VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Способы преодоления манипулятивного воздействия в процессе муниципального управления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002082
Тема: Способы преодоления манипулятивного воздействия в процессе муниципального управления
Содержание
Способы преодоления манипулятивного воздействия  в процессе  муниципального управления

(на предзащите обратите внимание комиссии, что тема скорректирована)
     Введение
      Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения манипулятивных технологий   управления
1.1 Манипуляция как особый вид технологии управления: сущность, средства и этапы развития  
1.2 Манипулятивные инструменты  информационных войн.(перенос 2.2.)
     1.3 Манипуляция общественным мнением
     Выводы по первой главе
     Глава 2. Манипулирование  в системе муниципального управления
     2.1 Предпосылки и условия использования манипуляций в муниципальном управлении. 
      2.2    Виды  манипулятивных технологий, используемых в муниципальном управлении.
     Выводы по второй главе
Глава 3.    ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ  МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ   В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ  

3.1.   АНАЛИЗ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ПРОЦЕССЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ  
     3.2.  Рекомендации по нейтрализации манипулятивного воздействия 
     Выводы по третьей главе 
     Заключение (собирать  по выводам по главам и дополнить в соответствии с задачами диссертации)
     Список литературы.
     

Введение
     
     Актуальность проблемы и темы исследования. 
     Российская практика муниципального управления  свидетельствует о том, что в данной сфере существует немало проблем,  которые связаны с использованием технологий, основанных на механизмах манипулирования. Это препятствует включению в сферу управления коллективного разума, развитию институтов гражданского общества и усугубляет системный кризис власти.
     Разрабатываемые федеральным центром эффективные социальные технологии управления на местах зачастую деформируются. В результате складывается такой политический режим, который имеет в своей основе стремление к удержанию власти, что предполагает сознательное сдерживание неугодных для властей гражданских инициатив, а иногда и полное их исключение. Осуществляется это через вывод политики из сферы публичности, ограничение определенных свобод и через прямое манипулирование общественным мнением. В связи с этим в мире политическая система России  нередко характеризуется как «управляемая», или «манипулятивная» демократия. 
     Широкомасштабное использование манипулятивных технологий, сознательная установка власти на сокрытие мотивов своей деятельности и манипулирование населением с помощью СМИ могут привести к таким негативным последствиям как рост социальной напряженности, углубление недоверия граждан к органам власти и безразличия к их деятельности.
     В последнее время к манипулированию массовым сознанием значительно усилилось стремление  и органов местного самоуправления, так как необходимость действовать в соответствии с общественными интересами и нравственными нормами вызывает порой у исполнительной и представительной власти  некоторые затруднения.  Причиной использования манипулятивного управления является то, что в настоящее время местная власть фактически является не органом самоуправления, а обычным подразделением (филиалом) районной администрации. Это происходит потому, что формируется стереотип управленческого мышления, что высшие органы управления способны  управлять более эффективно.   Поэтому органы местного самоуправления зачастую действительно  ориентируются на указания сверху, на инструкции вышестоящих органов, а не на потребности и интересы населения территориального образования. 
     Функционирование массового сознания – общественного мнения, как социального явления означает, что оно действует в качестве «социальной власти», т.е. власти, наделенной волей и способностью подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия.
     Массовое сознание сегодня играет особую роль в социальном управлении. И мэры городов, и главы районных администраций стремятся использовать его силу и возможности в своей деятельности. В опоре на массовое сознание многие из них видят путь к эффективному муниципальному управлению. Однако взаимодействие органов местного самоуправления с массовым сознанием «на глазок», игнорирование системного подхода к формированию и ориентации массового сознания с привлечением различных институтов неизбежно приводит к серьезным политическим, социально-экономическим издержкам, оказывает отрицательное влияние на общественный климат и на социальное самочувствие людей. 
     Таким образом, перечисленные противоречия определяют актуальность исследования на социально-политическом уровне.
     В научной литературе вопросы  местного самоуправления представлены достаточно полно, однако проблема манипулирования массовым сознанием в  системе муниципального управления   рассмотрена недостаточно. Вместе с тем    манипуляции массовым сознанием были описаны еще в работах Н.Макиавелли,  а в начале ХХ века  эта проблема была  поставлена  и глубоко разработана на междисциплинарном уровне. Первые капитальные труды принадлежат французскому психологу, социологу и историку Г. Лебону, а также  его соотечественнику Г. Тарду. Существенный вклад в дискуссию о манипуляции внесли и российские ученые, однако   проблема ими   рассматривается, в основном, на  примерах мирового исторического процесса, либо  на  уроках  государственного масштаба. Манипулятивный аспект муниципального уровня управления    остается слабо исследованным,  специфика его проявления и последствия изучены недостаточно, что подчеркивает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.  
     Цель диссертационной работы заключается в определении видов   манипулятивных технологий муниципального управления  и способов их преодоления.
     Задачи:
     1. Провести научный анализ понятия манипуляции   и  выявить ее сущность  как   вида технологии управления.
     2. Проанализировать  цели, виды, способы   технологий манипулятивного управления на муниципальном уровне.
     3. Провести эмпирическое исследование   по использованию манипулятивных технологий в муниципальном управлении.    
     4. Предложить систему способов противодействия  дезорганизующимманипулятивным воздействиям.

