- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Способы сокрытия неправомерного завладения автомобилем без цели хищения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004120 |
Тема: | Способы сокрытия неправомерного завладения автомобилем без цели хищения |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ 6 1.1 Понятие и содержание криминалистической характеристики неправомерного завладения автомобилем без цели хищения 6 1.2 Способы сокрытия неправомерного завладения автомобилем без цели хищения 9 1.3 Личность преступника, совершающего неправомерное завладение автомобилем без цели хищения 14 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ 21 2.1 Особенности возбуждения уголовного дела по факту неправомерного завладения автомобилем без цели хищения 21 2.2 Типовые слeдственные cитуaции, вoзникающие на первоначальном этапе расследования неправомерного завладения автомобилем без цели хищения 24 2.3 Планирование первоначального этапа расследования неправомерного завладения автомобилем без цели хищения. 26 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ 30 3.1. Тактика осмотра места происшествия по делам о неправомерном завладении автомобилем без цели хищения 30 3.2 Тактика проведения допроса потерпевшего, свидетеля и подозреваемого при расследовании неправомерного завладения автомобилем без цели хищения 34 3.3 Тактика производства проверки показаний на месте по делам о неправомерном завладении автомобилем без цели хищения 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45 Приложение А 49 ВВЕДЕНИЕ Данная тема имеет актуальность в научном и практическом отношении, вызывающие до сих пор неоднозначные подходы к ее проблематике со стороны ученых и практиков. Актуальность темы в том, что количество преступлений против собственности, растет из года в год. Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения также подвержено такому росту. Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств. Это и высокая стоимость, и самоходность, что позволяет преступнику быстро скрываться с места преступления, и довольно высока ликвидность. Практика свидетельствует, что на момент возбуждения уголовного дела, когда местонахождение автомобиля не установлено, далеко не всегда возможно дать правильную квалификацию содеянного – кража или угон, поэтому представляется необходимым рассмотреть расследование неправомерного завладения автомобилем без цели хищения на первоначальном этапе. Теоретическая значимость исследования определяется возможностью пополнить арсенал криминалистических методов и средств борьбы с неправомерным завладением автомобилем без цели хищения или иных транспортных средств. Практическая значимость исследования заключается в повышении эффективности расследования неправомерного завладения автомобилем без цели хищения. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при расследовании неправомерного завладения автомобилем без цели хищения. Предметом исследования выступают закономерности совершения неправомерного завладения автомобилем без цели хищения и соответствующие закономерности их расследования. Целью исследования является разработка теоретических положений, практических мер по совершенствованию методики расследования неправомерного завладения автомобилем без цели хищения и рекомендаций по предупреждению неправомерным завладением автомобилем без цели хищения. Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе были сформулированы следующие задачи: 1. Провести анализ механизма совершения неправомерного завладения автомобилем без цели хищения или иных транспортных средств. 2. Дать характеристику лиц, совершающих неправомерное завладение автомобилем без цели хищения. 3. Раскрыть специфику возбуждения уголовных дел по данным категориям преступлений. 4. Определить алгоритм действий следователя на первоначальном этапе расследования в зависимости от складывающихся следственных ситуаций. 5. Установить тактические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании неправомерного завладения автомобилем без цели хищения. 6. Выявить и описать элементы криминалистической системы неправомерного завладения автомобилем (угона). Многие ученые видят в криминалистической характеристике систему сведений (данных) о преступлении, его элементах и т.