- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Половые различия в выраженности эмоционального интеллекта у студентов медицинского вуза
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012005 |
Тема: | Половые различия в выраженности эмоционального интеллекта у студентов медицинского вуза |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России) кафедра психологии и педагогики с курсом психотерапии ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «Половые различия в выраженности эмоционального интеллекта у студентов медицинского вуза». Оригинальность текста 70,86% Выполнили: студентки I курса, направление 31.03.01, группы 152 Кошелева Клавдия Валерьевна Мальцева Дарья Сергеевна Проверили: Руководители практики: Кухтерина Г.В., к.психол.н., доцент Дата_______ Подпись_______ Соловьева Е.А., к.пед.н., доцент Дата_______ Подпись_______ Федина Л.В., к.пед.н., доцент Дата_______ Подпись_______ Тюмень, 2018 Содержание Введение ............................................................................................................ 1. Эмоциональный интеллект: история, определение ............................... 2. Основные навыки эмоционального интеллекта ..................................... 3. Половые различия в выраженности эмоционального интеллекта ....... 4. Эмоциональный интеллект студентов медицинского вуза .................. Заключение ........................................................................................................ Литература ......................................................................................................... 3 5 7 9 11 12 13 Введение Эмоции – неотъеамлемая и важная часть нашей жизни. Человек, лишаенный эмоции это не человаек, без эмоцаий человек не сможет познаать и себя и окружающих. У челоавека главная функцияа эмоциай состаоит в том, что благодаря эмоцияам мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиаваться на совместную деятельность и общение. Замеачательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разныам культурам, способнаы безошиабочно воспраинимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоациональные состояния, как радость, гнев, печааль, страх, отвраащение, уадивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом. Все процессы человеческого организма взаимосвязаны. Не являются исключением потребности и эмоции. Это те составляющие части психологического состояния человека, которые всегда находятся в тесной связи друг с другом. Каждый из нас может по-своему понять и оценить эмоции другого человека, например, горе, переживание. Эмоциональный интеллект (EQ) непосредственно влияет на способность жить в коллективе, сотрудничать с соплеменниками и адаптироваться в окружающей среде. У кааждого человека есть, как положиательные (смех, сочувствие, действие, любопытство), так и отрицатаельные эмоцаии (страх, ненавиасть, стыд и пр.). Нас постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, но иногда, эмоции выходята из-под контроля в повседневном общении людей, и это уже никого не удивляет, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусаловно, эмоциаи имеют большое значение и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именано на этой основе, паонимание эмоций, как особого типа знаний, было выдвинуто понятие «эмоциональныйа интеллект». Эмоционалаьно интелалектуальные люди способны хораошо влаадеть собаой и эффективно налаживатьа взаимодействие с окружающими. От поанимания эмоций и умения упаравлять ими во многом зависит успех в работе и счастье в личной жизни. Интеллеакта определяет степень мышлениая и память, а сознаниеа имеет спосоабность и видение к различенаию дуаховных свойств добра и зла. Дуаховное виадение основаано на высокой степаени эмоциоанальности и высоком уровне сознания. Может ли быть человек с высокой степенью эмоциональности и высокой степенью сознания. Развиатие эмоционального интаеллекта играет очень важнуюа роль в жизни челоавека, потому что у чеаловека с более высоким эмоционаальным интеллектаом есть преимущества в обществе, неажели у человека с низким эмоциональным интеллектом, потому что именно этот человек склонен к обидам, не поаниманию своих и чуажих эмоций, сосредаоточен только на себе, посатоянно спорит и не умеет салушать и слышать, плохо контролирует свои эмоции. В отлиачие от IQ, эмоционалаьнаый интеллекат возмоажно раазвивать в любой период савоей жизни. Работа над EQ – самый важный аспект саморазвития из всех доступных человеку. Что такое эмаоциональный интелалект? Какое значение имеет? Есть ли половые различия в выраженности эмоционалаьного интеллеката? Все эти вопросы мы проанализируем в данной исследовательской работе. 