     Объект  исследования: процесс манипулятивного муниципального управления. 
     Предмет исследования: способы преодоления манипуляций в муниципальном управлении.
     
     
     
     Теоретико-методологической базой  исследования послужили теории и концепции, изучающие и описывающие манипулирование массовым сознанием и поведением.
     - концепция манипуляции   общественным сознанием как технологии господства, приводящей к уязвимости   сознания, смене культуры, мышления и языка, угрожающих   выбору исторической судьбы народа (С. Кара–Мурза);
     - концепция манипуляции общественным сознанием через СМИ  как инструмента идейно-политического воздействия на массы со стороны правящих монополистических сил и институтов политической власти  (С. Багдикян);
     - технологии  идеологизации журналистики и их влияние на мировые политические процессы (Г. Шиллер);
     - междисциплинарная концепция психологического воздействия на личность (Е.Л. Доценко).
     Фамилию надо давать с именем и отчеством
     Исследование проведено с опорой на законодательные акты РФ, регулирующие деятельность государственной и муниципальной службы.
     Научная новизна: 
     1.Уточнено понятие манипуляции применительно к процессу муниципального управления и выявлены его существенные признаки:   объектная позиция воздействия по отношению к людям,  скрытый характер,  иррациональные способы достижения целей,  канализация   информационно-коммуникативного процесса воздействия на общественное мнение.      
     2.  Определены типы   технологий манипулирования:  
    -  по уровню управления (технологии манипулирования на федеральном, региональном, местном уровнях власти, а также на организационном уровне);
    - по источникам и причинам манипуляций (технологии воздействия, вызванные с несовпадением интересов, потребностью во власти, авторитете);
       - по использованию компромисса (усиление  информирования с помощью телекоммуникационных систем и использование их в качестве инструмента управления);
    - по коммуникативной направленности  («манипуляции сверху», «манипуляции снизу», двойное манипулирование);
    -  по предметной сфере (экономические, политические, бюрократические, идеологические, психологические технологии манипуляции);
    - по типу  информационного воздействия (умолчание, перестановка и фрагментация информации, дезинформация; категоризация, убеждение, нейролингвистическое программирование; использование стереотипов, наклеивание ярлыков, повтор информации, утверждение, осмеяние);
    - по использованию  социологических данных (технологии манипулирования опросами общественного мнения и рейтингами).
     3. Уточнено содержание манипулятивной технологии управления на муниципальном уровне, представляющей собой совокупность деструктивных способов и механизмов регулирования, контроля и управления, осуществляемых местными властями скрыто, в своих корыстных интересах, при активном использовании уловок, обмана, а также СМИ как инструмента воздействия на объект (население муниципального образования) в интересах определенного субъекта (персона, представляющая власть).
     4. Выявлены    манипулятивные технологии, используемые в муниципальном управлении:
* осуществляемые через все виды подконтрольных власти СМИ, 
* осуществляемые в ходе социологических опросов общественного мнения и интерпретации их результатов, 
* реализуемые  в процессе  нормотворчества при создании локальных нормативных актов, 
* используемые при проявлении    гражданской и социальной активности местного населения.
     5. Определены основные этапы преодоления манипулятивного воздействия:
* - своевременное обнаружение факта манипулятивного воздействия и его направленности;
* - прогноз вероятной цели и последствий воздействия (изменение поведения, взглядов, оценок, возможный ущерб адресату, мишени и т.п.);
* - формирование адекватной ответной реакции, собственного поведения в ситуации манипулятивного воздействия.
     