п. Это самая распространенная на сегодняшний день точка зрения, которой придерживаются и некоторые из тех, кто первоначально видел криминалистическую характеристику как систему признаков преступления.1 В литературе высказаны и другие позиции, например, криминалистическую характеристику предлагается определять как информационную модель события преступления.2 При всем многообразии подходов к понятию криминалистической характеристики все авторы рассматривают ее как некую систему, призванную оказать помощь в познании и расследовании преступлений. Отдельные стороны проблемы состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты неправомерного завладения автомобилем без цели хищения разрабатывали такие ученые, как А.В. Арендаренко, М.М.Геловани, В.И. Егоров, В.М.Хомич, Т.М. Грекова и др. В работе используются работы ученых в сфере уголовного права, таких как А.Коробеев, А.С.Кузьмина, В.М.Лебедев, Б.Петухов и других, учебники уголовного права и комментарии законодательства. Методология и методика исследования. Уголовно-процессуальные, криминалистические и иные аспекты изучаемой проблемы анализировались с позиций общих положений философии и логики. В ходе проведенного исследования применялись методы научного познания: историко-генетический метод анализа, метод логического анализа, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический и системный. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство России, иные федеральные законы, межведомственные и ведомственные Нормативные акты, связанные с расследованием и раскрытием неправомерного завладения автомобилем без цели хищения или иных транспортных средств, статистические данные МВД Российской Федерации об угонах, статистические данные о состоянии и динамике неправомерного завладения автомобилем без цели хищения. Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют результаты изучения уголовных дел данного вида преступлений. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ 1.1 Понятие и содержание криминалистической характеристики неправомерного завладения автомобилем без цели хищения Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством (ст.166 УК РФ) – одно из наиболее распространенных преступлений, имеющих на протяжении ряда лет устойчивую тенденцию к росту на фоне низкого уровня их раскрываемости. Указанное обстоятельство требует разработки комплекса эффективных криминалистических рекомендаций по осуществлению уголовного преследования за эти преступления. Основу данной частной методики должна составить криминалистическая характеристика неправомерного завладения автомобилем без цели хищения. Однако понятие криминалистической характеристики до настоящего времени остается одним из наиболее спорных в криминалистике. Возникнув достаточно давно, оно многие годы вызывает многочисленные споры и научные дискуссии, неоднозначно, подчас весьма противоречиво трактуется различными учеными. По нашему мнению, правильное понимание сущности криминалистической характеристики возможно только путем установления связи между по?нятиями «преступ?ление», «криминалистическая характе?ристика», «окружающая среда». Всякое преступле?ние представляет собой обусловленну?ю специфической обстановко?й и отображающуюся в ней конс?труктивно устойчивую, повторяю?щуюся, внут?ренне согласованную систем?у, появление которой госуда?рство стремится предотвратить ?под угрозой уголовного наказания. ?Существование данной системы возможно т?олько в определенных условиях, обуслов?ленных окружающей обстановкой. Эта обс?тановка предопределяет функционир?ование системы преступления, влияет на ?ее отдельные элементы. С другой с?тороны, система преступления вза?имодействует с обстановкой и вле?чет за собой ее изменение, то есть появление определенных изменений материального мира - следов. С криминалистических позиций преступление - это общественно опа?сная, противоправная, сло?жная реальная система ?деятельности виновного, напр?авленная на удовлетворение его личных ?интересов. К числу обязате?льных элементов системы п?реступления относят предмет? и объект посягательств?а, физическую и психическу?ю деятельность ?субъекта, место, время и ?общественную опасность пося?гательства, факты-последств?