VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001924
Тема: Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях
Содержание
Титул







специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях функции, цели, задачи 
































Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации……………………………………………6
1.1. История развития социальной работы в пенитенциарной системе……….6 
1.2.  Социальная работа как специфическое направление деятельности в пенитенциарной системе………………………………………………………..13
1.3. Современное состояние нормативно-правовой базы в сфере социальной работы в пенитенциарной системе……………………………………………..19
Глава II. Технология и перспективы социальной работы в пенитенциарных учреждениях……………………………………………………………………...24
2.1. Особенности технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях……………………………………………………………………...24
2.2. Этапы и направления социальной работы в пенитенциарном учреждении………………………………………………………………………34
2.3. Перспективы развития социальной работы в пенитенциарных учреждениях……………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы…………………………………………...52












     Введение
     
     В каждом цивилизованной стране существуют нормы поведения, которые являются общепринятыми правилами, и следование им – обязанность каждого члена этого сообщества. Развитие общества обусловило формирование двух нормативных систем – моральные (этические) нормы, нарушение которых влекло за собой изменение отношения к нарушителю со стороны других членов сообщества и правовые нормы, преступление которых каралось наказанием.
     Рост преступности в России стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, постепенно снижались такие высокие духовные национальные ценности бытия как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, любовь к Отечеству и забота о ближних.
     Система наказаний широко развита в Российской Федерации, однако ставка социального работника в пенитенциарном учреждении до сих пор игнорируется властью, хотя в большинстве развитых стран в исправительной системе участвуют специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи.
     Актуальность данной темы заключается в том, что правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждении в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.
     Пенитенциарная система служит общепринятой цели – перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления.
     Цель дипломной работы состоит в исследовании специфики социальной работы в пенитенциарных учреждениях функции, цели, задачи.
     Для достижения данной цели, необходимо реализовать следующие Задачи:
1) проследить историю развития социальной работы в пенитенциарной системе;
2) рассмотреть социальную работу как специфическое направление деятельности в пенитенциарной системе;
3) изучить современное состояние нормативно-правовой базы в сфере социальной работы в пенитенциарной системе;
4) вывить особенности технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях;
5) проанализировать этапы и направления социальной работы в пенитенциарном учреждении;
6) обозначить перспективы развития социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
     Объект исследования – пенитенциарные учреждения.
     Предмет исследования – особенности социальной работы в пенитенциарных учреждениях. 
     Теоретической основой написания дипломной работы явились законодательные и нормативные акты, учебники, учебные пособия и статьи в периодических изданиях по изучаемому вопросу.
     Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
     В первой главе рассматриваются теоретические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации: история развития данной проблемы в истории нашей страны, специфика социальной работы в подобных учреждениях, нормативно-правовой базы в сфере социальной работы в пенитенциарной системе.
     Во второй главе дипломной работы проводится анализ технологии и перспектив социальной работы в пенитенциарных учреждениях. 
     В заключении дипломной работы сделаны основные выводы по результатам исследования.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     














Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации


1.1. История развития социальной работы в пенитенциарной системе 


     Историческое развитие пенитенциарной науки включало в себя различные теории наказания. На протяжении многих тысячелетий действовал так называемый закон талиона (от лат. talio – возмездие, равное по силе преступлению), который заключался в причинении виновному того же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Против прямого следования закону талиона выступил древнегреческий философ Протагор, указавший на то, что наказание должно быть способом выпрямления, подразумевая под этим обезвреживание и исправление преступника. Аристотель утверждал, что если наказание не обеспечивает исправления преступника, то наказание должно быть усилено.
     Позже развиваются и другие концепции наказания преступника: теории устрашения, целесообразности, психологического принуждения и т.д. Например, Т. Гоббс считал, что устрашение преступника (реального или потенциального) позволит предупредить преступления.
     За необходимость соразмерности наказания и преступления, доказывая неэффективность жестокого наказания, выступали в XVIII в. итальянский юрист Чезаре Беккариа (трактат «О преступлении и наказании») и один из вождей якобинцев в Великой французской революции – Жан-Поль Марат.
     В XIX в. представители германской школы пенологии утверждали, что наказание безнравственно по своей природе, но необходимо, т.к. государство стоит перед постоянным выбором: отказаться от охраны интересов общества или причинить зло преступнику.
     Как видим, мысль о ресоциализации, или исправлении преступника, не является находкой нашего времени. Напротив, попытки воздействовать на нарушителей закона с целью переориентации их на «позитивное» сотрудничество в общественной жизни существует уже давно, выступая в различных формах. Однако, овладевая на некоторое время вниманием общества, вновь оттесняются другими приходящими идеями или заменяются ими.
     Первой серьезной попыткой повлиять на преступников в направлении ресоциализации, или, точнее, социализации, было введение наказания лишением свободы. «Лишение свободы» представало как выражение «принципов индивидуальности и сознательных требований общественного порядка». С введением лишения свободы воры и нищие удалялись с улицы и привлекались к регулярному труду. При этом учитывал тот опыт истории, что посредством телесного наказания никогда еще не достигалось изменение поведения отдельной личности или ситуации, в которой она находится (бедность и нищета). Предполагалось, что наказание в виде лишения свободы может привести к внутреннему перевороту, духовному перерождению – «через молитву в камере происходит процесс личностной социализации, поддерживаемый трудом и внутренним аскетизмом». Таким образом, наказание лишением свободы обретало новый смысл в стремлении «более дойти до души, чем до тела».
     Следует обратить внимание на то, что наказание всегда выполняло и выполняет в обществе различные функции. Например, наказание могло выступать средством устрашения потенциального преступника, тем самым ограничивая распространение девиантного поведения. Однако современное понимание лишения свободы вряд ли связывает его с возможным духовным преображением, видя в нем лишь метод предотвращения преступления. Всевозможные штрафные санкции, направленные на защиту имущественных прав, прежде всего, на защиту собственности, существовали всегда, однако и по сей день остается не доказанным, имело ли какое-то влияние угроза лишения свободы или действительное ее лишение на предотвращение преступлений.
     Деятельность уголовного судопроизводства и исправительных систем строится на основе общих философских принципов:
     Возмездие. Согласно этой концепции, преступное деяние по своей природе неправомерно, и, следовательно, должно быть наказуемо. Таким образом, тюремное заключение не имеет иного утилитарного смысла, кроме наказания, и не предназначено для того, чтобы влиять на уровень преступности, защищать общество или перевоспитывать преступника.
     Возмещение. Преступник должен возместить ущерб, нанесенный жертве, будь то физические повреждения или потеря имущества.
     Общее устрашение. Наказание преступника используется в качестве примера, чтобы его страдания удерживали других от преступлений.
     Устрашение отдельного лица. Внимание сосредоточено прежде всего на том эффекте, который наказание произведет на конкретного преступника. Предполагается, что в будущем он станет избегать поступков, которые влекут за собой наказание.
     Перевоспитание. Сторонники этой концепции полагают, что поведение индивидов можно изменить, вовлекая их, даже помимо их воли, в разнообразные программы, имеющие целью перевоспитание преступников, обучение и возвращение их в общество.
     Превентивные меры. Превентивное лишение прав и ограничение свободы применяется при опасности рецидива. Проблемы, возникающее при использовании этого подхода:
     а) вероятность лишения свободы и тех, кто не собирается возвращаться к преступной жизни;
     б) высокая стоимость мероприятий;
     в) возможность злоупотреблений;
     г) направленность наказания против еще не совершенного преступления;
     д) низкая эффективность, т. е. малое снижение уровня преступности при высоких расходах.
     Воздаяние по заслугам. Справедливое возмездие предполагает вынесение четких единообразных приговоров в зависимости от тяжести конкретного преступления, совершенного индивидом. При этом значительно ограничиваются права судебных властей, а обвиняемый и общественность получают возможность глубже осознать последствия преступного поведения.
     Необходимо отметить, что ни один из этих принципов не является адекватным и не ведет к радикальному снижению уровня преступности, т. к. на положение дел в пенитенциарной системе влияют и другие значительные факторы.
     Рассмотрим становление социальной работы в пенитенциарной системе в контексте исторических событий России. Длительное время в общественном мнении складывалось представление о том, что в России на всех этапах ее существования в отношении осужденных осуществлялась лишь карательная политика, и никаких мер воспитательного, социального характера не применялось. Однако, первые положения о гуманном отношении к заключенным декларировались в Наказе Императрицы Екатерины II комиссии о составлении проекта нового Уложения о наказании, где статья 248 гласила: «…самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей (заключенных) лучшими есть приведение в совершенство воспитания».
     Процитированный документ позволяет сделать вывод о том, что уже в XVIII веке в качестве целей деятельности пенитенциарных учреждений России ставилось не только устрашение и возмездие, но и исправление преступников, возвращение их в общество полноценными людьми. Кроме названного, в упомянутом проекте особое внимание уделялось тюремным больницам, бесплатному предоставлению одежду неимущим, раздельному содержанию подследственных и осужденных и пр., то есть, говоря современным языком, закладывались основы социальной работы в тюремных учреждениях. Однако приведенные выше идеи так и нее были реализованы на практике в силу того, что не были обеспечены ни материально, ни организационно.
     Следующий этап становления социальной работы в исправительных учреждениях связан с эпохой царствования Александра I. С разрешения и под покровительством императора было учреждено Попечительное о тюрьмах общество. Перед обществом была поставлена задача нравственного исправления преступников. Достижение этой цели обеспечивалось следующими средствами: размещением по роду преступлений и обвинений, наставлением заключенных в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, занятием их приличными упражнениями и пр., то есть провозглашался гуманный подход к гражданам, совершившим преступление. Необходимо отметить, что с учреждением названного общества вводились ранее неизвестные новшества в тюремный быт. Членам губернских тюремных комитетов разрешалось посещать тюрьмы и знакомиться с положением заключенных; создавались библиотеки с фондом исключительно религиозного содержания.
     Весьма важным для зарождения основ социальной работы с заключенными стал Закон от 4 июля 1866 года, определивший нормы положенной жилой площади на каждого арестанта, размещение осужденных дифференцированно, по полу, возрасту и сословиям, регламентировавший снабжение одеждой, бельем, организацию питания и другое. Очевидно, что в этом правовом документе отражается забота государства о минимальном обеспечении человека, преступившего закон и создаются условия для физического выживания в условиях лишения свободы.
     Большое влияние на становление социальной работы оказало реформирование тюремной системы в 70–80-е годы XIX века, когда главным элементом провозглашается труд осужденных, материальная заинтересованность в нем. В 1879 году было создано Главное тюремное управление, в его структуре был образован институт тюремной инспекции, которая занималась сбором, анализом сведений о тюремных учреждениях, ревизией тюремного хозяйства, то есть создавалась система государственного контроля за положением дел. Следует отметить, что государством всячески поощрялось участие светских лиц в работе с осужденными, которое, однако, чаще всего ограничивалось частными формами материальной помощи.
     Формирование основ социальной работы в местах лишения свободы заключения на рубеже XIX–XX веков происходило и через становление патроната, который понимался как покровительство лицам, вышедшим из мест заключения, оказание им различной помощи. Перед ним ставилась задача восстановить общественно полезные связи осужденного. В 1896 году было создано Санкт-Петербургское Попечительное общество о домах трудолюбия, целью деятельности которого являлось оказание срочной помощи нуждающимся, в том числе и освобожденным из мест заключения, по возможности недолговременной.
     Деятельность патроната получила широкое распространение в работе с несовершеннолетними осужденными. Его цель по отношению к несовершеннолетним состояла в ограждении их от нравственной гибели, развитии способностей к честному труду.
     Таким образом, на рубеже XIX–XX веков активно закладывались первоосновы социальной работы в пенитенциарных учреждениях России. Проявлялись они, прежде всего, в становлении психологических и педагогических методов работы с преступниками, в совершенствовании правовой базы их осуществления. Необходимо отметить, что основные направления социальной работы в современном ее понимании реализовывались преимущественно священнослужителями, общественными организациями и частными лицами. Особенно ярко проявлялись различные ее направления в отношении несовершеннолетних осужденных.
     Смена государственного строя России в феврале 1917 года вызвала необходимость переоценки института тюремного наказания. Пытаясь реформировать тюремную систему, Главное управление по делам мест заключения (получившее это название в апреле 1917 года) развивает элементы самодеятельности, использует в обеспечении надлежащего порядка в пенитенциарных учреждениях самих заключенных. Важную стимулирующую роль призвана была сыграть вводимая прогрессивная система отбывания наказания, при которой судьба осужденного зависела от его поведения. При определенных условиях им предоставлялись различные льготы, вплоть до условно-досрочного освобождения.
     О становлении социальной работы в тюрьмах России свидетельствует один из документов, в котором подчеркивалось, что главным должно стать возрождение и социальное перевоспитание человека, имевшего несчастие совершить преступление. К числу основных средств воздействия на личность заключенного главное управление местами заключения относит труд. При этом обращалось внимание на то, что работы ориентируются на ресоциализацию и должны давать заключенным знания, с которыми они по выходе на свободу могут найти себе подходящее занятие.
     Вводилась дифференциация условий содержания заключенных, а применение льгот зависело от их отношения к выполнению трудовых обязанностей. Заключенным, которые проявляли особое трудолюбие, могло быть разрешено проживание на частных квартирах с обязательным условием являться в лагерь для исполнения назначенных работ; срок заключения им мог быть сокращен.
     Для стимулирования становления заключенных на путь исправления предусматривалось использование поощрительных мер: объявление благодарности с занесением в личное дело, выдача премиального вознаграждения, улучшение жилищных и бытовых условий, предоставление свободного передвижения в пределах территории лагеря и другое.
     Необходимо подчеркнуть, что в связи с ликвидацией в стране безработицы ставилась задача организовывать труд осужденных так, чтобы они имели возможность с самого начала отбывания наказания приобрести квалификацию или повысить имеющуюся, что имело большое ресоциализирующее значение. Исходя из этого остро ставился вопрос о расширении профессионально-технического образования как средства социальной реабилитации, организации обучения осужденных тем профессиям, которые требуются предприятиям не только исправительных учреждений, но и народного хозяйства. Создавались целевые профессионально-технические курсы и кружки, затем была введена система массово-технического обучения осужденных по правилам подготовки квалифицированной рабочей силы.
     Практика советских исправительных учреждений на протяжении длительного периода времени вела поиск оптимальных форм организации среды осужденных с тем, чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства психолого-педагогического воздействия на личность, закладывая тем самым основы социальной работы в местах лишения свободы.
     За время отбывания наказания осужденный значительно понижает свой социальный и правовой статус, утрачивает связи с обществом, депрофессионализируется, ухудшает состояние физического, психического и нравственного здоровья. 
     Таковы доминирующие тенденции того времени.



1.2. Социальная работа как специфическое направление деятельности в пенитенциарной системе


     Понятие «пенитенциарная система» происходит от латинского слова, означающего раскаяние, и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.
     Первая тюрьма, получившая название пенитенциарной, была построена в 1786 г. в Филадельфии (США, штат Пенсильвания), затем такой тип тюрем получил довольно широкое распространение в других городах США и некоторых странах. Отличительная особенность данной системы – строжайшее одиночное заключение. Считалось, что преступник – грешник, нуждающийся в покаянии, которое примирило бы его с Богом и людьми, поэтому тюрьма – то место, в котором преступник, оставленный наедине с собой, способен раскаяться.
     Социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельное направление деятельности, которое не является средством исправления и перевоспитания заключенных, но обеспечивает успешное развитие этих процессов. 
     В связи с перспективами развития исправительной системы для социальных работников открывается широкое поле деятельности на разных этапах работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории граждан.
     В рамках уголовного процесса социальные работники могут принимать участие в программах работы с жертвами и свидетелями преступлений.
     Существуют определенные международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Европейских тюремных правилах (1987) и др.
     В ст. 61 Минимальных стандартных правил ООН рассматриваются функции социального работника в исправительном учреждении:
     поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;
     поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;
     защита гражданских интересов осужденных;
     защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.
     Особенность профессиональной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе заключается в специфичности контингента. Это работа с условно осужденными, оказание им социальной, психологической, организационной и других видов помощи; с лицами, находящимися в местах лишения свободы; с лицами, отбывшими наказание, включая их ресоциализацию; с семьями заключенных и бывших заключенных.
     Социальный работник в пенитенциарной системе при исполнении своих профессиональных функций занимается разнообразными видами деятельности, используя следующие подходы:
     1) воспитательный подход, когда социальный работник выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, использует ролевые игры как метод обучения;
     2) фасилитативный подход (фасилитатор – помощник). Социальный работник выступает в роли помощника или посредника в преодолении апатии, дезорганизации личности клиента, которому трудно сделать это самостоятельно. Деятельность специалиста нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуации, подбадривание и мобилизацию внутренних резервов;
     3) адвокатский подход. Социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника людей, которые выступают в роли адвокатов от собственного имени.
     Недостаточная изученность такой специфически-специальной отрасли научно-практических знаний, как пенитенциарная социальная работа затрудняет выделение ее собственного понятийного аппарата. Некоторые из общепринятых понятий социальной работы в ее пенитенциарной отрасли утрачивают свою категориальную важность (например, социальное, социализация, семейный конфликт, меценатство, психосоциальная работа, социальные сети и т.д.), другие – в соединении с понятием «осужденный» приобретают значительную смысловую особенность (пенитенциарная трудная жизненная ситуация, социальная реабилитация осужденных, социальное обслуживание осужденных, социальная служба уголовно-исполнительной системы), третьи – становятся основными категориями. К числу последних необходимо отнести такие, как социальная помощь осужденным. Это система разносторонних социальных мер в виде содействия, поддержки, консультирования, иных услуг, оказываемых социальной службой исправительных учреждений или иными субъектами деятельности осужденным и их группам для преодоления трудных жизненных ситуаций и позитивного личностного развития в процессе исправления и ресоциализации.
     Рассмотрим различные понятия социальной работы в контексте пенитенциарной системы.
     Социальная поддержка лиц, содержащихся в исправительных учреждениях – специальная система мер, направленная на подкрепление, сохранение, либо восстановление условий жизнедеятельности наиболее «слабых» осужденных и их групп риска, испытывающих вследствие этой слабости особые, отличные от других объективного или субъективного свойства нужды, затрудняющие нормальное содержание в исправительных учреждениях, подготовку к жизни на свободе и постпенитенциарную реабилитацию.
     Социальная защита осужденных – система общих мероприятий, осуществляемых администрацией исправительных учреждений, иными субъектами пенитенциарной социальной работы, представителями государственных органов, неправительственных организаций по обеспечению предусмотренных законом прав, свобод и интересов лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Они включают в себя социальное обеспечение (социальное обслуживание, получение на общих основаниях пенсий, социальных пособий, льгот и других выплат), социальное страхование (медицинское, личное, имущественное и т.д.), поддержку. Эти меры должны быть законными и минимально достаточны для удовлетворения базовых потребностей осужденного, поддержания его жизнеобеспечения и деятельности.
     Ресоциализация осужденных – комплексная система и результат социальной помощи, поддержки, защиты и педагогически целесообразного воздействия на конкретную личность в целях ее подготовки к жизни на свободе и формирования готовности удовлетворять свои потребности, интересы, права некриминальным способом (задача – минимум) и полноценно функционировать в обществе (задача – максимум). Основу процесса ресоциализации составляют восстановление, сохранение, формирование социально и личностно полезных связей и отношений осужденного, оздоровление его микросреды, включение в различные виды позитивной деятельности, в том числе разрешение собственных проблем и самосовершенствование на всех этапах лишения свободы. Будучи одной из задач (подцелей) уголовного наказания, ресоциализация тесно связана с такими понятиями, как подготовка осужденных к жизни на свободе, их исправление и социальная реабилитация.
     Социальная реабилитация осужденных – процесс восстановления социальных функций, ролей, статуса лиц, лишенных свободы, утраченных ими в связи с совершением преступления, осуждением и отбыванием наказания в специфических условиях изоляции и законного ограничения в некоторых правах и свободах. Эта многоплановая работа начинается в исправительном учреждении и продолжается в постпенитенциарный период до тех пор, пока не будет восстановлена способность индивида к полноценному социальному функционированию. Ее эффективность достигается всем комплексом реабилитационных мер: медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, собственно социальных.
     Пенитенциарная трудная жизненная ситуация – разновидность социальной ситуации, характеризующаяся совокупностью сложных социальных проблем личности, являющихся детерминантами криминального поведения, а также дополнительных трудноразрешимых обстоятельств, обусловленных отбыванием наказания в местах лишения свободы. Социальная работа с осужденными профессионально направлена на преодоление этих проблем и позитивное личностное развитие.
     Пенитенциарная социальная работа самим названием определяет теснейшие взаимосвязи как с общегосударственной системой социальной работы с населением, так и с пенитенциарными отраслями науки и практики, в том числе пенитенциарной педагогикой и психологией. Это обуславливает необходимость использования таких междисциплинарных понятий, как личность осужденного, криминогенные детерминанты, преступное поведение, среда и субкультура осужденных, средства их исправления и другие.
     Таким образом, мы можем утверждать, что социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности:
     - увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;
     - создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
     - адаптации или реадаптации в обществе;
     - создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
     - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».
     


1.3. Современное состояние нормативно-правовой базы в сфере социальной работы в пенитенциарной системе


     В России идет активное развитие социальной работы с заключенными. В принятом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г., указываются три цели наказания:
     – восстановление социальной справедливости;
     – исправление осужденного;
     – предупреждение совершения новых преступлений.
     В 1995 г. приказом МВД Российской Федерации утверждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по переписке. Находящиеся в СИЗО получили также разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско-правовых сделках (завещать, дарить, передавать имущество по доверенности и т. д.) и заключать браки. В СИЗО введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий.
     Кроме того, новыми правилами заключенным разрешается отправление религиозных обрядов в специально оборудованных помещениях. Кроме Русской Православной церкви в пенитенциарных учреждениях России активно действуют и представители других конфессий.
     Религиозная деятельность в пенитенциарных учреждениях представлена тремя формами: в виде культовой работы, духовно-просветительской деятельности, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.
     В соответствии с исправительно-трудовым законодательством в исправительно-трудовых колониях осуществляется всеобщее среднее образование осужденных из числа молодежи. В последнее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Возможность получения образования имеет несомненную социальную значимость для заключенных:
     – повышается их социальный статус;
     – препятствует интеллектуальной и культурной деградации, которым подвержены большинство попавших в заключение;
     – открывает большие возможности реализации внутренних потенциалов заключенных, способствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения;
     – помогает выработать адекватную самооценку и т. д.
     В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциарной системы, нет упоминания о социальной работе как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании нет должности социального работника. Но социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается своими специфическими чертами:
     – она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;
     – ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;
     – она проводится в обстановке противоборства противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;
     – она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;
     – однако она не прекращается с окончанием исполнения наказания, т. к. бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;
     – социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях [10, с.86]..
     В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против возможного жестокого или унижающего достоинство человека обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране здоровья и т.д.
     Основными же задачами социальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Также их обязанностью является работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи.
     Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.
     Социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарной системе. Среди них – умение рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении проблем клиента. Особую ценность представляет методика работы с клиентом и т. д.
     Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются, прежде всего, в оказании помощи заключенным:
     – в осознании необходимости изменения своей судьбы, установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки;
     – в анализе своих противоправных поступков и потребностей;
     – в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта;
     – в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например, умения принимать ответственные решения;
     – в решении административных и финансовых вопросов.
     Социальная работа занимает свое особое место среди других видов воздействия на заключенных. В ст. 6 Исправительно-трудового Кодекса выделяются 5 основных направлений исправления и перевоспитания заключенных:
     – режим отбывания наказания – система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного, которая направлена на достижение целей наказания;
     – общественно-полезный труд – выступает в качестве обязанности осужденного и права лица, содержащегося под стражей;
     – воспитательная работа – к ней относятся культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание;
     – общеобра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%