Теоретическая значимость работы:
1. Проведена классификация подходов к изучению манипулятивного управления (социокультурный, психологический, эволюционный, рационалистический).
2. Определено влияние манипулятивного управления на общество и личность, носящее деструктивный, разрушающий характер.


Практическая значимость работы:
     
1. Установлено  присутствие  манипулятивных технологий в процессе муниципального управление и отношение к ним муниципальных служащих.
     2. Предложены способы защиты населения от манипулятивных воздействий: информатизация муниципального управления и трансформация объекта управления (местного населения) в равноправный субъект управленческих отношений на муниципальном уровне на основе принципа консолидации местного сообщества и власти. 
     Рекомендуется чаще применять как наиболее эффективные следующие способы:
     - открытое объявление о недопустимости использования манипуляций (обычно накануне дискуссии, полемики или спора стороны открыто договариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам);
     - разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути (особенно эффективно, если удается не только назвать используемую уловку «по имени», но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);
     - повторное напоминание о недопустимости использования уловок;
     - «информационный диалог» (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания или объяснения). Если партнер изменяет давление, вызывая вас к сопротивлению, нужно стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия;
     - «конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);
     - «цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение).
     - «уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительного результата).



Положения, выносимые на защиту:
1. Манипулятивная технология управления на муниципальном уровне  представляет собой  совокупность деструктивных способов и механизмов регулирования, контроля и управления, осуществляемых местными властями скрыто, в своих корыстных интересах, при активном использовании уловок, обмана, а также СМИ как инструмента воздействия на объект (население муниципального образования) в интересах определенного субъекта (персона, представляющая власть).
2. Манипулятивное управление имеет  деструктивный характер, наносит ущерб государству и обществу и составляет угрозу информационно-психологической безопасности личности.
3. В условиях муниципального уровня управления основными способами преодоления манипуляции являются  информатизация муниципального управления и трансформация объекта управления (местного населения) в равноправный субъект управленческих отношений на муниципальном уровне на основе принципа консолидации местного сообщества и власти. 

Методы исследования:
       В работе применялись    общенаучные методы  широко исторического и логического анализа, аналогии и сравнения, индукции и дедукции и др. Из специальных методов  использованы контент-анализ  текстов и документов, моделирование социальных механизмов манипулирования. 
     
     Структура диссертационного исследования соответствует логике исследования и включает введение, три главы, заключение,  список использованной литературы.
     
     

Ключевые понятия исследования:
     Манипуляция - тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.
     Манипулятивная технология управления на муниципальном уровне -   совокупность деструктивных способов и механизмов регулирования, контроля и управления, осуществляемых местными властями скрыто, в своих корыстных интересах, при активном использовании уловок, обмана, а также СМИ как инструмента воздействия на объект (население муниципального образования) в интересах определенного субъекта (персона, представляющая власть).
     
     
     Муниципальное управление - это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.
     Манипуляция общественным сознанием - один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путем создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.
     Манипулятивное воздействие — это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера (стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Концепция, развитая Д. Карнеги, стала символом такого типа общения. Манипулятивный стиль общения широко распространен и в области пропаганды.
     (Указать источники формулировок ключевых понятий)
     
     