ия деятельности субъекта. Описание всех элементов, образующих систему преступления, их взаимосвязей и закономерностей позволит получ?ить его криминалистическ?ую характеристику. Следовательно, в содержан?ии криминалистической характеристики неправомерног?о завладения автомобил?ем без цели хищения, на наш взгляд, следуе?т выделить следующие элемен?ты: Характеристика субъекта ?преступления, т.е. лица, не?правомерно завладевающего ав?томобилем. Для объективного и всестор?оннего судебного разбирательства н?еправомерного завладения автомо?билем без цели хищения должн?о быть четкое представление о личности прест?упника, поскольку ее свойства детерминирую?т систему действий по подгото?вке, совершению и сокрытию неправомер?ного завладения, то есть способ со?вершения преступления. Характерист?ика предмета преступления - транспортн?ого средства, которым завладевают? субъекты посягательства. Его определение дано в ?Правилах дорожного движения ?в РФ. В качестве предме?тов преступления рассматриваемой? категории выступают автомобили, принадл?ежащие различным собственникам?. Иногда преступники угоня?ют грузовые автомобили, необход?имые им для совершения и с?окрытия других преступлений и пер?евозки похищенных ценностей? или крупногабаритных предметов?. Обращает на себя внимание б?ольшой удельный вес неправомер?ного завладения автомоб?илем без цели хищения, прина?длежащих предприятиям, учрежден?иям и организациям. Об угоне ?таких автомобилей правоохран?ительным органам становится? известно. Как правило, поз?днее, чем об угоне личных автомобилей?. Это связано с низким уровнем контроля за их эксплуатац?ией и сохранностью. Как водители т?ак и руководители предприяти?й зачастую подолгу не сообщают ?в ОВД об угоне, надеясь, что? автомобиль найдется. В?ладельцы автомобиле?й, находящихся в личном по?льзовании, как правило?, быстрее принимают меры для? розыска угнанных автомобилей?. Выявления способа, кото?рым воспользовался прест?упник, позволяет выдвинуть версии как о цели с?овершения преступления, так и о личнос?ти самого преступника, что им?еет большое значение, особе?нно по неочевидным преступления?м. Кроме того, установле?ние способа совершения престу?пления позволит принять ?обоснованное решение о нап?равлении расследования, а ?также будет способствовать э?ффективности профилактической работы. Не малую роль имеет решение вопроса о значении криминалистической характеристики. Бесспорно, данное понятие имеет значение для решения задач расследования преступления. Например, значение криминалистической характеристики преступления В.Г. Танасевич и В.А. Образцов видели в том, что она позволяет3: * разработать круг обстоятельств, имеющих значение для дела; * определить, какие вопросы и в какой последовательности должны быть решены для раскрытия преступления и точной квалификации содеянного; * выявить взаимосвязь отдельных обстоятельств или возможность установления одних ранее других; * определить вероятность потери информации в случае промедления в её получении; * выявить доказательства в той среде, где они находятся. Разделяя данные позиции разных ученых, мы полагаем, что значение криминалистической характеристики состоит также в том, чтобы описать преступное явление, позволить изучить реальное явление и выявить в нем признаки, позволяющие определить, является ли оно преступным и разработать типовую программу расследования указанных преступлений. 1.2 Способы сокрытия неправомерного завладения автомобилем без цели хищения Способы неправомерного завладения автомобилем без цели хищения имеют чаще всего полную структуру (приготовление - совершение - сокрытие). Для этих пре?ступлений характер?на тщательная? подготовка, которая проявляется зачастую в выборе: - будущего потерпевшего путем изучения его образа жизни, связей; - мест парковки транспортного средства и имеющейся на нем противоугонной системы; - места, времени и способа проникновения в салон (при насильственном захвате); - орудий и средств преступления. Например, для преодолен?ия запирающих устройств в гараже или автомобиле подготавливаются наборы о?тмычек, ?современный портативный инструмент (н?апример, ? гидравлические ножницы, паяльно-сварочный карандаш типа "Оксал" и т.д.), а для противоугонных систем - радиосканеры, изготавливаются слепки со штатных ключей и т.