1. Эмоциональный интеллект: история, определение Термин «эмоциональныйа интеллект» появился в зарубежной психологии в конце ХХ в. Изначально под «эмоциональным интеллектом» понимали способности перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определятьа значение эмоций, их связи друаг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. За последние 14 лет зарубежными и отечественными психологами было проведено множество аисследований с целью проанализировать и доработать определения эмоционального интеллекта, создать наиболее полную модель данного конструкта, а также изучить возможности применения компонентов эмоционального интеллекта при создаании различных профилактических, коррекционных, реабилитационных программ. Дегтярев А.В. проводит краткий анализ развиатия понятия «эмоциональныйа интеллект» в зарубежной и отечаественной психолаогии с начала XX в. до настоящего враемени и показывает, насколькоа важным является дальнейшее изучение данногоа конструкта и его структуры как для научной, так и для практической областей психологииа [9]. Дарвин, основоположник теории эволюции, отметил это в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных». С точки зрения индивидуального развития эмоциональный интеллект также представляет большой интерес. В 1990 году американские психологи П. Саловей и Д. Маайер опубликовали статью «Эмоционаальный интеллекат», которая привлекла внимание многих психологов и дала тоалчок к изучению эмоционального интеллекта. А в 1995 году вышла научно-популярная книга Дэниэла Гоулмана, предназначенаная для широкой публики и популяризировавшая понятие. Учитывая тот афакт, что теория эмоциональногао интеллекта появилась как реакцияа на неспособность показателя коэффициента интеллекта (IаQ) и других траадиционных тестов интеллекта объяснить успешность человека в карьере, переоценить значение эмоционального интеллекта сложно. Здравый смысл и житаейский опыт это подтверждают. В Америке, например, даже есть поговорка: «интаеллект поможета тебе устроитьсяа на работу, а эмоциональный интеллект – построить карьеруа» [10]. Эмоциоанальный интеллаект чаще всего рассматривается как интеллектуальная способность, однако существуют представления о нем как о личностном свойстве или каак совокупности эмоциональных знаний, умений и навыков. Вопроса о прогностической способности эмоционального интеллекта по отношению к позитивным личностным и поведенческим особенностям находится на начальной стадииа изучения [4]. Также представляет собой вашу способность выявлять и понимать эмоции (как собственные, так и возникающие у других людей), вашу способность использовать понимание эамоций для управления своим поведением и отношениями с людьми. Эмоциональный интеллект является неким неуловимым, нематериальным элементом в каждом из нас. Именно он определяет, каким образом мы управляем своим поведением, выстраиваем линию поведения в сложных социальных ситуациях и принимаем личные решения, направленные на достижение позитивных результатов [16]. Г.Г. Гарскова, впервые употребивашая понятие «эмоциоанальный интеллект» в российской психологии, определяет его как «способностьа понимать отношения личностиа, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональнойа сферой на основе интеллектуальногоа анализаа и синтеза» [6]. Эмоциональный интеллект – это умение человека воспринимать собственные эмоции, которое в том числе влияет на способность работать в коллективе и улавлаивать настроения коллег [1]. Так, по мнеанию Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект – это «способность выработать для себя мотивацию и наастойчиво стремиться к достижению цели, несмотаря на провалы, сдерживать порывы и откладыватьа получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться» [7]. Выделяют два вида эмоциональногоа интеллекта: внутриличностныйа, т. е. такой, при котором способности (способность к пониманию и способность к управлению) направленыа внутрь, на самого себя, и межличностныйа, т. е. такой, при котором данные способности направлены на другого человекаа [11]. 2. Основные навыки эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект – фундаментальный аспект нашей связи с окружающим миром, который состоит из четырех основных постулатов. Так же их маожно разбить на две основные параы: одна образует внутриличностную компетентность, вторая – межличностную (социальную) компетентность [4,16]. Внутриличностнаяа компетентаностаь формируется за счет навыков самовосприятия и управленаия собой, которые концеантрируются преимаущественно на вас лично, а не на ваших взаимодействиях с другими людьми. Социальная компеатентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии) и управления отаношениями. Социальная компетентность представляет собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем чтобы улучшить качество ваших отнаошений и связей с ними. Самовосприятие. Это культивация навыка распознавать свои эмоции и узнавать, какую роль они играют в мыслях и поступках. Знание себя показывает уверенность в себе, а также то, что человек осведомлен о своих сильных и слабых сторонах. Управлеание собой. Этот навык включает в себя способность управлять природными импульсами, эмоциями и привычками. Если человек может контролировать себя –а он можете распоряжаться асвоими собственными эмоциями в эффективной и выгодной манере и умеет подстраиваться под обстоятельства, выпаадающие на его долю. Социальная восприимчивость. Этот навык означает умение понимать эмоции, переживания и нужды окружающих. Когда человек социально адаптирован, он чувствует себя легко в любой социальной ситуации, распознает сигналы эмоций и улавливает все тонкости и нюансы окружающей обстановки. Управление аотношениями. Когда человек владеете отношениями, то он может легко управлять и выстраивать сильные позитивные, выгодные отношения с людьми вокруг него. Он сможет стать лидером, вдохновителем и влиять на их жизни. Таким образом, эмоциональный интеллект влияет на: - успеваемость в школе и продуктивность на работе. Эмоциональный интеллект поможет вам сориентироваться в сложных социальных связях на рабочем месте, стать лидером и мотивировать других, преуспеть в карьере. Многие компании оценивают эмоциональный интеллект кандидатов на собеседовании, считая его не менее важной характеристикой, чем профессиональные компетенции; - физическое здоровье. Если вы не в состоянии управлять своими эмоциями, вы, вероятно, не умеете контролировать стресс. Это может привести к серь езным проблемам со здоровьем. Неконтролируемый стресс повышает давление, подавляет иммунную систему, повышает риск сердечаного приступа, способствует бесплодию и ускоряет старение; - психическоае состояние. Неконтролируемые эмоции и стресс влияют на психическое здоровье, что делает нас уязвимыми перед тревогой и депрессией. Если вы не управляете собственными эмоциями, вы не сможете выстроить прочные отношения. В итоге придет чувство одиночества и изоляции; - отношения. Понимая и управляя собственными эмоциями, вы научитесь выражать свое отношение к близким, аощущать окружающих. Это позволит более эффективно общаться и налаживать доверительные отношения [1]. Рассматривая понятие эмоционального интеллекта, Водянова О.А. пишет, что «...череза чувстваа человек познаета гораздо больше, чема через интеллект, чтобы понятьа смысл познаваемого, необходимоа эмоционально принять то, что мы познаем, что в своюа очередьа не исключает присутставия разумности» [5, с. 52]. Кромае этого, в основе биологическиха предпосаылок развития способноастей аЭИ лежат морфофункциональныеа и биохимическиеа различия структур головного мозга, касающиеся функциональной асимметрииа мозга и свойств темперамаента [3,8]. 3. Половые различия в выраженности эмоционального интеллекта Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это пониманиеа (эмпатическаяа экспрессия). На другом нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживаниая) и его способы эти эмоции ваыражать (эмоциональная экспрессия). Мы привыкли считать мужачин и женщин совершенно разными существами. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полова ученые склонны приписывать гораздо большее значение. У мужчин область эмоций обычно располагается в правом полушарии, что означает возможность ее функциоанирования в отрыве от других функций мозга. В исследовании Ю.В. Давыдовой выявлено, что эмоциональныйа интеллекта у девочек подростковогоа возраста вышеа, чем у мальчикова [17]. Причем исследования Александровой А. А. доказывают, что «...у подросткова 12-13 лет низкийа уровень эмоциональногоа интеллекта и высокийа уровень эмпатииа» [2, с. 618]. Покаазано такжае, что сущаествуют особенноасти в развитии эмоционаального интеллаекта у девочек и мальачиков в разные периоды онтогенеза. В частности, Е.И. Николаева выявила связь эмоционального интеллекта детей 7-8 лет с особенностями сенсомоторных предпочтений [15]. У женщин эмоции связаны с обширной областью обоих полушарий, и их функционирование может происходить одновременно с действием других функций. Женщина может испытывать эмоции, обсуждая вопрос, вызывающий эмоциональную реакцию, в то время как для мужчины такая ситуация маловероятна, или он просто откажется обсуждать этот вопрос. В исследованиях Кулганова В. А., Самуйловой Н. Н. [12, с. 127] у старшеклассникова было выявлено, что девушкиа пытаютсяа взятьа под контрольа свои собственные проявленияа агрессииа и чувствоа вины, что не характерноа для юношей. Согласно другим исследованиям, несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ, женщины обнаруживаюта более высокийа уровень по межличностныма показателям эмоциональногоа интеллекта (эмоциональностиа, межличностныма отношениям, социальнойа ответственности). У мужчин преобладают внутриличностныеа показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способностиа к управлениюа стрессом и адаптируемостьа. Как показывают исследования, мужчиныа не хужеа женщина способны определятьа чувстваа других и внутреннеа сопереживатьа им, но они заинтересованыа в том, что бы окружающиеа никак не заметили этого по их поведению. Что касаетсяа переживанияа и выражения собственныха эмоций, то по данныма исследованийа мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражаюта своиа эмоцииа с разной степеньюа интенсивности. Эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному. 4. Эмоциональный интеллект студентов медицинского вуза Система высшего образования призвана содействовать развитию способностей студентов в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении. Особое значение проблема развития эмоционального интеллекта приобретает в процессе подготовки студентов медицинских вузов, так как способность к пониманию эмоциональных состояний других людей, умение сопереживать и понимать эмоциональные состояния как больных, так и здоровых людей является важным показателями профессионализма специалиста-медика. Поэтому задачей медицинского вуза является создание не только оптимальных учебных условий, но и условий для эмоционального взаимодействия студентов в социокультурной среде вуза, способствующих развитию эмоционального интеллекта будущих медицинских работников. Существует и биологическое рассмотрение вопроса. Так, И.Н. Мырзамуратоваа обнаружилаа более высокийа уровень самоорганизацииа эмоциональногоа поведенияа у студентов с выраженными признаками алеволатеральнойа организацииа мозга по сравнениюа со студентамиа с аправополушарнойа аасимметриейа [14]. Изучение эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза особенно важно, так как данные показатели отражают не только характеристики личности, но и являются своеобразным индикатором для развития профессионально важных качеств будущих специалистов. Развитие эмоционального интеллекта как совокупности эмоциональных и социальных способностей открывает новые возможности для более эффективного взаимодействия в общении. аЭмоциональный аинтеллект являетсяа одним из регуляторова взаимоотношенийа междуа людьми, в том числе между врачами и пациентами, способствует восприятию и пониманиюа людьми друг друга, эмоциональных состоянийа и переживаний. Заключение Эмоциональныйа интеллекта – один из важнейшиха навыков для современногоа человека. Способностьа к пониманиюа эмоций другиха означает, что человек можета распознатьа эмоции, то есть установить сам наличия эмоциональногоа переживанияа у себя или у других человека; может идентифицироватьа эмоциюа, т. е. установитьа, какуюа именноа эмоцию испытываета он сам или другой человек, и найти для не е словесное выражение; понимает причины, вызвавшиеа данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способностьа к управлениюа эмоциямиа означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушатьа чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способностьа к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностнома и межличностнома эмоциональнома интеллекте. Данные о гендерныха различиях способностей эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путем воспитания. Литература 1. BBC News: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-40716336. – Что такое эмоциональныйа интеллекта и почему он так важена. – (Дата обращения: 29.05.2018). 2. Александрова, А. А. Гендерныйа аспект в изученииа эмоциональногоа интеллектаа у подростков / А. А. Александрова // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 617-622. 3. Боголепова, И.Н. Особенности цитоархитиктоникиа коры передней лимбическойа области и амигдалярныха ядер мозга мужчин и женщин / И.Н. Боголепова. – М.: Научный мир, 2014. – С. 465-472. 4. Бредберри, Т. Эмоциональныйа аинтеллекта 2.0 / Т. Бредберри, Д. Гривз: пер. с англ. П. Миронова. – 3-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 208 с. 5. Водянова, О. А. Эмоциональный интеллект – даньа модае или клюач к разгадке успеха? / О. Водяноваа // Консультанта. – 2011. – №17. – С. 51-53. 6. Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическуюа теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тезисы научно-практической конференции (г. Санкт-Петеарбург, 26-28 октября, 2011 г.) / Г.Г. Гарскова. –а СПб., 2011. – С. 25-26. 7. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: АСТ, 2008. – 478 с. а 8. Девойно, Л.В. Системные мозаговые механизмы нейромодуаляции : психоэмоциональный вклад / Л. В. Девойно // Бюл. СО РАМН. – 2014. – № 2 (112). – С. 90-97. а 9. Дегтярев, А.В. Эмоциональный интеллект: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] / Дегтярев А.В. // Психолого-педагогические исследования. – 2012. – № 2. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml. – (Дата обращения: 30.05.2018). 10. Журавлев, А.Л. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. аПроблема деятельностаи в отечественной психолоагии. Исследаование мышления и познавательаных процаессов. Творчесатво, спосаобности, одаренноасть / А. Л. Журавлев, И. А. Джидарьяна, В. А. аБарабанщиков, В. В. Селиванов, Д. В. Ушаков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 404 с. 11. Климакова, М.В. Связь компонентов эмоционального интеллекта и типа межличностного общения в ранней юности / М.В. Климакова // Молодаые ученые – столичаному образованию: материалы XV Городской научно-практической конфаеренции с международным участием, 21 апреля 2016 г. / М.В. Климаакова. – М., 2016. – С. 46-47. 12. Кулганов, В. А., Самуйлова Н. Н. Гендерные особенности управления эмоциями в юношеском возрасте / В. А. Кулганов, Н. Н. Саамуйлова // Здоровая личноасть: матаериалы международноай научно-практической конференции 21-22 июня 2013 года / В. А. Кулганов, Н. Н. Самуйлова – СПб., 2013. – 168 с. 13. Лайфхакер: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lifehacker.ru/emotional-intelligence. – Эмоциональный интеллект – ключ к успешному взаимодействию с другими людьми. – (Дата обращения: 28.05.2018). 14. Мырзамуратова, И. Н. Саморегуляция и эмоциональное неблагополучие у студентов с различными признаками латеральной организации мозга / И.Н. Мырзамуратова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2013. – 26 с. 15. Николаева, Е. И. Связь эмоционального интеллекта детей 7–8 лет с особенностями их сенсомоторных предпочтений / Е. И. Николаева, А. В. Добрин // Асимметрия. – 2013. – № 4. – С. 34-48. 16. Пси-фактор – Центр практичесакой психологии: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyfactor.org/news/emotional-intellect-3.htm. – Эмоциональный интеллект. Как его развить? – (Дата обращения: 30.05.2018). 17. Салогауб, Е.В. Эмоционаальный интеллект подраостков: современаное состояние проблемы [Электронный ресурс] / Е.В. Салогуб // Смальта: науч.-метод. журн. – 2014. – № 6. – Раежим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-podrostkov-sovremennoe-sostoyanie-problemy (Дата обращения: 29.05.2018). 14 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: