия «критерий» можно найти в философском словаре.
     «Признак» в словаре С. И. Ожегова трактуется как «... показатель, примета, знак, по которому можно узнать, определить что-нибудь». Показатель же - это «... то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь». Выделяя критерии, по ряду показателей можно судить о целостном формировании у младших школьников позиции«Я-ученик».
     Анализируя понятиепозиция«Я-ученик», я пришла к выводу, что критериями сформированности позиции«Я-ученик» принято считать наличие у младшего школьника: 1) позиции учащегося как субъекта учебной деятельности (субъективно-позиционный критерий), 2) мотивации на учебную деятельность (мотивационный критерий), 3) готовности к самоорганизации (самоорганизугощий критерий) и 4) способность к рефлексии (рефлексивный критерий). Для характеристики каждого критерия выделены показатели, на которых я остановлюсь подробнее (см. табл. 1).
     В таблице 1 представлена анкета выявления уровней сформированности у младших школьников позиции«Я-ученик». Таблица состоит из семи колонок. В первой колонке отражен выделенный комплекс критериев, во второй - качественные показатели выделенных критериев; в третьей - седьмой на основании качественных изменений показателей дана краткая характеристика уровней сформированности позиции «Я-ученик» у младших школьников. Каждому уровню присвоена количественная характеристика: высокому -5 баллов, выше среднего - 4 балла, среднему -3 балла, ниже среднего - 2 балла, низкому - 1 балл. По данной анкете мной проводилось обследование всех учащихся на разных этапах исследования. Балловый эквивалент был использован при математической обработке полученных в ходе исследования данных. Для уточнения качественных характеристик каждого ребёнка использовались подобранные мной методики, описанные во втором и третьем параграфах данной главы.
     2.2. Методика организации экспериментальной работы по формированию у младших школьников позиции «Я-ученик»
     Существуют различные подходы к исследованию субъектной позиции школьника в учении.
     Л. И. Божович определяет внутреннюю позицию ребенка как система внутренних факторов, которые обуславливают определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и себе". Такие внутренние факторы развития, возникающих новообразований. Для малого учеником личностного новообразованием является внутренняя позиция переживания себя в качестве социального индивида. Это дает основание рассматривать понятие "субъектная позиция" и "внутренняя позиция", как тождественные.
     Изучение субъектной позиции школьника-это выявление ее реального уровня на определенной возрастной стадии, установить возможные перспективы и зону его ближайшего развития каждого ученика. Полученные результаты являются основой для планирования учителем на дальнейших этапах формирования субъектной позиции ребенка и коррекции его педагогической деятельности.
     В это исследование формирования субъектности младших школьников осуществлялось методом проектов. Этот метод действовал, средство субъективации, так как предполагается, что ребенок находится в трудной учебной ситуации должен показать способность анализировать учебную ситуацию, соотнести свои возможности с учебной задачей, сделать самостоятельный выбор решения, преодоления учебно?познавательных затруднений. Поскольку инициатива ребенка не может развиваться спонтанно, формируются методы для осуществления своих функций на основе различных типов проектов с различным уровнем координации со стороны учителя. Например, в проекты с явной координацией задача учителя, с одной стороны, "быть рядом", помогают, направляют студентов, предостерегая их от ошибок и ситуаций "сельское хозяйство", с другой – "быть далеко" и создать иллюзию независимости, вселяет уверенность в студентов, которые еще только предпринимают первые шаги для участия.
     Данные, полученные в ходе эксперимента, показали положительную динамику в экспериментальных группах: увеличение среднего балла успеваемости, осознание личностной значимости изучения английского языка, формирование мотивации, не только внешней, но и внутренней (коммуникативной, лингво?когнитивная, инструментальная). Метод проектов расширяет возможности учителя для формирования у младших школьников общеучебных навыков по организации, планирование, контроль собственной учебной деятельности, который показывает ученику на уровне самоуправления.
     Экспериментальное исследование показало, как важно активность ребенка в учебной деятельности, уверенность в собственной позиции, адекватности самооценки в ходе деятельности, умение организовать себя, тактичность в отношении к другим ученикам, помощь, поддержку.
     Эти качества развивались и формировались на уроках английского языка с использованием метода проекта в течение четырех лет в начальной школе. Были разработаны проекты, учитывающие особенности и возможности учащихся определенного возраста и направлены на развитие коммуникативной компетенции. Учебные проекты позволяют учащимся осознать, что английский язык – не только предмет в сетевой график. Они начинают понимать английский язык, как еще одно средство общения, кроме как на родном языке, который может быть использован и вне урочной деятельности (просмотр мультипликационных фильмов, чтение адаптированной литературы, компьютерные игры, "секретный язык" - для тех, кто не изучал его, и т.н.).
     Одним из видов метода проектов есть театральные постановки ("сцены"). Их значение в процессе обучения определяется комплексом тех задач, которые они помогают решить: воспитание нравственности, чувства прекрасного; выявление способностей, наклонностей каждого ребенка; создать условия, которые позволят ребенку свободно, бесстрашно представят свои творческие работы, как сверстников, так и взрослых. Кроме того, то нужно признать, являются своего рода демонстрация отчетности "продукт" родители, администрация школы, учителя. Большой творческий потенциал исполнительских презентаций позволяет с каждым годом делать их по больше и по содержанию, составу участников и аудитории. В конце концов, принимают участие и дети, и родители, и учителя: создание сюжетных линий, рисуют декорации, придумывают костюмы и создавать их.
     Проведенный эксперимент показал, что становление субъектной позиции ребенка во многом зависит от организации учебного процесса. Для анализа полученных результатов, мы использовали следующие критерии:
     – позиция, занимаемая студентом, и степень их осознанности;
     – степень усвоения форм контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
     – уровень мышления;
     – уровень развития рефлексии и самоанализа;
     – уровень знаний, умений и навыков уча?
     щихся;
     – удовлетворенность процессом обучения и его результатов;
     – уровень адаптации.
     С помощью данных критериев была определена следующая качественная характеристика уровней субъективации младших школьников.
     1. Низкий уровень сформированности субъектной позиции ребенк.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44