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ   УПРАВЛЕНИЯ

1.1 МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

     В наше время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения. 
     Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании массовым сознанием. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать ее без вопросов.
      Манипулирование массовым сознанием можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений, религиозных сект). Эта деятельность осознанна и целенаправленна, у ее организаторов есть определенные цели, намерения получить выгодные для себя результаты [5, С. 41].
     Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово «manus» – «рука» (manipulus – пригоршня, горсть, ручной прием от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление). Оксфордский словарь английского языка трактует понятие «манипуляция» как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка.   
     В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. 
     Таким образом, термин «манипуляция» есть метафора, и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми (и, конечно, уже не руками, а специальными «манипуляторами»). Заметим, что с самого начала это понятие ограничивает понимаемый как манипуляция набор способов управления - им обозначается только управление с ловкостью и даже скрытое управление» [29, С. 5] . Реципроктность (взаимность) - мы помогаем тем, кто помогает нам. «Я дам тебе су, чтобы ты дал мне два».
     Согласно определению С.Г. Кара-Мурзы, от понимания манипуляции в техническом смысле (манипуляторы – приспособления для управления механизмами) произошло современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами [29, С. 175].
     С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие родовые признаки манипуляции:
        * манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия. Мишенью манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности;
        * манипуляция – скрытое воздействие, факт которого не должен быть обнаружен объектом манипуляции. Как замечает Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» [72, С. 326]. Если попытка манипуляции вскрывается и это становится известно широкой аудитории, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт применения приёмов манипулирования наносит значительный ущерб манипулятору. Еще тщательнее скрывается цель манипуляции. Иногда наряду с сокрытием и утаиванием информации применяется такой метод как «предельное самораскрытие», игра в искренность, например, когда политик хочет «сойти засвоего» и показаться аудитории честным и искренним человеком;
        * манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний [9 С. 55]; 
        * к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как кособого рода вещам. Используя «живой материал», манипулятор добивается своих целей.
     Итак, процесс манипулирования сознанием людей можно объяснить следующим образом. Он может рассматриваться как использование людей в целях получения выгоды манипулятором. Люди в этом случае превращаются в объекты манипуляции, обесцениваются и овеществляются. Действия, совершаемые над манипулируемым, неведомы, скрыты и незаметны для него. Психологический смысл манипуляций состоит «в программировании и контроле поведения людей, получении над ними власти или преимущества за счет ограничения их свободы, выбора, создания такой ситуации, в которой объект будет вести себя выгодным для манипулятора образом, не имея выбора или не осознавая его» [29, C. 145]. Цель любой манипуляции – скрывая свои истинные намерения, побудить человека к совершению определенных действий, изменению ценностных установок, мнений, отношений, представлений и взглядов. Необходимое условие – сохранить у объекта манипуляции иллюзию свободы выбора решений, иллюзию независимости. Иными словами, сделать так, чтобы человек был уверен, что он действует по собственной воле, что это его собственное желание.                         А. Карпов пишет: «Потребности человека психика «материализует» в виде набора стереотипов, установок, стандартных правил. Оценивая любую внешнюю ситуацию, человек сравнивает ее с этими стереотипами и делает «вывод» о том, насколько удовлетворена та или иная потребность. Этот «вывод» есть не что иное, как эмоция (слово вывод взято в кавычки, т.к. под ним обычно понимают логический вывод, а эмоция – это не логический вывод). Если потребность удовлетворена, мы, не задумываясь и не рассуждая, ощущаем положительную эмоцию (радость, благодарность), если нет - отрицательную (страх, гнев, ненависть)» [30, С. 72]. Именно потому, что эмоциональная сфера мало подвержена логике (большинство предпочитают эмоциональную оценку ситуации рассуждениям и логическим выводам), она является одной из самых уязвимых мишеней для манипулирования. Чтобы заставить человека действовать по заданной манипулятором программе нужно вызвать эмоцию настолько сильную, чтобы она заполонила человека, не дала возможности вернуться на рациональный уровень и спокойно обдумать ситуацию. «И если набор стереотипов известен манипулятору, то его задачей является сформировать (через механизмы восприятия и воображения) такой образ действительности, который соответствующим стереотипом будет «преобразован» в требуемую эмоцию» [29, С. 47].
     Итак, под манипулированием массовым сознанием можно понимать один из способов господства и подавления воли граждан через программирование их поведения [16 С. 66]. Данное воздействие направлено не на отдельных индивидов, а на общество в целом, оно ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипуляторам направлении.    Манипуляцию массовым сознанием можно рассматривать как комплексную стратегию убеждения с целью навязывания коллективных ценностей и преобразования ментальности определенной группы людей для поддержания власти правящей элиты, а шире – для «воспроизводства сложившегося статус-кво в социальной структуре» [72]. 
     Исследователи выделяют определенные сферы воздействия, на которые манипулятор направляет свои усилия, чтобы разрушить психологические защиты. К основным сферам воздействия относятся следующие: сфера чувств и эмоций; сфера мышления (логическое и ассоциативное); сфера внимания, памяти;  сфера воображения.
     На начальном этапе манипуляции в первую очередь раскачивается эмоциональная сфера.  По мнению С. Кара-Мурзы, чувства более подвижны и податливы, а если их удается «растрепать», то и мышление оказывается более уязвимым для манипуляции [29, C. 133]. Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах - обязательный этап. Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Лебон писал: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». Чувственная ступень отражения стоит ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагирует быстрее, непосредственнее. Поэтому ее легче «эксплуатировать». То, что называют общественным мнением, скорее заслуживает имя общественных чувств» [40, С. 102]. Кроме того, в области чувств легче создать «цепную реакцию» - заражение, эпидемию чувств. Г. Лебон много писал о податливости внушению как общем свойстве толпы: «Первое формулированное внушение тотчас же передается вследствие заразительности всем умам, и немедленно возникает соответствующее настроение» [40, С. 122].    Здесь издавна известны явления, которых нет в индивидуальной психике - подражание, стихийное распространение массового чувства. «Основным средством для возбуждения эмоциональной сферы является использование кризиса, какой-то аномальной ситуации, оказывающей огромное  влияние на чувства» [36 C. 96]. Это может быть крупная технологическая катастрофа, кровавое насилие (акция террористов, преступника-маньяка, религиозный или национальный конфликт), резкое обеднение больших групп населения, крупный политический скандал. В особенности очень просто активизировать те чувства, которые в обыденных морально-этических нормах считаются предосудительными: страх, зависть, ненависть, самодовольство. Но принимаются манипуляторы постоянно раскачивать чувства, которые уже «актуализированы» в общественном сознании. Американский социолог Г. Блумер в работе «Коллективное поведение» пишет: «Функционирование пропаганды в первую очередь выражается в игре на эмоциях и предрассудках, которыми люди уже обладают» [5, С. 540].
     В качестве второй сферы воздействия выделяют сферу мышления. Специалисты разделяют логическое и ассоциативное мышление. 
     С. Кара-Мурза отмечает, что логическое мышление прозрачно, и его структура прекрасно изучена. Значит, в него можно вторгнуться и исказить программу, лишив человека возможности делать правильные умозаключения. Уже внеся хаос в логическую цепочку, манипулятор достигает очень многого: человек чувствует свою беспомощность и сам ищет поводыря. А если удается так исказить логическую программу, что человек «сам» приходит к нужному умозаключению, тем лучше. С помощью этих приемов у значительной части населения удается отключить способность к структурному анализу сообщений и явлений - анализ сразу заменяется идеологической оценкой. Отсюда - кажущаяся чудовищной аморальность, двойные стандарты. «На деле же болезнь опаснее: люди стали неспособны именно анализировать» [29, С. 117].  
     Рассматривая сферу ассоциативного мышления следует отметить, что под ассоциацией понимается связь между элементами психики, благодаря которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает другой, с ним связанный. Е.Л. Доценко выделяет следующие приемы ассоциации: ассоциации по неожиданности; ассоциации по смежности; ассоциации по звуковому сходству;  ассоциации по совмещению [20, С. 47].
     При манипуляции используют ассоциации по совмещению. Ассоциативное мышление актуализируется посредством метафоры. Метафора есть речевое воздействие с целью формирования у реципиента (чаще всего - у общества) либо положительного, либо отрицательного мнения о той или иной единице (программе, мероприятию). Происходит подмена обычного выражения образным. Для успешного манипулирования с помощью метафоры необходимо выдержать определенную схему.    
     1. Метафора должна быть составлена из двух несоизмеримых образов.
     2. Дилемма должна освобождать субъекта высказывания от пребывания в каждой из этих частей.
     3. В метафоре должна задаваться ложная дилемма.
     Метафоры - это готовые шаблоны мышления, но они эстетически заманчивые. Это - выраженные художественно стереотипы. Практически главным «материалом», которым действует манипулятор при актуализации ассоциативного мышления, являются социальные стереотипы. Социальный стереотип – неизменная база взглядов, которая формируется в сознании, как на основе личного опыта, так и с помощью разнообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. «Стереотипы - неотъемлемые элементы индивидуального и массового сознания» [35 C. 55]. С помощью их совершается нужное урезание восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании. Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть обнаружены, освоены и применены как цели для манипуляции. Поскольку их польза для человека в том и содержится, чтобы воспринимать и оценивать стремительно, не задумываясь, манипулятор может использовать их как «фильтры», через которые аудитория и будет видеть реальность. «Из всех средств влияния на человека самыми тонкими и обладающими силой внушения являются те,  которые создают и поддерживают «галерею стереотипов» [19, С. 40].
     В качестве третьей сферы воздействия выделяют сферу воображения. Воображение неотрывно соединено с восприятием, только оно новым образом комбинирует то, что мы когда-то узнали на опыте и закрепили это в памяти: нельзя представить то, что в разных своих частях не присутствовало бы в действительности. «К воображению тесно примыкает предчувствие, которое также порождает в сознании образы, построенные из элементов познанной ранее реальности. В этих образах, однако, главенствует чувственное ощущение, из которого делаются более или менее далеко идущие выводы» [27, С. 115].  Воображение – это творческая способность, оно «гораздо меньше, чем мышление, подвержено дисциплине (логики, традиции). Значит, более уязвимо для воздействия извне» [27, С. 117]. Преобразуя в нашем сознании полученные когда-то и где-то от действительности впечатления, воображение создает образы и мыслительные, и чувственные. Следовательно, через воображение манипулятор может воздействовать и на мышление, и на чувства.
     Следующей сферой воздействия является  память и внимание. Проблема манипулятора - убедить людей. Для этого необходимо, прежде всего, приковать внимание людей к его сообщению, в чем бы оно не выражалось. Далее нужно, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти. Люди могут менять и сосредоточенность внимания на объекте, уровень углубленности в его осмысление - в жизни человеку доводится распределять внимание. Таким образом, «искусственно развеивая внимание, разделяя его на объекты, можно и без глубокого абстрагирования внимания от важного для человека объекта очень снизить возможности его восприятия и осмысления» [34 C. 22]. Для более успешной манипуляции вниманием немаловажно также правильно оценить такие характеристики аудитории, как устойчивость и интенсивность внимания. С. Кара–Мурза отмечает, что при изучении процессов памяти психологи обнаружили явление «дремлющего эффекта» [29, С. 118]: отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течением времени, «отлежавшись», превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом и в согласие с ней.
     Воздействуя на вышеназванные сферы, манипулятор использует определенные средства. Главными из них являются язык слов, язык образов,  язык чисел, карты, язык звуков, музыка. 
     «Человека охватывает искусственный мир культуры, который отличается своеобразным миром слов – логосферы» [28, C. 214]. Он заключает в себя язык как средство общения и все формы «вербального мышления», в котором мысли облекаются в слова. Язык, как система понятий, в которой человек воспринимает мир и общество, рассматривается как самое главное средства подчинения. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению. Современный философ С.Московичи в книге «Наука о массах» подчеркивает : «Что во многих отношениях удивительно и малопонятно - это всемогущество слов в психологии толп. Могущество,  которое происходит не из того, что говорится, а из их «магии», от человека, который их говорит, и атмосферы, в которой они рождаются. Обращаться с ними следует не как с частицами речи, а как с зародышами образов, как с зернами воспоминаний, почти как с живыми существами» [46, С. 94]. Основоположником научного направления, посвященного роли слова в пропаганде (а затем и манипуляции сознанием) считается американский социолог Гарольд Лассуэлл.  В книге «Техника пропаганды в мировой войне» он разработал методы семантического анализа текстов - изучения использования тех или иных слов для передачи или искажения смыслов («политическая семантика исследует ключевые термины, лозунги и доктрины под углом зрения того, как их понимают люди» [39, С. 112]. Г. Лассуэлл создал целую систему, ядром которой стали принципы создания «политического мифа» с помощью подбора соответствующих слов.
     Рассматривая язык образов, как одно из основных средств манипуляции, обратимся в высказыванию Г. Лебона: «Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ в свою очередь вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым... Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков» [40, С. 67]. 
     Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. «Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия» [37, С. 56]. 
     В качестве примера воздействия образов на массовое сознание является использование зрительных образов в сочетании с авторитетом науки. Речь идет о географических картах. Они оказывают на человека огромное идеологическое воздействие. Уже с начала века (точнее, с зарождением геополитики - крайне идеологизированного учения о территориальных отношениях между государствами) карты стали интенсивно использоваться для манипуляции массовым сознанием.
     Зна.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44