д. Подготовка неправомерного завладения автомобилем без цели хищения может сов?падать с его сокрыти?ем. Наприме?р, снятие в ?аренду гаража-отстойни?ка недалек?о от места за?хвата транспортного средства, где автомобиль подве?ргается перекраске, пер?еделке или р?азбирается на запча?сти. В тех сл?учаях, когда сок?рытие преступ?ления носило самостоятельный характер, типичными ?его приемам?и являлись: выезд (yход) преступника из населенного пункта, где было с?овершено преступление; уничтожение орудий и следов преступле?ния; укрытие орудий совершения преступления; быстрый сбыт похищенн?ого или его укрытие; выбрасывание похищенного имущества при возникновении опасности раз??облачения; дача ложных показаний, отказ от дачи показаний; воздействие на очевидцев, свидетелей, потерпевших с целью дачи ими ложных показаний или отказа от дачи показаний и т.д. Распространен сбыт похищ?енного через посредников сразу после совершения преступления. Для практической де?ятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию краж ч?ужого имущества представляет интерес следующая информация. «Примерно 14% ?краж ав?томашин совер?шается по предварительному сговору с по?купателем, имеющим старый или побывавший в аварии автомобиль»4. В та?ких случаях похищается автомобиль определенной модификации и цв?ета, на ?котором перебиваются ил?и перевариваются номера ?агрегатов в соответстви?и с и?меющимися у покупателя документами. При этом со старой автомашин ? вырезается панель ?воздухо?провода или е?е ча?сть с номером кузова, которая ?вваривается в похище ?нную машину. Номер д ?вигателя стирается (шлифуетс?я, запиливается, заваривается), на его место набивается новый. В целях сокрытия прес?упления автома?шина перегоняет?ся в заранее приготовленный гараж, ремон?тную мастерскую, иное? приспособленное для этого помещение. Каждая пятая кража автомаш?ин ?совершается с целью полного демонта?жа и реализации запасных часте?й. Автомашины перегоняются на? небольшое расстояние в заранее? подготовленный гараж, р?емонтную мастерскую, на платную ?автостоянку, территорию предпр?иятия, определенный участок ?местности, где их разбирают ил?и изменяют внешний вид некотор?ых деталей, что позволяе?т скрыть совершенное преступ?ление. За последние годы из?менилась структура мест сбы?та краденого. Если несколько? лет на воры сами сбывали по?хищенное или через своих з?накомых, случайных лиц, то в ?настоящее время в связи с изменения?ми форм торговли похищенное в больш?инстве случаев реализуется посредн?иками. Более половины незаконно изъя?того автотранспорта реализуетс?я и используется на территории тех ре?гионов Российской Федерации, где он?и были похищены5. Следует име?ть в виду, что похищенные автом?обили не только перегоняются, но и ?перевозятся по железной дороге, ? водным, автомобильным транспорто?м (в том числе, в автофургонах?). В отдельных случаях в этих целях испол?ьзуются и самолеты. В качестве канала ?сбыта, а равно легализации п?охищенной автомашины, преступник?и нередко используют коммерческие о?рганизации, в том числе имеющие пра?во на ?проведение сделок купли-продажи автотранспорта. Реализация транспорта осуществляется, как с ведома руководителей таких коммерческих структур, так и без него?, поскольку такого рода организации, преследуя цель получения дополнительной прибыли? с продажи?, не заинтересованы в документальн?ой проверке оформляемого трансп?орта. Имеют место случаи, когда от имени ком?мерческого предприятия (ЧП, ТОО, АО и др. ?) составляются различные фиктивные документы: акты передачи основных средств, р?ешения общих собран коллективов, пр?иказы и т.п., на основании которых транспортные средства «передаются» лицам, в действительности купи?вшим их у п?реступников за немалые деньги. Похищенные автомашины формально закрепляю?тся за указанными в приемосдаточных ак?тах грузополучателями (коммерческими органи?зациями), а фактически используются как личные транспортные средства. Крупней?шие страховые компании страны, кот?орые держат более 50% рынка КАСКО, подгото?вили список самых угоняемых авто?мобилей России в 2016 году. Оказалось, что наиб?ольшей популярностью у воров пользуются машины японс?ких и корейских брендов. Больше всего привлекает угонщиков кроссовер Mazda CX-5, бизнес-седан Toyota Camry, а также "бюджетники" Hyundai Solaris и Kia Rio. Среди автомобилей пре?миум-класса преступники нередко посягают на внедорожники Toy?ota La?nd Cr?uiser 200, Range Rov?er, L?and Ro?ver D?iscovery, Infiniti QX80, QX70 и QX50, а также Lexus GX и Merc?edes S-Class6. Теперь посмот?рим как распределяется спрос на марки автомобилей. На первом месте традиционно, находится LADA. Этот бренд на протяжении долгих лет оставался лидером по продажам, поэтому подавляющее большинство маш??ин в л?егковом автопарке России - это Жигули. Второе место традиционно уже несколько лет занимает то?йота, а вот на третьем месте теперь находится бренд Хе?ндэ. Эта марка сменала М?азду, которая ранее несколько лет подряд находилась в тройке лидеров. Модели. Топ 15. Какие же модели иномарок самые угоняемые ? В этом году Первые два места занимают корейцы - Сол?ярис и Р?ио, сместив попу?лярный фокус и камри на 3 и 4 места соответственно. Почему же эти корейские модели стали так популярны у угонщиков? Конеч?но же в силу их популярности, эти модели занимают ключевые места по продажам на протяжении нескольких лет. На вторичном рынке - их легко реализовать. Еще одним факт?ором высокого спроса угонщиков является слабая защищенност?ь, штатные охранные системы на этих машинах обходятся легко, а допол?нительные, которые чаще всего устанавливают?ся в обязательном порядке у дилеров, обладают низкой степенью защиты , и не оставляют влад?ельцам шанса сохранить свой автомобиль. Кроме того, в отде?льные рейтинги страховщиков вошли недорогие модели В- и С-классов. Например, в некоторых топ-10 попали Rena?ult Duster, La?da ?Granta, Ford Fo?cus и Kia ?cee’d. Лидерами с наибольшей частотой неправомерного завладения автомобилем без цели хищения оказались: Санкт-Петербург (0,27%), Кемерово (0,24%) и Москва (0,22%), М?урманск - 0,22%, Новосибирск - 0,20%, Владивосток и Оренбург - по 0,19%, Новгород - 0,18%, С?амара - 0,11% и Белгород - 0,07%.7 Анализ мест сов?ершения описываемых преступлений показывает, что хищения автомобилей совершаются везде, но чаще всего в местах скопления автотранспорта (?стоянки возле концертных залов, го?стиниц, рынков), по? месту жительства и работы потерпевшего. Способы неправомер?ного завладения автомобилем без цели хищения имеют чаще всего полную структуру (приготовление - совершение - сокрытие). Для этих преступл?ений характерна тщательная под?готовка (52%), которая проявляется зачастую в выборе: - будущего поте?рпевшего путем изучения его образа жи?зни, связей; - мест парк?овки транспортного средства и име?ющейся на нем противоугонной системы; - места, време?ни и способа проникновения в салон (при насильств?енном захвате); - орудий и средст?в преступления. Например, для преод?оления запирающих устройств в гараже или автомобиле подготавливаются наборы отмычек, совр?еменный портативный инструмент, а для противоугонных систем - радиос?канеры, изготавливаются слепки со штатных клю?чей, гибких металлических лент (линейка); проволочных крючков, специальных отмычек14. 1.3 Личность преступника, совершающего неправомерное завладение автомобилем без цели хищения Вопросы изуче?ния личности прес?тупника имеют в значение. Это объясня?ется тем, что личн?ость преступника нео?тделима от самой преступн?ости: ее причин, путей и сре?дств предупр?еждения прес?туплений. Посягательства на транспо?ртные средства с уче?том специфики предмета преступ?ления совершаются лица?ми, имеющими возр?астные и професси?ональные особенн?ости, определенный соци?альный уровень и другие криминол?огические признаки. Хар?актеристику личности угонщика образует совокупн?ость ее признаков и свойств, кото?рые так или иначе связаны с данн?ым пр?еступным поведением. Одно из отличительных качеств преступника представляет собой устойчивость антиоб?щественной на?правленности его поведе?ния, взглядов, навыков, привыч?ек, прояв?ляющихся наиболее акти?вно в повторном совершении престу?пления. Показателем такой устойчивости выступает количество совершенных ранее этим л?ицом о?бщественно опа?сных деяний8. Личность преступника, социальный тип, который по своим характерным признакам вы?деляет ее из общей мас?сы людей, неоднор?одны. Это проявляе?тся как в инди?видуально-психолог?ических качествах конкретны?х людей, совершивш?их преступления, так и в сам?ом преступном поведении. Среди общенаучных методов познания человека и его деятельности особое место занимает такой метод, как типологизация. Под ней обычно понимают уме?ние находить, вы?делять в окружаю?щем типичное, повторяюще?еся, а затем адекватно уви?денному его класси?фицировать. Вариантов типологии может быть пред?ложено множество, и это зависит от основ?аний дифференциации и целей проведения научного исследования. Анал?из черт личности уг?онщика автомототранспортных средств в целом и его кр?иминологическая характеристика позволяют выделить также определенные типы (катего?рии) таких преступников внутри рассматриваемо?го конт?ингента путем диф?ференциации степен?и и харак?тера ее антиобщественной направленности и установки на противоправную деятельность . В основу отнесения лиц, совершающих неправо мерное завладение транспортн?ым средством, к той или иной типологической группе может бы?ть положена установка личности на дости?жение тех или ?иных целей и применяемых для этого ?методов . В п?ервой типологической группе преступников следует выделить лиц, совершивших угоны в р?езультате сложившейся криминогенной ситуации («ситуативн?ые угонщики»), но не ?имеющих стойкой антиобщественной установки. Так?ие лица соверш?ают угоны ?главным образом из-за легкомыс?ленного отношения к чуж?ому имуществу, прене?брежения к закону, желан?ия удовлетвори?ть свою прихоть. Угонщики рассматриваемой категории, как правило, трудоустроены, положительно характеризуются по месту жительства, материально обеспечены. Обычно их действия ограничиваются совершением одного угона. Ко второму типу преступников можно отнести лиц с четко выраженной антиобщественной установ?кой, сознат?ельно допуск?ающих возможность совершения преступлен?ия в целях получ?ения личных мат?ериальных выгод. Такие лица характер?изуются опред?еленной нравственной деградацией. Поскольку индивидуальные запросы (стремление иметь личный автотранспорт, вести преус?певающий образ жизни) он?и не в сост?оянии удовлетво?рить за счет собстве?нного труда, ал?чность и корысть тол?кают их на совершен?ие преступлений. Угонщи?ки этого ти?па, как прав?ило, готовятся к совершению преступления, подбирают транспо?ртное средс?тво, но могут совер?шить пр?еступление и без по?дготовки, при нали?чии благоприятной ситуации. Они обл?адают определенн?ыми прест?упными навы?ками, имеют прямые или кос?венные связи с прест?упным миром, мн?огие пр?ивлекались к уголовной ответственности. Угнанный ими транспорт используется для продажи узлов и деталей, в результате таких действий угон зачастую перерастает в кражу. Третий тип - это лица с прочными антиобщественными взглядами и активной установкой на противоправную деятельность. Наиболее характерной чертой этого типа преступников является стремление к паразитическому образу жизни и удовлетворению своих потребностей преступным путем. Для со?вершения прест?уплений они, как пр?авило, объединяются в хорош?о организованные группы, распределяют между собой рол?и, тщательно готовятся ?к преступлению. Представители этого типа, как пра?вило, имеют связи в сфере эксплуатации, ремонта и торговли авто?транспортом, а также с преступными организов?анными группами. Большая часть та?ких преступни?ков были судимы, в том? числе и за хи?щения автотранспорта. К четвертой типологи?ческой группе можно отнести лиц, осужденных за совершен?ие угона, для кот?орых характерна склонн?ость к примен?ению насилия для достиже?ния своих преступн?ых целей. В подав?ляющем большинстве случаев эти цел?и являются корыс?тными. В основе типологии здесь лежит прене?брежение к пр?аву граждан на ?личную неп?рикоснове?ность. К пятой типологической группе относятся лица, ведущие паразитический образ жизни, склонные к пьянству. В от?личие от корыст?ного типа личности, у лиц д?анной категории накопи?тельство ценнос?тей добытых преступным путем, как пра?вило, отсутствует, уг?нанное трансп?ортное средство реализуетс?я, деньги тратятся на спиртн?ое. К шестому типу относят преступников романтического характера, мотивом совершения ими данного преступления является стремление к красивой жизни, возни?кающее или усиливающееся, на?пример, от просмотра видеофильмов, в которых п?оказана жизнь людей вне закона, существующих за сче?т совершения пр?еступлений, либо от про?чтения книг аналогич?ного содержания, выбор которых в настоящее время весьма широк. Идеалом их является полная матери?альная обеспеченность, возможность распоряжаться значительными средствами, и?меть в собствен?ности автомобиль прест?ижной марки и др. Применение наси?лия при совершении угонов в данн?ом сл?учае воспринимается не как цель, а как средство для достижения цели. Постоянный риск ас?социируется у таких лиц с подви?гом. Роман?тическое идеализи?рование преступной жиз?ни характерно для несовершеннол?етних и молодежи до 20 лет9. Социа?льное положение и род занятий лиц, совершающих неправомерно завладение транспортными средствами, так же представляют научно – практи?ч?еский интерес. Да?нные, которые были получены в ходе проведенного исследования, позвол?яют сделать вывод, что: доля раб?очих состав?ляет – 29,9%; учащи?еся – 18,7%, студенты – 3,7%, лица без постоянного источника дохода – 47,8%10. Ана?лиз ста?тистики п?оказывает, что основную долю составляют лица, которые ничем не заняты, не работаю?т и не учатся. Отсюда? следует, что одни?м из напр?авлений деятель?ности органов внутренних дел по борьбе с указанными посягательствами является усиление конт?рол?я за такими л?ицами со стороны участковых инспе?кторов милиции. ? Среди учащихся более половины это учащиеся профте?хучилищ и колледжей. Не яв?ляется? секретом то, что в ПТУ о?бучаются преимущес?твенно «трудные подрост?ки», которые по тем или и?ным причи?нам не прин?яли в 10-11 классы, либо? они? сами уходят, н?е справившись с ?программой ш?колы. Одни?м из отличительных качеств преступника является устойчивость его антиобщ?ественной на?правлен?ности поведения, взглядов, навыков, п?ривычек, проявляющихся наиболее активно в повторном совершении преступления. Показа?телем такой устойчивости выступает количество совер?шенных ранее эти?м лицом общественно опасных де?яний. И чем больше преступлений соверш?ено субъектом, то те?м больше при прочих равных условиях выше стойкость антиобщественной направленности его личности, а, следовательно, и ее об?щественная опасность. Ср?еди лиц осужденных за угон достаточно велик уровень рецидива. Из числа лиц, совершивших неправомерное завладение транспортным средством, ?ранее судимы были – 44,7%. Личность преступ?ника, ее социальный тип, который по своим характерным признакам в?ыделяется из общей массы ?лю?дей, «внутри себя » не однороден. Такая неоднор?одность проявляется в индивидуально психологических качест?вах конкретных людей совершивших преступления и в самом пр?еступном поведении. Фо?рмирование определенного типа личности преступника происходит на фоне взаи?модействия трех основных факторов: макросреды, м?икросреды, самой личности и во многом зависит от степени и интенс?ивности их криминогенного и антикриминоге?нного взаимовл?ияния лица, угоняю?щего транспортное средство, относящегося к категории традиционных преступников. В зависимости от степени выраженности криминогенных искажений личности можно выделить следующие группы угонщиков . Тип первый - лица из числа малолетних и несовершеннолетних, без постоянного места жительства и работы, которые угоняют машину крайне редко, а в основном крадут находящиеся в ней вещи: магнитолу, динамики, личные вещи водителя. Втор?ой тип (самый многочис?ленный) - это профессионалы, зарабатыва?ющие на свое су?ществование угонами. Как и в любом ремесле, уровень квал?ификации у них может сильно различаться: один едва справляется с простой сигнализацией и потому выбирает себе машины вообще без электр?онных защитн?х устройств, другой способен «разоружить» достат?очно сложную систему и является мастером? своего дела. Проф?ессионалы второго типа не угоняют машину наспех, непроду?манно. Их интересуют автомо?били новые и пользующиеся спросом? у криминалитета. Третий тип угонщи?ков - малочисленный, но зато наиболее опасный. Эти люди работают на заказ. Им нужна машина определенной марки, года выпуска и цвета. Так?ие «специалист?ы» обычно не просто обладают высочайшей квалификацией, но и осущ?ествляют задуманное, как правило, целыми бригада?ми, с четким разделен?ием обязанностей: одни? изучают привычки автовладел?ьца, определяют заранее, какими устр?ойствами противоугонной защиты он пользуется, другие сни?мают механические устройства, об?ласть третьих - электроника. Применяются? любые средства, вплоть до изготовления п?оддельных документов на машину или аренды эвакуаторов у ?соответствующих служб. Разг?раничение угонщиков на различны?е группы н?осит условный характер, а те или иные признаки могут принадлежать любому указанному типу, особенно на стадии перехода из одной группы в другую. Тем не менее приведенная типология включает основные группы лиц, посягающие на автотранспорт, что имеет определенное теоретическое и практическое значение. Типологизация лиц, совершающих неправомерные завладения автомототранспортом, необходима для того, чтобы: во-первых, составить типологический пор?трет совр?еменного угонщика; во-?вторых, разработать и осуществить к?омплекс меропри?ятий, направлен?ных на выявление лиц, кото?рые в силу образа жизни, материа?льного положения, взгл?ядов, нравственно-психологических черт личнос?ти склонны к за?нятию указанным видом преступной деятельно?сти, в целях осуществления с ними индивидуальной профилактической работы. Таким образом, на основании изложенного делается вывод, что совершение угон?ов детер?минируют следующие особенности личности низкий уровень образ?ованности и общей культур?ы, ограниченность и упрощенность интересов, склон?ность к бесц?ельному времяпрепровождению, сопровождающему употре?блением алкоголя, пренебрежение к неприкос?новенности права собственности, отсутствие чувства страха перед возможной реальной уго?ловной и другой социа?льной ответственностью, отсутствие прочных семейных связей. В с?вязи с тем, что типичного угонщика можно охарактеризовать как молодежного, маргинального, неустойчивого прест?упника, предуп?реждение угонов может рассматриваться не только как отно?сительно самостоятельное направление профилактической деятельности, но и как обязательная составляющая профилактики преступности, маргинальной преступности. 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ 2.1 Особенности возбуждения уголовного дела по факту неправомерного завладения автомобилем без цели хищения Принятие законных и обоснованных решений на первоначальном этапе работы по сообщен?иям и заявлениям о преступлениях во многом зависит от качества проведения предварительной проверки материалов, своевременности и эффективности опер?ативно-розыскных мероприятий, неотложных следственных действий (осмотр места происшествия, места об?наружения транспортног?о средства и самого трансп?ортного средства), правильной квалификации содеянного. Предв?арительная проверка первичных материалов об неправомерном завладении автом?обилем без цели хищения проводится д?о возбуждения уголовного дела в случае возникновения необходимости проведения такой проверки. В рамка?х первоначального этапа расследования предварительную проверку материалов о преступле?нии надлежит рассмат?ривать как его автономную стадию, поскольку в процессе ее прове?дения решаются задачи не только общие для всего этапа, но и особые, присущие лишь ей. В кримин?алист?ической литературе перво?начальные действия следователя характеризуются как действия, которыми целесообразно начинать проверки общих вер?сий о событ?ии преступления, выдви?нутых следователями на основании дан?ных, имевшихся к моменту возб?уждения уголовного дела, уяснен?ия фактов, подлеж?ащих исследованию, безотлагате?льного соби?рания и зак?репления дока?зательств, установления, розы?ска и задержания ли?ца, заподозренного в совершении преступления «по горячим следам», обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.11 Пред?ставляется, что предварительную проверку материалов о преступлении можно определить как деяте?льность упр?авомоченного лица, направле?нную на установление поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, а также признаков, ук?азывающих на возможное со?вершение преступл?ения при тех или иных обстоятельствах, что в своей совокупности позволяет принять одно из трех решений, пред?усмотренных законом: это решения о возбуждении? уголовного дела, о передаче заявления или сообщения по подследственно?сти или подсудности. Примените?льно к неправомерному завладению автомобилем без цели хищения, предварительная проверка материалов заключается в осуществлении деятельности управомоченных законом лиц и мо?жет быт....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: