VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Становление эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014272
Тема: Становление эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 
4
Глава I.
Устойчивое развитие как глобальная потребность современного общества
24
1.1.
Устойчивое развитие: эволюция подходов в международных документах и выступлениях официальных лиц
24
1.2.
Методологические подходы к исследованию устойчивого развития
47
1.3.
 Образование в контексте устойчивого развития
71
Выводы по I главе
94
Глава II.
Мировоззрение как социальное явление и психолого-педагогический феномен

96
2.1.
Общая характеристика категории «мировоззрение» в философии, социологии, истории, психологии и педагогике 
96
2.2.
Эволюционное мировоззрение учителя: его структурные компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности 
115
2.3.
Концептуальные основы и модель становления эволюционного мировоззрения студентов- будущих учителей 
140
Выводы по II главе
163
Глава III.
Теоретические основы определения содержания мировоззренческой подготовки будущего учителя и соответствующих технологий обучения
167
3.1.
Характеристика категорий «образовательная среда», «образовательное пространство» и их роли в становлении эволюционного мировоззрения студентов
167
3.2.
Специфика профессиональных мировоззренческих 
знаний учителя
181
3.3.
Характеристика технологической составляющей процесса становления эволюционного мировоззрения студентов

     3.3.1. Становление эволюционного мировоззрения в образовательном пространстве вуза
     3.3.2. Трансверсальные компетенции как результат становления эволюционного мировоззрения эволюционного мировоззрения студентов 
206


206

238

Выводы по III главе
245
Глава IV.
Опытно-экспериментальная работа по проверке концептуальных основ становления эволюционного мировоззрения студентов- будущих учителей в образовательном пространстве вуза

249
4.1.
Диагностика развития эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей на начало эксперимента 
249
4.2.
Отбор и структурирование содержания мировоззренческой подготовки студентов в эксперименте
266
4.3.
Влияние технологий обучения на становление эволюционного мировоззрения студентов

     4.3.1. Активизация познавательной деятельности студентов в экспериментальном обучении в целях становления эволюционного мировоззрения
     4.3.2. Становление компонентов эволюционного мировоззрения будущего учителя в процессе решения учебных задач
     4.3.3. Становление компонентов эволюционного мировоззрения в ходе изучения, анализа и обобщения педагогического опыта
     4.3.4. Включение студентов в проектную деятельность в целях развития компонентов эволюционного мировоззрения
298


298


309


325


335
4.4.
Анализ эффективности эксперимента по становлению эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей

345
Выводы по IV главе
358
Заключение 
365
Список литературы
374
Приложения 
403
     


     Введение 
     Актуальность темы исследования.Современный этап развития человеческого общества отличается сложностью и отражает происходящие в нем радикальные изменения: глобализация, интернационализация, регионализация, демократизация, технологизация и др.
     Многие исследователи говорят о глобальном кризисе человечества. Это диктует необходимость принятия решения об организации общества, которое было бы более справедливым и равноправным, о разработке подходов и условий реализации практических действий по переходу к данному обществу. Такое общество определяется как общество устойчивого развития. (Далее УР). 
     Начиная со второй половины XX века устойчивое развитие становится глобальным трендом, стержневым ресурсом, базовой направляющей большинства национальных и международных стратегий, планов действий, программ.[419, 417, 368, 425]
     Именно в них рассмотрены, обобщены и задекларированы те принципы УР, следовать которым на сегодняшний день подобает всем, кто заинтересован в глобальном переустройстве общества.
     Несмотря на настороженное и критическое восприятие УР, масштабы катастрофических бедствий и разрушений, переживаемых человечеством, сделали УР неотъемлемой частью менталитета современной личности. Это, в свою очередь, позволило сформироваться системе научных знаний, новой парадигме глобального развития цивилизации, как результата разработки концепций и теорий УР.
     Экологическая доминанта УР присутствует в исследованиях ЛомборгаБ. [81], Брундтланд Г.Х. [215], Джейкобса М. [117]
     Экономический императив УР раскрывается в исследованиях Гэлбрейта Дж.[218], Белла Д.[87], Жакке П., Сашвальда Ф.[406] и др.
     Комплексные теории, основанные на социально-ценностной идее УР, развиты в трудах исследователей Римского клуба, работах Печчеи А.[381], Медоуз Д.[406], Пестеля Э.[231], Сены А., уль Хакка М. [391] и др.
     Проблема устойчивого развития России детерминирована как внутренней логикой ее развития, так и логикой цивилизационного развития мирового сообщества: активизация процессов глобализации политической, экономической, техногенной областей жизнедеятельности общества объединяются вызовами и рисками в указанных сферах. Достаточно указать на неоднозначное экономическое и социальное положение территорий; проблемы народонаселения и возобновления людских ресурсов; последствия военных столкновений. Экологические просчеты имеют всеобъемлющий характер, из-за чего перед людьми и народами остро возникала цель сохранения цивилизации.
     Данным проблемам посвящены исследования Э.В. Гирусова, Д.М. Гвишиани, В.А. Коптюга, С.П. Капицы, Н.М. Мамедова [185], Н.Н. Моисеева [204, 205.206], А.Д.Урсула, Т.А.Урсул [295,296,297].
     Анализ проблем глобального характера говорит о том, что развитие в направлении неограниченного роста уничтожения природных ресурсов, ужесточение финансового и социального неравенства между людьми и народами, невежественный подход к биосфере в результате станет причиной гибели основы существования и самоуничтожения человечества.?Общество сотрясают социальные, финансовые и политические кризисы. В общественном и личном на всех уровнях идет смена духовно-нравственных ориентиров, изменение идеалов и ценностных ориентаций. 
     Стратегия развития государства в контексте устойчивого развития, направленная на улучшение качества жизни, сбалансированное выполнение социально-экономических задач, решение проблем сохранения биологической среды и природного богатства для возможности удовлетворения жизненных потребностей нынешних и будущих поколении?, требует кардинального изменения мировоззрения общества, групп и отдельных людей. 
     Повсеместно признается, что путь к устойчивому развитию лежит через развитие образования, что закреплено в международных документах и хартиях (Боннская декларация; ЮНЕСКО:	Образование в интересах устойчивого развития в действии; ОЭСР: Аналитический доклад «Взгляд на образование 2015».), обосновано в научных исследованиях (А.Д. Урсул, В.И. Данилов-Данильян, В.В. Мантатов и др.) присутствует в содержании официальных национальных доктрин (Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации).
     Концепт «образование для устойчивого развития» (education for sustainable development) - ОУР - прочно вошел в научный и практический российский тезаурус, несмотря на слишком буквальный перевод. Для нашей работы устойчивое развитие становится неким социокультурным и научным контекстом т.е. совокупностью фактов и обстоятельств, в окружении которых происходит событие.
     Важнейшее значение для воплощения теории   образования в интересах устойчивого развития имеет высшая школа, в которой происходит становление основ мировоззрения профессионала за счет развития ценностно-смысловой сферы личности студента, реализуются в жизни аксиологические нормы и требования. 
     Исторически молодое поколение рассматривается обществом и государством в качестве профессионального и творческого завтра нации и человечества. Поэтому происходящее на наших глазах становление российского общества возможно лишь на основе серьезного научно-теоретического обоснования новых, отвечающих потребностям возрождающейся России, ценностных ориентаций, составляющих аксиологическую основу индивидуального и общественного мировоззрения. Именно в высшей школе должно происходить изменение ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения личности; создаваться предпосылки для реализации её потенциала.
     Несмотря на то, что необходимость внедрения концепции образования в интересах устойчивого развития как инновационной образовательнойстратегии фактически признана в российском профессиональном сообществе, академических структурах и органах государственного управления, она до сих пор недостаточно эффективно используется в системе высшего профессионального образования. Так, даже в стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, утвержденные Минобрнауки РФ, и в содержание основных образовательных программ в малой мере включены философские, социально-политические, экономические и экологические знания об устойчивом развитии цивилизации. 
     Научная составляющая высшего образования о контексте УР также слаба. По данным Российской государственной библиотеки, в период с 1997 г. защищено 317 диссертаций по различным аспектам УР. Подавляющее число исследований выполнено по экономическим наукам (88,5%). Имеются также отдельные работы по политологии (0,6%), юриспруденции (0,8%), культурологии (0,3%), географии (2,8%), сельскохозяйственным (0,6%) и техническим наукам (1,4%). Философское осмысление проблематики УР (2,5%), разработка правовых аспектов (0,8%). Работ, касающихся научно- методических основ ОУР в рамках педагогики, насчитывается 0,8% от названного числа, а процент исследований в рамках педагогики высшей школы - на уровне погрешности.
     Становление личности осуществляется в ходе взаимодействия биогенных, психогенных и социогенных факторов. Социализация студента в вузе происходит в двуедином процессе образования и воспитания. Цель подготовки специалиста заключается в становлении высоко профессиональной, творческой личности, практически и мотивационно подготовленной к участию в процессе устойчивого развития современной России.
     В вузовской практике мало внимания уделяется индивидуальному подходу к студенту, формированию его способностей, творческого потенциала, не учитывается его индивидуальность при развитии мировоззрения. В обучении часто идет перегрузка студентов учебным материалом и недостаточная самоорганизация учебной деятельности студента. Действия студента как субъекта обучения ограничены из-за неумения организовать свою самостоятельную познавательную деятельность. Часто у студента в учебной деятельности имеет место пассивный поиск – ориентировка не на восприятие мировоззренческой информации, а информации вообще, что определяет пассивность восприятия всего материала, отсутствие сформированных на её основе взглядов и убеждений. Не предусматривается целенаправленное вооружение студентов знаниями и формирование у них эволюционного мировоззрения.
     Иными словами, цель высшего образования должна быть задана как становление у будущего профессионала мировоззрения, соответствующего обществу устойчивого развития. Такое мировоззрение мы называем эволюционным. Этим определяется тема диссертационного исследования: «Концептуальные основы становления мировоззрения студентов вуза- будущих учителей в контексте устойчивого развития».
     В изучении формирования мировоззрения личности студента свои усилия соединяют философия, социология, педагогическая и психологическая науки. Многогранность изучаемого феномена позволяет рассматривать его в качестве объекта междисциплинарного исследования.
     В отличие от большинства исследователей, рассматривающих понятия «формирование мировоззрения», «развитие мировоззрения», «становление мировоззрения» в качестве синонимов, мы исходим из следующего понимания: формирование мировоззрения – процесс целенаправленного внешнего воздействия на развитие мировоззрения, реализуемый специально организованной совокупностью содержания, форм, методов и средств с целью создать систему профессиональных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитывать социально и профессионально значимые качества, выработать концепцию жизни. Ключевые слова - «специально организованная совокупность».
     Более широко мы понимаем категорию «развитие», исходя из того, что концепция развития личности строится, прежде всего, на признании единства трех факторов: 1- генотипа, врожденных особенностей; 2- внешних условий; 3- внутренней позиции.
     Становление, с нашей точки зрения, – процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала. Поэтому, используя в соответствующем контексте одно из представленных понятий, применительно к студентам – будущим учителям мы преимущественно говорим о становлении эволюционного мировоззрения.
     Наметившаяся потребность разработки концептуальных основ формирования эволюционного мировоззрения студентов вузов в контексте устойчивого развития российского общества обусловлена существующими противоречиями между:
     -динамичностью современных преобразований в социально-экономическом и природном окружении развивающейся личности и образом мира, складывающимся в сознании субъектов под влиянием необходимости перехода на устойчивое развитие;
     - потребностями современной высшей школы в соответствии мировоззрения студентов интересам устойчивого развития российского общества и требованиям мирового сообщества и отсутствием научно-обоснованных представлений о механизмах становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей.
     «Актуальность исследования проблемы обусловлена также противоречиями, возникшими в конце XX - начале XXI вв. в отечественной философии, связанными не только с явным недостатком специальных исследований по проблеме мировоззрения, но и с попытками либо вообще отказаться от этого понятия, либо заменить его на другие, близкие, но неравноценные по значению и смыслу: «картины мира», «образ мира», «мировосприятие», «миропонимание» и т.д. [279]
     Выявленные противоречия определили тему исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы концептуальные основы становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза? Решение данной проблемы составляет цель исследования.
     В отечественных и зарубежных исследованиях имеется немалый объем информации, представляющей основу для дальнейшего изучения проблем развития мировоззрения студентов. К сожалению, педагогическая наука не содержит фундаментальных исследований, посвящённых концептуальным основам становления мировоззрения будущих учителей в контексте устойчивого развития; не раскрыты потенциальные возможности образовательного пространства вуза для становления эволюционного мировоззрения будущих учителей на данном этапе развития высшего педагогического образования и общества. 
     Сложный и противоречивый процесс становления эволюционного мировоззрения у различных групп сегодняшней молодёжи не укладывается в традиционные модели. Изучение этого процесса требует иного методологического подхода, связанного с процессами внутри социума, культуры, образования, которые без управления ими порождают «полярные» типы мировоззрения.
     Проблемная область, связанная с содержанием социальной составляющей процесса устойчивого развития, в которую входят вопросы становления эволюционного мировоззрения, является недостаточно изученной в российской педагогической науке.
     В этой связи особую значимость приобретает выявление концептуальных основэффективного становления эволюционного мировоззрения студентов-будущих учителей в образовательном пространстве вуза.  
     Для выявления концептуальных основ становления эволюционного мировоззрения был проведён критический анализ сложившейся практики подготовки учителей, в частности, становления их эволюционного мировоззрения, указаны ее основные недостатки и противоречия, определены пути и средства их устранения.
     Объект исследования – подготовка в вузах будущих учителей в контексте устойчивого развития общества.
     Предмет исследования – становление эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза.
     Гипотеза исследования: достижение современных целей образования возможно при переходе на идеи устойчивого развития общества, что требует подготовки учителя с новым типом мировоззрения. Становление эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза будет эффективным, если:
     1. Эволюционное мировоззрение студентов рассматривается как интегральная структура личности, аккумулирующая представления человека об окружающем мире и детерминирующая специфику дальнейшего поведения в нем в единстве неразрывно связанных между собой компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностно-практического и рефлексивно-оценочного, системообразующим элементом которых являются аксиологические основания устойчивого развития общества, предполагающие устремление к достижению сбалансированности между прогрессивным социально-экономическим развитием общества и сохранением окружающей среды; ориентацию на интересы выживания человечества в сложившихся кризисных условиях и его полноценного будущего развития.
     2. Содержательный компонент процесса становления эволюционного мировоззрения предполагает, что:
     - дисциплины, изучаемые студентами, выступают как особая сфера становления мировоззрения; в их содержании выделены идеи устойчивого развития, мировоззренческие понятия и ценности, освоение которых способствует становлению компонентов эволюционного мировоззрения;
     - созданная система преемственного выстраивания дисциплин, их модулей и блоков в учебном плане отражает общий замысел и ценностные ориентиры педагогического образования;
     - отбор мировоззренческого содержания каждой дисциплины осуществляется с учетом общих, частных и конкретных задач педагогического образования;
     - отработаны формы междисциплинарной интеграции дисциплин психолого-педагогического, социально-гуманитарного и естественно-научного блоков.
     3. В модель образовательного процесса вуза внедрены технологии, обеспечивающие поэтапное становление эволюционного мировоззрения в условиях активного взаимодействия субъектов педагогического процесса; переход студентов из объектной в субъектную позицию; формирование позитивной личностной ориентации на идеи устойчивого развития и формирование трансверсальных компетенций развития эволюционного мировоззрения школьников.
     4. В образовательном пространстве вуза созданы условия для социально ориентированной деятельности студентов, направленной на позитивные изменения в обществе (социально-экологической, образовательной, предпринимательской и т.д.)
     5. Создана и проверена на практике система диагностических методик и критериальная база для оценки сформированности компонентов эволюционного мировоззрения, на основе которой осуществлялось определение эффективности технологий решения данной задачи, коррекция целей и процесса становления эволюционного мировоззрения студентов в образовательном пространстве вуза.
     Цель, объект, предмет, гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
     1. Изучить контент устойчивого развития и доказать, что соответствовать вызовам времени может учитель с эволюционным мировоззрением.
     2.	Обосновать понятие «эволюционное мировоззрение», дать ему педагогическую интерпретацию, уточнить и дополнить характеристику процесса становления мировоззрения студентов – будущих учителей в контексте задач устойчивого развития общества.
     3. Выявить и описать концептуальные основы становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей, для чего осуществить анализ подходов российских и зарубежных исследователей к проблемам устойчивого развития, социального мировоззрения и мировоззрения личности.
     4. Определить специфику профессиональных мировоззренческих знаний учителя, особенности отбора и структурирования содержания мировоззренческой подготовки в контексте устойчивого развития.
     5. Охарактеризовать технологическую составляющую процесса становления эволюционного мировоззрения студентов, для чего на базе выявленных концептуальных основ становления эволюционного мировоззрения студентов спроектировать модель становления компонентов эволюционного мировоззрения.
     6. Разработать диагностические методики и критериальную базу для оценки сформированности компонентов эволюционного мировоззрения.
     7.	Предложить систему научно-методического обеспечения внедрения модели становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза.
     8. Опытно-экспериментальным путем проверить гипотезу.
     9. Наметить тенденции изучения процесса становления эволюционного мировоззрения студентов в контексте устойчивого развития.
     Методологическая основа исследования. Выбор методологической основы исследования является проявлением научной мировоззренческой позиции автора, которая состоит в использовании целостных интегративных научных подходов с учетом сложной морфологии изучаемых современных явлений и процессов, в том числе, предмета настоящего исследования. Методологический фундамент составили аксиологический, антропологический, деятельностный,компетентностный, коэволюционный, синергетический, системный, средовой, технологический, цивилизационный подходы, использование которых и определило теоретические основы исследования.
     Работа основана на 
     - теориях, изложенных в трудах У.Бека, Ф.Капры, Э.Ласло, М.Масаровича, Д.Медоуз, Э.Пестеля и др., представивших новый взгляд на закономерности, динамику и перспективы эволюции систем, на устойчивость во времени и пространстве в ситуациях вызовов и взаимодействия, в рамках позитивной синергии;
     - теории культурного единства в многообразии, представленной в работах Э.Гидденса, Дж.Розенау, Р.Робертсона, М.Уотерса, Л.Уайта, Й.Хейзинги и др., определяющих культуру как интегративный аспект развития общества, которую объединяют с концепцией воспитания человека культурыширокий мировоззренческий смысл(В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, В.В.Князева, А.В.Хуторской и др.);
     - основных положениях теории ценностей (С.Ф.Анисимов, А.А.Бодалев, С.К.Бондырева, О.Г.Дробницкий, М.С.Здравомыслов, А.Г.Каган, В.А.Караковский, Н.С.Кузина, З.И.Равкин, С.Л.Розов, И.Д.Лельчицкий, В.Т.Тугаринов, Г.И.Чижакова, В.А.Ядов и др.); 
     - концепциях спиральной динамики человеческих ценностей К.Грейвза, К.Кована, Д.Бека, К.Уилбера;
     - понятиях новой культуры (culturalcreatives) П.Х.Рея, С.Р.Андерсона, П.Штомпки, культуры нового качества жизни С.Грофа, Э.Ласло, П.Рассела, объединенных идеей интегрирования и культивирования всех человеческих ценностей на уровне мировоззрения и образа жизни;
     - концепции формирования мировоззрения личности (Р.А.Арцишевский, В.И.Блохин, Л.И.Божович, Е.Г.Залесский, Н.А.Менчинская, Э.И.Моносзон, П.Г.Огурцов, Н.А.Потапов, В.Н.Сагатовский, Г.Н.Филонов, Г.И.Школьник);
     - концепции коэволюционного (В.И. Вернадский, Д.С.Ермаков, В.П.Казначеев, Н.Н. Моисеев, А.И. Субетто, А.И.Урсул и др.), личностно-деятельностного (С.А.Герасимов, В.В.Давыдов, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Д.Б. Эльконин), нравственно- эстетического подходов (М.Т. Плохова, В.А. Сухомлинский, Н.А. Яковлева и др.);
     - идее творческого развития личности в процессе обучения (В.И.Андреев, А.В.Кирьякова, В.Я.Ляудис, С.И.Маслов, И.С.Якиманская и др.), идее развивающего характера обучения (Л.С.Выгодский, Г.А.Ковалев, А.Н.Леонтьев, Ю.С.Мануйлов, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн и др.);
     - концепциях в области гуманизации и гуманитаризации образования (Ю.А.Алексашина, Ш.А.Амонашливи, В.П.Бездухов, А.С.Белкин, С.Н.Глазачев, И.Т.Суравегина и др.);
     - современных концепциях проектирования и реализации образовательного процесса высшей школы (Е.П.Белозерцев, В.П.Беспалько, Г.А.Бордовский, А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский, В.П.Зинченко, Н.Д.Никандров, А.А.Орлов, П.И.Образцов, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов);
     - теории педагогического образования (Р.М.Асадуллин, В.И.Журавлев, А.Я.Данилюк, О.Л.Жук, Т.А.Ильина, В.В.Князева, В.В.Краевский, И.А.Липский, Б.Т.Лихачев, Н.К.Сергеев, Н.А.Шайденко).
     Это позволило с новых позиций рассматривать концептуальные основы процесса становления эволюционного мировоззрения студентов-будущих учителей.
     Методы исследования. В соответствии с логикой исследования, для достижения определенной цели был применен комплекс взаимосвязанных, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был найден основной, доминирующий метод, адекватный исследуемому вопросу.
     На теоретическом уровне использовались методы анализа качества и уровня развития эволюционного мировоззрения. Социально-политический анализ и синтез применялись при изучении специфики тенденций становления эволюционного мировоззрения студентов в социальной сфере.
     Абстрагирование и идеализация применялись при проектировании образовательного пространства вуза, тенденций его развития в современном вузе в контексте устойчивого развития общества, для исследования компонентов структуры эволюционного мировоззрения студентов. Для установления причинно-следственных связей между содержанием и технологиями образования использовались методы, базирующиеся на индуктивных умозаключениях, а также аналогия. Положения гипотезы проверялись методами дедукции.
     Применялся метод гипотетического моделирования (теоретическая разработка общих и частных моделей учебного процесса в педагогическом вузе, в том числе, становления эволюционного мировоззрения студентов).
     Использовались эмпирические методы анализа философской, психологической, социологической, педагогической, методической литературы: изучение практики вузов по формированию и развитию мировоззрения студентов – будущих учителей.
     Широко применялись методы опроса и изучения продуктов деятельности студентов и преподавателей (курсовые, дипломные работы, материалы педагогических олимпиад, стенограммы уроков. Использовались: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, тесты, экспертные оценки и т.д.). Применялись экспериментальные методы (поисковый эксперимент, опытное обучение в специально организованных и учитываемых условиях).
     Перечисленные методы дополнялись математико-статистической обработкой данных, графическим и табличным представлением итогов эксперимента.  
     Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводившаяся в вузах: Московском городском педагогическом университете и его институтах, Тульском государственном педагогическом университете им.Л.Н.Толстого, Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова, Пензенском государственном университете им.В.Г.Белинского, Башкирском государственном педагогическом университете и ряде других образовательных организаций.
     Исследованием с 2010 по 2017 гг. было охвачено 2510 респондентов, в их числе, студенты, преподаватели, руководители вузов.
     Личное участие диссертанта заключалось в разработке концептуальных основ и проектированиимодели становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей; в организации и проведении экспериментальной проверки модели становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза. 
     Исследование включало следующие этапы:
     Первый этап (2010-2012 гг.) – поисково-аналитический, на котором выявлялась теоретико-методологическая база исследования, определялись теоретические и технологические условия эффективного становления мировоззрения студентов вузов в интересах устойчивого развития российского общества; анализировалось состояние изученности проблемы в российской и зарубежной науке, формулировались ведущие идеи диссертации, уточнялся понятийно-категориальный аппарат, выявлялись противоречия, обосновывались проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
     Второй этап (2012-2016 гг.) – экспериментально-апробационный, на котором формулировались концептуальные основы становления эволюционного мировоззрения студентов вузов в образовательном пространстве вуза, происходило исследование мировоззренческого потенциала образовательного пространства вуза, выявление его сущности, структуры; трудностей, противоречий в становлении эволюционного мировоззрения студентов; диагностирование уровня становления компонентов мировоззрения студентов и системный анализ становления эволюционного мировоззрения студентов. Для чего разработан диагностический инструментарий и критериальная база, внедрялись экспериментальные технологии становления эволюционного мировоззрения, была организована научно-методическая подготовка преподавателей к становлению эволюционного мировоззрения в образовательном процессе вузов.
     Была разработана модель становления эволюционного мировоззрения студентов в образовательном пространстве вуза и осуществлена ее экспериментальная проверка; выявлены и внедрены педагогические условия эффективного становления эволюционного мировоззрения студентов вуза- будущих учителей. 
     Третий этап (2016-2017 гг.) – обобщающе-эмпирический, на котором велось обобщение и анализ полученных результатов; проверялась достоверность сделанных выводов; продолжалась разработка и внедрение в практику вузов авторских научных, учебных и методических рекомендаций, статей, монографий; проводилась количественная и качественная обработка данных проводимого эксперимента.
     Четвертый этап (2017-2018 гг.) – завершающий, на котором проводилась корректировка теоретических и практических положений и выводов, велось описание полученных результатов, в том числе, проверенных концептуальных основ становления эволюционного мировоззрения студентов, представленных в авторской модели становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза; проведено оформление материалов диссертации на защиту.
     На защиту выносятся:
     1.	Контекст устойчивого развития в исследовании проблем современного образования и подготовки педагогических кадров как универсальная объединяющая идея, необходимая современному обществу, альтернативная политизированным идеологизированным концепциям, и выступающий как методологическая основа инновационной образовательной стратегии, отвечающей современным тенденциям и требованиям времени, мировоззренческая основа развития образования и подготовки педагогических кадров.   
     2.Определение эволюционного мировоззрения как профессионально значимой социально-психологической характеристики личности, обобщающей знания и взгляды на устойчивое развитие как приоритетную цель человечества; на сущность текущих мировых проблем и просчёты исторического прошлого, а также проявляющейся в убеждениях, т.е. выборе мотивов для эффективной деятельности по преодолению проблем без ущерба для природы, человечества и отдельного человека, состоящей измотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностно-практического и рефлексивно-оценочного компонентов.
     3. Разработанные на основе глубокого анализа научной литературы и практического опыта вузов и школьных учителей концептуальные основы становления эволюционного мировоззрения студентов в образовательном пространстве вуза, представляющие собой систему идей и положений, определяющих совершенствование деятельности вуза с позиций актуальных перспектив общественных потребностей в качестве сформированного у учителей эволюционного мировоззрения.
     4. Модель становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза, представленная мотивационно-целевым, субъектным, содержательно-регулятивным и критериально-результативным компонентами, отражающими содержательные и технологические характеристики данного процесса.
     5. Обоснованная система диагностических методик, критериев и показателей оценки развития компонентов целостного эволюционного мировоззрения студентов. 
     Научная новизна исследования заключается в следующем:
     - предложены научно-обоснованные концептуальные основы становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза, что может рассматриваться в качестве научной базы модернизации высшей школы страны;
     - определены содержательные и технологические характеристики процесса становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза как инновационного образовательного направления;
     - доказана эффективность междисциплинарного и аксиологического подходов к построению содержания образования для становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза;
     - спроектирована модель становления эволюционного мировоззрения студентов, представляющая собой сложную систему, функционирующую в соответствии с определенными целями и задачами, состоящую из подсистем, которые обусловлены соответствующими компонентами мировоззрения; 
     - обоснована система диагностических методик, критериев и показателей оценки уровней становления эволюционного мировоззрения и его компонентов.
     Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении полученными данными научных представлений о процессе становления эволюционного мировоззрения студентов- будущих учителей в контексте устойчивого развития, которые вносят новые возможности в существующие концепции, идеи, подходы в области педагогического образования за счет:
     - разработки теоретических основ становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза;
     - обоснования понятия «эволюционное мировоззрение», его педагогической интерпретации; уточнения характеристики процесса становления эволюционного мировоззрение студентов – будущих учителей;
     - расширения теоретических представлений о модели становления эволюционного мировоззрения студентов вузов – будущих учителей;?
     - рассмотрения закономерностей, принципов, содержания, форм и методов становления эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза;
     - определения тенденций изучения процесса становления эволюционного мировоззрения студентов, расширяющих научные основы современных педагогических теорий.
     Практическая    значимость   диссертационного исследования заключается в том, что:
     - разработанные концептуальные основы и модель применимы в целях обновления подходов к становлению эволюционного мировоззрения студентов – будущих учителей в образовательном пространстве вуза;
     - полученные результаты обеспечивают возможность становления эволюционного мировоззрения студентов вузов – будущих учителей в рамках основных образовательных программ и могут быть успешно внедрены в практику вузов;
     - разработанные программы, фонды оценочных средств, научно- и учебно-методические материалы по учебным дисциплинам, элективным курсам, факульт.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44